ва // Н.Д. Кондратьев. Проблемы экономической динамики. - М.: Экономика, 1989. - 524 с. - С. 21-47.
3. Истратов Ю.П. Феликс Аронович Фрадкин - шестидесятник школы С.Т. Шацкого (мыс-ледеятельность ученого с позиции «трехаспект-ности» науки, «динамических рядов» и «длинных волн»). Сборник научных трудов. - Владимир: ВГПУ 1995. - С. 5-14.
4. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Вопросы конъюнктуры. - М., 1925. - Т. 1. -Вып. 1. - С. 28-79.
5. Кондратьев Н.Д. Суздальские письма. - М.: ЗАО «Экономика», 2004. - 879 с.
6. МорозоваМ.А. Становление дидактической теории интеграции в отечественной педагогике XX столетия: Дис. ... канд. пед. наук I Владимирский гос. пед. ун-т. - Владимир: ВГПУ, 2000.
7. НудельманР., Валлерстайн И. Гудбай, Америка! II Альманах «Восток». - 2004. - №11. Режим доступа: www. situation. ru.
8. СтражевВ. Пять реформ советской школы II Вестник высшей школы. - 2005. - J№5. - С. 3-16.
УДК 159.9.378 А-401
Р.З. Сабанчиева АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье приводятся результаты исследований автора по проблеме самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности, рассматриваются акмеологические технологии успешной самореализации преподавателей высшей школы.
Ключевые слова: акмеология, акмеологические технологии, самореализация, профессиональная деятельность преподавателя высшей школы.
В современных условиях по-новому встаёт проблема развития и использования человеческого потенциала. Актуальность проблемы самореализации обусловлена процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. В центре новой Программы развития России до 2020 года стоит человек и его самореализация, а также предоставление ему условий и возможностей для самореализации (из Программы Президента РФ Д.А. Медведева, 2008).
Актуальность проблемы самореализации преподавателя высшей школы определяется существующей общественной и образовательной потребностью в преподавателе высокого уровня мастерства, способном обеспечить высокое качество подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Усиление внимания к самореализации объясняется её определяющей ролью в профессиональной деятельности.
Проблема самореализации преподавателей высшей школы в профессиональной деятельности востребована в решении всего многообразия психолого-педагогических задач, стоящих в выс-
шей школе: от выявления причин низкой самореализации преподавателей до определения перспектив профессионально-личностного развития и продуктивной самореализации преподавателей. Самореализация обеспечивает реализацию преподавателем высшей школы различных профессиональных функций: образовательной, научноисследовательской, методической, организаторской, управленческой, административно-хозяйственной.
Каждая из них по своему содержанию требует предварительного анализа условий педагогической задачи и распознавания психологических особенностей субъектов образовательного процесса, фиксируя цель самореализации - включить её результаты в реальную образовательную ситуацию, обеспечивая высокое качество образования в высшей школе.
Эта цель может быть успешно достигнута, если рассматривать процесс самореализации как психолого-акмеологитческую систему деятельности, представляющую собой совокупность качеств субъекта, объединенных для выполнения профессиональных функций в структуре профессиональной деятельности в высшей школе.
Комплексное изучение психолого-акмеологи-ческих основ самореализации преподавателей высшей школы в профессиональной деятельности позволяет выявить системообразующие компоненты и факторы, обеспечивающие успешность результата самореализации и раскрывающие способность преподавателя не только реализовывать себя в своей профессиональной деятельности, но и управлять собственным процессом самореализации, а также помогать и направлять процесс самореализации студентов - будущих специалистов в предстоящей профессиональной деятельности.
Важнейшим исходным положением акмеоло-гической теории профессионализма является постулат о присущем субъектам деятельности стремлении к совершенству и достижению высоких результатов в своем личностно-профессиональном развитии, то есть, достижению профессионального акме. Индивидуальные проявления профессионального акме весьма разнообразны, но независимо от его вида, оно всегда является значимым проявлением самореализации личности в профессиональной деятельности, когда «текущие» потребности в личностных и профессиональных достижениях удовлетворены, но при этом непрерывно формируются новые, более высокого уровня, задающие качественно иные стандарты и эталоны, направляющие активность субъекта [1].
