Научная статья на тему 'Нефинансовые показатели в действующих форматах финансовой (бухгалтерской) отчетности: перспективы расширения применения'

Нефинансовые показатели в действующих форматах финансовой (бухгалтерской) отчетности: перспективы расширения применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисицкая Т.В.

Решить проблему информативности бухгалтерской отчетности, которая сегодня имеет строго финансовую направленность может дополнение финансовых показателей, отражаемых в ней, нефинансовыми показателями. В статье оцениваются наличие резерва для расширения состава нефинансовых показателей в бухгалтерской отчетности и возможности использовать рекомендации существующих стандартов/платформ публичной нефинансовой отчетности. Для того, чтобы не перегружать формы финансовой отчетности большая часть нефинансовой информации может раскрываться в дополнительной форме или в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем структурная модель этой дополнительной нефинансовой информации может быть сформирована по принципам Интегрированной отчетности или Отчета в области устойчивого развития, а именно в разрезе трех составляющих экономической, экологической и социальной, а также указанная модель должна учитывать отраслевые особенности деятельности экономического субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефинансовые показатели в действующих форматах финансовой (бухгалтерской) отчетности: перспективы расширения применения»

Нефинансовые показатели в действующих форматах финансовой (бухгалтерской) отчетности: перспективы расширения применения

Лисицкая Татьяна Владимировна

к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, lisitskaya-tv@ranepa.ru

Решить проблему информативности бухгалтерской отчетности, которая сегодня имеет строго финансовую направленность может дополнение финансовых показателей, отражаемых в ней, нефинансовыми показателями. В статье оцениваются наличие резерва для расширения состава нефинансовых показателей в бухгалтерской отчетности и возможности использовать рекомендации существующих стандартов/платформ публичной нефинансовой отчетности. Для того, чтобы не перегружать формы финансовой отчетности большая часть нефинансовой информации может раскрываться в дополнительной форме или в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем структурная модель этой дополнительной нефинансовой информации может быть сформирована по принципам Интегрированной отчетности или Отчета в области устойчивого развития, а именно в разрезе трех составляющих - экономической, экологической и социальной, а также указанная модель должна учитывать отраслевые особенности деятельности экономического субъекта. Ключевые слова. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, нефинансовые показатели

Оценивая современную ситуацию применения нефинансовых показателей в учетном процессе и при составлении бухгалтерской отчетности в условиях российской экономической среды, следует проанализировать важнейшие и широко применяемые формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Министерством финансов РФ, прежде всего формы годовой бухгалтерской отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS, IAS и разъяснения к ним, подготовленные Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности) относятся с недавнего времени к одним из основных нормативных актов и документов, регулирующих бухгалтерский учет в России, поскольку постепенно признаются для применения на территории страны и, в соответствии с ФЗ № 208 «О консолидированной финансовой отчетности» используются теми организациями, которыми должны применяться на обязательной основе.

По нашему мнению переход на МСФО внес значительный вклад в появление нефинансовой информации различного вида в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как часть требований МСФО к раскрытию информации в отчетности в результате требуют раскрытия части нефинансовой информации. При этом стоит отметить, что такой документ как «Концептуальные основы финансовой отчетности» не содержит даже намека на нефинансовый характер каких-либо данных, которые может содержать финансовая отчетность.

Отметим, Концептуальные основы в состав МСФО в качестве документа не входят, преимущественной силы над каким-либо МСФО не имеют. Концептуальные основы признают, что финансовые отчеты «не содержат и не могут содержать информацию, необходимую существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам» [1]. Это признание подтверждает имеющуюся недостаточность информации, содержащейся в финансовой отчетности, с точки зрения разнообразных стей-кхолдеров (заинтересованных в деятельности компании физических и юридических лиц).

Основные пользователи финансовой отчетности, если взять каждую категорию по отдельности, имеют отличные и даже противоположные информационные потребности и желания, это отмечено в рассматриваемых концептуальных основах. Отмечено также, что при разработке стандартов финансовой отчетности Совет будет перманентно стремиться представлять такой набор сведений, который будет отвечать потребностям как можно большего числа основных пользователей.

Кроме того, отмечается, что сосредоточившись на общих потребностях в информации, отчитывающаяся организация по желанию может предоставлять дополнительную информацию, которая наиболее полезна для какой-либо определенной подгруппы пользователей (ОВ8 Концептуальных основ) [1]. В этой позиции мы усматриваем дальнейшую перспективу размещения в финансовой отчетности дополнительной информации нефинансового характера.

