Научная статья на тему 'Формирование инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода'

Формирование инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ РАБОТА / МИССИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА / THE INNOVATIONAL EDUCATIONAL SURROUNDINGS / THE PROGRAM - PROJECT APPROACH / THE SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / THE COMPETITIVE SPECIALIST / THE SCIENTIFIC - RESEARCH EXPERIMENTALLY CONSTRUCTIONAL JOB / THE MONITORING / THE MISSION / THE STRATEGY / THE OPERATIONAL CYCLE OF INNOVATIVE PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтиярова Венера Фаритовна, Диденко Н. В.

В статье рассматриваются особенности процесса формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля, обеспечивающей субъектам образовательного процесса социальную мобильность, способность адаптации к развивающейся внешней профессиональной среде, а образовательному учреждению - инновационность как способ и механизм высокого уровня его развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article we review the peculiarities of the process of forming of innovative educational environment of technical profile college, which provides the subjects of educational process with social mobility, with the ability to adapt to the developing external professional environment. As for the educational institution the innovation is a means and mechanism of its high level development.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода»

В.Ф. Бахтиярова, Н.ВДиденко

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: инновационная образовательная среда, программно-проектный подход, система менеджмента качества, мониторинг, научно-исследовательская опытно-конструкторская работа, миссия, стратегия, жизненный цикл инновационного проекта.

Keywords: the innovational educational surroundings, the program -project approach, the system of quality management, the competitive specialist, the scientific - research experimentally constructional job, the monitoring, the mission, the strategy, the operational cycle of innovative project.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности процесса формирования инновационной образовательной среды колледжа технического профиля, обеспечивающей субъектам образовательного процесса социальную мобильность, способность адаптации к развивающейся внешней профессиональной среде, а образовательному учреждению - инновационность как способ и механизм высокого уровня его развития.

Abstract: In this article we review the peculiarities of the process of forming of innovative educational environment of technical profile college, which provides the subjects of educational process with social mobility, with the ability to adapt to the developing external professional environment. As for the educational institution the innovation is a means and mechanism of its high level development.

Современные стратегические ориентиры в развитии экономики, политики и социальной сферы обусловливают изменение требований государства и общества к образованию. Система профессионального образования обладает потенциалом ответа на вызовы

времени при сохранении своей фундаментальности и поликультур-ных приоритетов.

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» обозначены основные приоритетные направления и комплекс мер по реализации образовательной политики на всех уровнях управления. Данные документы раскрывают ряд положений образовательного права, пути разрешения многих проблем в образовательной сфере. Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает на государственном уровне стратегию и основные направления развития образовательных систем, обозначает необходимость мо-дернизационных процессов во всем образовательном пространстве. Актуальность модернизации образовательной сферы определяется также насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство на основе идей Лиссабонской конвенции (1997 г.), Болонской декларации (1999 г.). Развитие среднего профессионального образования осуществляется в направлении интеграции инновационных форм образования, создания вариативных моделей обучения, переосмысления управленческих стратегий.

Среднее профессиональное образование в отечественном образовательном пространстве обретает статус наиболее экономичного, самодостаточного, востребованного личностью и обществом среди других форм профессионального образования. Сформировавшись в ответ на социальный запрос общества быстрой подготовки специалистов среднего звена, оно играет решающую роль в возрождении экономики страны на переломном этапе развития, являясь отраслью образования по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов для всех отраслей экономики и социальной сферы.

В сложившихся условиях система среднего профессионального образования не ориентируется на запросы потребителей, ведет подготовку специалистов с учетом собственных интересов, что не совместимо с новыми реалиями рыночных отношений и приводит к обострению внутренних проблем системы. Современному состоянию и перспективам общественного и экономического развития недостаточно отвечают структура подготовки, номенклатура специальностей, содержание, формы, методы обучения и оценки качества подготовки специалистов, состояние учебно-материальной и дидактической базы, кадрового потенциала, научное обеспечение системы. Очевидное отставание материально-технической и учебнопроизводственной базы профессиональных образовательных учре-

ждений от требований современного высокотехнологичного производства, слабое развитие информационной инфраструктуры, новых информационных технологий, отсутствие притока молодых специалистов затрудняют решение задач повышения качества подготовки специалистов среднего звена, особенно по наукоемким и высокотехнологичным специальностям. Практика обнаруживает и моральные издержки указанного выше явления - развитие негативного общественного отношения к производительному труду вообще и к сфере деятельности специалистов среднего звена в частности. К сожалению, в общественном сознании продолжает укрепляться точка зрения, что успешность карьеры молодого человека связана исключительно с получением высшего образования (что проявляется в росте сети вузов).

Текущие и перспективные задачи развития экономики, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда, ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных изменений в подготовке кадров. Система государственно-общественного управления подготовкой рабочих кадров позволит сформировать заказ работодателей на подготовку необходимых им кадров, предъявить его системе профессионального образования, а также установить ответственность работодателей за реальное трудоустройство лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку. В условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора, государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, а образовательные учреждения - только бюджетополучателями.

