Научная статья на тему 'Потребностно-мотивационные модели образовательной деятельности студентов негосударственных вузов: опыт эмпирического социологического анализа'

Потребностно-мотивационные модели образовательной деятельности студентов негосударственных вузов: опыт эмпирического социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребностно-мотивационные модели образовательной деятельности студентов негосударственных вузов: опыт эмпирического социологического анализа»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.33.001 Б ББК С561.9

ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

И. К. Кощеева,

Е. А. Шуклина

Решение целого ряда проблем управления образовательным процессом в высшей школе базируется на анализе потребностно-мотивационных и ценностно-нормативных регуляторов образовательной деятельности основных субъектов, включенных в образовательный процесс. Целесообразность и эффективность управленческого воздействия обусловлена наличием информации об этих регуляторах, источником которой, в последнее время, все чаще становятся социологические исследования.

Предпринятое нами эмпирическое исследование было посвящено анализу качества образования в негосударственных образовательных учреждениях высшей школы г. Екатеринбурга и одной из своих задач имело выявление пот-ребностно-мотивационных моделей образовательной деятельности студентов.

Важность анализа данной проблемы заключается в том, что:

• качество образования является конвенциональным феноменом - результатом соглашения между всеми участниками образовательного процесса и соотнесения их потребностей с нормативными требованиями, принятыми в системе образования, и социокультурными особенностями функционирования образовательной сферы в обществе;

• дифференциация представлений о качестве образования обусловлена различиями в системе потребностей, включенных в образовательную сферу субъектов (студент, преподаватель, административный работник, работодатель);

• даже одна социальная группа (в данном случае студенты) может задавать разные нормативные требования к качеству образования в зависимости от объективных (социальных, демографических, образовательных и др.) и субъективных (потребностно-мотивационных, ценностно-нормативных) характеристик.

• значимость анализа субъективных характеристик, позволяющих более дифференцированно сегментировать рынок потребителей образовательных услуг негосударственного образования, постоянно возрастает в условиях роста конкурентной борьбы в сфере образования и шире - на рынке труда, являющегося потребителем результатов образования.

Социологическое исследование, посвященное выявлению отношения студентов и преподавателей к проблеме качества образования, было проведено в июне 2002 г. - марте 2003 г. среди студентов и преподавателей негосударственных вузов г. Екатеринбурга1.

Рассмотрим подробнее субъективные характеристики образовательной деятельности студента, выступающие детерминантой качества образования. И среди них, в первую очередь, такие как отношение студента к образованию, учебной деятельности, будущей профессии.

Характеризуя отношение студентов негосударственных вузов к образованию, необходимо отметить, что в целом они удовлетворены процессом образования. 93,1% студентов отмечают, что им нравится учиться в вузе, 5,4 -не нравится, 1,5% затруднились с ответом.

Отношение студентов к образованию, с точки зрения его содержательных характеристик, можно проследить по данным табл. 1.

Анализ ответов студентов показывает, что основными целями их образовательной деятельности являются:

• овладение профессией;

• получение гарантии материального благополучия, связанного с будущей профессиональной деятельностью;

• раскрытие своего личностного потенциала, способностей. Образование для студентов негосударственных вузов является в первую очередь средством профессионального становления (64,0%), основой материального благополучия (49,2), способом личностного развития (47,7%).

1 В выборке были представлены 7 негосударственных вузов города: Гуманитарный университет, Институт фондового рынка, Институт коммерции и права, Академия управления и предпринимательства, Санкт-Петербургский Институт управления и экономики (Уральский филиал), Институт международных связей, Университет Российской академии образования (Екатеринбургский филиал). Опрашивались студенты старших курсов (4 курса очного и 4-5 курсов заочного отделений). Это объяснялось тем, что у старшекурсников к окончанию учебного заведения на базе собственного опыта образовательной деятельности уже сложились точки зрения, оценки, суждения относительно качества образовательного процесса в вузе. На данных курсах был осуществлен сплошной отбор единиц наблюдения. В опросе принимали участие студенты, обучающиеся по следующим специальностям: бухгалтерский учет, анализ и аудит, государственное и муниципальное управление, журналистика, конструирование швейных изделий, лингвистика и межкультурная коммуникация, маркетинг, менеджмент организации, мировая экономика, регионоведение, психология, связи с общественностью, финансы и кредит, юриспруденция. Преподавательский состав был представлен постоянными (штатными) работниками. Их количество составило 74 чел. Общий объем выборки - 729 чел.

