создание информационного образовательного пространства Кузбасса на базе портала профессионального образования
В. В. Савельев, методист центра академической мобильности и международного сотрудничества ГОУ «КРИРПО»
Актуальность работ по созданию единого информационного образовательного пространства региона обусловлена, в первую очередь, потребностями современного образования и научных исследований, требующих для своей реализации объединения усилий больших коллективов специалистов, оперативного обмена информацией, использования территориально распределенных информационно-вычислительных и образовательных ресурсов [3].
Основной целью федеральной целевой программы «Электронная Россия» и ряда правительственных инициатив является создание единого информационного образовательного пространства на всей территории Российской Федерации. Создание единого информационного образовательного пространства региона — комплексный многоступенчатый процесс, включающий последовательную реализацию программ федерального и регионального уровней, направленных на повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала. Информационные технологии в новом образовательном пространстве становятся накопителем интеллектуального потенциала и основным носителем информации [1].
Главной целью создания информационного образовательного пространства региона является представление полной информации о его образовательном потенциале при главной ориентации на максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых по самому широкому диапазону учебных курсов, специальностей, уровням профессионального образования, об учебных заведениях и их информационно-образовательных ресурсах независимо от места нахождения как обучаемого, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения главной цели в процессе создания единого информационного образовательного пространства региона должны быть решены следующие основные задачи:
- независимость отдельного учебного заведения в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса, проведении своей экономической политики;
- обеспечение любого учебного заведения типовым набором сервисных служб, обеспечивающих реализацию всех этапов обучения, включая документирование хода учебного процесса;
- конфиденциальность информации, находящейся в виртуальном представительстве каждого учебного заведения;
- автоматизация процесса каталогизации информационных ресурсов среды и иных параметров, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых любым учебным заведением, входящим в виртуальное образовательное пространство;
- создание возможностей профессионального общения научных и педагогических кадров независимо от их места нахождения или работы;
- автоматизация сбора и представления статистических и иных интегральных показателей работы как всего пространства в целом, так и учебных заведений в его составе;
- обеспечение мониторинга пространства, сбора замечаний и предложений, механизма совершенствования;
- создание центра консалтинга и обучения, обеспечивающего потребности административных и технических сотрудников виртуальных представительств в получении дополнительной информации и в консультациях, а также профессорско-преподавательского состава в методиках ведения сетевого учебного процесса и обмена опытом работы в среде;
- создание общедоступной базы данных нормативно-правовых актов федеральных и региональных исполнительных и законодательных органов, особенно различных органов управления образования, и баз данных иных документов, регламентирующих функционирование информационного образовательного пространства [4].
Важнейшим элементом нового информационного образовательного пространства являются образовательные порталы. Интегрированные в единую образовательную систему, порталы создают возможности для дополнительного образования, повышения квалификации, получения необходимой информации по интересующим вопросам в любой момент времени [1].
В последние годы активно происходило развитие телекоммуникационных сетей и информационных тех-
нологий, внедрение их в образовательный процесс. Но осуществлялась эта деятельность, во многом, стихийно, несогласованно, что приводило к неэффективности и дополнительным затратам.
Хотя все накопленные ресурсы разрозненны и не систематичны, они составляют основу для организации регионального информационного сервиса. Для обеспечения систематизации и структуризации уже созданных и создаваемых информационных ресурсов необходимо размещение соответствующих баз данных, а также различных информационных сервисов на портале профессионального образования, поддержкой и развитием которого будет заниматься региональный ресурсный центр.
Основной задачей регионального ресурсного центра является формирование инфраструктуры единого образовательного информационного пространства Кемеровской области путем интеграции ведущих образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в области создания и распространения электронных образовательных ресурсов.
В Кемеровской области ресурсным центром системы начального и среднего профессионального образования регионального уровня является Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, который осуществляет следующие основные функции:
- общая организация работы сети территориальных ресурсных центров;
- предоставление консультаций и оказание технической поддержки образовательным учреждениям области по вопросам внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий;
- координация выполнения наиболее сложных проектно-технических и учебно-методических работ по развитию инфраструктуры единого информационного образовательного пространства региона;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей и педагогического состава образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
- непосредственная работа с органами управления образованием в регионе;
- участие в формировании региональных программ создания и развития единого информационного образовательного пространства Кемеровской области, координация работ по реализации этих программ;
- непосредственное выполнение значительной части работ по созданию и развитию единого информационного образовательного пространства в области;
- осуществление руководства территориальными ресурсными центрами и предоставление им научно-методической, организационной и технической поддержки.
