Научная статья на тему 'От управления информатизацией - к информатизации управления'

От управления информатизацией - к информатизации управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / INFORMATIZATION / CONTROL / COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / AND TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауэр Л.С.

Содержание статьи отражает целостность рассматриваемого процесса и его взаимообусловленность. Без управления формированием информационной среды в образовательном учреждении невозможно перейти к информатизации управления образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE MANAGEMENT OF INFORMATIZATION TO INFORMATIZATION OF MANAGEMENT

Content of the article reflects the integrity of the process and its interdependence. It is impossible to go to the informatization of educational institution without control of the formation of the information environment in the educational institution.

Текст научной работы на тему «От управления информатизацией - к информатизации управления»

В Технологическом колледже используются такие возможности СДО МооШе, как:

- качественная поддержка всех основных инструментов, типичных для сред дистанционного обучения;

- возможность публиковать ресурсы в любых форматах и управлять доступом к ним;

- мощная и гибкая система тестирования с банком заданий;

- возможность выдачи индивидуальных заданий в различных форматах (текст, файл, несколько файлов, задание вне сайта, сообщение на форуме, запись в глоссарии, заполненная анкета, открытый вопрос в тестах);

- глоссарии с поддержкой автоссылок на определение со всех упоминаний термина в материалах курса, включая форумы;

- множество дополнительных инструментов, повышающих удобство и качество обучения.

Так, например, элемент оболочки «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

- вопросы в закрытой форме (множественный выбор);

- да/нет;

- короткий ответ;

- числовой ответ;

Библиографический список

- соответствие;

- случайный вопрос;

- вложенный ответ и др.

Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут использоваться повторно. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы.

Для обеспечения оптимальной организации образовательного процесса и управления им, а также для развития инфраструктуры в колледже создана информационная система «ТехноКо-лис», состоящая из модулей:

- «Приемная комиссия»;

- «Учебные планы»;

- «Тарификация»;

- «Расписание»;

- «Производственное обучение»;

- «Внеучебная деятельность».

Безусловно, будущее — за электронными

и информационными технологиями в сфере образования. Но они должны внедряться в образовательный процесс при наличии соответствующих условий и, самое главное, без ущерба для его участников, прежде всего — обучающихся.

1. Боровик, В. Г. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном учреждении [Текст] : проблемы и перспективы их внедрения / В. Г. Боровик // Администратор образования. — 2013. — № 1. — С. 85.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: Ийр://минобрнауки.рф/документы/2974.

3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс] : офиц. текст : [утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 авг. 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97378.

УДК 004+37.0 Л. С. Зауэр, и. о. зам. начальника Главного

управления образования Курганской области — начальник отдела профессионального образования, канд. пед. наук, доц., г. Курган, e-mail: zauer_ls@mail.ru

ОТ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ — К ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Содержание статьи отражает целостность рассматриваемого процесса и его взаимообусловленность. Без управления формированием информационной среды в образовательном учреждении невозможно перейти к информатизации управления образовательным учреждением.

Ключевые слова: информатизация, управление, компетенции, информационные технологии, обучение.

Основной целью информатизации образования является повышение эффективности учебного процесса и управления образовательным учреждением в целом.

Предпосылками и нормативно-правовой основой внедрения ИКТ в образовании стали:

1) Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.»;

2) проект «Информатизация системы образования», 2005-2010 гг.;

3) приоритетный национальный проект «Образование», 2008-2010 гг.;

4) Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.;

5) ФЦП «Электронная Россия», 20022010 гг.;

6) «Стратегия развития информационного общества в РФ до 2011 г.»;

7) Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 гг.);

8) Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [1] — ст. 13, 16, 18, 23 (закреплено использование дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, цифровых электронных библиотек, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет);

9) «Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 г.», принятые на Тверском экономическом форуме, состоявшемся 2-3 июля 2009 г. (среди основных направлений информатизации в области образования на форуме были выделены ключевые инициативы, предлагаемые к реализации и сгруппированные по уровням образования) [2].

