Научная статья на тему 'Проектирование системной инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования'

Проектирование системной инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / НАУКООРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / THE INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM / A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / THE COMPETITIVE SPECIALIST / SCIENCE-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Наталия Васильевна, Исаргакова Лида Сагитовна

Рассматривается организация и результативность инновационного процесса колледжа технического профиля как средство конкурентоспособности образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диденко Наталия Васильевна, Исаргакова Лида Сагитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF THE SYSTEM INNOVATIVE ACTIVITY IN ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

The organization and productivity of innovative process of a college technical profile as a means of educational institution competitiveness is considered.

Текст научной работы на тему «Проектирование системной инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования»

Н.В. Диденко, Л.С. Исаргакова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: инновационная образовательная программа, система менеджмента качества, конкурентоспособный специалист, наукоориентированная образовательная среда.

Keywords: the innovative educational program, a quality management system, the competitive specialist, science-oriented educational environment.

Аннотация: Рассматривается организация и результативность инновационного процесса колледжа технического профиля как средство конкурентоспособности образовательного учреждения.

Аbstract: The organization and productivity of innovative process of a college technical profile as a means of educational institution competitiveness is considered.

Решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов многопланово, так как качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности: содержание образования, технологии обучения, материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал и др. Сегодня инновационная деятельность является необходимым условием конкурентоспособности образовательного учреждения, становится и средством, и результатом высокого уровня его развития.

Главными условиями создания любого инновационного проекта являются целесообразность, эффективность и практическая значимость. На начальном этапе осуществляется поиск, обработка и анализ

научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, определение педагогического потенциала образовательного учреждения, создание необходимых условий (инновационных программ, учебных планов, методических рекомендаций), определение состава участников инновационной деятельности и ее приоритетные направления, разрабатываются критерии определения эффективности результатов; изучаются методы диагностики, анализа, коррекции. Значимая целесообразность инновационной деятельности в техническом средне-профессиональном образовательном учреждении определяется тем, что инновации содержания обучения продиктованы социальным заказом, связаны с изменением в соответствующих отраслях производства, требованиями рынка труда.

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государственная политика модернизации российского образования предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности и значимости данного образовательного уровня в обеспечении развития экономики и общества в целом. При этом указывается, что опережающее развитие - это не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и коренное изменение качества образования. Современному производству требуются универсалы, которые не просто могут выполнять установленные функции по заданному алгоритму, но и умеют решать проблемные задачи, находить выход из сложных производственных ситуаций, предвидеть последствия принимаемых решений.

Задача организации инновационного процесса в целом состоит в осуществлении перехода одного инновационного этапа в другой, прогнозировании перехода этапов логической цепочки «Наука» в этапы «Производства», с последующим объединением их и обеспечением развития инновационной деятельности.

Одним из важнейших условий формирования наукоориентиро-ванной образовательной среды инновационного образовательного учреждения СПО является не однолинейная, одноаспектная, а системная инновационная деятельность, осуществление которой выступает в качестве одного из главных условий конкурентоспосбно-сти образовательного учреждения.

При формировании наукоориентированной образовательной среды технических колледжей необходима учебно-научно-производственная интеграция, на основе которой осуществляется системное проектирование всех компонентов инновационной педагогической системы научно-исследовательской деятельности (целе-

вого, управляющего, процессуального, содержательного и контролирующего).

Инновационный процесс - это процесс поиска, определения новшества, его исследования, осмысления, приведения к виду, приемлемому для освоения, разработка системы мер (алгоритма действий, методики, технологии и т.п.) его освоения, создание условий для его освоения (кадровых, материальных, временных, мотиваци-онных и пр.) и само внедрение (освоение) этого новшества при условии, что данное освоение является одновременно предметом специального исследования (осуществление мониторинга, определение промежуточных результатов, корректировка процесса и т.п.).

