Научная статья на тему 'ИКТ-компетенции педагогов как основа модернизации дополнительного профес сионального образования'

ИКТ-компетенции педагогов как основа модернизации дополнительного профес сионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин Сергей Александрович

Проблема формирования компетентности профессионально-педагогических работников в области ИКТ особенно актуальна. Сформирован перечень ИКТ-компетенций, определены их структура и порядок формирования, определенный как основа концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дочкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКТ-компетенции педагогов как основа модернизации дополнительного профес сионального образования»

3. Горбунова, Г. А. Мотивация смены профессионального профиля [Текст] / Г. А. Горбунова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия. Психология. - 2007. - № 2. - С. 74-78.

4. Горбунова, Г. А. Психологические детерминанты смены профессии зрелыми людьми [Текст] / Г. А. Горбунова - М., - Ростов/Дон: Изд-во «КРЕДО», 2007. - Т. 1.

5. Горбунова, Г. А. Потенциальные возможности самореализации личности и профессионального самоопределения [Текст] / Г А. Горбунова - Самара: СаГА, 2008.

6. Петров, В. П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых [Текст] / В. П! Петров // Психологический журнал. — 1993. - № 3. — Том 14. - С. 79—89.

УДК 37.01:007

Дочкин Сергей Александрович

Кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», пом 1к2001@тail.ru, Кемерово

ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Dochkin Sergey Alexandrovich

Master of pedagogics, docent, corresponding member of Pedagogical and Social Sciences Academy, docent of sub-faculty Pedagogy and Psychology of Vocational Education State Educational Institution «Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development». nowik2001@mail.ru, Kemerovo

ICT-COMPETENCES OF TEACHERS AS BASIS OF MODERNIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL

EDUCATION

Современное информационное общество характеризуется широким использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве средства повышения эффективности профессиональной, в том числе и образовательной, деятельности. При этом средства ИКТ обновляют методы и средства осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия и между людьми, и между отдельными социальными группами, учреждениями, предприятиями, организациями. Тем самым, предъявляя новые требования к каждой личности и, тем более, к педагогическим кадрам, осуществляющим подготовку человека к про-50

фессиональной деятельности в условиях формирования информационного общества. В то же время существующая система подготовки и переподготовки педагогических кадров, особенно для системы профессионального образования (ПО), уже не способна обеспечить требуемый уровень интеграции ИКТ в существующую образовательную среду дополнительного профессионального образования (ДПО). Очевидна необходимость изменения подходов к подготовке профессионально-педагогических кадров (ППК) в направлении роста их профессионализма и компетентности, внедрения современных педагогических технологий и методов обучения на основе современных ИКТ, активизации процессов информатизации ПО и подготовки основы для формирования информационного общества. В свою очередь работники системы ПО относятся к той категории педагогов, которая остро нуждается в информационных ресурсах как в процессе повышения уровня профессиональной компетентности, так и в процессе всей своей профессионально-педагогической деятельности. Итак, необходимость в постоянном повышении уровня профессиональной компетентности, в информационных ресурсах и их анализе определила потребность для профессиональнопедагогических работников (ПИР) в наиболее полном и оперативном овладении одной из профессиональных компетентностей - компетентности в области ИКТ, информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентность).

ИКТ-компстентность как составляющая профессиональной компетентности педагога, это способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств ИКТ; состоявшееся личностное качество педагога; характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. Для использования возможностей средств ИКТ педагог сам должен обладать полным набором компетенций в области ИКТ Но анализируя подготовку ППР учреждений ПО в области ИРЛ’ нами был сделан вывод о крайне низком уровне ИК'Г-компетентности большинства из них, что привело к необходимости коррекции системы подготовки педагогов в данном направлении. При этом одним из ключевых компонентов такой системы должен быть перечень необходимых и достаточных ИКТ-компетенций, характерных для профессионально-педагогической деятельности педагогов учреждений ПО, лежащий в основе формирования ИКТ-компетентностей, без которого нельзя говорить о комплексном внедрении современных ИКТ. Соответственно, одной из задач проведенного нами исследования являлась формирование данного перечня, который в дальнейшем был положен в основу разработанной концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических работников.

