Научная статья на тему 'Образовательные потребности студентов в малом городе'

Образовательные потребности студентов в малом городе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные потребности студентов в малом городе»

стемы подготовки специалистов целесообразно использовать кредитную систему (систему зачетных единиц) для оценки содержания образовательных программ. В качестве методической основы при этом на начальном этапе могут использоваться рекомендации, разработанные РУДН по заданию Минобразования России.

В 2004 году должна быть завершена разработка проектов ГОС двухступенчатой системы подготовки специалистов по всем направлениям в области техники и технологии. Большая их часть использует кредитную систему оценки дисциплин в соответствии с указанными рекомендациями и системой ECTS.

С введением двухступенчатой системы подготовки специалистов возникает ряд вопросов о том, какой должна быть в целом вся система ВПО в России. Исчезнет ли непрерывная ветка подготовки специалистов, и если исчезнет, то когда и как? Целесообразно ли

сохранять в России две двухступенчатые ветки подготовки: академических бакалавров - магистров и бакалавров-специалистов - магистров-специалис-тов?

Не менее важна проблема Перечня образовательных программ, который, по мнению многих экспертов, явно несовершенен и избыточен.

Проблемы сложные, но с большой уверенностью можно полагать, что решения по ним будут найдены в течение двух-трех лет.

Литература

1. Д. Пузанков, И. Федоров, В. Шадриков.

Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. - 2004. - №2.

2. Методические рекомендации по разра-

ботке образовательных стандартов бакалавров и магистров по специальности в области энергетики, материаловедения и транспорта / Под ред. Д.В. Пузанкова. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2004.

Г. ЗБ0Р0ВСКИИ, профессор Обпя ЧОВЭТР ПКНМР

Е.ШУКЛИНА, профессор 1 СЛЬНЫС

Н. ТЕЙТЕЛЬМАН, директор х

представительства (г. Сухой Лог) ПОТпСОНОСТИ СТУДСНТОВ Гуманитарный университет

(г. Екатеринбург) В МЭЛОМ ГОПОДС

Образовательное учреждение высшей школы, расположенное в малом городе, - это скорее феномен, характерный до недавнего времени для развитых стран Европы и Америки. Особенностью России 90-х стала экспансия высшего профессионального образования «вширь и вглубь», т.е. его проникновение на периферию, самые отдаленные территории и в «глубинку» - в малые города. Ситуация «горы, при-

шедшей к Магомету», безусловно, была вызвана социально-экономическими причинами и диктовалась единственной целью системы профессионального образования - выжить. Система высшего образования, воспользовавшись рыночными механизмами, начала продвигать образовательные услуги к потребителю в малом городе, продвигаясь к нему сама. При этом основной формой обучения стала заочная, что вполне оче-

видно в условиях дефицита высококвалифицированных преподавательских кадров в малом городе.

Причины, породившие данную тенденцию, общеизвестны, однако возможна она стала лишь тогда, когда в обществе возник спрос на коммерческие услуги высшего образования, а практика создания платных студенческих мест в начале 90-х гг. позволила отработать методику формирования системы негосударственного образования [1]. В нынешней ситуации у населения уже сформирована установка на неизбежность оплаты образовательных услуг и возник слой людей, объективно и субъективно готовых платить за свое обучение. Сфера образования, дифференцированно определяя уровень его платности, сама способствует формированию слоя потребителей, предоставляя ему образование разного уровня, качества, престижности и доступности. Это касается как государственного (внебюджетного), так и негосударственного образования, образования в мегаполисе и малом городе.

Говоря о профессиональном образовании России, территориально приближенном к потребителю, т.е. об образовании в филиалах и представительствах вузов в малых городах, необходимо отметить его специфические функции. К ним можно отнести функции социальные, собственно образовательные и личностные.

