Научная статья на тему 'Взаимосвязь перфекционизма и отношений с ближайшим социальным окружением у спортсменов подросткового возраста'

Взаимосвязь перфекционизма и отношений с ближайшим социальным окружением у спортсменов подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
474
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТИП ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ADOLESCENCE / PERFECTIONISM / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / TYPE OF RELATIONSHIP / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Босенко Ю. М., Распопова А. С.

В исследовании представлены результаты изучения взаимосвязи показателей перфекционизма и предпочитаемого типа отношений и значимых лиц из ближайшего социального окружения у спортсменов подросткового возраста. Выборка включала подростков, занимающихся спортом (N=100), в возрасте от 13 до 16 лет. Подросткам предлагалось ответить на вопросы методики изучения социальнопсихологических связей учащегося Н.В. Кузьминой и многомерной шкалы перфекционизма, далее проводилась статистическая обработка полученных данных с применением t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа по Пирсону. Для подростков значимыми являются лица как в семейном, так и во внесемейном окружении. Для мальчиков значимость семейного окружения достоверно выше, чем значимость внесемейного, дружеского окружения. Для девочек достоверно более значимыми лицами являются сверстники. Выявлен высокий уровень перфекционизма. Были обнаружены достоверные различия по признаку пола по параметрам перфекционизма, ориентированного на себя, социально предписанного перфекционизма и интегрального уровня перфекционизма, которые достоверно выше у спортсменок. Корреляционный анализ показал, что авторитет матери повышает вероятность развития у спортсмена завышенных требований к самому себе и ориентации на высокие стандарты. Дружеская поддержка связана с ростом активности представлений о высокой требовательности окружающих для достижения наивысшего результата, что может оцениваться как давление. Чем менее спортсмен ориентирован на типы отношений «советуюсь», «дорожу мнением», «могу довериться», тем более он склонен предъявлять высокие требования к социальному окружению. Становление перфекционизма спортсмена происходит в зависимости от того, насколько высок уровень проявления данных установок у его родителей, а сверстники при этом являются образцами для самоидентификации и одобрения в подростковом возрасте. Исследование подтверждает предположение, что значимым аспектом перфекционизма является его анализ в контексте межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PERFECTIONISM AND RELATIONSHIPS OF GROWING AGE ATHLETES WITH INNER SOCIAL CIRCLE

The research presents the results of studying the relationship between indicators of growing age athletes’ perfectionism and their preferred type of relations and significant persons from the inner social circle. The sample included adolescents involved in sports (N=100), aged 13 to 16 years. The teenagers were asked to answer the questions related to the studying methods of the social and psychological ties of the student N. B. Kuzmina and multivariance scale of perfectionism and then the statistical processing of the data using Student’s t-test and correlation analysis of Pearson has been conducted. For the teenagers the significant persons are both ones in the family and out-offamily environment. For the boys, the importance of the family environment is significantly higher than the significance of out-of-family friendly environment. For the girls their peers are significantly more important. The high level of perfectionism has been revealed. The significant differences in genders in the parameters of self-oriented perfectionism, socially prescribed perfectionism and the integral level of perfectionism which were significantly higher among athletes have been determined. The correlation analysis showed that the mother’s authority increased the probability of the development of excessive requirements to herself and orientation to high standards. Befriending is connected with the increase in the activity of ideas about the high demands of those around them to achieve the highest result, which can be evaluated as pressure. The less an athlete is focused on the types of relations «I advise », «I value my opinion», «I can trust», the more he is inclined to make high demands on the social environment. The formation of an athlete’s perfectionism occurs depending on their parents’ level of manifestation of these attitudes, and peers play the role of models for self-identification and approval in adolescence. The study confirms the assumption that a significant aspect of perfectionism is its analysis in the context of interpersonal relations.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь перфекционизма и отношений с ближайшим социальным окружением у спортсменов подросткового возраста»

УДК 796.01:159.9

взаимосвязь перфекционизма и отношений с ближайшим социальным окружением у спортсменов подросткового возраста

Ю.М. Босенко, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, А.С. Распопова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].