На основе теоретических подходов и ранее проведенных исследований в данной области для двух категорий — педагогов-предметников системы ПО и педагогов-тьюторов учреждения ДПО профессионально-педагогических кадров мы определили: необходимый уровень знания источников инфор-

мационных ресурсов, используемых в профессионально-педагогической деятельности, особенностей информационных потоков, ИКТ, способов взаимодействия человека в социуме; степень умения работать с различными видами информации, извлекать ее из различных источников, воспринимать, понимать, оценивать полученную информацию; перечень конкретных навыков по использованию ИКТ в образовательном процессе; возможности и направления применения сетевых и спутниковых технологий в учебном процессе.

Проделанная работа позволила определить перечень компетенций для педагогов-предметников и педагогов-тъюторов (преподавателей учреждения ДПО ППР) в области ИКТ, провести их структурирование по значимости и полноте с разделением по уровням подготовки для различных категорий, спланировать мероприятия по их формированию в учреждениях ДПО ГІГІР для достижения целей модернизации дополнительного профессионального образования [1, с. 92].

В своей деятельности мы руководствовались технологией проектирования ключевых компетенций, предложенной А. В, Хуторским [3]. Перечень ИКТ-компетенций, разработанный нами, основывался на целях профессионального образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности в области ИКТ, а также на основных видах деятельности как обучающегося системы ПО, так и деятельности профессионально-педагогических работников учреждения ПО, позволяющих им получать необходимый опыт, овладевать определенным навыками практической жизни и деятельности в современном информационном обществе. При этом нами был изучен и обобщен опыт как отечественных, так и зарубежных исследователей данного вопроса, а также учтены подходы к выделению ключевых компетенций в Совете Европы [4, с. 38].

Учитывая, что большинство представленных в различных работах компетенций, были даны в самом общем виде и нуждались в детализации и структуризации, для каждой компетенции потребовалось определить необходимое, но достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих основное содержание выделяемых ИКТ-компетенций. При этом было нельзя ИКТ~компетенции, сводить только к конкретным знаниям, или только к определенным умениям. ИКТ-компе-тснция является, прежде всего, сферой отношений, существующих между знаниями в области ИКТ и практическими действиями со средствами этих ИКТ. Анализ различных перечней компетенций показал их творческую направленность: «уметь извлекать пользу...», «уметь решать проблемы...», «уметь находить новые решения» и др. В тоже время, указаний на данные умения, как правило, недостаточно для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта обучающегося в отношении его компетенций. При этом, помня, что компетентность предполагает наличие опыта применения компетенции, мы постарались

учесть данное условие при формулировании проверяемых требований к подготовке обучающегося, а также при проектировании самого процесса подготовки.

В соответствии с используемой технологией определения ИКТ-компе-тенций в качестве основных структурных компонентов нами учитывались: название и тип компетенции; круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция; практическая обусловленность и значимость компетенции; смысловые ориентации обучающегося по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции; знания о данном круге реальных объектов; умения и навыки, относящихся к данному кругу реальных объектов; способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов; минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере данной компетенции (по уровням освоения); индикаторы — примеры и задания по определению уровня компетентности обучающегося (по уровням освоения). Данный набор компонентов позволил установить группу характеристик для проектирования и описания ИКТ-компетенций и показатели оценки уровня их освоения [1, с. 95].