Таблица 1

Студенты о роли образования в их жизни (% к числу ответивших)1

Чем для Вас является образование? Студенты негосударственных вузов Студенты государственных вузов2

1. Основой профессионального становления 64,0 47,5

2. Возможностью личностной самореализации 47,7 45,7

3. Основой материального благополучия 49,2 53,9

4. Гарантией социально-профессиональной стабильности 33,1 31,5

5. Гарантией профессионального продвижения 33,1 30,6

6. Потребностью самоутверждения, самоуважения 21,9 30,4

7. Возможностью адаптироваться к новым экономическим, социально-политическим, духовным условиям жизни 20,6 20,4

8. Реализацией потребностей в определенном уровне культуры 16,7 11,2

9. Необходимостью соответствовать нормам своего социального окружения 12,6 12,7

Эта же таблица демонстрирует различия в оценках студентами государственных и негосударственных вузов (очных отделений) роли образования в их жизни. Если первые, в большинстве своем, рассматривают образование в качестве базы будущего материального благополучия (53,9%), а уже затем средства профессионального становления (47,5) и личностной самореализации (45,7%), то для студентов негосударственных вузов образование - прежде всего способ профессионального становления и развития.

Этот факт свидетельствует о менее явно выраженной утилитарно-прагматической тенденции в отношении к образованию у студентов негосударственных вузов. Такое отношение студентов к образованию определяется не только их индивидуальными особенностями, но и является своеобразным итогом работы вузов по формированию образовательных потребностей студентов. Нам представляется, что выбранная рядом негосударственных образовательных учреждений

1 Здесь и далее количество процентов в сумме превышает 100, поскольку респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответов

2Здесь представлены данные социологического исследования студентов вузов Свердловской области «Потребности в образовании молодежи региона», проведенного по аналогичной методике в ноябре-декабре 2001 г. (руководители Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина; многоступенчатая выборка, на первой ступени - стратифицированная с равномерным размещением, на второй - квотная. Опрошено 479 старшеклассников, 478 учащихся профессиональных училищ, 465 студентов, 487 молодых работников - всего 1900 чел.).

стратегия гуманизации образования, ориентация на повышение его качества, реализация индивидуального подхода к образовательной деятельности студентов не может не сказываться на отношении студентов к учебной деятельности, образованию в целом и будущей профессии. Образование из средства материального и статусного самоопределения становится осознанным элементом жизнедеятельности личности студента, значимым фактом его личной биографии.

Вместе с тем, в рамках самого негосударственного образования существуют различия в отношении студентов к образованию. Во многом они обусловлены особенностями будущей профессиональной деятельности студентов. Анализ этих различий позволил выделить группы студентов, которые демонстрируют (пусть не в эталонном виде) две модели образовательной деятельности:

• профессионально-прагматическую (в рамках которой образование выступает как инструментальная ценность, средство достижения целей профессионального становления и овладения преимуществами будущей профессиональной деятельности - материальными, статусными);

• профессионально-самореализационную (образование является терминальной ценностью, самоцелью деятельности студента).

Отношение к образованию студентов, строго говоря, представляет собой сочетание, комбинацию этих моделей, своеобразное приближение в той или иной мере либо к профессионально-прагматическому, либо к самореализационному полюсам. Анализ социологических данных нашего исследования показал, что наиболее яркими представителями первой модели образовательной деятельности являются студенты коммерческого факультета (КФ) Гуманитарного университета, второй - студенты факультета социальной психологи (СП) того же вуза.

Эти две группы студентов различаются по базовым целям образовательной деятельности. Доминирующими целями образовательной деятельности первой группы является профессиональное самоопределение и становление, второй - личностное развитие и самореализация посредством получения профессионального образования (табл. 2).

Профессионально-прагматическая модель образовательной деятельности студента

Рассмотрим в качестве примера профессионально-прагматической модели образовательной деятельности особенности социальной группы студентов коммерческого факультета Гуманитарного университета. Кроме триады образовательных целей, расположенных в следующем порядке - профессиональное становление (65%), материальное благополучие (55,8), личностная самореализация (37,2), этой группе студентов присуща ориентация на такие прагматические (статусные) цели образовательной деятельности, как обеспечение гарантий профессионального продвижения (32,6) и профессиональной стабильности (30,2%) (табл. 2).

