Научная статья на тему 'Отражение информации о спонсорской помощи на счетах бухгалтерского учета'

Отражение информации о спонсорской помощи на счетах бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1802
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / СПОНСОРСКАЯ ПОМОЩЬ / SPONSORSHIP / УЧЕТ / ACCOUNT / ОТЧЕТ / REPORT / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CHARITABLE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пузыня Т.А.

Особенности информационного обеспечения управления спонсорской помощью связаны с тем, что спонсором могут выступать юридические и физические лица, непосредственно предоставившие средства или обеспечившие спонсорскую помощь. При этом появляется проблема учета возмездного и безвозмездного спонсорства, которая приобретает в последнее время особую актуальность. Основополагающей целью написания статьи является предложение формы бухгалтерской отчетности и счетов учета спонсорской помощи как на безвозмездной, так и возмездной основе в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В работе особое внимание уделено отчетности и счетам бухгалтерского учета, аналитическим признакам, которые позволят составлять все виды бухгалтерской отчетности. Для формирования полной и достоверной информации предложена форма пояснений к отчету о финансовом положении, отчету о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе в виде отчета о спонсорской деятельности. В результате исследования предложена форма учета изменений стоимости спонсорской помощи. Модель может быть использована как пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Определен порядок отражения информации у спонсора на счетах бухгалтерского учета, сопоставления счетов российского бухгалтерского учета и МСФО при учете спонсорской помощи. Сделан вывод, что повысить достоверность информации о спонсорской деятельности возможно за счет введения отчета о спонсорской деятельности и дополнительных счетов бухгалтерского учета в соответствии с международными требованиями для отражения информации у благотворителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recording sponsorship information in accounting books

Importance The specifics of information support to sponsorship management is that sponsors may be legal entities and individuals, which directly provided funds or sponsor support. Therefore, there exists a problem of accounting for gratuitous and non-gratuitous sponsorship, which has recently become particularly important. Objectives The fundamental goal of the study is to suggest a form of financial statements and accounts for sponsorship activities, both paid and unpaid, in accordance with IFRS requirements. Methods In the study, I pay special attention to accounting reports, accounts, and analytic features, which will allow generating all types of financial statements. To generate complete and reliable information, I offer a form of notes to balance sheet, profit and loss account, and other comprehensive income in the form of a statement of sponsorship. Results I propose a model to record changes in sponsorship value. The model may serve as notes to balance sheet and profit and loss account. I have developed a procedure for recording information in sponsor’s accounts, and for comparing the accounts under Russian Accounting Standards and IFRS when accounting for sponsorship. Conclusions and Relevance I conclude that to enhance the reliability of information on sponsorship activities, it is necessary to introduce a sponsorship activity statement and additional accounts in accordance with IFRS requirements to record information in sponsor’s accounts.

Текст научной работы на тему «Отражение информации о спонсорской помощи на счетах бухгалтерского учета»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 796.038

отражение информации о спонсорской помощи на счетах бухгалтерского учета

Т.А. ПУЗЫНЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин E-mail: tatianlex@yandex.ru Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

Особенности информационного обеспечения управления спонсорской помощью связаны с тем, что спонсором могут выступать юридические и физические лица, непосредственно предоставившие средства или обеспечившие спонсорскую помощь. При этом появляется проблема учета возмездного и безвозмездного спонсорства, которая приобретает в последнее время особую актуальность.

Основополагающей целью написания статьи является предложение формы бухгалтерской отчетности и счетов учета спонсорской помощи как на безвозмездной, так и возмездной основе в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

В работе особое внимание уделено отчетности и счетам бухгалтерского учета, аналитическим признакам, которые позволят составлять все виды бухгалтерской отчетности. Для формирования полной и достоверной информации предложена форма пояснений к отчету о финансовом положении, отчету о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе в виде отчета о спонсорской деятельности.

В результате исследования предложена форма учета изменений стоимости спонсорской помощи. Модель может быть использована как

пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Определен порядок отражения информации у спонсора на счетах бухгалтерского учета, сопоставления счетов российского бухгалтерского учета и МСФО при учете спонсорской помощи.

Сделан вывод, что повысить достоверность информации о спонсорской деятельности возможно за счет введения отчета о спонсорской деятельности и дополнительных счетов бухгалтерского учета в соответствии с международными требованиями для отражения информации у благотворителя.