В исследовании представлены результаты изучения взаимосвязи показателей перфекционизма и предпочитаемого типа отношений и значимых лиц из ближайшего социального окружения у спортсменов подросткового возраста. Выборка включала подростков, занимающихся спортом (N=100), в возрасте от 13 до 16 лет. Подросткам предлагалось ответить на вопросы методики изучения социально-психологических связей учащегося Н.В. Кузьминой и многомерной шкалы перфекционизма, далее проводилась статистическая обработка полученных данных с применением ^критерия Стью-дента и корреляционного анализа по Пирсону. Для подростков значимыми являются лица как в семейном, так и во внесемейном окружении. Для мальчиков значимость семейного окружения достоверно выше, чем значимость внесемейного, дружеского окружения. Для девочек достоверно более значимыми лицами являются сверстники. Выявлен высокий уровень перфекционизма. Были обнаружены достоверные различия по признаку пола по параметрам перфекцио-низма, ориентированного на себя, социально предписанного перфекционизма и интегрального уровня перфекционизма, которые достоверно выше у спортсменок.

Корреляционный анализ показал, что авторитет матери повышает вероятность развития у спортсмена завышенных требований к самому себе и ориентации на высокие стандарты. Дружеская поддержка связана с ростом активности представлений о высокой требовательности окружающих для достижения наивысшего результата, что мо-

жет оцениваться как давление. Чем менее спортсмен ориентирован на типы отношений «советуюсь», «дорожу мнением», «могу довериться», тем более он склонен предъявлять высокие требования к социальному окружению. Становление перфекционизма спортсмена происходит в зависимости от того, насколько высок уровень проявления данных установок у его родителей, а сверстники при этом являются образцами для самоидентификации и одобрения в подростковом возрасте. Исследование подтверждает предположение, что значимым аспектом перфекционизма является его анализ в контексте межличностных отношений.

Ключевые слова: подростковый возраст, перфекционизм, межличностные отношения, тип отношений, социальное окружение.

Для цитирования: Босенко Ю.М., Распопова А.С. Взаимосвязь перфекционизма и отношений с ближайшим социальным окружением у спортсменов подросткового возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 94-99.

For citation: Bosenko Y., Raspopova А. Interrelation of perfectionism and relationships of growing age athletes with inner social circle. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 94-99 (in Russian).

Актуальность. Спорт как вид деятельности диктует высокие требования и к мастерству, и к личности спортсмена. Подростковый возраст - ключевой этап для становления отношения к ситуациям достижения, тре-

бованиям извне [6]. От степени стремления подростка к максимально высокому результату во многом зависит возможность не только гармоничного формирования его личности, но и успешности в спорте [1, 7].

Особую актуальность представляет исследование факторов, усиливающих или снижающих перфекцио-низм юных спортсменов. Источниками перфекциониз-ма юных спортсменов являются лица из социального окружения: родители, тренер, сверстники. Они могут и оказывать поддержку подросткам, и оказывать на них психологическое давление в виде завышенных требований и ожиданий, что может быть причиной тревоги и стресса. Родители существенно влияют на становление перфекционизма, формируя ориентацию на победу, а не на получение положительных эмоций от процесса участия в соревнованиях [3, 9].

Для подростков, занимающихся спортом, свойственно стремление к высоким достижениями, однако с позиции зарубежных исследователей чрезмерно высокие стандарты успеха могут негативно воздействовать на процесс формирования личности спортсменов и их отношений с окружающими [8, 11, 12]. Вместе с тем в исследованиях ряда авторов доказано, что готовность к восприятию перфекционистских требований формируется по мере взросления, а для подростков характерно воспринимать завышенные требования со стороны социального окружения как давление [1, 2, 5, 13].

Изучение значимости лиц из ближайшего социального окружения и предпочитаемого типа отношений у подростков, занимающихся спортом, в контексте восприятия перфекционистских требований, является одним из наиболее актуальных и интересных направлений исследования.

