Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособной личности в образовательном процессе технического колледжа'

Формирование конкурентоспособной личности в образовательном процессе технического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшин Радус Ядипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособной личности в образовательном процессе технического колледжа»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года одной из ключевых идей является идея о необходимости формирования нового качества российского образования. Новое качество подготовки специалистов требует иных критериев его оценки.

Рассматривая актуальность проблемы управления качеством образования, можно утверждать, что данная проблема особенно своевременна в последнее десятилетие, так как непрерывно возрастают требования к уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений, к их готовности решать комплексные задачи профессиональной и социальной деятельности. Все более ощутимой становится конкуренция средних профессиональных образовательных учреждений на образовательном рынке, обостряется проблема трудоустройства молодых специалистов - выпускников средних профессиональных образовательных учреждений.

С 2001 года одним из важнейших направлений научнометодической деятельности инженерно-педагогического коллектив техникума является работа над проблемой «Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов средних специальных учебных заведений». Цель данного исследования

- формирование конкурентоспособности как системного качества личности студентов ссуза. Практическую значимость характеризуют конкретные рекомендации по организации образовательного процесса на основе интеграции учебных дисциплин и оптимизации

структурных связей внутри учебного процесса с учетом показателей конкурентоспособности.

Решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов многопланово, так как качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: содержание образования, технологии обучения, материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал и прочее. Подготовка адекватно отвечающих требованиям нового времени специалистов - одна из важнейших задач системы профессионального образования страны. Сегодня решающее значение для молодого специалиста имеет его конкурентоспособность на разворачивающемся рынке труда. Развитие рыночных отношений повлекло за собой изменение требований к результатам профессионального образования, целью которого, наряду с другими важными составляющими, выступает формирование обозначенного качества.

Профессиональное образование, в целом, является планомерно организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной на овладение обучаемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, умениями самостоятельно анализировать производственные ситуации и находить решение. Именно по этим показателям судят о качестве образования. Однако они являются показателями, скорее, обученности, чем функциональной готовности специалиста.

Понятие «конкурентоспособность» означает способность соперничать с кем-либо. Функциональная сущность данного понятия раскрывает те индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности и которые обеспечивают человеку преимущества в профессиональном плане. Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний, умений и навыков, но и, в первую очередь, от системы мотивов и отношения к выбранной профессии.

Конкурентоспособность - это сложное индивидуальное образование. Одним из показателей конкурентоспособности является умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, особые личностные качества. При обучении и самообучении специалистов усилия должны быть направлены на развитие тех качеств, которые выгодно отличают их от потенциальных конкурентов. Сказанное дает основание утверждать, что конкурентоспособность имеет вполне определенную структуру, состоящую, как минимум, из двух структурных блоков или

подструктур. Первый блок можно определить как базовый, формируемый средствами профессионального образования. В него входят:

- профессиональные знания интегративного характера, лежащие в основе деятельности специалиста;

- практические умения и навыки как показатель подготовленности к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно;

- техническое мышление как высшая форма активного отражения технико-технологической реальности, заключающаяся в выработке творческих идей, прогнозировании событий и действий, обобщении практического опыта при решении конструктивных задач;

- компетентность - глубокое, доскональное знание сути выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков. Компетентность выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть значимого результата. Компетентность предполагает не только наличие у специалиста умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций, ключевых компетенций.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство в рамках данной ступени. Характеристиками уровня квалификации являются объемы, диапазон и качество знаний, умений и навыков; способность эффективно организовать, планировать и управлять работой коллектива (группы, бригады): умение быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда и готовность к перемене содержания профессиональной деятельности в соответствии с требованиями рынка труда.

Второй, личностно-индивидуальный блок, включает личную мотивацию, развиваемую средствами профессионального образования; способности как индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления профессиональной деятельности; ответственность как способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам, в результате чего у окружающих формируется чувство доверия к данному специалисту, что дает ему преимущества перед другими. Психологическая структура ответственности - это сплав интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов личности; опыт регуляции своей познавательной деятельности в плане организации и управления;

личностная направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

Сегодняшние реалии существования учреждения среднего профессионального образования в условиях жесткой конкуренции ставят его перед необходимостью работать на международном уровне качества предоставляемых образовательных услуг. Мировая практика выработала действенные способы обеспечения успешности организации в любой сфере деятельности, описав их в стандартах серии ИСО 9000-2000. Качество среднего профессионального образования сегодня рассматривается в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9001-2000 и трактуется как совокупность свойств и характеристик, обусловливающих его способности удовлетворять актуальные и перспективные требования производства, общества и государства в области подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, а также потребности личности в образовании и самореализации.