Необходимым условием успешной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы является акмеологическая среда, где обеспечивается акмеологическое сопровождение, восполняющее недостатки развивающего потенциала среды и преобразующее традиционную образовательную среду в среду акмеологическую, где преподаватель имеет возможность удовлетворить свои высшие потребности в самореализации [1].
Акмеологическая программа самореализации является составной частью программы ак-меологического сопровождения, обеспечивающего преподавателям формирование установок на личностное совершенствование; стремление к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и самореализации, потребности в анализе собственных личностных качеств, потенциалов, ответственности за процесс и результаты собственной профессиональной деятельности. Включение в программу акмеологического сопровождения разработки индивидуальных акмеограмм, обеспечивает преподавателю владение адекват-
ными стратегиями самореализации, а также способами достижения профессионального акме.
Акмеологическая программа самореализации преподавателя высшей школы должна включать следующие направления: использование современных акмеологических и образовательных технологий в системе повышения квалификации, которые обеспечивают формирование акмеологической культуры и потребностей в самореализации; проведение научно обоснованной психолого-акмеологической диагностики, направленной на удовлетворение потребности преподавателей в самопознании, самоактуализации и самореализации; проведение профессионального консультирования преподавателей высшей школы; разработка и внедрение дисциплин пси-холого-акмеологического блока в систему повышения квалификации, обеспечивающих личностно-профессиональное развитие преподавателей вуза и способствующих их успешной самореализации.
Успешность профессиональной деятельности - качественная характеристика деятельности специалистов в аспекте соответствия социально значимых результатов его профессиональной деятельности степени личной удовлетворенности её процессом и результатом.
Особую роль приобретают современные ак-меологические и образовательные технологии. Акмеологические технологии определяются как методы или способы личностно-профессионального развития до уровня профессионала [2]. Ак-меологические технологии можно разделить на два вида: диагностические инструментарии изучения личностно-профессионального развития и акмеразвивающие технологии.
Анализ психолого-акмеологической литературы позволил дать определение собственное определение акмеологических технологий самоактуализации и самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности: это целенаправленная система профессиональных акмеологических действий, ориентированная на выработку акмецелевой стратегии и тактики успешной самоактуализации и самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности. Акмеологические технологии самоактуализации и самоактуализации способствуют актуализации и реализации личностного потенциала преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности и мо-
гут быть реализованы через акмеологическую службу высшего учебного заведения.
Существующий опыт деятельности акмеоло-гических служб, обеспечивающих профессиональное становление личности недостаточно используется в высшей школе. Акмеологическая служба является формой акметехнологического обеспечения личностно-профессионального развития человека. Личностно-профессиональное развитие - количественное, качественное и структурное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности [2].
Акмеологическая служба может быть рассмотрена как структура, обеспечивающая с помощью различных средств успешность профессиональной деятельности и развития её субъекта за счет актуализации личностного потенциала, сохранения и пополнения резервных возможностей субъекта деятельности в единстве с активизацией потенциала среды, направленного на создание психологически комфортных условий деятельности [2].
В соответствии с вышеизложенными положениями нами была разработана акмеологическая программа самоактуализации и самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности. Разработана электронная версия программы, включающая компьютеризированный диагностический комплекс методик определения личностно-профессионального потенциала преподавателя высшей школы. Данная авторская программа предназначена для выявления и повышения уровня самореализации преподавателя в профессиональной деятельности. Цель программы: развитие коммуникативной и аутопсихологической компетентности, повышение жизнестойкости, развитие уверенности в своих силах, выработка адекватных акмецелевых стратегий и тактики успешной самореализации, личностное и профессиональное развитие, формирование профессионального мастерства преподавателя высшей школы, повышение удовлетворенности преподавателей процессом и результатом своего труда и управление процессом самореализации.
Программа включает курс лекций, практических занятий и тренинги, а также компьютеризированный диагностический комплекс методик (как известных, так и авторских), позволяющий изучить разные стороны личности и деятельнос-
ти преподавателя высшей школы: уровень самоактуализации, уровень креативности, уровень жизнестойкости, уровень субъективного контроля, уровень развития эмпатических способностей, уровень волевой саморегуляции, карьерные и смысложизненные ориентации, уровень эмоционального выгорания, мотивы профессиональной деятельности, барьеры эффективной управленческой деятельности для руководителей системы высшего образования, степень макиавеллизма личности, самооценка уровня самореализации, удовлетворенность профессией и готовность к творческой деятельности.