В программе развития ФГОУСПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» отражен инновационный процесс развития учреждения среднего профессионального образования, включая параметры текущего состояния, прогноз развития и анализ привлекаемых ресурсов.

Под развитием образовательного учреждения среднего профессионального образования мы понимаем процесс качественных изменений в составляющих его компонентах и его структуре, благодаря которым оно способно достигать качественно новых результатов образования.

Программа поэтапно реализовывалась в виде инновационных подходов, начиная с момента образования учреждения, и предусматривала преемственность задач: внедрение новых форм обучения, развитие материально-технической базы, повышение квалификации преподавательского состава и т.д.

Образовательная среда колледжа характеризуется оптимальным сочетанием традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения. Одним из важнейших направлений научно-методической деятельности инженерно-педагогического коллектива колледжа является работа над программой «Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов средних специальных учебных заведений». Научный руководитель программы - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор А.С. Гаязов. Цель данного исследования - формирование конкурентоспособности как системного качества личности студентов ссуза.

Практическая значимость исследований реализовывалась совершенствованием форм и методов организации учебного процесса, управления персоналом, укреплением связей с ведущими промышленными предприятиями города. Для решения основной задачи повышения эффективности и качества образовательного процесса в

колледже по результатам исследовательской работы решалась проблема активизации и управления познавательной деятельностью обучающихся, с опорой на развитие элементов самостоятельности, самоуправления и самоконтроля. Совокупность выводов и положений, содержащихся в данном проекте, составляет перспективную основу для прогнозирования и проектирования образовательных систем, которые способствовали подготовке специалистов высокого качества, умеющих правильно распорядиться своим «квалификационным капиталом», подготовленных в обновленных производственных отношениях.

Опыт показал, что продуктом инновационных усилий ОУ СПО является системное обновление всех сфер деятельности образовательного учреждения. Была обоснована необходимость такого проекта, содержание которого определяется критериальной матрицей, охватывающей принципиальные требования: практическая ориентированность и компетентностный подход, учет специфики рынка и взаимодействие с работодателем, инновационный характер образовательных программ, предусматривающий сотрудничество с научными педагогическим школами вузов и академии образования.

Нефтекамский машиностроительный колледж представил в рамках конкурса образовательных учреждений начального профессионального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), внедряющих инновационные образовательные программы (в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье», «Образование») инновационную образовательную программу (ИОП) «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства».

В программе развития ФГОУ СПО «НМК» на период 2006-2010 годы было предусмотрено:

- Развитие многоуровневой и многопрофильной системы подготовки кадров на основе модернизации учебных программ, лабораторной и экспериментальной базы, внедрения новых образовательных программ, форм и методов обучения, а также непрерывности и преемственности образования и науки, единства обучения, исследований и воспитания.

- Совершенствование системы научно-методической поддержки учебного процесса.

- Развитие колледжа как инновационного ОУ путем интеграции учебной, опытно-конструкторской и научной деятельности, прово-

димой специалистами колледжа, а также за счёт внедрения результатов прикладных исследований общероссийского и международного уровня.

- Повышение квалификации кадрового потенциала колледжа за счет проведения опытно-конструкторских и научных исследований.

- Сотрудничество в области образования, инженерно - и научно-технической деятельности с предприятиями регионов России.

- Совершенствование системы управления качеством, обеспечивая подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с требованиями Международной системы качества на базе стандартов ИСО-9000.

В колледже разработан и эффективно действует механизм реагирования на быструю смену производственных технологий, массовое введение высокопроизводительной и наукоемкой техники, сокращающийся период жизни товаров, услуг и актуальности знаний. Инновационная деятельность в образовательном учреждении обусловлена изменениями в соответствующих отраслях производства, требованиями социальных партнеров и рынка труда. Совершенствуя подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям, колледж тесно сотрудничает с крупнейшими предприятиями города. Внедрение СМК в колледже тесно связано с действующей системой менеджмента качества на базовом предприятии ОАО «НефАЗ». Совместные с отделами качества предприятий мероприятия, предусмотренные Системой менеджмента качества на основе мониторинга подготовки выпускников, позволяют внести коррективы в содержание образовательных программ.