Для системы среднего профессионального образования была озвучена инициатива «Формирование нового привлекательного имиджа системы НПО/СПО», которая включает:

- развитие технологической и информационной инфраструктуры учреждений;

- создание современных учебно-производственных комплексов, в т. ч. на основе внедрения компьютерных тренажеров и виртуальных лабораторий;

- создание отраслевых центров сертификации компетенций;

- внедрение технологий для интеграции образования и производства (виртуальные

проектные команды, удаленная практика, технологии коммерциализации результатов разработок);

- организация электронного взаимодействия с работодателями для содействия трудоустройству выпускников.

На форуме были также названы основные проблемы информатизации, одной из которых является неготовность образовательной и научной среды к активному массовому внедрению ИКТ.

С одной стороны, это чисто психологический барьер, когда педагоги нередко отстают от своих учеников в использовании компьютера или же у них нет желания и стимула быть IT-компетентными; с другой — отсутствие у руководителей образовательных учреждений стратегического видения процесса информатизации образования, когда информатизация рассматривается лишь как техническое переоснащение процесса обучения.

Между тем Международным обществом содействия внедрению информационных технологий в образование разработаны Стандарты в области информационных технологий для руководителей [3]. Это своеобразная модель компетенций руководителя в области управления информатизацией образовательного учреждения, состоящая из шести разделов. Каждый раздел задает и транслирует требования к руководителю по одному из направлений.

I раздел — «Управление и стратегическое видение». Руководители образовательных учреждений продвигают и популяризируют идеи информатизации, развивают информационно-коммуникационную культуру, обеспечивают формирование образовательной среды для реализации этих идей.

II раздел — «Преподавание и учебная деятельность учащихся». Руководители стремятся к тому, чтобы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), внедряемые в учебный процесс и образовательную среду, максимально способствовали эффективности преподавания и учебной деятельности учащихся.

III раздел — «Эффективность профессиональной деятельности». Руководители образовательных учреждений используют информационные технологии для повышения эффективности педагогической и управленческой деятельности как самого руководителя, так и всех сотрудников.

IVраздел — «Обеспечение информатизации учреждения, организация учебного процесса и управление». Руководители образовательных учреждений обеспечивают постоянное совершенствование информационных технологий для поддержания эффективной организации учебного процесса и управленческой деятельности.

Vраздел — «Экспертиза и оценка результатов». Руководители образовательных учреждений используют информационные технологии для сбора и анализа информации и ознакомления с ними участников образовательного процесса в целях улучшения преподавания и учебной деятельности учащихся.

VIраздел — «Правовые, социальные и этические вопросы». Руководители разрабатывают соответствующие положения и локальные акты в целях соблюдения ограничений и норм социальной, правовой и этической составляющих использования ИКТ.

Сегодняшние руководители понимают, что конечная цель управления информатизацией — это создание единой информационно-образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения, т. е. перевод на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении.

Основываясь на мировом опыте построения информационно-образовательной среды образовательного учреждения, корпорация Intel в своем тренинге для руководителей «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» предлагает четыре составляющие ИОС:

1) физическая (кабинеты информатики, электронная библиотека, медиацентр);

2) информационная (аппаратное и программное обеспечение, выход в Интернет);

3) психологическая (готовность к применению новых образовательных технологий, изменение парадигмы образования);

4) интеллектуальная (общий профессиональный уровень педагогического коллектива, желание совершенствоваться).

Информационно-образовательная среда — это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

В структуре ИОС образовательного учреждения можно выделить содержательный

и обеспечивающий компоненты. В содержательном компоненте мы видим пять традиционно сложившихся блоков информационных ресурсов:

- блок учебно-воспитательной деятельности;

- блок научно-методической деятельности;

- блок дополнительного образования (блок культурно-просветительной деятельности);

- блок управления образовательным учреждением (блок административно-хозяйственной деятельности);

- технический блок.