Таблица 2

Студенты о роли образования в их жизни (% к числу ответивших)

Чем для Вас является образование? В целом по массиву ГУ Факультеты

КФ СП

1. Основой профессионального становления 56,9 58,4 65,0 54,8

2. Возможностью личностной самореализации 52,7 48,1 37,2 80,6

3. Основой материального благополучия 38,3 38,3 55,8 19,4

4. Гарантией социально-профессиональной стабильности 28,5 28,6 30,2 12,9

5. Гарантией профессионального продвижения 33,1 26,0 32,6 22,6

6. Потребностью самоутверждения, самоуважения 25,6 20,1 20,9 16,1

7. Возможностью адаптироваться к новым экономическим, социально-политическим, духовным условиям жизни 22,9 21,4 16,3 22,6

8. Реализацией потребностей в определенном уровне культуры 15,1 18,2 16,3 19,4

9. Необходимостью соответствовать нормам своего социального окружения 11,1 9,7 7,0 12,9

Выбор профессии для этой группы студентов также характеризуется прагматической направленностью (табл. 3). На первом месте - возможность иметь приличный заработок (62,8%), затем - интерес к профессии (55,8) и востребуемость специалистов данной профессии на рынке труда (41,9%).

Таблица 3

Студенты о мотивах выбора профессии (% к числу ответивших)

Что оказалось решающим в Вашем выборе профессии? В целом по массиву ГУ Факультеты

КФ СП

1 2 3 4 5

1. Профессия мне интересна 57,1 56,5 55,8 58,1

2. Профессия дает возможность иметь приличный заработок 30,0 40,3 62,8 16,1

3. Профессия предполагает творческий труд 32,2 37,0 32,6 48,4

4. Профессия дает возможность проявить инициативу, самостоятельность 29,6 29,9 34,9 32,3

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5

5. Эта профессия пользуется спросом на рынке труда 19,0 26,6 41,9 19,4

6. Это - престижная профессия 17,3 22,1 16,3 25,8

7. Профессия дает возможность приносить пользу людям 24,4 16,9 2,3 29,0

8. Профессия позволит занять высокое положение в обществе 16,1 14,9 18,6 6,5

9. Работники этой профессии всегда необходимы 21,9 14,9 11,6 12,9

10. Профессия предполагает хорошие условия труда 9,8 7,8 18,6 -

11. Это - профессия моих родителей 2,1 1,9 - -

12. Мой профессиональный выбор был не вполне осознанным, случайным 12,8 14,9 9,3 22,6

Профессиональный выбор для студентов коммерческого факультета, как правило, является вполне осознанным, элемент случайности (9,3%) ниже, чем на всех других факультетах (например, у психологов - 22,6%), что свидетельствует об определенности образовательных и профессиональных целей и продуманном планировании стратегий жизненного пути.

Большинство студентов коммерческого факультета намерены работать по специальности после окончания вуза (табл. 4).

Таблица 4

Студенты о намерении работать по специальности после окончания университета

Студенты об ориентации на работу по специальности после окончания вуза В целом по массиву ГУ Факультеты

КФ СП

Индекс ориентации на работу по специальности после окончания вуза1 0,60 0,63 0,81 0,47

Вместе с тем, студенты отмечают недостаточно высокий уровень своей профессиональной подготовки (табл. 5). Большинство расценивает его как

1 Здесь и далее индекс рассчитан как средняя величина по пятичленной порядковой шкале и изменяется в границах от (-1) до (+1). В данном случае (-1) означает отсутствие ориентации на работу по специальности после окончания вуза у 100% опрошенных, (+1) - ее наличие, (0) - означает, что 50% респондентов ориентированы на работу по специальности, а другая половина - нет.

средний (60,5%), а каждый пятый студент (21%) как скорее низкий и низкий, индекс уровня профессиональной подготовки находится в отрицательной части шкалы (-0,05). Уровень гуманитарной подготовки, по самооценкам студентов, несколько выше (0,09).

Данные самооценки складываются под воздействием, как минимум, трех факторов - повышенной требовательности студентов к уровню получаемых профессиональных знаний, возможностей самих студентов (довузовская подготовка, обучаемость, мотивация образовательной деятельности) и качества преподавания.

