Научная статья на тему 'Модель реализации образовательной программы в колледже в условиях ресурсного дефицита'

Модель реализации образовательной программы в колледже в условиях ресурсного дефицита Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИИ ТОП-50 / СПО / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / РЕСУРСНЫЙ ДЕФИЦИТ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙ-СТВИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕ-СТВО / ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодяжная Наталия Васильевна

В статье затрагиваются основные проблемы подготовки квалифицированных кадров для сферы гостиничного дела. Рассматриваются возможности совместного использования ресурсов профессиональных образовательных организаций СПО и промышленных кластеров региона, а также международного сотрудничества с профессиональными лицеями гостиничного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель реализации образовательной программы в колледже в условиях ресурсного дефицита»

30 |

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Модель реализации образовательной программы в колледже в условиях ресурсного дефицита

КОЛОДЯЖНАЯ Наталия Васильевна,

кандидат педагогических наук, директор Обнинского колледжа технологий и услуг, заслуженный мастер производственного обучения РФ, г. Обнинск

(Калужская область)

Аннотация

В статье затрагиваются основные проблемы подготовки квалифицированных кадров для сферы гостиничного дела. Рассматриваются возможности совместного использования ресурсов профессиональных образовательных организаций СПО и промышленных кластеров региона, а также международного сотрудничества с профессиональными лицеями гостиничного хозяйства

Ключевые слова:

профессии ТОП-50, СПО, подготовка кадров, ресурсный дефицит, сетевое взаимодействие, региональный кластер, международное сотрудничество, гостиничное дело

Подготовка специалистов для гостиниц ведется в Калужской области в двух колледжах. При этом потребность гостиничного бизнеса в кадрах значительно выше, чем число выпускников.

Анализ развития сферы услуг позволяет прогнозировать стремительный рост рынка гостиничных услуг в регионе1 и, как следствие, востребованность квалифицированных кадров работодателями, что подразумевает возможность их взаимовыгодного партнерства с профессиональными образовательными организациями, спонсорской поддержки, организации дуального обучения [1].

Для профессиональной образовательной организации это не только сигнал о популярности данной сферы услуг, но и возможность совместного использования материально-технической базы гостиничного хозяйства современных предприятий, доступность мест прохождения практики, гарантированное трудоустройство выпускников.

Между тем условия обучения специалистов по профессии «Администрирование отеля», включенной в ТОП-50 и являющейся базовой для специальности «Гостиничное дело», не соответствуют требованиям профессиональных стандартов и подготовке конкурентоспособных выпускников. Вследствие этого возникают проблемы поиска путей преодоления существующих дефицитов: кадров, материально-технической базы, информационных, методических и других ресурсов.

В частности, в Обнинском колледже технологий и услуг были выявлены проблемы, требующие незамедлительного решения. К ним относятся:

- устаревшее техническое оснащение и оборудование учебных мастерских;

- дефицит преподавателей, обладающих практическим опытом работы на предприятиях гостиничного сервиса;

- недостаточность электронных образовательных ресурсов, информационных и методических ресурсов;

- недостаточность обновления библиотечного фонда;

1 В 2016 году Калуга была включена в знаменитый туристский маршрут «Золотое кольцо России», в регионе был создан туристический кластер.

Колодяжная Н. В. Модель реализации образовательной программы в колледже в условиях ресурсного дефицита // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 30-32.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- отсутствие механизмов взаимовыгодного сотрудничества с организациями реального сектора экономики — сферы гостиничных услуг, другими образовательными учреждениями, обладающими иными дефицитными и востребованными ресурсами.

По итогам анализа выявленных проблем был сделан вывод, что колледжу требуется не менее 25% кадров с производственным стажем, а также практически 100-процентное переоснащение материально-технической базы учебно-производственных мастерских.

Для решения перечисленных проблем в колледже был разработан проект развития, цель которого — создать механизм консолидации ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в реализации перспективных образовательных программ по ТОП- 50.

В рамках проекта поставлены следующие задачи: привлечь заинтересованных партнеров к сотрудничеству, в том числе международному; минимизировать (исключить) ресурсные дефициты при реализации востребованной профессиональной образовательной программы; апробировать механизмы ее применения на практике.