Сотрудничество в учебной, научно-технической и инновационной деятельности колледжа и Нефтекамского автозавода стало основой проведения научного эксперимента на базе образовательного учреждения. Колледжу присвоен статус экспериментальной площадки ФГУ «ФИРО» по теме: «Система менеджмента качества как условие реализации инновационной образовательной программы при подготовке конкурентоспособного выпускника (на базе международных стандартов серии ИСО-9000)».

Тема эксперимента объединила вышеперечисленные задачи и демонстрирует новый стратегический подход к качеству образования: система подготовки кадров не может и не должна развиваться в отрыве от требований производства, без учета требований международных стандартов, то есть конкурентоспособный выпускник является основой конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования.

Основная цель построения внутриколледжной системы управления качеством заключается в обеспечении его высокой конкурентоспособности за счет высокого качества образовательного процесса и подготовки востребованных специалистов. Для координации работ и решения оперативных вопросов по разработке и внедрению системы менеджмента качества создан отдел менеджмента качества и научно-инновационной деятельности. С целью обеспечения широкого вовлечения руководителей подразделений и работников колледжа в решение задач, связанных с качеством образования и научно-инновационной деятельности, а также создания и внедрения системы менеджмента качества, создана Служба системы менеджмента качества.

Качество профессионального образования сегодня рассматривается в соответствии с международными стандартами и трактуется как совокупность свойств и характеристик, которая обуславливает его способности удовлетворять актуальные и перспективные требования производства, общества и государства в области подготовки квалифицированных специалистов, потребности личности в образовании и самореализации.

Возможность использования в управлении высшего и среднего образовательного учреждения принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и требований международных стандартов ISO серии 9000 уже доказана, имеется даже некоторый опыт. За период с 2005 года более 90 образовательных учреждений сертифицировали систему менеджмента качества по государственным стандартам ГОСТ Р ИСО и международным стандартам серии ISO 9000. Их сертификация осуществлена российскими и зарубежными органами по сертификации. Однако разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении сопряжены с большими трудностями организационного, методического и финансового характера. В основу построения системы качества образовательного учреждения нами положены следующие принципы:

- Формирование стратегии, политики и целей в области качества - разработка целей качества образования, проверки актуальности, разработка, корректировка и обновление образовательных программ.

- Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ, обеспечивающее планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение.

- Обеспечение процессов жизненного цикла ОУ всеми видами ресурсов: финансовыми, материальными, человеческими и информационными - и управление ими.

- Управление основными (обучение, научная деятельность, дополнительное образование, воспроизводство кадров) и вспомогательными процессами ОУ.

- Мониторинг и контроль - измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов, включая оценку студентов (достигнутого прогресса в уровне их знаний и навыков); проведение измерений основных показателей деятельности ОУ; проведение маркетинговых и социологических исследований; обработка и анализ результатов измерений и исследований; оценка качества результатов образовательной деятельности и отдельных процессов образовательного учреждения; определение конкурентных позиций образовательного учреждения.

Колледж поддерживает тесную связь с потребителями, что позволяет получать информацию о степени выполнения их требований. Это обеспечивается путем прямого диалога с обучающимися; включением в Государственные аттестационные комиссии руководителей и ведущих специалистов организаций-работодателей; установлением прямых контактов с кадровыми службами организаций-работодателей и с государственными службами занятости. Собранная с помощью этих методов информация является предметом непрерывного мониторинга и анализа со стороны ответственных должностных лиц.

Внедрение системы менеджмента качества является тем инструментом, который способствует совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных специалистов. При этом реализуемые инновационные методы совершенствования образовательного процесса позволяют сформировать условия для практического создания перспективной модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по образовательным программам, которые станут фундаментом для выстраивания рациональной региональной сети профессионального образования.