Социальными являются функции:

□ формирования единого общероссийского образовательного пространства;

□ интеграции провинции (малых городов) в общероссийское и мировое социокультурное пространство;

□ расширения социальной базы образования за счет увеличения территориального охвата;

□ демократизации через расширение социального состава студентов,

предполагающее подключение к образованию представителей разных социальных слоев, в первую очередь низших (рабочих), что способствует выравниванию существующей асимметрии между социальным составом студентов и социальной структурой общества;

□ противодействия дискриминации отдельных территориальных общностей и социальных слоев в области образования;

□ социально-экономического развития малого города;

□ оптимизации социально-профессиональной структуры малого города;

□ социальной защиты населения малого города;

□ канала снижения социального напряжения;

□ социальной селекции в условиях малого города;

□ социокультурного развития малого города;

□ социальной компенсации населению, лишенному в массе своей возможностей (материальных и иных) получить образование в крупных образовательных центрах, причем то, потребности в котором оно испытывает.

Собственно образовательными являются функции:

□ самосохранения системы профессионального образования за счет расширения рынка образовательных услуг;

□ развития новых методов и форм обучения, в частности дистантного;

□ сохранения и экономической поддержки преподавательского состава.

Личностными являются функции:

□ формирования, развития и удовлетворения потребностей населения малого города в профессиональном образовании;

□ удовлетворения через получение профессионального образования потребностей населения малого города в

профессиональном самоопределении, становлении, развитии и повышении квалификации; статусном росте, социально-экономической и социокультурной адаптации; культурном развитии, материальном и моральном самоутверждении;

□ инвестирования капиталовложений в собственное будущее.

Образовательные потребности населения малого города являются объектом региональной образовательной политики, которая «направлена на развитие и формирование личности, удовлетворение социально-экономических, культурных и образовательных потребностей населения региона и создает условия для достаточно автономного функционирования и развития региональных образовательных систем» [2].

Особенности экономического развития и социокультурной среды малого города определяют структуру и уров-невые параметры образовательных потребностей населения. На их формирование влияет и состояние градообразующих предприятий, не позволяющее гарантировать выпускникам вузов трудоустройство в родном городе, и уровень развития культуры в малом городе, и качество довузовской подготовки, формирующее своеобразный «комплекс провинциальности», и многие другие проблемы [3, с.288]. Образовательные потребности (их формирование и реализация), будучи обусловлены во многом характером региональной образовательной политики, увязываются с «проблемами занятости и трудоустройства населения, демографии, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса» [4].

Основные проблемы формирования и реализации образовательных потребностей населения малого города заключаются в следующем:

□ в условиях замкнутых региональных рынков труда возникают деформации в структуре образовательных потребностей населения;

□ диспропорция между образовательными потребностями личности, требованиями рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг снижает эффективность деятельности высшей школы в удовлетворении образовательных потребностей населения, с одной стороны, и воспроизводства и развития социально-профессиональной структуры региона, с другой;

□ в условиях малого города возникает противоречие между образовательными потребностями и образовательными возможностями населения, обостряется проблема доступа к обучению;

□ в условиях малого города возникает альтернатива «доступ к образованию - высокое качество образования», что снижает уровень потребностей населения в качестве образовательных услуг;

□ существующие условия образовательного процесса (социокультурные, технологические, организационные, кадровые) усугубляют разрыв между «столичным» и «провинциальным» образованием, деформируя структуру образовательных потребностей, что негативно сказывается на формировании образовательного потенциала населения.

Образовательные потребности студентов малого города реализуются образовательными учреждениями разного типа - государственными и негосударственными. Общеизвестным является тот факт, что имидж негосударственного образования пока не может соперничать с государственным. Негосударственный вуз и в мегаполисе, и особенно в малых городах ассоциируется с чем-то ненадежным, однодневным, неустойчивым, сиюминутным, таким, что может в какой-то момент ис-

чезнуть по чьему-то административному приказу. Он воспринимается как учреждение не вполне легитимное, работающее на частные интересы, имеющее правовые и социальные ограничения в функционировании1 . Определенная настороженность населения малых городов в отношении негосударственных вузов приводит к тому, что их предложения ограничиваются набором образовательных услуг только по тем профессиям, которые имеют 100-процентную гарантию воздействия на сложившиеся стереотипы профессионального спроса.