Для этого в исследовании применялись как известные и так и авторские методики: «Тест жизнестойкости» (модификация методики С. Мадди Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой), тест самоактуализации (А. Лазукин, в адаптации М. Калина) «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко), «Диагностика уровня волевой саморегуляции» (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман), «Карьерные ориентации» (Э. Шейн, модификация В.А. Чикер), тест СЖО - методика определения смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), тест МОЦ - методика определения ценностных ориентаций (М. Рокич), тест «Лидер», и «Барьеры эффективной управленческой деятельности» (Р.Л. Кричевский), тест на макиавеллизм (В.Н. Маркин), методика измерения уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голын-кина, А.М. Эткинд). методики Н.В. Бордовской по оценке качества деятельности преподавателя высшей школы («Оценочная карта качества преподавания студентами» и экспертами), методика К. Маслач и С. Джексон «Профессиональное выгорание», адаптированная Н.Е. Водопьяновой, и методика В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания», авторская методика самооценки уровня самореализации и определения удовлетворенности самореализацией преподавателя, авторская методика - анкета для студента, для выявления преподавателя, оказавшего наибольшее влияние на самореализацию студента и др.
К акмеразвивающим технологиям относятся тренинги. Акмеологический тренинг имеет своей целью повышение эффективности самореализации преподавателя, личностный и профессиональный рост и включает два тренинга: тренинг жизнестойкости и тренинг самореализации.
Формой итогового контроля является составление преподавателями индивидуального психо-
логического заключения по результатам собственной психодиагностики, разработка возможных путей и способов своей самореализации. Результаты обсуждаются, проводятся индивидуальные консультации. Возможны электронные презентации общих результатов.
Практическая значимость программы заключается в том, что она может быть внедрена на курсах повышения квалификации преподавателей высшей школы, а также в образовательном процессе вуза для работы со студентами магистратуры, получающим дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы». Предполагается размещение электронной версии программы на сайте СПбГУ и КБГУ
Технология реализации программы следующая: на каждого преподавателя заводится карточка - акмеограмма, где фиксируются результаты полученных диагностических данных, определяются цели самореализации, намечаются возможные способы движения к своему профессиональному АКМЕ, отмечаются изменения в профессиональном росте преподавателя (ведется мониторинг), выявляются факторы самореализации, фиксируются результаты на определенных этапах самореализации.
Выявляется группа преподавателей - мастеров, самореализовавшихся в профессиональной деятельности (по заранее сформулированным критериям), удовлетворенных процессом и результатами своей самореализации и на основе сравнительного анализа с группами преподавателей среднего и низкого уровня мастерства выявляются и изучаются факторы, способствующие и препятствующие достижению вершин продуктивной самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности.
Программа акмеологического тренинга включает практические занятия, на которых проводится групповая и индивидуальная работа по коррекции личностных и профессиональных качеств, консультации. В программе используются ролевые игры, анализ игровых ситуаций, групповые дискуссии, анкетные опросы, экспертные оценки, обратная связь (мнение студентов об удовлетворенности занятиями преподавателя), обмен опытом. Используются психологические и акме-ологические феномены: оценка и самооценка своих возможностей, реальные и потенциальные возможности, мотивационная установка, качества личности, психическое состояние, уровень при-
тязаний, карьерные и смысложизненные ориентации, жизнестойкость, психология победителя. Акмеологический тренинг направлен на развитие и формирование психологических качеств самореализовавшейся личности: самостоятельность, решительность, мужество, эмоциональная устойчивость, жизнестойкость, самоконтроль, концентрация и распределение внимания, рефлексия, коммуникативная и аутопсихологическая компетентность.
В ходе персонального профессионального консультирования происходит подбор индивидуальных акмеограмм личностно-профессионального развития, выработка адекватной стратегии и тактики самореализации, выявление недостаточно развитых необходимых качеств успешной личности и их развитие, составление индивидуальной программы самореализации.