Ключевые слова: информация, спонсорская помощь, учет, отчет, благотворительная организация

Спонсорство как вид рекламной деятельности впервые появилось в США в середине 1920-х гг., когда конгрессом в 1927 г. был утвержден закон «О радио» (Radio Act). Документ национализировал радиочастоты в США и учредил Федеральную комиссию по радио, регулирующую использование радиочастот в стране, стал регулировать обязан-

Международный бухгалтерский учет

International accounting

ность идентификации рекламодателя, который позже будет именоваться спонсором.

Спонсором (от англ. sponsor, восходящего к латинскому spondeo - ручаюсь, гарантирую) принято называть лицо или организацию, финансирующие вид деятельности или проведение какого-либо мероприятия. Спонсорство - это взаимовыгодный обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR-мероприятий, стимулирования сбыта, социальной рекламы [8, с. 411].

Объединяя сказанное, П.И. Навка делает вывод, что спонсорство - добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами, предоставляющими помощь в целях популяризации непосредственно своих имени (наименования), знака для товаров и услуг [5, с. 82].

Дополняя это определение, Ф.А. Чепуров указывает, что спонсорство представляет собой такое вложение материальных средств в какое-либо мероприятие, имеющее общественную или культурную значимость, которое способствует укреплению имиджа вкладчика, обеспечивает ему рекламу, дает моральные дивиденды [11, с. 192].

Большинство исследователей в определении спонсорства сходятся на том, что эта форма интегрированных маркетинговых коммуникаций ставит задачи, подобные задачам аналогов, - осведомить целевую аудиторию о товаре, поддержать и (или) укрепить положительный имидж товарной марки (организации) либо перепозиционировать его, увеличить объем продаж [1, с. 4].

Дополняя сказанное, В.В. Щеглов пишет, что спонсорство позволяет как укрепить и повысить уже достигнутый уровень известности фирмы-спонсора, так и создать ее новый имидж. Для компании очень важно, чтобы ее спонсорская деятельность максимально способствовала выполнению стоящих перед нею задач [12, с. 297].

Среди причин, сдерживающих инвестиционную деятельность потенциальных спонсоров, И.А. Ефременкова, К.Н. Ефременков, М.М. Ковы-лин указывают следующие [2, с. 58]:

- несовершенство нормативно-правовой базы -70%;

- недостаточность дополнительных преференций: льгот, субсидий, иных инструментов

господдержки частных инвесторов, стимулирующих к применению и реализации спонсорских проектов в спорте, - 60%;

- неблагоприятные условия налогообложения - 30%.

Среди путей решения данных проблем Ф.А. Чепуров выделяет [10, с. 59-60]:

- завершение формирования законодательной базы в данной области и реального формирования института предпринимательства;

- заинтересованность бизнесмена в том, чтобы не вывозить капитал за рубеж и создавать условия для возвращения ранее вывезенного отечественного капитала;

- совершенствование транспортной и рыночной инфраструктур;

- налаживание доступного кредитования в условиях инфляции;

- заинтересованность предпринимателя в благотворительности;

- «выращивание» института социальной ответственности предпринимателя.

Занимаясь спонсорской деятельностью, компания исходит из того, что вложения дают следующие возможности [3, с. 2]:

1) высокую степень узнаваемости и позитивный имидж компании на рынке;

2) дополнительную, в том числе скрытую, рекламу;

3) увеличение числа информационных поводов;

4) привлечение участников спонсируемых акций к другим собственным проектам;

5) повод для гордости и авторитета в конкурентной среде;

6) лоббирование собственных интересов в политических кругах.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на территории России любая коммерческая организация вправе принять добровольные имущественные взносы и пожертвования, при этом данные пожертвования не должны нести в себе признаков платы за рекламу. На основании п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» спонсор - это лицо, обеспечивающее предоставление или предоставляющее средства для организации и проведения спортивного, культурного и иного

мероприятия, для создания и трансляции теле- или радиопередачи либо создания или использования иного результата творческой деятельности.

Целесообразно обратить внимание на то, что, исходя из положений закона о рекламе, спонсорская помощь включает в себя средства и обеспечение их предоставления, в том числе предоставление как финансовой помощи, так и оказание работ и услуг. При этом спонсорская помощь, выраженная в виде работ и услуг, является приоритетной, так как подписание спонсорского соглашения еще не гарантирует того, что спонсируемая сторона сможет по своему желанию реали-зовывать спонсорские средства [7, с. 173-174].