Таблица 5

Студенты об уровне профессиональной и гуманитарной подготовки

Оцените уровень своей подготовки В целом по массиву ГУ Факультеты

КФ СП

Индекс уровня профессиональной подготовки -0,04 0,04 -0,05 -0,13

Индекс уровня гуманитарной подготовки 0,13 0,16 0,09 0,10

Не ставя перед собой цель анализа всего комплекса указанных факторов, мы предполагаем, что, реализуя прагматические стратегии, студенты сталкиваются с рядом проблем в образовательной деятельности. По данным некоторых исследований высшей школы, обычно наибольшую проблему прагматической мотивации учебной деятельности составляет низкий уровень сформиро-ванности образовательных потребностей студентов, их пассивность в учебной деятельности, сложности адаптации к образовательному процессу.

Рассмотрим отношение к учебной деятельности студентов коммерческого факультета по отдельным показателям, которые одновременно выступают интегральными характеристиками качества образования в вузе:

• уровню адаптированности к образовательному процессу;

• активности в различных видах учебной деятельности;

• сформированности навыков самообразования;

• динамике интереса к учебе за время обучения в университете;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• потребности в самореализации в учебе.

Уровень адаптированности студентов к образовательному процессу проанализируем с позиций трех критериев. Это характеристики:

• креативности учебной деятельности;

• ее активности;

• удовольствия, доставляемого учебой (гедонистическая характеристика).

С нашей точки зрения, данные показатели в комплексе могут свидетельствовать об уровне адаптации студентов к образовательному процессу.

Необходимо сразу отметить, что опрошенные нами студенты всех факультетов демонстрируют достаточно высокий уровень адаптации, различающийся в той или иной мере, как по отдельным параметрам, так и по сводным характеристикам. Необходимо помнить, что в данном случае мы имеем дело со студентами четвертого курса, для которых процесс адаптации к образовательной деятельности уже закончен, либо вступает в завершающую стадию, а большинство не адаптировавшихся отсеялись и студентами уже не являются.

Самооценки студентов коммерческого факультета показывают, что они достаточно успешно адаптированы к учебной деятельности, которая оценивается ими, в первую очередь, как активная (табл. 6).

Таблица 6

Студенты о характеристиках учебы как вида деятельности

Каким видом деятельности для Вас является учеба? В целом по массиву ГУ Факультеты

КФ СП

1. Творческим 0,50 0,47 0,33 0,53

2. Активным 0,60 0,58 0,57 0,66

3. Доставляющим удовольствие 0,39 0,39 0,34 0,39

Сводный индекс, показывающий уровень адаптированности студентов к учебной деятельности 0,49 0,48 0,41 0,53

Однако, давая детализированную характеристику активности образовательной деятельности студентов через рассмотрение отдельных ее видов (активности на лекциях, семинарских занятиях, в научной деятельности студентов, в самообразовании), можно зафиксировать «болевые точки» в реализации учебного процесса на коммерческом факультете (табл. 7).

Таблица 7

Студенты о своей активности в разных видах образовательной деятельности

Самооценка студентами активности в следующих видах учебной деятельности В целом по массиву ГУ Факультеты

КФ СП

Индекс активности на лекциях 0,23 0,16 0,05 0,36

Индекс активности на семинарских занятиях -0,06 -0,04 -0,09 0,06

Индекс активности в студенческой научной деятельности -0,64 -0,53 -0,74 -0,48

Индекс активности в самообразовании 0,27 0,24 -0,09 0,32

Сводный индекс активности -0,05 -0,17 -0,22 0,07

Студенты коммерческого факультета демонстрируют более низкую активность во всех видах учебной деятельности, чем в среднем по Гуманитарному университету и негосударственным вузам (по массиву в целом). Они имеют самый низкий индекс активности на лекциях (0,05), семинарах (-0,09), в студенческой научной деятельности (-0,74) и в самообразовании (-0,22).

По самооценкам респондентов, для каждого пятого из них характерна пассивность на лекциях, для каждого четвертого - на семинарах. В определенной мере проблемной для студентов коммерческого факультета является также и реализация самообразовательной деятельности (23,2%). Низкую активность в научной деятельности (участие в конференциях, Днях студенческой науки, подготовка работ на конкурсы, публикаций разного рода и др.) отметили 79,0% студентов.

Очевидно, что одной из особенностей утилитарно-прагматической модели поведения студента в сфере образования является сниженная активность его образовательной деятельности, связанная с потреб-ностно-мотивационной сферой, способностями и возможностями самого студента, а также факторами социально-педагогического характера.

