Научная статья на тему 'Повышение ИКТ-компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога'

Повышение ИКТ-компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертова З. А.

Целью статьи является диссеминация опыта работы дошкольной образовательной организации по формированию ИКТ-компетентностей педагогических работников в межкурсовой период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение ИКТ-компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога»

Повышение ИКТ-компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации в условиях

внедрения Профессионального стандарта педагога

Чертова З. А.,

заведующая МБДО У № 114, г. Тула, Россия

Аннотация. Целью статьи является диссеминация опыта работы дошкольной образовательной организации по формированию ИКТ-компетентностей педагогических работников в межкурсовой период.

З

а

д

а ч е й

м е с т н о й

в л а с т

и д

о л ж н а

с т а т ь

п р

о с в e т и т e л ь с к а

я

д

e я т e л ь н о с т ь

в р

а з в и т и и

и

н ф

о р

м

а ц

и о н н ы

х

и

к о м

м у

н и к

а ц

и о н н ы х

т e х н о л о г и й

В

В

П

У

т и н

С

о

в р

e м e н н ы

e

д

e т и

н e

т а к и e

к а к

б ы л и

м ы

О

н и

о т л и ч н о

о р

и e н т

и р

у ю

т с я

в

м

и р

е

с о

в р

е

м

е

н

н

ы

х

к о м

м у

н и к

а ц

и й

в

л

а

д

е

ю

т

н о в ы м и

с п о с о б а м и

п о и с к а

и

н ф

о р

м

а ц

и и

и у

м e ю т

п о л ь з о в а т ь с я

т e

х н о л о г и ч e с к и м и

н о в и н к а м и

П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о э т о м

У в

с о

в p

e м e н н о й

ш

к

о

л

е

и с п о л ь з о в а н и е

с о

в р

е

м

е

н

н

ы

х

т е х н о л о г и

й д

о л ж н о

с т а т ь

н

о p

м о й

к а к

и

о

б У

ч e н и e

и

м У

ч и т e л e й

Н

e

д

о

п

У

с

т и м

0

1

ч т о

б ы

ш

к

о

л

ь

н

и

к

и

п о н и м а л и

н о в ы е

т е х н о л о г и и

л у

ч

ш

е

с в о и

х у

Динамичные изменения в современном мире, соответствующие этапу перехода к информационному обществу, диктуют необходимость поиска новых подходов к теории и практике формирования компетентности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях человеческой деятельности.

Информатизация образования декларируется сейчас как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Информационно-коммуникационные технологии призваны сыграть уникальную роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития: значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для педагогов, улучшает управление образовательным учреждением, повышает его эффективность, способствует доступу к международным источникам информации в области образования.

Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области информатизации образования является Федеральная целевая программа развития образования, обеспечивающая продолжение предшествующих этапов модернизации российского образования. Информатизация образования названа в программе первоочередной задачей. Но как показывает практика, потенциальные возможности информатизации образования используются еще не в полной мере. Одной из причин этого является недостаточная подготовка педагогов к применению информационных и коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности (Короповская В.П., 2010). Нами была составлена программа повышения квалификации педагогических работников в межкурсовой период «Повышение ИКТ-компетентности воспитателей в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога».

Актуальность программы обусловлена необходимостью разрешения противоречий:

• между постоянным изменением в дошкольной образовательной организации информационного образовательного пространства и уровнем компетентности участников образовательного процесса в сфере использования информационно-коммуникационных технологий;

• между традиционным повышением квалификации на базе ИПК и ППРО Тульской области и потребностью в непрерывном формировании

ч и т е л е й

Д

М

е

д

в

е

д

е

в

компетентности педагога в области информационно-коммуникационных технологий, ориентированного на их применение в практической деятельности.

Актуальность программы определяется Профессиональным стандартом педагога, в котором установлены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Целью программы является формирование ИКТ-компетентности педагогов в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога.

Мы предположили, что непрерывное формирование ИКТ-компетентности будет успешным, если:

• стимулировать повышение мотивации педагогов к формированию ИКТ-компетентностей;

• обучать педагогов на основе дифференцированного подхода;

• создавать ситуации психологической удовлетворенности педагогов от использования ИКТ в педагогической деятельности.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, определены следующие задачи:

1) сформировать систему умений по анализу и отбору информационно-коммуникационных технологий для организации педагогической деятельности;

2) сформировать готовность к применению информационно-коммуникационных технологий в процессе педагогической деятельности;

3) способствовать формированию мотивации информационно-коммуникационных технологий в процессе педагогической деятельности.

