Научная статья на тему 'Центр международного сотрудничества, информационной и издательской деятельности'

Центр международного сотрудничества, информационной и издательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр международного сотрудничества, информационной и издательской деятельности»

ние) в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО;

- усилением профессиональной направленности преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях профессионального образования;

- технологиями подготовки к ЕГЭ;

- ИКТ-технологиями;

- активным конкурсным движением обучающихся и студентов образовательных учреждений профессионального образования;

- патриотическим воспитанием обучающихся.

В 2012 году в связи с реорганизацией произошло объединение кафедр общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. В состав кафедры вошли лаборатории: лаборатория мониторинга внедрения ФГОС ПО, лаборатория профилактики и охраны профессионального здоровья.

Мы благодарим образовательные учреждения профессионального образования за плодотворное сотрудничество!

ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ИНФОРМАЦИОННОЙ И ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. В. Павельева, начальник ЦМСИиИД ГОУ «КРИРПО»

В 2005 году в институте создан бизнесцентр, который в 2007 году переименован в центр международного сотрудничества и академической мобильности (ЦАМиМС), а в 2012 - в центр международного сотрудничества, информационной и издательской деятельности (ЦМСИиИД).

В работе центра выделено несколько крупных направлений: реализация международного сотрудничества, подготовка результатов деятельности к внешней экспертизе, реализация социально значимых проектов, позиционирование имиджа института на рынке образовательных услуг, построение единой информационной образовательной среды региона, поддержка и оптимизация ^-инфраструктуры института.

В настоящее время международное сотрудничество Кузбасского регионального института развития профессионального образования выходит на новый этап развития. Мы целенаправленно позиционируем себя в качестве научной площадки для реализации совместных международных проектов, удовлетворяющих интересы региона, в соответствии с приоритетными направлениями деятельности института, обозначенными планом перспективного развития ГОУ «КРИРПО». Развитие и реализация международного сотрудничества подробно описаны в статье данного номера ОКО «География внешних связей Кузбасского регионального института развития профессионального образования».

Одно из успешно реализуемых направлений работы центра - представление результатов де-

ятельности Института на внешнюю общественную экспертизу. Многочисленные победы института в международных выставках, форумах, конгрессах -это заслуга всего коллектива.

В 2012 году сотрудниками института разработаны инновационные проекты «Научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования взрослых в сфере ИКТ» (авторы: Вавилова Л. Н., Дочкин С. А., Павельева Н. В.); «Модернизация системы начального и среднего профессионального образования в целях подготовки кадров рабочих и специалистов для экономически значимых отраслей Кузбасского региона» (авторы: Руднева Е. Л., Панина Т. С., Дочкин С. А.); «Научно-методическое обеспечение развития И-инфраструктуры начального и среднего профессионального образования Кемеровской области» (авторы: Руднева Е. Л., Павельева Н. В., Богданова Л. А.). Все проекты являются победителями и лауреатами конкурсов международных образовательных выставок.

Подробно о результатах участия института в выставочных мероприятиях рассказано в статье

«Внешняя экспертиза деятельности Кузбасского регионального института развития профессионального образования» (в данном номере ОКО).

Следующее крупное направление деятельности центра - развитие и поддержание в актуальном состоянии IT-инфраструктуры института. ГОУ «КРИРПО» - современное, динамично развивающееся образовательное учреждение. Высокая плотность рабочего процесса предъявляет особые требования как к сотрудникам института, так и к IT-инфра-структуре института.

IT-инфраструктура - это организационно-техническое объединение программных, вычислительных и телекоммуникационных средств, связей между ними и эксплуатационного персонала, обеспечивающее предоставление информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, возможностей и услуг работникам (подразделениям) предприятия (организации), необходимых для осуществления профессиональной деятельности и решения соответствующих образовательных задач.

Наш институт выступает основой сетевого обмена знаниями и информацией на официальном портале профессионального образования Кузбасса (www.krirpo.ru), проводя опережающее развитие государственной политики в решении проблем формирования информационной образовательной среды (ИОС) региона.

Пользователи сайта отмечают эргономичный формат и нестандартный подход к организации сетевого взаимодействия, информативность и актуальность представленных ресурсов, высокий научный уровень экспертов. Уникальность сайта института - синдикация с сайтами учреждений профобразования области (обмен информацией между сайтами происходит в автоматическом режиме) и интеграция веб-сервисов и ресурсов. Зарегистрировано доменное имя КРИРПО. РФ, это доменное имя функционирует наравне с уже привычным KRIRPO.RU, благодаря услуге web-forwarding.

