Научная статья на тему 'Нефтекамский машиностроительный техникум: опыт реальной модернизации и социального партнерства'

Нефтекамский машиностроительный техникум: опыт реальной модернизации и социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшин Радус Ядитович, Диденко Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефтекамский машиностроительный техникум: опыт реальной модернизации и социального партнерства»

Р.Я. Ахметшин, Н.В. Диденко

НЕФТЕКАМСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ: ОПЫТ РЕАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Нефтекамский машиностроительный техникум основан в 1984 году с целью обеспечения предприятий машиностроительной отрасли города и региона. За 24 года деятельности ГОУ СПО НМТ подготовил свыше 8,5 тысяч специалистов для республики и сопредельных областей квалифицированными специалистами среднего звена. Наши выпускники - высококвалифицированные специалисты, руководители производственных организаций и объединений.

Сегодня техникум - это современное образовательное учреждение многоуровневого, непрерывного профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов для различных отраслей экономики. Более 2000 человек обучается по 15 образовательным программам, ежегодно дополняется перечень специальностей с учетом прогнозирования и потребностей города, региона, республики. Материально-техническая база техникума включает 2 учебных корпуса, двухэтажный корпус специализированных учебно-производственных мастерских, административный корпус, общежитие, столовая, спортивный и тренажерный залы, 2 библиотеки, 2 читальных зала, актовый и танцевальный залы. Каждое подразделение оборудовано в соответствии с современными требованиями, созданы все удобства для студентов и сотрудников.

Коллектив техникума насчитывает 182 штатных работника, преподавателей - 74, в том числе имеющих высшую и первую квалификационные категории - 41. Преподаватели и сотрудники техникума имеют 35 наград Российской Федерации и 31 - Республики Башкортостан. Отличительные черты каждого преподавателя - профессионализм, компетентность, жела-

п€ппгогич€ский журнпл спшкортостпнп n 4(17), 2008

ние совершенствоваться самому и совершенствовать свое родное учебное заведение.

Высокий рейтинг нашего учебного заведения среди ссузов Республики Башкортостан подтверждается тем, что техникумом организовано проведение важнейших республиканских мероприятий: республиканский семинар заместителей директоров по ВР «Новые подходы к современному образованию с учетом духовно-нравственного и эстетического аспектов развития личности», республиканская педагогическая мастерская по итогам победы в конкурсе «Лучший преподаватель -2006», республиканский семинар преподавателей технической механики и информационных технологий «Проблемы и перспективы использования информационных технологий в образовательной деятельности» по итогам ежегодных побед студентов техникума в республиканской олимпиаде по технической механике; республиканский семинар заместителей директоров по научно-методической работе «Инновационные технологии в профессиональном образовании»; круглый стол Всероссийской научно-практической конференции «Культура и образование -объединяющий фактор развития общества». Все они получили высокую оценку участников, представителей Министерства образования республики, по итогам выпущены сборники докладов и выступлений.

Результативность инновационных проектов, качество научно-методической работы подтверждается победами в республиканских конкурсах среди ссузов Республики Башкортостан: «Лучший классный руководитель» 1-е место в 2000 и 2005 годах, «Преподаватель года» в 2004 и 2006 гг.- 2-е место. Качественным результатом профессиональной подготовки студентов техникума являются успехи студентов в республиканских и всероссийских олимпиадах: ежегодно I место по технической механике, призовые места по математике, химии, инженерной графике, английскому языку, 1-е и 4-е место во всероссийской олимпиаде студентов по специальности «Сварочное производство» во всероссийских олимпиадах.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная работа, направленная на формирование гармонично развитой личности. В техникуме студентам предоставлены все возможности для реализации интеллектуального, творческого и спортивного потенциала. С 1997 году в техникуме работает лучший в городе студенческий клуб «Арт-экс», который осуществляет свою деятельность через творческие студии и объединения по интересам: театральная студия, народный хореографический ансамбль «Сюрприз», вокально-инструментальный ансамбль, ансамбль татарской эстрадной песни, хор, вокальная студия «Акварель», КВН-театр «НЕформат», ансамбль народных инструментов, охватывая половину обучающихся студентов. Инновационным решением совершенствования студенческого клуба «Артэкс» является преобразование клуба в Факультет общественных профессий. Сегодня нет таких аналогов в СПО.