Современное общество относится к спонсорству неоднозначно. С одной стороны, это явление выражает социальную ответственность бизнеса, включая и благотворительность [4, с. 16]. По мнению Н.Н. Пешковой, имеет право на существование подход, при котором бизнес платит налоги, и государство должно решать проблемы населения [6, с. 45].

Признание в бухгалтерском и налоговом учете спонсорской помощи в качестве расходов требует документального подтверждения, а именно должны быть надлежащим образом оформлены:

- спонсорский договор (в форме договора о возмездном или безвозмездном оказании услуг);

- товарная накладная (в случае передачи в качестве спонсорского вклада товаров);

- платежное поручение о перечислении денег и банковская выписка спонсора (при внесении вклада в виде денежных средств);

- акт о приеме-передаче по унифицированной форме № ОС-1 (в случае передачи основных средств в качестве спонсорского взноса);

- акт, подтверждающий факт оказания рекламной услуги;

- документальное подтверждение факта рекламы (фоторастяжек, логотипов, баннеров и т.п.).

В стандарте МСФО (IAS) 27 [16] указано, что справедливая стоимость спонсорского взноса должна расцениваться как справедливая стоимость признания финансового актива в соответствии со стандартом МСФО (IAS) 39 [19]. Согласно стандарту МСФО (IAS) 40 [20] справедливая стоимость - сумма, на которую актив может быть

обменен между хорошо осведомленными независимыми сторонами, желающими совершить такую операцию.

На взгляд автора, аналогично государственной помощи [14] спонсорская помощь не включает косвенных выгод, предоставляемых опосредствованно через действия, влияющие на общие условия коммерческой деятельности.

Как известно, Международными стандартами финансовой отчетности применение Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций не предусмотрено.

Так, Л.Б. Трофимова отмечает, что этот документ является фундаментальной основой любого учета компании. Грамотно составленный план счетов по канонам МСФО, учитывающий вид деятельности и особенности учета компании, а также требования пользователей финансовой отчетности, позволит бухгалтеру не только оптимально вести учет и составлять отчетность, но и контролировать правильность ведения учета [9, с. 7].

Большинство экономистов сходятся во мнении, что при разработке плана счетов цифра первого порядка нумерации счета означает класс счетов. Это позволяет определить принадлежность конкретного счета к определенному разделу формы отчетности, например к разделу «Текущие активы» или «Долгосрочные активы», «Собственный капитал». Цифра второго порядка в нумерации счета означает вид активов или обязательств, выделяемых в отдельную строку балансового отчета либо отчета о совокупных доходах, например «Основные средства», «Нематериальные активы», «Акционерный капитал», «Прибыль» или прочие строки отчетности. Цифра третьего порядка в нумерации счета означает детализацию строк форм отчетности, например «Запасы», «Обязательства» и прочие группы. Цифра четвертого порядка в нумерации счета означает аналитику счета. При выборе грамотной аналитики на счетах управленческого учета автор считает целесообразным детализировать элементы затрат, исходя из центров планирования затрат и прибыли. Такая позиция решит две задачи: сблизит российский учет и учет в соответствии с МСФО, методически организует управленческий учет компании [9, с. 9-10].

Объединяя сказанное, получим план счетов согласно МСФО. Для наглядности представим

и план счетов согласно Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) (табл. 1).

В МСФО (IAS) 1 [13, с. 1] указано, что следование какому-либо требованию представляется практически невозможным, когда предприятие не может его применить, несмотря на все реально возможные попытки сделать это. На взгляд автора, предлагаемый план счетов по учету спонсорской деятельности вполне возможен, и предприятие может выполнить данное предложение. Внедрение на практике такого документа позволит снизить трудоемкость работы бухгалтера.

Используя счета, представленные в табл. 1, составим корреспонденции счетов по отражению информации у спонсора (табл. 2).

Международные стандарты финансовой отчетности особое внимание уделяют аналитическим признакам счета, которые необходимо указать

для каждого счета отдельно. Использование на практике данного порядка отражения информации у спонсора на счетах бухгалтерского учета позволит повысить достоверность, прозрачность и полноту сведений о меценатской деятельности.