На сайте www.krirpo.ru представлены ресурсы для системы профессионального и дополнительного профессионального образования, а также имеются исчерпывающие сведения о деятельности Кузбасского регионального института развития профессионального образования. Здесь оперативно размещается

информация, актуальная для системы профессионального образования Кемеровской области. Работники института взаимодействуют с работниками учреждений профессионального образования с помощью ряда интерактивных ресурсов в режимах онлайн и оф-лайн. На сайте имеются иллюстративные материалы, которые в основном представлены в разделе «Виртуальная выставка».

С целью привлечения ППР к сетевому общению, трансляции накопленного педагогического опыта посредством интернет-сервисов; популяризации свободного программного обеспечения на сайте обсуждаются темы «Свободное программное обеспечение в образовательном процессе учреждений профессионального образования», «Основы информационной безопасности», «Основы работы в пакетах свободного программного обеспечения». Разработаны и размещены в интернет-журнале педагога пошаговые инструкции «Основы работы в сети Интернет», «Установка, настройка СДО eFront», «Создание виртуального стенда на портале профессионального образования Кузбасса», руководство по работе с СДО eFront.

На сайте регулярно организуются онлайн-конференции по вопросам стратегии развития инновационных процессов в профессиональном образовании, интернет-педсоветы, научно-практические семинары и круглые столы с участием ведущих учёных и специалистов-практиков, что способствует согласованию ценностно-смысловых приоритетов участников регионального профессионально-образовательного сообщества.

Важным условием является гласность и доступность результатов деятельности экспериментальных площадок и базовых профессиональных учебных заведений, публичная экспертиза их деятельности и целенаправленное внедрение наиболее перспективных разработок в образовательную практику. На сайте института организовано дистанционное обучение на основе реализации различных моделей обучения (интеграция очных и дистанционных форм работы):

- модели сетевого обучения с использованием автономных курсов дистанционного обучения (формируется информационно-коммуникационная предметная среда);

- модели сетевого обучения и кейс-технологий;

- разрабатываются организационные и технологические основы модели на основе видеоконференций и интерактивного телевидения.

На общей площадке объединены электронные образовательные ресурсы системы профессионального образования Кемеровской области:

Областной реестр информационных ресурсов. Открытый депозитарий образовательных ресурсов, база данных научно-технической информации. Хранилище данных с регламентом доступа и обеспечением возможности навигации.

Виртуальная выставка. Многофункциональный информационно-аналитический ресурс, демонстрация инновационных и интеграционных процессов в УПО.

База данных научных фондов. База организаций, поддерживающих и финансирующих совместные научно-исследовательские проекты.

Электронный деканат. Справочно-инфор-мационная система, база данных аттестации, системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки ППР.

Интернет-журнал педагога. Виртуальное методическое объединение ППР, площадка для сетевого общения, демонстрации и популяризации передового педагогического опыта.

Сетевая методическая копилка. Доступ к актуальным материалам по вопросам профессионального образования на принципах сетевой организации.

Сервис анкетирования и голосования. Сбор первичных данных для исследования мнений, изучения целевой аудитории, статистических наблюдений, экспресс-опросов.

Сервер дистанционного обучения на базе СДО «Прометей». Интерактивное обучение с применением интернет-технологий. Поддержка трансляции мультимедийных материалов.

Система проведения видеоконференций и вебинаров Mirapolis Virtual Room.

Проведение мероприятий в режиме реального времени, демонстрация презентаций, видеороликов и аудиоматериалов.

Авторизированный тестовый центр ECDL, стандарт «Европейские компьютерные права». Унификация процесса подготовки кадров и внедрения информационных систем, эффективность государственного управ-

ления. Международно-признанная сертификация и мониторинг компьютерной грамотности и ИКТ- компетентности ППР. Тестирование на соответствие стандарту компьютерной грамотности с выдачей сертификатов и пластиковых карт международного образца.

За отчетный период разработаны три раздела: «Федеральные проекты», «Университеты третьего возраста» «10-летие института».

Раздел «Федеральные проекты» (http:// krirpo.ru/project ) предназначен для размещения информации об участии института в разработке и реализации различных федеральных проектов и программ в области профессионального образования.

В 2011 году институтом был разработан проект по обучению пожилого населения работе с персональным компьютером «Пенсионер online». В помощь обучающимся по данной программе был создан раздел «Университеты третьего возраста» (http://krirpo.ru/ univer). В данном разделе размещена информации по доступу посредством сети Интернет к социальным сервисам и электронным услугам, предоставляемым как федеральными, так и местными органами власти и госучреждениями.

В 2012 году ГОУ «КРИРПО» исполняется 10 лет, это обусловило создание юбилейного раздела на сайте института (http://krirpo.ru/10-let). В данном разделе представлена информация о мероприятиях института, размещены фотогалерея сотрудников и значимых мероприятий. Также имеется возможность оставить поздравление.