из опытп рпботы

Мы считаем, что опыт клуба, его достижения, мастерство и организаторский талант руководителей - основа успеха. И факультету - быть!

Целью спортивно-оздоровительной работы является приобщение максимального количества студентов к активным занятиям физкультурой и спортом, укрепление здоровья, активная пропаганда здорового образа жизни, совершенствование спортивного мастерства. В 13 спортивных секциях занимаются более 400 человек. Среди средних специальных учебных заведений республики по легкой атлетике - 3-е место, в республиканской спартакиаде среди студентов средних специальных учебных заведений - 3-е место (2006-2007 гг.). Спортсмены техникума принимают участие не только в Республиканских, но и во всероссийских соревнованиях, где достойно представляют наш техникум. Важным является и патриотическое воспитание студентов. И вполне закономерно, что уже 10 лет команда НМТ занимает 1-е место в городском конкурсе «А, ну-ка, парни!», посвященном Дню защитника Отечества, а также призовые места в соревнованиях сандружин и санпостов. Победа в городских конкурсах «Студенческая весна», «Я-молодой!», «Хылыу-кай», «Нефтекамская красавица», патриотической песни и танца «Память», «КВН» и др. сплачивает студенческую молодежь и поднимает престиж учебного заведения.

• 2006 год: Нефтекамский машиностроительный техникум признан лауреатом Всероссийского конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших средних специальных учебных заведений России».

На сегодняшний день в учебных заведениях Российской Федерации и Республики Башкортостан начато внедрение принципов менеджмента качества, создание СМК. Выявляя актуальную проблему усовершенствования существующей в ССУЗах системы управления качеством в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000, руководство Нефтекамского машиностроительного техникума в 2005 году приняло решение о создании системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000). Базовое предприятие техникума ОАО «НефАЗ» имеет международный сертификат системы менеджмента качества.

Сотрудничество в учебной, научно-технической и инновационной деятельности техникума и Нефтекамского автозавода стало основой проведения научного эксперимента на базе учебного заведения. Техникум является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования по теме: «Использование современных принципов менеджмента качества (на базе международных стандартов серии ИСО-9001:2001) в повышении конкурентоспособности выпускника». Актуальность, научная новизна, практическая реализация эксперимента вызвали интерес Федерального института развития образования. Статус экспериментальной

п€ппгогич€ский журнпл спшкортостпнп n 4(17), 2008

площадки института присвоен ГОУ СПО НМТ в 2007 году. Учебное заведение ставит перед собой задачу повышения эффективности образовательной деятельности и задачу обеспечения конкурентоспособности на рынке труда города, Республики Башкортостан и сопредельных регионов, ориентируясь на повышение качества и создание системы управления как системы управления качеством. Для координации работы и решения оперативных вопросов по разработке и внедрению системы менеджмента качества создана Служба Системы менеджмента качества образования и научно-инновационной деятельности. Разрабатываемые методики имеют универсальный характер и могут быть использованы в учреждениях СПО любого типа. Первый этап эксперимента завершился реальными достижениями: в декабре 2007 года техникум удостоен сертификата соответствия, удостоверяющего: «Система менеджмента качества применительно к образовательной деятельности соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)».

• 2007 год: техникум удостоен сертификата соответствия, удостоверяющего: «Система менеджмента качества применительно к образовательной деятельности соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)».

В ГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный техникум» инновационная деятельность направлена на системное обновление учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Образовательная среда техникума характеризуется оптимальным сочетанием традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения.

