Научная статья на тему 'Акмеологическая образовательная среда вуза как фактор непрерывного саморазвития будущих учителей'

Акмеологическая образовательная среда вуза как фактор непрерывного саморазвития будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немцова Валерия Валерьевна, Якимович Елена Петровна, Ключников Денис Александрович

В условиях стремительно развивающегося общества претерпели изменения требования к подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ. Современный учитель должен не только хорошо знать свой предмет, методику его преподавания, уметь находить контакт с учащимися и их родителями, но и обладать навыками саморазвития, необходимыми для физического, личностного и профессионального самосовершенствования. В данной статье мы рассматриваем особенности акмеологической образовательной среды вуза, позволяющей создать условия, способствующие достижению будущими педагогами вершин профессионального и личностного развития на основе сформированных навыков самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немцова Валерия Валерьевна, Якимович Елена Петровна, Ключников Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological educational environment of a higher education institution as a factor of continuous self-development of future teachers

In the context of promptly developing society the requirements to training of the pedagogical stuff for the comprehensive schools have undergone some changes. The modern teacher should have a good knowledge not only of the subject, teaching methods, ways to find contact with his pupils and their parents, but he also must have skills of self-development, which is necessary for the physical, personal and professional self-improvement. In this article we have analyzed the features of the acmeological educational environment of the higher education institution, which lets us create the conditions, promoting achievement of the professional and personal tops of development by the future teachers on the basis of the formed skills of self-improvement.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая образовательная среда вуза как фактор непрерывного саморазвития будущих учителей»

2. Грублене, Н.А. Эффективность применения тренировочных программ кроссфит для повышения уровня физической подготовленности студентов физкультурного вуза / Н.А. Грублене, И.В. Епишкин, Л. Л. Блонская // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 50-55.

3. Емельянова, Ю.Н. Кроссфит как система развития физических качеств в спортивных играх / Ю.Н. Емельянова // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании» (18-19 апреля, 2016 г.) / Форум «Физическая культура и спорт: наука, образование, практика». — М., 2016. — С. 82-88.

4. Морозова, Л.В. Кроссфит - эффективный функциональный тренинг / Л.В. Морозова, О.Г. Морозов, Т.И. Мельникова // Научные труды Северо-Западного института управления - филиала РАНХиГС. - 2015. - Том 6. - Выпуск 5 (22). - С. 150-153.

5. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») / под общей редакцией Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина. - М. : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2016. - 224 с.

6. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -М. : Советский спорт, 2004. - 364 с.

REFERENCES

1. Ed. Belyaev, A.V. and Savina, M. V. (2009), Volleyball: the textbook for universities, TVT Divizion, Moscow.

2. Grabline, N.A. and Epishkin, L. L. (2017), "The efficacy of training programs CrossFit to improve the level of physical preparedness of students of sports high school", Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 144, № 2, pp. 50-55.

3. Yemelyanova, Y.N. (2016), "CrossFit as a system of development of physical qualities in sports", Proceedings of the V interregional scientific and practical conference with international participation "Innovative technologies in sports and physical education " (April 18-19, 2016), forum "Physical culture and sports: science, education, practice", TSSP and M, Moscow, pp. 82-88.

4. Morozova, L. V., Morozov, O. G. and Melnikova T.I. (2015), "CrossFit is an effective functional training", Scientific works Northwest institute of management of a RANEPA, Vol.6, Issue 5 (22), pp. 150-153.

5. Zheleznyak, Y.D., Kostyukova, V. V. and Chachina, A.V. (2016), Approximate program of sports training in the sport " Volleyball "(sports disciplines" Volleyball "and" Beach volleyball, Moscow.