Разработаны и размещены разделы: «Информационные ресурсы» (посвященный государственно-общественному управлению в образовательном учреждении); «Экологическая безопасность» (посвященный вопросам экологии); «Дополнительное профессиональное образование взрослых» (посвященный вопросам повышения квалификации, профессиональной подготовки, а также особенностям обучения взрослых); «Университет третьего возраста», «Федеральные проекты», «Юбилей института».

Одним из разделов сайта является страница доступа к электронному каталогу (www.lib. krirpo.ru), который содержит информацию обо всей литературе, имеющейся в фонде библиотеки. В институте библиотечный каталог ве-

Главная страница

Информация

Структура

» Факультеты »Кафедры » Библиотека

»Учебно-методический центр

охраны труда » Центр международного

сотрудничества, информационной и издательской деятельности » Испытательная лаборатория » Научно-аналитический центр » Аспирантура »Центр профориентации и

постинтернатного сопровождения » Мультимедиа центр Деятельность Дистанционное обучение Ресурсы

Полезные ссылки Авторизованный тестовый центр ЕСО!_

Федеральные проекты

дется полностью в электронном виде без дублирования традиционного карточного каталога в лицензионной автоматизированной информационно-библиотечной системе ИРБИС (правообладатель ИРБИС - ГОУ «КРИРПО», бессрочно согласно договору с ГПНТБ СО РАН № 20-2004И от 19.04.2005). Электронный каталог содержит более 9 500 записей и состоит из следующих баз данных: «Книги института», «Периодика и статьи», «Издания ГОУ «КРИРПО», «Периодика ГОУ «КРИРПО», «Дипломные работы по дополнительным профессиональным образовательным программам переподготовки»; с 2012 года в связи с открытием отдела аспирантуры электронный каталог пополнился базами данных «Авторефераты» и «Диссертации». Электронный каталог библиотеки ГОУ «КРИРПО» имеет гибкую систему поиска по различным критериям; в 2011 году зарегистрирован в ФГУП НТЦ «Ин-формрегистр» (государственный регистрационный № 0321100182).

На сайте имеется раздел «Центр ДО», реализованный посредством системы дистанционного обучения «Прометей». Данная система позволяет в полной мере организовать процесс дистанционного обучения учреждения дополнительного профессионального образования. Режим доступа: http://dlc.krirpo.ru.

Структура сайта соответствует современным требованиям, предъявляемым к корпо-

ративным сайтам, представляет собой логически выдержанную совокупность разделов, раскрытую тремя дублирующими друг друга меню (вверху, внизу, справа), обеспечивающих удобную навигацию. Навигационное меню является отражением структуры сайта, которое видит пользователь, попадая на ресурс, поэтому оно полностью (в идеале) соответствует структуре сайта. Помимо основного меню, реализовано два дополнительных меню с выпадающим списком разделов, открывающих доступ к наиболее востребованным разделам сайта. Имеется система поиска по сайту и карта сайта. Карта сайта удобна как для пользователя (можно найти любую страницу сайта), так и для поискового робота (с этой страницы он может проиндексировать по ссылке любую другую страницу сайта).

Специалисты института проводят предварительный анализ внутренних ссылок на сайте с целью определения влияния их структуры на работу роботов-индексаторов. Ссылочная структура способствует обходу нужных и важных страниц в первую очередь. Ссылочная структура сайта продумана с точки зрения удобства посетителя. Названия основных разделов, расположенные на главной странице, несут общую информацию о содержимом, а в подразделе детализируют ее. Таким образом, пользователь, двигаясь по сайту, целенаправленно перемещается от

47 -

общего к частному. Упор сделан на создании логической цепочки. Используются короткие заголовки для разделов и подразделов с применением ключевых слов, по которым продвигается интернет-ресурс.

Дизайн сайта института - спроектированная сотрудник центра структура веб-ресурса, отличающаяся оригинальностью применения цветовых и технических решений, обеспечивающая эстетическое восприятие и удобство пользования веб-ресурсом. Представленный интернет-ресурс выполняет имиджевую роль, создавая образ Кузбасского регионального института развития профессионального образования, что помогает более эффективно представлять образовательные товары, услуги и информацию. Элементы gif-анимации «оживляют» главную страницу сайта, делают ее привлекательной для посетителей. Также на сайте используются элементы визуальной поддержки информации, такие как лента новостей, банеры-ссылки, gif-анимация, ниспадающие меню.

В 2012 году сайт института добавлен в два авторитетных рейтинга RamblerTOP 100 и Livelnternet. На данный момент сайт института находится на 659 месте из 6401 сайта в Категории «Образование» Ramler TOP 100 и на 1481 месте из 14313 сайтов в категории «Обучение» рейтинга LiveInternet.