Полагая качество образования ключевой идеей развития современного образовательного учреждения, ФГОУ СПО «НМК» проводит системный анализ своей деятельности, совершенствуя инновационные процессы как необходимое условие повышения конкурентоспособности и последующего развития.

С целью успешной реализации Программы развития на период 2006-2010 гг., колледжем решаются две основные задачи:

1. Формирование образовательных программ подготовки специалистов высокотехнологичных производств мирового

уровня в области машиностроительных технологий, производства и эксплуатации транспортных, энергетических и топливодобывающих объектов.

2. Выполнение комплекса научно-производственных проектов по внедрению в производство инноваций в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации транспортных, энергетических, топливодобывающих объектов.

Успешная реализация инновационной образовательной программы в ФГОУ СПО «НМК» позволила повысить квалификацию кадрового потенциала в области освоения производственного оборудования для перспективного машиностроения и конвейерных линий с числовым программным управлением (ЧПУ) базовых предприятий, а также предприятий высокотехнологичных производств региона, связанных с приоритетными национальными проектами.

В соответствии с поставленной задачей - «Формирование образовательных программ подготовки специалистов высокотехнологичных производств мирового уровня в области машиностроительных технологий, производства и эксплуатации транспортных, энергетических и топливодобывающих объектов» - были выполнены следующие мероприятия:

1. Разработка содержания образовательных программ для вновь вводимых инновационных специализаций.

2. Разработка учебно-методического обеспечения: лекционных курсов, лабораторных и практических работ по инновационным и модернизированным дисциплинам для вновь вводимых специализаций.

3. Разработка технологий обучения.

4. Модернизация материальной и аудиторной (лабораторной) базы.

5. Повышение квалификации преподавательского состава.

Введение инновационных специализаций и дисциплин связано

с постоянно расширяющимися запросами работодателей, в частности, с необходимостью подготовки специалистов в области лазерных технологий в машиностроении, проектировании и изготовлении изделий и конструкций из композитных и наноматериалов, применении систем автоматического управления движущихся робототехни-ческих объектов.

С целью эффективной реализации представленных выше передовых методик обучения по вновь вводимым и модернизируемым учебным дисциплинам разработаны учебно-методические комплек-

сы, включающие в себя: презентации лекций, учебные и учебно-методические пособия, методические указания по проведению практикумов, по курсовому проектированию, выполнению контрольных, расчетно-графических работ, тесты учебных достижений, виртуальные лабораторные практикумы. Электронные УМК позволили существенно дополнить традиционные методы и формы обучения посредством эффективной организации самостоятельной работы студентов и введения различных форм дистанционного обучения. Инженерно-педагогическим коллективом колледжа выполнен значительный объем работ в процессе осуществления инновационной образовательной программы и экспериментальной деятельности в рамках Федеральной экспериментальной площадки ФГУ «ФИРО».

Разработана методика создания и внедрения в учреждение СПО системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО: 9001-2000. Сформирована на основе принципов Total Quality Management (TQM) система качества, обеспечившая реализацию инновационной образовательной программы, ставшей победителем всероссийского конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Эффективность реализации инновационной образовательной программы подтверждается анализом результативности СМК:

- возросло качество профессиональной подготовки и конкурентоспособность выпускников;

- выявлена эффективность реализации принципов менеджмента качества ИСО 9000 в системе управления ФГОУ СПО «НМК» для удовлетворения всех заинтересованных сторон;

- проведен реинжиниринг учебно-воспитательного процесса ФГОУ СПО «НМК» с целью постоянной актуализации содержания образования и, как следствие, конкурентоспособности и высокой востребованности выпускников.

Заявляемая инновационная образовательная программа охватывает все элементы «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации). Системная деятельность колледжа в данных сферах привела к синергетическому эффекту - многократному усилению каждой составляющей «треугольника». Результаты инженерно-технических и научных исследований и апробированная методология проведения инноваций стали новым содержанием образовательных программ, а подготовленные по ним специалисты могут успешно решать как задачи промышленного трансфера инноваций, так и задачи генерации новых знаний для последующего непрерывного развития технологий в заявляемой предметной области.