6. Kuramshin, Yu.F. (2004), Theory and methodology of physical culture: the textbook, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.2018

УДК 37.013

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР НЕПРЕРЫВНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Валерия Валерьевна Немцова, кандидат биологических наук, доцент, Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент,

Денис Александрович Ключников, кандидат биологических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), г. Уссурийск

Аннотация

В условиях стремительно развивающегося общества претерпели изменения требования к подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ. Современный учитель должен не только хорошо знать свой предмет, методику его преподавания, уметь находить контакт с учащимися и их родителями, но и обладать навыками саморазвития, необходимыми для физического, личностного и профессионального самосовершенствования. В данной статье мы рассматриваем особенности акмеологической образовательной среды вуза, позволяющей создать условия, способствующие достижению будущими педагогами вершин профессионального и

личностного развития на основе сформированных навыков самосовершенствования.

Ключевые слова: акмеологические технологии, образовательная среда вуза, саморазвитие.

ACMEOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF CONTINUOUS SELF-DEVELOPMENT OF

FUTURE TEACHERS

Valeriya Valerievna Nemtsova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Elena Petrovna Yakimovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Denis Alexandrovich Klyuchnikov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, The School of Pedagogics of Far Eastern Federal University, Ussuriysk

Annotation

In the context of promptly developing society the requirements to training of the pedagogical stuff for the comprehensive schools have undergone some changes. The modern teacher should have a good knowledge not only of the subject, teaching methods, ways to find contact with his pupils and their parents, but he also must have skills of self-development, which is necessary for the physical, personal and professional self-improvement. In this article we have analyzed the features of the acmeological educational environment of the higher education institution, which lets us create the conditions, promoting achievement of the professional and personal tops of development by the future teachers on the basis of the formed skills of self-improvement.

Keywords: acmeological technologies, educational environment of a higher education institution, self-development.

Особую роль в современном динамично развивающемся российском обществе отводят педагогу. Именно он оказывает определяющее влияние на развитие личности обучающегося в частности, и, на развитие социума в целом. Однако, педагоги со стажем, как правило, не смотря на большой опыт, не могут оперативно приспосабливаться к новым требованиям, предъявляемым к учителю, а выпускники педагогических вузов не готовы к достижению целей, поставленных государством перед системой образования. Причины этого кроются в том, что при подготовке педагогических кадров не учитывается необходимость формирования у будущих педагогов навыков саморазвития как профессионального, так и личностного. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают новые технологии, которые способствуют достижению высшего уровня развития молодых педагогов.

Молодого педагога формирует образовательная среда вуза, в котором он получает профессиональное образование и в этой среде должны быть созданы условия для выработки у него навыков, способствующих непрерывному личностно-профессиональному развитию. Это возможно только в условиях акмеологической образовательной среды.

Акмеологическая образовательная среда представляет собой систему взаимосвязанных условий, направленных на формирование у обучающихся навыков, способствующих достижению ими вершин профессионального и личностного развития.

На данный момент существует большое количество работ, посвященных роли содержания образовательной среды в формировании личностно-профессиональных качеств будущих педагогов [4, 5]. Анализ этих работ показал, что в них слабо представлена акмеологическая составляющая. С. Д. Деряба отмечает, что при отсутствии осмысленного выбора контента образовательной среды возможно негативное ее влияние на развитие обучающихся.

С позиции акмеологического подхода, эффективная образовательная среда должна обеспечивать будущим учителям акмеологическую поддержку, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на поступательное движение развивающегося будущего педагога от одного уровня к другому на пути к личностным, творческим и профессиональным вершинам.

Шувалова Н.В. в акмеологической модели формирования образовательной среды выделяет социальные, ресурсные и акметехнологические структурные компоненты [6]. Они должны обеспечить развитие будущих учителей на индивидном, личностном и профессионально-деятельностном уровнях. При этом, качественное ресурсное обеспечение, как материальное, так и нематериальное, является если не главным, то обязательным компонентом акмеологической образовательной среды [7].

Такие социальные компоненты образовательной среды, как комфортабельные общежития, современные медицинские центры, санатории-профилактории, студенческие оздоровительные лагеря, доступные спортивные сооружения необходимы для удовлетворения индивидных потребностей будущих учителей.