На сегодняшний день на портале профессионального образования Кузбасса (www.krirpo.ru) размещены следующие электронные информационные ресурсы:
1. Областной реестр информационных ресурсов, баз данных научно-технической информации, информации учебного назначения и электронных средств обучения в учреждениях начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования.
Основными возможностями реестра являются сбор, систематизация и накопление библиографических описаний информационных образовательных ресурсов, создаваемых работниками образовательных учреждений, а также гибкая система поиска по различным критериям.
2. Виртуальная выставка — это:
- размещение сведений о вашем образовательном учреждении на образовательном портале Кузбасса, объединяющем сайты территориальных ресурсных центров;
- возможность разместить на специализированных информационных разделах виртуального стенда подробные комментарии своих специалистов, аудио-, видеоматериалы, баннеры и ссылки своих партнеров, а также иную актуальную для вашего образовательного учреждения информацию;
- простота и удобство использования ресурса, позволяющие посетителям виртуальных выставок получить подробную информацию о вашем образовательном учреждении непосредственно на рабочем месте, вне зависимости от географического местоположения пользователя;
- возможность оперативно корректировать информацию об образовательном учреждении, ваших предложениях, достижениях и т. д.;
- увеличение посещаемости и, как следствие, подъём в рейтингах официального сайта образовательного учреждения за счет ссылок, размещённых на виртуальном стенде.
3. База данных научных фондов
База организаций, поддерживающих и финансирующих совместные научно-исследовательские проекты педагогических работников.
4. Электронный деканат
Справочно-информационная система аттестации, системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессионально-педагогических работников. Данный ресурс позволяет просматривать сведения о пройденных, а также предстоящих курсах повышения квалификации.
5. Интернет-журнал педагога
Виртуальное методическое объединение преподавателей, площадка для сетевого общения, демонстрации и популяризации передового педагогического опыта.
6. Сетевая методическая копилка
Доступ к актуальным материалам по вопросам профессионального образования на принципах сетевой организации.
7. Сервис анкетирования и голосования
Возможность проведения сбора первичных данных для исследования мнений, изучения целевой аудитории, статистических наблюдений, экспресс-опросов.
8. Сервер дистанционного обучения на базе СДО «Прометей»
Интерактивное обучение с применением интернет-технологий.
9. Форум
Обсуждение актуальных проблем профессионального образования
10. «Авторизованный тестовый центр ECDL»
Данный ресурс предоставляет возможность пройти тестирование на соответствие стандарту компьютерной грамотности и получить сертификат и пластиковую карту международного образца (международные компьютерные права).
В ближайшее время планируется размещение на портале профессионального образования Кузбасса следующих баз данных и сервисов:
- Образовательные учреждения Кемеровской области;
- Гранты в области образования;
- Аннотированная база данных полезных и наиболее интересных интернет-ресурсов в сфере профессионального образования;
- Виртуальная приемная ректора ГОУ «КРИРПО»;
- Запись на курсы повышения квалификации, семинары и т. д.
Список литературы
1. Береговой, В. И., Иванников, А. Д., Тихонов, А. Н. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict. edu.ru/ft/001676/Ivannikov.pdf.
2. Граванова, Ю. Образовательные порталы России [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/ eduportal.
3. Демкин, В. П., Майер, Г В. Ресурсные центры федеральных округов в системе образования// Телематика [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Электронные тек-
стовые данные. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&d=light&id_ sec=45&id_thesis=1258&r=thesisDesc.
4. Орчиков, В. Г. Опыт создания прототипа образовательного портала в рамках НИР «Разработка методологии создания систем образовательных порталов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.ict. edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc &d=light&id_sec=46&id_thesis=1295.
5. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред [Текст] / А. И. Башмаков, В. А. Старых; под ред. А. Н. Тихонова; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 719 с.
Награды профессионально-педагогических работников системы начального профессионального образования за 2006 - 2010 годы
Медаль «За веру и добро» - 166
Медаль «За достойное воспитание детей» - 124
Медаль «Материнская доблесть» - 2
Ценный подарок Губернатора Кемеровской области (Золотые часы) - 11
Почетная грамота Администрации Кемеровской области - 545
Благодарственное письмо Администрации Кемеровской области - 436