Для определения перечня ИКТ-компетенций нами была использована технология., в основе которой - рефлексивное выявление компетентное-тного содержания существующей подготовки педагогов в области ИКТ, включающая четыре этапа: поиск обобщенных компетенций, но их проявлению в деятельности по использованию средств ИКТ, их систематизация по тематическим блокам и группам; построение иерархической надпред-метной систематики — «древа компетенций», интегрирующих по горизонтали компетенции различного уровня освоения; проектирование ИКТ-компе-тенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней освоения; определение конкретных умений, навыков и минимального опыта для достижения каждой конкретной ИКТ-компетенции,

В соответствии с данной технологией мы определили перечень из двадцати семи ИКТ-компетенций, характерных для ПИР, при этом данные ИКТ-компетенции были подразделены на два блока: технологический блок, включающий в себя технические и программные аспекты использования средств ИКТ; специализированный блок, предполагающий готовность и способность педагогов использовать средства ИКТ в своей профессионально-педагогической деятельности.

Технологический блок включил следующие основные компетенции в области ИКТ (ИКТ-компетенции): уметь соблюдать правила техники безопасности и исключать факторы возможного вредного влияния компьютера и средств ИКТ на состояние здоровья; обладать навыками пользования компьютером и его периферийными устройствами в повседневной жизни и профессиональной деятельности; владеть способами и средствами обеспечения безопасности информации и юридическими аспектами, связанными с использованием персональных компьютеров и средств ИКТ; владеть устройствами, обеспечивающими хранение, копирование и перенос

информации в электронном виде; уметь пользоваться коммутационными средствами различного назначения; уметь выполнять основные операции по управлению операционной системой и файлами (владеть интерфейсом ОС); владеть навыками работы с программами по подготовке и обработке текста; обладать способностью для обработки данных с использованием электронных таблиц; оперировать умениями при обработке данных с использованием систем управления базами данных; владеть навыками по предоставлению информации с использованием программ для презентаций (средствами презентационных технологий); обладать навыками поиска информации в Интернет и других компьютерных сетях, владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями); владеть способами сетевого взаимодействия и способностью организовать взаимодействие с окружающими и удаленными людьми, событиями и объектами; способность к представлению информации для сетевого использования (владение основами технологии использования и построения веб-сайтов); владение приемами подготовки графических изображений и медиаматериалов, используемых в профессионально-педагогической деятельности [1, с. 97].

В представленном технологическом блоке (ТБ) перечисленные компетенции можно условно разделить на несколько разделов: технический (включающий представления о структуре современного компьютера, способах взаимодействия с другой техникой, умений выбора средств ИКТ для адекватного решения педагогических задач, способность грамотно использовать различные средства ИКТ); информационный (включающий умения поиска, обработки, анализа и представления информации); программно-операционный (включающий умения и навыки настройки пользовательского интерфейса ОС, работу с файлами и использование стандартных и нестандартных программ, работу с поисковыми и навигационными системами). Именно данные группы компетенций и составили технологический блок.

Специализированный блок включил в себя ИКТ-компетенции предполагающие: владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов; владение средствами ИКТ для решения задач повседневной педагогической деятельности; готовность педагога к использованию различных программ, повышающих продуктивность педагогической деятельности, программами для коммуникации, демонстрации и управления; обладание технической подготовкой и знанием ресурсов сети, необходимых для использования технических средств с целью получения педагогических знаний, необходимых для своего профессионального роста; владение разнообразными электронными средствами и прикладными устройствами в области своей специализации и гибко использовать их в различных ситуациях; умение пользоваться сетевыми ресурсами для оказания помощи обучающимся, средствами ИКТ для разработки и контроля за их деятельностью; умение использовать средства ИКТ для создания ситуаций, требующих от обучающихся применения навыков познания, творчества, сотрудничества;

наличие опыта свободно оперировать разнообразными сетевыми устройствами, цифровыми ресурсами в электронной рабочей среде, использовать возможность к экспериментированию и непрерывному обучению; владение основами методики внедрения прикладных профессиональных программ и электронных ресурсов в профессиональную деятельность; владение приемами организации личного информационного пространства, организации информационной среды как образовательной системы; обладание способностью к использованию ЙК'Г в свою деятельность и внедрению в деятельность образовательного учреждения профессионального образования; способность педагога осваивать автоматизированные информационные системы различного назначения; владение технологиями использования и разработки различных видов методических ресурсов: программы, электронные методические разработки и пособия, обучающие и тестирующие программы и др.

