В этом аспекте целесообразным представляется обеспечить участие Кузбасского регионального института развития профессионального образования:
• в разработке и реализации комплекса мер по преодолению дисбаланса спроса и предложения на областных рынках труда и образовательных услуг, а также реорганизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования с учётом кадровых потребностей отраслей региональной экономики;
• в создании регионального информационно-ана-
- выставки -
литического центра по формированию заказа системы профессионального образования, областных ресурсных центров подготовки квалифицированных кадров по наиболее значимым для региона видам экономической деятельности;
• в осуществлении мониторинга трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области; внедрения госстандартов нового поколения в учреждениях начального и среднего профессионального образования региона.
формирование икт-компетентности педагогических работников системы профессионального образования
Л. н. Вавилова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО»
С. А. Дочкин, кандидат педагогических наук, доцент, методист научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»
Сегодня от любого работника требуются не только знания, умения, исполнительские навыки, но и сформированные компетентности, лежащие в основе качественного овладения любой профессией. Значит и подготовка педагогов системы профессионального образования (ПО) должна учитывать данную тенденцию и соответствовать ей. Причем именно поиск нужной информации для решения важных проблем и выбор эффективных технологий для организации самообразовательного процесса необходимы взрослому человеку в любой из сфер деятельности. И работники системы ПО относятся именно к той категории, которая остро нуждается в информационных ресурсах в процессе повышения уровня профессиональной компетентности. Соответственно одной из ключевых ком-петентностей становится компетентность в области информационных и коммуникационных технологий -ИКТ-компетентность.
ИКТ-компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога определяет его готовность к работе в условиях информатизации образования. Это личностное качество педагога, его способность решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и ИКТ; характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности; особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценить ситуацию и принять эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя
современные средства ИКТ. Но для эффективного использования возможностей средств ИКТ педагог сам должен обладать полным набором компетенций в области ИКТ. Проблема в том, что в настоящее время не существует общего, определенного для всех педагогов перечня ИКТ-компетенций и механизмов их формирования.
В ходе исследования мы проанализировали перечень компетенций, характерных для профессиональной деятельности преподавателя, и выделили из них компетенции по применению ИКТ в образовательной деятельности. В результате мы определили перечень ИКТ-компетенций, характерных для педагогических работников ПО. Данные ИКТ-компетенции были структурированы в два блока: технологический, включающий технические и программные аспекты использования средств ИКТ, и специализированный блок, предполагающий готовность и способность педагогов использовать средства ИКТ в своей педагогической деятельности. Каждая группа ИКТ-компетенций включает перечень определенных компонентов в виде конкретных умений, навыков, способности и готовности к выполнению действий и операций, а также определенного опыта. Представленные компоненты ИКТ-компе-тенций мы структурировали по уровням усвоения в рамках каждой компетенции, что предполагает последовательное прохождение базового, повышенного, специализированного уровней.
С учетом данных уровней и набора ИКТ-компетен-ций мы составили матрицу ИКТ-компетенций педагогов для проектирования моделей их формирования в
- выставки -
образовательном процессе. Кроме того, мы не ограничили перечень ИКТ-компетенций уровнем освоения средств ИКТ, ведь функции педагогических работников настолько разнообразны, а возможности ИКТ столь широки, что требуется четкая дифференциация ИКТ-компетенций педагогов в зависимости от их непосредственных обязанностей. С этой целью мы разработали набор профильных ИКТ-компетенций, отражающих содержание конкретных должностных обязанностей, перечень умений и навыков в использовании средств ИКТ для выполнения своих функциональных обязанностей.
Особое внимание было уделено практическому формированию ИКТ-компетентности педагогов ПО. На наш взгляд, использование обычных подходов для формирования ИКТ-компетентностей педагога уже недостаточно, требуются иные технологии на основе широкого использования современных средств, оптимальное сочетание традиционных форм, методов обучения и современных ИКТ. Но существующая система переподготовки и повышения квалификации (СППК) не позволяет обеспечить подготовку педагогов, способных осуществить полное «погружение» в информационную образовательную среду. Как результат, только 30 % педагогов после переподготовки в области ИКТ и со стажем педагогической работы свыше 10 лет в последующем используют компьютер в своей педагогической деятельности. Учитывая это, определив перечень ИКТ-компетенций для подготовки педагогических работников ПО, мы подошли к необходимости перестройки СППК профессионально-педагогических кадров, которая могла бы реализовать данные требования.
Мы предложили теоретическую модель, представленную в виде двух уровней - концептуального и технологического. В состав концептуального уровня вошли два основных блока: андрагогический и компетент-ностный. Андрагогический блок основывался на рассмотрении повышения квалификации педагогов как процесса обучения взрослых людей, которые пришли в учреждение дополнительного профессионального образования (ДПО), чтобы продолжить свое профессионально-личностное развитие, развить способности самообразования, повысить свою профессиональную компетентность. Концептуальный блок составили идеи компетентностного подхода, которые нашли свое отражение в индивидуальных образовательных программах (ИОП), основывающихся на компетенциях. Технологический уровень модели формирования ИКТ-компетентности включал алгоритмы формирования ИКТ-компетентности, способы и средства достижения цели и определения критериев и показателей сфор-мированности ИКТ-компетентности педагога. Реализация модели формирования ИКТ-компетентности
педагога предполагала разработку и внедрение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) обучающихся с учётом их образовательных запросов и возможностей, целей обучения, имеющегося времени, других условий, характеризующих образовательный процесс ДПО.
