Научная статья на тему '\ недвижимость \ торговый балласт'

\ недвижимость \ торговый балласт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ недвижимость \ торговый балласт»

,

События в сегменте торговых помещений, как и в других секторах недвижимости, в этом году развиваются в условиях нарастающего мирового финансового кризиса сопровождаются ростом доли вакантных площадей стремлением девелоперов создать через задержку сроков сдачи новых объектов иллюзию дефицита предложения, перспективой снижения арендных ставок.

Мила БОЙКОВА

Торговый

Торг уместен

Если ретейлеры по три месяца не могут расплатиться с поставщиками продукции, значит, продукцию не раскупают в прежнем, заказанном ретейлерами объеме. Если продукцию не раскупают, значит, покупатель стал тратить меньше. Что неудивительно в условиях нарастающего мирового финансового кризиса, сопровождаемого неконтролируемой инфляцией, ужесточением условий кредитования и т.д. Если потребность в товарах меньше, значит, и спрос на торговые помещения снижается. Именно так, по наблюдению аналитиков портала IRN.ru, складывается картина в российском ретейле во второй половине этого года. Кассовый разрыв у ретейлеров расширяется. Они стали повсеместно увеличивать отсрочку платежей поставщикам в 2—3 раза. Положение розницы усугубил Минфин, в целях защиты произво-

дителей существенно урезавший потенциальные доходы ретейлеров, которые формировались за счет дополнительных поборов с тех же поставщиков товаров. Следует отметить, что еще весной у ретейлеров начались первые проблемы с оплатой облигационных купонов. Сейчас это уже стало в порядке вещей. При этом новый способ борьбы с техническими дефолтами вряд ли поможет ретейлерам в длительной перспективе: большое количество производителей уже заявили, что если при составлении новых договоров в качестве обязательного или хотя бы возможного условия поставок будет оговорена отсрочка платежей более 30 дней или не будут оговорены штрафные санкции за просрочку платежей более месяца, они просто прекратят поставки.

И если раньше казалось, что производителям просто некуда деваться в крупных го-

родах от больших ретейлеров, то сейчас ситуация стала в корне меняться. Администрации городов всячески стараются стимулировать развитие магазинов «шаговой доступности». И они уже составляют существенную конкуренцию большим супермаркетам.

На этом фоне на рынке ретейла не замедлит последовать цепь консолидаций, при этом некоторые из сетей могут вообще закрыться, что незамедлительно отразится на стоимости торговой недвижимости.

Мосторг

Что ситуация в сегменте торговых помещений Москвы разворачивается не самым благоприятным образом, стало понятно уже с начала года: объем предложения в отличие от предыдущих лет сокращался, а вот доля вакансий хоть немного, но выросла, что свидетельствовало также и о сокращении спроса.

балласт

Андрей Бушин, генеральный директор «Миэль-Коммерческая недвижимость»: «С начала года наблюдалось снижение активности проведения сделок по покупке торговых помещений. Однако это не повлияло на рост цен на торговую недвижимость в целом. В наибольшей степени вырос сегмент автономных магазинов. Прирост стоимости всех видов торговой недвижимости во II квартале составил 8,1% и достиг $7637 за кв. м. Средний уровень ставок на торговые площади всех типов вырос по сравнению с аналогичным кварталом 2007 года на 28% и составил $1017 за кв. м в год. Средняя арендная ставка в торговых центрах достигла цифры в $1188 за кв. м в год, при этом в гипермаркетах цена аренды может достигать $8 тыс. за 1 кв. м в год.

Если в 2007 году было введено в эксплуатацию 19 торговых центров (прирост со-

ставил 401 тыс. кв. м), с начала года из ожидаемых к вводу 16 торговых центров открылось лишь пять.

Из запланированных к вводу в первом полугодии 486 тыс. кв. м качественных торговых объектов, в том числе перенесенных с 2007 года, было введено 126 тыс. кв. м, что составляет 26% от всего объема площадей, заявленных к вводу на начало 2008 года.

В начале года прогноз ввода качественных торговых площадей составлял порядка 900 тыс. кв. м, но ввиду кризисной рыночной ситуации объем введенных за 2008 год площадей может снизиться до 500 тыс. кв. м».

Омар Гаджиев, управляющий партнер компании Panorama Estate: «В 2007 году к вводу было заявлено 1,6 млн. кв. м. качественных площадей, но многие объекты, запланированные к от-

крытию, не были введены. Прирост качественных торговых площадей на конец 2007 года увеличился на 14%. Всего на начало 2008 года общий объем торговых площадей составил 3,34 млн. кв. м. За девять месяцев 2008 года было введено не более 30% запланированных к вводу объектов. Всего с начала года было введено около 300 тыс. кв. м. торговых площадей. Это катастрофически мало, учитывая тот факт, что до конца года к вводу запланировано более 1 млн. кв. м».