Аналитические признаки счета повышают информативность хозяйственной операции, позволяют получить более детальные данные об объектах бухгалтерского учета. Применительно к рассматриваемому в табл. 2 примеру аналитическими признаками счета будут спонсируемая программа, виды рекламных услуг, продукция, товары, услуги, выполненные работы, название банка, номер расчетного счета, денежная единица, виды кредиторской задолженности.

Для формирования полной и достоверной информации предлагается форма пояснений к отчету о финансовом положении, отчету о прибыли или

Таблица 1

Сопоставление счетов РСБУ и МСФО при учете спонсорской помощи

РСБУ МСФО

Сч. 01 «Основные средства» Сч. 31110 «Долгосрочные активы»

Сч. 02 «Амортизация основных средств и долгосрочных активов» Сч. 31121 «Накопленная амортизация по основным средствам и долгосрочным активам»

Сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» Сч. 23150 «Текущие биологические активы»

Сч. 10 «Материалы» Сч. 71200 «Постоянные расходы»

Сч. 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

Сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Сч. 20 «Основное производство» Сч. 72000 «Общие, коммерческие и административные расходы»

Сч. 23 «Вспомогательные производства»

Сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Сч. 44 «Расходы на продажу»

Сч. 43 «Готовая продукция» Сч. 23130 «Готовая продукция»

Сч. 50 «Касса» Сч. 11000 «Денежные средства в кассе»

Сч. 51 «Расчетные счета» Сч. 11200 «Денежные средства на расчетном счете»

Сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Сч. 21130 «Счета к предоплате (кредиторская задолженность)»

Сч. 21131 «Счета к оплате (кредиторская задолженность)»

Сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» Сч. 74000 «Прочие расходы»

Сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Сч. 74000 «Прочие расходы»

Сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Сч. 71110 «Заработная плата»

Сч. 75 «Расчеты с учредителями» Сч. 40000 «Текущие обязательства»

Сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Сч. 21130 «Счета к получению (дебиторская задолженность)» Сч. 40000 «Текущие обязательства»

Сч. 90 «Продажи» Сч. 61000 «Выручка от реализации»

Сч. 91 «Прочие доходы и расходы» Сч. 99 «Прибыли и убытки» Сч. 63000 «Прочие доходы»

Сч. 74000 «Прочие расходы»

Сч. 93000 «Счета центра прибыли (убытка)»

ш

о 1э

СП

—I

ш

-I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

о

л со

Таблица 2

Порядок отражения информации у спонсора на счетах бухгалтерского учета

со ^

со о'

ш о о о

'со

I

ю о

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.

РСБУ МСФО

Счет по дебету Аналитические признаки счета Счет по кредиту Аналитические признаки счета Счет по дебету Аналитические признаки счета Счет по кредиту Аналитические признаки счета

Отражена предварительная оплата организатору программы Сч. 60.2 «Расчеты по предварительной оплате» Спонсируемая программа Сч. 51 «Расчетные счета» Название банка, номер расчетного счета, денежная единица Сч. 21130 «Счета к предоплате (кредиторская задолженность)» Виды кредиторской задолженности, спонсируемая программа Сч. 11200 «Денежные средства на расчетном счете Название банка, номер расчетного счета, денежная единица 10 000

Отнесена на расходы стоимость услуг по рекламе на основании акта об оказании услуги Сч. 44 «Расходы на продажу» Виды рекламных услуг Сч. 60.1 «Расчеты за оказанные услуги» Спонсируемая программа Сч. 72000 «Общие, коммерческие и административные расходы» Виды расходов, рекламных услуг Сч. 21131 «Счета к оплате (кредиторская задолженность)» Виды кредиторской задолженности, спонсируемая программа 1 000

Отражена сумма НДС по спонсорскому взносу Сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Продукция, товары, услуги, выполненные работы Сч. 60.1 «Расчеты за оказанные услуги» Спонсируемая программа Сч. 71200 «Постоянные расходы» Продукция, товары, услуги, выполненные работы Сч. 21131 «Счета к оплате (кредиторская задолженность)» Виды кредиторской задолженности, спонсируемая программа 1 800