В данной ситуации становится актуальным сравнительное исследование образовательных потребностей студентов, обучающихся в филиалах и представительствах государственных и негосударственных вузов в малых городах. Анализ образовательных потребностей студентов вузов осуществлен нами в рамках конкретно-социологического исследования, проведенного в представительствах негосударственных и государственных высших образовательных учреждений в малых городах Свердловской области (гг. Сухой Лог, Асбест ).

Исследование было выполнено в начале 2004 г. в рамках количественной стратегии, проводилось с использованием формализованных методов опроса. Объектом исследования были студенты заочной формы обучения 2-4 курсов всех факультетов представительств Гуманитарного университета (г. Екатеринбург), Уральского государ-

1 В исследовании, проведенном Институтом международных связей (г. Екатеринбург) в 2001 г. среди студентов государственных и негосударственных вузов, при выборе вуза была выявлена тенденция предпочтения государственного (66,6%) негосударственному вузу (13,5%), оценка государственного как более престижного (76,6%), чем негосударственного (52,4%) [5, с.94].

ственного технического университета, Уральского государственного педагогического университета. Обследованию подверглись 510 студентов в рамках 50-процентной квотной выборки, критериями которой были: тип вуза, курс обучения, факультет.

Обратимся к мотивационной структуре образовательных потребностей студентов. Анализ потребности в образовании мы начнем с выявления самооценок студентами потребности в новых знаниях, умениях и навыках в различных видах деятельности (профессиональной и непрофессиональной). В целом необходимо отметить, что студенты испытывают большую потребность в получении профессионального образования и менее явно выраженную потребность в получении знаний, умений, навыков во внепро-фессиональной сфере. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне притязаний студентов в отношении профессионального образования. Принципиальных различий здесь между студентами государственных и негосударственных вузов нет.

За время обучения в вузе образовательные потребности студентов меняются (табл.1).

Если в целом изменение отношения студентов к учебе отличает позитивная динамика, то ее характер несколько различается в зависимости от типа вуза. Для негосударственных вузов индекс динамики отношения к учебе выше (0,62 в сравнении с 0,48 у студентов государственных вузов). Это объясняется целым рядом факторов, в том числе и наличием более благоприятных условий образовательной деятельности, созданных в негосударственных вузах: организационных, социально-педагогических и социально-психологических (включая стиль и качество преподавания, отношения с преподавателями, индивидуальный подход к студенту и др.).

Таблица 1

Студенты государственных и негосударственных вузов об изменении отношения к учебе за время обучения в вузе _______________(% к числу опрошенных)_________________

06 изменении отношения к учебе Студенты Государст венн ыгх вузов Студенты! негосударст венных вузов

Повысился интерес к учебе 55,2 63,2

Снизился интерес к учебе 7,7 1,6

Остался на прежнем уровне 30,8 26,8

Затрудняюсь ответить 6,3 8,4

Индекс динамики отношения к учебе 0,48 0,62

*Здесь и далее индекс рассчитан как средняя изменяется в границах от (-1) до (+1).

Отношение к учебе - лишь один из комплекса показателей, которые характеризуют изменение образовательных потребностей в процессе освоения студентами многообразных видов образовательной деятельности. В ходе этого освоения потребности студентов в образовании дифференцируются и усложняются, поскольку их структура воспроизводит структуру образовательной деятельности. В силу этого динамика образовательных потребностей обретает сложность, многослой-ность, неоднозначность.