Таким образом, при рассмотрении форм бухгалтерской отчетности нами были изучены перечни форм отчетности:

- организаций (за исключением кредитных, государственных (муниципальных) учреждений);

- страховщиков;

- кредитных организаций;

- некредитных финансовых организаций;

- негосударственных пенсионных фондов.

Каждая из форм отчетности изучалась нами с точки зрения наличия нефинансовой информации в соответствующей форме. Обратим внимание, перечни форм сгруппи-

О

ю

5

* 2

см см £

Б

а

2 е

рованы по признаку сферы деятельности, названия документов (стандартов), регулирующих порядок составления содержат слово «отраслевой».

Бухгалтерский баланс присутствует во всех перечнях отчетности. Наличие числовых данных по статьям бухгалтерской отчетности за период в три года дает возможность черпать информацию нефинансового характера прямо из баланса. Инструменты анализа, позволяющие рассчитать показатели относительные (темпы роста/прироста) по статьям баланса и удельные веса каждой статьи баланса в общем итоге, дают часть показателей нефинансового характера. То же самое можно сказать и об Отчете о финансовых результатах. Конечно, нефинансовая информация в этих формах отчетности присутствует неявно, однако, возможность определения динамики показателей по данным отчетности, ее предоставляет. Или, например, такие справочные показатели как Базовая прибыль (убыток) на акцию и Разводненная прибыль (убыток) на акцию.

Отчет о целевом использовании средств содержит данные за отчетный период и предыдущий. Здесь также есть резерв для размещения относительных показателей и показателей структуры. Расчет показателей структуры будет характеризовать направления использования целевых средств в долевых соотношениях, например, на социальную и благотворительную помощь или выплаты аппарату управления, не связанные с оплатой труда. Представление структуры в процентах позволит пользователю отчетности с большим комфортом понимать относительный размер использования целевых средств, например, на социальные мероприятия. Отчет о движении денежных средств при дополнении его табличной формы показателями структуры и динамики, мог бы быть также полезнее.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах оформляются в соответствии с рассматриваемым Приказом Минфина России, который в том числе предоставляет пример оформления пояснений в Приложении № 3 [2]. Структурно Пояснения представляют собой охват следующих позиций: нематериальные активы и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), основные средства, финансовые вложения, запасы, дебиторская и кредиторская задолженности, затраты на производство, оценочные обязательства,

Таблица 1

Наличие нефинансовой информации в отчетности, составляемой страховыми организациями и обществами взаимного страхования

I [оряДКОВ 1.1 Й номер примечания Название Стандарт МСФО Требования к раскрытию информации/нефинансовая информация (выборочно)

1. Основная деятельность страховщика МСФО (IAS 1) виды страховой деятельности, виды страхования; количество филиалов страховщика на территории РФ и иностранных государств соответственно; наличие представительств

2. Экономическая срсда. в которой страховщик осуществляет свою деятельность МСФО (IAS 1) основные факторы и влияния, определяющие финансовые результаты: изменения внешней среды, в которой функционирует страховщик, реакция на эти изменения

13. Резервы и доля перестраховщиков по договорам страхования жизни, классифицированным как страховые МСФО (IFRS 4) доля перестраховщиков в резервах

15. Резервы и доля перестраховщиков в ре:жрвах но страхованию иному, чем страхование ЖИЗНИ МСФО (IFRS 4) доля перестраховщиков в резервах

обеспечения обязательств и государственная помощь. Как видим, это важнейшие позиции, которые обеспечивают деятельность предприятий.

В соответствии с п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах оформляются в табличной и (или) текстовой форме, при этом содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом Приложения [2]. Таким образом, имеется возможность выбора текстового или табличного варианта представления информации. Текстовый вариант пояснений всегда может быть увеличен содержанием нефинансовых показателей до разумных объемов отчета, объем же пояснений до сих пор законодательство не ограничивало. Кроме того, табличные формы могут быть дополнены соответствующими расчетными показателями как в горизонтальных, так и вертикальных столбцах.

На данный момент в Пояснениях, обеспеченных табличной формой есть разбивка на виды и группы активов, объекты и группы объектов. Приведен-

ная группировка может и в дальнейшем использоваться, она является элементом информации нефинансового характера.