Служба воспитательной работы со студентами, реализует поддержку потребности личностного развития. Ее работа не должна носить формальный характер и ориентироваться на отдельные группы будущих учителей, а вовлекать максимальное количество студентов в творческие мастерские, разнообразные спортивные секции, волонтерские движения.

Для успешного профессионального развития обучающихся педагогических вузов необходимо участие высококвалифицированных педагогических кадров. Это и профессорско-преподавательский состав, и педагоги-наставники, курирующие педагогическую практику.

Но, наличие данных компонентов в образовательном учреждении не обеспечит развития будущих учителей после окончания вуза. Для формирования навыков саморазвития у студентов необходимо применять акмеологические технологии.

Акмеологическая технология - это способ целенаправленного воздействия на внутренний потенциал человека с целью формирования навыков личностно-профессионального саморазвития. Такое воздействие должно быть системным и учитывающим индивидуальные особенности будущих учителей.

В настоящее время существует несколько подходов к классификации акмеологических технологий. Так, В.Н. Максимова выделяет три группы технологий обучения: технологии «параллельного педагогического действия»; технологии поуровневого усвоения знаний; технологи саморазвития [3]. Тогда, как С.В. Волкова, рассматривает технологии с позиции формирования профессионально-важных качеств у обучающихся с акмеологической направленностью личности: специальные тренинги, практикумы, деловые и ролевые игры, индивидуальная работа по саморазвитию с помощью специальных программ и методик [2].

Таким образом, на наш взгляд, формирование навыков саморазвития у будущих учителей можно обеспечить при применении следующих акмеологических технологий:

- на индивидном уровне (диагностика и коррекция физического здоровья студентов, технологии моделирования поддержки здоровья и здорового образа жизни у обучающихся);

- на личностном уровне (технологии психологического консультирования, обеспечивающие преодоление профориентационных проблем, связанных с неудачами в ходе педагогической практики, затруднений в учебной и общественной деятельности, технологии развития творческих способностей на основе индивидуальных особенностей);

- на профессионально-деятельностном уровне (технологии повышения мотивации учебно-профессиональной деятельности, технологии диагностики индивидуальных особенностей с целью формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности, технологии моделирования траекторий индивидуального развития будущих педагогов, технологии моделирования педагогических ситуаций).

Компоненты образовательной среды вступают во взаимодействие с личностными компонентами субъектов образования [1]. Поэтому при моделировании условий акмеологической образовательной среды вуза необходимо учитывать начальный уровень

развития и степень профессиональной ориентированности обучающихся, иначе созданные условия не будут являться эффективными.

Если содержание социального и ресурсного компонентов регулируется законом «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС, а порядок их обеспечения Постановлениями Правительства РФ и региональными нормативными актами, то применение акмеологических технологий не регламентируется официальными документами. Однако, согласно ФГОС, выпускник педагогического вуза должен после его окончания не только заниматься обучением и воспитанием детей и подростков, но и осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что формирование навыков, обеспечивающих непрерывное саморазвитие учителя, закладывается еще в студенческие годы. Поэтому образовательная среда вуза, в которой обучается будущий учитель, должна иметь акмеологическую направленность для этого необходимо применять акмеологические технологии на индивидном, личностном и профессионально-деятельностном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белогуров, А.Ю. Проектирование образовательной среды учреждения: поиск методологических оснований / А. Ю. Белогуров, Е. А. Скворцов // Среднее профессиональное образование. -2018. - № 2. - С. 8-10.

2. Волкова, С. В. Акмеологические технологии в системе психологического сопровождения профессиональной подготовки / С.В. Волкова, Е.И. Осипов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 4 (35). - С. 17-19.

3. Максимова, В.Н. Акмеологические технологии обучения в школе - учителю / В.Н. Максимова // Научные сообщения. - 2010. - № 4. -С. 5-10.

4. Романов, Д.А. Современные модели образовательной среды / Д.А. Романов, Е.С. Киселева, Р.В. Терха // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 4. - С. 15-29.

