Научная статья на тему 'Системы управления качеством зарубежного и российского профессионального образования'

Системы управления качеством зарубежного и российского профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы управления качеством зарубежного и российского профессионального образования»

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АРТЕМЬЕВА Л.А., КУТОРГО Н.А.

Вхождение РФ в Болонский процесс и принятие Копенгагенской декларации предопределило решение проблемы значительного расхождения «европейского» и российского подходов в определении «качества образования». Для создания совместимых систем управления качеством профессионального образования (далее - СУКПО) в европейских профессиональных школах и российских политехнических колледжах необходимо формирование реалистичных путей сближения (интеграции) названных двух «систем качества», с учетом их позитивного опыта.

В российской системе высшего образования уже активно проходят процессы, направленные на обеспечение взаимного признания документов о высшем образовании рамках Болонского процесса. Несмотря на все объективные сложности, данный процесс нарастает, поскольку системы высшего образования в РФ и странах ЕС вполне сравнимы по уровням и квалификациям. Решение данной проблемы в СПО РФ только начинается и, как показал анализ европейского и отечественного опыта создания «систем качества» вузов, для разработки концептуальных подходов российской инновационной системы управления качеством профессионального образования в политехнических колледжах предполагается проанализировать и использовать:

- европейские концептуальные подходы обеспечения качества профессионального образования (далее

- ПО);

- опыт создания СУКПО на основе мировых и европейских стандартов, использованных российскими вузами;

- результаты анализа СУКПО в российских УО НПО и СПО.

Нами изучено несколько систем управления качеством зарубежного ПО. Большинство европейских стран находится в последней стадии приспособления собственных систем управления качеством к системе международного стандарта типа IS0-9000.

ISO - Международная организация по стандартизации создана в 1947 году, в настоящее время объединяет более 150 стран. Стандарты IS0-9000 содержат базовые требования к предприятиям, обеспечивающие бесперебойное производство и поставку товаров и услуг на рынок. Эти требования сформулированы в рамках стандартов, формирующих систему управления качеством предприятий, в том числе и систем управления качеством ПО.

Внедрение данной системы качества требует подготовительных работ и соответствующей документации:

- книга качества,

- набора качественных процедур,

- подробных инструкций, дополняющих процедуры,

- реализации правил кредитной технологии обучения.

Документация и документоведение системы оцениваются и авторизируются специальными лабораториями, организациями и подтверждаются Центром по исследованию и сертификации. Процедуры данной системы качества являются критерием оценки пригодности, соответствия работника или выпускника требованиям рабочего места. Процедуры представляют собой подробное описание выполняемой работы и определяют нужные для специалиста умения и навыки. Применяемые экономистами методы оценивания труда могут быть тоже использованы для более подробного описания содержания деятельности, особенно определения степени овладения умениями и навыками. Эта система очень трудоемка в применении, но облегчает текущий контроль и обеспечивает высокую эффективность контроля в ПО.

NVQs - National Vocational Qualifications (Национальные профессиональные квалификации Англия). Это квалификации, основанные на стандартах компетенций, определенных в промышленности. NVQ присуждают: RSA, Cit and Gulids, ВТЕС. Каждый NVQ представляет собой определенное число единиц (unit), описывающих нужные умения и навыки, гарантирующие получение стандарта. Свидетельство признают для каждой полученной единицы. Структура единицы дает возможность индивидуального выбора, позволяет учащимся получить квалификации соответственно собственному темпу и качеству учебы. Это зависит от студента, условий протекания обучения (с отрывом или без отрыва от работы, в учебном заведении или в процессе дополнительного образования).

Каждый модуль NVQ имеет определенное название и уровень в структуре всей системы. Структура NVQ показывает способ взаимосвязи квалификаций и возможности разной организации их получения.

Структура системы выделяет пять уровней квалификаций и компетенций. База данных о профессиональных квалификациях представляет подробно структуру системы NVQ.

