Научная статья на тему 'Психолого-акмеологическая концепция профессиональной самореализации преподавателя высшей школы'

Психолого-акмеологическая концепция профессиональной самореализации преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / PSYCHO-AСMEOLOGICAL CONCEPT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGH SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанчиева Рита Залимгериевна

В данной статье приводится результаты исследования проблемы профессиональной самореализации преподавателя высшей школы и основные положения авторской психолого-акмеологической концепции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабанчиева Рита Залимгериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL CONCEPT OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF HIGH SCHOOL TEACHERS

This article presents the results of study on professional self-realization of high school teacher and the main provisions of the author’s concept of psycho-acmeology

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологическая концепция профессиональной самореализации преподавателя высшей школы»

Abstract:

The article analyzes the results of empirical research of the influence of perfectionism on personality traits of athletes. This paper analyses the constructive and unconstructive influence of perfectionism on the formation of such personal characteristics of athletes, motivation to success, locus of control, level of aspiration and self-esteem in athletes. Keywords: personality, athlete, perfectionism, sports activity.

УДК159.9

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Сабанчиева Рита Залимгериевна- кандидат психологических наук, советник ректора, Негосударственное образовательное учреждение ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса», г. Нальчик, ул. Ахохова, д. 169 а, e-mail: [email protected]

Аннотация

В данной статье приводится результаты исследования проблемы профессиональной самореализации преподавателя высшей школы и основные положения авторской психолого-акмеологической концепции

Ключевые слова психолого-акмеологическая концепция, профессиональная самореализация, преподаватель высшей школы

В результате исследования проблемы профессиональной самореализации преподавателя высшей школы нами была разработана психолого-акмеологическая концепция успешной профессиональной самореализации. Проблема самореализации занимает важное место в системе наук о человеке. Эта проблема носит комплексный, междисциплинарный характер. Являясь философской, психологической, акмеологиче-ской проблемой, она представляет собой современную очень сложную научную проблему. Наше исследование проблемы самореализации позволит выявить новый акмеологический подход к её раскрытию. Акмеологический подход позволяет рассмотреть проблемы развития личности на разных возрастных этапах от профессионального самоопределения, получения профессионального образования до профессионального становления, самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности [1]. Самореализация преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности - это достижение преподавателем вершин в профессиональной деятельности, достижение АКМЕ, реализация его потенциальных возможностей и способностей. Профессиональная самореализация преподавателя высшей школы представляет собой динамически многоплановый процесс актуализации потенциальных возможностей и способностей в научной и образовательной деятельности [2]. Самореализация является сложным психическим и акмеологическим процессом, имеет многоуровневую структуру, многофакторную обусловленность и осуществление самореализации преподавателя в профессиональной деятельности возможно при наличии соответствующих условий: высоком уровне мастерства и профессионализма, объективных, субъективных, субъективно-объективных условий. Самореализация преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности осуществляется поэтапно: это профессиональное самоопределение, выбор вида и направленности деятельности, становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности, формирование профессионализма, достижение вершин профессионального мастерства. Модель самореализации включает в себя структурные компоненты самореализации, уровни, критерии, механизмы самореализации. \Идеальная модель преподавателя высшей школы, реализовавшегося в профессиональной деятельности представляет собой преподавателя -Мастера, высокопродуктивного, компетентного, успешного, ответственного, творческого, с высоким уровнем коммуникабельности, профессионала, обеспечивающего высокий уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности Механизмами самореализации преподавателя в профессиональной деятельности являются самоанализ (рефлексия), самодвижение, саморазвитие, и потребность в самопроявлении,