Целью излагаемого в статье исследования было установление взаимосвязи перфекционизма и особенностей отношений с социальным окружением у подростков, занимающихся спортом.

Методика и организация исследования. Выборка составила 100 подростков, занимающихся спортом (футбол, волейбол, баскетбол, гандбол), из них 50 девочек, 50 мальчиков. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет.

При проведении исследования были применены методика изучения социально-психологических связей учащегося Н.В. Кузьминой и многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [4, 10]. Для статистической обработки данных применялся корреляционный анализ по Пирсону и анализ достоверности различий по критерию Стьюдента.

Результаты и их обсуждение. Нами были рассмотрены как значимые лица для спортсменов, так и предпочтительные типы отношений с социальным окружением. При анализе значимости лиц из социального окружения выявлено, что для спортсменов подросткового возраста наиболее значимыми лицами являются мать (12,03) и отец (11,8). Далее расположены друг (подруга) вне школы (9,24), брат, сестра (6,72). В число

наиболее значимых лиц для юных спортсменов наряду с родителями входят сверстники, что отвечает особенностям подросткового возраста. Затем следуют друг (подруга) из школы (5,77), что соответствует возрастным тенденциям, с ориентацией на референтную группу сверстников; потом располагаются дедушка (5,6) и друг (подруга) из класса (5,06); родственники (4,55), бабушка (4,46); классный руководитель (3,09).

У исследуемых спортсменов значимыми лицами из ближайшего социального окружения являются родители, брат, сестра и сверстники. Это соответствует возрастным закономерностям подростка: происходит становление самосознания, проявляется свойственная подросткам тенденция идентификации с родителями своего пола. Спортсмены рассматривают друга через совокупность предъявляемых к ним требований, поэтому друзья часто меняются, что в целом характерно для подростков вне зависимости от включенности в какой-либо вид деятельности.

При проведении анализа значимости лиц из ближайшего социального окружения у спортсменов разного пола были установлены достоверные различия по параметрам: мать, бабушка, брат, сестра, родственники, друг (подруга) из класса (группы), классный руководитель.

Анализ предпочтительного типа отношений с социальным окружением позволил определить, что наиболее значимым для спортсменов является тип отношений «уверен, поможет» (14,41), то есть проявляется необходимость во внешней поддержке. Следующими по степени предпочтения являются типы «уверен, защитит» (10,87) и «уверен, поймет» (9,7). Спортсмены затрудняются в утверждении своей точки зрения, ищут поддержки, рассчитывают на понимание со стороны, надеются, что взрослый войдет в их ситуацию. Далее по уровню значимости представлены типы «дорожу мнением» (9,17), «могу довериться» (9,05). Для спортсменов важно иметь в своем окружении лицо, с которым можно вступить в доверительные отношения и к мнению которого можно прислушаться. К наименее предпочтительным для спортсменов отнесены типы «советуюсь» (8,39) и «хочу подражать» (2,58). Для спортсменов-подростков характерно стремление к самостоятельности, независимости от мнений и суждений взрослых, что является компонентом взросления, но в силу недостаточной зрелости они нуждаются во внешней поддержке, понимании и защите.

Таким образом, анализ отношений подростков, занимающихся спортом, с социальным окружением показал, что наиболее значимыми лицами для спортсменов являются мать и отец, а предпочтительным типом отношений выступает «уверен, поможет».

В результате анализа особенностей перфекциониз-ма у спортсменов подросткового возраста выявлено, что для них характерен его высокий уровень.

Наибольшей выраженностью обладает перфекцио-низм, ориентированный на себя (58,21). Также выявлен средний уровень перфекционизма, ориентированного

на других (57,41), и социально предписанного перфек-цио низма (59,9). Интегральный показатель перфекцно-низма выражен на высоком уровне (175,5). Это свиде-тельстнует о склонности подростков предъявлять завышенные требования к себе, устанавливать высокие стандарты успнха. Как правило, родители спортсменов имеют завышенные ожидания относительно их деятельности, что способствует развитию перфекциониз-ма. Спортовная деятельность в силу своих особенностей закрепляет перфекционистскиеусеановки.