Важным показателем образовательных потребностей являются представления студентов о роли образования в их жизни. Эти представления дают возможность проанализировать мотивационную структуру образовательных потребностей. Они представлены шестью типами мотивационных комплексов, ранжированных в порядке убывания (что характерно прежде всего для студентов государственных вузов):

■ профессионального становления и роста;

■ личностной самореализации и самоутверждения;

■ материального благополучия и роста материального благосостояния;

■ социально-профессиональной стабильности и статусного продвижения;

величина по пятичленной порядковой шкале и

■ социальной адаптации и социокультурного становления;

■ субкультурного нормативного самоопределения.

Для студентов негосударственных вузов фактор материального благополучия является более выраженным и занимает вторую позицию после мотивов профессионального становления и роста. Все остальные различия несущественны.

Выявим некоторые факторы, обусловливающие формирование и реализацию образовательных потребностей студентов. С этой целью рассмотрим отношение студентов к комплексу условий образовательного процесса (табл.2). Данный комплекс охватывает его различные стороны: социальнопедагогическую, социально-психологическую, организационно-методическую и результирующую.

Анализ табличных данных демонстрирует тот факт, что большинство студентов государственных и негосударственных вузов удовлетворены условиями образовательного процесса (значения индексов всех показателей находятся в положительной части шкалы). Вместе с тем необходимо указать на ряд различий, существующих в оценках студентов государственных и негосударственных вузов (выявленных на основе анализа корреляционных зависи-

Таблица 2

Студенты государственных и негосударственных вузов об удовлетворенности отдельными сторонами образовательного процесса

Насколько Вы удовлетворены? Индексы удовлетво ст о н ен

Студенты гос. вузов Студенты негос.вузов В целом по массиву

1. Содержанием образования 0,48 0,57 0,51

2. Качеством образования 0,47 0,60 0,52

3. Стилем преподавания 0,43 0,49 0,46

4. Отношениями с преподавателями 0,53 0,63 0,59

5. Организацией учебного процесса 0,10 0,50 0,26

6. Уровнем требований к образовательной де я-тельности студента на факультете 0,41 0,52 0,46

7. Индивидуальным подходом к образовател ь-ной деятельности студента 0,13 0,19 0,16

8. Уровнем внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий 0,16 0,14 0,15

9. Применением активных методов обучения 0,23 0,24 0,23

10. Возможностью приобрести разносторонние и глубокие знания по интересующим предметам 0,23 0,45 0,34

11. Формированием профессиональных нав ы-ков 0,27 0,52 0,40

12. Наличием возможностей для студентов ра скрыть свои индивидуальные способности 0,21 0,36 0,29

13. Психологической атмосферой в учебном заведении, группе 0,49 0,54 0,52

14. Возможностью общаться с друзьями 0,65 0,74 0,70

мостей). Студенты негосударственных вузов в большей степени удовлетворены качеством образования, формированием профессиональных навыков, возможностью приобрести разносторонние и глубокие знания по интересующим предметам, содержанием образования, наличием возможностей раскрыть свои индивидуальные способности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это дает основание сделать вывод, что в негосударственных образовательных учреждениях в основном созданы более благоприятные условия для реализации образовательных потребностей студентов.

В упоминавшемся выше исследовании, проведенном Институтом международных связей (г. Екатеринбург) в 2001 г. среди студентов государствен-

ных и негосударственных вузов, был выявлен ряд аналогичных тенденций. Так, негосударственным вузам присущ «инновационный подход в обучении», «создание в учебных заведениях комфортных условий для учебы», «приближенность учебного процесса к запросам обучающихся», «дисциплины преподаются интересно», «предоставляются гибкие графики изучения дисциплин», отношения с преподавателями «деловые, партнерские, дружеские» и т.д. [5].

Мы осуществили анализ объективных условий реализации образовательных потребностей студентов в контексте настоящего, т. е. реального времени. Перейдем к анализу объективного воздействия будущего на образовательные потребности студентов. Про-

анализируем их ожидания от получаемого образования, представления о грядущих изменениях в собственной жизни, связанных с окончанием образовательного учреждения (табл. 3). Это изменения, предполагающие трансформацию всего образа жизни, включая профессионально-трудовую сферу, область статусных позиций, систему социокультурных взаимодействий.