Важнейшим признаком соответствия учебного заведения новым реалиям экономики является его способность быстро развернуть подготовку по востребованным специальностям. Это одно из важных условий инвестиционной привлекательности учебного заведения для государства и социальных партнеров на рынке труда. Широкое использование нового поколения техники и технологии материалов, особенно в области обработки информации, требует пересмотра перечня специальностей и введения новых направлений подготовки специалистов, способных адекватно и быстро реагировать на изменения в производстве, владеющих многофункциональными умениями и навыками, адаптирующихся к быстро меняющимся условиям рынка труда.

Система образования, выполняющая государственный и общественный заказ, вынуждена перейти от использования «экстенсивного», количественного подхода в развитии системы профессионального образования к «интенсивному», качественному наращиванию возможностей системы, перевести образовательные учрежде-

ния в режим развития на основе программно-проектного подхода, обеспечивая поступательное целенаправленное изменение всех компонентов образовательной среды и, как следствие, достижение требуемого качества результата - высокого уровня профессиональной подготовки выпускников СПО.

Различные аспекты эффективной организации образовательного процесса на инновационной основе в системе непрерывной подготовки специалистов в целом рассматривались широким кругом исследователей. Однако анализ педагогических концепций, теорий и технологий, реализуемых в практике среднего специального образования, свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения в области реализации инновационной деятельности, проблемы научно-методического сопровождения формирования инновационной образовательной среды в учреждениях сПо технического профиля остаются недостаточно разработанными и реализованными.

Изучение литературы показывает, что авторы различно оценивают сущность инновационной образовательной среды, имеются разночтения в оценке их характеристики, структуры, психологопедагогических условий формирования. Отсутствуют специальные исследования, посвященные проблеме формирования инновационной образовательной среды в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля на основе программно-проектного подхода. Работы, посвященные данной тематике, в основном отражают теоретические аспекты решения проблемы, но в них практически не раскрыты конкретные пути и содержание процесса решения такой важной задачи, как формирование инновационной образовательной среды, необходимой для обеспечения высокого качества подготовки конкурентоспособных специалистов - выпускников учреждений СПО. Таким образом, можно констатировать наличие следующих противоречий:

- между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству подготовки специалистов - выпускников учреждений СПО, и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ формирования инновационной среды учреждения среднего профессионального образования, обеспечивающей выполнение данных требований;

- осознанием необходимости динамичной модернизации образовательного процесса на основе целенаправленного проектирования инновационной образовательной среды педагогическими коллективами, в том числе управленческими звеньями образовательных учреждений среднего профессионального образования и не-

достаточной разработанностью педагогических условий разработки и реализации инновационных проектов.

Результаты исследований, направленных на разрешение перечисленных противоречий и выполненных на базе ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» по формированию проблемы инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода, приведены далее.

На первом этапе исследования проведен теоретический анализ существующих методологических подходов в философской, психолого-педагогической научной литературе по проблеме исследования; определены проблема, объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппарат; проведен констатирующий эксперимент и проанализированы его результаты. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы позволил установить, что важнейшим условием эффективного развития образовательного учреждения среднего профессионального образования является инновационное развитие образовательной среды в инновационном режиме, повышения качества этого процесса, пронизывающего все стороны деятельности образовательного учреждения, поиска оптимальной траектории собственного саморазвития в условиях непрерывно меняющегося мира, траекторий развития личности обучающегося [3]. Инновационный подход в работе коллектива способствует раскрытию и наращиванию творческого потенциала педагогов, повышению качества образовательного процесса и, в итоге, качества профессиональной подготовки выпускников.

Инновационное развитие целостного образовательного процесса, существующего как устойчивая система, заключается в том, чтобы подчинить общим целям все элементы данного процесса или воссоздать недостающие, понимаемые как инновационные, элементы.

Инновации - процесс, который начинается с какой-то идеи и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей и их возникновение связано:

- с изменениями общественной и педагогической ситуации, требующей получения качественно нового образовательного продукта и изменениями в организации образовательного процесса, отношениях между его участниками, между уровнем профессиональной подготовки и требованиями общества;

- с наличием у педагогического коллектива и его руководителей мотива и эффективных стимулов изменения образовательной си-

туации, изменением во взглядах коллектива и руководителей образовательных учреждений на необходимость обновления всей системы их работы или отдельных звеньев образовательного процесса, новым видением целей и задач подготовки обучающихся, способов достижения этих целей и форм учебной и управленческой работы.

Инновации, при различной степени новизны, обязательно ведут к изменениям в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации образовательного и управленческих процессов, которые обладают новизной, потенциалом повышения эффективности образовательных процессов; они же способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества.