Изменения за период показываются в абсолютной сумме в денежном выражении, но стоит к нему добавить относительные показатели, отчет будет содержать нефинансовые показатели.

Рассмотрим Применение «Отраслевого стандарта бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования» на наличие информации нефинансового характера [3].

Как видно из таблицы 1 некоторые требования к раскрытию, включенные в отраслевой стандарт, за основу которых взяты международные стандарты финансовой отчетности, представляют собой информацию, которая явно носит нефинансовый характер.

Единственный минус дополнения существующих форм отчетности состоит в том, что показатели структуры и относительные показатели рассчитываются на данных прошлых лет, констатируют уже свершившиеся факты деятельности, а информацию прогнозного характера эти

Таблица 2

Наличие нефинансовой информации в отчетности, составляемой негосударственными пенсионными фондами

Номер примечая и я Название Стандарт МСФО Требования к раскрытию информации/нефинансовая информация (выборочно)

1. Основная деятельность негосударствен ного пенсионного фонда МСФО OAS!) основные направления деятельности НПФ; количество филиалов НПФ на территории РФ; наличие представительств НПФ; численность персонала НПФ

2. Экономическая среда, в которой НПФ осуществляет свою деятельность МСФО (LAS 1) основные факторы и влияния, определяющие финансовые результаты; изменения внешней среды, в которой функционирует НПФ, реакция на эти изменения

5. Денежные средства МСФО (IFRS 7) МСФО CIAS 7) количество кредитных организаций банков-нерезидентов, в которых на конец отчетного периода у НПФ были остатки денежных средств (информация о концентрации рисков); информация об инвестиционных и финансовых операциях, не требовавших использования денежных средств и их эквивалентов и не включенных в отчет о потоках денежных средств

11 Финансовые активы, оцениваемые по амортизиро ва нной стоимости: прочие размещенные средства и прочая дебиторская задолженность МСФО (IFRS 7) МСФО (IAS 1) количество дебиторов по договорам НПО, сумма задолженности по которым превышала установленный лимит суммы на отчетную дату, доля этой суммы в общей сумме ДЗ по указанным дошворам

12-14 Инвестиции в ассощшрованные предприятия, совместно контролируемые и дочерние предприятия МСФО (IAS 27) доли участия в процентах (отражаются существенные инвестиции), указывается страна регистрации

29. Обязательства по вознаграждениям работникам по окончании трудовой деятельности, не огра I [ нче!тые фиксируемым и платежами МСФО (IFRS 19) Анализ чувствительности

34. Взносы по деятельности в качестве страховщика по ОПС, деятельности по НПО МСФО количество застрахованных лиц по договорам ОПС

формы отчетности не содержат. Однако, такая информация при желании может быть размещена отчитывающимся предприятием, например, в конце каждой формы или отдельным блоком в Пояснениях.

Компании, составляющие нефинансовую отчетность, считают отображение в отчете информации прогнозного характера существенным компонентом. При подготовке уделяется значительное внимание стратегии, планам на среднесрочную и долгосрочную перспективу, эта неотъемлемая часть отчета с трудом может быть реализована в рамках традиционной бухгалтерской отчетности. Однако, в Пояснениях к формах отчетности может быть выделен блок, посвященный перспективным планам компании. Положение «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов»,

утвержденное Банком России [4] содержит требования к составу Примечаний к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Несмотря на то, что примечания составлены в соответствии со стандартами МСФО по требованиям к раскрытию информации, часть из них фактически носит нефинансовый характер. Примеры сгруппированы по Примечаниям и приведены выборочно в таблице 2.

Нельзя отрицать, что и в России и за рубежом существует сложившийся опыт определенного раскрытия нефинансовой информации в бухгалтерской отчетности. Формирование финансовой (бухгалтерской) отчетности преследует цель полного и своевременного представления информации о положении субъекта, предоставляющего отчет.

Как отмечалось выше, бухгалтеры и аудиторы в отношении годового отчета фокусируют свое внимание на финансовых аспектах. Фокус внимания стейкхол-

деров носит иной характер, им интересна также и нефинансовая информация, касающаяся качества товаров и услуг, производительности труда, уровень удовлетворенности запросов потребителей. По данным специалистов соотношение финансовой и нефинансовой информации в стоимости компании примерно 1/ 3 [5].

