Повышение ИКТ-компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации в условиях
внедрения Профессионального стандарта педагога
Чертова З. А.,
заведующая МБДО У № 114, г. Тула, Россия
Аннотация. Целью статьи является диссеминация опыта работы дошкольной образовательной организации по формированию ИКТ-компетентностей педагогических работников в межкурсовой период.
З
а
д
а ч е й
м е с т н о й
в л а с т
и д
о л ж н а
с т а т ь
п р
о с в e т и т e л ь с к а
я
д
e я т e л ь н о с т ь
в р
а з в и т и и
и
н ф
о р
м
а ц
и о н н ы
х
и
к о м
м у
н и к
а ц
и о н н ы х
т e х н о л о г и й
В
В
П
У
т и н
С
о
в р
e м e н н ы
e
д
e т и
н e
т а к и e
к а к
б ы л и
м ы
О
н и
о т л и ч н о
о р
и e н т
и р
у ю
т с я
в
м
и р
е
с о
в р
е
м
е
н
н
ы
х
к о м
м у
н и к
а ц
и й
в
л
а
д
е
ю
т
н о в ы м и
с п о с о б а м и
п о и с к а
и
н ф
о р
м
а ц
и и
и у
м e ю т
п о л ь з о в а т ь с я
т e
х н о л о г и ч e с к и м и
н о в и н к а м и
П
о э т о м
У в
с о
в p
e м e н н о й
ш
к
о
л
е
и с п о л ь з о в а н и е
с о
в р
е
м
е
н
н
ы
х
т е х н о л о г и
й д
о л ж н о
с т а т ь
н
о p
м о й
к а к
и
о
б У
ч e н и e
и
м У
ч и т e л e й
Н
e
д
о
п
У
с
т и м
0
1
ч т о
б ы
ш
к
о
л
ь
н
и
к
и
п о н и м а л и
н о в ы е
т е х н о л о г и и
л у
ч
ш
е
с в о и
х у
Динамичные изменения в современном мире, соответствующие этапу перехода к информационному обществу, диктуют необходимость поиска новых подходов к теории и практике формирования компетентности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях человеческой деятельности.
Информатизация образования декларируется сейчас как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Информационно-коммуникационные технологии призваны сыграть уникальную роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития: значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов, улучшает управление образовательным учреждением, повышает его эффективность, способствует доступу к международным источникам информации в области образования.
Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области информатизации образования является Федеральная целевая программа развития образования, обеспечивающая продолжение предшествующих этапов модернизации российского образования. Информатизация образования названа в программе первоочередной задачей. Но как показывает практика, потенциальные возможности информатизации образования используются еще не в полной мере. Одной из причин этого является недостаточная подготовка педагогов к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности (Короповская В.П., 2010). Нами была составлена программа повышения квалификации педагогических работников в межкурсовой период «Повышение ИКТ-компетентности воспитателей в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога».
Актуальность программы обусловлена необходимостью разрешения противоречий:
• между постоянным изменением в дошкольной образовательной организации информационного образовательного пространства и уровнем компетентности участников образовательного процесса в сфере использования информационно-коммуникационных технологий;
• между традиционным повышением квалификации на базе ИПК и ППРО Тульской области и потребностью в непрерывном формировании
ч и т е л е й
Д
М
е
д
в
е
д
е
в
компетентности педагога в области информационно-коммуникационных технологий, ориентированного на их применение в практической деятельности.
Актуальность программы определяется Профессиональным стандартом педагога, в котором установлены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Целью программы является формирование ИКТ-компетентности педагогов в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога.
Мы предположили, что непрерывное формирование ИКТ-компетентности будет успешным, если:
• стимулировать повышение мотивации педагогов к формированию ИКТ-компетентностей;
• обучать педагогов на основе дифференцированного подхода;
• создавать ситуации психологической удовлетворенности педагогов от использования ИКТ в педагогической деятельности.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, определены следующие задачи:
1) сформировать систему умений по анализу и отбору информационно-коммуникационных технологий для организации педагогической деятельности;
2) сформировать готовность к применению информационно-коммуникационных технологий в процессе педагогической деятельности;
3) способствовать формированию мотивации информационно-коммуникационных технологий в процессе педагогической деятельности.
