Научная статья на тему 'Преподаватель - это призвание'

Преподаватель - это призвание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюсюкина И. Е.

В жизни каждого человека есть своя учебная тропинка. Проходят годы, и тропинка становится большой дорогой. И очень важно, кто идет рядом с тобой по этой тропинке дороге, кто верит и поддерживает, кто открывает перед тобой большие возможности и перспективы. Ими не рождаются, ими становятся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сюсюкина И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподаватель - это призвание»

студентов и свою работу. Любовь к работе и обучению студентов передала своей дочери Наталье Николаевне Тиуновой, которая после окончания Магнитогорского технического университета в 2018 году пришла работать в МТК по специальности «технология продукции общественного питания». Наталья Николаевна принимает активное участие в жизни колледжа, является финалистом областного конкурса «Профессиональный дебют», занимается подготовкой студентов к конкурсам профессионального мастерства, региональному и всероссийскому чемпионатам «Молодые профессионалы»

(WorldSkills Russia) по компетенции «Кондитерское дело», в которых студенты занимают призовые места. Наталья Николаевна систематически занимается самообразованием, в 2019 году окончила магистратуру в Челябинском государственном университете.

Трудовые династии — бесценное богатство и опора нашего колледжа. Известно: где работают династии — там выше профессионализм, эффективнее передача опыта и мастерства. Трудовые династии всегда были приметой стабильности, сильного корпоративного духа организации, ее социального единства.

Материал подготовил Ф. Н. Клюев, председатель Челябинской областной общественной организации ветеранов учреждений начального и среднего профессионального образования, кандидат педагогических наук

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — ЭТО ПРИЗВАНИЕ

В жизни каждого человека есть своя учебная тропинка. Проходят годы, и тропинка становится большой дорогой. И очень важно, кто идет рядом с тобой по этой тропинке — дороге, кто верит и поддерживает, кто открывает перед тобой большие возможности и перспективы. Ими не рождаются, ими становятся.

Рассказывая о себе, преподаватель общепрофессиональных, специальных дисциплин и междисциплинарных курсов (МДК) ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж» Нурсина Мин-салиховна Гайдулина немногословна. Но «железная» рекомендация заместителя директора колледжа по научно-методической работе говорит о многом: о профессионализме, о профессиональной компетентности, о педагогическом мастерстве и искусстве, об умении найти общий язык с обучающимися, умении расположить к себе и, конечно, о том, что, решив однажды связать свою судьбу с профессиональным образованием, педагог не ошибся.

Выбор Нурсины Минсалиховны был не случайным. В раннем детстве и потом, в школе, она мечтала «сеять разумное, доброе, вечное», как папа, Минсалих Зарифович Гафуров — мастер производственного обучения профессионального училища № 97, отмеченный знаком «Отличник профессионально-технического образования» и имеющий звание «Ветеран профтехобразования». И потому после окончания школы она, получив сначала специальность «контролер отдела технического контроля в про-

изводстве черных металлов» в профессионально-техническом училище № 13 и окончив образовательное учреждение с отличием, поступила в Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г. И. Носова для обучения по специальности «машиностроение» с присвоением квалификации «инженер-преподаватель». Проработав год по специальности в Центральной технологической лаборатории Магнитогорского металлургического комбината, Н. М. Гайдулина, не раздумывая, связала свою жизнь с профессиональным образованием. В Политехническом колледже Нурсина Минсалиховна работает со дня его образования, стаж педагогической работы — 25 лет. Имеет опыт работы в должности заместителя директора по воспитательной работе, заведующей машиностроительным отделением.

За период работы преподавателем Н. М. Гайдулиной было разработано множество рабочих программ и профессиональных модулей, учебно-методических пособий, которые активно реализуется на практике, и их использование дает положительные результаты. Преподаватель постоянно пополняет и обновляет

учебно-методическую копилку по дисциплинам «Инженерная графика», «Технические измерения», «Технология машиностроения», «Технологические процессы изготовления деталей машин», «Контроль соответствия качества деталей требованиям технологической документации» и др. Поддерживая связь с проектными отделами ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», Нурсина Минсалиховна ежегодно принимает участие в адаптации рабочих программ по основным профилирующим дисциплинам в соответствии с требованиями и запросами ООО «Механоремонтный комплекс».