Акмеологическая программа прошла апробацию на курсах повышения квалификации факультета повышения квалификации научно-образовательного центра Кабардино-Балкарского государственного университета. ФПК НОЦ КБГУ, где автор был приглашен для проведения цикла занятий для преподавателей разных факультетов КБГУ Слушателями курсов были преподаватели высшей школы 10 факультетов и подразделений КБГУ (медицинского, юридического, экономического, педагогического, физического, химического, математического, биологического, Социльно-гуманитарного института и Института филологии, а также преподаватели медицинского и педагогического колледжа КБГУ Элементы программы также были апробированы в образовательном процессе перед студентами магистратуры, получающими дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы». Выборочная совокупность преподавателей и студентов составила 125 человек.
После прочтения курса лекций по проблематике высшей школы (с использованием современных образовательных технологий, электронных презентаций лекций, демонстраций фильмов) были проведены практические занятия. По результатам собственной самодиагностики преподавателями были составлены психологические заключения, которые сдавались в форме отчетности, а также по предложенной тематике были составлены и защищены научные рефераты по заинтересовавшим их психолого-акмеологичес-ким темам, по выбору. Отдельными преподава-
телями были составлены электронные презентации своих работ. Данные работы очень важны для формирования психолого-акмеологических знаний. Отзывы о курсах были положительными (публикации в прессе), и программа получила высокую оценку у слушателей и руководителей ФПК НОЦ КБГУ
Подробные научные результаты изложены в материалах докторской диссертации по обоснованию акмеологической концепции самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности, над которой автор работает в настоящее время.
Таким образом, акмеологическая программа самоактуализации и самореализации, содержа-
щая современные акмеологические технологии является эффективной, практически значимой и способствует решению актуальной проблемы -проблемы успешной самореализации преподавателей высшей школы в профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Агапов В.С. Профессиональное развитие преподавателей высшей школы // Материалы третьей международной научной конференции «Высшее образование для века» (18-20 октября 2006 г.).
2. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. - Изд-во РАГС, 2002. - 681 с.
УДК 78
М.Л. Симонян ПРОБЛЕМА ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В статье анализируется психологическая трактовка интереса, как в зарубежной, так и отечественной литературе. Проблема интереса в педагогике исследуется на протяжении всего исторического развития человечества. Интерес в музыкальной педагогике рассматривается на основе национального музыкального воспитания отечественных музыкантов-просветителей.
Ключевые слова: интерес, психология, педагогика, музыкальная педагогика.
Понятие «интерес» исследуется многими гуманитарными науками: философией, социологией, физиологией, психологией, педагогикой. Такой многоаспектный подход говорит о большом значении и важной роли интереса в жизнедеятельности человека. Само слово «интерес» произошло от латинского interest, что в переводе означает «иметь значение, быть важным».
Психологическая трактовка интереса еще недостаточно разработана в современной психологии. В связи с этим ученые психологи зарубежных стран определяют интерес достаточно противоречиво: как самопроизвольное внимание, состояние легкой и приятной умственной активности, тенденцию заниматься вещами из удовольствия.
В тоже время интерес характеризуют, как качество, ориентирующее человека на определенную деятельность, как врожденное свойство человека биологического происхождения, в котором заложены удовлетворение, инстинкт желаний и т.д.
В противоречивых суждениях психологов западных стран есть и кое-что общее:
1) интерес заложен в человеке, как врожденная чувствительность;
2) в основе интереса лежит эмоциональность.
Однако зарубежные ученые не учитывают, что
интерес является сложнейшим психологическим образованием, который нельзя свести к отдельному психическому акту. «Неуловимость» феномена «интерес» приводит к недостаточной ясности определений и трактует его как тенденцию человека заниматься определенными вещами из удовольствия.
Различные трактовки интереса отечественных психологов и ученных в целом не противоречат друг другу. Интерес признается:
- осознанным отношением личности к объекту;
- истоки интереса лежат в общественной жизни;
- вне деятельности человека интерес развиваться не может;
- в основе интереса лежат эмоциональные, волевые и интеллектуальные процессы;
- устойчивость интереса выражается в его длительности и интенсивности;
- интерес является не врожденным качеством и имеет возможность развиваться;