Научная статья на тему 'Роль системы дополнительного профессионального образования в формировании ИКТ-компетентности педагога'

Роль системы дополнительного профессионального образования в формировании ИКТ-компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин С. А.

В статье анализируется применение ИКТ в системе переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, что является одним из актуальных и перспективных направлений обновления всей системы дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дочкин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль системы дополнительного профессионального образования в формировании ИКТ-компетентности педагога»

УДК 371.014 ББК 74.05+74.202

РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Дочкин С. А.

г. Кемерово, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования

В статье анализируется применение ИКТ в системе переподготовки и повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров, что является одним из актуальных и перспективных направлений обновления всей системы дополнительного профессионального образования.

Современные социально-экономические

преобразования общества требуют принципиально новых подходов к подготовке специалистов. Очевидно, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, значимые для профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. С учетом этого активизация профессиональной деятельности педагогов системы профессионального образования (ПО), постоянное совершенствование их профессионализма, требующее практически перманентного повышения квалификации в условиях быстрого устаревания информации, невозможны только в рамках традиционных курсов переподготовки и повышения квалификации, предоставляемых в настоящее время учреждениями дополнительного профессионального образования (ДПО).

Действительно, темпы обновления современных технологий отвергают традиционный жизненный цикл: «обучение - работа», в современных условиях вообще уже невыгодно готовить человека на конкретное рабочее место дольше, чем полгода, что требует внесения

серьезных изменений в структуру и содержание профессионального образования, ставя под сомнения даже глубокую специализацию базового высшего образования. В свете этого именно система переподготовки и повышения квалификации (СППК) в данной ситуации способна при определенных условиях предоставить обществу и конкретной личности необходимую социальную поддержку и обеспечить возможность строить и своевременно корректировать свои жизненные планы, несмотря на деструктивные общественные процессы

В то же время современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают новые перспективы для повышения эффективности этого процесса, и уже в настоящее время информатизация всех сторон жизни российского общества не вызывает особого удивления. Однако в настоящий момент всё более серьезное значение приобретают не количественные, а качественные показатели данного процесса. При этом следует всегда помнить, что информатизация общества - не только модернизационный процесс, являющийся частью внутренней политики государства, но и процесс, способствующий интеграции страны в мировое информационное пространство. Особую роль в этом процессе занимают информа-

ционно-коммуникационные технологии (ИКТ), обеспечивающие переход современного общества на новую ступень развития - информационную. Международный опыт уже достаточно конкретно доказал, что ИКТ стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государств.

В свою очередь и профессиональное образование не может оставаться в стороне от основных изменений в обществе, и поэтому внедрение ИКТ в деятельность образовательных учреждений (ОУ) всех уровней является первоочередной задачей, причем ее решение во многом зависит не только от количества и качества технических средств, но и от готовности педагогов к их использованию, а также наличию соответствующего программно-методического обеспечения учебного процесса.

Утвержденная в феврале 2008 года Стратегия развития информационного общества в РФ также подтверждает необходимость изменения концепции образования с учетом высокой динамики процесса информатизации общества. Так, в результате реализации основных направлений и мероприятий данной Стратегии в РФ к 2015 году должны быть обеспечены: уровень доступности для населения базовых услуг в сфере ИКТ - 100 %; наличие ПК - не менее чем в 75 % домашних хозяйств; доля государственных услуг, которые население может получить с использованием ИКТ, в общем объеме государственных услуг - 100 %; доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70 %; доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50 %, в том числе библиотечных каталогов

- 100 %. Причем, данные стратегические цели не так уж и недосягаемы, как могут показаться на первый взгляд.

Таким образом, использование ИКТ в системе переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров может являться одним из актуальных и пер-

спективных направлений обновления всей системы Дпо.

Результаты проведенных в системе профессионального образования (ПО) Кемеровской области исследований показывают, что с каждым годов вопросы, касающиеся технического обеспечения ОУ ПО, отходят на второй план. Большинство нерешенных вопросов связаны, как правило, с финансированием, которое постепенно нормализуется, и основные проблемы концентрируются по двум основным направлениям: первое - подготовка профессиональнопедагогических кадров, способных активно разрабатывать, внедрять и использовать современные технические и программные средства ИКТ в образовательном процессе; второе - собственно разработка, корректировка и внедрение в образовательный процесс современных программных продуктов учебного назначения.