самоутверждении, признании, высокий уровень притязаний, неудовлетворенность занимаемым положением. Самореализация происходит у всех преподавателей, но на разных уровнях. самореализация преподавателя может быть высокопродуктивной, среднепродуктивной, малопродуктивной. Высших уровней самореализации достигают единицы, Мастера, при благоприятных внешних и внутренних условиях. Внешние (объективные) факторы стимулируют внутренние (субъективные) и являются движущими силами самореализации. Критериями самореализации преподавателя в профессиональной деятельности являются высокая удовлетворенность профессией, конкретные объективные результаты (продуктивность) деятельности (объективный критерий). Критерием является также признание и оценка заслуг преподавателя (субъективный критерий). Результатом самореализации преподавателя в профессиональной деятельности является достижение им высокого уровня мастерства и профессионализма в научной и образовательной деятельности, высокая удовлетворенность профессией и продуктивность его деятельности. Различия в самореализации преподавателей разных уровней мастерства заключатся в том, что существует положительная корреляция межу высоким уровнем мастерства преподавателя и его самореализацией в профессиональной деятельности. Высокому уровню самореализации способствуют мастерство, высокий профессионализм личности и деятельности, педагогические способности, адекватная самооценка, креативность, компетентность, ответственность, постоянное саморазвитие и самосовершенствование, гармоничное сочетание научной и образовательной деятельности. Чем ниже уровень мастерства, тем ниже уровень самореализации. Существует зависимость между продуктивной самореализацией преподавателя высшей школы и успешной самореализацией его студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Результатом самореализации преподавателя в профессиональной деятельности является достаточно полное раскрытие его творческого потенциала и как следствие достижение им высокого уровня мастерства и профессионализма в научной и образовательной деятельности. Результатом и показателем успешной самореализации преподавателя является удовлетворенность его своим трудом, статусом (уважение со стороны коллег, руководства) и местом и положением (общественное признание), которые он занимает на кафедре, на факультете, в вузе. В нашем исследовании принимали участие преподаватели и студенты КБГУ (1020 чел.). Применялась программа исследования, содержащая диагностический комплекс методик, позволяющая изучить разные стороны личности и деятельности преподавателя высшей школы. По результатам исследования была разработана авторская программа успешной профессиональной самореализации, содержащая технологии личностно-профессионального развития. Программа успешно внедрена на факультете повышения квалификации профессорско-преподавательского состава Кабардино-Балкарского государственного университета [3]. Программа адаптирована для педагогов, воспитателей и внедрена в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, адаптирована для врачей и внедрена в учреждениях здравоохранения республики, и элементы программы используются автором в практике психологического консультирования.

Литература

[1]. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. Монография. - СПб. -Изд-во НУ «Центр стратегических исследований».2013. -272 с. 2.

[2]. Сабанчиева Р.З. Потребность в самореализации как смысло-жизненный фактор успешной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Акмеология, № 3. Специальный выпуск № 3 (2013) по материалам VIII Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва 1-15 июня 2013 г.), М., С. 217-218

[3]. Сабанчиева Р.З. Акмеологические факторы успешной самореализации преподавателей и студентов/. Акмеология, № 3-4 2014 г., (специальный выпуск)/ Материалы XXII Международных акмеологи-ческих чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых (Москва-Санкт-Петербург, 1-15 декабря 2014 г.). М., С. 227-228.

PSYCHOLOGICAL- AСMEOLOGICAL CONCEPT OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF HIGH SCHOOL TEACHERS

Sabanchieva Rita Zalimgerievna- Ph.D., Advisor to the Rector, Independent Educational Institution I «Kabardino-Balkarian Institute of Business», the city of Nalchik, st. Ahohova, d. 169 and, e-mail: rita. [email protected]

Abstract

This article presents the results of study on professional self-realization of high school teacher and the main provisions of the author's concept of psycho-acmeology

Key words psycho-acmeological concept, professional self-realization, high school teacher

УДК 159.9.075

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Сайганова Екатерина Геннадьевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья рассматривает акмеологический аспект развития физической культуры личности студентов, характеризующийся наличием знаний, умений и навыков, способствующих саморазвитию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза. Ключевые слова: физическая культура, акмеологический аспект, образовательная среда, саморазвитие.

В настоящее время развитие физической культуры является магистральным направлением государственной политики Российской Федерации в оздоровлении нации, в том числе, и ее кадрового потенциала - студенческой молодежи. Физическая культура - один из действенных рычагов, который позволяет положительно влиять на этот процесс.