Точно также, как возникновение аудита связывают с объективным ухудшением финансового положения компаний в кризисные периоды, можно связать и стремление руководства компаний переключить внимание заинтересованных сторон (клиентов, инвесторов) в сложные времена для отрасли или экономики страны в целом на другие направления (перспективы) корпоративного развития. Имеется в виду - стратегия развития; система и политика управления персоналом; показатели, характеризующие социальную ответственность компании.

Текущее состояние наличия нефинансовой информации в имеющихся формах финансовой отчетности, которая в той или иной мере присутствует в нормативно-правовых актах (как мы убедились выше) можно разбить на 3 группы, а именно - учетная политика организации; пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах; заключение аудиторов.

Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах встречается термин «нефинансовая информация», это понятие не раскрывается. В общем смысле - это информация, которая описывает количественно и качественно различные стороны хозяйственной деятельности организации.

Элементы нефинансовой информации присутствуют и в учетной политике и в аудиторском заключении. Например, в аудиторском заключении это непосредственное мнение аудиторов, выраженное по поводу достоверности отчетности, а в случае модифицированного мнения -тип аудиторского заключения - мнение с оговоркой. Аудитор выражает мнение с оговоркой в тех случаях, когда:

(a) аудитор, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными для финансовой отчетности, но не всеобъемлющими, или

(b) аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую от-

©

Ю

5

* 2

см см £

Б

а

2 ©

четность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть существенным, но не всеобъемлющим [6].

Выраженное в заключении аудиторов мнение условно можно назвать информацией нефинансового характера, которая дает пользователям некоторую гарантию достоверности финансовой отчетности, о которой выражено мнение.

Однако в большей степени, как мы выяснили, нефинансовую информацию содержат пояснения к основным формам отчетности, которые раскрываются по требованиям международных стандартов финансовой отчетности.

Минфин России в информационных письмах периодически затрагивает вопросы раскрытия нефинансовой информации. Например, Письмо Минфина РФ N ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства» [7].

С целью формирования наиболее полного представления о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении, чтобы повысить прозрачность деятельности организации в части инноваций и модернизации производства в годовой бухгалтерской отчетности информация раскрывается с учетом существенности. Письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности представляет собой обобщенную информацию по поступившим вопросам о раскрытии.

Обратим внимание на раздел IV данного информационного письма «Прочая информация об инновациях и модернизации производства» [7]. В нем говорится о том, что в случае необходимости с точки зрения существенности в пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах раскрывается информация о полученных и/или оказанных услугах, связанных с инновациями. Для примера указаны следующие позиции:

- техническая помощь;

- консультации и инжиниринговые услуги;

- обучение персонала;

- услуги по внедрению новых методов управления;

- маркетинговые исследования возможных рынков сбыта инновационной продукции и т.п.

Могут также быть раскрыты факторы, которые препятствуют осуществлению инноваций и модернизации произ-

водства, в числе которых такие примеры: недостаток собственных денежных средств, причины невозможности привлечь заемные средства, высокая стоимость инновационных проектов, отсутствие потенциальных и реальных рынков сбыта, наличие неопределенности получения экономической выгоды, отсутствие персонала должной квалификации.

Несмотря на то, что письмом акцентируется, что такая информация раскрывается для более достоверного и полного представления о финансовом положении и результатах деятельности компании, и напрямую не сказано, что информация носит нефинансовый характер, в действительности такая информация является нефинансовой и существенной не только с точки зрения величины характеризующих ее стоимостных показателей, но и ее характера (качественная составляющая), в том числе во взаимосвязи с показателями, раскрываемыми в бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», который был утвержден Министерством финансов России в конце декабря 2016 г. и должен применяться для обозначенных в стандарте целей, начиная с отчетности соответствующих организаций за 2018 г. Для достижения цели информирования пользователей бухгалтерской отчетности при принятии экономических решений рассматриваемая отчетность содержит несколько позиций, указанных в стандарте, в том числе в статье 7 третьего раздела общих требований к отчетности часть е) «дополнительную нефинансовую информацию в качестве отдельных отчетов, формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе Пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности или в составе Пояснений» [10].

Пояснительная записка и пояснения содержит следующий пункт «н) иная финансовая и нефинансовая информация, существенная для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта отчетности».