Для выявления значимости семейного окружения как параметра, связаннвго с формирьванием перфпк-ционизма спортсменов-подростков, нами был произ-ведео аналаз взаимосвязз аоказателей перфекционсз-ма с ближайшим социальным окружением (рисунок 1).

Выявлены прямые достоверные взаимосвязи показателей перфекционизма со значимостью матери и друга из класса, д°оуга из школы. Именно эти лица о наибольшей степени связаны с ростом требовательности к себе и восприятием требований окружающих. Прямой характер связей указывает, что чем выше значимость матери и друзей из школьного окружения, тем более хараотерн ы для спортсменок перфекцион истские установки. Чем выше авторитет матери, тем чаще подростки предъявляют завышекоые требования ксамимсебк,

более ориентированы на высокие стандарты, а также склзнны полакать, что окружающие предъявляют к ним высокие требования.

В отношеноях со сверстникама растут убеждвния спортсмена в том, что окружающие диктуют завышенные стандарты успеха, побуждая к совершенству. Мать как наиболее значимое лицо из социального окружения вожет выступать источником перфекционизма спортсменов.

Акализ взаимтсвязей типа отношений с ближайшим социальным окружением с проявлением перфек-ционвзма спортсменов поканал, что даньые нараме-тры имеют обратные связи (рисунок 2).

Чвм более подростки склонны предъявлять высокие требования к окружающим, тем менее для них предпочтителвны такне типы отношаний, аак «советуюсь», «могу довериться» и «дорожу мнением».

Имеются отрицательные корреляциснные взаимосвязи между интегральным показателем перфекционизма и такими типами отношений, как «дорожу мнением», «уверен, поможет», то есть если спортсмен не орие нти-рован на помощь со стороны окружения и не дорожит мнекием окружающих, то он склонен проявлять высокий уровень перфекционизма. Полученные данные являются проявлением, с одной стороны, защитной реак-

ПЮРФЮКДИОИИЗМ, ориештированный на сю6р

Друд из класса

Мать

Социально прадписанныш пюрФюкционизм

Друд из школыз

Рисунок 1. Корреляционные взаимосвязи показателей перфекционизма спортсменов подросткового возраста с показателями

значимости лиц из ближайшего социального окружения

Перфекцаоюазм, ораеютароваююый юа ыругах

Иютегралсюый ыркезетелс ыерфекцаоюазма

Уверен, ырможет

Рисунок 2. Корреляционные взаимосвязи показателей перфекционизма спортсменов подросткового возраста со значимыми

типами отношений с ближайшим социальным окружением

ции на завышенные требования социального окружения, с другой стороны, негативным фактором, снижающим конструктивные тенденции в особенностях взаимоотношений с ближайшим социальным окружением.

Выводы.

Для спортсменов значимость семейного окружения оказывается достоверно выше, чем значимость вне-семейного, дружеского окружения. Подростки нуждаются в защите, помощи и мнении со стороны третьего лица. Все это связано с включенностью подростков в спорт, который насыщен ситуациями оценивания, соревнования, конкуренции. Наиболее значимыми лицами для спортсменов являются мать и отец.

Для подростков характерен высокий уровень пер-фекционизма и таких его показателей, как перфекцио-низм, ориентированный на себя, интегральный показатель перфекционизма.

Авторитет матери связан с вероятностью развития завышенных требований к самому себе, ориентации на высокие стандарты. Мать как наиболее значимое лицо из социального окружения может выступать источником перфекционизма спортсменов. Чем менее спортсмены ориентированы на такие типы отношений, как «советуюсь», «дорожу мнением», «могу довериться», тем более они склонны предъявлять высокие требования к другим, что является проявлением защитной реакции на завышенные требования социального окружения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Босенко Ю.М. Взаимосвязь перфекционизма и психической устойчивости спортсменов / Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. - 2017. -С. 116-120.