Важной комплексной характеристикой отношения студентов к образованию, с одной стороны, и качества полученного ими образования, с другой, является уровень сформированности у них навыков самообразовательной деятельности. Данный показатель характеризует не только степень активного освоения студентами учебного материала, но и процесс профессионального становления, выступая основой будущей профессиональной адаптации и развития выпускников.

Проанализируем отношение студентов к сформированным у них навыкам самообразования, необходимым для различных видов деятельности. Данные исследования (табл. 8) демонстрируют картину позитивной оценки респондентами навыков самообразования, необходимых им для учебной и общекультурной познавательной деятельности.

Таблица 8

Студенты об уровне удовлетворенности навыками самообразования, необходимыми для различных видов деятельности

Виды деятельности В целом по массиву ГУ Факультеты

КФ СП

1. Подготовка к учебным занятиям 0,65 0,69 0,71 0,68

2. Повышение общего уровня культуры, расширение кругозора 0,75 0,61 0,31 0,57

3. Профессиональное самообразование 0,22 0,20 0,06 0,19

Значительно менее студенты удовлетворены навыками профессионального самообразования, необходимыми для будущей профессиональной дея-

тельности. Студенты коммерческого факультета здесь не являются исключением, они наиболее самокритичны в оценках, их показатели являются самыми низкими среди студентов других факультетов.

Становится очевидным, что для студентов рассматриваемой нами прагматической образовательной стратегии, характерно наличие некоторых проблем в реализации самообразовательной деятельности. Это ставит администрацию и педагогов перед необходимостью продумать комплекс мер по формированию навыков профессионального самообразования. Они должны будут включать в себя элементы пропедевтики (обучения навыкам профессионального самообразования на занятиях), повышение уровня требовательности к самостоятельной работе студентов, особенно по профессиональным курсам и практике, введение новых элементов методики, направленных на активизацию образовательной деятельности и повышение ее самостоятельности.

Подводя итог проведенному анализу, сформулируем особенности профессионально-прагматической модели образовательной деятельности студента:

• образование для студентов этого типа является инструментальной ценностью, реализующей их материальные, статусные, адаптационные потребности;

• качество содержания образования определяется совокупностью знаний, непосредственно востребуемых в практике профессиональной деятельности и улучшающих адаптационный потенциал личности в условиях рынка;

• профессиональный выбор осуществляется студентами по критериям утилитарной значимости будущей профессии, доминирующим мотивом выступает возможность будущей профессии обеспечить достаточно высокий уровень материального благополучия;

• уровень осознанности профессионального выбора высок, для студентов этого типа характерно продуманное планирование решений относительно профессионального будущего;

• студентов отличает высокий уровень осведомленности о различных сторонах будущей профессиональной деятельности и твердое намерение работать по специальности после окончания вуза;

• для представителей данной образовательной стратегии характерна определенность целей образовательной деятельности и высокая избирательность средств их реализации;

• студентов отличает повышенный уровень требований к различным сторонам образовательного процесса, в первую очередь, к качеству социально-педагогического взаимодействия и комфортности условий образовательной деятельности;

• одной из проблем представителей данной стратегии выступает недостаточно высокий уровень сформированности потребностей образовательной деятельности, слабо выраженный интерес к образованию как виду деятельности;

• характеризуясь утилитарно-прагматической мотивацией, образовательная деятельность студентов отличается сниженным уровнем активности и креативности;

• студенты испытывают потребность в формировании навыков профессионального самообразования как необходимой составляющей их будущего профессионального становления.

Профессионально-самореализационная модель образовательной деятельности студента

Примером другой потребностно-мотивационной модели образовательной деятельности - профессионально-самореализационной - выступает поведение в образовательной сфере студентов факультета социальной психологии Гуманитарного университета. Его отличают следующие характеристики.

Целями образовательной деятельности студентов-психологов, в первую очередь, является личностная самореализация (80,6%) и профессиональное становление (54,8%). Все остальные характеристики (материальные, статусные, адаптационные, морального самоутверждения, социальной стабильности, социокультурного самоопределения) представлены значительно менее явно (табл. 2).

В сравнении со студентами коммерческого факультета (представителями профессионально-прагматической модели образовательной деятельности), для психологов малозначимой оказывается потребность в реализации через образование материальных, статусных амбиций, желаний гарантировать себе социально-профессиональную стабильность и самоутвердиться в глазах окружающих.

