УДК 371.14 ББК 74.4
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИКТ КАК РЕСУРС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дочкин С. А.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования процессов информатизации довузовского профессионального образования Кемеровского области. Подготовка педагогических кадров в области информационных технологий представлена как основное условие решения задач информатизации.
The article provides results of research on the informatization processes in pre-imiversity professional education in Kemerovo region. ITC pedagogical personnel training is shown as a major condition for meeting the informatization demands.
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование, профессионально-педагогические работники, повышение квалификации, сетевые технологии.
Educational informatization, ITC, professional education, vocational personnel, qualification improvement, net technologies.
Эффективность экономики и социальной политики любого государства, в настоящее время, определяется обеспеченностью всех структур высококвалифицированными кадрами. Причем в современном мире значение образования, как важнейшего фактора развития экономики и общества, постоянно повышается, вместе с ростом влияния человеческого капитала. Соответственно подготовка и переподготовка (повышение квалификации) кадров становится не только важнейшим условием технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием выживания цивилизации, основой для модернизации всего общества как неотъемлемой части глобальной многосторонней трансформации мира. Неудивительно, что образование, в первую очередь -профессиональное образование, становится непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающем ему возможность ориентироваться в потоке информации, комфортно чувствовать себя в инфор-
мационном обществе, легко адаптироваться к непрерывным техническим инновациям. При этом современное мировое цивилизованное сообщество уже во многих сферах базируется на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) под влиянием которых складывается новая структура - информационное общество, а информационная культура становится частью повседневной жизни и деятельности. В этой связи внедрение ИКТ в различные сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и информационной образовательной среды стали основой не только для преобразования системы профессионального образования (ПО), но и формирования нового пространства для ее функционирования в условиях информационного общества. Данные условия обязательно необходимо учитывать при решении задач реформирования системы профессионального образования (ПО), которой в последнее время начинают придавать все большее значение.
В целом, необходимость системного решения данной проблемы обусловлена необходимостью оперативного внесения качественных и количественных изменений в ПО, важной ролью учреждений начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) для экономики региона и России в целом, а также недостаточным вниманием к их проблемам со стороны органов управления образованием.
Например, применительно к рассматриваемой нами проблеме внедрения ИКТ в учреждения довузовского ПО (учреждения НПО и СПО), процессы государственной поддержки процессов и мероприятий информатизации (как то: целевое финансирование закупок оборудование, подключение к сети Интернет, заблаговременная оплата трафика) их практически не затронули, предоставив учреждениям и их персоналу действовать по своему усмотрению и на собственные средства. В то время как все школы страны подключили к Интернету, была за-
пущена программа поставок в эти общеобразовательные учреждения базовых пакетов лицензионного программного обеспечения, при этом не учли, что общеобразовательные программы (9-11 классы) реализуются на полных основаниях и достаточно давно в учреждениях НПО и СПО. Данная ситуация привела к тому, что в начале к 2005-2006 года темпы информатизации и уровень практического применения средств ИКТ в воспитательно-образовательном процессе педагогами и учащимися учреждений НПО и СПО оставался достаточно низкими в сравнении с общеобразовательным учреждениями, и тем более - с вузами. Значимость решения данного вопроса обусловлена тем, что применение ИКТ в учреждениях довузовского ПО привело к появлению нового поколения образовательных технологий, позволяющих повысить качество обучения и созданию новых средств воспитательного воздействия. Активное и эффективное внедрение ИКТ в профессиональное образование является важным фактором реформирования всей профессиональной школы, отвечающей требованиям современного информационного общества. Ни у кого не вызывает сомнения, что использование средств ИКТ, технологий мультимедиа, «виртуальной реальности», гипертекста способно радикально изменить существующую систему образования. Организация учебного процесса в учреждениях НПО и СПО может стать более инновационной, позволяющей ориентировать процесс обучения каждого отдельного обучающегося на общественные запросы [1].
Это потребовало организации на региональном уровне плановой системной работы, проведения ряда исследований существующих проблем и комплекса мероприятий как организационного плана (закупки оборудования, оснащение учреждений современными средствами ИКТ, обеспечение доступа к сети Интернет и др.), так и методического (повышение квалификации педагогов, разработка методики использования средств ИКТ в учебном процессе, разработка электронных средств обучения и др.).