5. Шабельник, В.В. Формирование модели образовательной среды высшего учебного заведения / В.В. Шабельник // Известия Смоленского государственного университета. - 2013. - № 2 (22). - С. 369-377.

6. Шувалова, Н.В. Акмеологическая образовательная среда как формирование пространства образовательного учреждения / Н.В. Шувалова // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 4 (54). - С. 151-155.

7. Якимович, Е.П. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры / Е.П. Якимович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 140-144.

REFERENCES

1. Belugurov, A.Yu. and Skvortsov, E.A. (2018), "Designing the educational environment of the institution: the search for methodological grounds", Secondary vocational education, No. 2, pp. 8-10.

2. Volkova, S.V. and Osipov, E.I. (2008), "Acmeological technologies in the system of psychological support of vocational training ", Psychopedagogy in law enforcement bodies, No. 4, pp.17-19.

3. Maksimova, V.N. (2010) "Acmeological technologies in school for the teacher", Teaching-theoretical journal, No 4, pp. 5-10.

4. Romanov, D.A, Kiseleva, E.S. and Terha, R.V. (2015), "Modern models of the educational environment", Scientific works of the Kuban State Technological University, No 4, pp.15-29.

5. Shabelnik, V.V. (2013), "Formation of the Model of the Educational Environment of a Higher Educational Establishment", The news of Smolensk State University, No. 2, pp. 369-377.

6. Shuvalova, N.V. (2013), "Acmeological educational environment as the formation of the space of an educational institution", Herald of the Moscow University of Culture and Arts, No. 4, pp. 151-155.

7. Yakimovich, E.P. (2011), "The educational environment of the university as a factor of personal and professional development of physical education teachers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 140-144.

Контактная информация: nemcovavv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2018

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

РОССИИ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград

Аннотация

Работа посвящена изучению проблемного вопроса организации самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в целом и в частности курсантов и слушателей женского пола. Автором обосновано, что самостоятельная физическая подготовка для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников органов внутренних дел является одной из ведущих форм развития и поддержания на достигнутом уровне физических качеств и функциональных возможностей. Кроме того, систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все органы и системы организма. Автором обоснована методика самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России на основе каталога стандартизированных тренировочных заданий, направленных на развитие физических способностей. Автором был проведен эксперимент на двух экспериментальных группах, в которые вошли курсанты и слушатели женского пола 3-го и 4-го годов обучения, в результате проведенного эксперимента доказана эффективность разработанной методики. Важнейшим моментом является не только положительная динамика результативности, но и тот факт, что физическая подготовленность повышает и общий уровень здоровья курсантов и слушателей, что в дальнейшем будет способствовать наиболее эффективному решению оперативно-служебных задач.

Ключевые слова: курсанты и слушатели женского пола, образовательные организации МВД России, самостоятельная физическая подготовка, физические упражнения, физическая подготовленность.

FEATURES OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING OF FEMALE CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd

Annotation

The research is devoted to the study of the problem of organization of the independent physical training of the cadets and students of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in general, and in particular the cadets and female students. The author proves that the independent physical training of the cadets and listeners of the educational institutions of Ministry of internal Affairs of Russia and employees of the internal Affairs bodies is one of the leading forms of development and the maintenance of the achieved level of physical qualities and functional capabilities. In addition, systematic exercise has a beneficial effect on all organs and systems of the body. The author substantiates the method of self-physical training of cadets and female students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of the catalog of standardized training tasks aimed at the development of the physical abilities. The author conducted an experiment with two experimental groups, which included cadets and female students of the 3rd and 4th years of training, as a result of the experiment; the effectiveness of the developed technique was proved. The most important item is not only the positive dynamics of the performance, but also the fact that physical fitness improves the overall health of the students and students, which will further contribute to the most effective solution of operational tasks.

Keywords: cadets and female students, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, independent physical training, physical exercises, physical fitness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.