Научная статья на тему 'Применение свободного программного обеспечения в учреждениях профессионального образования'

Применение свободного программного обеспечения в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение свободного программного обеспечения в учреждениях профессионального образования»

ПРИМЕНЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. А. Дочкин, докт. пед. наук, профессор, начальник научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»

В настоящее время, несмотря на высокие темпы развития инфор-мационно-коммуника-ционных технологий (ИКТ), проблема отставания России по показателям, характеризующим состояние информационного общества и степень информатизации остается нерешенной. Один из факторов, способствующий такому отставанию - недостаточное внимание к российским разработкам в области ИКТ, программного обеспечения, в том числе ориентированным на свободное программное обеспечение (СПО). Согласно Стратегии развития информационного общества в РФ, целью формирования и развития информационного общества является обеспечение конкурентоспособности страны, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования ИКТ. Но нельзя увеличить долю отечественных ИКТ-ориентированных товаров и услуг только на основе использования зарубежных программных продуктов. Проблема - в малых темпах разработки и использования отечественных продуктов, что требует обучения пользователей для использования новых продуктов на основе СПО. Начать решение проблемы следует приступать с учреждений образования, обучая как преподавателей, так и самих обучающихся.

Применительно к профессиональному образованию вообще и формированию ИКТ-компетентности педагогов в области СПО в частности следует отметить следующее. На данном этапе основными задачами модернизации профессиональной школы выступает преодоление замкнутости, обеспечения открытости ее внешним воздействиям, создание условий для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что ведет к обновлению технологий образования и позитивно влияет на

качество образовательного процесса. В современных условиях это возможно только при активизации инновационных процессов в сфере профессионального образования (ПО), интеграции всех видов деятельности, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Одним из важнейших направлений реализации приоритетного национального проекта в сфере профессионального образования является формирование и развитие региональной информационной образовательной среды. Такая среда объединяет программные и технические средства при помощи сетевых технологий и позволяет рассматривать систему ПО как интегрированный субъект единого информационного пространства, использующий общую совокупность информационных образовательных ресурсов. Однако в настоящее время обучение студентов в учреждениях НПО и СПО информатике, формирование их ИКТ-компетентности ориентируются на использование в образовательном процессе коммерческих программ (обычно иностранных). Это ограничивает возможности взаимодействия, интеграции и открытости, до сих пор коммерческое программное обеспечение остается недоступным для многих образовательных учреждений (ОУ), особенного начального и среднего ПО, что не позволяет использовать весь диапазон возможностей средств ИКТ в образовательном процессе, требует постоянного технического обновления оборудования из-за намеренно возрастающих требований разрабатываемых программ.

В то же время подключение учреждений ПО к Интернету открывает возможность получения любым педагогом свободно распространяемых программ и их использования, оставаясь в правовом поле, выбора того перечня программ, которые максимально соответствуют имеющемуся оборудованию и потребностям. Кроме очевидной возможности экономии средств, такой подход позволит по-другому подойти к развитию творческих способностей обучаемых и их самостоятельности. В отличие от проприетарного программного обеспечения, которое не может быть закуплено в достаточном количестве в ОУ

ПО и центрах досуга, СПО позволяет не ограничивать учащихся в их творчестве в аудиторное и внеаудиторное время (работа над созданием сайтов, рисованием, анимацией) из-за необходимости закупки дорогих программных продуктов. При этом именно свободное программное обеспечение дает стимул и развитию материальной базы ОУ ПО. Избавление от необходимости в тратах на лицензионное проприетарное программное обеспечение ОУ ПО может позволить использовать сэкономленные денежные средства на улучшение технической базы.

Но учреждения НПО и СПО не готовы к использованию свободного программного обеспечения в своей деятельности, хотя имеют огромную потребность из-за ограничений в финансировании, по причине отсутствия профессионально-педагогических работников (ППР), способных использовать новые продукты [1].

К настоящему времени за счет принятых организационных мер усилиями учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов в Кемеровской области удалось существенно повысить уровень ИКТ-компетентности ППР в области коммерческих продуктов (ОС Windows, пакеты MS Offise, Adobe, MathWorks, Corel и др.). В среднем 80-85 % преподавателей ОУ ПО активно используют средства ИКТ и программные продукты в своей профессиональной деятельности. Однако программы на основе СПО используют не более 10 % профессионально-педагогических работников (ППР) [2]. Соответственно, прежде чем осуществлять переход на новые продукты, требуется решить проблему подготовки ППР в данной области.

