Научная статья на тему 'Проверка эффективности разработанной системы повышения квалификации педагогов в области создания электронных ресурсов на основе использования образовательных порталов'

Проверка эффективности разработанной системы повышения квалификации педагогов в области создания электронных ресурсов на основе использования образовательных порталов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус Е. С.

В настоящее время существует проблема, которая состоит в поиске подходов к созданию системы повышения квалификации педагогов в области информатики, основанных на использовании образовательных порталов и ориентированных на обучение технологиям создания ОЭР. В процессе решения данной проблемы были определены методы обучения созданию ОЭР с учетом особенностей использования образовательных порталов; разработан интернет-портал «Teach EER», важнейшей функцией которого является предоставление педагогам всех необходимых ресурсов для разработки и использования новых образовательных электронных ресурсов; разработан комплекс практических заданий и упражнений для обучения педагогов разработке ОЭР на основе использования ресурсов образовательных интернет-порталов и экспериментально проверена эффективность разработанной системы повышения квалификации в области создания электронных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоус Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проверка эффективности разработанной системы повышения квалификации педагогов в области создания электронных ресурсов на основе использования образовательных порталов»

УДК 377.4

ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ

© 2013 Е. С. Белоус

аспирант каф. методики преподавания информатики и информационных технологий e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В настоящее время существует проблема, которая состоит в поиске подходов к созданию системы повышения квалификации педагогов в области информатики, основанных на использовании образовательных порталов и ориентированных на обучение технологиям создания ОЭР. В процессе решения данной проблемы были определены методы обучения созданию ОЭР с учетом особенностей использования образовательных порталов; разработан интернет-портал «Teach EER», важнейшей функцией которого является предоставление педагогам всех необходимых ресурсов для разработки и использования новых образовательных электронных ресурсов; разработан комплекс практических заданий и упражнений для обучения педагогов разработке ОЭР на основе использования ресурсов образовательных интернет-порталов и экспериментально проверена эффективность разработанной системы повышения квалификации в области создания электронных ресурсов.

Ключевые слова - образовательный электронный ресурс, система повышения квалификации педагогов по информатике, образовательные интернет-порталы, педагогический эксперимент.

В настоящее время возросла потребность в повышении квалификации педагогов в области информатики, обусловленная высокими темпами развития информационных технологий, постоянной разработкой и совершенствованием аппаратных и программных средств, которые служат средством увеличения производительности труда преподавателей и обучающихся, рациональным способом повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, механизмом обеспечения качественного образования [Можаева, Шакирова 2010: 552-559].

Система повышения квалификации педагогов в области информатики в условиях модернизации образования направлена на формирование информационной компетентности, проявляющейся в готовности и способности использовать средства и возможности современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности с целью повышения эффективности процесса обучения [Комелина 2005: 91-94].

Внедрение ИКТ в образовательный процесс школы порождает комплекс проблем, связанных с разработкой и содержательным наполнением образовательных электронных ресурсов, используемых в сфере образования. Проведенные исследования в этой области сформировали основу теории разработки и применения таких ресурсов. Одним из нормативных документов в этой области является «Концепция создания образовательных электронных изданий и ресурсов». Согласно данной концепции, можно определить образовательный электронный ресурс (ОЭР) как совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, обрабатываемой и представляемой с помощью компьютерной техники,

опубликованной на любом электронном носителе или в компьютерной сети, представляющей собой систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающий творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в этой области [Григорьев, Гриншкун, Демкин 2002].

Одновременно с применением ОЭР в системе образования используются образовательные порталы. Создание образовательных порталов способствует логическому упорядочиванию таких ресурсов, их систематизации и структурированию.

Анализ качества ОЭР, созданных педагогами, показывает, что вопросы отбора и корректного представления в них содержательного материала остаются не проработанными из-за недостаточной подготовки к проектированию и разработке электронных ресурсов. В связи с этим на первый план выходит повышение квалификации педагогов в области создания ОЭР.

Вместе с тем система повышения квалификации педагогов в области создания ОЭР, предусматривающая использование образовательных порталов, до сих пор не являлась предметом детального исследования.