Уже в 2007 году можно было констатировать тот факт, что практически все ОУ ПО обладают современными программно-

техническими средствами обучения, причем среднегодовой рост общего количества парка современных персональных компьютеров (ПК) составляет около 12-15 % от их общего числа. Темпы износа и обновления компьютерной техники - также соизмеримы между собой, и в среднем уже несколько лет остаются на уровне 35-40 %.

В целом по области количество ОУ ПО, в которых ПК менее 10 штук к началу 2008 года, за последние 8 лет уменьшилось в 6 раз (65 % -2000 г.; 38,3 % - 2003 год; 15 % - конец 2005 г.; 8 % - начало 2008 года) и составляет около 8 % от общего числа ОУ начального и среднего профессионального образования (ПО). Хотя доля ПК, непосредственно используемых в образовательном процессе ОУ, имеет более медленный рост - в среднем 2-3 % в год. Здесь еще достаточно велико количество ПК, используемых для целей, отличных от целей обеспечения учебного процесса. В некоторых ОУ ПО только 40-45 % ПК обеспечивают учебный процесс. Как следствие, количество ПК, приходящихся на одного обучающегося за последние годы, не изменилось и остается достаточно низким, в

среднем 3-4 ПК на 100 обучающихся. Причем показатель, превосходящий средний по стране, достаточно хорош для региона.

Таким образом, на первое место выходят другие вопросы, и в первую очередь положение с теми программными продуктами, которые имеются в распоряжении педагогов, и которые используются в учебном процессе.

Проведенный анализ наличия и качества программных продуктов учебного назначения, используемых в образовательном процессе ОУ ПО, выявил ряд особенностей: в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования имеется слишком малое количество лицензионных продуктов, только 42 % ОУ НПО и СПО в той или иной степени используют программные продукты в своей деятельности; загрузка компьютерных классов непропорциональна и рассчитана в основном на преподавание информатики, что говорит о недостаточно эффективном использовании уже имеющегося оборудования; малое количество программных продуктов, используемых в образовательном процессе, практическое отсутствие полноценных электронных курсов, электронных учебников (ЭУ) и тестирующих программ. К сожалению, треть ОУ НПО и СПО до сих пор не имеют ни одного электронного издания учебного назначения (ЭИУН), еще треть обладает такими же, но используют эпизодически. Причем качество и функциональность данных программных продуктов достаточно низкие, а их доля использования в образовательном процессе не позволяет говорить о возможности реального изменения степени внедрения современных программных средств в процесс подготовки молодых рабочих и специалистов.

В связи с этим в течение последних трех лет продолжает оставаться низким уровень использования программных средств и электронных учебных материалов на плановых занятиях: только 14-15 % времени занятий проводится с применением ЭУ и около 8-9 % с использованием тестовых программ занятий по общеобразовательной подготовке; на занятиях по специальным дисциплинам использование ЭУ зани-

ЧИППКРО

мает около 13 % учебного времени, обучающих и тестовых программ 25-30 %; ситуация с производственным обучением и производственной практикой учащихся также не изменилась -здесь не более 10 % учебного времени отводится на занятия с программными средствами учебного назначения, и то только в 20 % ОУ ПО, активно использующих электронные материалы в учебном процессе; продолжает оставаться подавляющим преобладание занятий по информатике в общем объеме занятий, проводимых в компьютерных классах или с использованием проекционного оборудования. Эта цифра остается на уровне 85-90 % учебного времени занятия компьютерных классов, что с одной стороны очевидно, ведь первоначально большинство компьютерных классов и ПК ориентировались именно на изучение информатики, но в настоящее время такое положение не совсем верно и не отвечает требованиям общества и комплексным задачам подготовки выпускника. Так же нами был отмечен слабый уровень представительства ОУ ПО в едином информационном пространстве региона. Только 20-25 % ОУ ПО имеют собственный Web-сайт и поддерживают его в актуальном состоянии, еще около 10 % ОУ ПО также имеют свой сайт, но не придают ему большого внимания.