Данный блок предполагал освоение специализированных средств и технологий ИКТ (технических и программных), ориентированных на решение педагогических и управленческих задач. Каждая группа ИКТ-компетенций включила в себя перечень компонентов в виде конкретных умений, навыков, готовности к выполнению некоторых действий и операций, а также определенного опыта. При этом достаточно четких граней как между выделенными блоками, так и между их составляющими нет и не должно быть, если речь идет о комплексном применении средств ИКТ и их глубокой интеграции в повседневную деятельность ППР.

Как видно из представленного перечня, данные ИКТ-компетенций и их составляющие были представлены в деятельностной форме, что позволило в дальнейшем целенаправленно выстраивать процесс по их формированию. Причем все представленные компоненты ИКТ-компетенций были структурированы по уровням усвоения в рамках каждой компетенции и предполагали последовательное прохождение базового уровня, повышенного уровня (для всех профессионально-педагогических работников системы ПО), специализированного уровня (для преподавателей-тьюторов в области ИКТ, 1Т-специалистов ОУ ПО).

Базовый уровень соответствовал уровню «Компьютерная грамотность» по стандарту ЮНЕСКО, основная цель которого заключалась в повышении уровня технической грамотности педагогов с целью внедрения основных методов и средств ИКТ в образовательные программы и профессионально-педагогическую деятельность, В соответствии с выделенными целями педагоги ОУ ПО должны не только освоить компьютер как техническое средство, но и иметь полное представление о технических и программных возможностях средств ИКТ, а главное - знать как следует использовать данные технологии в своей профессионально-педагогической деятельности. Профессионально-педагогические работники, освоившие выделенные ИКТ-компетенции на базовом уровне, должны быть знакомы с основными программами и операциями, с программными продуктами, повышающими

продуктивность работы, обеспечивающими сетевую работу, коммуникации, демонстрацию и управление различными процессами; должны уметь свободно использовать технические средства ИКТ при работе с обучающимися, а также обладать технической подготовкой и знанием ресурсов электронной сети, необходимых для самостоятельного получения педагогических знаний, необходимых для профессионального роста. Причем сама подготовка ППР на данном уровне не ограничивается компьютерным «ликбезом», а ориентирована на развитие «цифровой» грамотности и использования средств ИКТ комплексно в своей профессиональной деятельности и для своего профессионального роста.

Повышенный уровень (ЮНЕСКО - уровень «Углубления знаний и навыков») - в качестве основной цели предполагает получение навыков применения более сложных методик и технических средств на основе комплексного использования средств ИКТ, в основе которых - управление средой обучения. Данный подход, характеризуемый ЮНЕСКО как подход на основе углубления знаний, предполагал освоение педагогами более совершенных и сложных технических и программных средств ИКТ, для использования их в образовательном процессе. Причем усложнение средств ИКТ не является самоцелью, а посредством их достигается глубина понимания обучающимися тех явлений и процессов реального мира, которые подлежат изучению. Роль педагога учреждения ПО состоит в реализации управляющих воздействий при постановке задачи, оказании помощи, организации самостоятельной работы обучающихся, вовлечение их в проектную деятельность, Именно с этой целью профессионально-педагогическим работникам требуется владение более совершенными средствами ИКТ, прикладными устройствами и электронными ресурсами в области своей профессиональной деятельности, а также методикой их гибкого и комплексного использования в различных ситуациях. Профессионально-педагогические работники, освоившие ИКТ-компетенции на данном уровне должны уметь пользоваться сетевыми ресурсами с тем, чтобы организовать деятельность обучающихся в сотрудничестве, получение информации, проведении анализа и выбора решения конкретных проблем, а также уметь использовать средства ИКТ для разработки и контроля за личными и групповыми планами учащихся и студентов ОУ ПО. Предлагаемые средства ИКТ должны обеспечить создание в ходе обучения гибкой рабочей атмосферы, динамизм и творчество. Но для этого преподаватель сам должен обладать высоким уровнем компетентности во всех этих вопросах, знаниями и навыками, необходимыми для разработки и управления сложными проектами, использовать сетевые ресурсы для доступа к информации, связи с коллегами и специалистами за пределами своего уровня информационного пространства с целью своего дальнейшего профессионального роста.