В связи с этим была определена проблема, состоящая в поиске подходов к созданию системы повышения квалификации педагогов в области информатики, основанных на использовании образовательных порталов и ориентированных на обучение технологиям создания ОЭР.

Для решения данной проблемы была разработана система повышения квалификации педагогов в области информатики, основанная на использовании образовательных порталов и включающая в себя спецкурс «Разработка электронного ресурса с использованием образовательных порталов», основной целью которого является формирование основных методологических и технологических подходов к разработке электронного ресурса и развитие практических навыков в области создания различных видов электронных ресурсов с использованием интернет-порталов, и непосредственно интернет-портал (в рамках данного исследования был создан интернет-портал «Teach EER»), важнейшей функцией которого как учебно-методического центра является предоставление пользователям всех необходимых ресурсов для разработки и использования новых ОЭР.

В рамках данной системы повышения квалификации были сформулированы следующие методы обучения: проблемно-поисковый метод с использованием интернет -порталов для повышения квалификации учителей в области информатики; метод проекта на основе использования интернет-порталов; метод информационного моделирования процесса разработки электронного ресурса с использованием интернет-порталов.

Все вышеперечисленные методы самостоятельного обучения педагогов созданию электронных ресурсов находят свою реализацию в комплексе практических заданий, разработанных в поддержку спецкурса «Разработка электронного ресурса с использованием образовательных порталов» для проведения практических занятий.

Для проверки эффективности разработанной системы повышения квалификации педагогов в области создания ОЭР был проведен педагогический эксперимент. Экспериментальное исследование было направлено на достижение следующих целей:

1) выявление уровня профессиональной подготовки педагогов в области разработки и применения ОЭР;

2) проверка эффективности предлагаемой системы повышения квалификации педагогов в рамках создания ОЭР с применением разработанного интернет-портала «Teach EER».

На первом этапе педагогического эксперимента (констатирующий) изучалась проблема, связанная с разработкой и применением педагогами ОЭР в учебном процессе. В связи с этим были исследованы действующие курсы повышения квалификации педагогов, действующие учебные стандарты, передовой российский и зарубежный опыт разработки и использования ОЭР в учебном процессе. В то же время в ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование учителей, с целью выявления уровня их профессиональной подготовки в области разработки и применения ОЭР.

Результаты анкетирования показали: 89% опрошенных считают себя неготовыми к разработке и использованию ОЭР в профессиональной деятельности (рис. 1). Из предложенных восьми причин неготовности педагогов к разработке и использованию ОЭР большинство опрошенных учителей отмечают: низкий уровень знаний и умений в области информатики, необходимый для постоянного использования ОЭР в учебном процессе, - 78% .

' .¡Педагоги,готовые к разработке ОЭР

ГЛ|педагоги,неготов ые к разработке ОЭР

Рис. 1. Готовность педагогов к разработке ОЭР

Причины неготовности педагогов к разработке ОЭР

Причины Педагоги из ОБОШИ «Школа-интернат №4», % Педагоги из МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15», % Общее кол- во педагогов, %

Низкий уровень знаний и умений в области информатики, необходимый для постоянного использования ОЭР в учебном процессе 38 40 78

Недостаточное отражение вопросов применения и создания ОЭР в литературе 22,7 18 40,7

Нежелание отказываться от традиционной методики обучения и внедрять в учебный процесс новые технологии 9 11 20

Отсутствие знаний, умений и опыта, необходимых для разработки ОЭР 37 34,5 71,5

Недостаточное количество курсов повышения квалификации, целью которых является формирование знаний и умений применения ОЭР 39 35 74

Отсутствие положительного опыта по разработке и применению ОЭР и как следствие - интереса к организации учебного процесса с применением ОЭР 32 39 71

Низкий уровень компьютеризации учебных заведений 4,5 2,7 7,2

Прочие факторы 0 0 0

Таким образом, первый этап эксперимента подтвердил необходимость разработки соответствующей системы повышения квалификации педагогов в области создания ОЭР, основанной на использовании образовательных порталов.

В ходе формирующего этапа педагогического эксперимента были выбраны две группы, сформированные из педагогов: экспериментальная - 55 человек (28 педагогов из ОБОШИ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования №4» и 27 педагогов из МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15») и контрольная -54 человека (по 27 педагогов из каждого перечисленного общеобразовательного учреждения).