Понятие образовательной среды обусловлено взаимосвязанными факторами, обеспечивающими образование человека. При этом предполагается включенность обучающегося в образовательное пространство, где он занимает внутреннюю позицию. Мы определяем инновационную образовательную среду (ИОС) как часть социокультурного, профессионально-образовательного пространства, как совокупность образовательных и профессиональных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с образовательными, научно-производственными, профессиональными (трудовыми) и другими объединениями и организациями, ориентированными на инновационные цели опережающего образования. Они обеспечивают субъектам образовательного процесса, с одной стороны, социальную мобильность, способность адаптации к развивающейся внешней профессиональной среде и, с другой стороны, как способ и механизм высокого уровня развития - инновационным образовательным учреждениям. ИОС формируется как открытая система, аккумулирующая в себе целенаправленно создаваемые в образовательном учреждении на единых ценностно-целевых основаниях и обеспечивающие выпускнику конкурентные преимущества в развивающейся профессиональной среде и дальнейшее сопровождение в течение всей его профессиональной деятельности. Тогда взаимосвязанные компоненты (условия) ИОС можно представить следующим образом:

- педагогические - образовательные ресурсы, содержание образования, дидактические процессы, в ходе которых происходит его освоение, методы и формы организации образования, педагогические технологии и т.д.;

- организационно-управленческие - нормативно-правовое, программно-методическое, маркетинговое обеспечение; организационные структуры (служба стандартизации, служба мониторинга, центр

формирования качества выпускника, Центр информационных технологий и т.д.),

- интеллектуальные, кадровые - инженерно-педагогический состав и привлеченные ведущие специалисты базовых предприятий для ведения спецдисциплин, руководство научно-исследовательскими опытноконструкторскими работами (НИОКР), участие в государственной итоговой аттестации выпускников, работе творческих групп и НИОКР по принципу «профессиональный работник предприятия - преподаватель ссуза - студент» и т.д.;

- материальные - материально-техническое, финансовоэкономическое обеспечение, развертывание сети опытнопроизводственных площадок, оснащенных современным промышленным и технологическим оборудованием, обеспечивающих возможность моделирования студентами реальных производственных процессов, имитационное оборудование, тренажерные комплексы и т.д.;

- информационные - локальные сети, интранет, сетевые электронные библиотеки, мультимедийные средства, лицензионное системное и прикладное программное обеспечение: операционные системы, офисные и графические пакеты, системы разработки программного обеспечения, системы управления базами данных, системы проектного и CASE моделирования, системы автоматизированного проектирования, системы обеспечения безопасности;

- культурно-досуговые и бытовые ресурсы - различные средства для полноценного и содержательного использования времени и т.д.

- социальная поддержка студентов.

Инновационно-образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные формы деятельности обучающихся и педагогов и стимулирует развитие новых. И, наоборот, сама среда развивается благодаря созидательным процессам, в которых участвуют и педагоги, и студенты. Инновационная направленность среды затрагивает не только сферу внедрения, но и сферу генерации инновационных идей, проникновение которых в структуру образовательного процесса осуществляется по схеме: целеполагание - проектирование - реализация - диагностика на широкой пролонгированной основе.

Результат формирования ИОС - необратимое, направленное, закономерное изменение состава и структуры этой среды, которое соответствует требованиям информационного общества. Проектированию изменений образовательной среды предшествует разработка четкой схемы инновационного преобразования, определение объекта, предмета, целей и задач, гипотезы. Необходимо также уточнить сроки и этапы проведения эксперимента, критерии оценки ожидаемых результатов. Данный подход позволяет прогнозировать

как возможные позитивные результаты, так и негативные, которые желательно изначально предвидеть.

Особенность проектно-программного похода в том, что в основу создаваемых программ (которые все чаще называются не «программами реализации», а «программами развития») кладется не безальтернативный план, подчиненный жесткой директивной логике исполнения целей, а вариативный проект, который предусматривает несколько сценариев развития управляемой системы. При этом сами сценарии развития жестко увязываются с ресурсным обеспечением, благодаря чему в процессе проектирования внимание уделяется не столько мероприятиям по реализации целей, сколько действиям по активизации и привлечению ресурсов.

Жизненный цикл проекта включает этапы постановки проблемы, реализации в образовательном процессе и оценки результатов. Полный цикл управления инновационным процессом предполагает выполнение следующих процедур: проблемный анализ ситуации -прогнозирование - проектирование - программирование - планирование - реализацию (при условии научно-методического сопровождения) - мониторинг - коррекцию - новый цикл реализации. Любая проектная деятельность имеет свою точку отсчета, обычно это момент рождения основной идеи или замысла проекта, она появляется результате столкновения с той или иной образовательной проблемой; благодаря целенаправленному исследованию социальнопедагогического объекта с предварительным сопоставлением его наличного состояния с идеальным образцом; в ходе изучения массива информации об объекте для выяснения тенденций его развития и типологизации имеющихся затруднений. Иными словами, желание усовершенствовать, изменить какой-либо фрагмент реальности может либо быть инициировано извне, либо возникнуть у педагога или педколектива «изнутри». Объект проектной деятельности и проблема, связанная с его преобразованием, всесторонне диагностируются, что является основным источником рождения проектного замысла и условием последующего проектирования.