Принят к вычету НДС Сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» Продукция, товары, услуги, выполненные работы Сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Продукция, товары, услуги, выполненные работы Сч. 74000 «Прочие расходы» Виды расходов, НДС по приобретению продукции, товарам,услугам, выполненным работам Сч. 71200 «Постоянные расходы» Продукция, товары, услуги, выполненные работы 1 800

Зачтена сумма предварительной оплаты Сч. 60.1 «Расчеты за оказанные услуги» Спонсируемая программа Сч. 60.2 «Расчеты по предварительной оплате» Спонсируемая программа Сч. 21131 «Счета к оплате (кредиторская задолженность)» Виды кредиторской задолженности, спонсируемая программа Сч. 21130 «Счета к предоплате (кредиторская задолженность)» Виды кредиторской задолженности, спонсируемая программа 10 000

тз о а> ь ф

2 <

£ а ч

О)

о>

(Л (Л

с

>

О

п о

Форма

Пояснения к отчету о финансовом положении, отчету о прибылях или убытках и прочем совокупном доходе, тыс. руб.

Показатель За 2014 г. За 2013 г.

Денежные потоки от спонсорской деятельности

Поступления, всего 122 97

Финансовая помощь 5 5

Целевая финансовая помощь 22 10

Благотворительная помощь 10 5

Возмездная помощь 85 77

В том числе:

- вознаграждения 25 20

- СМИ 10 5

- информационные агентства 5 10

- материально-техническое обеспечение 42 40

- прочие поступления 3 2

Отчисления (платежи), всего 107 86

Финансовая помощь 10 5

Целевая финансовая помощь 15 10

Благотворительная помощь 10 5

Возмездная помощь 72 66

В том числе:

- вознаграждения 20 15

- СМИ 5 5

- информационные агентства 5 5

- материально-техническое обеспечение 41 40

- прочие отчисления / платежи 1 1

Сальдо денежных потоков от спонсорской деятельности (пос- 15 11

тупления за вычетом отчислений / платежей)

Руководитель

«01» января 2015 г

Иванов /Иванов И.И./ Главный Петрова

(подпись) (расшифровка подписи) бухгалтер (подпись)

/Петрова А.А./ (расшифровка подписи)

убытке и прочем совокупном доходе в виде отчета о спонсорской деятельности (см. форму).

Данные пояснения к отчету позволят выполнить требования МСФО 7 (IAS) [21], поскольку они в увязке с другими компонентами финансовой отчетности представляют информацию, которая позволяет пользователям оценить изменения чистых активов компании, ее финансового состояния (например, ликвидности и платежеспособности), а также оценить ее способность влиять на объемы и сроки денежных потоков для адаптации к изменяющимся условиям.

При использовании своего суждения для определения уровня детальности раскрытия информации о спонсорской деятельности в соответствии с требованиями МСФО 24 (IAS) [15] отчитывающееся предприятие должно рассмотреть факторы, уместные для определения уровня значимости конкретной ситуации.

Как отмечено в МСФО 28 (IAS) [17], отчетность спонсора должна составляться на основе использования единой учетной политики в отношении сходных операций и событий, имевших место при аналогичных обстоятельствах. Также в МСФО 34 (IAS) [18] указано, что каждый финансовый отчет оценивается отдельно на предмет его соответствия Международным стандартам финансовой отчетности.

Внедрение на практике плана счетов в соответствии с МСФО, корреспонденции счетов и отчета об изменениях спонсорской помощи позволит всесторонне отразить информацию о меценатской деятельности организации.

Список литературы 1. Алихаджиев А.А. Особенности организации спонсоринга на рынке табачной продукции //

Международный бухгалтерский учет

International accounting

ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. № 11. С. 48-51.

2. Ефременкова И.А., Ефременков К.Н., Ко-вылин М.М. Спортивное спонсорство и частные инвестиции в Смоленском регионе: экспертный опрос представителей руководителей физкуль-турно-спортивных организаций и бизнес-сообщества г. Смоленска и Смоленской области. URL: http://bmsi.ru/doc/9226e5be-8466-4a07-97fb-cc1a108d64f1.

3. Локалов А.В. Ключевая роль фандрайзинга и спонсоринга в социально значимых PR-кампа-ниях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 382-385.

4. Михеева Е.М, Пешкова Н.Н. Статус благотворительной организации в структуре региона: монография. Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. 160 с.

