Научная статья на тему 'Интернет-портал с курсом повышения квалификации по информатике как средство обучения педагогов созданию электронных ресурсов'

Интернет-портал с курсом повышения квалификации по информатике как средство обучения педагогов созданию электронных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАТИКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус Е. С.

В настоящее время существует проблема, которая заключается в противоречии между возрастающей ролью и необходимостью подготовки учителей к созданию образовательных электронных ресурсов (ОЭР) и отсутствием научно обоснованной методической системы подготовки педагогов к данному виду профессиональной деятельности. В процессе решения данной проблемы был разработан курс повышения квалификации по информатике, нацеленный на обучение созданию ОЭР. Для более успешного усвоения педагогами знаний по созданию ОЭР также был разработан образовательный интернет – портал, важнейшей функцией которого как учебно-методического центра является предоставление пользователям всех необходимых ресурсов для разработки и использования новых образовательных электронных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоус Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-портал с курсом повышения квалификации по информатике как средство обучения педагогов созданию электронных ресурсов»

УДК 377.4

ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ С КУРСОМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Е.С. БЕЛОУС

Курский

государственный

университет

e-mail:

esbelous@mail.ru

В настоящее время существует проблема, которая заключается в противоречии между возрастающей ролью и необходимостью подготовки учителей к созданию образовательных электронных ресурсов (ОЭР) и отсутствием научно обоснованной методической системы подготовки педагогов к данному виду профессиональной деятельности. В процессе решения данной проблемы был разработан курс повышения квалификации по информатике, нацеленный на обучение созданию ОЭР. Для более успешного усвоения педагогами знаний по созданию ОЭР также был разработан образовательный интернет - портал, важнейшей функцией которого как учебно-методического центра является предоставление пользователям всех необходимых ресурсов для разработки и использования новых образовательных электронных ресурсов.

Ключевые слова: интернет-портал, курс повышения квалификации, информатика, электронные ресурсы.

Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Как известно, это детерминировало широкое использование в учебном процессе образовательных электронных ресурсов, однако, такой процесс невозможен без специальной подготовки учителей. В настоящее время возникла необходимость комплексной подготовки учителя к созданию образовательных электронных ресурсов, направленных на достижение новых образовательных результатов.

Современное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование иного образа и способа мышления, приспособленных к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов, жизни человеческого сообщества и деятельности самого человека. В связи с этим актуализируется проблема подготовки учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе в условиях повышения квалификации.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов, связанных с подготовкой в вузе учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и определением целей, содержания, методологии и методики обучения информатике и ИКТ будущих педагогов [4,6]; с созданием условий для овладения учителями информационными технологиями как средствами информатизации [5,7].

Образовательный электронный ресурс (далее - ОЭР) рассматривается исследователями при изучении характеристик и свойств информационных образовательных, дидактических компьютерных сред [2]; в рамках информационного подхода определяются функции и дидактический потенциал информационных образовательных ресурсов [3]. В работах ученых Институтов содержания и методов обучения и информатизации образования РАО описываются конкретные ОЭР, используемые в среднем и высшем образовании [1]. В трудах А.А. Андреева, Е.С. Полат, А.Н. Тихонова и др. раскрывается потенциал Интернет-ресурсов как особого вида ОЭР для организации дистанционного обучения.

Вместе с тем подготовка учителей к созданию ОЭР в системе постдипломного образования не являлась до настоящего времени объектом специального исследования. Выделение аспекта создания ОЭР как отдельного направления исследования осуществлено в основном на методологическом уровне. При этом в поле зрения были не все этапы

создания образовательных электронных ресурсов, а только их реализация средствами ИКТ. В настоящее время возникла необходимость в осуществлении подготовки учителя не только к использованию средств ИКТ, но и к готовности проектирования, разработке и созданию методики внедрения ОЭР.

В последние годы обострились противоречия между:

резко увеличивающейся сферой использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя и существующей практикой обучения ИКТ в ВУЗе и на курсах повышения квалификации (целевая ориентация преимущественно на формирование пользовательских умений);

необходимостью построения системы подготовки учителей к созданию ОЭР в условиях повышения квалификации работников образования и отсутствием в науке методических подходов к организации такой подготовки;

проявлением устойчивой тенденции к разработке учителями ОЭР (использование разнообразного программного обеспечения, расширение перечня умений по работе с информацией в профессиограмме современного учителя, овладение различными технологиями обработки информации) и неразработанностью методики внедрения ОЭР в учебный процесс;

созданием современных ОЭР и неэффективностью их использования в условиях реализации традиционной системы обучения.