В связи с этим, коллективом ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» в 2006 году было проведено исследование по определению степени использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе учреждений НПО и
СПО. На основании полученных результатов анализа состояния информатизации, степени использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе учреждений ПО образования были разработаны и проведены ряд мероприятий, а также спланирована работа по изучению динамики процесса внедрения ИКТ в систему НПО и СПО Кемеровской области. В конце 2009 - в начале 2010 года был повторно проведен анализ состояния дел по информатизации профессионального образования в учреждениях НПО и СПО области. Новое социологическое исследование было проведено в рамках реализации среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2008-2010 годы (подпрограмма «Формирование единого информационного образовательного пространства»). Были проанализированы уровень использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ОУ НПО и СПО области по четырем основным направлениям: наличие материально-технической базы информатизации; наличие электронных изданий учебного назначения; готовность преподавателей и обучающихся к использованию ИКТ в своей деятельности; готовность учреждения ПО к использованию свободного программного обеспечения [2; 3].
Для опроса применялась единая структура регистрационных данных, позволяющая анализировать распределения ответов респондентов с позиций профессионально значимых характеристик и выполняемых функций. Всего исследованием были охвачены 96 учреждений НПО и СПО Кузбасса, в том числе 48 - НПО: 3457 специалистов системы довузовского профессионального образования и более 43 тысяч обучающихся НПО и СПО (43 238 человек). Исследования позволили установить, что к настоящему времени практически все образовательные учреждения (ОУ) профессионального образования имеют технические средства обучения, в том числе и компьютерные средства обучения: 92,6 % образовательных учреждений проводят занятия с использованием компьютерной техники, 90,5 % - имеют мультимедиа-проекторы, 82,1 % училищ и колледжей используют видеомагнитофоны и телевизоры в учебном процессе. 10,5 % ОУ ПО добавили к
Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал
(Выпус^б) • 2011
перечню технических средств обучения интерактивные доски, полностью отсутствовавшие в 2006 году. Однако также как и пять лет назад, около 25 % учреждений используют устаревшее оборудование.
Полученные данные позволили сделать вывод, что техническое оснащение учреждений ПО находится на достаточно высоком уровне. За последние 5 лет наблюдается постоянный рост общего количества персональных компьютеров (ПК): если на 2006 год во всех ОУ ПО имелось 1630 единиц, то уже через год это количество практически утроилось (4753 единицы в 2007 году), за 2008 год достигло численности - 5700, и уже к 2010 году количество компютеров достигло 6724 единиц [3].
Однако особое значение для оценки темпов информатизации профессионального образования имеет доля компьютеров, непосредственно используемых в воспитательно-образовательном процессе ОУ. Как показал анализ, здесь также наблюдается медленный рост: от
66.3 % в 2007 году, 66,7 % в 2008 году, и уже в 2010 году данный показатель составил почти 70 %. В тоже время доля ПК из общего количества, размещенных в составе компьютерных классов, растет не так стремительно и последовательно. И если в 2006 году они составляли
61.4 % от общего количества поставленных (закупленных) в ОУ ПО, то уже в 2007 году 2416 ПК размещенных в составе компьютерных классов из общего числа в 4753 единицы составили только 50,8 %, в 2008 году - 51,7 % и в 2010 году - только 53,7 %. То есть имеет место тенденция к снижению количества ПК в компьютерных классах на фоне увеличения количества закупаемых компьютеров.
С одной стороны, причинами данной ситуации является то, что компьютеры закупаются для обеспечения профессионально-педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, административных работников, решения задач автоматизации управления образовательными учреждениями профессионального образования. С другой - постепенно увеличивается доля ПК, установленные не в специализированных компьютерных классах, а в обычных аудиториях, что обусловлено сквозной компьютеризацией образовательного процесса, использованием компьютерной техники на «обычных заняти-
ях», позволяя педагогу использовать средства ПК чаще и без необходимости задействовать временной и технический ресурс компьютерного класса.
В тоже время число компьютерных классов резко увеличилось: для ОУ НПО в 1,4 раза (с 69 до 98 единиц), для ОУ СПО - в 5,6 раз. Таким образом, общая доля ОУ ПО, имеющих компьютерные классы, увеличилась с 84,5 % до 92,6 %, и если в 2006 году около 35 % ОУ ПО имели два класса и более, то уже в 2010 году количество учреждений НПО и СПО имеющих три и более классов составило 38,5 %! Но ежедневная нагрузка на классы не снизилась и продолжает оставаться, в среднем, на уровне 78 часов в течение всей учебной недели. Но техника в УПО используется в основном для преподавания информатики и в административной работе, лишь менее трети компьютеров сосредоточено в учебных кабинетах. Но, по мнению опрошенных, пропорции должны быть иными -около 80 % респондентов выразили мнение, что основная доля ПК должна быть сосредоточена в учебных кабинетах, но не отрицали и необходимость автоматизировать все остальные направления деятельности ОУ (административную работу - 60 % респондентов, работу библиотеки - 50 %, документооборот и пр.) [2; 3].