Для функционирования содержательного блока единой информационной среды образовательного учреждения необходим обеспечивающий компонент, включающий:

- внедрение ИКТ в учебный процесс и воспитательную работу;

- создание условий для формирования информационной компетентности педагогов;

- организация доступа к ресурсам Интернета в учебное и внеучебное время;

- создание и ведение баз данных по направлениям деятельности;

- обеспечение функционирования технической инфраструктуры ИОС.

Созданная ИОС позволит руководителю образовательного учреждения осуществлять в электронной форме следующие виды управленческой деятельности:

- планирование образовательного процесса;

- создание и ведение электронных баз данных (студентов, преподавателей, учебных программ);

- хранение и обновление информационных ресурсов образовательного процесса;

- контроль за ходом и результатами освоения образовательных программ;

- контроль за доступом к информации, несовместимой с задачами развития и воспитания обучающихся, в сети Интернет;

- дистанционное взаимодействие с участниками образовательного процесса;

- сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, в т. ч. с органами управления образованием;

- использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательным учреждением.

Для самостоятельного выполнения данных видов деятельности административные работники должны владеть компьютером на соответствующем уровне. И если теоретически к пони-

манию этой необходимости подошли уже 100 % руководителей, то к практическому умению — еще не все. Ситуация, несомненно, изменилась за прошедшие три года, но не настолько, чтобы мы могли снять ее с контроля. Об этом говорят статистические данные мониторинга наличия и использования программных и аппаратных средств в учреждениях образования Курганской области.

В системе профессионального образования в ведении Главного управления образования Курганской области функционируют восемь учреждений НПО и девять учреждений СПО. Всего на территории Курганской области насчитывается 27 учреждений профобразования разного ведомственного подчинения.

В подведомственных учреждениях ПО работают 2570 инженерно-педагогических работников. Из них мастеров производственного обучения — 412 чел.; педагогических работников — 1233 чел., в их числе 325 преподают инженерные дисциплины; руководителей и заместителей руководителей — 78 чел. В пяти учреждениях имеются ставки специалистов, профильно занимающихся внедрением и использованием ИКТ в образовательном учреждении.

Контингент студентов и обучающихся подведомственных учреждений НПО насчитывает 2614 чел., СПО — 12 507 чел.

Показатели исполнения в УрФО Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)» на 1 января 2013 г.:

1) среднее количество студентов на один современный ПК в учреждениях НПО и СПО составляет 12,1 чел. (на 1.01.2012 г. — 13 чел.);

2) доля учреждений НПО и СПО, имеющих широкополосный доступ к Интернету со скоростью не менее 256 Кбит/сек, — 100 % (2012 г. — 100 %);

3) средняя скорость доступа к Интернету в учреждениях НПО и СПО — 1023 Кбит/сек (2012 г. — 860 Кбит/сек);

4) доля учреждений НПО и СПО, имеющих компьютерные классы, которые насчитывают не менее семи ПК, работающих в локальной сети с широкополосным доступом к Интернету, — 100 % (2012 г. — 100 %);

5) доля учреждений НПО и СПО, в которых используются ИС управления деятельностью, — 75,9 % (2012 г. — 72 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сетевое взаимодействие используется между десятью учреждениями области, в т. ч. между четырьмя учреждениями профессионального образования.

В областном Институте развития образо-

вания и социальных технологий создан центр профессионального образования, который организует и осуществляет проведение курсов повышения квалификации для педагогов и директоров учебных учреждений. За период с 2009 г. проведено 25 курсов повышения квалификации, на которых было обучено по применению информационных технологий 628 человек. За это время количество преподавателей системы ПО, использующих в своей работе компьютерные технологии, увеличилось с 10 % в 2009 г. до 90 % в 2012 г., поставлена задача достичь 100%-ного показателя к концу 2013 г.

