УДК 159.923.5.
РОЛЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СПОРТСМЕНОВ
Распопова Анна Сергеевна (Краснодар, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры клиничской психологии Института экономики и управления в медицине и социальной сфере; ул.Садовая, 218; annar25@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов исследования влияния перфекционизма на личностные особенности спортсменов. В работе анализируется конструктивное и неконструктивное влияние перфекционизма на становление таких личностных свойств спортсменов, как мотивация к успеху, локус контроля, уровень притязаний и самооценка, тревожность у спортсменов. Ключевые слова: личность, спортсмен, перфекционизм, спортивная деятельность.
Спорт предъявляет высокие требования не только к физическому состоянию спортсменов, но и к их личности. Личностное развитие спортсменов оказывает значимое влияние на становление спортивного мастерства, достижения пика профессионального развития. Победа в соревновании - это отражение процесса личностного развития [5]. По мере того как спортсмен выходит на новый этап профессионального и личностного развития, влияние факторов оценивания его достижений зависит от степени учета закономерностей субъектных свойств личности в тренировочном и соревновательном процессе [1]. Именно в связи с этим актуальны исследования перфекционизма как стремления к достижению максимальных результатов в спорте. В последнее время наблюдается повышенный интерес к исследованиям перфекционизма в спорте [4]. Перфекционизм является многомерным явлением, его различные формы могут как стимулировать деятельность, так и оказывать негативное влияние, вызывая эмоциональное перенапряжение [6]. Актуальны исследования воздействия перфекционизма на поведение, что открывает возможности для раскрытия понимания перфекционизма как фактора достижения пика развития спортсменов [2, 3].
В процессе исследования применялись методы психодиагностики: многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой; методика диагностики уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, С.А. Голын-киной, А.М, Эткинда; диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса; диагностика самооценки и уровня притязаний Дембо - Рубинштейн (А.М. Прихожан); диагностика тревожности Спилбергера; анкета «Климат в спортивной команде (SCQ)», шкалы Q1 (консерватизм-радикализм) и Q2 (конформизм-нонконформизм) из многофакторного опросника личности Кеттела. В данном фрагменте исследования применялся многофакторный дисперсионный анализ MANOVA.
В исследовании приняли участие 552 испытуемых обоего пола в возрасте от 11 до 35 лет, из которых 232 испытуемых подросткового возраста; 232 испытуемых юношеского возраста. В выборку возраста ранней взрослости вошли 88 испытуемых.
Дисперсионным анализом установлено, что имеются возрастные различия в особенностях влияния перфекционизма на личностные свойства. По мере взросления и роста мастерства проявляется готовность к адекватному восприятию перфекци-онистских требований.
В выборке мальчиков-подростков, занимающихся спортом, установлено, что они стремятся принять на себя ответственность, так как этого требует спорт, но при этом несамостоятельны и предпринимают активные попытки разобраться в себе [3].
Восприятие перфекционистских требований у девочек связано с определенными трудностями и в них прослеживаются возрастные закономерности. Высокие требования вызывают у них тревогу, стремление к привычным способам поведения и зависимость от группы на фоне стремления принять на себя ответственность в ситуациях достижений.
У подростков-спортсменов перфекционизм влияет на больший спектр личностных свойств, то есть спортивная
среда оказывает сильное воздействие на становление личности подростка.
Для спортсменов требовательность к другим приводит к смещению акцента на окружающих, формируя позицию «глобальной удовлетворенности». Не занимающиеся спортом юноши более подвержены воздействию перфекционистских требований, выступающих как регуляторы их самостоятельности. Влияние, установленное у спортсменов юношеского возраста, свидетельствует о снижении готовности принимать на себя ответственность и говорит о росте глобальной удовлетворенности.
В ранней взрослости изменяется количественная структура связей, достоверных влияний существенно меньше, так как личностная зрелость определяет готовность к меньшей подверженности влиянию перфекционизма. Особенно это отмечается у спортсменов, так как спорт формирует устойчивость к высоким требованиям. Подростки более подвержены воздействию требований, тогда как представители возраста ранней взрослости обладают личностной зрелостью, которой сопутствует готовность к их адекватному восприятию и принятию.