Однако количество ПК, приходящихся на одного обучающегося, остается достаточно низким, в среднем 1 компьютер на 10-12 обучающихся (для сравнения, за рубежом - один ПК на 4-5 обучающихся). Следует отметить, что отношение числа обучающихся к числу компьютеров лишь частично отражает реальный уровень информатизации учреждений профессионального образования. Оно игнорирует наличие дополнительного оборудования, присоединяемого к ПК (принтер, сканер, цифровая камера, датчики и т. д.). Наличие или отсутствие этого оборудования может в несколько раз менять интенсивность и эффективность применения персональных компьютеров в ОУ профессионального образования.
В подавляющем большинстве компьютеры объединены в локальные вычислительные сети (ЛВС): ЛВС развернуты в 92,6 % учреждений профессионального образования, причем в 93 % (в 2006 году - 63,3 %) из них используются в учебных целях (83 % от общего количества ЛВС (54,8 % - в 2006 году). Причем за послед-
нее время общее количество образовательных учреждений ПО, имеющих локальные сети, увеличилось на 10 % [2; 3].
Достаточно современные ПК (с процессорами Рспйит-1У, Соге2Био или их аналогами) имеют 92,6 % ОУ, причем компьютеры последних поколений составляют 27 % от общего числа компьютеров. В тоже время за последние годы ряд учреждений ПО приобрели «морально устаревшую» компьютерную технику (РегЛшт-IV). Это свидетельствует о стремлении к бюджетным решениям и о том, что администрация образовательных учреждений профессионального образования считает производительность компьютерного парка достаточной для выполнения учебных задач, решаемых с помощью таких персональных компьютеров.
За прошедшие пять лет изменилась ситуация с подключением образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования к сети Интернет. Если в 2006 году только 10 % образовательных учреждений профессионального образования имели оборудованные классы открытого доступа к сети Интернет, то по состоянию на 2010 год уже 93 % ОУ ПО имеют выход в сеть Интернет. 85 % учреждений ПО из числа обследуемых пользуются широкополосным доступом к ресурсам Интернета, а в целом количество ОУ ПО использующих широкополосный доступ увеличилось почти в 4,3 раза, а 60 % образовательных учреждений профессионального образования имеют оборудованные классы открытого доступа к сети Интернет [3].
В тоже время, несмотря на наличие доступа учреждений профессионального образования к сети Интернет, было установлено, что большинство профессионально-педагогических работников (ППР) имеют либо сеансовый доступ, либо пользуются другими возможностями (другие учреждения, домашний Интернет и пр.), а обучающиеся в подавляющем большинстве вообще лишены доступа к ресурсам Интернет в аудиториях учреждений ПО, кроме как в часы плановых занятий по данной теме. Однако востребованность в ресурсах Интернет у обучающихся достаточно высока и продолжает расти. Если в 2006 году только 37,3 % обучающихся отметили необходимость в поисковых системах и 30,35 % - в образовательных ресурсах, то уже в 2010 году данные показатели уве-
личились до 100 % и 81 % соответственно. Число пользователей электронной почты увеличилось с 28 % в 2006 году до 95 % в 2010 году, респондентов, пользующихся библиотечными системами - на 12% (с 23,5 % до 35 %) [2; 3].
Обратило на себя внимание, что около 40 % опрошенных являются опытными пользователями ПК и активно используют сервисы Интернета в основном для поиска информации и ресурсов, которые в последствие используют в воспитательно-образовательном процессе. 60 % респондентов пользуются электронной почтой.
Менее востребованы такие возможности как сетевое взаимодействие, чаты, форумы, дистанционное образование (порядка 15 % опрошенных). Обратило на себя внимание и малое количество лицензионных продуктов, которые используются в образовательных учреждениях. Согласно представленным данным, больше половины респондентов не имеет лицензионных программных продуктов, еще треть заявили, что на их компьютерах стоит нелицензионное программное обеспечение или ПО с устаревшей лицензией. В научной деятельности 55 образовательных учреждений ПО используют около 186 наименований программных продуктов, в учебной деятельности -2204, в методической - 378 и внеучебной - 492 единицы [3].
