Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогов в области ИКТ как ресурс информатизации профессионального образования'

Повышение квалификации педагогов в области ИКТ как ресурс информатизации профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1412
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХ-НОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. EDUCATIONAL INFORMATIZATION / ITC / PROFESSIONAL EDUCATION / VOCATIONAL PERSONNEL / QUALIFICATION IMPROVEMENT / NET TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин Сергей Александрович

В статье представлены результаты исследования процессов информатизации довузовского профессионального образования Кемеровской области. Подготовка педагогических кадров в области информационных технологий представлена как основное условие решения задач информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Teachers at Sphere of Informational Communicative Technology as the Source of Professional Education Informatization

The article provides results of research on the informatization processes in pre-university professional education in Kemerovo region. ITC pedagogical personnel training is shown as a major condition for meeting the informatization demands.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогов в области ИКТ как ресурс информатизации профессионального образования»

УДК 371.14 ББК 74.4

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИКТ КАК РЕСУРС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дочкин С. А.

Аннотация. В статье представлены результаты исследования процессов информатизации довузовского профессионального образования Кемеровского области. Подготовка педагогических кадров в области информационных технологий представлена как основное условие решения задач информатизации.

The article provides results of research on the informatization processes in pre-imiversity professional education in Kemerovo region. ITC pedagogical personnel training is shown as a major condition for meeting the informatization demands.

Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование, профессионально-педагогические работники, повышение квалификации, сетевые технологии.

Educational informatization, ITC, professional education, vocational personnel, qualification improvement, net technologies.

Эффективность экономики и социальной политики любого государства, в настоящее время, определяется обеспеченностью всех структур высококвалифицированными кадрами. Причем в современном мире значение образования, как важнейшего фактора развития экономики и общества, постоянно повышается, вместе с ростом влияния человеческого капитала. Соответственно подготовка и переподготовка (повышение квалификации) кадров становится не только важнейшим условием технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием выживания цивилизации, основой для модернизации всего общества как неотъемлемой части глобальной многосторонней трансформации мира. Неудивительно, что образование, в первую очередь -профессиональное образование, становится непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающем ему возможность ориентироваться в потоке информации, комфортно чувствовать себя в инфор-

мационном обществе, легко адаптироваться к непрерывным техническим инновациям. При этом современное мировое цивилизованное сообщество уже во многих сферах базируется на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) под влиянием которых складывается новая структура - информационное общество, а информационная культура становится частью повседневной жизни и деятельности. В этой связи внедрение ИКТ в различные сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и информационной образовательной среды стали основой не только для преобразования системы профессионального образования (ПО), но и формирования нового пространства для ее функционирования в условиях информационного общества. Данные условия обязательно необходимо учитывать при решении задач реформирования системы профессионального образования (ПО), которой в последнее время начинают придавать все большее значение.

В целом, необходимость системного решения данной проблемы обусловлена необходимостью оперативного внесения качественных и количественных изменений в ПО, важной ролью учреждений начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) для экономики региона и России в целом, а также недостаточным вниманием к их проблемам со стороны органов управления образованием.

Например, применительно к рассматриваемой нами проблеме внедрения ИКТ в учреждения довузовского ПО (учреждения НПО и СПО), процессы государственной поддержки процессов и мероприятий информатизации (как то: целевое финансирование закупок оборудование, подключение к сети Интернет, заблаговременная оплата трафика) их практически не затронули, предоставив учреждениям и их персоналу действовать по своему усмотрению и на собственные средства. В то время как все школы страны подключили к Интернету, была за-