Особенностью программы является модульно-тематическое планирование занятий. Программа формирования ИКТ-компетентности представлена 3 блоками:
1.Формирование базовой ИКТ-компетентности.
2.Формирование общей ИКТ-компетентности.
3.Формирование профессиональной ИКТ-компетентности.
Содержание материала структурируется в автономные модули, в которых рекомендовано минимальное количество тем. Каждая тема содержит практические занятия. В конце каждого тематического модуля проводятся контрольные занятия.
Объём и содержание модулей могут варьироваться в зависимости от темпа освоения материала, уровня владения компьютером.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
1.Модуль «Формирование базовой ИКТ-компетентности педагога».
Педагог будет
- владеть основами работы на компьютере (основы работы с операционной системой, создание несложных документов средствами текстового редактора, создание простых презентаций);
- владеть основами работы в Интернет (электронная почта, поиск информации);
- владеть основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в воспитательно-образовательный процесс;
- уметь создавать простые дидактические и методические материалы средствами офисных технологий;
- иметь положительную мотивацию к получению знаний в области ИКТ.
2.Модуль «Формирование общей ИКТ-компетентности».
Педагог будет
- уметь эффективно искать информацию в различных источниках, в т.ч. в глобальной сети Интернет, в электронных изданиях;
- критически относиться к найденной информации;
- уметь выбирать способы представления информации с учетом возможностей аппаратного и программного обеспечения;
- уметь устанавливать и удалять приложения и электронные образовательные ресурсы;
- уметь применять офисные технологии для подготовки различных дидактических и методических материалов:
- уметь создавать и редактировать тексты, содержащие графические элементы, таблицы, схемы; готовить в текстовом процессоре различные шаблоны документов;
- уметь создавать расчетные таблицы с использованием встроенных функций, строить графики и диаграммы в табличном процессоре;
- уметь создавать педагогически эффективные презентации (к выступлению на педсовете, родительском собрании, для представления своего педагогического опыта и т.п.);
- владеть способами создания собственных Интернет-ресурсов образовательного назначения;
- активно участвовать в сетевом взаимодействии с родителями и коллегами;
- владеть способами применения ИКТ в проектной и исследовательской деятельности;
- иметь представление о ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность;
- знать социальные, этические, правовые аспекты, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс;
- иметь устойчивый интерес к применению ИКТ в педагогической деятельности;
- стремиться самостоятельно получать необходимые знания в области ИКТ.
З.Модуль «Формирование профессиональной ИКТ-компетентности педагога».
Педагог будет
- способен решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ:
- уметь организовать эффективное личное информационное пространство в рамках информационного пространства образовательного учреждения;
- уметь создавать собственные информационные ресурсы образовательного назначения с использованием различных программных средств;
- уметь давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных коллегами с использованием ИКТ;
- уметь организовать эффективное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: педагогами, родителями, администрацией.
Библиография
1. Бершадский М.Е. 2007. О технологиях персонифицированного повышения квалификации на основе использования сетевых образовательных ресурсов / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев //Методист. №10. с.2-4.
2. Короповская В.П. 2010. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы: Дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород. URL: http://www.dissercat.com/content/nepreryvnoe-formirovanie-ikt-kompetentnosti-pedagoga-v-usloviyakh-informatsionnogo-obrazovat. 27.08.2014.
3. Моисеева М.В., Степанов В.К., Патаракин Е.Д., Ишков А.Д., Тупицин Д.Н. 2008. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс. М. 256 с.
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/. 27.08.2014.
5. Осипова О.Л. 2010. Сетевая методическая поддержка педагога в системе повышения квалификации // Педагогическое образование и наука. №1. с.69-71.
6. Структура ИКТ - компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО 2009. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. 27.08.2014.
7. Статирова О.И. 2009. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. Наук. Магнитогорск. URL: http://www.dissercat.com/content/informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samoobrazovaniya-pedagogov-v-siste. 27.08.2014.