Вслед за диагностикой, проблематизацией, концептуализацией, целеполаганием, ценностно-смысловым самоопределением, форматированием проекта и его предварительной социализации наступает этап собственно реализации проекта, в ходе которого осуществляется: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и деятельности его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).

Оценка результатов проектов складывается из рефлексии по поводу замысла проекта, его хода, результатов и апробации, распространения результатов и продуктов проектной деятельности. При этом завершение каждого проекта является «точкой роста» или «шагом развития» инновационной среды колледжа: рождается новый проектный замысел, опирающийся на результаты предыдущего, выбирается вариант продолжения проекта. Таким образом, формирование инновационной образовательной среды колледжа технического профиля представляет собой единый процесс разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, последовательно выполняемых целевых инновационных проектов (от генерации идеи до ее внедрения) в рамках единой программы.

Помимо теоретического анализа литературы и имеющегося опыта практической деятельности по формированию инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на данном этапе исследования проводился констатирующий срез состояния образовательной среды колледжа. Диагностика значимых показателей для проектирования инновационно-образовательной среды производилась на основе анализа деятельности конкретных ссузов: Уфимского топливно-

энергетического колледжа, Нефтекамского машиностроительного колледжа, Белебеевского машиностроительного техникума.

В ходе констатирующего эксперимента нами были проведены:

- сравнительное исследование показателей качества среднего профессионального образования и механизмов его оценки как показателей образовательной среды; оценка производилась по тринадцати группам показателей, в общей сложности по восьмидесяти критериям от двух до пяти уровней оценки;

- самооценка действующей системы менеджмента качества.

Для проведения сравнительного исследования показателей качества среднего профессионального образования и механизмов его оценки использовались методические рекомендации по формированию системы показателей качества среднего профессионального образования и механизм его оценки, разработанные специалистами «Института проблем развития среднего профессионального образования» (д-р пед. н., профессор Ю.В. Шаронин). Данная методика позволяет:

- определить значение комплексного показателя качества и сделать вывод о соответствии образовательного учреждения установленному уровню качества;

- осуществить отображение фактических критериальных значений лицензионно-аккредитационных показателей, используемых при комплексной оценке деятельности ссуза.

В соответствии с предлагаемой методикой самооценки образовательной деятельности ссуза было выполнено:

- определение номенклатуры показателей и критериев качества в соответствии с требованиями Минобразования России при комплексной оценке деятельности ссуза и другими документами нормативно-правового характера;

- определение требуемых критериальных значений показателей качества виртуального ссуза (норм качества), представленных как в количественной, так и в качественной (неформализованной) формах;

- установление фактических критериальных значений показателей качества ссуза;

- осуществление контроля за качеством посредством сравнения фактических критериальных значений ссуза с нормами качества виртуального ссуза [9].

Оценка качества результатов деятельности образовательного учреждения, необходимая при определении его рейтинга, выполнена методом балльных оценок и методом средневзвешенного показателя. Основу методики составляют следующие показатели качества: правовое и организационное обеспечение образовательной деятельности; содержание подготовки; качество подготовки; качественный состав педагогических кадров; учебная и учебнометодическая работа; организационно-методическая работа; интеграция ссуза с учреждениями общего среднего и профессионального образования; воспитательная деятельность; организация студенческого самоуправления; социальная поддержка студентов; социальное партнерство; информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Критериальные значения фактических показателей качества ФГОУ СПО «НМК» определялись на основе исходных данных образовательного учреждения. Поскольку интервалы норм качества виртуального ссуза имеют верхнюю и нижнюю границы, то условие соответствия образовательного направления деятельности ссуза требованиям к качеству имеет вид:

к Гп <к I < 1,

где к5 - минимальное значение комплексного показателя ка-

чества виртуального ссуза.

В существующей системе показателей и критериев качества

К шт

ссуза, а также установленных норм качества к! =0,647. Использование универсального нормализующего делителя в виде суммы кодов строк характеристических параметров критериев позволяет в рамках единой методики учитывать требования, предъявляемые к ссузам независимо от их аккредитационного статуса по виду (техникум/училище/колледж). Анализ результатов диагностического обследования позволил сделать вывод о том, что ряд критериальных значений показателей качества ссузов имеют начальный и средний уровень значений. Низкие показатели, выявленные в Критерии «Качественный состав педагогических кадров», выражались в недостаточно целенаправленном повышении квалификации в профильных вузах, стажировках на базовых предприятиях. По критерию «Учебная и учебно-методическая работа» отмечен низкий уровень показателей в исследовательской работе как преподавателей, так и студентов. Преподаватели не владели способами введения инновационных педагогических технологий в учебный процесс.

В ходе исследования образовательной среды колледжа нами выявлен недостаточный уровень материально-технического оснащения и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, не соответствующих современным требованиям базовых предприятий. То же и по группе критериев «Организационно-методическая работа» и «Социальное партнерство ссуза».