пущена программа поставок в эти общеобразовательные учреждения базовых пакетов лицензионного программного обеспечения, при этом не учли, что общеобразовательные программы (9-11 классы) реализуются на полных основаниях и достаточно давно в учреждениях НПО и СПО. Данная ситуация привела к тому, что в начале к 2005-2006 года темпы информатизации и уровень практического применения средств ИКТ в воспитательно-образовательном процессе педагогами и учащимися учреждений НПО и СПО оставался достаточно низкими в сравнении с общеобразовательным учреждениями, и тем более - с вузами. Значимость решения данного вопроса обусловлена тем, что применение ИКТ в учреждениях довузовского ПО привело к появлению нового поколения образовательных технологий, позволяющих повысить качество обучения и созданию новых средств воспитательного воздействия. Активное и эффективное внедрение ИКТ в профессиональное образование является важным фактором реформирования всей профессиональной школы, отвечающей требованиям современного информационного общества. Ни у кого не вызывает сомнения, что использование средств ИКТ, технологий мультимедиа, «виртуальной реальности», гипертекста способно радикально изменить существующую систему образования. Организация учебного процесса в учреждениях НПО и СПО может стать более инновационной, позволяющей ориентировать процесс обучения каждого отдельного обучающегося на общественные запросы [1].

Это потребовало организации на региональном уровне плановой системной работы, проведения ряда исследований существующих проблем и комплекса мероприятий как организационного плана (закупки оборудования, оснащение учреждений современными средствами ИКТ, обеспечение доступа к сети Интернет и др.), так и методического (повышение квалификации педагогов, разработка методики использования средств ИКТ в учебном процессе, разработка электронных средств обучения и др.).

В связи с этим, коллективом ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» в 2006 году было проведено исследование по определению степени использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе учреждений НПО и

СПО. На основании полученных результатов анализа состояния информатизации, степени использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе учреждений ПО образования были разработаны и проведены ряд мероприятий, а также спланирована работа по изучению динамики процесса внедрения ИКТ в систему НПО и СПО Кемеровской области. В конце 2009 - в начале 2010 года был повторно проведен анализ состояния дел по информатизации профессионального образования в учреждениях НПО и СПО области. Новое социологическое исследование было проведено в рамках реализации среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2008-2010 годы (подпрограмма «Формирование единого информационного образовательного пространства»). Были проанализированы уровень использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ОУ НПО и СПО области по четырем основным направлениям: наличие материально-технической базы информатизации; наличие электронных изданий учебного назначения; готовность преподавателей и обучающихся к использованию ИКТ в своей деятельности; готовность учреждения ПО к использованию свободного программного обеспечения [2; 3].

Для опроса применялась единая структура регистрационных данных, позволяющая анализировать распределения ответов респондентов с позиций профессионально значимых характеристик и выполняемых функций. Всего исследованием были охвачены 96 учреждений НПО и СПО Кузбасса, в том числе 48 - НПО: 3457 специалистов системы довузовского профессионального образования и более 43 тысяч обучающихся НПО и СПО (43 238 человек). Исследования позволили установить, что к настоящему времени практически все образовательные учреждения (ОУ) профессионального образования имеют технические средства обучения, в том числе и компьютерные средства обучения: 92,6 % образовательных учреждений проводят занятия с использованием компьютерной техники, 90,5 % - имеют мультимедиа-проекторы, 82,1 % училищ и колледжей используют видеомагнитофоны и телевизоры в учебном процессе. 10,5 % ОУ ПО добавили к

Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал

(Выпус^б) • 2011

перечню технических средств обучения интерактивные доски, полностью отсутствовавшие в 2006 году. Однако также как и пять лет назад, около 25 % учреждений используют устаревшее оборудование.

Полученные данные позволили сделать вывод, что техническое оснащение учреждений ПО находится на достаточно высоком уровне. За последние 5 лет наблюдается постоянный рост общего количества персональных компьютеров (ПК): если на 2006 год во всех ОУ ПО имелось 1630 единиц, то уже через год это количество практически утроилось (4753 единицы в 2007 году), за 2008 год достигло численности - 5700, и уже к 2010 году количество компютеров достигло 6724 единиц [3].

