Научная статья на тему 'Технологии демонстрации инновационных практик и трансляции передовых педагогических решений'

Технологии демонстрации инновационных практик и трансляции передовых педагогических решений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии демонстрации инновационных практик и трансляции передовых педагогических решений»

в конкурсе, подготовка экспоната становится уникальным опытом для ваших специалистов. Да и, что уж скрывать, само чувство, когда стоишь на сцене с наградой (весомым доказательством успеха твоей компании), становится мощным стимулом в движении вперед!

Я склонна подозревать в добром лукавстве тех, кто говорит: «У нашей компании и так много наград, это никому сегодня не интересно и ничего не доказывает». Наград лишних не бывает!

Порой делимся с коллегами опытом международного участия, часто слышу: «Мы выставлялись в...Мюнхене (Дюссельдорфе, Милане, Стамбуле), потратили кучу денег, а результаты ничтожны». Да, участие в международных выставках требует значительных затрат и более тщательной подготовки, опыта, принимать решение об участии следует только после детальной проработки вопроса. Хорошо, если у вашей организации в этой стране (городе) уже налажены партнерские отношения, деловые знакомства и вы нацелены на продвижение своей продукции на рынке, на заключение контракта. Но даже если таких планов на сегодня нет, то все же стоит задуматься о посещении международных выставок. Колоссальный опыт, тенденции и специфика рынка, новые идеи - это лишь то немногое, что дает вдумчивое подготовленное посещение выставки. Наши специалисты посещают многие

выставки за рубежом, как правило, стараемся совместить такие поездки с посещением крупных производственных предприятий, обслуживающих организации, интересных объектов в стране и, конечно, с культурной программой.

Несомненно, выставки сегодня претерпевают множество изменений, но остаются эффективным инструментом для бизнеса. Все более значимыми становятся неофициальные коммуникации, но главное достоинство выставок остается неизменным - новые и уже устоявшиеся контакты, укрепление имиджа, изучение рынка. В поддержку традиционным все активнее внедряются новые технологии: различные вебинары, видеоконференции, кейс-клубы и прочее. Для любой компании участие в работе выставки - это возможность получать актуальную информацию, это способ продвижения вперед и возможность быть на пике времени.

Сейчас мы разрабатываем концепцию участия в выставках на ближайший год, готовимся к выступлению на общероссийском конгрессе Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций, составляем графики поездок на специализированные семинары.

Желаю всем интересных выставок и конференций, энергичной и результативной работы в компании профессионалов, чувства удовлетворенности своим делом!

ТЕХНОЛОГИИ ДЕМОНСТРАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК И ТРАНСЛЯЦИИ ПЕРЕДОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Н. В. Павельева, начальник центра академической мобильности и международного сотрудничества ГОУ «КРИРПО»

Сегодня выставочная деятельность - это показатель развития страны, демонстрирующий, как развивается государство в области науки и промышленности. Несмотря на существующие проблемы, выставочная деятельность в России неуклонно развивается - обладая потенциалом развития, отечественный выставочный бизнес вырабатывает новые продуманные подходы к достойному представлению достижений и возможностей российского профессионального образования.

Государственные ориентиры образовательной политики - активное продвижение образовательных продуктов и услуг, симбиоз профессионального образования и производства, интеграция России с международными образовательными системами. Все эти важные направления получают широкое обсуждение на образовательных выставках.

Не секрет, что многие недочеты, типичные ошибки, трудности и неприятности экспонентов происходят из-за недостаточно высокой выставочной культуры как устроителей, так и участников выставки. На образовательных выставках в силу их специфики это проявляется особенно ярко. Особенность их в том, что они имеют дело не столько с новинками образования, педагогическими находками и нововведениями, сколько с теми, кто все это с энтузиазмом представляет, и теми, кто это заинтересованно анализирует и оценивает, принимает или отвергает.