Значимость проблемы подтверждает то, что использование преимущественно несвободного программного обеспечения препятствует сохранению культуры многонационального народа РФ, как правило не даёт возможность локализовать интерфейсы пользователей. Разработка отечественных программных продуктов способна обеспечивать информационную безопасность и технологическую независимость. Необходимо создание механизмов, способных обеспечить овладение СПО педагогами учреждений НПО и СПО, включая выбор и установку рекомендуемых операционных систем, инструментальных программных средств, прикладных программных продуктов, а также использование открытых стандартов, отвечающих требованиям пользователей ИКТ; целенаправленную подготовку ППР учреждений ПО, разработку системы мониторинговой и консультационной поддержки дея-

тельности профессионально-педагогических кадров [1].

Дополнительный импульсом в этом направлении послужило постановление Правительства РФ № 2299 от 17 декабря 2010 года, которое утвердило План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 годы. План в частности предусматривает формирование пакета базового свободного программного обеспечения для решения типовых задач деятельности федеральных органов исполнительной власти и внедрение его в госорганах и подведомственных бюджетных учреждениях. Базовый пакет будет ежеквартально обновляться. Кроме того, будет создан единый репозиторий СПО, используемого в федеральных органах власти, включающий базовый пакет СПО и пакеты дополнительных прикладных программ.

Таким образом, актуальность и необходимость оперативного решения данной задачи заключается в следующем. Во-первых, вопросы использования СПО в общеобразовательных учреждениях уже проработаны по многим направлениям (педагогическом, экономическом, психологическом, методическом, организационном), что позволяет школам и гимназиям активно использовать данные продукты и включаться в информационные процессы и системы. Но использование СПО в учреждениях ПО (в первую очередь, начального профессионального и среднего профессионального) проработано крайне слабо. Во-вторых, программы повышения квалификации и переподготовки ППР учреждений довузовского ПО направлены чаще всего на использование Windows-ориентированных продуктов и технологий. Данные программы, как и различные организационные структуры, их продвигающие, прочно заняли место на рынке образовательных и консультационных услуг по всей территории страны. В-третьих, необходима реализация на практике механизма, способного обеспечить внедрение СПО в учреждения довузовского ПО; создание структуры внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях НПО и СПО Кемеровской области; разработку методологии оценки компетенций ППР, административных и технических работников в отношении внедрения и использования СПО; подготовку предложений по совершенствованию пакета свободного программного обеспечения для нужд ПО.

Необходимость решения данной задачи также подчеркивается и ее сложностью: во-первых,

СПО не является полностью бесплатным; во-вторых, за небольшое время следует подготовить необходимое количество педагогических кадров, владеющих СПО (потребности - несколько тысяч человек) так же уверенно, как Windows и др., организовать целенаправленную подготовку обучающихся к использованию данных продуктов. И это при том, что базовый предмет «Информатика и ИКТ», входящий в состав типовой школьной программы, пока основывается на изучении как правило Windows-ориентированных программ, значит, закупку данного ПО придется все равно производить. Нельзя забывать и тот момент, что подготовка определенных групп специалистов в ОУ СПО (бухгалтеры, экономисты) основывается на использовании конкретных специфических про-приентарных программных продуктов, функционирующих под операционной системой Windows, для которых нет в настоящее время замены. Соответственно, несмотря на то, что немедленный переход системы профессионального образования на СПО преждевременен, мероприятия обеспечения перехода следует проводить, особо активизировав направления: обеспечение доступа педагогического сообщества к объективной и полной информации о существующем СПО и возможностях его использования; тиражирование и распространение опыта по его использованию учреждениями ПО.

На данный момент СПО частично вводится в воспитательно-образовательный процесс ОУ ПО Кемеровской области, но в тоже время наши исследования показали, что уже 70 % учреждений готовы внедрять СПО, 76 % педагогов, ответственных за информатизацию в своих УПО, имеют опыт использования СПО; проведения работы по адаптации существующих Windows-ориентированных электронных изданий учебного назначения (ЭИУН) накопленного контента на свободную платформу. Уже создано большое количество ЭИУН, так, в каталог Федерального центра информационных образовательных ресурсов уже входит почти 20 тысяч единиц разнообразных продуктов (в т. ч. почти 10000 - для учреждений начального и среднего профессионального образования). При этом большинство продуктов уже ориентированы как на Windows-совместимый плеер, так и на Linux-ориентированный [2].