Необходимо отметить, что для студентов негосударственных вузов характерна интенсивность и широта ожиданий, связанных с получением профессионального образования. Их прогно-

зы по поводу будущих изменений в жизни охватывают все вышеперечисленные позиции. Это свидетельствует о том, что будущее является важнейшим фактором, формирующим их образовательные потребности.

В первую очередь, они предвидят индивидуально-личностные и социокультурные изменения, связанные с обретением новых качеств, умений, навыков (умение ориентироваться в информационном пространстве, формирование социально-адаптивных качеств, становление интеллектуальной культуры, что позволит им полнее реализовать себя). Далее, не менее серь-

Таблица 3

Студенты государственных и негосударственных вузов

об изменениях в жизни, ожидаемых в связи с получением образования

Какие изменения в своей жизни Вы ожидаете в связи с получением образования? Индекс ожидаемых изменений

Студенты гос. вузов Студенты негос.вузов В целом по массиву

1. Оно кардинально изменит Ваш образ жи зни - 0,08 0,27 0,10

2. Оно изменит Вашу жизненную позицию и систему ценностей 0,02 0,17 0,10

3. Оно изменит вид Вашей профессиональной деятельности -0,04 0,36 0,16

4. Оно кардинально изменит характер Ваш его труда - 0,14 0,31 0,09

5. Оно повысит Вашу трудовую активность, эффективность трудовой деятельности 0,30 0,44 0,37

6. Оно повысит Ваш социальный статус 0,39 0,54 0,47

7. Оно повысит Ваш личностный статус в профессиональном сообществе 0,46 0,59 0,53

8. Оно повысит Ваш личностный статус ср еди близких, знакомых, друзей 0,33 0,47 0,40

9. Оно позволит Вам полнее реализовать себя как личность 0,46 0,58 0,52

10. Оно станет важным средством формир о-вания собственной интеллектуальной кул ь-туры 0,43 0,47 0,45

11. Оно сформирует адаптивные способн ости, позволит лучше приспособиться к быс трым изменениям в социальной и экономич еской сферах жизни 0,40 0,54 0,47

12. Оно изменит Ваше отношение к инфо рма-ции (расширит круг ее источников, сдел ает работу с информацией более эффекти вной) 0,54 0,62 0,58

езные изменения они прогнозируют в статусной сфере, где предвидят обретение новых позиций и ролей, в первую очередь в профессиональной области, а также изменение личностного статуса среди близких, знакомых и друзей.

Студенты связывают свои прогнозы и с профессиональной сферой, ожидая изменения вида профессиональной деятельности, характера труда, его интенсивности, активности, эффективности. Большая часть из них считает, что полученное профессиональное образование кардинально изменит весь их образ жизни, жизненные позиции, систему жизненных ценностей.

Итак, проведенный анализ показывает, что на формирование образовательных потребностей оказывает серьезное воздействие не только система образовательных факторов, совокупность условий образовательной сферы, но и широкий комплекс социальных ожиданий, трансформирующийся в личностные позиции, установки и цели, ориентированные на создание и освоение новой реальности (профессии, образа жизни, статуса и пр.) и «обустройство» в ней. Эти установки и цели имеют своим основанием образовательные потребности, которые выступают в качестве условия и механизма их достижения.

Остановимся подробнее на анализе структуры различий в ожиданиях, связанных с получением образования, у студентов государственных и негосударственных вузов. Эти различия, выявленные с помощью корреляционного анализа, наиболее явно проявляются по следующим признакам (здесь показана иерархия различий от более явных к менее выраженным):

■ кардинальное изменение образа жизни;

■ кардинальное изменение характера труда;

■ изменение вида профессиональной деятельности;

■ наиболее полная реализация себя как личности;

■ формирование адаптивных способностей, позволяющих лучше приспособиться к быстрым изменениям в социальной и экономической сферах жизни;

■ повышение социального статуса;

■ повышение личностного статуса в профессиональном сообществе;

■ изменение жизненной позиции и системы ценностей;

■ повышение трудовой активности, эффективности трудовой деятельности.