В настоящее время общее число единиц вычислительной техники достигло 90, в том числе персональных компьютеров и ноутбуков - 84, серверов - 4, мобильных киосков - 2. Конгресс-система RCF, установленная в зале ученого совета института, позволяет проводить интерактивные мероприятия.

Модернизация компьютерного класса института (заменены системные блоки) позволила использовать на занятиях современные версии программных продуктов. Каждое рабочее место в классе оборудовано наушниками. Это позволяет слушателям в полной мере использовать возможности мультимедиа.

- 48

С введением электронного читального зала на 10 посадочных мест количество локальных сетей института увеличилось до 4.

Локальная сеть второго корпуса в полном объеме переведена на беспроводную технологию, это позволяет легко масштабировать данный сегмент сети, а также более гибко настраивать рабочее пространство сотрудников института. Для повышения качества проводимых занятий, а также мотивации ППР к применению современных технических средств две учебных аудитории института оборудованы интерактивными досками SmartBoard Unify 680 и PolyVision Eno 2615A, в которых применяются различные технологии позиционирования.

Большая роль в IT-инфраструктуре института отводится web-ресурсам. Портал «Профессиональное образование Кузбасса» объе-Быцанова диняет электронные

Валентина Ефремовна, образовательные ре-сотрудник центра сурсы, разработанные

для системы профессионального образования Кемеровской области. При разработке ресурсов портала применялись современные web-технологии: JavaScript / Java, CGI, CSS, PHP, Flash, DHTML, XHTML. Использование данных технологий позволило значительно расширить возможности портала, за счет добавления к страницам активных элементов, подсчета статистики обращений к ресурсам портала, авторизованного доступа к дополнительному функционалу разделов портала и т. д.

В качестве технологической платформы используется телекоммуникационный сервер Aquarius T40 S26 на базе процессора Intel Xeon 3110, использование мощного процессора в совокупности с 8 Гб оперативной памяти позволяет обеспечивать высокую доступность ресурсов портала, независимо от количества посетителей.

Программной платформой для данного сервера была выбрана ОС Windows 2003 Server как наиболее надежная из имеющихся на рынке операционных систем. В качестве web-сервера установлен Apache и Apache Tomcat, а в качестве сервера баз данных

Ильиных Андрей Юрьевич,

используются MySQL и PostgreSQL. Данные программные продукты являются прекрасной основой для организации web-серверов различного уровня.

В 2011 году в структуре института произошли изменения. Добавилось новое подразделение: «Центр профессиональной ориентации и постинтернатного сопровождения». В связи с этим руководством института была поставлена задача по разработке справочно-информационной базы данных «Региональный банк данных о выпускниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Совместно с сотрудниками ДОиН составлено техническое задание на ее разработку. В настоящее время разработка закончена, база данных протестирована сотрудниками института.

Нашими сотрудниками создается фонд собственных образовательных программ повышения квалификации в области академической мобильности и международного сотрудничества, в рамках которого развернут центр сертификации компьютерной грамотности по программе ECDL. Большое значение придается реализации социально значимых образовательных проектов. В 2011 году реализован благотворительный социально значимый проект «Пенсионер онлайн», направленный на повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области путем обеспечения доступности образовательных, медицинских и социальных услуг.

Две недели пожилые люди обучались основам работы на компьютере и в сети Интернет. Для этого разработана специальная программа обучения, учитывающая специфику восприятия людей старшего возраста. Методика обучения основана на концепции, что пожилые люди не столько не хотят или не могут ис-

пользовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.

Специалисты института обучили слушателей основам компьютерной грамотности, научили пользоваться Интернетом и электронной почтой, общаться в социальных сетях. Главный акцент был сделан на развитии умений пожилых людей работать в системах получения госуслуг в электронном виде.

Пенсионеры отметили, что теперь они смогут общаться со знакомыми и близкими, проживающими в любой точке мира (отправлять и получать письма по электронной почте; совершать видеозвонки через программу Skype; общаться в реальном времени через программу ICQ; искать в сети необходимую информацию; работать с различными онлайн-сервисами сети, архивами и библиотеками; совершать покупки в интернет-магазинах; оплачивать онлайн различные ежемесячные платежи, пополнять баланс сотового телефона; обратиться к любому чиновнику, не выходя из дома, и др.

В рамках проекта разработан и вручен каждому выпускнику буклет «Информационный мир людей старшего возраста: социально значимые ресурсы сети Интернет».

Мы всегда готовы к обмену опытом, инновациями и результатами экспериментальной работы. Но главной наградой для нас является то, что у нас появляется больше партнеров и единомышленников. В следующее десятилетие мы вступаем с достойными результатами и, конечно же, с далеко идущими планами.

Савельев Вадим Валерьевич, сотрудник центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.