Одним из важнейших направлений научно-методической деятельности инженерно-педагогического коллектива является работа над программой «Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов средних специальных учебных заведений». Научный руководитель программы - доктор педагогических наук, профессор А.С. Гаязов. Цель данного исследования - формирование конкурентоспособности как системного качества личности студентов ссуза. Совокупность выводов и положений, содержащихся в данном проекте, составляет перспективную основу для прогнозирования и проектирования инновационных образовательных систем, способствующих подготовке специалистов высокого качества, умеющих правильно распорядиться своим «квалификационным капиталом», более подготовленных в обновленных производственных отношениях. Практическую значимость характеризуют конкретные рекомендации по организации образовательного процесса на основе интеграции учебных дисциплин и оптимизации структурных связей внутри учебного процесса с учетом показателей конкурентоспособности.

С целью внедрения инновационных технологий в техникуме организованы лаборатории педагогических технологий. Преподаватели

из опыт рпботы

техникума - участники творческой лаборатории под руководством доктора педагогических наук, профессора В.Э. Штейнберга работают над внедрением эффективной отечественной разработки - дидактической многомерной технологии в учебный процесс техникума. Она успешно используется как в учебном процессе, так и в конкурсах преподавателей ссузов. С 2007 года начата совместная научная работа с Башгос-педуниверситетом по теме «Дидактический дизайн в НМТ».

Продолжая работу по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов, руководство техникума, инженерно-педагоги-ческий коллектив ставят перед собой задачу осуществления инновационных проектов системного обновления деятельности образовательного учреждения. Для комплексного развития учебного заведения, четкого построения системы управления качеством, обеспечения высокой конкурентоспособности создана программа, охватывающий принципиальные требования: практическая ориентированность и компетентностный подход, инновационный характер образовательных программ, учет специфики рынка и взаимодействие с работодателем, поскольку интенсивное развитие машиностроительного производства требует от среднего профессионального учебного заведения формирования современного выпускника с опережающими навыками и способностью к быстрому реагированию на изменение технологий. Творческий коллектив под руководством директора техникума создал инновационную образовательную программу: «Современное среднее специальное образование в области информационных технологий в обеспечении жизненного цикла машиностроительного производства», которая вошла в число победителей во Всероссийском конкурсе, проходившем в рамках национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ». В 2007 году техникум стал обладателем гранта в размере 58 млн. 600 тыс. руб., в том числе 29 млн. 300 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.

• 2007 год: техникум признан победителем конкурса инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

И сегодня коллектив Нефтекамского машиностроительного техникума успешно трудится над практическим внедрением данного проекта.

Для успешной реализации Программы развития ГОУ СПО НМТ на период 2006-2010 гг. инженерно-педагогический коллектив призван решить две основные задачи:

1. Формирование образовательных программ подготовки специалистов высокотехнологичных производств мирового уровня в области машиностроительных технологий, производства и эксплуатации транспортных, энергетических и топливодобывающих объектов.

2. Выполнение комплекса научно-производственных проектов по внедрению в производство инноваций в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации транспортных,

п€ппгогич€ский журнпл спшкортостпнп n 4(17), 2008

энергетических, топливодобывающих объектов. Решение указанных задач взаимосвязано.

В рамках заявленной программы осуществляется подготовка по тематическим направлениям, входящим в перечень критических технологий федерального уровня:

1. Теория машин и механизмов, анализ и синтез машинных комплексов.

2. Безопасность, ресурс, живучесть машин и сложных технических систем.

3. Комплексные проблемы машиноведения; повышение безопасности машин, снижение техногенных и технологических рисков для объектов гражданского и оборонного назначения.

4. Динамика машин, волновые и вибрационные процессы в технике.

5. Проектирование и эксплуатации мехатронных станочных систем.

6. Проектирование гидромеханических систем и их автоматики.

7. Исследования в области современной теплотехники, электротехники, прямого преобразования энергии и возобновляемых источников энергии.

8. Компьютерное моделирование с применением суперкомпьютерных технологий.

9. Технологии распределенных вычислительных систем.