Это только некоторые данные, характеризующие ситуацию с использованием программных средств учебного назначения (ПСУН), и как видно, картина достаточно неприглядна. Хотя в области имеются ОУ ПО, в которых положение с решением данных вопросов резко отличается от рассмотренного, однако к данной категории относятся в первую очередь учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов в области ИКТ.

Причины данной ситуации заключаются в следующем:

- в большинстве ОУ ПО отсутствует продуманная программа комплексной информатизации образовательного процесса, что ведет к перекосу деятельности в сторону односторонних закупок компьютерной техники. Если средства информационно-коммуникационных технологий в этих учреждениях и используются, то

эпизодически и бессистемно;

- низкий уровень подготовки профессионально-педагогических кадров, что напрямую сказывается как на разработке электронных средств учебного назначения, так и в их внедрении; в лучшем случае формирование компетентности педагогов в области ИКТ производится в рамках устранения компьютерной безграмотности и овладения базовыми навыками работы с ПК;

- данная ситуация осложняется непродуманной политикой администрации ОУ ПО в подготовке кадров, которые не контролируют уровень владения современными ИКТ у педагогов и не ведут четкого учета кадров прошедших переподготовку или повышение квалификации;

- отсутствие в ОУ ПО комплексной политики по внедрению ПСУН в образовательный процесс ведет к невостребованности тех ресурсов, которыми учреждение уже обладает. В некоторых случаях даже те педагоги-предметники, которым интересны ИКТ и возможность их использования для интенсификации своих занятий, не находят должной поддержки у администрации учреждения и своих коллег;

- но главной проблемой остается банальное отсутствие требующихся программных средств, причем данная проблема может считаться следствием ранее рассмотренных.

Ведь если в ОУ ПО не ведется плановая работа по приобретению программных средств, не ведется управляемая подготовка кадров для этих целей, не мотивируется деятельность педагогов в этом направлении, то ситуация никак и не изменится! Обращает на себя внимание, что только около 44 % ОУ СПО и 50 % ОУ НПО планируют дальнейшую разработку программных средств, планируют их закупать - 13,3 % ОУ НПО, а остальные 36,7 % так и не собираются что-либо делать для разрешения проблемы.

Сложность заключается еще и в том, что специальных обучающихся и тестовых программ, автоматизированных обучающих курсов и ЭУ, создаваемых централизованно фирмами-разработчиками именно для системы профес-

сионального образования, практически нет, и в скором времени не будет, особенно если учесть сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране. Значит необходимо или перерабатывать существующие электронные курсы и программные продукты, адаптируя к своим нуждам, или заказывать их сторонним разработчикам, или, используя приобретенные программы-конструкторы, создавать свои продукты.

Представленный перечень особенностей и причин позволил сделать следующий вывод -без системного и комплексного подхода к решению всех задач информатизации ни о каком прорыве в этой области нельзя вести речь. Причем деятельность должна вестись и в направлении совершенствования материальной базы учреждения, и в направлении подготовки педагогических кадров, и в направлении целевой закупки программных средств, и в направлении продолжения собственных разработок. И немаловажную роль в этом деле должно и способно сыграть именно учреждение переподготовки и повышения квалификации.

Проанализировав ситуацию, в нашем институте (ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования») был спланирован ряд мероприятий, направленных на разрешение данной проблемы:

- скорректирована тематика и направленность курсов повышения квалификации и переподготовки, проводимых ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»: от преобладающих курсов по основам компьютерной грамотности до курсов по созданию ЭИУН. И если по данным курсам в 2007 году прошли обучения около 80 человек, то уже в 2008 году - 354 человека. Причем для этих целей была развернута одновременная подготовка педагогов по общим программам в трех территориально разнесенных центрах - Кемерово, Белово, Новокузнецк, что позволило охватить достаточно большой сегмент как территориально, так и персонально. Причем планируется и в дальнейшем продолжать данную практику;