К выставочному движению образовательной сферы в последнее время заметно растет интерес российского научно-педагогического сообщества: в фокусе - выставки учебных средств общего и специализированного характера, материалов, оборудования и приборов для процесса обучения, средств информации и коммуникации, инновационных идей и опыта, программ, моделей, педагогических технологий и т. д. Здесь преподаватели, ученые, управленцы, социальные партнеры обсуждают, оценивают, просвещают, обмениваются опытом. В поле зрения научного сообщества ценности, цели, функции, структура, технология и техника образовательных выставок, эффекты, «продукты», ресурсы и механизмы развития выставочной деятельности, внутренняя и внешняя среда выставочных процессов.

Фактически сегодня в России сложился социальный заказ на образовательные выставки не только как на полигон экспресс-апробаций новшеств и нововведений, на новый канал выявления и продвижения ценностей, но и как на инструмент и одновременно экспериментальную лабораторию изучения общественного влияния на процессы обновления и усиления роли образования в жизни регионов, страны, общества.

Отметим наиболее эффективные формы обмена информацией на выставках. Одна из них -обязательный атрибут образовательной выставки - научно-практическая программа (конгресс-ная часть), привлекающая тысячи специалистов. Как правило, она включает следующие разделы: научный (конференции, симпозиумы, семинары); практический (творческие мастерские, мастер-классы, экспериментальные площадки), дискуссионный (круглые столы, пилотные проекты) и презентационный.

Другая форма связана с работой на стендах, экспериментальных площадках, манежах выставки. Здесь многое зависит от экспонента, который решает, что именно необходимо представить в экспозиции для достижения своих целей и как лучше это сделать, кто сможет профессионально работать на стенде и оценить перспективность контактов, заказы на выставленные новинки, объем и уровень информации для будущей работы.

Наконец, третья эффективная форма обмена информацией, педагогическим опытом - конкурсная программа выставки. Обычно она содержит профессиональные и творческие конкурсы, разбитые на номинации, представляющие своеобразный и действенный механизм общественной экспертизы педагогических достижений.

С чего начать подготовку к конкурсу?

Внимательно изучите основные документы и материалы конкурса! Прежде всего, необходимо ознакомиться с официальным положением о

конкурсе, так как оно дает общие представления об устроителях, порядке проведения конкурса, жюри и т. д.

Уточните направление (тематику) и номинации конкурса на предстоящую выставку! Направление конкурса и номинации определяются на каждую выставку не менее чем за 12 месяцев до ее начала. Впервые с ними знакомят научно-педагогическую общественность во время торжественной церемонии подведения итогов конкурса, то есть ровно за год.

Начинайте готовиться к конкурсу заблаговременно!

Конкурс требует от участников основательной подготовки, усилий и времени. Здесь крайне нежелательна поспешность - одна из самых распространенных ошибок, которая порой мешает представить экспонаты (порою настоящие находки) в выгодном свете. И никакие слова, вроде «извините, на выставке не хватило времени на конкурс» не спасают.

Изучите критерии оценки экспонатов по номинациям! Это поможет сориентироваться, учесть технологическую специфику требования жюри. Сделать акцент в аннотации на наиболее сильные стороны экспоната, выбрать правильный ракурс в комплектовании сопровождающих материалов.

Учитывайте специфику работы жюри на выставке: на рассмотрение, обсуждение, оценку и ранжирование заявленных на конкурс экспонатов отводится двое с половиной суток. Как же это обстоятельство может быть учтено? Прежде всего необходимо взвешенно и точно по отношению к экспонату выбрать номинацию. Времени на какие-то уточнения, согласования по заявке практически нет, то есть, если экспонат - методическое пособие, то вряд ли стоит его заявлять в номинации «образовательные модели», даже при наличии меньшей конкуренции в указанной номинации. К сожалению, подобные ошибки, фактически снимающие с участия в конкурсе, встречаются довольно часто.