Таким образом, включение в спортивную деятельность, приобретение опыта и компетентности формирует адекватное, гибкое отношение к установкам и требованиям и готовность соответствовать им, что является доказательством того, что сформированность личности - это значимый фактор отношения к перфекционистским требованиям. Включенность в спорт снижает вовлекаемость личностных ресурсов, спортсмены идентифицируют себя преимущественно как спортсмена, учитывая те характеристики личности, которые проявляются в процессе достижения результатов.
Полученные нами результаты указывают на необходимость развития у спортсменов личностных ресурсов конструктивного реагирования на перфекционистские требования. Выявлено, что перфекционизм является значимым фактором становления личности спортсмена. Достижение пика спортивного совершенствования обусловлено личностной зрелостью спортсмена, а также готовностью к конструктивному реагированию на перфекционистские требования, характерные для спортивной среды.
Выражаю искреннюю признательность научному руководителю, доктору психологических наук, профессору Горской Галине Борисовне (Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар).
Литература
[1]. Босенко Ю.М. Особенности регуляторных свойств у спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2013. № 3. С. 66-71.
[2]. Горская Г.Б., Босенко Ю.М., Распопова А.С. Конструктивность реагирования высококвалифицированных тхэквондистов на стрессовые ситуации: психологические предпосылки // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2010. № 4. С. 41-48.
[3]. Распопова А.С. Возрастные особенности распространенности феномена перфекционизма и его взаимосвязи с личностными свойствами спортсменов // Физическая культура, спорт» - наука и практика. Научно-методический журнал. Краснодар. 2011. № 2. С. 92-98.
[4]. Распопова А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте. Автореферат дисс. ... канд.психол.наук. Краснодар, 2012. 25с.
[5]. Тютюков В.Г., Сафонова Г.В. К вопросу об акмеологическом потенциале соревновательной состязательности атлета как акте демонстрации его двигательной индивидуальности // Акмеология: научно-практический журнал.специальный выпуск № 1-2 (2014). Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня 2014 г.). с. 218-219.
[6]. Hewitt P., Flett G. MPS - The multidimensional scale of perfectionism // Journal of Counseling and Development. 1999. № 9. P. 44-58.
THE ROLE OF PERFECTIONISM IN PERSONAL DEVELOPMENT OF ATHLETES
Raspopova Anna S. (Krasnodar, Russia) - candidate of psychological Sciences, associate professor of clinical psychology of the Institute of economy and management in medicine and social sphere; Sadovaya St., 218; annar25@mail.ru
Abstract:
The article analyzes the results of empirical research of the influence of perfectionism on personality traits of athletes. This paper analyses the constructive and unconstructive influence of perfectionism on the formation of such personal characteristics of athletes, motivation to success, locus of control, level of aspiration and self-esteem in athletes. Keywords: personality, athlete, perfectionism, sports activity.
УДК159.9
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Сабанчиева Рита Залимгериевна- кандидат психологических наук, советник ректора, Негосударственное образовательное учреждение ВПО «Кабардино-Балкарский институт бизнеса», г. Нальчик, ул. Ахохова, д. 169 а, e-mail: rita.sabanchieva@yandex.ru
Аннотация
В данной статье приводится результаты исследования проблемы профессиональной самореализации преподавателя высшей школы и основные положения авторской психолого-акмеологической концепции
Ключевые слова психолого-акмеологическая концепция, профессиональная самореализация, преподаватель высшей школы
В результате исследования проблемы профессиональной самореализации преподавателя высшей школы нами была разработана психолого-акмеологическая концепция успешной профессиональной самореализации. Проблема самореализации занимает важное место в системе наук о человеке. Эта проблема носит комплексный, междисциплинарный характер. Являясь философской, психологической, акмеологиче-ской проблемой, она представляет собой современную очень сложную научную проблему. Наше исследование проблемы самореализации позволит выявить новый акмеологический подход к её раскрытию. Акмеологический подход позволяет рассмотреть проблемы развития личности на разных возрастных этапах от профессионального самоопределения, получения профессионального образования до профессионального становления, самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности [1]. Самореализация преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности - это достижение преподавателем вершин в профессиональной деятельности, достижение АКМЕ, реализация его потенциальных возможностей и способностей. Профессиональная самореализация преподавателя высшей школы представляет собой динамически многоплановый процесс актуализации потенциальных возможностей и способностей в научной и образовательной деятельности [2]. Самореализация является сложным психическим и акмеологическим процессом, имеет многоуровневую структуру, многофакторную обусловленность