Нуждается в пристальном рассмотрении проблема подключения УПО к Интернету по высокоскоростным каналам и развития локальных вычислительных сетей в УПО. Существующая коннективность позволяет обеспечить доступ в Интернет лишь с незначительной части компьютеров, не обеспечивает использования потоковых ресурсов (потоковые аудио, видео, видеотелеконференции), наиболее перспективных для применения в образовательных технологиях.
Общие результаты анализа материально-технической базы информатизации воспитательно-образовательного процесса учреждений ПО Кемеровской области показали, что в целом состояние дел с наличием компьютерной техники в образовательных учреждениях профессионального образования удовлетворительное.
За прошедшие пять лет удалось добиться существенных успехов в оснащении учреждений ПО современным компьютерным обор уд о-
'Науч но-т еорет ичесщ/ и журнал
(Выпус^б) • 2011
ванием, обеспечения доступа к Интернет, развертыванию локальных сетей, без чего невозможно решать вопросы формирования информационной образовательной среды (ИОС) профессионального образования, и региона в целом. На данный момент создана мощная технологическая база для широкого использования ИКТ-технологий во всех аспектах деятельности учреждения профессионального образования, но непосредственно в учебном процессе используется лишь малая часть накопленных мощностей (около 27 %). Однако современной технической базы недостаточно для решения всех задач информатизации образования, требуется обязательная подготовка педагогических кадров и наличие соответствующих программных продуктов.
Исследование показало, что проблема низкой информационной культуры HHP, отсутствие внутренней мотивации и желание разрабатывать новые и изучать существующие ИКТ сохранилась. Причем на данном этапе именно проблема неподготовленности педагогических кадров к работе по использованию ИКТ также создают реальные сложности в эффективности внедрения в образовательную деятельность ИКТ.
Аппаратные и программные средства ИКТ еще не стали реальным инструментом в достижении нового современного качества профессионального образования, в первую очередь по причине неподготовленности педагогических кадров к работе по использованию ИКТ. Именно эта проблема создает реальные сложности в эффективности внедрения в образовательную деятельность ИКТ. Несмотря на то, что в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования активно ведутся курсы по подготовке и переподготовке кадров в области ИКТ, а также, несмотря на успешное завершение обучения, только малая часть преподавателей использует полученные знания и навыки в повседневной работе.
Одна из причин слабого использования ИКТ в учреждениях ПО носит субъективный характер и заключается в отсутствие должной мотивации у конкретного преподавателя. Преподаватель не имеет реальных стимулов для внедрения новых образовательных технологий, и особенно ИКТ, которые требуют дополнительно еще и материальных затрат. И если педагог не является новатором по складу харак-
тера, то, как правило, он и не видит необходимости во внедрении нового. Об этом свидетельствует тот факт, что преподаватели не стремятся активизировать свои усилия в переходе к новым технологиям, мотивируя это отсутствием методической базы, учебных материалов, свободного времени и т. д. Соответственно, данный фактор должен учитываться как при планировании процессов информатизации в каждом отдельном ОУ ПО, так и при повышении квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников.
Так же необходимо отметить, что подготовка профессионально-педагогических кадров к разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий в начальное и среднее профессиональное образование невозможна и без административной поддержки. Фактором, сдерживающим процесс формирования готовности педагогов к использованию средств ИКТ в образовательном процессе, является инертность организационной структуры учреждения профессионального образования. Существуют пробелы в деятельности администрации УПО, приводящие к недостаточности времени у преподавателей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соответствующего кадрового состава, дефициту одобрения и поощрения новаторской конструктивной деятельности педагогов.
Сами директора ОУ НПО, СПО часто не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к обучению с использованием средств ИКТ и придерживаются негативной позиции невмешательства. В связи с этим необходима административная политика, направленная на создание организационной инфраструктуры современной системы начального и среднего профессионального образования, изначально нацеленная на высокую степень готовности профессионально-педагогических работников педагогов к практической информатизации профессионального образования. Интеграция ИКТ в образовательный процесс учреждения профессионального образования должна сопровождаться радикальными изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы [1].
