PSYCHOLOGICAL- AСMEOLOGICAL CONCEPT OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF HIGH SCHOOL TEACHERS
Sabanchieva Rita Zalimgerievna- Ph.D., Advisor to the Rector, Independent Educational Institution I «Kabardino-Balkarian Institute of Business», the city of Nalchik, st. Ahohova, d. 169 and, e-mail: rita. sabanchieva@yandex.ru
Abstract
This article presents the results of study on professional self-realization of high school teacher and the main provisions of the author's concept of psycho-acmeology
Key words psycho-acmeological concept, professional self-realization, high school teacher
УДК 159.9.075
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Сайганова Екатерина Геннадьевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, e-mail: sayganova.e@yandex.ru
Аннотация
Статья рассматривает акмеологический аспект развития физической культуры личности студентов, характеризующийся наличием знаний, умений и навыков, способствующих саморазвитию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза. Ключевые слова: физическая культура, акмеологический аспект, образовательная среда, саморазвитие.
В настоящее время развитие физической культуры является магистральным направлением государственной политики Российской Федерации в оздоровлении нации, в том числе, и ее кадрового потенциала - студенческой молодежи. Физическая культура - один из действенных рычагов, который позволяет положительно влиять на этот процесс.
В выступлении на встрече с представителями студенческих спортивных клубов Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «.. .Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни. Наряду с развитием здравоохранения, больше внимания следует уделять сбережению здоровья. ...Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта. Особенно среди молодёжи. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных мер».
Для кардинального исправления сложившейся ситуации в стране Постановлением Правительства Российской Федерации № 7 от 11.01.2006 г. принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [1] и № 1101-р 7.08.2009 г. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [2]. Причем одним из важнейших индикаторов этих документов является «доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом». С этой же целью, а так же в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения в Российской Федерации введен действие с 1 сентября 2014 г. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) -программная и нормативная основа физического воспитания населения [3].
Представляется, что существенную помощь в увеличении «доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом», могут оказать выпускники различных высших учебных заведений, если в процессе их обучения делать акцент на акмеологический
аспект физической культуры. Аспект, позволяющий активизировать собственную физкультурно-оздоровительную деятельность и оказывающий положительное влияние на окружающих людей: коллег по учёбе и работе, членов своей семьи, друзей и знакомых. Студенты - будущие профессиональные кадры в различных областях народного хозяйства и государственной гражданской службы, обладающие высоким уровнем знаний, умений и навыков в организации самостоятельных и коллективных занятий физическими упражнениями, смогут оказать серьёзную практическую поддержку физкультурным работникам этой сферы.
Акмеологический аспект физической культуры студентов реализуется в процессе единения внутренней и внешней сторон деятельности. Он обусловлен приоритетным развитием культуры мышления, чувств, воображения в совместной деятельности занимающихся в связи с освоением двигательного действия. Именно в процессе практической деятельности, включающей обмен смыслами и ценностями, связанной с системой познавательных, проектно-смысловых, оценочных, коррекционных характеристик, и происходит становление и реализация индивидуальности субъектов образовательного процесса. Поэтому важнейшей проблемой акмеологического аспекта физической культуры студентов являются разработка, обобщение, коррекция целей, принципов, средств, методов, форм проведения занятий.
С позиций акмеологического аспекта физической культуры человека необходимо обратить особое внимание на самореализационные образования (самосознание, самопознание, самоопределение; самооценка, самоконтроль, саморегуляция; самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самовыражение), связанные с освоением и реализацией в деятельности объективных ценностей физической культуры, непосредственно опирающихся на творческую деятельность. Это и предполагает всестороннее развитие человеческих возможностей и способностей как самоцели.
Акмеологический аспект физической культуры студентов заключается не только в приобретении новых знаний, двигательных умений и навыков, развития положительного моти-вационно-потребностного отношения к физической культуре. Он выражается в повороте к саморазвитию, самовоспитанию, то есть к самореализации, самодеятельности, к формированию широкого круга потребностей, так как потребности порождают личность, а, следовательно, и ее культуру.
Таким образом, акмеологический аспект физической культуры студентов связан с формированием целостного человека во всей полноте его сил. Именно сквозь призму акмеоло-гического измерения физическая культура раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.
Акмеологический аспект физической культуры студентов высшего профессионального образования - это сложное интегральное состояние личности. Этот интеграл характеризуется наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности, способствует саморазвитию, самообразованию и адаптации студентов в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза. Основные факторы, определяющие акмеологический аспект физической культуры студентов - это совокупность физических и психических способностей, которыми обладает организм человека - его жизнеспособность!
Литература
[1]. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 г. № 7 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 3. - Ст. 304; - 2007. - № 30. - Ст. 3936,- № 53. - Ст. 6615; - 2008. - № 31. - Ст. 3738,- № 40, - Ст. 4539; - 2010. - № 26. - Ст. 3348; - 2011. - № 4. - Ст. 602,- № 23. - Ст. 3317,- № 46. - Ст. 6536; - 2012. - № 3. - Ст. 412. - № 31. - Ст. 4371. - № 51. - Ст. 7231; - 2013. - № 39. - Ст. 4984,- № 48. - Ст. 6254; -2014. - № 32. - Ст. 4530,- № 46. - Ст. 6354; - 2015. - N2. - ст. 473.
[2]. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года» //Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 33. - Ст. 4110.
[3]. Указ Президента РФ от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 13. - Ст. 1452.
ACMEOLOGICAL ASPECT OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS
Sajganova Ekaterina Gennad'evna (Moscow, Russia) - CPs., associate professor, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84.