10.Системы автоматизации, математические методы исследования сложных управляющих систем и процессов, CALS-технологии.

К ожидаемым результатам непосредственно по окончании реализации ИОП (финансирования из средств государственной поддержки) можно отнести:

1. Сформированное учебно-методическое, учебно-лабораторное, информационное и технологическое обеспечение новых дисциплин и новых разделов дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов.

2. Рабочие учебные планы образовательных программ.

3. Пакет стандартов техникума «СМК образовательной деятельности».

4. Пакет локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность техникума по реализации Инновационной программы.

5. Информационная система мониторинга и управления образовательной деятельностью техникума.

Введение инновационных специализаций и дисциплин связано с постоянно расширяющимися запросами работодателей, в частности, с необходимостью подготовки специалистов в области лазерных технологий в машиностроении, проектировании и изготовлении изделий и конструкций из композитных и наноматериалов, применении систем автоматического управления движущихся робототехнических объектов.

из опытп рпботы

Разработка методик обучения по дисциплинам ведется с использованием передовых технологий обучения: модульный принцип организации учебных занятий; организация учебных занятий на основе кредитов (зачетных единиц); дистанционная технология обучения; комплексные курсовые и дипломные проекты, предусматривающие создание проектов коллективами студентов, в том числе включающими студентов различных специальностей; сквозное курсовое проектирование; обязательная опытно-конструкторская работа студентов; формирование учебно-научных групп по принципу преподаватель - профессиональный работник - студент; деловые игры; участие студентов в выполнении НИОКР через систему студенческих инженерных центров, студенческих конструкторских и программных бюро и т.п.; кейс-метод обучения (анализ ситуаций из производственного опыта); компьютерные тесты учебных достижений для оценки текущей успеваемости; рейтинговая система контроля текущей успеваемости студентов. Творческие группы преподавателей, сформированные для организации внедрения этих технологий, проделали большую работу и получили хорошие практические результаты.

Для эффективной реализации представленных выше передовых методик обучения по вновь вводимым и модернизируемым учебным дисциплинам разрабатываются УМК, включающие в себя: презентации лекций, учебные и учебно-методические пособия, методические указания по проведению практикумов, по курсовому проектированию, выполнению контрольных, расчетно-графических работ, тесты учебных достижений, виртуальные лабораторные практикумы. Электронные УМК позволят существенно дополнить традиционные методы и формы обучения посредством эффективной организации самостоятельной работы студентов и введения различных форм дистанционного обучения.

Вычислительные ресурсы техникума объединяют 246 единиц компьютерной техники. Из них 47 используется административно-управленческим персоналом. Каждое структурное подразделение: дневные и заочное отделения, предметно-цикловые комиссии, учебная часть, методическая служба, администрация, бухгалтерия, отдел кадров обеспечены необходимым набором компьютерной и оргтехники. Библиотека оснащена терминалами для доступа студентов и преподавателей к информационным ресурсам техникума и глобальных сетей. Для обучения информационным технологиям в техникуме оборудованы 10 компьютерных учебных кабинетов, оснащенных современным аппаратным обеспечением, в частности компьютерный кабинет с возможностями удаленного управления станками и производственным оборудованием и интерактивного взаимодействия с пользователями. Кроме стандартного компьютерного оборудования, техникум старается использовать в работе и передовые технологии. Пять мультимедийных комплексов на основе интерактивных технологий, а также два переносных мультимедийных комплекса используются не только в презентационных целях, но и в повседневной работе: на лекционных,

п€ппгогич€ский журнпл спшкортостпнп n 4(17), zoos asassss

практических и лабораторных занятиях, конференциях, семинарах, педсоветах, обучениях коллектива. Развернуты электронная система информации и объявлений и электронная версия расписания учебных занятий, использующие плазменные панели и цифровые дисплеи. В техникуме функционирует система видеонаблюдения, интегрированная в локальную сеть техникума.

