Научная статья на тему 'Реализация стратегии подготовки кадрового потенциала индустрии гостеприимства'

Реализация стратегии подготовки кадрового потенциала индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ / ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Алла Анатольевна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки конкурентоспособных кадров, вовлечения общественных объединений и представителей работодателей в образовательную деятельность. Представлены передовые методы подготовки специалистов, интергация работодателей в образовательном процессе. Нестандартные формы взаимодействия с потребителями образовательных услуг. Развитие международных связей педагогических сообществ для обмена опытом и технологиями. Демонстрация лояльного отношения к инновационным государственным программам в обучении. Расширение списка возможностей для саморазвития личности и осознанного выбора профессионального пути среди обучающихся в образовательных учреждениях Московской области. Повышение качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнева Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии подготовки кадрового потенциала индустрии гостеприимства»

УДК 338.467.6

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Селезнева Алла Анатольевна

Магистрант третьего курса Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация,

преподаватель Филиал ГБОУВО МО «Университет «Дубна» Лыткаринский-промышленно гуманитарный колледж alla-klass@yandex. ги Научный руководитель: Коновалова Елена Евгениевна

Канд.экон.наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail. ги

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки конкурентоспособных кадров, вовлечения общественных объединений и представителей работодателей в образовательную деятельность. Представлены передовые методы подготовки специалистов, интергация работодателей в образовательном процессе. Нестандартные формы взаимодействия с потребителями образовательных услуг. Развитие международных связей педагогических сообществ для обмена опытом и технологиями. Демонстрация лояльного отношения к инновационным государственным программам в обучении. Расширение списка возможностей для саморазвития личности и осознанного выбора профессионального пути среди обучающихся в образовательных учреждениях Московской области. Повышение качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

Ключевые слова: инновационные пректные решения, практика внедрения, профессиональное образование, инновации в подготовке кадрового потенциала.

Сегодня профессиональные учебные заведения должны внедрять инновационные подходы к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса [4, с.367].

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности [2, с.6].

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются

своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний [5, с.692].

От молодых специалистов требуется владение «гибкими навыками». Под этим определением подразумевается умение работать в команде, решать нестандартные производственные задачи.

Президент РФ видит систему профессионального образования пластичной, предусматривающей разные формы и сроки подготовки специалистов всех уровней.

Одновременно с государственным инновационным регулированием системы образования российский рынок труда выдвигает свои условия. А именно: специальности должны быть актуализированы, согласованы с динамично развивающимися технологиями.

На текущий момент в гостиничном бизнесе ощущается нехватка линейного и технического персонала и прогнозируется переизбыток менеджеров [3, с.68].

Адекватным ответом на требования рынка труда в части обеспечения молодыми, активными, но при этом высокопрофессиональными кадрами является действительно практикоориентированное построение процесса обучения будущих работников турбизнеса и индустрии гостеприимства и непосредственное активное участие ее представителей в формировании запроса на компетенции выпускника и в его подготовке. Тем более что современные требования государства к системе образования четко ориентируют на это учебные заведения среднего профессионального и высшего образования. В связи с этим основными задачами современного этапа интеграции туристского образования и индустрии туризма как сферы профессионального приложения освоенных в учебном заведении компетенций становятся искоренение необходимости «доучивания» выпускников под потребности реального бизнеса и замещение теоретических, плохо применяемых на практике знаний действительно полезными и необходимыми при создании, продвижении и реализации туристского продукта навыками и умениями [1, с.5].

На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые нужно сокращать и увольнять, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ценнейших ресурсов

предприятия, которым необходимо грамотно управлять, создавать максимальные условия для его развития, вкладывать в него средства [7, с.565].

В 2017 году стартовал открытый профориентационный фестиваль в городе Лыткарино «Творчество в профессии» в рамках профорентационной программы учебных заведений СПО - филиалов ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна». Фестиваль проводится среди учащихся средних учебных заведений, студентов средне -профессиональных учебных заведений и учащихся творческих, технических и спортивных клубных формирований учреждений культуры России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Фестиваль организуется Филиалом ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна» -Лыткаринский промышленно-гуманитарный колледж и Муниципальным учреждением «Дом Культуры «Центр Молодёжи» в целях поднятия престижа массовых и рабочих профессий и кружковых формирований при учреждениях дополнительного образования и культуры.

Мероприятия Фестиваля направлены на реализацию Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта, приоритетного национального проекта «Образование».

Цели Фестиваля направлены на активизацию социально-профессионального самоопределения обучающихся на всех уровнях обучения и воспитания; развитие взаимодействия в профориентационной деятельности между учебными заведениями среднего, средне-профессионального, высшего образования и предприятиями-работодателями [6, с. 507].

Поставлены задачи по расширению возможностей саморазвития личности и компетентного выбора профессионального пути среди обучающихся в средних и средне-профессиональных образовательных учреждениях Московской области; формированию представления у учащихся средних образовательных учреждений (далее - школьники) о массовых, рабочих и технических профессиях, востребованных в настоящее время на рынке труда; развитие у школьников и студентов научно-технического мировоззрения; выработка и развитие у школьников активных поисковых, исследовательских и творческих навыков при выборе профессии.

Событие - развивающийся проект, уже имеющий бэкграуд с положительным значением в общественных кругах и профессиональном педагогическом сообществе. Движение «Творчество в профессии» позиционируется в публичном пространстве, как профориентационный, адаптационный, просветительский социальный проект. Его

программы нацелены на содействие профессиональному самоопределению, адаптации школьников и студентов к современным условиям труда, популяризацию технических, творческо-технических, массовых и рабочих профессий среди молодого поколения [8, с.5].