Однако особое значение для оценки темпов информатизации профессионального образования имеет доля компьютеров, непосредственно используемых в воспитательно-образовательном процессе ОУ. Как показал анализ, здесь также наблюдается медленный рост: от

66.3 % в 2007 году, 66,7 % в 2008 году, и уже в 2010 году данный показатель составил почти 70 %. В тоже время доля ПК из общего количества, размещенных в составе компьютерных классов, растет не так стремительно и последовательно. И если в 2006 году они составляли

61.4 % от общего количества поставленных (закупленных) в ОУ ПО, то уже в 2007 году 2416 ПК размещенных в составе компьютерных классов из общего числа в 4753 единицы составили только 50,8 %, в 2008 году - 51,7 % и в 2010 году - только 53,7 %. То есть имеет место тенденция к снижению количества ПК в компьютерных классах на фоне увеличения количества закупаемых компьютеров.

С одной стороны, причинами данной ситуации является то, что компьютеры закупаются для обеспечения профессионально-педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, административных работников, решения задач автоматизации управления образовательными учреждениями профессионального образования. С другой - постепенно увеличивается доля ПК, установленные не в специализированных компьютерных классах, а в обычных аудиториях, что обусловлено сквозной компьютеризацией образовательного процесса, использованием компьютерной техники на «обычных заняти-

ях», позволяя педагогу использовать средства ПК чаще и без необходимости задействовать временной и технический ресурс компьютерного класса.

В тоже время число компьютерных классов резко увеличилось: для ОУ НПО в 1,4 раза (с 69 до 98 единиц), для ОУ СПО - в 5,6 раз. Таким образом, общая доля ОУ ПО, имеющих компьютерные классы, увеличилась с 84,5 % до 92,6 %, и если в 2006 году около 35 % ОУ ПО имели два класса и более, то уже в 2010 году количество учреждений НПО и СПО имеющих три и более классов составило 38,5 %! Но ежедневная нагрузка на классы не снизилась и продолжает оставаться, в среднем, на уровне 78 часов в течение всей учебной недели. Но техника в УПО используется в основном для преподавания информатики и в административной работе, лишь менее трети компьютеров сосредоточено в учебных кабинетах. Но, по мнению опрошенных, пропорции должны быть иными -около 80 % респондентов выразили мнение, что основная доля ПК должна быть сосредоточена в учебных кабинетах, но не отрицали и необходимость автоматизировать все остальные направления деятельности ОУ (административную работу - 60 % респондентов, работу библиотеки - 50 %, документооборот и пр.) [2; 3].

Однако количество ПК, приходящихся на одного обучающегося, остается достаточно низким, в среднем 1 компьютер на 10-12 обучающихся (для сравнения, за рубежом - один ПК на 4-5 обучающихся). Следует отметить, что отношение числа обучающихся к числу компьютеров лишь частично отражает реальный уровень информатизации учреждений профессионального образования. Оно игнорирует наличие дополнительного оборудования, присоединяемого к ПК (принтер, сканер, цифровая камера, датчики и т. д.). Наличие или отсутствие этого оборудования может в несколько раз менять интенсивность и эффективность применения персональных компьютеров в ОУ профессионального образования.

В подавляющем большинстве компьютеры объединены в локальные вычислительные сети (ЛВС): ЛВС развернуты в 92,6 % учреждений профессионального образования, причем в 93 % (в 2006 году - 63,3 %) из них используются в учебных целях (83 % от общего количества ЛВС (54,8 % - в 2006 году). Причем за послед-

нее время общее количество образовательных учреждений ПО, имеющих локальные сети, увеличилось на 10 % [2; 3].

Достаточно современные ПК (с процессорами Рспйит-1У, Соге2Био или их аналогами) имеют 92,6 % ОУ, причем компьютеры последних поколений составляют 27 % от общего числа компьютеров. В тоже время за последние годы ряд учреждений ПО приобрели «морально устаревшую» компьютерную технику (РегЛшт-IV). Это свидетельствует о стремлении к бюджетным решениям и о том, что администрация образовательных учреждений профессионального образования считает производительность компьютерного парка достаточной для выполнения учебных задач, решаемых с помощью таких персональных компьютеров.