В работе и учебном процессе техникум использует современное лицензионное системное и прикладное программное обеспечение: операционные системы, офисные и графические пакеты, системы разработки программного обеспечения, системы управления базами данных, системы проектного и CASE моделирования, системы автоматизированного проектирования, системы обеспечения безопасности.

Компьютеры техникума включены в единую локальную вычислительную сеть. В основе сети лежит оптоволоконная магистраль, которая связывает два учебных корпуса и общежитие. Основные сегменты сети техникума:

1) учебные компьютерные классы, где проводятся основные занятия по профильным специальностям и дисциплинам. В среднем, каждый класс состоит из шестнадцати единиц компьютерной техники;

2) автоматизированные рабочие места административного персонала включают все компьютеры основных подразделений техникума.

Основой сети являются три высокопроизводительных сервера. Первый - файл-сервер - является единым хранилищем всей информации. Он содержит электронные обучающие материалы, личную информацию студентов, преподавателей и сотрудников, единую базу данных, используемую для накопления и обобщения материалов по различным направлениям деятельности техникума и реализует необходимую инфраструктуру для взаимодействия пользователей с хранимыми информационными ресурсами. Второй - сервер приложений - выполняет серверные части сетевого программного обеспечения, включая единый тестовый комплекс техникума, справочно-правовую систему «Консультант-Плюс» и т.д. Третий -WEB-сервер - обеспечивает круглосуточный доступ к глобальной сети Интернет с любого компьютера локальной сети при помощи высокоскоростной выделенной линии связи. Техникум обладает собственным сайтом (www.nmt.edu.ru) и почтовым сервером. Все подразделения техникума имеют доступ к Интернет, а также собственные электронные почтовые адреса. Студенты имеют ограниченный доступ к сети Интернет, определенный только образовательными ресурсами и WEB-ресурсами города.

Для обеспечения бесперебойной и полнофункциональной работы всей компьютерной и оргтехники в техникуме, для поддержания работы локальной сети техникума, для обеспечения образовательного процесса и всех подразделений техникума вычислительными ресурсами, для представления техникума в мировом информационном пространстве в техникуме функционирует Центр информационных технологий. Основной зада-

из опыт рпботы

чей Центра является создание и поддержание единого информационно-образовательного пространства техникума. Ее решение предполагает:

интеграцию существующих информационных систем техникума в единый комплекс, управляющий всеми аспектами деятельности техникума, как учебными так и административно-управленческими;

развитие центра информационных технологий, как основы информатизации техникума;

совершенствование и развитие корпоративной сети техникума; плановое внедрение средств информатизации учебного процесса (внедрение форм дистанционного образования, видеопроекционной поддержки процесса обучения, видеоконференционных форм обучения, компьютеризованных лабораторных практикумов, электронных учебно-методических комплексов, электронных библиотек и медиатек, сетевых образовательных технологий);

приобретение и обновление необходимого программного обеспечения для информатизации всех видов деятельности техникума;

плановую модернизацию оргтехники, вычислительной и телекоммуникационной техники;

организацию постоянной подготовки и переподготовки персонала техникума в области информационно-коммуникационных технологий.

Современная машиностроительная промышленность не обходится без лазерных методов обработки, высокотехнологичной сварки, технологий использования композитных и наноматериалов при разработке (на стадии внедрения) и серийном изготовлении агрегатов и узлов для различных видов машин и средств транспорта. Именно в перечисленных направлениях предполагается внедрить углубленную подготовку специалистов среднего профессионального машиностроительного профиля. В связи с тем, что в настоящее время эффективная отдача от работы квалифицированных специалистов возможна только при условии масштабного применения математического, схемотехнического, физического, инженерно-технического моделирования и средств вычислительной техники, в рамках настоящей инновационной образовательной программы предполагается углубить подготовку в области современных достижений средств моделирования и вычислительной техники (включая суперкомпьютерные технологии). Вооруженные перечисленными знаниями специалисты смогут не только повысить эффективность решения задач, поставленных производством, но и осуществлять развитие производства в русле передовых технических идей. Это особенно касается развития кадровых работников базовых предприятий (в том числе занимающих ключевые посты), которые обладают опытом работы и знакомы с динамикой решения производственных задач, для которых техникум обеспечит возможность заочного обучения (включая дистанционные методы обучения) по инновационным специализациям.