Максимальные показатели объемов рынка были зафиксированы в октябре 2007 года, общая стоимость предложения составила $636 млн., к этому показателю удалось приблизиться только в марте этого года— $622 млн. (данные RRG).

Ольга Широкова, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood: «В этом году по сравнению с 2007 годом предложение качественных торговых площадей сократилось, при этом доля вакантных площадей несколько возросла, с 0,3 до 0,7%».

С началом осени стартовал процесс фиксации прибыли инвесторами и собственниками торговой недвижимости. Денис Ко-локольников, генеральный директор RRG: «В Москве зафиксирован массовый выход на рынок торговых помещений площадью менее 1 тыс. кв. м, расположенных за пределами Садового кольца; рост средневзвешенной цены на торговые помещения за пределами Садового кольца, добравшейся до своего рекордного значения; продолжающийся рост сроков экспонирования объектов, как показатель крайне низкой оборачиваемости рынка. Главная причина — набирающий силу кризис. Сказываются опасения собственников перед возможным снижением цен и низкой ликвидностью объектов недвижимости. Немаловажные факторы также — высокая стоимость и низкая доступность заемных денег, сложности в рефинансировании недвижимости. Таким образом, активное стремление продать обусловлено еще и потребностью в деньгах. Все вместе это и приводит к росту объема предложения.

В целом количество объектов увеличилось на 12% и составило 1251 штуку, объем предложения в финансовом эквиваленте вырос на 17% относительно августа, составив $15 млрд. Такого объема предложения не наблюдалось за весь период мониторинга. Суммарная площадь предложения также выросла существенно (11% относительно предыдущего месяца) и достигла рекордных значений 2261 млн. кв. м.

Несмотря на кризис и стремительно растущий объем предложения, в целом за сентябрь средневзвешенная цена выросла на 3%. Хотя обычно бывает наоборот: рост

объема предложения обуславливает ценовое снижение. Рынок недвижимости довольно инерционен: собственники морально готовы продавать объекты со скидкой, но не снижать официальные цены предложения. Замораживание новых проектов уменьшает потенциальное предложение на рынке, ставки растут, соответственно, растет потенциальная доходность, что очень на руку компаниям, имеющим сегодня свободные средства и намерения расшириться с прицелом на послекризисные времена. Однако в связи с удорожанием заемных денег количество претендентов на коммерческие квадратные метры сократилось, и даже массовое снижение цен не приведет к увеличению количества покупателей».

Фактически о номинальности заявленных арендных ставок, пока еще не увязанных с общерыночной ситуацией, говорит и Владимир Кузнецов, руководитель службы проектного консалтинга и аналитики агентства элитной недвижимости WELHOME: «В течение III квартала уровень спроса плавно снижался. Спад активности клиентов связан преимущественно с финансовым кризисом: на сегодняшний день многие компании приостановили сделки как по аренде, так и по покупке новых помещений».

Если рассматривать в топографическом разрезе, то в центральной части столицы увеличился объем предложения — суммарное количество площадей, выставленных на продажу, выросло по сравнению с августом на 11%. За пределами Садового Кольца предложение, напротив, несколько понизилось: общая стоимость объектов сократилась на 2% и составила $2,188 млрд., общая площадь уменьшилась на 3%. Количество помещений на продажу увеличилось на 14%, до 347. А средневзвешенная цена на торговые помещения вне Садового Кольца вновь показала рекордное значение, увеличившись на 2% и достигнув значения $7250 за 1 кв. м (данные RRG).

Планов громадье

Владимир Кузнецов: «Общая площадь качественных торговых центров Москвы по итогам III квартала превысила 4 млн. кв. м и составила 4,1 млн. кв. м., однако обеспеченность качественными площадями по-прежнему значительно ниже европейских показателей».

Как будет далее складываться ситуация, зависит от умения собственников и девело-перов выживать в период кризиса. Однако лавировать с вводом нового предложения, создавая иллюзию дефицита, они умеют прекрасно. Перспективных проектов, жизнеспособных в обычные, мирные, времена, на столичном рынке более чем достаточно, о чем свидетельствуют структурные тренды, которые, собственно, будут скорректированы опять же кризисом.