Это определяет проблему, которая заключается в противоречии между возрастающей ролью и необходимостью подготовки учителей к созданию ОЭР и отсутствием научно обоснованной методической системы подготовки педагогов к данному виду профессиональной деятельности, включающей в себя три уровня готовности: проектирование, разработка и методика внедрения ОЭР в образовательный процесс, а также эффективностью использования созданных электронных ресурсов в новой образовательной среде, ориентированной на достижение современных образовательных результатов.

В процессе решения данной проблемы был разработан курс повышения квалификации по информатике, нацеленный на обучение созданию ОЭР.

Цель курса: ознакомление педагогов с методикой разработки собственных электронных образовательных ресурсов, а также формирование готовности учителей к использованию ОЭР, что способствует повышению эффективности деятельности учителей, а также обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Задачи курса:

1) Формирование системы знаний о современных ОЭР.

2)Формирование системы умений по отбору ОЭР, реализации различных моделей организации деятельности учащихся (учебной и внеучебной) на основе ОЭР в процессе обучения.

3) Формирование системы знаний об особенностях создания ОЭР, о формировании учебной деятельности на основе использования ОЭР.

В результате освоения курса повышения квалификации по информатике педагоги должны уметь разрабатывать простые ОЭР с помощью доступных и целесообразно выбранных инструментов ИКТ, разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ОЭР при обучении, понимать особенности организации деятельности учащихся по изучению учебного содержания на основе использования ОЭР, а также владеть базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами и основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).

Процесс обучения включает в себя чтение лекций, проведение практических заня-

О О <*—' О у. О

тий, а также организацию самостоятельной работы слушателей. В ходе лекций педагоги знакомятся с наиболее важными, существенными для достижения цели обучения по про-

грамме, вопросами, составляющими базу для качественного усвоения содержания программы повышения квалификации. В процессе практических занятий организуется деятельность, направленная на формирование у слушателей компетенций, обеспечивающих профессиональное владение ими рассматриваемым инструментарием (ОЭР) для решения задач, возникающих в деятельности учителя: включение учащихся в активную познавательную деятельность на всех этапах формирования элементов учебного содержания; формирование информационной и алгоритмической культуры; разработка дидактического обеспечения самостоятельной деятельности на основе ОЭР в процессе обучения и т.п. При проведении практических занятии реализуются различные формы их проведения и взаимодействия слушателей и преподавателя: беседы; имитация диалога; дискуссии (групповые и коллективные); деловые игры; семинары; обучающие миниконференции, имитирующие деятельность учащихся; коллективная, групповая и парная работа; элементы деятельности по проектированию различных форм деятельности учащихся; лабораторные работы в компьютерном классе при изучении содержания коллекций ОЭР; презентация результатов индивидуальной и групповой работы на занятиях и самостоятельной работы по выполнению заданий.

Для более успешного усвоения педагогами знаний по созданию ОЭР также был разработан образовательный интернет - портал, важнейшей функцией которого как учебно-методического центра является предоставление пользователям всех необходимых ресурсов для разработки и использования новых образовательных электронных ресурсов. Данная функция реализована с помощью конструктора портала (фильтра отбора содержания по заданным параметрам), который позволяет пользователю создавать новые образовательные электронные ресурсы и решать свои учебные задачи с одного клиентского рабочего места.

Эта особенность отличает данный портал от ранее созданных порталов. Разрабатывая интернет - портал, мы исходили из того, что главная проблема сегодня состоит не в том, чтобы собрать и разместить обильные, но разрозненные электронные ресурсы, а в серьезном дефиците высококачественных образовательных продуктов. Поэтому контентные группы портала не ограничивают свои функции поиском и обработкой готовой продукции, они активно продуцируют новые образовательные продукты.

Основные функции портала заключаются в следующем: выявление ресурсов; экспертный отбор ресурсов; обработка, описание и рецензирование ресурсов; классификация и систематизация ресурсов; создание возможностей поиска ресурсов; производство новых ресурсов; консультации по работе с ресурсами;

вовлечение новых образовательных ресурсов в учебный процесс; обсуждение проблем по созданию и внедрению созданных в процессе обучения ресурсов в образовательный процесс.

Структура интернет-портала представлена на рисунке 1.

Функционирование портала предполагает разворачивание определенных видов деятельности, связанных с коллективными обсуждениями образовательных и научных проблем посредством форумов, консультаций онлайн, но оно невозможно без информационного наполнения, контента, ведь его полнота и структурированность в большей степени определяют эффективность использования всего портала в учебном процессе.

Поэтому весь объем представляемой на портале информации разбит на несколько категорий:

- учебно-методическая информация;

- административная информация;

- техническая информация.

Логическое структурирование учебного материала на интернет - портале позволяет пользователю получить четкую, хорошо организованную структуру, выделение кото-

рой позволяет увидеть богатство внутренних связей и их гармоничность и обоснованность.