п€ппгогич€ский журнпл спшкортостпнп n 4(17), 2008

В зависимости от роста требований к производственным технологиям, с целью качественного изменения содержания образовательной программы, в техникуме разработаны тематические направления ИОП по перспективным специализациям.

Подготовка в предметной (объектной) области предполагает введение инновационного содержания дисциплин: теория машин и механизмов, анализ и синтез машинных комплексов, безопасность, ресурс, живучесть машин и сложных технических систем, комплексные проблемы машиноведения; повышение безопасности машин, снижение техногенных и технологических рисков, динамика машин, волновые и вибрационные процессы в технике, проектирование и эксплуатации мехатронных станочных систем.

• 2008 год: техникум признан лидером реализации инновационной образовательной программы.

• Директор техникума Радус Ядитович Ахметшин награжден Почетным знаком «Лидер среднего профессионального образования России - 2007».

• Инженерно-педагогический коллектив награжден дипломом победителя с вручением символа конкурса - статуэтки «Пеликан».

Стратегические партнёры ГОУ СПО НМТ: предприятия-работодатели ОАО «НефАЗ», ООО «Нефтекамский Завод нефтепромыслового оборудования», ООО «Иждрил-Нордэкс», ООО «Нефтекамский машиностроительный завод», ОАО «Искож»; учреждения, оказывающие информационную и методическую поддержку.

Трудоустройство выпускников ГОУ СПО НМТ является одним из логических звеньев в цепи формирования специалистов высокой квалификации. Уже в рамках производственной практики, которая проходит в учебно-производственных мастерских, в цехах и подразделениях базовых предприятий, учащиеся приобретают практические навыки и аттестуются на рабочий разряд по следующим профессиям: сварщик, токарь, фрезеровщик, контролер и слесарь. Значительная часть студентов приобретают рабочий разряд по смежным специальностям. Выпускники специальностей «Технология машиностроения» и «Сварочное производство» трудоустраиваются на базовое предприятие ОАО «НефАЗ».

Реализация инновационной образовательной программы в ГОУ СПО НМТ позволит повысить квалификацию кадрового потенциала в области освоения производственного оборудования для перспективного машиностроения и конвейерных линий с числовым программным управлением (ЧПУ) базовых предприятий.

Представители базовых предприятий регулярно принимают участие в работе Государственных аттестационных комиссий (ГАК), рассматривающих выпускные квалификационные работы студентов (дипломные работы, проекты). В процессе реализации ИОП с учетом предъявляемых требований прогнозируется улучшение качественных показателей подготовки, по-

из опыт рпботы

вышение конкурентоспособности и рост востребованности выпускников и в целом конкурентоспособности ГОУ СПО НМТ.

Совместные с отделами качества предприятий мероприятия, предусмотренные Системой менеджмента качества на основе мониторинга подготовки выпускников, позволяют внести коррективы в содержание образовательных программ.

В соответствии с разработанной ИОП на основании заключенных договоров со стратегическими партнерами о долгосрочном сотрудничестве проводятся следующие мероприятия:

1.Разработка и внедрение корпоративной электронной сети с целью создания единых библиотек, нормативно-технической документации, справочников и др.

2.Создание Центра научно-технической информации с сетевой поддержкой.

3.Создание Центра дистанционной подготовки специалистов по программе ИОП.

4.Проведение совместных семинаров, научно-практических конференций.

5.Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах по профессиональному мастерству.

6.Организация производственной практики и стажировки студентов, курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей и сотрудников на аналогах оборудования, закупленного по ИОП, на базовых предприятиях.

8.Организация курсов повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров базовых предприятий на оборудовании, закупленного по ИОП в лабораториях и мастерских техникума.