Abstract
Article considers the acmeological aspect of development of physical culture of the identity of students which is characterized by existence of knowledge, the skills promoting self-development of students, their adaptation in the conditions of the changing environment and to effective mastering professional skills in the conditions of complete educational process of higher education institution. Key words: physical culture, akmeological aspect, educational environment, self-development.
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ТЕЛЕСНОГО Я В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Самозванова Екатерина Александровна (Тула, Россия) - соискатель степени кандидата психологических наук, кафедра психологии, Тульский институт экономики и информатики, Рязанская д. 1; prilepskaya.ekat@mail.ru
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического исследования акмеологических особенностей идентификации и телесного я в дошкольном возрасте. Рассмотрен процесс формирования телесного я субъекта и компоненты половой идентификации. Описаны уровни и условия развития данного явления в дошкольном возрасте. Выделены критерии нарушения процесса развития границ телесного я.
Ключевые слова: телесное я, идентификация, образ тела, Я-концепция.
В период дошкольного возраста формирование телесного я продолжается и образу собственного тела отводится главная роль. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок начинает изучать возможности собственного тела. Развитие подразумевает в данный момент понимание собственной телесности. Значительная составляющая Я-концепции субъекта в данном возрастном периоде его полоролевое я. Понимание себя у ребенка в большинстве случаев складывается бессознательно, что может привести к отклонениям в формировании самосознания, неуравновешенности психических свойств, которые препятствуют социализации и индивидуализации личности. У детей с нарушенной идентичностью и образом телесного я вызывают трудности построение отношений с самим собой и как следствие с окружающими. Формирование телесного я дошкольника является необходимым условием для гармоничного формирования личности. В связи с этим данная тема требует более глубоко изучения не только со стороны психологов, но и педагогов. Расширение проблемного поля исследования подчеркивает значимость обращения к системно-субъектному исследованию личности, к более развернутому изучению Я-концепции, телесного я и идентичности [1].
Во многих теоретических исследованиях повторяется идея о присутствии двух критериев идентичности - ориентированного на социальное окружение и на неповторимость проявлений человека. На современном этапе исследования в психологической науке имеет место существование двух типов идентичности: социальной и личностной. Проблема идентификации и идентичности представлена отечественными исследованиями И. С. Кона, А. И. Захарова, А. Г. Асмо-лова, В. С. Малахова, И. С. Клецина, А. А. Чекалина, среди зарубежных исследований можно выделить З. Ф. Фрейда, Д. Батона, Э. Эриксона, О. Вейнингера и др.
Перед тем как мы перейдем к рассмотрению акмеологи-ческих особенностей идентификации у дошкольников, необходимо уточнить терминологические границы понятия. В нашем исследовании мы будем использовать определение идентификации как процесса отождествления (как правило, бессознательного) себя значительному другому (например, родителю) как образцу поведения на основании эмоциональной связи.
В связи с процессом идентификации в раннем возрасте у ребенка начинают развиваться многие особенности личности, стереотипы поведения и половая идентичность. В качестве гностического инструмента выделяется схема тела. В дошкольном возрасте половая идентификация состоит из трех граней:
Когнитивная (ребенок соотносит себя с определенным полом и приобретает представление и понимание содержания характерного ролевого поведения.
Эмоциональные половые предпочтения, возникновение эмоций, которые связаны с формированием маскулинности и феминности.
Поведенческое овладение характерными для данного пола образцами поведения.
К трем-четырем годам половая принадлежность соотносится с окружающими телесными и поведенческими атрибутами, данный возраст является периодом сензитивности для становления половой принадлежности. Телесное я дошкольника состоит из познания и понимания ребенком собственного тела. Восприятие тела состоит из психического, эмоционального, физического, исторического аспектов [2]. Когнитивный компонент образуют понимание границ своего телесного я, критерием присутствия которого является способность ребенка идентифицировать свой половозрастной статус; умение отличать границы своего телесного я от границ телесного я другого, признаком которого является способность присоединять свой образ телесного я в половозрастной цикл; понимание об Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Л. Колберг в теории когнитивного развития подчеркивает когнитивную сторону идентификации. Вначале субъект определяет, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть и старается согласовывать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Выделяют уровни сформированности половой идентичности: а) низкий уровень - понимание своего полового образа не сформировано; не ориентировано на образ другого; половое поведение не направляется по половому признаку; не зрелость представлений о полоролевых способах поведения; б) средний уровень - понимание о своем половом образе не всегда правильно и направлено на образ другого; нет конкретных представлений об образах полоролевого поведения; в) высокий уровень - зрелые представления о своем половом образе и ориентированность на образ другого сформирована, четкие представления о способах мужского/женского поведения. Отсюда важность половой идентификации для интеллектуального развития ребенка.
Продуктом протекания идентификации служит идентичность, которая отображает различные уровни от идентичности с телом до личностной идентичности. Хордоу Н. указывает, что половая идентичность - постоянное ядро становления личности. Телесное я отражает идентичность организма [5]. В возрасте пяти-семи лет формирование личности связано с развитием самосознания, этот период можно охарактеризовать выделением ребенка себя из окружающей среды, происходит процесс становления Я, на основе анализа своей телесности.
Эмоциональная составляющая представлений о границах телесного я субъекта данного возраста представляет собой комплекс эмоциональных состояний личности, тесно взаимосвязанных с его отношением к объектам идентификации (матери и отцу), но в то же время и отличается от них.
Следует сделать вывод, что дошкольный возраст - это насыщенный период становления идентичности, развитие которой обусловливается окружением и является для субъекта образцом полоролевого поведения. Дезорганизация процесса развития осознания границ телесного я приводит к расстройствам трех главных элементов телесного я.