Таким образом, значения комплексного показателя качества, позволяющего сделать вывод о соответствии образовательного учреждения установленному уровню качества, представляют ряд: ФГОУ СПО «НМК» - 0,724; ГОУ СПО «УТЭК» - 0,698; ГОУ СПО «БМТ» - 0,651. Основное отличие по критерию «Содержание подготовки» объективно объясняется тем, что в подкритерии этого направления включены углубленные профессиональные программы, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации (не предусмотренные в техникуме).

Для осуществления самооценки системы менеджмента качества на основе анализа отечественного и зарубежного опыта колледжем выбрана «Модель высокого качества», разработанная в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ». Оценочные модули модели представляют собой систематизированный по девяти критериям и тридцати одному подкритери-

ям перечень вопросов с вариантами возможных ответов от двух до пяти уровней оценки, каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Использование системы оценочных модулей обеспечило возможность широкого привлечения персонала всего ОУ к процессу самооценки, а следовательно, вовлечению его в деятельность по совершенствованию качества. Данная модель предназначена для стимулирования образовательного учреждения к применению принципов TQM/TQE и поиску постоянного улучшения качества. Результаты самооценки действующей системы менеджмента качества ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» на первом этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 3.

В результате проведения самооценки в 2007г. по данной методике проведен анализ состояния системы менеджмента качества образовательного учреждения, определены его сильные и слабые стороны, идентифицированы процессы (виды деятельности), нуждающиеся в улучшении и разработан план мероприятий по совершенствованию. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сформулировать выводы о том, что качество среднего профессионального образования, критерии его оценки следует рассматривать не только с позиции достижения конкретного результата деятельности, но и с точки зрения возможностей его достижения посредством развития внутреннего потенциала в процессе формирования основных характеристик.

На втором этапе исследования уточнялась и корректировалась рабочая гипотеза исследования; определялись и разрабатывались организационно-педагогические условия научно-методического формирования инновационной образовательной среды в колледже технического профиля и выстраивалась организационнодеятельностная модель. Был проведен формирующий эксперимент, накапливался фактический материал по результатам опытноэкспериментальной работы и осуществлялся анализ результатов, получаемых в ходе исследования; анализировались, проверялись и уточнялись выводы, полученные в ходе экспериментальной работы.

В соответствии с задачами данного этапа исследования нами была разработана структурно-функциональная модель процесса формирования инновационной образовательной среды колледжа технической направленности. С учетом определяющих факторов программно-проектного подхода модель имеет многоуровневую структуру и включает три интегративно взаимосвязанных уровня.

Первый уровень - социальный, учитывает фактор социальной среды и предполагает установление внешних социальных связей колледжа, формирование образовательной политики, а также соот-

ветствующей ей организационной структуры. Цели и приоритеты государственной образовательной политики выражают социальный заказ государства и находят свое закрепление в нормативных документах. Социальный заказ общества, личности транслируется (определяется) как потребности общества, семьи, личности. Логическая связь социального и последующего уровней представлена в первую очередь миссией образовательного учреждения, выражающей цель и результат образовательной системы, и стратегией развития колледжа.

Второй уровень - организационно-технологический, обеспечивающий целенаправленность и управляемость процесса развития ИОС. Он осуществляется как последовательность этапов: подготовка команды, разработка и реализация модели ИОС; анализ процесса развития среды. На данном этапе происходит определение и выбор методов, средств обеспечения этапов развития среды.

Третий уровень - коррекционно-результирующий. Определены критерии и показатели эффективности развития среды, включая критерии ресурсного обеспечения и критерии продуктивности. Деятельность на данном этапе ориентируется на принципы всеобщего менеджмента качества(TQM), стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2000 (^О 9001-2000).

Проведенный анализ литературы и результатов констатирующего эксперимента позволил предположить, что формирование инновационной образовательной среды учреждения среднего профессионального образования технического профиля на основе программно-проектного подхода будет осуществляться успешно, если формирование инновационной образовательной среды будет организовано как единый процесс разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, последовательно выполняемых целевых инновационных проектов в рамках единой программы на основе трехуровневой организационно-деятельностной модели, объединяющей целевую, организационно-управленческую и содержательнотехнологическую составляющие. Это обеспечивает жизненный цикл каждого проекта от постановки проблемы до оценки результатов, в котором завершение каждого проекта является «точкой роста» или «шагом развития» инновационной среды колледжа. Успешному формированию ИОС должен способствовать также комплекс педагогических условий, включающий: 1) определение миссии и стратегии развития инновационной образовательной среды колледжа, осуществляемое в ходе сетевого взаимодействия со стратегическими социальными государственно-частными партнерами; 2) создание сертифицированной системы менеджмента качества образовательной деятельности на основе системного мониторинга, позволяюще-

го своевременно выявлять и корректировать возможные отклонения в ходе реализации инновационной образовательной программы; 3) вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и опытноконструкторскую работу, выполняемую на производственной базе партнеров.

