Научная статья на тему 'Инновационный многопрофильный колледжв условиях социального партнерства'

Инновационный многопрофильный колледжв условиях социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / СМЕЖНЫЕ ПРОФЕССИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / VERSATILE COLLEGE / PERSONNEL MAINTENANCE / SOCIAL PARTNERS / ADJACENT TRADES / ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшин Радус Ядитович, Диденко Наталия Васильевна

В статье рассматривается модернизация системы образования многопрофильного колледжа, его роль в подготовке кадров для предприятий региона, сотрудничество с социальными партнерами, обучение смежным профессиям в рамках дополнительных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшин Радус Ядитович, Диденко Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE VERSATILE COLLEGE IN THE CONDITIONS OF SOCIAL PARTNERSHIP

In article modernisation of an education system of versatile college, its role in a professional training for the region enterprises, cooperation with social partners, training to adjacent trades within the limits of additional educational services is considered.

Текст научной работы на тему «Инновационный многопрофильный колледжв условиях социального партнерства»

Р.Я. Ахметшин, Н.В. Диденко

ИННОВАЦИОННЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Ключевые слова: многопрофильный колледж, кадровое обеспечение, социальные партнеры, смежные профессии, дополнительные образовательные услуги.

Аннотация: В статье рассматривается модернизация системы образования многопрофильного колледжа, его роль в подготовке кадров для предприятий региона, сотрудничество с социальными партнерами, обучение смежным профессиям в рамках дополнительных образовательных услуг.

Подъем на новую ступень развития среднего профессионального образования проявляется в интеграции инновационных форм образования, создании вариативных моделей обучения, переосмыслении управленческих стратегий. Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики страны возможно только при наличии кадров новой формации, владеющих фундаментальными знаниями и обладающих профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять на практике эффективные инновационные решения, успешно конкурировать на мировом рынке, владея технологиями социальных меж-культурных коммуникаций.

Одно из крупнейших образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан - Нефтекамский машиностроительный колледж -осуществляет подготовку специалистов в области высокотехнологичного машиностроительного производства в опоре на современные информационные технологии; подготовка специалистов ведется по шестнадцати образовательным программам. Ведущая роль колледжа в кадровом обеспечении предприятий региона обусловлена тесным сотрудничеством с социальными партнерами и высоким качеством подготовки специалистов. По итогам учебной и производственной практик студенты колледжа приобретают рабочую профессию, получая соответствующее свидетельство об уровне квалификации; кроме того, значительная их часть получает смежные профессии в рамках дополнительных образовательных услуг.

Ежегодно студенты технических специальностей во время учебной и производственной практик задействованы в производственном процессе базового предприятия «ОАО «НефАз» на оплачиваемых рабочих местах. Дальнейшее трудоустройство выпускников колледжа, мониторинг карьерного роста предусматривают договоры о взаимном сотрудничестве с социальными партнерами. Благодаря этому 100 % выпускников базовых специальностей «Технология машиностроения» и «Сварочное производство» трудоустраиваются по избранному профилю обучения. Ежегодно колледжу поступают предложения предприятий Республики Башкортостан, а также сопредельных субъектов Российской Федерации

(Республика Удмуртия и Республика Татарстан, Пермский край) о трудоустройстве выпускников.

В колледже эффективно действует центр маркетинга и содействия трудоустройству выпускников, признанный лучшим по итогам республиканских конкурсов в 2010 и 2011 годах. Центр входит в структуру управления учебно-производственным процессом в рамках действующей в колледже системы менеджмента качества; основная цель его работы -упрочение положения колледжа на рынке образовательных услуг, эффективная психологическая помощь в социальной адаптации, содействие в продолжении образования и трудоустройстве выпускников. В состав центра входят следующие службы: маркетинговых исследований, профориентации, психологической поддержки, информационноаналитическая, дополнительного образования и технической поддержки.

В колледже имеется прекрасная материальная база, отвечающая современным требованиям подготовки специалистов: уникальное оборудование учебно-производственных мастерских позволяет в оптимальные сроки обучить профессиональным навыкам в соответствии с современными требованиями производства, осуществлять повышение квалификации преподавателей и переподготовку кадров на аналогах оборудования социальных партнеров. Активное использование инновационных педагогических технологий, в том числе деловых игр, имитирующих профессиональную деятельность, анализ производственных ситуаций, реальное моделирование производственных процессов позволяют отрабатывать адаптивные модели профессионального образования, быстро реагирующего на запросы динамичного рынка труда, осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов.