- согласно среднесрочной региональной

целевой программе «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006-2010 годы» в 2007 году реализовано мероприятие по созданию комплексов электронных средств поддержки обучения. В рамках этого проекта разработаны два аппаратнопрограммных комплекса «Адаптивная сетевая автоматизированная обучающая система» и «Автоматизированная система управления учебным процессом», которые готовы для использования и были свободно распространены среди учреждений профессионального образования области;

- в области создан и функционирует терри-

ториальный экспертный совет по оценке качества используемых в учебном процессе информационно-образовательных продуктов и оказываемых ОУ ПО информационно-

образовательных услуг;

- в институте и ОУ ПО, готовящих специалистов в области ИТ, активно ведется научноисследовательская работа и разработка основ методического обеспечения процессов информатизации;

- институтом было проведено исследование

в рамках Гранта РГНФ № 08-06- 10108б «Разработка моделей формирования ИКТ-

компетентностей педагогов в системе дополнительного профессионального образования», предполагающее проведение теоретических исследований по обозначенной теме.

В основу проведенного исследования было заложено положение о том, что построение современного педагогического процесса в ОУ ПО, обеспечение адаптации обучающихся к современным условиям, самореализации и раскрытию творческого потенциала личности требует разработки и внедрения иных образовательных технологий, предполагающих использование и оптимальное сочетание традиционных форм, методов обучения и современных ИКТ в рамках современных педагогических моделей.

Для решения данных задач в ходе исследования нами были разработаны: педагогическая модель формирования ИКТ-компетентности профессионально-педагогических работников, в

ЧИППКРО

основу которой был положен разработанный перечень ИКТ-компетенций, необходимых для освоения педагогическими работниками ОУ профессионального образования; разработанная сетевая информационная система и концепция по ее использованию, комплекс частных организационных моделей по реализации педагогической модели в рамках модернизации существующей системы переподготовки и повышения квалификации.

Кроме того, формирование и дальнейшее совершенствование ИКТ-компетентности педагогов в процессе их повышения квалификации в рамках разработанной модели потребовало разработку и реализацию специальной комплексной модульной образовательной программы, разработку алгоритмов формирования индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) освоения ИКТ-компетенций и механизмом по их реализации.

Причем для обеспечения полной эффективности ИОТ, модульных программ, педагогических моделей потребовалось их максимально возможная реализация в сетевом, в дистанционном режиме, так как только постоянная деятельность, рациональная организация собственной жизнедеятельности, проблемное решение задач способно обеспечить личностный рост и полную готовность педагога к продуктивному функционированию в современной информационной среде. С этой целью нами была разработана и реализована сетевая информационная система как элемент специализированной информационно-образовательной среды, представляющая собой совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, образовательного контента, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на достижение поставленных образовательных целей. В результате проделанной работы были достигнуты цели по подготовке профессионально-педагогических работников ОУ ПО в сфере ИКТ и достижению обучающимися конкретного уровня ИКТ-компетентности. Организованный и проведенный мониторинг позволил оценить полученные результаты и под-

твердить правильность принятых решений и теоретических положений.

Разработка и реализация данной модели в дальнейшем позволяет расширить сферу ее охвата и на другие составляющие профессиональной компетентности педагогов, создает основу реорганизации СППК и дополнительного профессионального образования в целом на основе комплексного применения компетентностно-модульного подхода в организации обучения и современных технических средств инновационных технологий в обеспечении данного процесса.

Отдельно следует обратить внимание на одно из перечисленных мероприятий, касающееся подготовки педагогов для системы профессионального образования в учреждении СППК. Значимым результатом проведенных курсов, на наш взгляд, явилась доказанная возможность создавать достаточно серьезные программные продукты учебного назначения самими педагогами, использующими готовые, свободно распространяемые программные средства и инструментальные среды. В ходе занятий преподавателями, имеющими начальный уровень владения средствами ИКТ и ПК, были созданы вполне работоспособные электронные учебники с использованием программной среды MS HTML Help Workshop, программной оболочки по созданию электронных учебников ОСУ 2.07, тестирующие модули с использованием контрольно-тестовой системы Net.2x, был получен навык в использование Web-технологий для создания электронных средств учебного назначения. Таким образом, с одной стороны была заложена основа для дальнейшей работы по разработке и внедрению в учебный процесс адаптированных под нужды каждого отдельно взятого учреждения ПО программных продуктов. С другой стороны, в лице данных преподавателей была сформирована группа педагогов-тьюторов, способных на местах организовать изучение данных программных продуктов в целях их популяризации и активизации самого процесса внедрения ПСУН в ВОП ОУ ПО.

