Научная статья на тему 'Образовательные ресурсы сети Интернет, направленные на повышение эффективности обучения информатике в педагогическом колледже'

Образовательные ресурсы сети Интернет, направленные на повышение эффективности обучения информатике в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАТИКА / ОБУЧЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / THE INTERNET / EDUCATIONAL ELECTRONIC RESOURCES / COMPUTER SCIENCE / EDUCATION / THE TEACHER OF COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженова Светлана Анатольевна

В статье описаны представленные в сети Интернет образовательные электронные ресурсы различных типов (электронный курс лекций, лабораторный практикум, электронный задачник, электронный учебник, образовательные ресурсы для тестирования и оценки знаний), которые способны повысить эффективность обучения информатике в педагогическом колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баженова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational resources of a network the internet, directed on increase of a learning efficiency to computer science in a teacher training college

In article educational electronic resources of various types (an electronic course of lectures, a laboratory practical work, the electronic book of problems, the electronic textbook, educational resources for testing and an estimation of knowledge) which are capable to raise a learning efficiency to computer science in a teacher training college are described presented to networks the Internet.

Текст научной работы на тему «Образовательные ресурсы сети Интернет, направленные на повышение эффективности обучения информатике в педагогическом колледже»

ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

С.А. Баженова

Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет 2-ой Сельскохозяйственный пр., 4, Москва, Россия, 129226

В статье описаны представленные в сети Интернет образовательные электронные ресурсы различных типов (электронный курс лекций, лабораторный практикум, электронный задачник, электронный учебник, образовательные ресурсы для тестирования и оценки знаний), которые способны повысить эффективность обучения информатике в педагогическом колледже.

Ключевые слова: Интернет, образовательные электронные ресурсы, информатика, обучение, учитель информатики.

Особенностью современного этапа информатизации среднего профессионального образования (СПО) является стремление к интеграции различных электронных средств и ресурсов, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний студентов, электронные учебники и тренажеры, в единые программно-методические комплексы. Единый подход к описанию и научно-педагогическому исследованию всех вышеперечисленных средств информатизации можно осуществить, определив единое понятие образовательного электронного ресурса, базируясь на дидактических целях и преимуществах практического использования подобных средств в обучении информатике. Существует подход, предложенный С.Г. Григорьевым и В.В. Гриншкуном к определению образовательного электронного ресурса в два этапа через более общее понятие электронного ресурса, применение которого возможно не только в сфере образования. В этом случае электронным ресурсом (ЭР) предлагается считать совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной информации, видео-, фотоинформации и др. В одном электронном ресурсе могут быть выделены ин-

формационные или информационно-справочные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронный ресурс может быть исполнен на любом электронном носителе, а также опубликован в электронной компьютерной сети.

Образовательный электронный ресурс (ОЭР) представляет собой электронный ресурс, адаптированный к условиям его использования в сфере образования. В частности, ОЭР должен содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в той или иной области образования. ОЭР, применяемый для получения профессионального образования, должен отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Согласно осуществленным исследованиям подобный электронный ресурс не может быть переведен в бумажный вариант (распечатан) без потери дидактических свойств [1].

Одной из форм представления ОЭР в глобальной сети являются интернет-каталоги, содержащие в себе в том числе и ресурсы по информатике. Такие каталоги представляют собой мощные коллекции ссылок на образовательные ресурсы, опубликованные в сети Интернет.

Одним из таких каталогов является информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru). Эта информационная система систематизирует и интегрирует сведения об электронных образовательных и научных ресурсах вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования для широкого круга пользователей из числа студентов и преподавателей, представителей органов управления образованием, педагогической и научной общественности, а также предоставляет свободный доступ с использованием технологий сети Интернет к собственным электронным научно-образовательным ресурсам: библиотеке полнотекстовых учебных и методических материалов, каталогу образовательных интернет-ресурсов, новостным лентам образовательной тематики, глоссарию терминов, покрывающему все предметные области образования и педагогической науки. Ресурс имеет глоссарий, в котором дается толкование терминов как для профессионалов, так и для учащихся.

Другим примером электронного каталога является ресурс федерального центра информационно-образовательных ресурсов, который имеет хранилище ЭОР (http://eor.edu.ru/), предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения. Коллекция включает в себя образовательные электронные ресурсы по различным дисциплинам, но прежде всего ориентирована на систему общего образования.