9.Организация курсов подготовки и переподготовки по заявкам Центра занятости населения на оборудовании, предполагаемого к закупке по ИОП.

10.Создание Регионального Учебного Центра профильной подготовки учащихся школ.

11.Организация производственной практики для учащихся учреждений НПО на оборудовании, предполагаемого к закупке по ИОП техникума.

12.Участие в конкурсе на получение премии Минобрнауки Российской Федерации по качеству.

Реализация ИОП позволит провести реинжиниринг учебно-воспитательного процесса с целью постоянной актуализации содержания образования для удовлетворения всех заинтересованных сторон.

В связи с реализацией инновационной образовательной программы техникума, Ученый совет ФГУ «Федеральный институт развития образования» в июне 2008 года утвердил расширенную тему экспериментальной площадки: «Система менеджмента качества как условие реализации инновационной образовательной программы при подготовке конкурентоспособных выпускников СПО», обозначив сроки эксперимента до 2012 года.

п€ппгогич€ский журнпл спшкортостпнп n 4(17), 2008

Благодаря гранту в учебно-производственный процесс внедрены лазерное и плазменное оборудование, обрабатывающие центры, управляемые от персональных компьютеров, лабораторные комплексы, программное обеспечение и др. Сегодня внедряется информационная система мониторинга и управления образовательной деятельностью; на аналогах новейшего оборудования на базовых предприятиях проведены курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей, студенты проходят производственную практику и стажировку.

В ходе выполнения инновационной образовательной программы освоены новые формы производственной практики, внедрены имитаторы технологических процессов в металлообработке, сварке, оснащена лаборатория систем автоматизированного проектирования технологических процессов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- задействован компьютеризированный малоамперный дуговой тренажер сварщика, что повысило эффективность обретения практических навыков по специальностям.

При реализации ИОП техникума в образовательный процесс внедряются мультимедийные средства в виде сетевых электронных библиотек, интерактивного учебно-методического комплекса спецдисциплин, автоматизированного рабочего места преподавателя, Интернет-тестирование студентов и сетевое тестирование преподавателей. В учебном процессе общеобразовательного цикла дисциплин введены химические практикумы с виртуальным использованием токсичных веществ; создание презентаций для лекций при изучении нового материала, отработка умений и навыков с помощью обучающего тестирования и пр.

Широко используются эффективные обучающие технологии, в т.ч.: проектное управление; модульные технологии обучения, основанные на компетенциях; имитационные технологии обучения; практикумы на компьютерном тренажере/полигоне; исследовательские, проектные, интерактивные методы, проблемное обучение; образовательная технология «Малая учебная фирма» и технология учебно-тренировочных фирм сочетание научно - исследовательской деятельности с учебной и практической работой и т.д.использование в образовательном процессе возможностей CAD-технологий, в том числе применение в лекционных курсах и лабораторных работах компьютерной анимации, сквозное применение во всех курсовых и дипломных работах 3D-моделирования.

В техникуме продолжается работа по созданию системы комплексного применения технологий сетевого, дистанционного и мультимедийного обучения, созданию внутритехникумовской автоматизированной интерактивной системы сетевого тестирования, сочетанию научно-исследовательской деятельности с учебной и практической работой, корректировкой учебных программ профессионального цикла с учетом требований заказчиков, программ производственного обучения и специальных дисциплин. разработаны, обновлены и внедрены программы дополнительного образования и переподготовки кадров, ведется разработка комплекта учебно-

из опыт рпботы

методической документации, обеспечивающей формирование новых знаний и умений на базе 1Т-технологий.

• 2008 год: техникум награжден Дипломом Правительства Республики Башкортостан «За вклад в развитие экономики Республики Башкортостан».

Опыт реальной модернизации образовательного процесса Нефтекам-ского машиностроительного техникум, осуществляемый благодаря напряженной и творческой работе педагогического коллектива, представляется достойным вкладом в развитие системы профессионального образования Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.