Цель формирующего эксперимента состояла в проверке эффективности разработанной модели и педагогических условий формирования инновационной образовательной среды колледжа при взаимодействии с базовыми предприятиями и профессиональными объединениями. Для этого потребовалось: согласование содержания образования, составление ежегодных и долгосрочных планов приёма студентов с учетом предложений предприятий и организаций, определение номенклатуры специальностей с указанием необходимого количества студентов с гарантированным трудоустройством; периодическое участие в работе круглых столов и семинаров, на базе колледжа, участие предприятий и организации в оснащении материальной базы колледжа, проведение социологических опросов по выявлению потребностей в специалистах, качестве их подготовки. Регулярность маркетинговых исследований, гибкая реализация программ элективных курсов по актуальной для студентов и специалистов тематике позволили колледжу обеспечить конкурентоспособность дополнительных образовательных услуг, расширили поле самоопределения студента в рамках уже избранной профессии и в рамках дальнейшего самоопределения.

На основании выполненной самооценки ресурсного и кадрового потенциала, мониторинга реализуемых образовательных программ, анализа потребностей работодателя осуществлено концептуальное осмысление стратегии развития, целей с последующей формулировкой необходимых задач и детальной разработкой Программы развития колледжа и его инновационной образовательной среды. Использование программно-проектного подхода позволило реализовать Программу развития в виде трех комплексных взаимосвязанных инновационных проектов и ряда процессов, направленных на заданные результаты как на уровне ссуза, так и на уровне системы среднего профессионального образования в целом (рис. 1). Логика последовательного проектирования предопределяет роль, содержание и значение каждого из проектов.

Программно-проектный подход к реализации стратегии развития Рис. 1

Формирование инновационной образовательной среды для подготовки нового поколения специалистов технического профиля (основная цель Программы развития колледжа) осуществляется на основе системообразующего фактора - усиления роли государственно-частного партнерства. Под новым поколением специалистов понимаются выпускники колледжа, обладающие набором профессиональных, информационных и социальных компетенций, высокой мотивацией построения карьеры, нацеленных на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни.

Разработка проекта выполнялась по двум следующим направлениям.

I. Характеристика нового управляемого объекта:

- структура нового (или модернизированного) образовательного учреждения по ступеням образования;

- учебный план;

- новые (или модифицированные) учебные программы в рамках ИОП;

- формы организации образовательного процесса в рамках внедрения ИОП;

- технологии, методики, механизмы, методы, способы обучения, воспитания, развития, социализации личности учащихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;

- характеристика нового содержания, структуры, организации дополнительной воспитательной работы.

II. Характеристика управляющей системы нового типа в учреждении НПО/СПО:

- новая (обновленная, или модифицированная) организационная структура управляющей системы в виде графической модели, где показаны ее уровни, звенья, названы все субъекты управления и показаны связи между ними;

- новый (или обновленный), соответствующий новому объекту управления функционал всех индивидуальных и коллективных субъектов управления, связанных с тем или иным участком развития учреждения НПО/СПО;

- новые механизмы управления, новые методы управления;

- новые механизмы (способы, формы, средства) получения обратной информации о состоянии и ходе развития ОУ.

С учетом вышеприведенного, проект модели инновационной образовательной среды постепенно обретал новые качественные характеристики.

Проект I - «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства» - направлен на развитие колледжа как инновационного образовательного учреждения и опирается на интеграцию учебной, опытно-конструкторской и научной деятельности, а также внедрение результатов прикладных исследований (20072009гг.). Были решены следующие задачи:

1. Формирование образовательных программ подготовки специалистов высокотехнологичных производств мирового уровня в области машиностроительных технологий, производства и эксплуатации транспортных, энергетических и топливодобывающих объектов.

2. Выполнение комплекса научно-производственных проектов по внедрению в производство инноваций (как решение взаимосвязанных задач) в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации транспортных, энергетических, топливодобывающих объектов.

3. Реализация на основе принципов Total Quality Management (TQM) системы качества, обеспечившей эффективность инновационной образовательной программы, ставшей победителем всероссийского конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Создание систем автоматизированного проектирования (НИОКР - САПР) и выполнение ряда научно-исследовательских опытно-конструкторских работ в области технологии машиностроения (НИОКР - ТМ).

5. Реорганизация структуры инновационной деятельности колледжа.

Рассмотренный проект вошел в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Проект II - «Современное среднее профессиональное образование на основе создания многомерной системы обучения в условиях государственно-частного партнерства для машиностроительной отрасли» - направлен на развитие образовательного учреждения в условиях государственно-частного партнерства (2009-2012гг.).

Основная цель программы - сформировать необходимые условия и механизмы повышения эффективности профессионального образования для обеспечения социально-экономической сферы города и региона трудовыми ресурсами. Проект направлен на решение следующих задач:

1. Создание многомерной системы обучения в рамках среднего профессионального образования, основанной на внедрении инновационных образовательных программ и технологий с учетом компетентностного подхода многоуровневого непрерывного образования.