За прошедшие пять лет изменилась ситуация с подключением образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования к сети Интернет. Если в 2006 году только 10 % образовательных учреждений профессионального образования имели оборудованные классы открытого доступа к сети Интернет, то по состоянию на 2010 год уже 93 % ОУ ПО имеют выход в сеть Интернет. 85 % учреждений ПО из числа обследуемых пользуются широкополосным доступом к ресурсам Интернета, а в целом количество ОУ ПО использующих широкополосный доступ увеличилось почти в 4,3 раза, а 60 % образовательных учреждений профессионального образования имеют оборудованные классы открытого доступа к сети Интернет [3].

В тоже время, несмотря на наличие доступа учреждений профессионального образования к сети Интернет, было установлено, что большинство профессионально-педагогических работников (ППР) имеют либо сеансовый доступ, либо пользуются другими возможностями (другие учреждения, домашний Интернет и пр.), а обучающиеся в подавляющем большинстве вообще лишены доступа к ресурсам Интернет в аудиториях учреждений ПО, кроме как в часы плановых занятий по данной теме. Однако востребованность в ресурсах Интернет у обучающихся достаточно высока и продолжает расти. Если в 2006 году только 37,3 % обучающихся отметили необходимость в поисковых системах и 30,35 % - в образовательных ресурсах, то уже в 2010 году данные показатели уве-

личились до 100 % и 81 % соответственно. Число пользователей электронной почты увеличилось с 28 % в 2006 году до 95 % в 2010 году, респондентов, пользующихся библиотечными системами - на 12% (с 23,5 % до 35 %) [2; 3].

Обратило на себя внимание, что около 40 % опрошенных являются опытными пользователями ПК и активно используют сервисы Интернета в основном для поиска информации и ресурсов, которые в последствие используют в воспитательно-образовательном процессе. 60 % респондентов пользуются электронной почтой.

Менее востребованы такие возможности как сетевое взаимодействие, чаты, форумы, дистанционное образование (порядка 15 % опрошенных). Обратило на себя внимание и малое количество лицензионных продуктов, которые используются в образовательных учреждениях. Согласно представленным данным, больше половины респондентов не имеет лицензионных программных продуктов, еще треть заявили, что на их компьютерах стоит нелицензионное программное обеспечение или ПО с устаревшей лицензией. В научной деятельности 55 образовательных учреждений ПО используют около 186 наименований программных продуктов, в учебной деятельности -2204, в методической - 378 и внеучебной - 492 единицы [3].

Нуждается в пристальном рассмотрении проблема подключения УПО к Интернету по высокоскоростным каналам и развития локальных вычислительных сетей в УПО. Существующая коннективность позволяет обеспечить доступ в Интернет лишь с незначительной части компьютеров, не обеспечивает использования потоковых ресурсов (потоковые аудио, видео, видеотелеконференции), наиболее перспективных для применения в образовательных технологиях.

Общие результаты анализа материально-технической базы информатизации воспитательно-образовательного процесса учреждений ПО Кемеровской области показали, что в целом состояние дел с наличием компьютерной техники в образовательных учреждениях профессионального образования удовлетворительное.

За прошедшие пять лет удалось добиться существенных успехов в оснащении учреждений ПО современным компьютерным обор уд о-

'Науч но-т еорет ичесщ/ и журнал

(Выпус^б) • 2011

ванием, обеспечения доступа к Интернет, развертыванию локальных сетей, без чего невозможно решать вопросы формирования информационной образовательной среды (ИОС) профессионального образования, и региона в целом. На данный момент создана мощная технологическая база для широкого использования ИКТ-технологий во всех аспектах деятельности учреждения профессионального образования, но непосредственно в учебном процессе используется лишь малая часть накопленных мощностей (около 27 %). Однако современной технической базы недостаточно для решения всех задач информатизации образования, требуется обязательная подготовка педагогических кадров и наличие соответствующих программных продуктов.