2. Горская Г.Б. Личностные факторы конструктивности проявлений перфекционизма у старшеклассников / Г.Б. Горская, Е.В. Мантачка // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 123-126.

3. Горская Г.Б. Перфекционизм родителей и стили родительского воспитания как регуляторы мотивации и тревожности юных шахматистов 7-11 лет / Г.Б. Горская, А.В. Несветайло // Физическая культура и спорт - наука и практика. - 2013. - №3. - С.51-56.

4. Грачева, И.И. Адаптация методики «Многомерная

шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. - 2006. - Том 27. - №6. - С. 73-89.

5. Распопова А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте: дисс. ... канд. псих. наук: 13.00.04. Распопова Анна Сергеевна; Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. Краснодар. - 2012. - 299 с.

6. Распопова, А.С. Роль перфекционизма в личностном развитии спортсменов / А.С. Распопова // Материалы X Юбилейной Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». - Специальный выпуск СВ№1-2/2015 научно-практического журнала «Акмеология». - с .144-145.

7. Чернявская Я.Ю. Взаимосвязь перфекционизма и личностных особенностей у гимнасток / Я.Ю. Чернявская, Ю.М. Босенко // Рудиковские чтения: материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта; Министерство спорта РФ, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)»; под общей редакцией Байковского Ю.В., Вощинина А.В., 2016. -С. 127-131.

8. Ясная В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 157-168.

9. Anshel M.H. Reconceptualizing Indicants of Sport Perfectionism as a Function of Gender / M.H. Anshel, J.K. Kim, R. Henry // Journal of Sport Behavior. - 2009. -Vol. 32. - pp. 395-418.

10. Flett G. The Perils of Perfectionism in Sports and Exercise / G. Flett, P. Hewitt // Current directions in psychological science. - 2005. - Vol. - 14. № 1. - pp. 14-18.

11. Gaudreau P. Dispositional perfectionism and well-being: A test of the 2 x 2 model of perfectionism in the sport domain/ P. Gaudreau, J. Verner-Filion // Sport, Exercise, and Performance Psychology. - 2012. - Vol. 1. - pp. 2943.

12. Krasnow D. Injury, Stress, and Perfectionism in Young Dancers and Gymnasts / D. Krasnow, L. Mainwaring, C. Psych, G. Kerr // Journal of Dance Medicine & Science. -1999. -Vol. 3. - № 2. - pp. 422-427.

13. Stoeber J. Perfectionism and achievement goals in athletes: Relations with approach and avoidance orientations in mastery and performance goals / J. Stoeber, O. Stoll, E. Pescheck, K. Otto // Psychology of Sport and Exercise. - 2008. - Vol. 9. - № 2. - pp. 102-121.

interrelation of perfectionism and relationships of growing age athletes with inner social circle

Y. Bosenko, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of the Psychology Department,

А. Raspopova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Psychology Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: [email protected].

The research presents the results of studying the relationship between indicators of growing age athletes' perfectionism and their preferred type of relations and significant persons from the inner social circle. The sample included adolescents involved in sports (N=100), aged 13 to 16 years.

The teenagers were asked to answer the questions related to the studying methods of the social and psychological ties of the student N. B. Kuzmina and multivariance scale of perfectionism and then the statistical processing of the data using Student's t-test and correlation analysis of Pearson has been conducted. For the teenagers the significant persons are both ones in the family and out-of-family environment. For the boys, the importance of the family environment is significantly higher than the significance of out-of-family friendly environment. For the girls their peers are significantly more important. The high level of perfectionism has been revealed. The significant differences in genders in the parameters of self-oriented perfectionism, socially prescribed perfectionism and the integral level of perfectionism which were significantly higher among athletes have been determined. The correlation analysis showed that the mother's authority increased the probability of the development of excessive requirements to herself and orientation to high standards. Befriending is connected with the increase in the activity of ideas about the high demands of those around them to achieve the highest result, which can be evaluated as pressure. The less an athlete is focused on the types of relations «I advise», «I value my opinion», «I can trust», the more he is inclined to make high demands on the social environment.