Стратегия развития Нефтекамского машиностроительного колледжа определена Программой развития колледжа - системы инновационных проектов, реализация которых формирует инновационную образовательную среду на качественно новом уровне. Используемый нами программно-проектный подход позволяет вырабатывать и осуществлять управленческие решения, основанные на комплексном анализе и построении системы мер и действий по достижению поставленной цели.

Реализация программы обеспечила эффективные результаты как на уровне колледжа, так и на уровне системы среднего профессионального образования в целом: с 2007 по 2012 годы инженерно-педагогическим коллективом колледжа совместно с социальными партнерами созданы следующие инновационно-образовательные проекты и программы.

1. «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства», 2007 год. (Программа вошла в число победителей всероссийского конкурса в рамках нацпроекта «Образование.)

2. «Система менеджмента качества как условие реализации инновационной образовательной программы при подготовке конкурентоспособных выпускников СПО (на базе международных стандартов ИСО 9000)», 2007-2010 годы (успешно завершившая работу экспериментальная площадка ФГУ «ФИРО»). Разработана методика создания системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО: 90012000, пригодная для образовательных учреждений других уровней профессионального образования; технология образовательного процесса, основанная на принципах Total Quality Management (TQM) может использоваться в ОУ других уровней профессионального образования.

Итоги экспериментальной работы утверждены ученым советом ФГУ «ФИРО» и зарегистрированы в Федеральном государственном научном учреждении «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (рег. № ГР 01201055743).

3. Проект «Современное среднее профессиональное образование на основе создания многомерной системы обучения в условиях государственно-частного партнерства для машиностроительной отрасли», 2009 год.

4. Образовательная программа по специальности 151901 «Технология машиностроения», 2010-2014 годы. Благодаря данной программе - победителю всероссийского конкурса

среди федеральных образовательных учреждений СПО и ВПО, колледж является участником федерального эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата по специальности 151901 «Технология машиностроения».

5. Проект «Обеспечение жизненного цикла высокотехнологичного машиностроительного производства на основе многомерной системы обучения в современном профессиональном образовании», 2012 год.

На базе колледжа под патронажем Российской академии образования (Уральское отделение), Академии профессионального образования, Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы работает секция Научно-экспериментальной лаборатории дидактического дизайна. Преподаватели колледжа осваивают новые дидактические средства, активизирующие визуально-образные ресурсы мышления человека и облегчающие выполнение учебной деятельности. Применение технологии логико-смыслового моделирования учебного материала и его визуального представления в генерализированной форме качественно изменяет подготовительную и обучающую деятельность педагога профессионального образования, возвышая ее до уровня дизайн-проектирования и инициируя профессионально-творческое развитие.

При проектировании и последующей реализации инновационных образовательных программ колледжа особую актуальность приобретают научно-методическая, научноисследовательская деятельность его инженерно-педагогического коллектива. Упомянутые выше активное использование инновационных педагогических технологий, в том числе деловых игр, реальное моделирование производственных процессов и прочее позволяют осуществлять подготовку современных специалистов. Преподавателями колледжа применяются эффективные обучающие технологии: проектное обучение; имитационные, модульные технологии обучения, основанные на компетенциях; практикумы на компьютерном тренажере - полигоне; исследовательские, проектные, интерактивные методы. В образовательном процессе используются возможности СЛО-технологий, в курсовых и дипломных работах - ЗО-моделирование; регулярно корректируются учебные программы профессионального цикла с учетом требований заказчиков; разработаны, обновлены и внедрены программы дополнительного образования и переподготовки кадров. Эффективность внедренных в образовательный процесс инновационных технологий подтверждается высоким качеством подготовки специалистов, победами студентов во всероссийских и республиканских олимпиадах профессионального мастерства: колледж гордится неоднократными

победителями и призерами республиканских и всероссийских конкурсов и олимпиад по сварочному производству, технологии машиностроения, технической механике, инженерной графике, техническому моделированию, экологии, истории, ангийскому языку.

В 2011/2012 учебном году Министерством образования Республики Башкортостан колледжу было поручено проведение республиканских этапов трех всероссийских олимпиад по специальностям «Сварочное производство», «Пожарная безопасность» и «Технология машиностроения». Во всех трех победителями стали студенты нашего колледжа, которые достойно представили республику на всероссийских олимпиадах профессионального мастерства, где выступали сильнейшие представители всех регионов России (Р. Галинуров