и осуществление самореализации преподавателя в профессиональной деятельности возможно при наличии соответствующих условий: высоком уровне мастерства и профессионализма, объективных, субъективных, субъективно-объективных условий. Самореализация преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности осуществляется поэтапно: это профессиональное самоопределение, выбор вида и направленности деятельности, становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности, формирование профессионализма, достижение вершин профессионального мастерства. Модель самореализации включает в себя структурные компоненты самореализации, уровни, критерии, механизмы самореализации. \Идеальная модель преподавателя высшей школы, реализовавшегося в профессиональной деятельности представляет собой преподавателя -Мастера, высокопродуктивного, компетентного, успешного, ответственного, творческого, с высоким уровнем коммуникабельности, профессионала, обеспечивающего высокий уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности Механизмами самореализации преподавателя в профессиональной деятельности являются самоанализ (рефлексия), самодвижение, саморазвитие, и потребность в самопроявлении,
самоутверждении, признании, высокий уровень притязаний, неудовлетворенность занимаемым положением. Самореализация происходит у всех преподавателей, но на разных уровнях. самореализация преподавателя может быть высокопродуктивной, среднепродуктивной, малопродуктивной. Высших уровней самореализации достигают единицы, Мастера, при благоприятных внешних и внутренних условиях. Внешние (объективные) факторы стимулируют внутренние (субъективные) и являются движущими силами самореализации. Критериями самореализации преподавателя в профессиональной деятельности являются высокая удовлетворенность профессией, конкретные объективные результаты (продуктивность) деятельности (объективный критерий). Критерием является также признание и оценка заслуг преподавателя (субъективный критерий). Результатом самореализации преподавателя в профессиональной деятельности является достижение им высокого уровня мастерства и профессионализма в научной и образовательной деятельности, высокая удовлетворенность профессией и продуктивность его деятельности. Различия в самореализации преподавателей разных уровней мастерства заключатся в том, что существует положительная корреляция межу высоким уровнем мастерства преподавателя и его самореализацией в профессиональной деятельности. Высокому уровню самореализации способствуют мастерство, высокий профессионализм личности и деятельности, педагогические способности, адекватная самооценка, креативность, компетентность, ответственность, постоянное саморазвитие и самосовершенствование, гармоничное сочетание научной и образовательной деятельности. Чем ниже уровень мастерства, тем ниже уровень самореализации. Существует зависимость между продуктивной самореализацией преподавателя высшей школы и успешной самореализацией его студентов в учебно-профессиональной деятельности.
Результатом самореализации преподавателя в профессиональной деятельности является достаточно полное раскрытие его творческого потенциала и как следствие достижение им высокого уровня мастерства и профессионализма в научной и образовательной деятельности. Результатом и показателем успешной самореализации преподавателя является удовлетворенность его своим трудом, статусом (уважение со стороны коллег, руководства) и местом и положением (общественное признание), которые он занимает на кафедре, на факультете, в вузе. В нашем исследовании принимали участие преподаватели и студенты КБГУ (1020 чел.). Применялась программа исследования, содержащая диагностический комплекс методик, позволяющая изучить разные стороны личности и деятельности преподавателя высшей школы. По результатам исследования была разработана авторская программа успешной профессиональной самореализации, содержащая технологии личностно-профессионального развития. Программа успешно внедрена на факультете повышения квалификации профессорско-преподавательского состава Кабардино-Балкарского государственного университета [3]. Программа адаптирована для педагогов, воспитателей и внедрена в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, адаптирована для врачей и внедрена в учреждениях здравоохранения республики, и элементы программы используются автором в практике психологического консультирования.
Литература
[1]. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. Монография. - СПб. -Изд-во НУ «Центр стратегических исследований».2013. -272 с. 2.
[2]. Сабанчиева Р.З. Потребность в самореализации как смысло-жизненный фактор успешной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Акмеология, № 3. Специальный выпуск № 3 (2013) по материалам VIII Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва 1-15 июня 2013 г.), М., С. 217-218
[3]. Сабанчиева Р.З. Акмеологические факторы успешной самореализации преподавателей и студентов/. Акмеология, № 3-4 2014 г., (специальный выпуск)/ Материалы XXII Международных акмеологи-ческих чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых (Москва-Санкт-Петербург, 1-15 декабря 2014 г.). М., С. 227-228.