Исследование показало, что проблема низкой информационной культуры HHP, отсутствие внутренней мотивации и желание разрабатывать новые и изучать существующие ИКТ сохранилась. Причем на данном этапе именно проблема неподготовленности педагогических кадров к работе по использованию ИКТ также создают реальные сложности в эффективности внедрения в образовательную деятельность ИКТ.

Аппаратные и программные средства ИКТ еще не стали реальным инструментом в достижении нового современного качества профессионального образования, в первую очередь по причине неподготовленности педагогических кадров к работе по использованию ИКТ. Именно эта проблема создает реальные сложности в эффективности внедрения в образовательную деятельность ИКТ. Несмотря на то, что в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования активно ведутся курсы по подготовке и переподготовке кадров в области ИКТ, а также, несмотря на успешное завершение обучения, только малая часть преподавателей использует полученные знания и навыки в повседневной работе.

Одна из причин слабого использования ИКТ в учреждениях ПО носит субъективный характер и заключается в отсутствие должной мотивации у конкретного преподавателя. Преподаватель не имеет реальных стимулов для внедрения новых образовательных технологий, и особенно ИКТ, которые требуют дополнительно еще и материальных затрат. И если педагог не является новатором по складу харак-

тера, то, как правило, он и не видит необходимости во внедрении нового. Об этом свидетельствует тот факт, что преподаватели не стремятся активизировать свои усилия в переходе к новым технологиям, мотивируя это отсутствием методической базы, учебных материалов, свободного времени и т. д. Соответственно, данный фактор должен учитываться как при планировании процессов информатизации в каждом отдельном ОУ ПО, так и при повышении квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников.

Так же необходимо отметить, что подготовка профессионально-педагогических кадров к разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий в начальное и среднее профессиональное образование невозможна и без административной поддержки. Фактором, сдерживающим процесс формирования готовности педагогов к использованию средств ИКТ в образовательном процессе, является инертность организационной структуры учреждения профессионального образования. Существуют пробелы в деятельности администрации УПО, приводящие к недостаточности времени у преподавателей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соответствующего кадрового состава, дефициту одобрения и поощрения новаторской конструктивной деятельности педагогов.

Сами директора ОУ НПО, СПО часто не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к обучению с использованием средств ИКТ и придерживаются негативной позиции невмешательства. В связи с этим необходима административная политика, направленная на создание организационной инфраструктуры современной системы начального и среднего профессионального образования, изначально нацеленная на высокую степень готовности профессионально-педагогических работников педагогов к практической информатизации профессионального образования. Интеграция ИКТ в образовательный процесс учреждения профессионального образования должна сопровождаться радикальными изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы [1].

Кроме того, для эффективного использования возможностей ИОС педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций. Для практического использования средств ИКТ в учреждениях начальном и среднем профессиональном образовании профессионально-педагогическим работникам должны быть присущи общие педагогические навыки; навыки владения средствами информационных и телекоммуникационных технологий; навыки применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. Отсутствие одно из этих компонентов сразу отражается на качестве используемых информационных ресурсов, для большинства из которых, в первую очередь, предназначенных для использования в образовательном процессе, и так характерен низкий педагогический уровень [1; 3].

Одной из основных причин не высокого качества используемых информационных ресурсов, а иногда их полное отсутствие (особенно для учебных программ, ориентированных на подготовку рабочих кадров), является то, что, в основном, компьютерные учебные программы создаются специалистами в области программирования без участия ведущих специалистов в области психологии, дидактики, содержания и методики обучения конкретной дисциплине. Вместе с тем, педагоги, имеющие большой стаж преподавательской работы, далеки от новых ИКТ, не владеют ими и, в силу консерватизма мышления, не всегда понимают их значимость.