- I место по специальности «Технология машиностроения»; команда по специальности «Пожарная безопасность» - II место, студент Л. Насртдинов - III место по специальности «Сварочное производство»). Многие достижения стали реальностью благодаря новейшему оборудованию учебно-производственных мастерских, высококвалифицированному инженерно-педагогическому коллективу и, что важно, плодотворному сотрудничеству с ведущими специалистами базовых предприятий.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей, работа в творческих лабораториях, активное участие во всероссийских и республиканских конкурсах, проектах и конференциях обеспечили эффективность образовательных нововведений (сотрудниками колледжа защищены пять диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических, педагогических и философских наук; исследование ведут три аспиранта). Главная

цель научной, учебно-методической, исследовательской деятельности - обеспечение функционирования и устойчивого развития инновационной образовательной среды колледжа, обеспечение единой политики колледжа в научно-методической и инновационной сферах. Инновационное развитие колледжа, его миссия - ориентиры формирования и развития профессиональной траектории каждого преподавателя, а инновационная деятельность каждого преподавателя - вклад в развитие образовательного учреждения. Примером, в частности, может служить активное участие преподавателей в конкурсах научноисследовательских работ, «Лучший преподаватель», всероссийских, международных конференциях, семинарах и круглых столах.

Национальное рейтинговое аттестационное агентство РОСРЕЙТИНГ организовало Первый всероссийский конкурс новых образовательных технологий «Лучший молодой преподаватель», девиз конкурса - «От компетентности преподавателя - к компетенции студента». «Одна из наших последний идей - организация и проведение конкурса образовательных инициатив, несмотря на то, что конкурс проводится впервые, мы получили очень широкий отклик. Было подано 316 заявок, география участников представлена всеми регионами России», - отметила на пресс-конференции Н.А. Вершинина, генеральный директор агентства РОСРЕЙТИНГ. Учредители и организаторы конкурса - Национальное рейтинговое аттестационное агентство (РОСРЕЙТИНГ) и Российская ассоциация аккредитованных учебных заведений. Цели конкурса: раскрытие творческих и профессиональных возможностей молодых преподавателей профессиональной школы для эффективной работы в современной образовательной среде; поддержка индивидуальной инициативы преподавателей профессиональной школы России по применению в учебном процессе инновационных образовательных технологий.

Конкурс состоял из трех этапов, первые два этапа оценивались заочно, третий этап -очный - аннотация авторской методики, видеоролик учебного занятия и очный этап - «Мастер-класс» (регламент - до тридцати минут, включая десять минут для ответов на вопросы). Мастер-класс - урок высшего мастерства - проводился в формате открытого учебного занятия со студентами московских вузов и колледжей; оценивались глубина и оригинальность содержания учебного занятия, научная и методическая ценность, своеобразие методических приемов, умение взаимодействовать с широкой аудиторией. Из трехсот шестнадцати конкурсантов, представляющих различные регионы страны, только тридцать два стали финалистами конкурса.

Нефтекамский машиностроительный колледж на конкурсе представляла преподаватель информатики Э.Д. Афанасьева. Мастер-класс проведен в формате погружения в профессиональную деятельность, участия в реальной производственной ситуации в процессе обучения. Данный подход находит отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах, в которых значительное место занимает формирование компетенций. Логика построения профессионального занятия, его содержание позволяют осуществить пропедевтику компетентностного подхода при переходе к ФГОС и способствуют формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов: использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; анализ и оценивание информации с использованием информационно-коммуникационных технологий; работа в коллективе и команде; эффективное общение с коллегами, руководством; ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.

Конкурсное учебное занятие «Комплексная система адресного мониторинга раннего обнаружения пожара» разработано для студентов специальности 280104 «Пожарная безопасность», изучающих дисциплину «Автоматизированные системы управления и связь», и проведено в предложенной жюри конкурса группе (преподаватели и студенты московских вузов и колледжей). На занятии использовалась созданная сотрудниками колледжа модель автоматизированной системы раннего оповещения о пожаре, включающая уникальное аппаратное и программное обеспечение. Процесс занятия оптимально сочетал традиционные

и инновационные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, активные, проблемные методы, решение производственных ситуаций в условиях технологии взаимодействия «Профессиональный работник предприятия - Преподаватель - Студент». Деловая игра, проведенная в командах, способствовала реализации потребности участников в общении и причастности к решению реальных профессиональных ситуаций, учила связывать имеювшуюся в их распоряжении информацию и вырабатываемые решения.

Жюри высоко оценило проведенный мастер-класс, результаты блиц-опроса и самоанализа, присудив по итогам конкурса Э.Д. Афанасьевой третье место (к слову, первое место заняла Л.А. Поликарпова, Кемеровский государственный университет, канд. эконом. н., доцент; второе место - О.А. Фиофанова, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, д-р пед. н., профессор). Церемония награждения победителей прошла в Международном мультимедийном пресс-центре РИА НОВОСТИ в присутствии многочисленной группы журналистов центральных печатных изданий и телеканалов.