В выступлении на встрече с представителями студенческих спортивных клубов Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «.. .Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни. Наряду с развитием здравоохранения, больше внимания следует уделять сбережению здоровья. ...Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта. Особенно среди молодёжи. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных мер».

Для кардинального исправления сложившейся ситуации в стране Постановлением Правительства Российской Федерации № 7 от 11.01.2006 г. принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [1] и № 1101-р 7.08.2009 г. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [2]. Причем одним из важнейших индикаторов этих документов является «доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом». С этой же целью, а так же в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения в Российской Федерации введен действие с 1 сентября 2014 г. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) -программная и нормативная основа физического воспитания населения [3].

Представляется, что существенную помощь в увеличении «доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом», могут оказать выпускники различных высших учебных заведений, если в процессе их обучения делать акцент на акмеологический

аспект физической культуры. Аспект, позволяющий активизировать собственную физкультурно-оздоровительную деятельность и оказывающий положительное влияние на окружающих людей: коллег по учёбе и работе, членов своей семьи, друзей и знакомых. Студенты - будущие профессиональные кадры в различных областях народного хозяйства и государственной гражданской службы, обладающие высоким уровнем знаний, умений и навыков в организации самостоятельных и коллективных занятий физическими упражнениями, смогут оказать серьёзную практическую поддержку физкультурным работникам этой сферы.

Акмеологический аспект физической культуры студентов реализуется в процессе единения внутренней и внешней сторон деятельности. Он обусловлен приоритетным развитием культуры мышления, чувств, воображения в совместной деятельности занимающихся в связи с освоением двигательного действия. Именно в процессе практической деятельности, включающей обмен смыслами и ценностями, связанной с системой познавательных, проектно-смысловых, оценочных, коррекционных характеристик, и происходит становление и реализация индивидуальности субъектов образовательного процесса. Поэтому важнейшей проблемой акмеологического аспекта физической культуры студентов являются разработка, обобщение, коррекция целей, принципов, средств, методов, форм проведения занятий.

С позиций акмеологического аспекта физической культуры человека необходимо обратить особое внимание на самореализационные образования (самосознание, самопознание, самоопределение; самооценка, самоконтроль, саморегуляция; самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самовыражение), связанные с освоением и реализацией в деятельности объективных ценностей физической культуры, непосредственно опирающихся на творческую деятельность. Это и предполагает всестороннее развитие человеческих возможностей и способностей как самоцели.

Акмеологический аспект физической культуры студентов заключается не только в приобретении новых знаний, двигательных умений и навыков, развития положительного моти-вационно-потребностного отношения к физической культуре. Он выражается в повороте к саморазвитию, самовоспитанию, то есть к самореализации, самодеятельности, к формированию широкого круга потребностей, так как потребности порождают личность, а, следовательно, и ее культуру.

Таким образом, акмеологический аспект физической культуры студентов связан с формированием целостного человека во всей полноте его сил. Именно сквозь призму акмеоло-гического измерения физическая культура раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Акмеологический аспект физической культуры студентов высшего профессионального образования - это сложное интегральное состояние личности. Этот интеграл характеризуется наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности, способствует саморазвитию, самообразованию и адаптации студентов в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза. Основные факторы, определяющие акмеологический аспект физической культуры студентов - это совокупность физических и психических способностей, которыми обладает организм человека - его жизнеспособность!

Литература

[1]. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 г. № 7 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 3. - Ст. 304; - 2007. - № 30. - Ст. 3936,- № 53. - Ст. 6615; - 2008. - № 31. - Ст. 3738,- № 40, - Ст. 4539; - 2010. - № 26. - Ст. 3348; - 2011. - № 4. - Ст. 602,- № 23. - Ст. 3317,- № 46. - Ст. 6536; - 2012. - № 3. - Ст. 412. - № 31. - Ст. 4371. - № 51. - Ст. 7231; - 2013. - № 39. - Ст. 4984,- № 48. - Ст. 6254; -2014. - № 32. - Ст. 4530,- № 46. - Ст. 6354; - 2015. - N2. - ст. 473.

[2]. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.