2. Формирование системы государственно-частного партнёрства, устойчивой в условиях вариативного развития реального сектора экономики.

Проект III - «Создание прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по специальности 151901 «Технология машиностроения» (2010-2014гг)». Реализация программы прикладного бакалавриата в ФГОУ СПО «НМК» направлена на обеспечение квалифицированными кадрами высокотехнологичного производства. При подготовке кадров по программе прикладного бакалавриата особую актуальность приобретает интеграция профессионального образования и производства. Она заключается в определении новых видов профессиональной деятельности совместно с работодателями: использование высокотехнологичных методов обработки материалов; автоматизация технологических процессов и производств. Указанный перечень новых видов профессиональной деятельности согласован с работодателями и подтвержден заявками на подготовку соответствующих кадров с гарантией предоставления мест для прохождения учебной и производственной практик и последующего трудоустройства. В соответствии со спецификой специальности сформирован перечень требований к результатам освое-

ния программ прикладного бакалавриата в части общих компетенций.

Реализация Проекта I в колледже инициировала формирование инновационной образовательной среды, в условиях которой последовательно осуществлено проектирование Проекта II и Проекта III. Проект III - «Образовательная Программа по специальности 151901 «Технология машиностроения» - стал победителем во всероссийском конкурсе для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата.

На третьем этапе исследования уточнялись теоретические и практические выводы, обобщались и систематизировались полученные результаты, корректировались исследовательские задачи для дальнейшей перспективной проработки проблемы.

Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности разработанной модели в новых организационнопедагогических условиях, включающих в себя такие ключевые компоненты, как миссия, стратегия развития колледжа; общественно-значимая цель; сертифицированная система менеджмента качества; эффективная организация научно-методической работы; наличие специальной инфраструктуры колледжа, обеспечивающей взаимное сотрудничество с социальными партнерами; насыщенность ^-технологиями; освоение инновационных образовательных ресурсов и технологий обучения; повышение квалификации педагогических кадров; материально-техническое оснащение адекватное уровню техники и технологии; мониторинг и сетевое взаимодействие.

В процессе реализации проекта с учетом предъявляемых требований произошло значительное улучшение качественных показателей подготовки (табл.1). Сравнительные данные сфор-мированности инновационной образовательной среды ФГОУ СПО «НМК» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Таблица 1

Наименование критерия оценки Макси- мально возможный результат (баллы) Результат (баллы) Оценка в процентах

2007 2009 2007 2009

Лидирующая роль руководства 155 125,8 127,2 81 82

Политика и стратегия колледжа в области качества 153 126,3 129,3 82,5 84,5

Персонал 168 134,1 136,2 80 81

Партнерство и ресурсы 205 164,7 170 80 83

Процессы, осуществляемые колледжем 210 165,7 167,5 79 80

Удовлетворенность потребителей качеством услуг 95 78,2 78 82 82

Удовлетворенность персоналом 170 125,2 132 73,6 77,6

Влияние колледжа на общество 100 75,8 76 76 76

Результаты работы колледжа 135 104,5 107 77 79

Общая оценка 1391 79 1123,2 5,67 80,5

Рис. 2. Сравнительные данные сформированности инновационной образовательной среды ФГОУ сПо «НМК» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- анализ психологической и педагогической литературы;

- эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов педагогической деятельности и документов);

- статистические методы обработки эмпирических данных: корреляционный анализ, выявление достоверности различий (с помощью программной системы STATISTICA for Windows - версия 5.5а).

По окончании формирующего эксперимента для проведения сравнительного исследования показателей качества среднего профессионального образования и механизмов его оценки использованы методические рекомендации по формированию системы показателей качества СПО и механизм его оценки (разработка «Института проблем развития среднего профессионального образования»).

Полученные данные свидетельствуют, что в результате опытно-экспериментальной работы по проектированию инновационной образовательной среды колледжа технического профиля по всем уровням критериев наблюдается значительный рост показателей в экспериментальных колледжах - ФГОУ СПО «НМК» и ГОУ СПО «УТЭК» в сравнении с контрольным образовательным учреждением

- ГОУ СПО «БМК». То есть, проектирование и реализация инновационного образовательного проекта в рамках ПНПО «Образование» стало действительно «точкой роста», или «шагом развития».

Реализация проекта позволила провести реинжиниринг образовательного процесса с целью перманентной актуализации содержания образования для удовлетворения меняющихся требований социальных партнеров и самого образовательного учреждения. В целях оперативного контроля за процессом реализации проекта и своевременного внесения необходимых корректировок создана система мониторинга. Мониторинг и оценка проводились на промежуточных этапах проекта с учетом сроков реализации, объемов финансирования и качества подготовки.

Инновационный проект охватывает все элементы «треугольника знаний»: образование, исследования и инновации. Взаимосвязанное развитие деятельности колледжа в данных сферах создает синергетический эффект, позволяющий многократно усилить степень развития каждой составляющей. Подготовленные по образовательным программам специалисты способны успешно решать как задачи промышленного трансфера инноваций, так и задачи генерации новых знаний для последующего непрерывного развития технологий в заявляемой предметной области.