Выделенные нами ожидания в большей степени характерны для студентов негосударственных вузов, что демонстрирует их ориентацию на кардинальные изменения в своей жизни. Получение профессионального образования для студентов негосударственных вузов связано с качественным преобразованием всех сфер их жизни, тогда как для большинства студентов государственных вузов целый ряд позиций, таких, как «образование кардинально изменит Ваш образ жизни», «оно изменит вид Вашей профессиональной деятельности», «оно кардинально изменит характер Вашего труда», не характерен (значение индекса ожидаемых изменений находится в отрицательной части шкалы).

С нашей точки зрения, подобные расхождения обусловлены рядом обстоятельств. Во-первых, негосударственные вузы предлагают, как правило, актуальные, престижные, с точки зрения студентов, профессии (экономической и правовой сферы), которые, по их мнению, будут востребованы на рынке труда в условиях малого города. Приобщение к данной профессии, безусловно, требует смены вида профессиональной деятельности, а часто и ха-

рактера труда (заметим, что социальный статус наших респондентов невысок, значительная часть студентов негосударственных вузов причисляет себя к социальному слою рабочих).

Во-вторых, если большинство студентов государственных вузов уже работают по специальности, полностью (18,8%) либо частично (50%) связанной с получаемой профессией, что не предполагает для них кардинальной смены сферы деятельности в будущем, то для студентов негосударственных вузов характерна иная ситуация. Больше половины из них (52,7%) не включены прямо либо косвенно в сферу будущей профессиональной деятельности, что потребует смены содержания и характера труда, а также адаптации к новым условиям.

В-третьих, очевидно, с фактом престижности профессии (на значимость этого обстоятельства неоднократно указывали студенты негосударственных вузов в ответах на вопросы анкеты) связано то, что возрастные границы обучающихся в филиалах и представительствах негосударственных вузов студентов смещены к ранним возрастным группам. Для выпускников школ получение профессионального образования, без сомнения, потребует в будущем кардинального изменения образа жизни и вида профессиональной деятельности.

Тем не менее, несмотря на различия, вызванные степенью включенности студентов в сферу профессиональной деятельности и особенностями политики реализации образовательных услуг населению (связанными с гибким подходом к его потребностям и предложениями обучения по новым, престижным, востребуемым специальностям), негосударственные вузы принципиально не отличаются от государственных по своему функциональному предназначению. По многим позициям

ожидания студентов от образования, полученного в государственных и негосударственных вузах, совпадают.

В этом плане интерес представляет анализ ориентаций студентов на продолжение образования после окончания вуза. Каковы же наиболее приемлемые формы продолжения образования для молодых специалистов? Для студентов негосударственных вузов -это второе высшее образование, курсы повышения квалификации и переподготовки, а также стажировки. Для студентов государственных вузов -курсы повышения квалификации и переподготовки, второе высшее образование, самообразовательная деятельность (табл.4).

Итак, почти половина студентов негосударственных и треть - государственных вузов готовы продолжить обучение в высшей школе для получения второго высшего образования. С чем связано это стремление? Его можно объяснить различными причинами: динамизмом экономических изменений и неустойчивостью ситуации на рынке труда; изменением спроса либо недостаточным спросом на специалистов тех профессий, которые получены студентами; ростом безработицы и проблемой трудоустройства в малых городах; желанием увеличить свою конкурентоспособность как специалиста в условиях малого города; потребностью вложить деньги, обеспечивая стабильность своего статусного и материального роста; просто молодостью, динамизмом, желанием расширить горизонты жизненных перспектив; ориентацией на непрерывное образование и др. Но прежде всего это социальный диагноз и негативный прогноз динамики развития малого города, хотя для определенной части современной, активной молодежи -это и долгосрочный прогноз рынка труда, констатация понимания и принятия факта динамизма современного обще-