Таким образом, стандарт содержит прямое указание на то, что бухгалтерская отчетность организаций госсектора может содержать дополнительную нефинансовую информацию. Поскольку понятие «информация» является широким и по своему содержанию может быть из-

меряемой количественно и качественно, налицо резерв для расширения состава показателей нефинансового характера деятельности данных организаций. В случае, если они не попадут под критерии составления публичной нефинансовой отчетности, они могут добровольно выбрать альтернативный вариант демонстрации социальной ответственности - размещение нефинансовых показателей в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Распоряжение об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности от 5 мая 2017 года № 876-р. Несмотря на огромную работу, которая осуществляется в этом направлении, авторы данного исследования полагают, что существует альтернативный вариант развития социальной, экологической и экономической ответственности бизнеса России через расширение применения нефинансовых показателей в учетном процессе и при формировании бухгалтерской отчетности, составляемой российскими предприятиями в соответствии с законодательством.

Разработкой Проекта Распоряжения занималось Министерство экономического развития страны, в этих целях функционирует созданная межведомственная рабочая группа с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, бизнеса, экспертных организаций. Существенный вклад в развитие концепции (работа над Концепцией и Планом действий по ее воплощению) вносит Российский союз промышленников и предпринимателей.

Очевидно, что реализация Концепции продвигает культуру ведения бизнеса в России через повышение его информационной открытости и прозрачности, укрепление репутации российских компаний внутри страны и за ее границами, однако, нельзя не отметить, что Концепция перспективна для реализации только определенным кругом компаний, и к началу 2018 г. уже будет точно определено, какие компании должны будут в обязательном порядке составлять публичную нефинансовую отчетность (будут установлены критерии).

Предполагается постепенное введение практики обязательного проведения аудита ПНО (нефинансового аудита) для тех организаций, которые будут обязаны готовить публичную нефинансовую отчетность. При этом Минэкономразвития России отмечает, что для прочих организаций подготовка и публикация ПНО и

проведение аудита ПНО (нефинансового аудита) будут осуществляться на добровольной основе.

Таким образом, у предприятий, у которых будет критериально обоснованное право не составлять нефинансовую отчетность, будут иметь выбор между двумя альтернативами: во-первых, составлять такую отчетность добровольно, руководствуясь существующими стандартами и рекомендациями; во-вторых, воспользоваться возможностью расширить составляемую бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателями нефинансового характера.

Почему бы в рамках развития публичной нефинансовой отчетности не поставить задачу развития традиционной бухгалтерской (финансовой) отчетности в сторону дополнения ее рядом нефинансовых показателей, что также будет являться стимулом развития в этом направлении для компаний, не подпадающих под установленные критерии.

Часть проблемных вопросов будет сохраняться и в том случае, если организация будет размещать нефинансовые показатели в рамках традиционной бухгалтерской отчетности.

Этот набор нефинансовых показателей (дополняющих традиционную отчетность) должен обладать такими характеристиками, которые позволили бы компаниям, желающим быть более информационно открытыми, размещать дополнительную нефинансовую информацию, полезную для пользователей, в рамках привычной бухгалтерской отчетности, при этом не перегружая ее. Вопрос гармоничного представления в бухгалтерской отчетности такого набора показателей весьма важен. Баланс возможно выдержать, соблюдая два принципа: необходимости и достаточности применения набора нефинансовых показателей в бухгалтерской отчетности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждая из организаций, решающая вопрос их размещения в указанной отчетности (на добровольной основе), в первую очередь должна оценить необходимость размещения нефинансовых показателей. Затем определить верхнюю границу диапазона - достаточность представляемого перечня нефинансовых показателей.

Совершенствование бухгалтерской (финансовой) отчетности за счет расширения применения нефинансовых показателей в любом случае соответствует развитию принятой Концепции (на которую мы ссылаемся).

Кроме того, преследуя те же цели, дополнение бухгалтерской (финансовой)

отчетности определенным перечнем нефинансовых показателей очевидно будет менее трудозатратным процессом по сравнению с подготовкой публичной нефинансовой отчетности по каким бы стандартам она ни составлялась. Наличие определенного набора нефинансовых показателей в бухгалтерской отчетности организаций также может считаться публичным доказательством эффективного управления репутацией и стремлением к ответственной конкуренции.

Обратим внимание на Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов, созданный РСПП и представляющий собой банк данных добровольных нефинансовых отчетов организаций, функционирующих на территории России. Реестр компаний сгруппирован по видам нефинансовых отчетов: в области устойчивого развития, социальных отчетов, экологических отчетов, интегрированных отчетов и отраслевых отчетов.

