ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Н.Ю. Куликова
Арзамасский коммерческо-технический техникум ул. 9 Мая, 6, Арзамас, Нижегородская обл., 607220
Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности преподавателей, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.
В статье описывается опыт работы Арзамасского коммерческо-технического техникума по формированию ИКТ-компетентности преподавателей.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают колоссальными возможностями использования их в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения. Активно развивающиеся цифровые технологии вызвали появление нового способа доступа и получения информации, новых видов коммуникации — электронной почты, чатов, конференций. Компьютеры вошли во все сферы современной жизни. ИКТ меняют процесс обучения, и это уже неизбежность, реальность.
У любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint и др.), форумы для общения и др. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией с удаленными партнерами, интеркультурный процесс обучения принимает динамический характер.
Преподаватель не только обучает, воспитывает и развивает студента, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс при подготовке будущих специалистов, которым предстоит жить и работать в новом информационном обществе, преподаватель специальных дисциплин повышает качество образования, уровень подготовки специалистов, совершенствуя и свое профессиональное мастерство.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой понятие «мастерство педагогическое» определяется как высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие [5].
Для эффективного управления деятельностью студентов в области использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности преподавателю необходимо обладать ИКТ-компетентностью, что является составляющей профессионального мастерства современного преподавателя.
ИКТ-компетентность учителя-предметника понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [6. С. 51]. Обладая ИКТ-компетентностью, преподаватель должен не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но также моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность.
Преподаватель специальных дисциплин должен обладать предметно-углубленной ИКТ-компетентностью, соответствующей осознанному, методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета. При изучении таких дисциплин, как, например, экономика, коммерция желательно использовать профессионально ориентированные пакеты прикладных программ. Большое число таких программ создано для бухгалтерского учета, например, «Турбо-бухгалтер», «Парус», «ABACUS», «Бэмби+», «Бэст». Формирование таких документов, как «Журнал-ордер», «Ведомость по счету», «Карточка счета», «Сводные проводки» и др. будущие специалисты-бухгалтеры будут выполнять в программе «1С: Бухгалтерия». В этой же программе придется работать и будущим коммерсантам, применяя «1С: Торговля+Склад». Например, для проведения анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия на занятиях по теме «Экономика и организация производства» можно использовать программный продукт Audit Expert. Используя программу Project Expert, можно описывать деятельность предприятия, разрабатывать план развития предприятия, определять схему финансирования и т.д. Такие программы могут использоваться при проведении практических работ.
В соответствии с Концепцией информатизации сферы образования РФ главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к пол-
ноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».
Переход к информационному обществу влечет за собой развитие информационной культуры всех членов общества. Педагогические исследования Л.Н. Бахтияровой, М.А. Викулиной, Г.А. Кручининой, Е.Ю. Кулик, С.М. Марковой, С.Н. Майоровой, Л.А. Шевцовой и др. показывают, что развитие информационной культуры обучаемых является задачей преподавателей всех предметных областей, в том числе и преподавателей специальных дисциплин.
Под информационной культурой мы понимаем достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений [1. С. 120—123].
Для повышения мотивации преподавателей специальных дисциплин к внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, повышению своей информационно-коммуникационной культуры необходимо создание в техникуме «ИКТ-насыщенной среды, то есть образовательной среды, насыщенной аппаратными и программными средствами информационнокоммуникационных технологий» [1. С. 120—123]. Возможности этой среды должны использоваться преподавателями специальных дисциплин для развития у студентов информационной компетентности и информационной культуры, для собственного профессионального развития. Это важно, так как информационная компетентность обучаемых является одной из ключевых компетентностей, которые призвана формировать образовательное учреждение. Информационная компетентность учителя является компонентом его профессиональной компетентности, а информационная культура — неотъемлемым качеством любого человека современного общества [1. С. 120—123].
В Арзамасском коммерческо-техническом техникуме ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, в частности преподавателей специальных дисциплин. Постепенно работа систематизируется, вырабатывается определенная система формирования ИКТ-компетентности. Для решения поставленной задачи используются различные формы работы: курсовая подготовка, работа методических объединений, мастер-классы, индивидуальное консультирование, участие в интернет-олимпиадах, интернет-конференциях, проведение интегрированных занятий (специальных дисциплин и информатики), сотрудничество со студентами, разработка методической документации с применением ИКТ и др.
Мы согласны с С.М. Конюшенко, который отмечает, что информационную культуру педагога необходимо рассматривать как сложное системное образование, интегрирующее знания о человеке и культуре человечества; она отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества; взаимосвязана с другими видами культур [2. С. 103].
История развития образования показывает, что педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства — средства хранения, обработки и передачи информации. Задача методики обучения во все времена состояла в постоянном совершенствовании средств информатизации с целью повышения эффективности процесса освоения знаний. Вряд ли можно представить себе развитие информационных средств без мониторинга образовательных услуг, качества обучения, подготовки кадров, их последующего обучения и переподготовки.
Главным лицом в информационной образовательной среде является преподаватель. Именно он решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства информатизации в учебном процессе. Рассмотрим проблему формирования информационно-образовательной среды, в частности место и роль педагога как субъекта этой среды, его профессиональных способностях и личных возможностях.
«Информационная образовательная среда предметного обучения (дидактическая информационная среда) — это комплекс системных адаптированных информационных воздействий, моделирующих влияние источников естественной информационной среды соответствующей предметной области, и направленных на формирование компетенций, необходимых для самостоятельного взаимодействия с естественной информационной средой предметной области» [3. С. 37].