Причем в данном подходе к разработке

ПСУН нами был реализован один из основных подходов к созданию электронных средств обучения - подход снизу вверх, предполагающий постепенное выстраивание электронного продукта (к примеру - электронного учебника) на основе поэтапного внедрения в ВОП электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУ была характерна такая последовательность этапов: подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения занятий; разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических занятий и семинаров; разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля; проектирование и апробация принципов обратной связи; структурирование электронных материалов и формирование базы знаний; в дальнейшем -формирование БД для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса; и наконец создание целостного ЭУ.

Процесс создания ЭУ по предложенной схеме может занять не менее года при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс (учебная программа, конспект лекций, наборы заданий и т.п.) по преподаваемой дисциплине. При этом на создание небольшого электронного пособия или тестирующего модуля для проверки знаний по конкретному блоку изученного учебного материала может потребоваться всего около 1-2 недели в зависимости от квалификации педагога и степени подготовки исходного учебного материала.

При этом такой программный продукт может разрабатываться и самим педагогом, и при помощи специалистов по ИКТ, и при участии обучаемых. Однако во всех случаях преподаватель - автор курса - играет основную роль в оперативной апробации подготавливаемых материалов, их необходимой коррекции и адаптации в соответствии с результатами их применения в ВОП. Однако это только первый этап на пути разрешения противоречий между необходимостью активного использования в ВОП ОУ

ПО современных программных продуктов учебного назначения и практическим отсутствием таких средств у преподавателей системы ПО области.

В соответствии с полученными результатами в дальнейшем для разрешения выявленных проблем и противоречий было признано целесообразным:

- в каждом ОУ ПО более целенаправленно и ответственно планировать и осуществлять мероприятия по внедрению ИКТ в образовательный процесс в соответствии с концепцией построения информационного пространства региона, планируя расходы и на приобретение продуктов, и на стимулирование своих кадров;

- необходимо, разработав перечень требуемого программного обеспечения и ПСУН, приступить к их целенаправленному приобретению или самостоятельной (совместной) разработке;

- приступить к регулярной презентации достижений и результатов разработки и внедрения в образовательный процесс ПСУН, разработать систему обмена и тиражирования наиболее удачных продуктов;

- разработать требования к оформлению программных продуктов, провести их систематизацию и регистрацию на основе разработанного Областного реестра информационных ресурсов, а ОУ ПО - представить необходимые данные для регистрации электронных и программных средств, используемых в образовательном процессе обучения;

- для повышения качества ПСУН разработать требования к их разработке, порядок их регистрации и проведения экспертизы област-

ЧИППКРО

ным экспертным советом, после чего - рекомендовать к широкому использованию;

- расширить систему курсов повышения квалификации за счет привлечения специалистов ОУ ПО, добившихся в данной области наибольших результатов;

- создать персонифицированный банк данных профессионально-педагогических работников, прошедших повышение квалификации или переподготовку по программам информатизации, использующих ИКТ в своей профессиональной деятельности;

- рассмотреть вопрос о создании центров методической поддержки процессов создания и внедрения программных средств учебного назначения в образовательный процесс на базе ОУ ПО - лидеров в сфере ИКТ;

- организовать оперативное информирование субъектов системы ПО региона посредством сетевого взаимодействия об изменениях в нормативно-правовой базе профобразования, проводимых мероприятиях, разработке новых сетевых и иных информационных ресурсов, и порядка доступа к ним.

Реализация данных мероприятий при активном участии учреждений переподготовки и повышения квалификации и конкретных учреждений профессионального образования (НПО, СПО) области, на наш взгляд, заложит основы для разрешения существующих противоречий между потребностью информационного общества в уровне ИКТ-компетентности выпускника и возможностью субъектов системы профессионального образования Кемеровской области по ее формированию имеющимися средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.