Реализуемые проекты в рамках движения:

- Фестиваль проектов школьников и студентов «Творчество в профессии» (это мероприятие стало отправной точкой при организации одноименного движения)

- Открытый педагогический форум

- Научно-практические конференции для педагогов и студентов

- Интерактивные, игровые и просветительские мероприятия для учащихся с ограничениями по здоровью

- Подготовка школьников на базе Лыткаринского колледжа к чемпионатам Junior

Skills

- Регулярные выездные и базовые мастер-классы технического творчества, народных промыслов, медиа технологий и презентации востребованных профессий СПО.

В рамках городского профориентационного фестиваля «Творчество в профессии-2019» авторы проекта провели II Открытый педагогический форум «Тенденции в системе профессионального образования: передовые методы обученияи воспитания, актуализация перечня професий», нацеленный на развитие международных связей педагогических сообществ, обмен опытом и технологиями, взаимодействие в профориентационной деятельности между учебными заведениями среднего, средне-профессиональног образования и предприятиями - работодателями, усиление значимости средне-профессионального образования.

Основные задачи форума - демонстрация педагогическим сообществом лояльного отношения к инновационным государственным программам в сфере образования, расширение списка возможностей для саморазвития личности и осознанного выбора профессионального пути среди обучающихся в средних и средне-профессиональных образовательных учреждениях МО, повышение качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочих профессий.

В программе события включает в себя дискуссионную площадку с секциями:

- Менеджмент, управление кадрами и организация непрерывного образования в СПО и ВО.

- Цифровые технологии в системах среднего общего и профессионального образования. Обеспечение качества обучения, соответствие молодых специалистов ожиданиям работодателей.

- Инновационные ориентиры в СПО, приводящие формальное обучение по профессиям к международным стандартам.

- Поднятие престижа обучения в ссузах и рабочих профессий

- Нестандартные методы профессиональной ориентации детей и подростков

В настоящее время проект продолжает набирать силу. Вокруг него образовалось заинтересованное сообщество, регулярно проводятся научно-практические конференции и Открытый педагогический форум для педагогов и работодателей. В перспективе -внедрение новых форм взаимодействия.

За три года существования в движении нашли свой интерес более 3000 человек (что является высоким значением для маленького города численностью чуть более 58 тысяч жителей и фактического отсутствия пиар- и рекламного бюджетов у организаторов событий в рамках движения. К программам движения в разное время привлекались различные категории целевой аудитории: от младших школьников, занятых в настоящее время в профориентационных кружках Лыткаринского колледжа, до руководителей крупных предприятий Московской области [8, с.6].

В своем выступлении Президент страны В.В. Путин подчеркнул, что стратегия инновационного развития страны опирается на одно из наших главных конкурентных преимуществ - реализацию человеческого потенциала [6, с.508].

В связи с планируемыми инновационными изменениями в сфере подготовки специалистов в Московской области и городе Лыткарино назрела необходимость привлекать к диалогу представителей зарубежных сообществ.

Создатели проекта расширяют границы и трансформируют актуальность движения в зависимости от трендов в сфере образования и требований работодателей. Иными словами, актуализируют проекты событийного маркетинга с учётом запросов конечных потребителей услуг колледжа и его социального партнёра Дома Культуры [8, с.6].

Применяя инновационные методы в современной образовательной организации, можно надеяться на успешное решение поставленных задач при подготовки конкурентоспособных специалистов.

Литература

1. Бушуева И.В., Инновации в туристском образовании. Прикладной бакалавр в туризме

глазами РГУТиС // Матер. Межд. научно-практ. конф. «Профессиональное туристское образование». 25-26 сентября 2014 г. - Сочи, 2014. - С. 4-7.

2. Двенадцать решений для нового образования 2018-2024. Доклад Центра стратегических

разработок и Высшей школы экономики. Национальный исследовательский университет. Москва. 2018

3. Коновалова Е.Е., Проблемы оценки результатов управленческих инновационных

проектных решений в гостиничном бизнесе // Сборник статей научных докладов по

итогам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной. 2019. Российский государственный университет туризма и сервиса (Черкизово), 2019. -67-74.

4. Молчанова Н.А., Специфика подготовкикадровтуристской сферы в региональных вузах // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития»/ Под редакцией Е.Е Коноваловой -М.: РУСАЙНС, 2018. -368-372.

5. Селезнева А.А., Инновации в развитии профориентационной среды при подготовке специалистов сферы туризма и гостеприимства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства» 11 апреля 2019 г. / Под ред. Е.Е. Коноваловой.-М.: РУСАЙНС, 2019. -692-698.

6. Селезнева А.А., Стратегические изменения в профессиональной подготовке специалистов в сфере туризма и гостеприимства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития»/ Под редакцией Е.Е Коноваловой -М.: РУСАЙНС, 2018. -504-508.

7. Ухина Т.В., Особенности кадровой политикив сфере туризма и гостеприимства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития»/ Под редакцией Е.Е Коноваловой -М.: РУСАЙНС, 2018. -563-569.

8. Целигорова Е.А., Реалзация современных мартенговых стратегий в сфере профессионального образования на примере профориентационного движения «Творчество в профессии» // Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы образования. Кадры решают все» 6 ноября 2019 г. ГУ «Дубна» - Дубна, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.