Этапы осуществления проекта представлены ниже.

1 /2019 | 31

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1. Проектирование образовательной программы (ОП) «Гостиничное дело» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО)

1.1. Формирование фокус-группы — создание проектной группы

1.2. Методический аудит

1.2.1. Анализ общих характеристик программы, выявление несоответствий при сопоставлении профессиональных стандартов (ПС) и требований WorldSkills (WSR)

1.2.2. Формулирование и описание ожидаемых результатов обучения в соответствии с ФГОС СПО, ПС, WSR

1.2.3 Описание содержания, обеспечивающего соответствие ФГОС СПО, ПС, WSR с потребностями рынка труда

2. Разработка программной и учебно-методической документации

2.1. Анализ и выбор предпочтительной технологии сопоставления и приведения ОП в соответствие с ФГОС СПО, ПС, WSR

2.2. Разработка примерного учебного плана и календарного учебного графика

2.3. Разработка примерных программ учебных дисциплин (УД) и профессиональных модулей (ПМ) Проектирование и конструирование оценочных средств

3. Аудит ресурсов с целью выявления дефицитов (материально-техническая база, кадры, информационное обеспечение)

3.1. Конкретизация требований к квалификации кадров

3.2. Формирование требований к материально-техническим условиям

3.3. Формирование требований к информационным и учебно-методическим условиям

4. Поиск стейкхолдеров для взаимодействия

4.1.Заключение договоров с предприятиями туристического кластера региона и профессиональными лицеями Франции

5. Исполнение лицензионных требований. Лицензирование

6. Реализация программы

6.1. Профориентационные мероприятия. Набор абитуриентов

6.2. Реализация ОП. Организация учебного процесса. Промежуточная и итоговая аттестация

6.3. Дополнительное профессиональное образование

6.4. Участие в чемпионатах, олимпиадах, конкурсах WSR

7. Аккредитация

8. Проведение итоговой аттестации. Выпуск специалистов

8.1. Мониторинг трудоустройства выпускников

32 | 1 /2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Акцент в реализации данного проекта был сделан на международные стандарты гостеприимства, в связи с чем специалистами колледжа были изучены профессиональные образовательные программы гостеприимства во Франции [2]. Между Обнинским колледжем технологий и услуг и лицеем гостиничной индустрии (г. Лимож, Франция) был заключен договор и подписан протокол взаимодействия о повышении квалификации педагогов колледжа во Франции и проведении стажировок для студентов обеих сторон — в России и во Франции.

Во время международного обмена опытом и повышения квалификации педагоги колледжа ознакомились с инновациями и особенностями гостиничного сервиса во Франции. Изучили работу различных служб гостиницы (отдел бронирования, reception, консьерж-сервис, room-сервис, рестораны и т. д.) и их взаимодействие: от главного менеджера до службы горничных, посетили учебные кабинеты и учебно-производственные мастерские, совершили экскурсии в лучшие гостиницы и рестораны, организовали совместные уроки и мастер-классы, онлайн конференции.

Элементы полученного опыта нашли отражение в новой перспективной образовательной программе «Гостиничное дело», разработанной специалистами колледжа. Кроме того, по образцу учебно-производственной мастерской, обслуживающей гостей г. Лиможа, в колледже была создана собственная учебная гостиница «Отель — 26», где студенты в реальных условиях имеют возможность получить необходимый опыт оказания сервисных услуг.

Таким образом, одним из способов решения проблем ресурсного дефицита в колледже может стать взаимодействие с отраслевым кластером региона, другими образовательными организациями (включая международные) и развитие взаимовыгодного сотрудничества с ними.

Литература

1. Лучшие практики и методические рекомендации по направлениям взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образо-ванием-2015: Метод. сборник / Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации. — М., 2015. — 56 с.

2. BTS Management en Hôtellerie Restauration 2018 [Электронный ресурс] // Hôtellerie-Restauration — Le site national de ressources de la filière Hôtellerie-Restauration. URL: http://www.hotellerie-restauration.ac-versailles. fr/spip.php?article2937&lang=fr (дата обращения — 13.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.