На своих занятиях педагог успешно реализует различные формы, методы, приемы и технологии обучения, способствующие развитию у обучающихся интереса к преподаваемым ею дисциплинам, активизации их познавательных способностей и самостоятельности. Используя на занятиях нетрадиционные задания, Н. М. Гайдулина учит своих учеников творчески подходить к их решению, используя для этого множественные решения поставленных задач, тем самым совершенствуя знания, умения и компетенции обучающихся по учебному предмету. Именно такие задания были положены в основу разработанных педагогом рабочих тетрадей по дисциплинам «Технические измерения», «Контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации» для аудиторных самостоятельных работ студентов и сборника заданий по инженерной графике. Очень ценно, что задания, собранные в данных изданиях, также могут быть использованы и на других общепрофессиональных дисциплинах и МДК по специальности «Технология машиностроения», таких как: «Технология машиностроения», «Технологические процессы изготовления деталей машин», «Метрология».

Необходимость проведения практических занятий по дисциплинам «Инженерная графика», «Технологическая оснастка», «Компьютерная графика», «Технология машиностроения» и МДК «Технологические процессы изготовления деталей машин», направленных на углубление теоретических знаний, формирование умений, навыков и компетенций, их практическое применение путем выполнения поставленных задач и овладение определенными методами самостоятельной работы, подтолкнула Н. М. Гай-дулину к разработке дидактических материалов (методических указаний, рекомендаций) по их выполнению.

Особого внимания заслуживают методические разработки учебных занятий преподавателя

по МДК.01.01 «Технологические процессы изготовления деталей машин» (ПС.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин») для специальности СПО 151901 «Технология машиностроения». Посредством этих разработок Нурсина Минсалиховна связывает изучение содержания материала по специальным дисциплинам с требованиями к будущей профессиональной деятельности, поддерживает тесную связь с потребителями образовательных услуг и учитывает их запросы при планировании учебного курса, а также раскрывает свой опыт организации и проведения таких занятий.

С целью обмена накопленного педагогического опыта по организации и ведению учебных занятий и использованию на них различных форм деятельности студентов, созданию методических разработок преподаватель периодически выступает с докладами на педагогических советах колледжа, а также принимает активное участие в работе «Школы педагогического мастерства».

В рамках научно-методической деятельности Н. М. Гайдулина разработала «Методические указания по выполнению дипломного проекта для специальности 151901 „Технологии машиностроения"» для студентов очной и заочной форм обучения. Эти методические указания направлены на оказание помощи студентам, выполняющим дипломный проект, а также руководителям, консультантам и рецензентам дипломных проектов.

Во всероссийском педагогическом конкурсе «Лучшие практики среднего профессионального образования» Н. М. Гайдулина заняла первое место с конкурсной работой на тему «Методическая разработка практического учебного занятия по ОПО2 Компьютерная графика „Построение геометрических элементов на основе созданных тел"».

Опыт педагогической деятельности Нурси-ны Минсалиховны отражен более чем в двадцати публикациях учебных и методических материалов. Педагог имеет опубликованные статьи в электронном журнале «Профессиональное образование XXI века» на платформе информационно-образовательной системы «Росметод»; три статьи представлены в периодических изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

Долгие годы педагог-исследователь работает над научной проблемой «Управление процессом профессиональной адаптации будущих рабочих в колледже».

Являясь членом предметно-цикловой ко -миссии (ПЦК) «Машиностроение», Н. М. Гай-дулина принимает непосредственное участие в решении проблем и вопросов по всем направлениям ее работы; систематически выступает на заседаниях ПЦК с докладами, касающимися вопросов индивидуальной методической темы и профессиональной деятельности в колледже; участвует в организации и проведении предметных недель в колледже.

Нурсина Минсалиховна имеет опыт выступления с докладом «Организация внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов колледжа по специальности „Технология машиностроения"» на заседании областного методического объединения (ОМО) педагогов укрупненной группы специальностей (УГС) «Металлургия, машиностроение, металлообработка» и «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»; принимает участие в научно-практических конференциях и конкурсах методических разработок уроков различного уровня.