Особенностью программы является модульно-тематическое планирование занятий. Программа формирования ИКТ-компетентности представлена 3 блоками:

1.Формирование базовой ИКТ-компетентности.

2.Формирование общей ИКТ-компетентности.

3.Формирование профессиональной ИКТ-компетентности.

Содержание материала структурируется в автономные модули, в которых рекомендовано минимальное количество тем. Каждая тема содержит практические занятия. В конце каждого тематического модуля проводятся контрольные занятия.

Объём и содержание модулей могут варьироваться в зависимости от темпа освоения материала, уровня владения компьютером.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

1.Модуль «Формирование базовой ИКТ-компетентности педагога».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог будет

- владеть основами работы на компьютере (основы работы с операционной системой, создание несложных документов средствами текстового редактора, создание простых презентаций);

- владеть основами работы в Интернет (электронная почта, поиск информации);

- владеть основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в воспитательно-образовательный процесс;

- уметь создавать простые дидактические и методические материалы средствами офисных технологий;

- иметь положительную мотивацию к получению знаний в области ИКТ.

2.Модуль «Формирование общей ИКТ-компетентности».

Педагог будет

- уметь эффективно искать информацию в различных источниках, в т.ч. в глобальной сети Интернет, в электронных изданиях;

- критически относиться к найденной информации;

- уметь выбирать способы представления информации с учетом возможностей аппаратного и программного обеспечения;

- уметь устанавливать и удалять приложения и электронные образовательные ресурсы;

- уметь применять офисные технологии для подготовки различных дидактических и методических материалов:

- уметь создавать и редактировать тексты, содержащие графические элементы, таблицы, схемы; готовить в текстовом процессоре различные шаблоны документов;

- уметь создавать расчетные таблицы с использованием встроенных функций, строить графики и диаграммы в табличном процессоре;

- уметь создавать педагогически эффективные презентации (к выступлению на педсовете, родительском собрании, для представления своего педагогического опыта и т.п.);

- владеть способами создания собственных Интернет-ресурсов образовательного назначения;

- активно участвовать в сетевом взаимодействии с родителями и коллегами;

- владеть способами применения ИКТ в проектной и исследовательской деятельности;

- иметь представление о ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность;

- знать социальные, этические, правовые аспекты, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс;

- иметь устойчивый интерес к применению ИКТ в педагогической деятельности;

- стремиться самостоятельно получать необходимые знания в области ИКТ.

З.Модуль «Формирование профессиональной ИКТ-компетентности педагога».

Педагог будет

- способен решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ:

- уметь организовать эффективное личное информационное пространство в рамках информационного пространства образовательного учреждения;

- уметь создавать собственные информационные ресурсы образовательного назначения с использованием различных программных средств;

- уметь давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных коллегами с использованием ИКТ;

- уметь организовать эффективное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: педагогами, родителями, администрацией.

Библиография

1. Бершадский М.Е. 2007. О технологиях персонифицированного повышения квалификации на основе использования сетевых образовательных ресурсов / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев //Методист. №10. с.2-4.

2. Короповская В.П. 2010. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы: Дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород. URL: http://www.dissercat.com/content/nepreryvnoe-formirovanie-ikt-kompetentnosti-pedagoga-v-usloviyakh-informatsionnogo-obrazovat. 27.08.2014.

3. Моисеева М.В., Степанов В.К., Патаракин Е.Д., Ишков А.Д., Тупицин Д.Н. 2008. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс. М. 256 с.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной

защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/. 27.08.2014.

5. Осипова О.Л. 2010. Сетевая методическая поддержка педагога в системе повышения квалификации // Педагогическое образование и наука. №1. с.69-71.

6. Структура ИКТ - компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО 2009. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. 27.08.2014.

7. Статирова О.И. 2009. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. Наук. Магнитогорск. URL: http://www.dissercat.com/content/informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samoobrazovaniya-pedagogov-v-siste. 27.08.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.