В качестве дополнительного условия, обеспечивающего внедрение пакетов СПО, мы рассматриваем невысокие требования данных продуктов к аппаратным средствам, так как большинство учреждений ПО отмечают высокую сте-

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА -

пень изношенности компьютерного оборудования - почти 54 % ОУ ПО, участвующих в опросе. Одним из путей существенного улучшения материально-технической базы учреждения довузовского ПО при минимальных затратах является массовый переход на использование терминальных классов [2]. Малое количество отечественных образовательных программных продуктов для использования с пакетом СПО отметили 87 % опрошенных ППР учреждений довузовского ПО. Долгое время образовательные, обучающие и тестовые программы создавались исключительно для платформы Windows с использованием несвободных компонентов. Некоторая часть данных продуктов пригодна для использования с пакетом СПО, однако в целом необходимо проведение работ по переносу накопленного контента на свободную платформу, анализ лицензионного отягощения имеющихся программ.

Определенная работа была начата ГОУ «КРИРПО» еще в 2010 году, но сделать предстоит еще очень много, достаточно вспомнить, сколько лет и сил ушло на то, чтобы научить ППР использованию ИКТ на основе Windows-программ. В сложившейся ситуации необходимо в первую очередь продолжать повышение квалификации работников образования в области ИКТ, продумать механизм информирования о существующих разработках, а также разработать ряд модульных методик, программ и курсов, направленных на более активное использование свободно распространяемого программного обеспечения.

В основе данной работы - плановое и системное выполнение комплекса мероприятий, включающих в себя: сбор, накопление, систематизацию и анализ материалов по использованию свободного программного обеспечения в учреждениях профессионального образования (НПО, СПО, ДПО) в России и за рубежом; определение основной методологии исследования, теоретических положений и формирование принципиальных позиций и направлений деятельности; исследование подходов к повышению мотивации и информационной культуры преподавателей учреждений довузовского ПО как основы успешного освоения пакетов свободного программного обеспечения для последующего использования в профессиональной деятельности; выявление тенденций и факторов, влияющих на внедрение СПО в учреждения довузовского ПО региона; разработку механизмов, обеспечивающих внедрение СПО в учреждения довузовского ПО региона, внесение изменений в

образовательный процесс учреждений повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических кадров и их обоснование; разработку дополнительных образовательных программ повышения квалификации для формирования ИКТ-компетентности ППР в части СПО; определение комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающий перевод образовательного процесса учреждений довузовского ПО на использование свободного программного обеспечения и их формирование; проведение курсов повышения квалификации для обучения ППР использованию СПО в учреждениях довузовского ПО; разработку комплекта учебных пособий и электронных изданий учебного назначения по изучению пакетов СПО преподавательским составом учреждений НПО и СПО [1].

Для решения задач необходим комплексный подход с использованием методов теоретического исследования: обобщения, моделирования и проектирования системы повышения квалификации - в целях освоения конкретных пакетов свободного программного обеспечения. С учетом того, что в ходе проведенных исследований было отмечено отсутствие достаточного количества учебно-методической литературы по вопросам внедрения и использования СПО в воспитательно-образовательном процессе (69 % опрошенных), на базе института начата работа по подбору и разработке учебно-методических материалов, существенно облегчающих миграцию учреждений профессионального образования на свободное программное обеспечение. Однако для полноценного решения данной проблемы необходимо создание новых необходимых учебных и методических материалов. Кроме того, нами отмечена необходимость постоянной разработки учебно-методических материалов по использованию СПО в преподавании других предметов, организации информационного пространства учреждения профессионального образования [2].

В настоящее время в качестве базового продукта, рекомендуемого для внедрения в учреждения довузовского ПО региона, выбран EduMandriva - образовательный проект компании Mandriva Russia (российского отделения одного из крупнейшего европейского производителя дистрибутивов Linux, имеющего в настоящий момент российских представителей в совете директоров и центр разработки в России). Проект создан для создания образовательного пространства с использованием свободного и открытого программного обеспечения, нацеленно-