Помогите жюри оперативно и взвешенно оценить ваш экспонат! Важным фактором успеха в конкурсе, конечно же, является правильно подобранный комплект материалов, сопровождающих экспонат. Он должен максимально помогать жюри быстро и компетентно работать. Крайне желательно, чтобы в этом комплекте была аннотация, раскрывающая ценность экспоната (глубину содержания, новизну, отличие от аналогов, качество оформления). Не последнюю роль при оценке экспоната могут играть отзывы, отклики в прессе, рецензии, авторские свидетельства, патенты - все, что может служить прямой или косвенной оценкой. Это, как и аннотация, поможет

сделать решение жюри более точным, ускорить и упростить его.

Учитывайте специфику образовательной выставки! Образовательная выставка имеет существенную особенность для понимания и оценки ее экспонатов, в отличие, например, от обуви, мебели и т. д . Здесь требуются особые, более основательные пояснения, демонстрации, обсуждения, апробации. И потому, совершенно естественно и весьма полезно проводить презентации участвующих в конкурсе экспонатов. Эффективные презентации - особое искусство, и всем, кто собирается участвовать в выставках и бороться за золотые медали, стоит им овладеть, как, впрочем, и другими компонентами выставочной культуры.

Технология презентаций - это тема особого разговора. Многие ошибки участников конкурса случаются от неумения, или, что еще досаднее, от нежелания использовать презентации - ресурс высвечивания ценности экспоната. Обратите внимание на СМИ! И уж, конечно, залогом успешного участия в конкурсе является умение обратить на себя внимание специализированных СМИ. Их влияние может сказаться и в следующем году.

Используйте ресурсы выставок и конкурсов для поддержки и продвижения социальнозначимых инициатив, инновационных идей и опыта! Здесь не последнюю роль играет приглашение известных педагогов, авторитетных ученых, управленцев познакомиться с экспозицией на стенде, посмотреть презентацию новинок, принять участие в церемонии награждения лауреатов конкурса.

Проведите мастер-класс или творческую мастерскую, чтобы подчеркнуть практическую направленность и инструментально-методическую оснащенность технологии, актуальность, соответствие возрастным особенностям обучающихся, качество оформления методического пособия, оригинальность, технологичность, своеобразие структурной организации образовательной модели и т. д. В этом случае VIP-приглашенные имеют возможность участвовать в обсуждении, собственными глазами увидеть интерес и внимание педагогической общественности к тем или иным экспонатам.

Эффект участия в конкурсе не только и даже не столько в награде. Безусловно, успех и награда приятны. Они повышают профессиональный престиж, положительно влияют на ваш статус. Кроме этого, если тот или иной экспонат благодаря высокой оценке конкурса, вниманию и поддержке педагогической общественности на выставке становится ценностью, то появляются особые ресурсы для его продвижения и внедрения - а их необходимо использовать!

Поддержке профессиональной, общественной и инновационной практики уделяется особое

внимание в региональной системе профессионального образования. В рамках системного подхода в решении вопросов опережающего развития профессионального образования Кемеровской области авторскими коллективами института разрабатываются учебно-методические пособия, образовательные проекты, инновационные разработки, которые представляются на конкурсы. Номинированные образовательные услуги и продукты транслируются и пропагандируются на всех уровнях профессионального образования Кемеровской области.

Использование в учебном процессе авторских научно-исследовательских разработок не только повышает инновационный уровень педагогического мастерства, но и существенно улучшает такие показатели учебного процесса, как мотивацию изучения предмета, личную заинтересованность в овладении знаниями, интерес к научно-исследовательской работе.

Участие в российских и международных выставках дает возможность демонстрировать результаты реализации основных направлений и стратегию модернизации профессионального образования и науки.

Институт принимает активное участие в кон-грессной программе, предлагаемой организаторами выставок. Это дает возможность использовать наиболее эффективные формы обмена информацией, повышать степень решения конкретных практических вопросов и проблем, обеспечивать широкие междисциплинарные взаимодействия исследователей, специализирующихся в различных областях науки и образования.

Каждой выставке предшествует подготовительная работа - ежегодно обновляются информационные баннеры (2 стенда МахМ, 2 динамических стенда, бокс-трибуна, 2 кубических призмы, 18 демонстрационных стендов); разрабатываются и издаются информационные, рекламные, имиджевые буклеты, календари, сувенирная продукция.