Система NVQ помогает в управлении процессом совершенствования и дальнейшего профессионального аванса путем регистрации и оценивания личного опыта, перспективных планов, успехов и достижений.

TQM - Total Quality Management (Глобальное управление качеством) - основан на философии единичного и общего, всестороннего совершенствования и улучшения качества работы и сотрудничества с учетом окружающей среды. TQM реализован с помощью следующих методов: синтеза детальной сети действий, анализа причин и следствий, построения диаграммы Парето (анализа факторов), диаграммы разбро-

са (распознавания связей причин и следствий), цикла Деминга (модели учения), гистограммы (разброса переменных, например оценок), формуляра статистического контроля (изменения во времени), схемы родственности, поля сил, матрицы как схемы влияния, круга решений, контрольного листа.

Основными элементами системы являются:

- соотношение между заказчиками и доставщиками;

- личное участие в непрерывной системе профессионального совершенствования;

- ориентация на интенсивные системы и процессы;

- постоянное участие руководства в строительстве системы качества.

TQM - это изменение парадигмы от преподавания и тестирования до постоянного непрерывного ПО и совершенствования.

На основе анализа систем обеспечения качества выявлено, что они в большей степени, чем обязывающие юридические обусловленности, способствуют улучшению качества и эффективности обучения. Оценка работников и сертификация персонала, повсеместно примененная в больших фирмах, уже способствует повышению интереса к проблемам качества в учебных заведениях. Представленная ранее модульная модель обучения в виде определенных и достигаемых поочередно целей обучения в форме конкретных умений и навыков совместима с системами качества обучения, продукции и обслуживания, она облегчает их внедрение и функционирование.

Знакомство с зарубежным опытом использования моделей управления учреждениями ПО равными по статусу российским политехническим колледжам показало, что большинство учебных заведений ПО европейских стран адаптируют свои СУКПО к системе международного стандарта типа IS0-9000, с последующей сертификацией учебных заведений.

Анализ деятельности учреждений ПО, проведенный Министерством образования и науки РФ (20042007 гг.) в высших учебных заведениях философия всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) становится всё более распространённой и общепринятой. Если первоначально нормы обеспечения качества, заложенные в серии международных стандартов семейства ISO 9000, касались в первую очередь промышленных производств, то в настоящее время при переходе на единый стандарт ISO 9001:2000 они стали актуальны и для сферы предоставления услуг - здравоохранения и образования.

Подразумевается, что ISO 9001:2000 является общим стандартом, применимым для всех организаций, безотносительно к их типу, размеру и категории продукции. Признано, что при определённых обстоятельствах какие-либо организации смогут оправдать исключение некоторых специфических требований ISO 9001:2000 из своей СУКПО.

По мнению руководителей российских вузов, необходимость внедрения TQM связана с главной задачей образования - совершенствованием образовательного процесса и улучшением качества предоставления образовательных услуг с целью удовлетворения существующих и перспективных потребностей, с одной стороны, личности - студента в качественных образовательных услугах, а с другой - общества в подготовке высококвалифицированных специалистов-профессионалов.

Новые системы, ориентированные на «целевой подход» в разработке СУКПО (а не на структурнофункциональный, как было ранее) пока внедряются в высшем ПО России. В основном используются три модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:

1. Оценочный метод (SWOT - анализ) управления качеством деятельности учебного заведения;

2. Концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);

3. Подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000 .

Первая модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT - анализ), предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности УО, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности УО. Впервые в РФ данная модель управления реализована в Новосибирском государственном техническом университете, Ивановской государственной текстильной академии, Петрозаводском государственном университете и ряде других вузов.

Вторая модель управления, основанная на принципах TQM (Всеобщее управление качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности УО, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности УО. Всеобщее управление качеством предполагает процессный подход к деятельности УО, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством. Лидером в разработке и использовании данной модели управления является Ивановский государственный энергетический университет.

Третья модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000 , предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном

подходе. В отличие от модели TQM в данной модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество.