Андрей Бушин: «С 2007 года наблюдается тенденция к укрупнению форматов торговых объектов. Усиление конкуренции вынуждает девелоперов строить все более масштабные торговые комплексы. Площадь крупных универсальных торговых центров в среднем за год увеличивается на 7— 10 тыс. кв. м. Если в 2005 году средняя арендуемая площадь торгового центра составляла 11 тыс. кв. м, то заявленные к вводу в 2008 году торговые объекты располагают площадью порядка 30 тыс. кв. м.

В стремлении привлечь внимание покупателей девелоперы прибегают к еще не опробованным форматам торговых центров, таким как power-центры и life-style-центры. Первый пробный проект life-style-центра появился в 2005 году — «Барвиха Luxury Village» на Рублево-Успенском шоссе, открытие следующего —«Каширский молл» на пересечении Каширского шоссе и МКАД — запланировано на 2009 год.

В условиях существенного снижения возможностей для точечной застройки широкое распространение получает возведение крупных многофункциональных комплексов. Торговая составляющая будет при-

сутствовать как в бизнес-парках, так и в культурно-спортивных, развлекательных, гостиничных комплексах.

На фоне кризиса ликвидности основной из тенденций последних месяцев стало замораживание или полный отказ от проектов, которые были заявлены ранее. О своем решении об отказе от реализации еще не начатых и приобретении новых проектов уже заявил один из крупнейших игроков рынка — Mirax Group. «Система-Галс» объявила о желании распродать четверть своего девелоперского портфеля. В целом на рынке происходит ревизия и переоценка проектов».

Законодательные инициативы последнего времени стимулируют пополнение цивилизованного предложения на рынке.

Андрей Бушин: «С 1 августа 2007 года вступили в силу нормы Федерального закона №271-ФЗ, согласно которым с 1 января 2010 года существование открытых рынков (за исключением сельскохозяйственных) запрещается. Сегодня становится заметно, что закон возымел действие: на месте закрытых рынков появляются крупные многофункциональные комплексы, в том числе с торговой составляющей.

Действующая с марта 2007 года концепция правительства Москвы об освоении подземного пространства города позволила значительно увеличить площади возводимых объектов, расширить торговую составляющую, предоставить большие площади под подземные автостоянки. По минимальному варианту в период до 2010 года предусмотрено строительство подземных сооружений общей площадью 1,8 млн. кв. м. Торговые площади, в отличие от офисов и гостиниц, не требуют значительного естественного освещения — данная концепция развития дает обширное поле для реализации проектов подземных ТЦ».

Законодательная база создана, только вот кто из инвесторов будет осваивать новые территории на уже стагнирующем рынке — мало понятно.

Москвичи сократили расходы еще перед майскими праздниками

Спрос на торговые помещения в Москве в 2008 году

%

120

100 80 60 40 20

январь февраль март апрель май июнь Предоставлено WELHOME

Основной потребитель -непродовольственные сети

Структура спроса в зависимости от площади помещений

50-100 кв.м 10%

Более 1000 кв.м 5%

500-1000 кв.м 10%

100-250 кв.м 55%

250-500 кв.м 20%

Дешевле - в Восточном округе

Предоставлено WELHOME

0

реальный сектор | ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №11 [79] 2Р08|

Плоды насыщения

Проблема со средствами на развитие торгового сегмента актуальна для нашей страны в целом. Но есть регионы, которым кризисное состояние в этом секторе грозило и без общемировых финансовых проблем. А нынешняя ситуация чревата сменой состава собственников и/или уходом их из бизнеса.

Например, в Санкт-Петербурге вопрос острого дефицита торговых площадей благодаря увеличению объема рынка чуть ли не в два раза решен еще в 2006 году. Собственники вынуждены все чаще задумываться о будущем своих объектов, о привлечении и удержании покупателей и арендаторов. Как и в Москве, на 2008 год запланировано к вводу около 1 млн. кв. м качественных торговых площадей, однако, как предполагают эксперты, ориентируясь на опыт предыдущих лет, в намеченные сроки реальный объем ввода составит 650—850 тыс. кв. м. А куда спешить? Разобраться бы с уже имеющимися.

Все большее количество торговых операторов стремится платить не арендную ставку, а процент от товарооборота (средняя величина — около 10%). При такой схеме оплаты о продвижении комплекса в большей степени должна заботиться управляющая компания, а не отдельные арендаторы.

Доходность в торговом секторе сейчас составляет 14—16%. Но по причине насыщения рынка ожидается ее снижение в ближайшие два года до 12—15%. Рост арендных ставок в торговых комплексах происходит в рамках инфляции. Базовые ставки для якорных арендаторов составляют до $500 за 1 кв. м в год, а для операторов торговых галерей — до $2,5 тыс. за 1 кв. м.