The formation of an athlete's perfectionism occurs depending on their parents' level of manifestation of these attitudes, and peers play the role of models for self-identification and approval in adolescence. The study confirms the assumption that a significant aspect of perfectionism is its analysis in the context of interpersonal relations.

Keywords: adolescence, perfectionism, interpersonal relationships, type of relationship, social environment.

References:

1. Bosenko lu.M. Raspopova A.S. Interrelation of perfectionism and mental stability of athletes. Rudikovskie

chteniya: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferenciipsihologov fizicheskoj kul'tury i spor-ta [Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports], 2017, pp. 116-120. (in Russian).

2. Gorskaya G.B., Mantachka E.V. Personality factors of con-structiveness of manifestations of perfectionism in senior pupils. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2013, № 8, pp. 123-126. (in Russian).

3. Gorskaya G.B., Nesvetaylo A.V. Parents' perfectionis-mand parents styles'of education as regulators of motivation and anxiety of 7-11 aged young chessplayers [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2013, №3, pp. 51-56.

4. Gracheva, I.I. Adaptation of the methodology "The multidimensional scale of perfectionism" by P. Hewitt and G. Flett. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2006, Tom 27, №6, pp. 73-89. (in Russian).

5. Raspopova A.S. Vozrastnye osobennosti proyavleniya perfekcionizma v sporte: dissertaciya... kandidata psi-hologicheskih nauk: 13.00.04. Raspopova Anna Ser-geevna; Kuban. gos. un-t fiz. kul'tury, sporta i turizma. Candidate's thesis. Krasnodar, 2012, 299 p.

6. Raspopova A.S. The role of perfectionism in the personal development of athletes. Materialy X YUbilejnoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Akmeologiya: lich-nostnoe i professional'noe razvitie cheloveka», Special'nyj vypusk SV№1-2/2015 nauchno-prakticheskogo zhurnala «Akmeologiya» [Acmeology: Personal and Professional Development of Man], pp. 144-145. (in Russian).

7. Chernyavskaya Ya.Iu., Bosenko Iu.M. Interrelation of perfectionism and personal characteristics of gymnasts. Rudikovskie chteniya: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii psihologov fizicheskoj kul'tury i sporta; Ministerstvo sporta RF, FGBOU VPO "Rossijskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta, molodyozhi i turizma (GCOLIFK) [Rudikov readings: materials of the XII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports; Ministry of Sport of the Russian Federation], 2016, pp. 127-131. (in Russian).

8. Yasnaya V.A. Enikolopov S.N. Perfectionism: the history of the study and the current state of the problem. Vo-prosy psihologii [Questions of psychology], 2007, № 4, pp. 157-168. (in Russian).

9. Anshel M.H., Kim J.K., Henry R. Reconceptualizing Indicants of Sport Perfectionism as a Function of Gender. Journal of Sport Behavior, 2009, Vol. 32, pp.395-418. (in Russian).

10. Flett G., Hewitt P. The Perils of Perfectionism in Sports and Exercise. Current directions in psychological science, 2005, Vol, 14. № 1, pp. 14-18.

11. Gaudreau P., Verner-Filion J. Dispositional perfectionism and well-being: A test of the 2 x 2 model of perfectionism in the sport domain. Sport, Exercise, and Performance Psychology, 2012, Vol. 1, pp. 29-43.

12. Krasnow D., Mainwaring L., Psych C., Kerr G. Injury, Stress, and Perfectionism in Young Dancers and Gymnasts. Journal of Dance Medicine & Science, 1999, Vol. 3, № 2, pp. 422-427.

13. Stoeber J., Stoll O., Pescheck E., Otto K. Perfectionism and achievement goals in athletes: Relations with approach and avoidance orientations in mastery and performance goals. Psychology of Sport and Exercise, 2008, Vol. 9, № 2, pp. 102-121.

Поступила / Received 15.06.2018 Принята в печать / Accepted 13.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.