5. Навка П.И. Методические основы управления экономикой профессиональных спортивных клубов и лиг // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 4. С. 80-83.

6. Пешкова Н.Н. Традиционные и инновационные формы благотворительности в России. URL: http://www.omgtu.ru/general_information/ media_omgtu/journal_of_omsk_research_journal/ files/arhiv/2011/5(101)_2011/39-102.pdf.

7. Сазонов И.И. Проблемы спонсорства учреждений культуры в современной России. URL: http: //rggu-bulletin .rggu. ru/binary/obj ect_ 10.1413290720.68467.pdf.

8. Тишина Ж.С. Экономическое содержание и особенности социально ориентированной деятельности экономических субъектов (на примере фандрайзинга, благотворительности, меценатства и спонсорства) на рынке образовательных услуг. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/ n2y2012/808.

9. Трофимова Л.Б. Построение плана счетов с учетом применения МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 14. С. 7-10.

10. Чепуров Ф.А. Анализ социально-экономической деятельности благотворительных организаций // Социально-экономические явления и процессы. 2006. № 3-4. С. 55-60.

11. Чепуров Ф.А. К вопросу об экономической сущности явления «благотворительность». URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

12. Щеглов В.В. Методика принятия решения по спонсорскому участию. URL: http://publishing. tsu.tula.ru/Izvest/tsu_izv_FizKultSport_2013(1).pdf. (In Russ.)

13. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»: утвержден на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

14. МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»: утвержден на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

15. МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»: утвержден на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

16. МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»: утвержден на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

17. МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»: утвержден на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

18. МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»: утвержден на территории Российской Федерации приказом Минфина России от

25.11.2011 N° 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

19. МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»: утвержден на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

20. МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»: утвержден на территории Россий-

ской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

21. МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»: утвержден на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

International Accounting Issues on Accounting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RECORDING SPONSORSHIP INFORMATION IN ACCOUNTING BOOKS

Tat'yana A. PUZYNYA

Abstract

Importance The specifics of information support to sponsorship management is that sponsors may be legal entities and individuals, which directly provided funds or sponsor support. Therefore, there exists a problem of accounting for gratuitous and non-gratuitous sponsorship, which has recently become particularly important.

Objectives The fundamental goal of the study is to suggest a form of financial statements and accounts for sponsorship activities, both paid and unpaid, in accordance with IFRS requirements. Methods In the study, I pay special attention to accounting reports, accounts, and analytic features, which will allow generating all types of financial statements. To generate complete and reliable information, I offer a form of notes to balance sheet, profit and loss account, and other comprehensive income in the form of a statement of sponsorship. Results I propose a model to record changes in sponsorship value. The model may serve as notes to balance sheet and profit and loss account. I have developed a procedure for recording information in

sponsor's accounts, and for comparing the accounts under Russian Accounting Standards and IFRS when accounting for sponsorship.

Conclusions and Relevance I conclude that to enhance the reliability of information on sponsorship activities, it is necessary to introduce a sponsorship activity statement and additional accounts in accordance with IFRS requirements to record information in sponsor's accounts.

Keywords: information, sponsorship, account, report, charitable organization

References

1. Alikhadzhiev A.A. Osobennosti organizatsii sponsoringa na rynke tabachnoi produktsii [Peculiarities of sponsorship in the tobacco market]. FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya = FES: Finance. Economy. Strategy, 2010, no. 11, pp. 48-51.

2. Efremenkova I.A., Efremenkov K.N., Kovylin M.M. Sportivnoe sponsorstvo i chastnye investitsii v Smolenskom regione: ekspertnyi oprospredstavitelei rukovoditelei fizkul 'turno-sportivnykh organizatsii

i biznes-soobshchestva g. Smolenska i Smolenskoi oblasti [Sports sponsorship and private investment in the Smolensk region: an expert survey of representatives of the leaders of sports organizations and the business community of Smolensk and the Smolensk region]. Available at: http://bmsi.ru/doc/9226e5be-8466-4a07-97fb-cc1a108d64f1. (In Russ.)

3. Lokalov A.V. Klyuchevaya rol' fandraizinga i sponsoringa v sotsial'no znachimykh PR-kampani-yakh [The key role of fundraising and sponsorship in socially significant PR campaigns]. Aktual 'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Natural Sciences, 2010,no.9, pp.382-385.