В условиях жесткой конкуренции наметилась тенденция к смещению торговых объектов на городскую периферию, поближе к покупательскому трафику. В центральных ареалах целесообразнее развивать формат продовольственных и хозяйствен-

ных магазинов. К 2009 году прогнозируется перенасыщение рынка торговых площадей: большое число объектов либо «перепрофилируется» и реконструируется, либо уйдет с рынка.

Буквально «закормлены» предложением торговые операторы, а вслед за ними и покупатели и в некоторых других регионах. Так, в Хабаровске, где основной пик предложения пришелся на 2005—2006 годы — период строительства наиболее крупных новых торговых и деловых центров, уже к началу прошлого года риелторы обнаружили, что предложение значительно опережает спрос. Исключение — исторический центр города, где всегда наблюдался дефицит свободных площадей. Опять же новые торгово-офис-ные центры строились скорее в спальных районах.

Неудивительно, что предложение в последние два года, по большому счету, не пополнялось. И спрос начал постепенно догонять предложение.

Сегодня не занято арендаторами до 10% площадей коммерческой недвижимости, до 20% площадей не выкупаются после предложения о продаже. Непроданные помещения, спустя два — три месяца зависания, автоматически переходят на рынок аренды. Часто предложение делается двойное: продажа/аренда по одним и тем же площадям.

В этом году рынок аренды подтолкнула к росту хабаровская мэрия, подняв свои ставки в среднем на 22%. До сих пор этот сегмент был самым дешевым и задерживал ценовой рост рынка в целом. В результате, по разным оценкам, аренда подскочила на 15—20%.

Хотя, возможно, это был лишь повод, а причина — показатели отраслевой инфляции, которая в регионе почти в два раза опережает среднюю официальную.

В ближайшие годы основной тенденцией на рынке торговой недвижимости Екатеринбурга будет рост конкуренции

и дифференциация цен и арендных ставок по различным качественным группам объектов. К такому выводу пришли специалисты аналитического отдела Уральской палаты недвижимости при работе над аналитическими отчетами по рынку офисной и торговой недвижимости Екатеринбурга. Идет активное насыщение рынка качественными площадями. На сегодняшний день общая торговая площадь крупных объектов, а их в городе 44, составляет около 500 тыс. кв. м.

На ценовых показателях рост конкуренции пока практически не отражается. Начало нового этапа проявляется прежде всего в изменении зон охвата и посещаемости отдельных торговых центров. С ростом числа объектов у покупателей появился выбор, как среди торговых центров, так и среди торгующих в них операторов. Рынок меняется и территориально — новые комплексы строятся теперь и в районах первого-третьего поясов. Теперь их жителям нет необходимости ехать за покупками обязательно в центр. В результате покупательские предпочтения и поведение потребителей меняется, а вслед за этим меняется и эффективность работы торговых центров.

В Омске, по данным аналитиков компании «Миэль-Недвижимость», общая площадь торговых центров на декабрь 2007 года была 275,4 тыс. кв. м (242 кв. м на 1 тыс. жителей), а уже к концу 2008 года (учитывая заявленные инвестиционные проекты) составит более 730 тыс. (649 кв. м на 1 тыс. человек).

Арендные ставки в зависимости от района расположения и качества постройки находятся в диапазоне от 300 до 6 тыс. руб. за 1 кв. м. (средняя — 1133 руб. за 1 кв. м) и за год не изменились. Евгений Щербаков, генеральный директор Центра деловой недвижимости «Навигатор»:

«Серьезное влияние на ситуацию оказал разразившийся финансовый кризис. Предложение значительно превышает спрос.

Самое дорогое - Садовое кольцо

Сроки нестабильны

Средний срок экспонирования торговых объектов, дней

Индекс среднего срока экспонирования торговых объектов, дней

Количество дней 180 160 140 120 100 80 60 40 20

°СО CDCDmmmCDmCDmmrnNNNNNNNNNNNNCOCOCOCOCOCOCOCO 00000000000000000000000000000000

134

0000000001

i-wco^rmcDiscomo 0000000001

□ □□□□□□о

00000000000000000000000000000000

При общей стабилизации цен на крупные объекты они снижаются. Изначально цены были перегреты ажиотажным спросом последних трех лет. Сегодня необоснованно завышенные цены падают. Омск приближается к насыщению торговыми площадями».

Царство недостроя

На подавляющей территории нашей страны рынок качественных торговых помещений только-только начал формироваться и влияние финансового кризиса на здешний спрос пока минимально.