Специализированный уровень (ЮНЕСКО - уровень «Создания знаний») -предполагал непосредственное привлечение педагогов к созданию электронных продуктов учебного назначения, включение в инновационную деятельность, в

обеспечение функционирования сообщества знаний и деятельность в качестве обучающего других педагогов в сфере ИКТ. Освоив данный уровень, преподаватели в роли специалистов в области ИКТ должны иметь представление о более сложных познавательных процессах, обеспечивающихся конкретными средствами ИКТ, а кроме того — должны владеть навыками, помогающими оказывать поддержку этим сложным процессам. Основная роль педагога в этом случае - моделирование образовательного процесса, создание ситуации, требующих от обучающихся навыков познания и оценивания своих результатов. Разнообразные средства ИКТ - сетевые и оконечные устройства, цифровые ресурсы, электронная рабочая среда используются для создания и поддержки сообщества в работе над созданием знания и неограниченного во времени и пространстве непрерывного обучения. Профессионально-педагогические работники, освоившие ИКТ-компетенции на данном уровне могут принять на себя функции по руководству переподготовки своих коллег, в разработке и внедрении информационных концепций обучения, в проведении исследовательской работе и экспериментировании, а также для использования средств ИКТ для создания профессиональных сообществ знаний [1, с. 106],

С учетом уровней и набора ИКТ-компетенций нами была сформирована матрица ИКТ-компетенций профессионально-педагогических работников, составившая основу для проектирования их формирования в образовательном процессе в рамках разрабатываемой концепции модернизации дополнительного профессионального образования ППР. В основе представленной матрице — распределение конкретных умений и навыков, готовности к определенной деятельности и опыт выполнения определенных операций, которым должен обладать педагог при владении ИКТ-компетенциями на определенном уровне. Данный подход позволил с одной стороны осуществить «свертку» большого перечня и приведение его к удобному виду, а с другой стороны обеспечил возможность для их алгоритмизации и автоматизации некоторых операций планирования. Данная матрица определила состав и содержание модулей и модульных блоков, из которых были сформированы типовые образовательные траектории [1, с, 118].

Однако на наш взгляд данный перечень ИКТ-компетенций не мог быть полным, если бы мы ограничились только его разграничением по уровням освоения средств ИКТ и рассмотрением технологического и специализированного блока. В настоящее время функции, выполняемые профессионально-педагогическими работниками настолько разнообразны, а возможности ИКТ столь широки, что уже требуется более широкая дифференциация ИКТ-компетенций в зависимости от их непосредственных профессиональных обязанностей ППР. С этой целью, проанализировав результаты исследований и проведя опрос педагогов ОУ ПО, нами был разработан перечень профильных ИКТ-компетенций, составивших отдельную (дополнительную) группу, в которую были включены компетенции, отражающие содержание конкретных должностных обязанностей, вернее перечень умений и навыков в использовании средств ИКТ для выполнения своих фун-

кциональных обязанностей. В соответствии с выбранным подходом и для этой группы была сформирована матрица профильных ИКТ-компетенций для следующих должностей: преподаватель-предметник, педагог-тьютор ДО, методист образовательного учреждения ПО, работник администрации ОУ ПО, работник библиотеки/медиатеки ОУ ПО [2, с. 5].