Большинство профессионально-педагогических работников испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием информационных ресурсов в обучении, который обычно маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей названных средств и технологий. Иногда такая недооценка объясняется поверхностным знакомством с сущностью процессов информатизации профессионального образования.

Таким образом, к настоящему времени учреждения НПО и СПО обладают материально-технической базой, способной полностью обеспечить реализацию программ информатизации образования. Уровень и темпы поставки современной техники уже достаточны для того, что-

бы обеспечить все ОУ ПО современными компьютерными классами и телекоммуникациями. Имеющийся потенциал ПНР позволяет обеспечивать процессы информатизации. Наработан и уже имеется определенный опыт использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ОУ, который необходимо внедрять и совершенствовать его эффективность.

В тоже время, низкий уровень квалификации и подготовки ПНР, библиотечных работников и управленческого персонала образовательных учреждений профессионального образования по вопросам внедрения ИКТ, и в первую очередь административного аппарата, большинство сотрудников которого недопонимают значения и роли ИКТ в учебном процессе, отрицательно сказываются на темпах и реальных результатах информатизации. Большинство руководителей образовательных учреждений ПО перспективы дальнейшего развития внедрения ИКТ в своем образовательном учреждении продолжают видеть только в увеличении общего количества ПК и компьютерных классов, в подключении к сети Интернет, а не в разработке и внедрении современных информационных (в том числе и сетевых) ресурсов.

Таким образом, в настоящее время необходима целенаправленная подготовка руководителей и профессионально-педагогических кадров по использованию программных средств и применению ИКТ в учебном процессе. Ведь в ряде учреждений даже имеющееся оборудование используется не в полном объеме из-за отсутствия необходимых программных средств и неспособности руководителей и преподавателей выстроить необходимую траекторию обучению с учетом ИКТ. В ходе продолжения информатизации процесса обучения в учреждениях довузовского ПО требуется сконцентрировать внимание, в первую очередь, на подготовки профессионально-педагогических кадров к работе в новых условиях.

Это потребовало в ГОУ «КРИРПО» развернуть целенаправленную работу с ПНР по подготовке и переподготовке кадров в области ИКТ, системную работу по оказанию методической, консультационной и технической поддержки функционирования компьютерной техники, установленной в ОУ ПО; оказанию консультационной и технической помощи по при-

Яауч но-т еорет meaqi и журнал

(Выпус^б) • 2011

менению новых ИКТ на различных уровнях образования.

В институте проводятся мероприятия в рамках концепции модернизации системы повышения квалификации и переподготовки ППР, суть которой в интеграции различных подходов при формировании сетевых моделей переподготовки и повышения квалификации ППР; разработке и реализации комплексной модели сопровождения внедрения ИКТ в учреждения дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических работников и набора обновленных моделей обучения на основе сетевых технологий; в комплексном использовании средств ИКТ в учреждениях ДНО, педагогической обоснованности применения каждого средства и программного продукта, разумным сочетанием традиционных и ИКТ; целенаправленном и постоянном формировании компетентности профессионально-педагогических работников в области ИКТ.

В связи с высокой степенью неудовлетворенности существующими электронными образовательными ресурсами (ЭОР) и образовательными Интернет-ресурсами, а также низкой эффективностью их использования, было признано необходимым: повысить информированность преподавателей о существующих информационных ресурсах; разработать методики и модульные программы обучения по использованию существующих ЭОР; проведение массового обучения тьюторов по включению модульных программ обучения в программы повышения квалификации; проведение дополнительных (углубленных) исследований по вопросам использования ЭОР в образовательном процессе; разработка новых образовательных ресурсов, которые отвечали бы потребностям обучающихся и потребностям педагогов.

Для обеспечения данных требований развернута системная и постоянная повышение квалификации и переподготовка педагогов по трем взаимосвязанным направлениям: психолого-педагогическое, технологическое и техническое.