Мотив саморазвития и самореализации в рамках образовательной деятельности у психологов стабилен, устойчиво проявляется в разных контекстах при анализе содержания социологической информации. Так, качество содержания образования у студентов факультета социальной психологии ассоциируется с получением знаний, являющихся основой личностного развития (77,4%), образовательный процесс оценивается ими как качественный при условии активной реализации индивидуального подхода к студенту (74,2), качество результата образования, как никто из студентов, они ценят за высокий уровень сформированности способностей к саморазвитию (58,1%).

Невыраженность прагматической ориентации в образовательной деятельности психологов предполагает, что образование для них самоценно. Это, без сомнения, сказывается на характере их учебной деятельности.

Психологам нравится учиться в университете, это отмечают 96,8% респондентов, оставшиеся 3,2% затруднились ответить, ни один из студентов не отметил негативного отношения к учебе (эти данные выше, чем по университету и в целом по массиву негосударственных вузов). Индекс удовлетворенности учебой у психологов очень высок - 0,76.

Для студентов факультета социальной психологии характерно повышение интереса к учебе за время обучения в университете. Они имеют самый высокий среди других факультетов индекс позитивной динамики отношения к учебе -0,55, 64,5% студентов отмечают, что за четырехлетний период обучения на факультете у них повысился интерес к учебе. 9,7% респондентов отметили снижение интереса к учебной деятельности, остальные считают, что уровень заинтересованности учебой остался прежним либо затруднились с ответом.

Уровень адаптированности студентов факультета социальной психологии к образовательному процессу - один из самых высоких (табл. 6), сводный индекс адаптации - 0,53. Студенты характеризуют свою учебу как активный (0,66), творческий вид деятельности - 0,53, доставляющий им определенное удовольствие - 0,39, хотя надо отметить, что уровень гедонистической оценки учебной деятельности здесь ниже, чем на некоторых других факультетах.

Охарактеризуем учебную деятельность респондентов с точки зрения активности и самостоятельности. По самооценкам студентов, уровень их активности в различных видах образовательного процесса достаточно высок (табл. 7, 8). Активностью характеризуются такие виды учебных занятий как лекции (внимание, конспектирование, вопросы лектору - 0,36, семинары (частота инициативных выступлений - 0,06, самообразование (подготовка к учебным занятиям, работа над собой, общекультурное развитие - 0,32.

Научная работа студентов (участие в конференциях, Днях студенческой науки, подготовка работ на конкурсы и др.) несколько более активна, чем в среднем по университету в целом, хотя, как мы уже отмечали выше, недостаточно интенсивна. Решение этой проблемы особенно важно для студентов данного типа потребностно-мотивационной структуры, поскольку дает им возможность реализовать существующие резервы, является средством самореализации, раскрытия творческого потенциала, повышения активности, самостоятельности образовательной деятельности.

Характеризуя уровень развития собственных навыков самообразования, студенты факультета социальной психологии отмечают, что не вполне удовлетворены ими. Каждый третий студент (32,4%) отмечает недостаточность навыков профессионального самообразования. Сформированные же в университете навыки учебной и общекультурной самообразовательной деятельности студентов вполне устраивают (табл. 8).

Оценивая профессиональную составляющую потребностно-мотивацион-ной структуры образовательной деятельности респондентов, необходимо рассмотреть мотивы выбора ими профессии (табл. 3). Анализ социологических данных показывает, что тип мотивации студентов факультета социальной психологии в настоящее время можно считать, увы, уже реликтовым явлением, поскольку она практически лишена утилитарно-прагматического оттенка. Ба-

зовыми мотивами профессионального выбора респондентов явились: интерес к профессии (58,1%), творческий труд, который она предполагает (48,1), возможность проявлять инициативу и самостоятельность (32,3), возможность приносить пользу людям (29,0%). Однако особенностью мотивационной структуры профессионального выбора студентов является достаточно высокий процент случайности, неосознанного выбора, в отличие от студентов профессиональнопрагматической ориентации (22,6% и 9,3% соответственно).

Тревожным является тот факт, что студенты факультета социальной психологии не удовлетворены уровнем своей профессиональной подготовки (табл. 6). Индекс уровня профессиональной подготовки - самый низкий по университету составляет -0,13; 54,8% респондентов считают уровень профессиональной подготовки средним, 12,9 - высоким и 32,3% - низким.