Педагог активно развивает научно-исследовательский потенциал обучающихся. Под ее руководством студенты колледжа неоднократно достигали весомых результатов, получая высокие оценки в научно-практических конференциях обучающихся учреждений среднего профессионального образования южных территорий Челябинской области в секции «Технология». Особо были отмечены такие работы, как «Исследование рационального выбора способа получения заготовки детали „вал"», «Сравнительный анализ способов определения припусков на механическую обработку для изготовления детали „ступенчатый вал"», «Совершенствование технологического процесса механической обработки изготовления детали „фланец с вилкой"» и др.

В 2018 году в областном конкурсе на лучшую научно-популярную статью «Формула будущего — 2018» в номинации «Технология производства» второе место заняли ученики Нурсины Минсалиховны.

Как преподаватель общепрофессиональных дисциплин и МДК Н. М. Гайдулина большое внимание уделяет подготовке студентов колледжа к всероссийским, межрегиональным и областным олимпиадам и конкурсам профессиональной направленности и участию в них. Под руководством Нурсины Минсалиховны студентами были завоеваны первые места во Всероссийской олимпиаде «Допуски и технические измерения», во Всероссийской олимпиаде

по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», по дисциплине «Инженерная графика»; в областной олимпиаде — второе место по специальности «Технологии машиностроения» и четвертое — по профессии «Сварочное производство».

Высокие качество профессиональной подготовки демонстрируют воспитанники Нур-сины Минсалиховны, завоевав второе место в областном конкурсе профессионального мастерства студентов по профессии «Станочник (металлообработка)» и пятое — в VII Национальном чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в компетенции «Работы на токарных универсальных станках».

Обучение и воспитание органически связаны: одно является базой для другого. Как сказал Гораций, «если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни налил».

Неотъемлемой частью работы Н. М. Гай-дулиной является классное руководство. На сегодняшний день педагог выпустил уже не одну группу, и Нурсина Минсалиховна всегда старалась формировать активную жизненную позицию у своих воспитанников, привлекая их к участию в спортивных, хозяйственных и культурно-массовых мероприятиях колледжа. Особое внимание классный руководитель уделяет индивидуальной работе с обучающимися, учитывает их психологические особенности, творческий и интеллектуальный потенциал, активно сотрудничает с родителями.

В своей работе педагог Н. М. Гайдулина использует принципы обучения и воспитания, рассчитанные не на однородную массу обучающихся, а на индивидуальность, личность со всеми присущими ей способностями. Она всегда вместе со своими воспитанниками: вместе с ними решает все возникающие проблемы, сопереживает их неудачам, радуется успехам и заслугам, учит их дружить, преодолевать трудности и, несмотря ни на что, двигаться вперед.

Совместно с ребятами Нурсина Минса-лиховна является активным участником всех воспитательных мероприятий, проводимых в отделении, в колледже. Внутригрупповые мероприятия, такие как день именинника, экскурсии в театр, в музеи, групповые выезды на природу и др., проводятся постоянно.

Стараясь уйти в отношениях с обучающимися от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, прямое принуждение, Нурсина Минсалиховна организует тематические классные часы в форме диалога, обсуждения, сотрудничества.

Высоко были оценены заслуги педагога во внутриучрежденческом конкурсе профессионального мастерства «Самый классный классный», где по результатам трех туров педагог стал абсолютным победителем.

Будучи творческим человеком, педагог неоднократно представлял Политехнический колледж со своими работами — вышивкой крестиком — на областных смотр-конкурсах декоративно-прикладного искусства «Мастер Урала».

Отличительными чертами Н. М. Гайдули-ной являются постоянное саморазвитие и расширение собственного кругозора, совершенствование методов работы. Педагог не сидит на месте, она постоянно находится в поиске чего-то нового и, относясь к делу своей жизни серьезно и ответственно, всегда получает высокую оценку результатов своих заслуг и уважение среди коллег, обучающихся и их родителей.

Педагог Н. М. Гайдулина неоднократно была отмечена работодателями за высокий уровень подготовки выпускников, педагогическое мастерство и большой вклад в воспитание подрастающего поколения.

В 2014 году за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного, нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку квалифицированных специалистов педагог был отмечен почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Профессиональный потенциал личности Нурсины Минсалиховны Гайдулиной безграничен, еще не одному поколению студентов повезет быть ее учениками, воспитанниками, с доверием и любовью идти к ней на урок, взрослеть и пробуждать свой интерес и тягу к профильным знаниям по ее предметам.

Материал подготовила И. Е. Сюсюкина, методист ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Магнитогорск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.