В качестве программной среды в учреждениях ПО используются:

- система управления обучением «МооШе». функционирующая на основе стандартных гипертекстовых технологий;

- комплексная информационная система «№1Школа»;

- комплекс программных приложений на базе «1С-Предприятие 8»;

- свободные программные продукты по ведению базы данных по кадрам, составлению расписания, приемной комиссии, зарплате, заполнению дипломов, разработке тестов по разным предметам и т. д.

Создаются лаборатории, оснащенные тренажерами, обучающими программами и электронными приложениями. Для профориентаци-онной работы создаются виртуальные 3Э-туры по учебным учреждениям и предприятиям, которые являются потенциальными работодателями.

На базе Курганского технологического колледжа (КТК) создан учебный ресурсный центр по применению информационных технологий. Уже семь лет на базе данного учреждения проводятся областные чемпионаты по сборке ПК и олимпиады по информационным технологиям с целью выявления талантливых преподавателей и студентов учреждений СПО и ВПО. Наиболее подготовленные и творческие педагоги и учащиеся принимают участие в региональных, всероссийских и международных олимпиадах. В рамках учебно-методической комиссии в КТК рабочей группой из учреждений СПО ведется разработка профессиональных стандартов в области информационных технологий.

На базе КТК также действует межрегиональный информационный ресурсный центр по проблемам системы качества, объединяющий ГОУ СПО «Курганский технологический колледж» и ГОУ СПО «Омский государственный промышленно-экономический колледж» и со-

зданный как объединение информационных ресурсов образовательных учреждений на основе ИКТ с целью информирования педагогической общественности о деятельности по обеспечению гарантий качества профессионального образования и привлечения к внедрению методического, технологического, информационного и документационного обеспечения модели МИРЦ СК ССУЗ.

При этом мы осознаем, что сделано многое, но еще большее предстоит сделать. Думается, что грядущая аттестация руководителей, прописанная в новом законе об образовании, станет стимулом и одновременно весомым аргументом

Библиографический список

для дальнейшего осмысления руководителями процесса информатизации и своей роли в нем.

Ясно одно: если мы хотим обеспечить управление одним учреждением, мы можем использовать любое программное обеспечение, которое подходит по каким-либо параметрам, но если есть стремление обеспечить в регионе управление всей системой образования, то необходимо и должно выбрать единый подход и одну программную платформу, обеспечивающую все требуемые функции.

Таким образом, можно сделать вывод, что информатизация управления — это желаемый результат процесса управления информатизацией.

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974.

2. ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://school8mirnyyakut. siteedit.sU/page11/1001/2.

3. Стандарты в области информационных технологий для руководителей образовательных учреждений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wiki.ippk.rU/images/2/23/ Standards.pdf.

УДК 378 О. К. Позднякова, проф. Поволжской

государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА), д-р пед. наук, г. Самара, e-mail: Oksana_1970@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ СТАБИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И УТВЕРЖДЕНИЯ САМОЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье ставится проблема формирования нравственного сознания будущего учителя; обосновывается идея стабилизации человеческого сообщества и утверждения самоценности человека как «регулятивная идея» формирования нравственного сознания будущего учителя.

Ключевые слова: нравственное сознание, будущий учитель, «регулятивная идея».

Среди многих проблем, стоящих перед современным образованием, особое место занимает проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. В условиях современной жизни, зачастую предъявляющей детям, подросткам, юношам далеко не самые лучшие образцы для подражания, важно с малых лет заложить в ребенке основы нравственности. Конечно же, ведущую роль здесь играет семья, но не менее важно и воспитание, осуществляемое в образовательном учрежде-

нии. Аксиомой является положение о том, что только нравственный учитель может воспитать нравственного ученика. Одним из возможных способов подготовки такого учителя является формирование нравственного сознания студента — будущего учителя, который в последующей своей деятельности будет осуществлять этическое образование, нравственное просвещение учащихся, формировать личностные формы сознания школьников, личностные способы их мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.