Таблиц а 4

Студенты государственных и негосударственных вузов о форме продолжения образования после окончания вуза (% к числу опрошенных)

Форма продолжения образования Студенты

государственных вузов негосударственных вузов

Самообразовательная деятельность 18,7 8,7

Курсы повышения квалификации, переподготовки 39,2 29,6

Стажировки 5,3 9,6

Второе высшее образование 32,7 46,1

Аспирантура 1,2 4,3

Другое 2,9 1,7

ства, желание соответствовать ему, не отставая от времени.

Следовательно, ориентацию на получение второго высшего образования, с нашей точки зрения, можно рассматривать двояко: как демонстрацию неуверенности в стабильности будущего (причем и ближайшего, и отдаленного), так и стремление к непрерывному личностному совершенствованию и развитию. Поэтому прогноз развития собственных образовательных потребностей сделан студентами негосударственных вузов с заявкой на очередные кардинальные изменения и в профессиональной деятельности, и в образе жизни.

Эти выводы нам кажутся вполне корректными в свете анализа оценок студентами степени оправданности собственных ожиданий, связанных с получением высшего образования. Они отдают должное нынешнему этапу своей образовательной деятельности, оценивая его позитивно. 79,1% студентов государственных и 85% студентов негосударственных вузов считают, что они получили от высшего образования именно то, что хотели.

Рассмотрим далее отношение студентов к образовательному учреждению и качеству образования в нем.

Приверженность студентов вузу проявляется достаточно отчетливо. Тем не менее негосударственный вуз все же не пользуется таким же доверием, как государственный. Его имидж в общественном сознании имеет оттенок некой ущербности. Признавая достоинства негосударственного вуза, студенты продолжают испытывать опасения по поводу стабильности образовательной деятельности в нем.

Данные нашего исследования демонстрируют явные различия в уровне приверженности образовательному учреждению у студентов государственных и негосударственных вузов. Индекс приверженности образовательному учреждению у студентов государственных вузов составляет 0,68, тогда как у студентов негосударственных вузов он равен 0,50. Вместе с тем претензий к качеству образования у студентов негосударственных вузов не так много, у 85,5% из них ожидания относительно качества образования оправдались. Качество образования в негосударственном вузе оценивается студентами более высоко, чем в государственном (80,6%). Здесь налицо явное противоречие между имиджевыми характеристиками негосударственного вуза и оценками качества образования в нем.

Важным профессиональным фактором развития образовательных потребностей является самоидентификация студента с профессиональным сообществом, которая базируется на механизме реализации образовательных потребностей. Анализируя оценки студентами (государственных и негосударственных вузов) собственной включенности в профессиональное сообщество, можно сказать, что большинство из них уже считают себя полноправными представителями выбранной профессии. Это отметили 57,9% опрошенных, 30,7% не идентифицируют себя с профессиональным сообществом, 11,4% затруднились с ответом (индекс включенности в профессиональное сообщество равен 0,18). Студенты негосударственных вузов имеют более низкий индекс включенности (0,13), чем студенты государственных вузов (0,22).

Профессиональная самоидентификация напрямую связана с работой студента по специальности. Данные исследования показывают, что более половины студентов (60,3%) уже работают по специальности. Студенты негосударственных вузов имеют для этого, по всей видимости, значительно меньше возможностей. Так, около половины из них (47,3%) связаны с работой по специальности частично (29,0%) либо полностью (18,3%). Для сравнения: 68,8% студентов государственных вузов работают по профессии (50,0% из них частично и 18,8% полностью), связанной с получаемой специальностью. В целом эта ситуация позитивна, поскольку в конкретно-социологических исследованиях выявлена тенденция все большего разрыва между характером регулярной занятости студентов и той специальностью, по которой они получают высшее образование [6].