Развитие информационно-образовательной среды (ИОС) в учебном заведении и включение в нее преподавателя специальных дисциплин сегодня — необходимый процесс для развития среднего профессионального образования. Информационно-образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование — это целенаправленный управляемый процесс. Действительно, сегодня в системе повышения квалификации предприняты серьезные шаги, стимулирующие стремление преподавателей к овладению компьютерными технологиями: на базе центров организуются курсы информатизации; методические службы проводят различного рода конкурсы компьютерных уроков по предметам школьного курса; в перечень вопросов для прохождения аттестации педагогических и руководящих кадров включен вопрос об использовании компьютерных технологий на уроках; оформление методических разработок, программ элективных курсов, аттестационных и курсовых работ предполагается осуществлять в печатном виде с приложением электронной версии материала. Преподаватели специальных дисциплин, деятельность которых ранее не была связана с необходимостью работы на компьютере, знакомятся с новыми информационными технологиями. Происходит постепенное формирование ИКТ-компетент-ности преподавателей, работает целая система в этом направлении. Хотелось бы отметить, что функциями этой системы являются не только обучающая, просветительская, методическая, разъяснительная, но и функция психологической поддержки педагога.
Подобный процесс организован и в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме. Преподаватели экономики, бухгалтерского учета, менеджмента, ста-
тистики, делопроизводства, экономики, бизнес-планирования осваивают ИКТ, необходимые для подготовки будущих бухгалтеров, коммерсантов, архивоведов: а) посещают курсы повышения квалификации, б) принимают участие самостоятельно и со студентами в конференциях, педагогических чтениях и т.д., сопровождая свои выступления мультимедийными презентациями, в) используют интернет-ресурсы при подготовки к занятиям, г) используют на занятиях готовые электронные пособия, а также д) подготавливают их самостоятельно, либо сотрудничая со студентами. Развитие информационной культуры педагогов, повышение их квалификации в области ИКТ, развитие информационно-образовательной среды техникума являются приоритетными в деятельности Арзамасского коммерческо-технического техникума.
Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:
— владеть основами работы на компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду;
— владеть мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением;
— владеть основами работы в Интернете.
Исследование ИОС как средства обучения позволяет раскрыть совершенно неожиданные стороны новой структуры. Здесь необходимо отметить полифунк-циональный характер новообразования: обучающий, развивающий, вариативный, коммуникативный, диагностический, общекультурный и др.
Нынешнее развитие информационных технологий позволяет преподавателю использовать в процессе обучения не только печатные издания — книги, журналы, но и мультимедиаресурсы: аудио- и видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на образовательных серверах в Интернете.
Так, в нашем техникуме создана медиатека, ведется работа по расширению единой локальной сети и созданию единой информационной службы техникума.
В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит от того, насколько он способен своевременно находить и использовать новую информацию в учебном процессе. А для этого современный учитель должен развивать в себе умение управлять образовательным процессом и оценивать получаемую информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоятельно восполнять недостающие знания.
В данном аспекте информационно-образовательная среда приобретает еще одно качество — она становится своего рода индикатором уровня сформирован-ности отдельных элементов профессиональных качеств педагога, и тем самым, став мотивом, актуализирует потребность в совершенствовании преподавателей своих профессиональных компетентностей, которые могут рассматриваться сегодня как определенный гарант профессионального успеха и профессиональной значимости личности педагога.
«Создание информационно-образовательной среды и ее успешное функционирование обеспечивает современному педагогу осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на его профессиональное и личностное развитие» [4. С. 16], развитие профессионального мастерства. В условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий научная концепция системы образования должна обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов. Проблема информатизации находится в числе приоритетных направлений модернизации всех уровней образования. Информатизация образования — комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательной системы средствами информационных и коммуникационных преобразований, обеспечивающими оперативную возможность взаимодействия и доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных сетей, использованием электронно-вычислительной техники как средства управления образовательными структурами. Информатизация образования требует создания в учебных заведениях организационно-педагогических, финансово-экономических, программно-методических условий внедрения информационных технологий. Кроме технического оснащения процесса информатизации необходимо изменение привычных методик обучения, становление информационно-технологической компетентности преподавателей. Становление и развитие ИКТ-ком-петентности педагогических кадров должно осуществляться в интегративной связи с развитием их профессиональной педагогической компетентности, в условиях, способствующих профессиональному росту педагогических работников.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ильина Т.С., Шилова О.Н. Опыт развития информационной культуры учителей средствами образовательных технологий // Развитие региональной образовательной информационной среды «Р0ИС-2006»: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) — Санкт-Петербург, 2006.
[2] Конюшенко С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека // Информатика и образование. — 2004. — № 7.
[3] Кулик Е.Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения: Дисс. канд. ... пед. наук. — М.: РГБ, 2005.
[4] Куликова Н.Ю. Формирование информационной компетентности преподавателей спецдисциплин в техникуме // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы XII научно-методической конференции. — Новосибирск, 2007.
[5] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.
[6] Урсова О.В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ-компетентности учителя-
предметника // Развитие региональной образовательной информационной среды «РО-ИС-2006»: Материалы межрегиональной научно-практической конференции
(http://rois.loiro.ru). — Санкт-Петербург, 2006.
INFORMATION COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES AS MEANS TO INCREASE PROFESSIONAL SKILL OF SPECIAL DISCIPLINES TEACHERS
N.J. Kulikova
Arzamas commercial-technical college
9 May str., 6, Arzamas, Nizhniy Novgorod region, Russia, 607220
Modern realities dictate a need of introduction ICT for teaching and educational process that entails necessity of forming of ICT-COMPETENCE of teachers, which is their professional characteristic, a component of their pedagogical skill. With introduction of new ICT, a modern teacher receives powerful stimulus for his own professional, creative development and therefore improves quality of education.