ГОУ «КРИРПО» - собственник интеллектуальных продуктов; лауреат региональных и федеральных конкурсов и проектов; обладатель российских и международных грантов. Деятельность института отмечена международными дипломами, золотыми медалями и знаками отличия.

За период 2010-2011 гг. Институт принял участие 5 международных выставках, представив инновационные проекты на внешнюю экспертизу деятельности. В 2011 году Институт стал обладателем наград:

Новокузнецк, XIII специализированная выставка-ярмарка «Образование. Карьера. Занятость» и I специализированная выставка «Дети. Спорт. Здоровье»

Золотая медаль за разработку проекта среднесрочной региональной целевой программы «Комплексная программа развития профессионального образования Кемеровской области на 2011 - 2013 годы»;

Серебряная медаль за разработку и внедрение комплекса моделей интеграции учреждений профессионального образования.

Серебряная медаль за учебное издание «Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования».

Серебряная медаль за разработку инновационного проекта «Комплексное научно-методическое обеспечение по организации системы безопасности и охраны труда в учреждениях профессионального образования».

Серебряная медаль за высокий уровень организации выставочной экспозиции.

Бронзовая медаль за разработку и опыт реализации инновационного проекта «Профессиональное образование. Профессиональное здоровье. Профессиональное долголетие».

Диплом за систему поддержки реализации опыта гражданского образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования посредством журнала «Образование. Карьера. Общество».

V юбилейный конгресс-выставка «Global Education - Образование без границ»:

Диплом лауреата за проект «Интеграция учреждений профессионального образования в учреждения и комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования».

Диплом за проект «Комплексное научно-методическое обеспечение по организации системы безопасности и охраны труда в учреждениях профессионального образования».

Диплом за проект «Профессиональное образование. Профессиональное здоровье. Профессиональное долголетие».

Диплом за высокий уровень выставочной культуры и демонстрацию инновационных достижений профессионального образования Кемеровской области.

Диплом за активное участие в проведении научно-деловой части международного конгресса «Global Education - Образование без границ».

Диплом за активное участие в V конгрессе-выставке «Global Education - Образование без границ».

Распространение результатов деятельности Института осуществляется через сетевую социальную сеть базовых учреждений НПО и СПО, работодателей, социальных партнеров; информационную систему «Интернет-журнал педагога»; многофункциональный информационный ресурс «Виртуальная выставка профессионального об-

разования». «Интернет-журнал педагога» - социальная сеть (программная база CMS Drupal), предназначенная для эффективного сетевого взаимодействия профессионально-педагогических работников. Виртуальное методическое объединение построено по принципам социальной сети - включает систему блогов (интернет-дневников) преподавателей с выделением групп и объединений. Режим доступа: http://krirpo.ru/igp

Институт открыт для партнёрства и сотрудничества, активно интегрируется в российское и международное научное и педагогическое сообщество.

На базе Института создана Ассоциация учреждений профессионального образования Сибирского федерального округа; работает Кузбасское региональное отделение Академии педагогических и социальных наук; действуют корпункты общероссийских журналов «Известия Российской академии образования», «Профессиональное образование», «Образование и общество».

Ректор Института является экспертом сетевой комплексной информационно-аналитической системы «Экспертиза образовательных проектов» (http://www.edu-expert.ru), сетевым экспертом и участником Всероссийского интернет-педсовета (http://pedsovet.org).

Институт является участником сетевой Официальной площадки Года учителя (проект реализуется Национальным фондом подготовки кадров, http://www.openclass.ru/2010/content/103678), членом Межгосударственной ассоциации профессионального дополнительного образования (Москва), Союза руководителей и учредителей дополнительного профессионального образования (Москва), Сибирской ассоциации образования взрослых (Красноярск), Центра активных методик (С-Петербург).