Нефтекамский машиностроительный техникум - многофункциональное образовательное учреждение многоуровневого непрерывного профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов для различных отраслей экономики. Обучение ведется по четырнадцати образовательным программам, ежегодно дополняя перечень специальностей с учетом прогнозирования и потребностей города, региона, республики. Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса Нефтекамского машиностроительного техникума является инновационная деятельность.

Инновационный подход в работе коллектива Нефтекамского машиностроительного техникума способствует раскрытию и наращиванию творческого потенциала педагогов и одновременно повышает их квалификацию. Разработка новых идей, подходов и их внедрение в практику работы преподавателей и руководителя учебного заведения означает более глубокое и качественное познание педагогом внутренних закономерностей учебного процесса. Для выяснения целесообразности, эффективности и практической значимости инновационного проекта на начальном этапе осуществляются поиск, обработка и анализ научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, учет педагогического потенциала техникума, создание необходимых условий (инновационных программ, учебных планов, методических рекомендаций), определяются состав участников инновационной деятельности и ее приоритетные направления, разрабатываются критерии оценки эффективности результатов; изучаются методы диагностики, анализа, коррекции.

Мы стремимся к тому, чтобы продуктом инновационной деятельности являлось не локальное, а системное обновление учебновоспитательной деятельности образовательного учреждения.

В 2005 году Нефтекамскому машиностроительному техникуму присвоен статус экспериментальной площадки ИПР СПО по теме: «Использование современных принципов менеджмента качества (на базе международных стандартов серии ИСО-9000) в повышении конкурентоспособности выпускника». В ходе эксперимента определен педагогический потенциал участников инновационного процесса; приоритетные направления и содержание нововведений и механизм их внедрения; критерии и показатели результативности; материальное обеспечение; методы руководства; разработано руководство по качеству. Работа ведется с учетом всех четырех аспектов стратегического менеджмента качества: планирования качества, обеспечения качества, управления качеством, улучшения качества применительно к образовательной деятельности, отрабатываются четкие количественные и качественные критерии образовательной деятельности. Осуществляется подготовка коллектива к работе в новом режиме: выделены ответственные, организовано коллективное обсуждение результатов. Ежемесячно проводятся совещания Совета по качеству. По перспективному плану работы внедрения Системы менеджмента качества директор техникума, его заместители прошли обучение в учебном центре Госстандарта России при Московском государственном институте стали и сплавов «Металлсертификат», приняли участие во всероссийском семинаре «Непрерывное совершенствование деятельности организации». С целью обмена опытом, совершенствования управления качеством образования заместители директора приняли участие в IV Всероссийском совещании «Качество среднего профессионального образования как основной фактор современной подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования», проведенном в Петровском колледже г. Санкт-Петербург. Выстраивается система непрерывности образования в области качества и обеспечения ее эффективного функционирования. В техникуме создается процессная модель управления образовательной деятельностью, что позволит перейти на совершенно новую ступень организации труда, контроля и управления качеством подготовки специалистов с учетом всех международных требований.

Сегодня инновационная деятельность является необходимым условием конкурентоспособности образовательного учреждения, становится и средством, и результатом высокого уровня его развития.

Инновационная деятельность в техническом среднепрофессиональном учебном заведении обусловлена изменениями в

соответствующих отраслях производства, требованиями социальных партнеров и рынка труда. Совершенствуя подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям, техникум тесно сотрудничает с крупнейшими предприятиями города: ОАО «НефАЗ», ООО «Завод нефтепромыслового оборудования». Внедрение СМК в техникуме тесно связано с действующей Системой менеджмента качества на базовом предприятии ОАО «НефАЗ».

Наряду с проектом эксперимента по внедрению СМК, который охватывает всю сферу деятельности техникума, различные направления инноваций определены особенностями среднего профессионального образования. Нововведения посвящены разработке технологий обучения, проблемам управления качеством подготовки специалистов, внедрению государственных стандартов, повышению уровня воспитанности обучающихся, совершенствованию содержания обучения, организации и проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, влиянию социального партнерства, организации внеучебной деятельности студентов и др.