Рис. 1. Структура портала

Разработанный Интернет-портал с курсом повышения квалификации по информатике подвергся экспериментальной проверке. Педагогический эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Курска. Цель эксперимента заключалась в оценке эффективности разработанного интернет - портала с курсом повышения квалификации по информатике в подготовке педагогов к проектированию, разработке и внедрению ОЭР в образовательный процесс.

Эксперимент включал в себя два этапа: констатирующий и формирующий. На констатирующем этапе определялись образовательные потребности и возможности использования ОЭР в образовательном процессе, место электронных ресурсов в выбранной учителем образовательной технологии, методические функции и педагогическое назначение ОЭР, требуемые уровни технической и методической подготовки учителей, выявлялась степень понимания учителями важности и значимости внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс для достижения новых образовательных результатов. Основным методом исследования на этом этапе было собеседование, анкетирование, демонстрационные лабораторные занятия. Результаты констатирующей стадии эксперимента показали необходимость подготовки учителей ко всем трем этапам создания ОЭР.

В ходе обучающей части формирующего этапа эксперимента контрольная группа учителей (77 обучающихся), используя разработанный учебный курс повышения квалификации и образовательный интернет - портал, проводила работу по проектированию и разработке ОЭР. В ходе контрольной части формирующего этапа осуществлялась проверка степени сформированности уровней готовности учителей к созданию ОЭР. Экспериментальная группа учителей, пройдя все стадии обучения по созданию ОЭР, демонстри-

ровала готовность к комплексному использованию электронных ресурсов в своей профессиональной деятельности, а именно использованию ОЭР в ходе решения обучающимися учебных ситуаций, состоящих из действий исполнительских (тренировка уже сформированных действий) и ориентировочных (действие лишь формируется), которые помогут сформировать у них ключевые навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и отбора информации, а также создадут условия для профессионального выбора учащихся.

Проанализировав в целом результаты эксперимента, мы получили следующую диагностическую картину оценки качества ОЭР, а именно его влияния на достижение новых образовательных результатов (рис. 2).

Учебно-

познавательная

компетенция

Информационная

компетенция

25,7

Коммуникативная

компетенция

1

2

3

Ряд 1 - ОЭР, созданный учителем самостоятельно без применения интернет-портала и курса повышения квалификации

Ряд 2 - ОЭР, созданный учителем в результате применения курса повышения квалификации и интернет-портала по созданию ОЭР.

Рис. 2. Показатели влияния ОЭР на достижение новых образовательных результатов

В результате проведенного эксперимента было выявлено, что педагоги, использующие учебный курс совместно с интернет - порталом по созданию ОЭР, демонстрировали высокие показатели качества обученности учащихся в ходе срезовых и контрольных работ в школе, а также при решении олимпиадных заданий ситуативного характера, высокий уровень сформированных учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций. Последовательный и комплексный подход к созданию ОЭР позволил увеличить количество учителей-предметников систематически использующих электронные ресурсы в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. История, теория и практика разработки и эксплуатации образовательных электронных изданий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. - М.: Изд-во РУДН, 2003. № 2. С.214-221.

2. Кузнецов А. А., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Образовательные и электронные издания и ресурсы. // Дрофа: 2009. С. 84 - 86.

3. Кузнецов А. А., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Образовательные и электронные издания и ресурсы. // Дрофа: 2009. С. 84 - 86. С. 113 - 116.

4. Кузнецов А.А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах //ИНФО, 1997, №6.-с. 13-21.

5. Лавина Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Дис. канд. пед. наук. - М., 1996. С. 53 - 58.

6. Лапчик М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатики школы в педагогических вузах: Автореферат дисс. д-ра пед. наук: (13.00.02) / Омск. гос. пед. ун-т. М.,

1999. - 81 с. Библиограф.: с. 60-81.

7. Роберт И.В. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. М., 2000, № 10, с. 26-36.

INTERNET-PORTAL WITH COURSES OF IMPROVEMENT OF TEACHERS OF QUALIFICATION ON INFORMATICSAS A TUTORIAL FOR CREATING THE ELECTRONIC RESOURCES

E.S. BELOUS

Kursk State University e-mail:

esbelous@mail.ru

Currently, there is a problem, which consists in contradiction between the increasing role and the need for teacher training to the creation of educational electronic resources (EER) and the lack of scientific methodological system of teacher training for this type of professional activity. In the process of solving this problem a course of advanced training of computer science was developed that aims to study the creation of EER. For a more successful mastering of knowledge of the creation of EER by teachers an educational Web - portal was also developed, the most important function of this Web - portal as an educa- tional-methodical center is to provide users all the necessary resources for the development and use of new educational electronic resources.

Key words: internet-portal, course of advanced training, information technology, electronic resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.