Анализ опыта российских вузов позволяет выделить следующие позитивные тенденции:

- нарастающее распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации СУКПО в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001:2001) и принципами Всеобщего менеджмента качества О^М);

- проведение вузами самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;

- создание в ряде вузов систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с работодателями;

- участие вузов в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества;

- увеличение числа вузов, принимающих участие в ежегодном конкурсе «Системы обеспечения качества подготовки специалистов в вузе»;

- создание специальных структурных подразделений по управлению качеством подготовки специалистов;

- введение должности проректора по качеству.

На базе созданных центров по сертификации продукции и систем управления начата работа по обучению и повышению квалификации администрации и преподавателей вузов. Наиболее активно в этом направлении работают сертификационные центры в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете, Московском государственном институте стали и сплавов (технологическом университете), Томском политехническом университете и Сибирском государственном технологическом университете. Однако, объемы повышения квалификации для всей системы высшего профессионального образования недостаточны.

В результате анализа СУКПО колледжей Москвы было установлено, что их структура и деятельность жестко регламентирована нормативными требованиями сложившейся системой Государственной аттестацией и аккредитацией учреждений НПО и СПО. Сегодня в учреждениях НПО и СПО в основном используются традиционные СУКПО «управление по результатам» - мониторинговое управление по ЗУНам на основе системно-функционального подхода к управлению учреждениями.

Внешний мониторинг представлен деятельностью Министерство образования и науки РФ, ДО города Москвы и предполагает:

- лицензирование права осуществлять образовательную деятельность в целом и по конкретным специальностям, а также аттестацию колледжа и специальностей с последующей аккредитацией;

- проведение единого государственного экзамена (ЕГ);

- периодическую аттестацию руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа.

Предприятия - заказчики, социальные партнеры, принимающие на работу выпускников колледжа, участвуют в данном процессе лишь на этапе подписания договора на подготовку кадров для предприятия, производственной практики и участия представителей предприятий в итоговой аттестации выпускников колледжа.

Анализ созданной СУКПО в колледжах Москвы, позволяет выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование инновационных систем:

- отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для последовательной организации работ по созданию СУКПО в колледже;

- отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению европейских принципов менеджмента качества в колледжах;

- утрачивание связи с предприятиями промышленности и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей;

- отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления колледжами;

- неприятие инженерно-педагогическими коллективами, в составе которых доминируют предпенсионные и пенсионные категории преподавателей и мастеров производственного обучения, новых принципов создания СУКПО;

- непредусмотренные объемы финансовых средств для эффективного проведения качественной реструктуризации колледжа и создания инновационных СУКПО.

На основе анализа проведенных диссертационных исследований, управленческой деятельности колледжей города Москвы было установлено, что сложившаяся в колледжах традиционная модель СУКПО не учитывает:

- условия динамично развивающейся экономики и инновационных машиностроительных производств столицы - требований, которые предъявляются предприятиями-заказчиками к качеству подготовки рабочих кадров.

- предстоящие прогнозируемые изменения инновационных машиностроительных производств столицы в связи с их ориентацией на вхождение в ВТО.

Во многом это объясняется тем, что традиционная СУКПО не способна оперативно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде образовательного учреждения. Поэтому для управления качеством подготовки рабочих кадров в колледжах Москвы для инновационных машиностроительных производств необходимы принципиально новые инновационные подходы к созданию СУКПО, перенос которых возможен как из зарубежной профессиональной школы, так из инновационного опыта внедрения российских вузов, перешедших на СУКПО высшего образования, основанную на стандартах менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001:2001), принципах Всеобщего менеджмента качества О^М) и правилах кредитной системы обучения.

Возможность такого перехода подтверждается инновационным опытом колледжей Казахстана, внедряющих «степногорскую модель» СУКПО на основе международного стандарта ИСО 9001:2001 и разработанных правила кредитной технологии обучения, что обеспечивает востребованность выпускников колледжей в меняющихся условиях рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.