го на консолидацию ресурсов образовательных учреждений (Центров компетенции Мандрива), социализацию пользователей и организаций исследований, разработки, внедрения и сопровождения методических, информационных, научных и программных инноваций - программного обеспечения на базе свободного и открытого ПО (на основе дистрибутива Mandriva Linux), обучающих курсов, методик, учебников, научных исследований. Проведенный анализ позволил установить, что применение продуктов, разработанных в рамках проекта возможно на всех ступенях образовательного процесса - от дошкольных учреждений до вузов и научно-исследовательских институтов - и является оптимальным для учреждений начального и среднего профессионального образования как по набору составляющих его компонентов, так и по их функциональности и практической направленности. Универсальность программных реализаций позволяет получить единое образовательное пространство вне зависимости от использования базовой операционной системы. Существующая информационная инфраструктура, как базового дистрибутива, так и проекта EduMandriva, призвана облегчить процесс использования этих продуктов в системе довузовского ПО области. В целях поддержки проектов на основе ГОУ «КРИРПО» развернут региональный консультационный Линукс-центр с сертифицированными специалистами.

Комплекс запланированных мероприятий включает в себя:

- обучение преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, руководителей учреждений и государственных служащих использованию GNU/Linux и кроссплатформенных прикладных программ с открытым исходным кодом: обучение на курсах по GNU/Linux пользователей, системных администраторов и преподавателей; обучение профессионально-педагогических работников учреждений довузовского ПО региона; обучение преподавателей курсов повышения квалификации сотрудников образования; обучение пользователей - служащих государственных и муниципальных организаций, а также широких слоев населения;

- поэтапное внедрение свободного программного обеспечения и GNU/Linux в учреждениях довузовского профессионального образования: открытие на базе института и подразделений учреждений ПО лабораторий и инициативных групп, занимающихся GNU/Linux; исследование возможностей СПО для образовательных нужд

системы профессионального образования; разработка методических материалов; написание курсовых и дипломных работ студентов ИТ-специальностей, обучающихся в учреждениях НПО и СПО на базе GNU/Linux; разработка вопросов, актуальных для государственных организаций региона, связанных с развитием информационного общества и развертыванием компонентов электронного правительства; внедрение кроссплатформенных свободных офисных приложений на базе имеющегося Windows в учреждениях ПО и организациях, где это допустимо; внедрение GNU/Linux в качестве второй операционной системы в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; использование GNU/ Linux для преподавания информатики, курсов по операционным системам, офисным технологиям;

- популяризация свободного и отрытого программного обеспечения и обмен опытом педагогической деятельности в области использования GNU/Linux и СПО: организация секции по СПО и GNU/Linux в рамках конференций, семинаров, вебинаров и других ИТ-мероприятий, проходящих в регионе; проведение ознакомительных мастер-классов для представителей учреждений профессионального образования, государственных и коммерческих организаций.

По сути проводимые мероприятия нацелены на реализацию опережающих тенденций в отечественном образовании. По расчетам аналитиков доля программного обеспечения с открытым кодом в сегменте программного обеспечения для серверов в России уже к концу 2011 года может составить 60-65 %. В то же время уже в конце 2010 года семейство операционных систем на базе ядра Linux стало третьим по популярности (1,3 %) в мире на рынке настольных компьютеров, а по данным T0P500, Linux уже сейчас используется на 91 % самых мощных суперкомпьютеров планеты. Исследователи видят хорошие перспективы и для свободного программного обеспечения общего назначения. Свободные приложения Firefox, OpenOffice.org, GIMP и прочие уже сейчас освоены и установлены не менее чем на 7-8 % компьютеров (в том числе и под операционной системой Windows), и их доля увеличивается вместе с ужесточением законодательства об авторских правах. Предполагается, что такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем.

Кроме того, пользовательский рынок может переориентироваться на клиентский Linux при государственной поддержке, которая ежегодно

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА -

растет - в настоящее время в пяти пилотных регионах России ведутся работы по реализации национальной программной платформы на основе ядра GNU/Linux [1]. Уже к настоящему времени более тысячи школ (в том числе 553 сельских) Татарстана, Пермского края, Томской области внедрили данные системы и успешно их используют. За последние несколько лет операционная система Linux сделала огромные шаги в развитии и была признана самой быстроразви-вающейся операционной системой в мире. На сегодняшний день разработан ряд дистрибутивов Linux, предназначенных для использования в образовательных учреждениях (EduMandriva, EdUbuntu, Alt Linux, ASP Linux).