Можно предположить несколько причин такой самокритичности:

• некоторая оторванность учебного процесса от реалий будущей практической профессиональной деятельности. Не секрет, что сама потребностно-мо-тивационная структура образовательной деятельности студентов-психологов, сориентированная в основном на образовательный процесс, может рассматриваться и как причина, и как следствие данной ситуации;

• для студентов не вполне ясен характер будущей профессиональной деятельности и нормативные требования к ней;

• неуверенность студентов в возможности найти работу по специальности и успешности будущей профессиональной адаптации: студенты, предвидя сложности будущего трудоустройства (табл. 9), его результативность и успешность будущей карьеры связывают в основном с уровнем профессионализма, к которому предъявляют особенно высокие требования.

Таблица 9

Студенты о возможностях трудоустройства после окончания вуза,

% к числу ответивших

Оцените возможности Вашего трудоустройства по специальности В целом по массиву ГУ Факультет

КФ СП

1. Скорее всего, работу будет найти нелегко 8,3 9,1 2,3 12,9

2. Возможно, будут определенные сложности, но без работы не останусь 63,0 68,8 69,8 71,0

3. Скорее всего, проблем с трудоустройством не будет 19,8 17,5 23,3 9,7

4. Затрудняюсь ответить 8,9 3,9 4,7 6,5

Индекс уверенности в трудоустройстве по специальности 0,12 0,08 0,21 -0,03

Из табл. 9 мы видим, что индекс уверенности в трудоустройстве по специальности у студентов факультета социальной психологии находится в отрицательной части шкалы, то есть менее половины респондентов уверены в беспроблемном трудоустройстве и, очевидно, таком, которое в полной мере отвечало бы их интересам. Вместе с тем, успешность трудоустройства и будущей карьеры, с точки зрения 90,3% студентов, непосредственно связана с высоким уровнем профессиональных знаний.

Заканчивая обобщение эмпирического материала, сформулируем особенности профессионально-самореализационной модели образовательной деятельности студента:

• образование для студентов этого типа выступает как терминальная ценность, реализующая их потребности в творчестве и самореализации;

• качество содержания образования определяется совокупностью знаний, непосредственно востребуемых в практике профессиональной деятельности и являющихся основой личностного развития;

• доминирующими мотивами профессионального выбора являются: интерес к будущей профессии, ее творческий характер, возможность приносить пользу людям, проявлять инициативу и самостоятельность;

• для студентов с данной стратегией образовательной деятельности высок процент случайности в профессиональном выборе;

• студенты не достаточно ясно представляют себе характер будущей профессиональной деятельности, опасаются сложностей, связанных с трудоустройством, возможностями найти работу по специальности, отвечающую их потребностям;

• для представителей данной образовательной стратегии характерна непро-ясненность профессионального будущего, неуверенность в правильности профессионального выбора и желании работать по специальности после окончания вуза;

• студентов отличает повышенный уровень требований к качеству социально-педагогического взаимодействия, дающего возможность раскрыть свой личностный потенциал, а также к формированию знаний и умений, позволяющих адаптироваться к условиям рынка;

• характерной особенностью студентов данной образовательной стратегии является высокий уровень сформированности образовательных потребностей, активно выраженный интерес к образовательной деятельности;

• образовательная деятельность студентов отличается достаточно высоким уровнем активности и креативности;

• студенты удовлетворены уровнем формирования навыков самообразования, испытывают потребность в дальнейшем развитии навыков профессионального самообразования как необходимой составляющей их будущей профессиональной адаптации.

Выявленные в ходе конкретно-социологического исследования модели образовательной деятельности связаны с различиями в ее ценностно-нормативной регуляции на уровне обыденного сознания студентов. Ценности профессии и образования у разных групп студентов имеют разные доминанты и колеблются в диапазоне от инструментально-прагматических до терминально-креативных, влияя на представления студентов о качественном образовании и задавая разные нормы качества образования.

Различия ценностно-нормативных систем разных групп студентов обусловлены как совокупностью условий их жизнедеятельности, так и профессионально-образовательными факторами. В значительной степени формирование данных систем происходит стихийно, но их воздействие на образовательный процесс столь значимо, что игнорировать его невозможно, не вступая в конфликт со студентами.

Данные ценностно-нормативные системы являются основой формирования складывающейся в вузе идеологии качества образования, они представляют собой комплекс его нормативных регуляторов на уровне обыденных представлений личности. Рассмотренные образовательные стратегии нельзя не учитывать в управленческой деятельности образовательного учреждения, в формировании концепции управления качеством образования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.