При активном участии Института создано Сибирское отделение Российского совета по сравнительной педагогике (совместно с Академией педагогических наук Казахстана). Установлены партнёрские связи с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ, научно-исследовательскими институтами Российской академии образования, Северо-Западным агентством международных программ (г. Санкт-Петербург), Псковской региональной ассоциацией образования взрослых, Международным Институтом Развития «ЭкоПро», областной общественной организацией «Знание».

Создан Сетевой открытый Гражданский Университет с целью реализации программ образования взрослых, выстроенных на основе компе-тентностного подхода, технологий ускоренного обучения (FAST TRACK).

Налажено международное сотрудничество с Азербайджанской нефтяной академией, Европейским институтом продуктивного обучения (^Е), Александрийским институтом Хельсинкского университета, Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Налажено сотрудничество в области образования взрослых с Институтом образования Лондонского университета, Институтом высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институтом по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов (IIZ/DVV), Сибирской ассоциацией образования взрослых, гражданской Ассамблеей (Красноярск), Центром активных методик и др.

В рамках повышения качества профессионального образования и развития академической мобильности в регионе на основе кооперации с международным образовательным и научным сообществом реализован ряд программных мероприятий. За данный период создана База данных научных фондов, работающая в режиме

интернет-взаимодействия, объединившая в себе и базы данных «Программы поддержки международного сотрудничества», «Организации и фонды, поддерживающие и финансирующие совместные научно-исследовательские проекты».

Таким образом, сегодня мы говорим о значительной роли нематериальных интеллектуальных активов в выставочной деятельности. Воспринимаемая потребителями ценность образовательного продукта во многом уникальна и зависит от концепции этого продукта, способа его презентации потребителю, профессионализма «продавца». Поэтому понимание необходимости участия в выставочных мероприятиях, налаживание эффективных механизмов международного сотрудничества, дифференцирования образовательных продуктов и услуг в интеграции с другими информационными технологиями и в то же время в «отстройке» от них играет ключевую роль в развитии профессионального образования, демонстрации передовых педагогических методик и популяризации педагогических инноваций.

КУЗБАССКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

В. И. Сахарова, докт. пед. наук, профессор, член-корреспондент АПСН, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО»

Академия педагогических и социальных наук (АПСН) существует уже 18 лет. Самым ценным в деятельности Академии являются научные и личностные связи членов данной организации, способствующие профессиональному развитию каждого ее члена.

Во многих регионах России и стран СНГ созданы и плодотворно работают национальные и региональные отделения АПСН (Азербайджанское, Армянское, Башкирское, Волго-Вятское, Воронежское, Дальневосточное, Киргизское, Кузбасское, Кубанское, Орловское, Самарское, Северо-Кавказское, Таджикское, Татарское), в рамках которых ведется научно-исследовательская деятельность по наиболее актуальным проблемам отечественного образования и воспитания детей и молодежи.

Кузбасское региональное отделение Академии педагогических и социальных наук, сформированное в 1999 году и возглавляемое доктором педагогических наук, профессором, заслуженным учителем РФ, действительным членом АПСН Татьяной Семеновной Паниной, обратилось к руководству АПСН с предложением отражать на страницах журнала «Известия АПСН» конкретные результаты деятельности региональных отделе-

ний, что позволит ученым не только обмениваться информацией, но и использовать ее для более тщательного и аргументированного анализа положения дел в образовании различных регионов России. Предложение было одобрено Президиумом АПСН, и в апреле 2010 года на пленарном заседании годичного собрания прозвучало представление Кузбасского регионального отделения АПСН, и опубликовано 11 статей действительных членов и членов-корреспондентов данного отделения в журнале «Известия АПСН».

Сегодня в составе Кузбасского регионального отделения АПСН 25 ведущих ученых и специалистов Кемеровской области - представители государственных учреждений: Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Кемеровского государственного университета, Кузбасского технического университета, Кемеровского института Российского государственного торгово-экономического университета, Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, представители педагогического колледжа и горнотехнического техникума региона, областного психолого-валеологического цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.