Кроме того, для эффективного использования возможностей ИОС педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций. Для практического использования средств ИКТ в учреждениях начальном и среднем профессиональном образовании профессионально-педагогическим работникам должны быть присущи общие педагогические навыки; навыки владения средствами информационных и телекоммуникационных технологий; навыки применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. Отсутствие одно из этих компонентов сразу отражается на качестве используемых информационных ресурсов, для большинства из которых, в первую очередь, предназначенных для использования в образовательном процессе, и так характерен низкий педагогический уровень [1; 3].
Одной из основных причин не высокого качества используемых информационных ресурсов, а иногда их полное отсутствие (особенно для учебных программ, ориентированных на подготовку рабочих кадров), является то, что, в основном, компьютерные учебные программы создаются специалистами в области программирования без участия ведущих специалистов в области психологии, дидактики, содержания и методики обучения конкретной дисциплине. Вместе с тем, педагоги, имеющие большой стаж преподавательской работы, далеки от новых ИКТ, не владеют ими и, в силу консерватизма мышления, не всегда понимают их значимость.
Большинство профессионально-педагогических работников испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием информационных ресурсов в обучении, который обычно маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей названных средств и технологий. Иногда такая недооценка объясняется поверхностным знакомством с сущностью процессов информатизации профессионального образования.
Таким образом, к настоящему времени учреждения НПО и СПО обладают материально-технической базой, способной полностью обеспечить реализацию программ информатизации образования. Уровень и темпы поставки современной техники уже достаточны для того, что-
бы обеспечить все ОУ ПО современными компьютерными классами и телекоммуникациями. Имеющийся потенциал ПНР позволяет обеспечивать процессы информатизации. Наработан и уже имеется определенный опыт использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ОУ, который необходимо внедрять и совершенствовать его эффективность.
В тоже время, низкий уровень квалификации и подготовки ПНР, библиотечных работников и управленческого персонала образовательных учреждений профессионального образования по вопросам внедрения ИКТ, и в первую очередь административного аппарата, большинство сотрудников которого недопонимают значения и роли ИКТ в учебном процессе, отрицательно сказываются на темпах и реальных результатах информатизации. Большинство руководителей образовательных учреждений ПО перспективы дальнейшего развития внедрения ИКТ в своем образовательном учреждении продолжают видеть только в увеличении общего количества ПК и компьютерных классов, в подключении к сети Интернет, а не в разработке и внедрении современных информационных (в том числе и сетевых) ресурсов.
Таким образом, в настоящее время необходима целенаправленная подготовка руководителей и профессионально-педагогических кадров по использованию программных средств и применению ИКТ в учебном процессе. Ведь в ряде учреждений даже имеющееся оборудование используется не в полном объеме из-за отсутствия необходимых программных средств и неспособности руководителей и преподавателей выстроить необходимую траекторию обучению с учетом ИКТ. В ходе продолжения информатизации процесса обучения в учреждениях довузовского ПО требуется сконцентрировать внимание, в первую очередь, на подготовки профессионально-педагогических кадров к работе в новых условиях.
Это потребовало в ГОУ «КРИРПО» развернуть целенаправленную работу с ПНР по подготовке и переподготовке кадров в области ИКТ, системную работу по оказанию методической, консультационной и технической поддержки функционирования компьютерной техники, установленной в ОУ ПО; оказанию консультационной и технической помощи по при-
Яауч но-т еорет meaqi и журнал
(Выпус^б) • 2011
менению новых ИКТ на различных уровнях образования.
В институте проводятся мероприятия в рамках концепции модернизации системы повышения квалификации и переподготовки ППР, суть которой в интеграции различных подходов при формировании сетевых моделей переподготовки и повышения квалификации ППР; разработке и реализации комплексной модели сопровождения внедрения ИКТ в учреждения дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических работников и набора обновленных моделей обучения на основе сетевых технологий; в комплексном использовании средств ИКТ в учреждениях ДНО, педагогической обоснованности применения каждого средства и программного продукта, разумным сочетанием традиционных и ИКТ; целенаправленном и постоянном формировании компетентности профессионально-педагогических работников в области ИКТ.
В связи с высокой степенью неудовлетворенности существующими электронными образовательными ресурсами (ЭОР) и образовательными Интернет-ресурсами, а также низкой эффективностью их использования, было признано необходимым: повысить информированность преподавателей о существующих информационных ресурсах; разработать методики и модульные программы обучения по использованию существующих ЭОР; проведение массового обучения тьюторов по включению модульных программ обучения в программы повышения квалификации; проведение дополнительных (углубленных) исследований по вопросам использования ЭОР в образовательном процессе; разработка новых образовательных ресурсов, которые отвечали бы потребностям обучающихся и потребностям педагогов.