Внушает определенные надежды и динамика рынка информационных технологий в нашей стране, который за три года к концу 2010 года увеличился в три раза, достигнув 110 млрд рублей, причем сегмент программного обеспечения с открытым кодом продемонстрировал четырехкратное увеличение. Соответственно, внедрение свободного программного обеспечения в систему профессионального образования - дело ближайшей перспективы. Кроме того, не следует забывать, что согласно Плану реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, уже к концу 2010 года 25 % общеобразовательных учреждений каждого региона РФ должны были использовать свободное программное обеспечение (СПО) не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров. Причем предварительный анализ показал, что к началу 2011 года данный показатель еще не достигнут.

Также необходимость ускорения данных процессов требует и ситуация на отечественном рынке проприентарных программных продуктов для образовательных учреждений. Полученный несколько лет назад школами стандартный пакет программ с оплаченной лицензией до 31 декабря 2010 года в настоящее время потерял право на законное использование, что в свою очередь ведет к необходимости приобретения (продления) лицензий на имеющееся программное обеспечение, в первую очередь на операционные системы и офисные пакеты. Соответственно представители Microsoft - основного поставщика данных продуктов - предлагают продолжить сотрудничество в данном направлении, определив цену за лицензию GGWA-A (Get Genuine Windows Agreement for Academic) в 44 доллара для каждого компьютера. В этом случае перед руководителями бюджетных образовательных учреждений встает проблема выбора и

принятия определенного управленческого решения: выделение немалых средств и приобретение лицензий на имеющееся программное обеспечение или переход на новое программное обеспечение, не требующее больших выплат, но для которого необходима определенная подготовка и педагогов, и обучающихся.

На наш взгляд, с учетом того, что и СПО имеет свои недостатки, требуется в первую очередь преодолеть психологический барьер, определенный консерватизм пользователей, а также не высокий уровень информационной грамотности, характерный для субъектов образовательного пространства. Ведь вся проблема в том, что до сих пор в образовательных учреждениях учат не пользоваться компьютером, а пользоваться одной совершенно конкретной операционной системой. И оказываясь один на один с любой другой операционной системой, учащийся, обучающийся, рабочий, специалист (выпускник учреждения профессионального образования) понимает, что он умеет, только нажимать определенную последовательность кнопок в определенном интерфейсе. Именно в этой области необходимо приложение определенных усилий и представителей образования, и представителей органов власти. Следует решить, хотим ли мы, чтобы наши выпускники умели обращаться с вычислительной техникой, управлять ею или чтобы они были придатком к определенному набору программного обеспечения, без которого они не смогут управлять компьютером (особенно если это программное обеспечение иностранного производства). И начинать необходимо с педагогов.

К настоящему времени по инициативе Департамента образования и науки Кемеровской области в период с августа по сентябрь 2011 года, прошли обучение по программе использования пакетов СПО в воспитательно-образовательном процессе учреждений профессионального образования 140 педагогов, в том числе 66,3 % профессионально-педагогических работникв ОУ НПО и СПО (44 % из них представители базовых учреждений ПО области), 8 % преподавателей вузов, 25,7 % педагогов учреждения ДПО. Всеми участниками была отмечена необходимость и своевременность освоения предложенных тем,

их практическая направленность, полезность для внедрения в деятельность учреждения профессионального образования. В дальнейшем планируются продолжить переподготовку педагогов по данным программам на очных и дистанционных курсах.

Предложенные подходы опираются на теорию информатизации профессионального образования и реализацию на практике комплексного подхода к организации процесса переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учреждения дополнительного профессионального образования, сочетании очных и дистанционных форм обучения, тесной консультационной поддержки в межсессионный период с использованием сетевых технологий, сочетанием педагогической и андрагогической моделей обучения. Полученный результат в виде внедрения свободного программного обеспечения в воспитательно-образовательный процесс учреждений ПО, роста профессиональной компетентности профессионально-педагогических работников позволит обеспечить дальнейшее повышение качества профессионального образования региона, способствует росту экономической эффективности образовательных систем. Именно на внедрении свободного программного обеспечения основываются инициативы, поддержанные президентом РФ, по созданию национальной программной платформы уже реализуемой в пилотных регионах России, которая со временем будет принята к использованию во всех учреждениях и организациях.

Литература

1. Дочкин С. А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект. -СПб. : Арден, 2010. - 226 с.

2. Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений НПО и СПО: достижения, проблемы, перспективы / сост.: Н. В. Па-вельева, А. Ю. Ильиных, Н. В. Костюк; под ред. Т. С. Паниной. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.