В ходе проведенной нами работы были проанализированы и отобраны те ОЭР, которые позволят повысить эффективность обучения информатике в педагогическом колледже. Мы ориентировались на классификацию ОЭР, данную в диссертационном исследовании А.А. Телегина [2]. Согласно подобной класси-

фикации ресурсы, предназначенные для дистанционного и очного обучения как самостоятельного, так и регулируемого каким-либо курсом, целесообразно разделить на следующие типы: электронный курс лекций; лабораторный практикум; электронный задачник; электронный учебник; ЭОР для тестирования и оценки знаний; ОЭР центров дистанционного обучения и центров тестирования.

Таким образом, основными критериями отбора ОЭР является, во-первых, возможность ОЭР повысить эффективность обучения информатике, а во-вторых, направленность на систему СПО, а именно на обучение в педагогическом колледже. Взяв за основу обозначенные критерии и описанную классификацию, были отобраны ОЭР для повышения эффективности обучения информатике в педагогическом колледже. Дадим их описание.

На сайте http://window.edu.ru/window_catalog/files/r56191/nkfi11.pdf представлен ОЭР, который содержит теоретический материал по дисциплине «Информатика». Ресурс является электронным курсом лекций и при обучении информатике в педагогическом коллеже может быть эффективен, поскольку отражает все содержательно-методические линии. Особенно подробно рассмотрены темы, касающиеся компьютерных сетей.

Для обучения основам программирования на языке Паскаль в педагогическом колледже наиболее эффективным может служить ЭОР, опубликованный на сайте http://borlpasc.narod.ru/docym/kratk.htm. данный ЭОР представляет собой электронный курс лекций.

Были отобраны ОЭР типа «лабораторный практикум». Ресурс, представленный на сайте http://www.edu.m/modules.php?page_id=6&name=Web_Links&op= modload&l_op=viewlinkinfo&lid=39033&no_blank=1, наилучшим образом подходит для изучения темы «Web-технологии» учащимися педагогического колледжа, поскольку ОЭР содержит методические указания и задания лабораторных работ, а также подробно разобранные примеры и справочный материал. Лабораторный практикум (http://inform-ikt.narod.ru/book17.htm) включает задания по работе с различными операционными системами и оболочками, содержит значительный объем упражнений для работы с прикладным программным обеспечением, включает задания по основам алгоритмизации с использованием языка программирования Turbo Pascal, в том числе по программированию графики. Также ресурс содержит практикум по работе в сети Интернет, включает некоторые упражнения по теоретически основам информатики (системы счисления, алгебра логики). Данный ОЭР содержит учебный материал практически по всем разделам курса информатики для педагогического коллежа и поэтому может способствовать повышению эффективности обучения информатике будущих педагогов.

Для обучения разделу «Основы логики» в курсе информатики в педагогическом колледже был отобран ОЭР, опубликованный на сайте http://infologos.narod.ru/ 2.htm. Ресурс является электронным учебником. Он содержит основные понятия, примеры. Описаны этапы конструирования логических устройств. Теоретический материал снабжен практическими упражнениями.

В сети Интернет представлено значительное число ресурсов для проведения контроля и оценки знаний, однако в ходе исследования наиболее эффектив-

ными для системы СПО, являются ресурсы, представленные на сайтах http://iit.metodist.ru, http://www.klyaksa.net/test_online/. Оба ресурса содержат тесты в режиме on-line и охватывают все темы курса информатики в педагогическом колледже. Кроме того, на сайте http://iit.metodist.ru имеются тесты для базового и углубленного уровня, что соответствует государственному образовательному стандарту, который предусматривает для некоторых специальностей системы СПО разные уровни (общеобразовательный и специальный курс) обучения информатике.

Базируясь на критериях отбора образовательных ресурсов сети Интернет, можно отметить, что описанные ресурсы способны повысить эффективность обучения информатике в педагогическом колледже.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Об определении учебных электронных программных средств // Информационные технологии в высшем образовании: Сб. науч. трудов. — М.: Академия нефти и газа, 2001. — С. 12—15.

[2] Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: Диса ... канд. пед. наук. — М., 2006.

EDUCATIONAL RESOURCES OF A NETWORK THE INTERNET, DIRECTED ON INCREASE OF A LEARNING EFFICIENCY TO COMPUTER SCIENCE IN A TEACHER TRAINING COLLEGE

S.A. Bazhenova

Chair of information of formation Moscow city pedagogical university

2nd Selskohozyayistvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226

In article educational electronic resources of various types (an electronic course of lectures, a laboratory practical work, the electronic book of problems, the electronic textbook, educational resources for testing and an estimation of knowledge) which are capable to raise a learning efficiency to computer science in a teacher training college are described presented to networks the Internet.

Key words: the Internet, educational electronic resources, computer science, education, the teacher of computer science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.