Эксперимент проводился в два этапа: в 2011-2012 гг. - первичное тестирование (до обучения педагогов созданию ОЭР, основанного на использовании интернет-портала), в 2012-2013 гг. - вторичное тестирование (по окончании обучения педагогов созданию ОЭР, основанного на использовании интернет-портала).

Результаты выполнения теста экспериментальной и контрольной группы на начало обучения представлены следующей диаграммой (рис. 2).

20

-ЯШ— ИННк^И

Л

0-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 количество баллов

25

5

0

[Щ|]Экспериментальные(%) ^Контрольные(%)

Рис. 2. Результаты теста в начале обучения

В ходе формирующего этапа педагогического эксперимента на основе сравнения результативности по окончании обучения в контрольной и экспериментальной группе анализировались результаты выполнения педагогами тестовых заданий в области создания ОЭР с помощью разработанного образовательного портала «Teach EER»; получены результаты, отраженные на диаграмме (рис. 3).

30

25

_ 20

н

! 15

о

а

= 10

5 0

•у.

i — —

ш 7П

0-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 количество баллов

[Щ|| Экспериментальные Контрольные

Рис. 3. Сравнение результативности обучения педагогов контрольной и экспериментальной группы созданию ОЭР, основанного на использовании образовательного портала «Teach EER»

Для проверки гипотезы на данном этапе исследования использовался критерий Стьюдента - общее название для статистических тестов, в которых статистика

критерия имеет распределение Стьюдента. Наиболее часто t-критерии применяются для проверки равенства средних значений в двух выборках:

1) нулевая гипотеза (Н0), согласно которой разница между распределениями недостоверна; предполагается что различие недостаточно значительно, и поэтому распределения относятся к одной и той же популяции, а независимая переменная не оказывает никакого влияния;

2) альтернативная гипотеза (Нх), какой является рабочая гипотеза нашего исследования. В соответствии с этой гипотезой различия между обоими распределениями достаточно значимы и обусловлены влиянием независимой переменной.

Основной принцип метода проверки гипотез состоит в том, что выдвигается нулевая гипотеза Н0, для того чтобы попытаться опровергнуть ее и тем самым подтвердить альтернативную гипотезу Нх. Действительно, если результаты статистического теста, используемого для анализа разницы между средними, окажутся таковы, что позволят отбросить Н0, это будет означать, что верна Нх, то есть выдвинутая рабочая гипотеза подтверждается.

По полученным в педагогическом эксперименте статистическим показателям можно сделать вывод: полученный в эксперименте критерий Стьюдента (t) больше, чем значение критерия Стьюдента табличного (tK) для уровня достоверности р=0,05, найденное в таблице (t=5,67>tK=1,98), значит можно отбросить нулевую гипотезу (Н0) и принять альтернативную гипотезу (Нх), то есть считать разницу средних достоверной.

На основании вышеизложенного результата формирующего этапа эксперимента является вывод о том, что эффективность обучения педагогов разработке ОЭР повысилась после внедрения в систему повышения квалификации методов обучения посредством образовательного интернет-портала «Teach EER».

Проведенное экспериментальное исследование доказало, что обучение педагогов созданию ОЭР с учетом особенностей использования образовательных интернет-порталов способствует повышению квалификации учителей в области информатики, а также подготовки педагогов к постоянному применению собственно разработанных ресурсов в учебном процессе школы.

Библиографический список

Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов - шаг на пути к качественному образованию [Электронный ресурс] // Материалы XII Междунар. конф.-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2002»). URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec =38&id_thesis=716 (дата обращения: 14.05.2013).

Комелина Е.В. Анализ мотивации использования ИКТ педагогами в своей профессиональной деятельности // Материалы Всерос. науч.-практической конф. «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании». Йошкар-Ола, 2005. С. 91-94.

Можаева Г.В., Шакирова А.Р. Повышение квалификации педагогов в связи с развитием социально-педагогических сообществ // Материалы международ. науч.-практической конф. «Интернет в образовании». 12 октября 2009 г. - 1 апреля 2010 г., Москва. М., 2010. C. 552-559.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.