В период бюджетной поддержки образовательная программа непосредственно охватила девять образовательных программ из пятнадцати, реализуемых в настоящее время колледжем. В осуществлении данных образовательных программ принимает участие свыше 90 % сотрудников колледжа. Произошло коренное перевооружение учебно-лабораторной и научной базы, информационного и методического обеспечения учебного процесса. Повышена квалификация значительной части преподавательского состава, что открыло масштабный переход от традиционных технологий обучения, ориентированных на репродуктивную деятельность, к активно-деятельностным технологиям, формирующим у выпускников высокий уровень профессиональных компетенций. Возможность выполнения инженерно-технических и научных исследований на уникальном оборудовании, проведения учебного процесса с использованием современных технических и информационных средств позволило привлечь наиболее талантливых педагогов и инженеров, активизировать научный и педагогический потенциал всего инженерно-педагогического коллектива, создать в колледже атмосферу творческого отношения к учебной и научной деятельности, что подтвердило реальное преобразование колледжа в исследовательскую школу. Результаты выполнения образовательных программ колледжа обусловило его включение в число лучших колледжей России.

Направления инновационной образовательной программы колледжа связаны с критическими технологиями федерального уровня, которые определяют развитие экономического потенциала России, изменение баланса валового внутреннего продукта страны (от преобладания топливно-энергетического комплекса к преобладанию высокотехнологичных наукоемких отраслей). Технологический прорыв в этих отраслях возможен при наличии кадров новой формации, владеющих не только фундаментальными знаниями, но и обладающих профессиональными компетенциями для поиска и осуществления эффективных инновационных решений, успешной конкуренции на мировом рынке, владением технологиями социальных межкультурных коммуникаций. Только по специальностям и направлениям, непосредственно охватываемым программой, колледж выпускает ежегодно свыше 400 специалистов, в ответ на предложения о трудоустройстве выпускников предприятий различных регионов России и Республики Башкортостан.

Выполнение программы позволило значительно расширить взаимодействие с крупными образовательными учреждениями, прежде всего высокотехнологичного машиностроительного профиля,

путем интеграции учебно-методического обеспечения образовательных программ колледжа в федеральную и корпоративную информационно- образовательную среду. Пакет стандартов колледжа, регламентирующий функционирование системы менеджмента качества образовательной деятельности, пакет локальных нормативных актов, регламентирующий образовательную деятельность, в настоящее время направлен для использования другим образовательным учреждениям Российской Федерации.

Реализуемая инновационная образовательная программа «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства» обеспечивает: применение новых информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных методов организации образовательного процесса, учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню; высокое качество обучения в рамках современных систем качества; формирование у выпускников профессиональных компетенций для конкурентоспособности и востребованности на рынке труда.

Представленный в статье материал отражает целенаправленную, многолетнюю работу педагогического коллектива по модернизации образовательного процесса колледжа и по совершенствованию собственного профессионализма. Результатом данной работы явилась созданная в колледже образовательная система подготовки специалистов высокого уровня в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации для транспортных, энергетических, топливодобывающих объединений, выпускающих продукцию мирового уровня.

1. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. - М.: Наука, 2003. - 256 с.

2. Гаязов А.С. Приоритеты в развитии современного образования // Педагогический журнал Башкортостана: Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический университетский комплекс». - 2005. - С. 24 - 31.

3. Качество среднего профессионального образования как основной фактор современной подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования. / IV Всероссийское совещание. - 2006.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование (Текст)/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 288 с.

5. Диденко Н.В. Инновационный образовательный проект в подготовке конкурентоспособных кадров в системе СПО//Формирование профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Уфа: Издательство БИРО, 2008 - С. 444-446.

6. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26с.

7. Сафуанов, Р.М. Совершенствование системы управления качеством образования вуза. - Уфа, УГАЭС. - 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.