Такая группировка может быть положена в основу отбора показателей нефинансового характера для включения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Например, в перечень таких показателей могут входить нефинансовые показатели, отобранные по отраслевому признаку, отдельные показатели, отражающие социальную ответственность небольшой (средней, малой) компании, и показатели в области устойчивого развития. Причем нефинансовые показатели экологической направленности могут одновременно носить отраслевой характер.

Литература

1. Концептуальные основы финансовой отчетности [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.minfin.ru/common/upload/library/ 201 4/06/main/ kontseptualnye_osnovy_na_sayt.pdf

2. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023)

3. Формы бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_32453/ oc2oc018a6024bb7f83ba02d5a19bacf4afb051f/

4. Положение Банка России от 28 декабря 2015 г. N 527-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов»

5. Коупленд Т. и др. Стоимость компаний: оценка и управление [Текст] / Т. Коупленд, Т. Колер Б Дж. Муррин Ю. -М.: Олимп-бизнес, 2005. Стр. 38

6. Международный стандарт аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 ноября 2016 г. № 207н

7. Информация Минфина РФ N ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства»

8. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 №180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»

9. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 №283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»

10. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

11. «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П) (ред. от 01.04.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2015 N 35989)

12. httpV/рспп.рф/ официальный сайт РСПП

Non-financial indicators in the current financial (accounting) reporting formats: prospects for expanding the application Lisitskaya T.V.

Russian Academy of national economy and state

service under the RF President Non-financial indicators can supplement the financial indicators to solve the problem of informative financial statements having a strictly financial perspective. The article assesses the availability of a reserve to expand the composition of non-financial indicators in financial statements and the ability to use the recommendations of existing standards/platforms for public non-financial reporting. In order not to overload the forms of financial statements, most non-financial information may be disclosed in an additional form or in the notes to the accounting (financial) statements. Moreover, the structural model of this additional non-financial information can be formed according to the principles of Integrated reporting or sustainable development Report, namely in the context of the three components -economic, environmental and social, as well as the specified model should take into

О

Ю

s

* 2

account the sectoral characteristics of the economic entity. Keyword. Accounting (financial) statements, non-

financial indicators. References

1. Conceptual bases of financial reporting [Electronic

resource]. -Electron. Dan. - Access mode: http://www.minfin.ru/common/upload/library/ 2014/06/main/ kontseptualnye_osnovy_na_sayt.pdf

2. Order of the Ministry of Finance of Russia as of

02.07.2010 N 66n (as amended on 04/06/ 2015) «On the forms of financial statements of organizations» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 02.08.2010 No. 18023)

3. Forms of accounting reporting [Electronic

resource]. - Electron. Dan. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_32453/ cc2cc018a6024bb7f83ba02d5a19bacf4afb051f/

4. Regulation of the Bank of Russia of December

28, 2015 N 527-P «Industry standard of accounting» Procedure for drawing up financial statements of non-state pension funds «

5. Copeland T. et al. The value of companies:

evaluation and management [Text] / T. Copeland, T. Kohler B J. Murrin Yu. - M .: Olimp-biz, 2005. Стр. 38

6. The international standard of audit 705 (revised)

«Modified opinion in the audit report» was put into effect in the territory of the Russian Federation by the order of the Ministry of Finance of Russia of November 9, 2016 No. 207н

7. Information of the Ministry of Finance of the

Russian Federation No. PZ-8/2011 «On the formation in the accounting records and disclosure in the financial statements of the organization of information on innovations and modernization of production»

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian

Federation of 01.07.2004 № 180 «On approval of the Concept of the development of accounting and reporting in the Russian Federation for the medium term»

9. Resolution of the Government of the Russian

Federation of 06.03.1998 № 283 «On approval of the Program for Reforming Accounting in accordance with International Financial Reporting Standards»

10. Order of the Ministry of Finance of Russia of December 31, 2016 No. 260n «On approval of the federal accounting standard for public sector organizations» Presentation of accounting (financial) statements «

11. «Regulation on the disclosure of information by issuers of equity securities» (approved by the Bank of Russia on December 30, 2014 No. 454-P) (as amended on 04/01/2016) (Registered in the Ministry of Justice of Russia on February 12, 2015 No. 35989)

12. http: //pcnn.p^/ official site of the RSPP

сч cJ £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.