С целью внедрения инновационных технологий в техникуме работают лаборатории педагогических технологий. Преподаватели техникума - участники творческой лаборатории под руководством доктора педагогических наук, профессора, кандидата технических наук, заслуженного изобретателя РБ, лауреата премии УРО РАО, академика педагогических и социальных наук, члена-корреспондента Академии профессионального образования В.Э. Штейнберга - работают над внедрением эффективной отечественной разработки - дидактической многомерной технологии в учебный процесс техникума. Она успешно используется как в учебном процессе, так и в конкурсах преподавателей ссузов. С 2007 года начата совместная научная работа с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы по теме «Дидактический дизайн в НМТ», в ходе которой планируется создание дидактического обеспечения нового поколения предметно-ориентированных дидактических моделирующих сред, основанных на принципах когнитивного структурирования и логико-смыслового моделирования учебного материала.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности,

четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Приоритетное внимание уделяется информатизации образовательного процесса. Сегодня в НМТ организована работа студентов в восьми компьютерных кабинетах, создана лаборатория «Технических средств информатизации и систем автоматизированного проектирования», организовано рабочее место инженеров-программистов и серверная, создается общая информационная сеть техникума. Студенты техникума и преподаватели имеют возможность свободного доступа к глобальной сети Интернет через выделенную линию, при этом доступ можно получить с любого компьютера, подключенного к сети. Аппаратная база насчитывает более 190 единиц компьютерной техники. Для того чтобы наши выпускники были конкурентоспособны, в рамках дополнительных образовательных услуг ведется обучение по курсам «1С: бухгалтерия», «ИНФО - бухгалтерия», AutoCAD, КОМПАС, внедрена Технология INTEL. Преподаватели техникума проводят работу по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс. Особое внимание уделяется таким направлениям, как создание автоматизированных рабочих мест структурных подразделений, электронное тестирование с мгновенным определением рейтинга; созданы электронные энциклопедии и справочные системы, проводятся бинарные уроки, деловые игры; информационные технологии применяются при курсовом и дипломном проектировании, практически, во всех четырнадцати образовательных программах, в ходе ИГА проводится компьютерное тестирование с помощью пакета «Тестовый комплекс», решение практических задач с использованием компьютерных программ «1С: торговля, склад», «1С: бухгалтерия» выполняются экономические расчеты на ПК; используются средства мультимедиа. Создаются электронные учебники и курсы лекций с презентационной частью, интерактивные пособия, обучающие программы, вводится электронная форма учебнометодических комплексов специальностей, программное обеспечение для визуализации технологических процессов. Все это дает возможность студентам изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме посредством новых информационных технологий, способствует созданию единого образовательного пространства.

Сегодня, считая качество образования ключевой идеей развития современного образовательного учреждения, Нефтекамский машиностроительный техникум, проводя системный анализ деятельности, продолжает свое совершенствование.

Приоритетными направлениями являются:

- дальнейшее развитие многофункциональности и многопро-фильности техникума, как основы расширения спектра образовательных услуг, обеспечивающее удовлетворение потребностей рынка труда;

- развитие техникума как многоуровневого, инновационного образовательного учреждения;

- изменение структуры образования, содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие повышенной профессиональной и личной компетенции выпускника;

- проведение структурных преобразований, обеспечивающих соответствие направлений и качества подготовки кадров современным и перспективным потребностям республиканского рынка труда и конкретных отраслей экономики;

- укрепление материально-технического и кадрового потенциала;

- создание системы управления и контроля качества на основании принципов системы менеджмента качества;

- создание службы маркетинга;

- совершенствование социального партнерства как средства формирования уровня профессионализма.

Интеграционные процессы в производстве существенно влияют на перестройку профессионального образования, определяют содержание и объем знаний, умений и навыков учащихся, требуют перехода в подготовке от узкоспециализированного обучения широкопрофильных специалистов с одновременным уточнением модели их подготовки. Для достижения этой цели техникум пошел по пути сотрудничества учебного заведения с производством, общественными и государственными структурами и считает, что это стратегически правильное решение.

Открытие на базе техникума экспериментальной площадки «Использование современных принципов менеджмента качества (на базе международных стандартов серии ИСО-9000) в повышении конкурентоспособности выпускника» объединило все вышеперечисленные задачи и показало новый стратегический подход к качеству образования: система подготовки кадров не может и не должна развиваться в отрыве от требований производства, без учета требований международных стандартов, то есть конкурентоспособный выпускник является основой конкурентоспособности ссуза и далее -конкурентоспособности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.