Психолого -педагогическое направление включило в себя знания в области педагогики, связанные с: организацией образовательного процесса на основе ИКТ; решением различных дидактических задач анализом результатов учебной деятельности обучающихся в насы-

щенной информационной среде; принятием решений по совершенствованию процесса обучения и самокоррекции учебной деятельности обучающихся средствами сетевых технологий; готовности внесения ППР изменений в модель взаимодействия участников процесса обучения. Технологическое направление обеспечило формирование способов и приемов деятельности преподавателей и включает выработку умений: проектирования содержания учебной дисциплины на основе возможностей средств ИКТ; организации учебно-познавательной деятельности обучающихся средствами информатизации образования; организации и поддержкой оптимальной обратной связью с обучающимися; контроля и своевременной коррекции их учебной работы и осуществления непрерывного педагогического мониторинга результатов учебной деятельности обучающихся на основе сетевых сервисов. Техническое направление способствует формированию информационной культуры ППР и включает освоение основ ИТ телекоммуникационных средств, в том числе и образовательных возможностей сети Интернет, умение педагогов целенаправленно их использовать в своей практической деятельности. Знание ППР возможностей (технических и дидактических) средств информатизации в обучении, их роли, как позитивной, так и негативной, позволит грамотно и целенаправленно их использовать в профессиональной педагогической деятельности.

В качестве необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению ИКТ процесса в систему ПО, в регионе выделены: организация семинаров и учебных курсов для администрации учреждений профессионального образования по применению в обучении ИКТ; создание условий для стимулирования развития Интернет-услуг, связанных с применением новых ИКТ; активизация работы по созданию тематической системы информационно-педагогических технологий в рамках международной информационной сети; разработка методологических и методических основ системного анализа и синтеза информационной образовательной среды, методов оценки обучения и образования на их основе; разработка предложений по финансированию внедрения интегрированных ИКТ в профессиональное образование за счет международного сообщества; создание условий

СОДЕЙСГв.

^ ч

ЧИППКРО

для перевода образовательных услуг в электронную форму; создание системы автоматизации учебного процесса.

Дистанционное обучение руководящих и профессионально-педагогических кадров учреждений ПО организовано на основе реализаций различных моделей обучения: модель интеграции очных и дистанционных форм работы: модель сетевого обучения с использованием автономных курсов дистанционного обучения; модель сетевого обучения и кейс-технологий; модели на основе видеоконференций и интерактивного телевидения. В целом спектр дистанционных образовательных услуг ОУ ПО развивается по направлениям, напрямую связанным с приоритетными направлениями модернизации региональной системы образования: углубление предметных знаний профессионально-педагогических работников и мастеров производственного обучения; формирование ИКТ-компетентности специалистов системы НПО и СПО в условиях совершенствования учебно-информационной среды.

Таким образом, подготовка педагогических кадров в настоящее время является главным ресурсом информатизации профессионального образования, так как все проблемы информати-

зации нельзя сводить к исключительно к техническим мероприятиям. Развитие ИКТ-инфраструктуры должно идти одновременно с созданием качественных сетевых и локальных образовательных ресурсов и подготовкой профессионально-педагогических кадров.

Литература

1. Дочкин, С. А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект [Текст] : монография / С. А. Дочкин. - СПб. : Арден, 2010. -226 с.

2. Компьютерные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений НПО и СПО: достижения, проблемы, перспективы [Текст]: информационное издание / сост.: С. А. Дочкин, А. Ю. Казаков; под ред. Т. С. Паниной. -Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2006. - 52 с.

3. Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном про-цесссе учреждений НПО и СПО: достижения, проблемы, перспективы [Текст]: информационно-аналитическое издание / сост.: Н. В. Павелье-ва, А. Ю. Ильиных, Н. В. Костюк; под ред. Т. С. Паниной. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. -112 с.

'Науч но-т еорет ичесщ/ и журнал

(Выпус^б) • 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.