Для обеспечения данных требований развернута системная и постоянная повышение квалификации и переподготовка педагогов по трем взаимосвязанным направлениям: психолого-педагогическое, технологическое и техническое.
Психолого -педагогическое направление включило в себя знания в области педагогики, связанные с: организацией образовательного процесса на основе ИКТ; решением различных дидактических задач анализом результатов учебной деятельности обучающихся в насы-
щенной информационной среде; принятием решений по совершенствованию процесса обучения и самокоррекции учебной деятельности обучающихся средствами сетевых технологий; готовности внесения ППР изменений в модель взаимодействия участников процесса обучения. Технологическое направление обеспечило формирование способов и приемов деятельности преподавателей и включает выработку умений: проектирования содержания учебной дисциплины на основе возможностей средств ИКТ; организации учебно-познавательной деятельности обучающихся средствами информатизации образования; организации и поддержкой оптимальной обратной связью с обучающимися; контроля и своевременной коррекции их учебной работы и осуществления непрерывного педагогического мониторинга результатов учебной деятельности обучающихся на основе сетевых сервисов. Техническое направление способствует формированию информационной культуры ППР и включает освоение основ ИТ телекоммуникационных средств, в том числе и образовательных возможностей сети Интернет, умение педагогов целенаправленно их использовать в своей практической деятельности. Знание ППР возможностей (технических и дидактических) средств информатизации в обучении, их роли, как позитивной, так и негативной, позволит грамотно и целенаправленно их использовать в профессиональной педагогической деятельности.
В качестве необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению ИКТ процесса в систему ПО, в регионе выделены: организация семинаров и учебных курсов для администрации учреждений профессионального образования по применению в обучении ИКТ; создание условий для стимулирования развития Интернет-услуг, связанных с применением новых ИКТ; активизация работы по созданию тематической системы информационно-педагогических технологий в рамках международной информационной сети; разработка методологических и методических основ системного анализа и синтеза информационной образовательной среды, методов оценки обучения и образования на их основе; разработка предложений по финансированию внедрения интегрированных ИКТ в профессиональное образование за счет международного сообщества; создание условий
СОДЕЙСГв.
^ ч
ЧИППКРО
для перевода образовательных услуг в электронную форму; создание системы автоматизации учебного процесса.
Дистанционное обучение руководящих и профессионально-педагогических кадров учреждений ПО организовано на основе реализаций различных моделей обучения: модель интеграции очных и дистанционных форм работы: модель сетевого обучения с использованием автономных курсов дистанционного обучения; модель сетевого обучения и кейс-технологий; модели на основе видеоконференций и интерактивного телевидения. В целом спектр дистанционных образовательных услуг ОУ ПО развивается по направлениям, напрямую связанным с приоритетными направлениями модернизации региональной системы образования: углубление предметных знаний профессионально-педагогических работников и мастеров производственного обучения; формирование ИКТ-компетентности специалистов системы НПО и СПО в условиях совершенствования учебно-информационной среды.
Таким образом, подготовка педагогических кадров в настоящее время является главным ресурсом информатизации профессионального образования, так как все проблемы информати-
зации нельзя сводить к исключительно к техническим мероприятиям. Развитие ИКТ-инфраструктуры должно идти одновременно с созданием качественных сетевых и локальных образовательных ресурсов и подготовкой профессионально-педагогических кадров.
Литература
1. Дочкин, С. А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект [Текст] : монография / С. А. Дочкин. - СПб. : Арден, 2010. -226 с.
2. Компьютерные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений НПО и СПО: достижения, проблемы, перспективы [Текст]: информационное издание / сост.: С. А. Дочкин, А. Ю. Казаков; под ред. Т. С. Паниной. -Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2006. - 52 с.
3. Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном про-цесссе учреждений НПО и СПО: достижения, проблемы, перспективы [Текст]: информационно-аналитическое издание / сост.: Н. В. Павелье-ва, А. Ю. Ильиных, Н. В. Костюк; под ред. Т. С. Паниной. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. -112 с.
'Науч но-т еорет ичесщ/ и журнал
(Выпус^б) • 2011