4. Mikheeva E.M., Peshkova N.N. Status blagotvoritel'noi organizatsii v strukture regiona: monografiya [The status of a charitable organization in the structure of a region: a monograph]. Tyumen, TSOGU Publ., 2012, 160 p.

5. Navka P.I. Metodicheskie osnovy upravleniya ekonomikoi professional'nykh sportivnykh klubov i lig [Methodological bases of economy management of professional sports clubs and leagues]. Pedagogi-ka, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta = Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2008, no. 4, pp. 80-83.

6. Peshkova N.N. Traditsionnye i innovatsion-nye formy blagotvoritel 'nosti v Rossii [Traditional and innovative forms of charity in Russia]. Available at: http://www.omgtu.ru/general_information/me-dia_omgtu/journal_of_omsk_research_journal/files/ arhiv/2011/5(101)_2011/39-102.pdf. (In Russ.)

7. Sazonov I.I. Problemy sponsorstva uchrezhde-nii kul 'tury v sovremennoi Rossii [Issues of sponsorship of cultural institutions in contemporary Russia]. Available at: http://rggu-bulletin.rggu.ru/binary/ob-ject_10.1413290720.68467.pdf. (In Russ.)

8. Tishina Zh.S. Ekonomicheskoe soderzhanie i osobennosti sotsial'no orientirovannoi deyatel'nosti ekonomicheskikh sub"ektov (na primere fandraizinga, blagotvoritel 'nosti, metsenatstva i sponsorstva) na rynke obrazovatel'nykh uslug [Economic substance and specifics of socially-oriented activities of economic entities (the fundraising, philanthropy, patronage and sponsorship case) in the educational services market]. Available at: http://www.ivdon. ru/magazine/archive/n2y2012/808. (In Russ.)

9. Trofimova L.B. Postroenie plana schetov s uchetom primeneniya MSFO [Building a chart of accounts based on IFRS]. Mezhdunarodnyi bukhgalter-skii uchet = International Accounting, 2010, no. 14, pp. 7-10.

10. Chepurov F.A. Analiz sotsial'no-ekonom-icheskoi deyatel 'nosti blagotvoritel 'nykh organizatsii [Analysis of socio-economic activities of charitable organizations]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2006, no. 3-4, pp. 55-60.

11. Chepurov F.A. Kvoprosu ob ekonomicheskoi sushchnostiyavleniya "blagotvoritel'nost'" [On the economic substance of the charity phenomenon]. Available at: http://elibrary.ru/defaultx.asp. (In Russ.)

12. Shcheglov V.V. Metodika prinyatiya resh-eniya po sponsorskomu uchastiyu [Methods for decision-making on sponsor participation]. Available at: http://publishing.tsu.tula.ru/Izvest/tsu_izv_Fiz-KultSport_2013(1).pdf. (In Russ.)

13. International Accounting Standard (IAS) 1 "Presentation of Financial Statements": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Financial Reporting Standards and Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" ofNovember 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

14. International Accounting Standard (IAS) 20 "Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Financial Reporting Standards and Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

15. International Accounting Standard (IAS) 24 "Related Party Disclosures": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Financial Reporting Standards and Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

16. International Accounting Standard (IAS) 27 "Consolidated and Separate Financial Statements": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International

Financial Reporting Standards and Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" of November 25, 2011 N° 160n. (In Russ.)

17. International Accounting Standard (IAS) 28 "Investments in Associates and Joint Ventures": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Financial Reporting Standards and Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

18. International Accounting Standard (IAS) 34 "Interim Financial Reporting": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Financial Reporting Standards and Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

19. International Accounting Standard (IAS) 39 "Financial Instruments: Recognition and Measurement": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Financial Reporting Standards and

Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

20. International Accounting Standard (IAS) 40 "Investment Property": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Financial Reporting Standards and Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

21. International Accounting Standard (IAS) 7 "Statement of Cash Flows": approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Introduction of International Financial Reporting Standards and Interpretation of the International Financial Reporting Standards in the Russian Federation" of November 25, 2011 № 160n. (In Russ.)

Tat'yana A. PUZYNYA

Velikiye Luky State Academy of Physical Education and Sport (VLSAPES), Velikiye Luki, Pskov Region, Russian Federation tatianlex@yandex.ru

-47 (341) - 2014-

Международный бухгалтерский учет International accounting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.