В этом случае обучение понимается как управление обучающимися своей собственной образовательной траекторией, а задача преподавателя, кроме обеспечения деятельности обучающегося по освоению содержания ИОП, помочь обучающемуся выработать собственную технику и приемы работы, необходимые в построении и реализации им своей личной ИОП. Таким образом, организация обучения на основе ИОТ является одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в СППК. Структура ИОТ могла быть различной, мы представили ее следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний обучающегося, продолжительность обучения, ожидаемый результат, ИОП (перечень учебных модулей и учебных элементов), индивидуальный образовательный маршрут, организационно-педагогические условия, формы аттестации достижений обучающегося.
Особое место в составлении ИОП занимает выбор требуемых модулей для освоения, в основе которого -задача овладения конкретной ИКТ-компетентностью на определенном уровне. Для этого в соответствии с перечнем ИКТ-компетенций обучающемуся предлагалось выбрать несколько модулей базового уровня, дополнив их при необходимости набором модулей повышенного или специализированного уровня освоения данной ИКТ-компетентности. Ценность такого подхода в том, что ИОТ позволяли педагогу на основе самооценки и активизации собственных ресурсов преодолеть дефицит профессиональной компетентности, расширить свои компетенции в проектировании учебной деятельности, получить опыт личностно ориентированного обучения.
Механизм реализации модели формирования данных ИКТ-компетенций, включил в себя: систему подготовки педагогов-тьюторов и организацию их сетевого сообщества, научно-методическое сопровождение; систему различных форм повышения квалификации на основе сочетания курсовой подготовки, послекур-совой поддержки деятельности педагогов и дистанционных образовательных технологий (ДОТ); комплекс технологий для обучения педагогических работников; комплекс вариативных учебных программ с учетом уровней ИКТ-компетентности педагогов и специфики предметов; набор ДОТ и средств, используемых в повышении квалификации и консультировании педагогов; механизмы групповых и сетевых форм работы; информационную образовательную среду; контроли-
рующую систему. В организационном плане механизм формирования ИКТ-компетенций педагога системы ПО представлял собой реализацию нескольких частных моделей. Все модели основывались на использовании сетевой информационной системы (СИС) и различались степенью интеграции и уровнем использования в них современных ИКТ. Такой подход позволил сделать возможным оперативную доставку учебных материалов и организацию обратной связи; доступ к образовательному контенту, средствам ИКТ и сервисам обучения с любого рабочего места; представление учебных курсов в мультимедийном виде, создание цифровых учебных материалов с интерактивными
- выставки -
возможностями; общение и сетевое взаимодействие с помощью электронных коммуникаций; и в соответствии с этим - продуктивную самостоятельную работу.
Проведенный мониторинг функционирования модели формирования ИКТ-компетентности педагогов и ее элементов показал их эффективность. Педагогами были достигнуты конкретные уровни ИКТ-компетент-ности в профессиональной деятельности; был отмечен личностный рост, связанный с профессиональной мобильностью, рациональной организацией собственной жизнедеятельности; освоен требуемый набор ИКТ-компетенций, позволяющих осуществлять работу с современным технологическим оснащением.
цифры и факты
за время работы выставки более двух тысяч посетителей приняли участие в работе стендовых презентаций, мастер-классов, научных семинаров, предложенных специалистами гоу «крирпо».
Официальный портал профобразования (www.krirpo.ru) представил пользователям современные интеллектуальные и информационные технологии для осуществления инновационного стиля деятельности и развития системы профессионального образования.
Информационные ресурсы демонстрировались посетителям выставки при помощи информационных терминалов с выходом на сайт ГОУ «КРИРПО» (www.krirpo.ru); каждый участник имел возможность не только воспользоваться ресурсами портала профессионального образования, но и поработать в поисковых системах в нелимитированном режиме времени.
На начало апреля в рейтинге образовательных ресурсов России сайт Кузбасского регионального института развития профессионального образования занимает 40-е место (общее количество сайтов в категории Наука/Техника/ Образование - 26 346) http://top.mail.ru/Rating/ Science-Pedagogics
В рейтинге информационных ресурсов по Кузбассу сайт Кузбасского регионального института развития профессионального образования занимает 30-е место (общее количество сайтов, представленных в рейтинге, 453) http://www.e-kuzbass.ru
Тематический индекс цитирования (ТИЦ) и PR для сайта Кузбасского регионального института развития профессионального образования составили 40 и 4 соответственно*.
*Для справки
Оба показателя (ТИЦ и PR) имеют численные значения и считаются в соответствии с данными о ссылках на сайт, при подсчете PR учитываются ссылки с сайта. ТИЦ - тематический индекс цитирования - применяется для ранжирования страниц в базе в соответствии с поисковыми запросами пользователей. PR (Page Rank, англ.- ранг страницы) - процентный показатель и имеет значение от 1 до 10. PR рассчитывается для каждой страницы отдельно и показывает «важность» страницы в поисковой системе.
78
«образование. карьера. общество» № 2 (24), 2009 г.