В период бюджетной поддержки проект непосредственно охватил девять образовательных программ из пятнадцати, реализуемых в настоящее время колледжем, в которых принимали участие свыше 90,0% сотрудников колледжа. За указанный период произошло коренное перевооружение учебно-лабораторной и научной базы колледжа, информационного и методического обеспечения учебного процесса. Повышение квалификации значительной доли преподавательского состава позволило осуществить масштабный переход от традиционных технологий обучения, направленных в основном на обучение репродуктивной деятельности, к активнодеятельностным технологиям, формирующим у выпускников высокий уровень профессиональных компетенций. Возможность выполнения инженерно-технических и научных исследований на уникальном оборудовании, ведение учебного процесса с использованием современных технических и информационных средств - все это позволило привлечь в колледж талантливых молодых ученых и педа-

гогов, активизировать научный и педагогический потенциал всего научно-педагогического коллектива. В ходе эксперимента коренным образом реорганизованы основные элементы образовательной системы колледжа: образовательные программы, учебно-лабораторная база, специализированные учебно-производственные мастерские. Создан Центр формирования качества выпускника, включающий в себя: Отдел менеджмента качества и научно-инновационной деятельности, Школу инновационного менеджмента, Службу маркетинга и содействия трудоустройству.

На основе сертифицированной и внедренной в образовательный процесс Системы менеджмента качества организована научноисследовательская, опытно-конструкторская и проектнопроизводственная деятельность студентов и преподавателей для подготовки квалифицированных кадров с необходимым набором инновационных специальностей и специализаций.

В соответствии со Схемой взаимодействия участников инновационной образовательной программы созданы структурные подразделения: Центр информационных технологий, Отдел внедрения средств и систем информатизации, Группа научно-исследовательских опытноконструкторских работ систем автоматизированного проектирования, Студенческие технологические бюро, Студенческое бюро трехмерного моделирования.

По проекту колледжем приобретено уникальное оборудование, позволяющее осваивать учащимся современные и перспективные технологии в машиностроении: комплекс лазерной резки, обрабатывающие центры, управляемые персональными компьютерами, тренажеры сварщика, многофункциональные сварочные аппараты и т.д.

Интеграция профессионального образования и производства усиливается благодаря определению новых профессиональных задач совместно с работодателями. Это позволяет колледжу реализовать модульные программы, основанные на компетентностном подходе, что соответствует модернизации производства и стратегическим интересам предприятий в области высоких технологий. Создаются инновационные площадки для апробации современных и перспективных обучающих технологий и программ. Главный показатель реализации ИОП - стопроцентное трудоустройство выпускников по специальностям машиностроительного профиля. Широко применяются эффективные обучающие технологии - проектное обучение; имитационные, модульные технологии, - основанные на компетенциях; практикумы на компьютерном тренажере-полигоне; исследовательские, интерактивные методы, «Малая учебная фирма», сочетание научно-исследовательской деятельности с учебной

и практической работой, использование в образовательном процессе возможностей современных информационных технологий.

Осуществление комплексных проектов по модернизации образовательной системы колледжа, обновление его материальнотехнической, лабораторной и производственной базы, насыщение информационными технологиями и современными технологиями машиностроения, наряду с сертифицированной и внедренной в образовательный процесс Системой менеджмента качества обеспечили возможность подготовки и переподготовки современных специалистов по смежным специальностям на основе развивающегося государственно-частного партнерства в машиностроительном секторе общественного производства. Благодаря реализации ИОП-2007 на базе колледжа подготовлены условия для создания Центра гибкой профессиональной подготовки.

1. Гаязов, А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире [Текст] / А.С. Гаязов. - М. : Наука, 2003. - 256 с.

2. Гаязов, А.С. Приоритеты в развитии современного образования // Педагогический журнал Башкортостана». - 2005. № 1 - С. 2431.

3. Гаязов, А.С. Новые условия развития и новые тенденции современного образования // Педагогический журнал Башкортостана.

- 2010. №1(26). - С. 11-17.

4. Качество среднего профессионального образования как основной фактор современной подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования // IV Всероссийское совещание. - 2006.

5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование (Текст) // И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И.А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия». - 2005. - 288 с.

6. Диденко, Н.В. Инновационный образовательный проект в подготовке конкурентоспособных кадров в системе СПО // Формирование профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа : БИРО, 2008 - С. 444-446.

7. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М. : Изд-во стандартов, 2001. -26 с.

8. Сафуанов, Р.М. Совершенствование системы управления качеством образования вуза [Текст] / Р.М. Сафуанов. - Уфа : УГА-ЭС, 2007.

9. Шаронин, Ю.В. Разработка научно-методических подходов к формированию системы показателей качества среднего профессионального образования и механизмов его оценки // Программа: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования: научно-методическое обеспечение развития независимой оценки качества образования. - М. : ГОУ ДПО «ИПР СПО», 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.