В соответствии с данной структурой формирование ИКТ-компетентнос-ти ППР осуществляется путем последовательного освоения ИКТ-компетен-ций на выбранном (рекомендованном) уровне: базовом, повышенном или специализированном и освоением выбранных дополнительных ИКТ-компетенций, соответствующих определенной должности профессиональнопедагогического работника. Причем выбор конкретного уровня освоения ИКТ-компетенций остается за педагогом, однако следует в этом случае ориентироваться как на начальный уровень подготовки, так и на выполняемые функции в ходе его профессионально-педагогической деятельности, определяемые квалификационными требованиями к его должности как специалиста.

Таким образом, данный перечень ИКТ-компетенций для профессионально-педагогических работников ОУ ПО в нашем исследовании по разработке концепции модернизации ДПО является центральным компонентом формируемой концепции и основных моделей, входящих в ее состав. Разработанный перечень в дальнейшем позволил перейти к обоснованию и разработке следующих компонентов и моделей концепции, а также механизмов се реализации. Именно на основе данного перечня стало возможным формирование в процессе переподготовки и повышения квалификации обязательной ИКТ-компетентности профессионально-педагогического работников посредством моделирования процесса формирования ИКТ-компетен-тности, разработки алгоритмов формирования индивидуальных образовательных траекторий освоения ИКТ-компетенций и технической реализации сетевой информационной системы, как основы предстоящей модернизации ДПО ППР. Реализация подобного подхода позволила в ходе проведенного исследования оперативно и гибко выполнить мероприятия по внедрению ИКТ в систему ДПО профессионально-педагогических работников в целях активизации процессов формирования информационного общества.

Библиографический список

1. Дочкин, С. А. Формирование ИКТ-компетентности педагогических работников системы профессионального образования [Текст] / монография / Т. С. Панина, С. А. Дочкин, Л. Н. Вавилова, Л. П. Вашлаева-Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2008.-336 с.

2. Дочкин, С. А. От презентации к электронному учебнику [Текст]: учебное пособие / В. Е. Быцанова, С. А. Дочкин, — Кемерово, ГОУ «КРИРПО», 2008. — 176 с,

3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование — 2003. — Х° 2. - С. 58-64.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ...

4, ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу [Текст]: Труды международной конференции (Санкт-Петербург, Россия, 17-19 мая 2005 г.). — М.: Институт развития информационного общества, 2005.-608 с.

УДК 37.035:378

Уразметова Дина Ильдаровна

Старший преподаватель кафедры английского языка ГОУ ВПО «Казанский государственный финанасово-экономический институт», соискатель кафедры педагогики Института педагогики и психологии ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарнопедагогический университет, prof !583(gjyahoo. сот, Казань

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «УНИВЕРСИАДА - 2013»

Urazmetova Dina Ildarovna

Senior teacher at the chair of the English language, the Kazan state financial and economic institute, competitor at the chair of pedagogics, the Institute of pedagogics and psychology of the Tatar state University of pedagogy and Arts profl583@yahoo.com, Kazan

SCIENTIFIC AND METHODICAL FOUNDATION

OF THE PROGRAM FOR PREPARATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS OF TATARSTAN REPUBLIC TO VOLUNTEER WORK FOR THE PROJECT “STUDENT GAMES - 2013”

В современном мире волонтерство является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей. Волонтерское движение на сегодняшний день часто рассматривается как один из методов культурно-воспитательной работы с учащейся молодежью. Вовлечение студентов вузов в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие целого ряда личностных и профессиональных характеристик, а также имеет позитивное влияние на познавательное и эмоциональное развитие и, следовательно, способствует достижению целей высшего образования. Мировая практика показывает, что волонтерская деятельность необычайно популярна среди студентов. Волонтерские проекты очень разнообразны и могут включать различные виды деятельности. В г. Казани на данный момент действует ряд волонтерских движений, которые включают в себя волонтерские отряды в учрежде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.