Отметим, что реальная включенность (полная либо частичная) в профессиональное сообщество является

для студентов существенным фактором, обусловливающим протекание образовательного процесса (интенсификации профессиональной самоидентификации, профессионального самообразования, развития образовательных потребностей), с одной стороны, и профессионального совершенствования, с другой.

Вместе с тем мы обнаружили определенные противоречия между реальным и ожидаемым поведением студентов. Противоречия касаются студентов государственных вузов: если в настоящее время связаны с работой по специальности 68,8% из них, то после окончания вуза собираются работать по специальности только 62,0%.

Для студентов негосударственных вузов характерна противоположная тенденция: в настоящее время связаны с профессией 47,3%, собираются же работать по специальности 88,6% опрошенных студентов. Именно поэтому трудно сказать, что в большей степени определяет формирование потребности в образовании: реальная или предполагаемая, ожидаемая профессиональная деятельность.

С чем же связана сниженная активность студентов государственных вузов в отношении работы по специальности? Насколько влияет на их решения ситуация на рынке труда? Анализ суждений студентов о перспективах трудоустройства по специальности показал, что оценка возможностей трудоустройства после окончания вуза студентами государственных и негосударственных вузов идентична (индекс возможности трудоустройства 0,15 и

0,12 соответственно).

25,3% студентов считают, что, скорее всего, проблем с трудоустройством по специальности не будет. 50,8% прогнозируют возможные будущие сложности, тем не менее они уверены, что без работы не останутся.

Таблица 5

Студенты о степени оправданности ожиданий, связанных с выбранной профессией и образованием

Оцените, оправдались ли Ваши ожидания, связанные с ... Индексы оправданности ожиданий

студентов гос. вузов студентов негос. вузов

Получением выбранной Вами профессии 0,28 0,57

Получением высшего образования 0,44 0,56

Качеством образования в вузе в целом 0,42 0,58

Качеством образования на Вашем факультете 0,42 0,63

11,1% студентов предполагают, что работу будет найти нелегко, а возможно, придется остаться и без работы по специальности (затруднились с ответом 12,8%).

Итак, нежелание части студентов государственных вузов работать по специальности связано не столько с проблемами трудоустройства, сколько с отношением к профессии, получаемой в вузе.

Уровень оправданности ожиданий, связанных с получаемой профессией, у студентов государственных вузов ниже - 64% против 83,9% у студентов негосударственных вузов. Это подтверждается соотношением индексов оправданности их ожиданий (табл.5).

Если негосударственный вуз более точно работает на целевую аудиторию, осуществляя достаточно грамотно маркетинговую политику по продвижению и реализации образовательных услуг, то ситуация у государственных образовательных учреждений иная. Они «выживают» в малых городах за счет отсутствия серьезной конкуренции, с одной стороны, и наличия спроса на образовательные услуги высшей школы, которые расцениваются населением как гарантия социально-профессиональной стабильности и статус-

ного роста, с другой. Именно поэтому профессиональный фактор формирования образовательных потребностей студентов государственных и негосударственных вузов имеет содержательные отличия.

Литература

1. Крухмалева О.В. Современные тенден-

ции в получении образовательных услуг // Социология образования перед новыми проблемами. - Москва-Омск, 2003.

2. Зимирев Г.И. К вопросу о региональной

политике в Читинской области // Национальная идея: образование и воспитание. - Чита, 1998. - С.79.

3. См.: Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Сту-

дент 90-х - социокультурная динамика // Социология образования перед новыми проблемами. - Москва-Омск, 2003.

4. Лоншакова Н.А. Высшее образование:

проблемы регионализации в современной России. - Екатеринбург - Чита, 2002. - С.77.

5. См. подробнее: Алайба Т.Е., Заборова Е.Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов // Со-циол. исслед. - 2004. - №2.

6. Герчиков В.И. Феномен работающего

студента // Социология образования перед новыми проблемами. - Москва-Омск, 2003. - С.313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.