Развитию колледжа как инновационного образовательного учреждения, отвечающего требованиям стремительно развивающихся техники и технологий, способствовали участие колледжа во всероссийских конкурсах, национальном проекте «Образование», результативное выступление преподавателей и студентов на профессиональных конкурсах, олимпиадах, выполняемые научно-исследовательские работа. Инновационная образовательная среда колледжа развивается как открытая система, аккумулирующая целенаправленно создаваемые на единых ценностно-целевых основах комплексные педагогические условия, обеспечивая выпускнику конкурентные преимущества в динамичной рыночной среде, а также сопровождение в течение его профессиональной деятельности.

Данная инновационная образовательная среда Нефтекамского машиностроительного колледжа включает следующие компоненты:

- педагогические - образовательные ресурсы, содержание образования, дидактические процессы, в ходе которых происходит его освоение; методы и формы организации образования, педагогические технологии и т.д.;

- организационно-управленческие - нормативно-правовое, программно-методическое, маркетинговое обеспечение; организационные структуры, как то служба стандартизации, служба мониторинга, центр формирования качества выпускника, центр информационных технологий и т.д.;

- интеллектуальные - инженерно-педагогический состав и привлеченные ведущие специалисты базовых предприятий для ведения спецдисциплин, руководства научноисследовательскими и опытно-конструкторскими работами, участия в итоговой государственной аттестации, работы творческих групп по принципу «профессиональный работник предприятия - преподаватель колледжа - студент» и т.д.;

- материальные компоненты - материально-техническое, финансово-экономическое обеспечение, сеть опытно-производственных площадок, оснащенных современным промышленным и технологическим оборудованием, обеспечивающих возможность моделирования студентами реальных производственных процессов, имитационное оборудование, оборудование с возможностью удаленного доступа управления, тренажерные комплексы и т.д.;

- информационные - сети, интранет, сетевые электронные библиотеки, мультимедийные средства, лицензионное системное и прикладное программное обеспечение, как то операционные системы, офисные и графические пакеты, системы разработки программного обеспечения, системы управления базами данных, системы проектного и CASE моделирования, системы автоматизированного проектирования, системы обеспечения безопасности;

- культурно-досуговые - определяются богатством возможностей полноценного и содержательного использования времени, включая социальную поддержку студентов.

За пять лет инженерно-педагогический коллектив колледжа разработал четыре инновационных проекта; в планах дальнейшего развития колледжа - создание и реализация новых проектов в условиях социального партнерства. Одна из задач Федеральной целевой

программы развития образования на 2011-2015 годы - «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда». В рамках ФЦПРО, Нефтекамский машиностроительный колледж получил предложение о совместной деятельности по созданию Межрегионального отраслевого ресурсного центра на базе Красногорского государственного колледжа в сфере наноиндустрии. Для реализации проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области наноиндустрии на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» организуется сетевое взаимодействие.

В 2008 году колледж награжден дипломом победителя конкурса «Лидер реализации инновационной образовательной программы» с вручением символа конкурса - статуэтки «Пеликан» и Дипломом Правительства РБ «За вклад и развитие экономики Республики Башкортостан»; по представлению Правительства РБ включен в Федеральный реестр «ВСЕРОССИЙСКОЙ КНИГИ ПОЧЕТА»; дважды признан лауреатом конкурса «Золотая медаль "Европейское качество"» в номинации «100 лучших ссузов России» (2006, 2009).

В 2010 году по результатам оценки качества оказываемых образовательных услуг, НМК стал лауреатом Межрегионального конкурса «Лучшие колледжи Приволжского федерального округа - 2010» и получил право на использование логотипа

Межрегионального конкурса «Лучшие колледжи ПФО - 2010». Колледжу также выданы сертификаты включения учебного заведения в официальный реестр «Надежная репутация» и использования логотипа «Надежная репутация».

Дальнейшее совершенствование деятельности Нефтекамского машиностроительного колледжа ведется в режиме развития организационно-педагогических условий, включающих в себя такие составляющие, как миссия, стратегия развития колледжа; общественнозначимая цель; сертифицированная система менеджмента качества; наличие специальной инфраструктуры колледжа, обеспечивающей взаимное сотрудничество с социальными партнерами; насыщенность ^-технологиями; освоение инновационных образовательных ресурсов и технологий обучения; повышение квалификации педагогических кадров; материально-техническое оснащение адекватное уровню техники и технологии; мониторинг и сетевое взаимодействие. Это весомый результат труда всего педагогического коллектива и подтверждение правильности выбранной стратегии развития, которой он следует уже много лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.