Например, рынок коммерческой недвижимости Иркутской области начал создаваться около четырех лет назад, когда у местных властей и девелоперов дошли руки до перестройки «цивилизованной барахолки». Из общего числа торговых центров площадью около 230 тыс. кв. м лишь около 20 тыс. кв. м могут быть классифицированы как современные и качественные объекты. В 2007 году рост аренды составлял от 8 до 25%.

По словам Юрия Винникова, аналитика АН «Тысячелетие», даже сегодня в области пока не представлен полный спектр качественных услуг на рынке коммерческой недвижимости. В течение 2008 года в Иркутске планируется сдать ряд торгово-раз-влекательных центров с площадями от 3 до 20 и выше тыс. кв. м. В большинстве новостроек основной пул арендаторов сформирован примерно на 80%.

Наиболее высокой арендной ставкой — от 3 до 4,5 тыс. руб. за 1 кв. м — славится пересечение двух центральных улиц Иркутска — Ленина и Карла Маркса. В то время как, по данным Иркутского областного союза риелторов, средняя по городу ставка составляет от 900 до 1100 руб. за 1 кв. м.

В Волгограде на конец прошлого года имелось всего 452 тыс. кв. м торговых площадей на 1 млн. жителей. По словам Дмитрия Семененко, заместителя руководителя Департамента потребительского рынка администрации Волгограда, прирост происходит в основном за счет торговых центров и низкокапитальных помещений. По мнению аналитиков ГК «Диамант», сформировавшийся на сегодня объем предложения торговых площадей не отвечает постоянно растущему спросу со стороны арендаторов. По словам Дмитрия Саблина, генерального директора ЗАО «Базовый актив», о дефиците торговых площадей свидетельствует быстрая запол-няемость их арендаторами — до 70% уже через месяц после ввода здания — при высоком уровне арендных ставок. В «Парк-Хаусе», например, аренда начинается от 1,4 тыс. руб. за 1 кв. м, в «Пирамиде» — от $100, пустующих площадей в этих торгово-развлекательных комплексах практически нет. Однако даже на таком радужном для девелоперов фоне некоторые эксперты высказываются о перспективе скорого насыщения местного рынка.

На рынке торговой недвижимости Ульяновска значительное оживление. И форматы торговой среды укрупняются, и стандарты растут — девелоперы все большее значение придают досконально проработанной концепции, многофункциональности того или иного центра (парковочная зона, фуд-корт, развлекательная составляющая теперь и здесь стали обязательными).

Объекты торговой недвижимости, появившиеся за последний год, — это не только новое строительство, но и реконструированные здания, точнее, концептуально перестроенные магазины, построенные лет

двадцать пять назад и доведенные до ума постсоветские недострои. Все это более характерно для левобережной части Ульяновска (Новый город), где еще достаточно свободных мест с хорошим ресурсом под точечную застройку и высок спрос на торговые площади.

В целом по городу спрос превышает предложение на 30%, а количество заявок от крупных общенациональных сетей увеличилось на 50%. За девять месяцев этого года арендные ставки выросли в среднем на 20%.

Рынок Томска далек от насыщения — спрос превышает предложение, за прошлый год стоимость торговых площадей выросла на 40%, арендные ставки — на 68%. Особенно не хватает маленьких торговых помещений (около 15 кв. м) и торговых площадей в центре города. Однако в мае 2008 года рост ценовых показателей замедлился, что говорит о сдерживающем влиянии общероссийской и общемировой кризисной ситуации.

В Саратове первый торговый центр, который максимально приближен к европейским стандартам, но тем не менее полностью им не соответствует, появился только в 2005 году. А уже в 2007-м ситуация резко пошла в гору. На регион обратили внимание наши и зарубежные ретейлеры. Стали открываться все новые и новые торговые центры. Однако пока спрос и предложение качественно не совпадают. Спрос ориентирован в первую очередь на пр. Кирова (центр города) и на другие главные торговые коридоры, в то время как предлагаются в основном помещения на второстепенных улицах, не столь интересных для ретейла. Уже в существующих торговых комплексах, расположенных ближе к центру, спрос превышает

Миниатюрность дорогого стоит

Зависимость средневзвешенной цены от средней площади объектов внутри Садового кольца

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ri^CDT- ^ri^CDT- ^ri^CDT- ^Г СО

CDCDCDi— CDCDCDi— CDCDCDi— CDCD CDCD

cdcdcdcdcdcdcdcdcdcdcdcdcdcd cdcd

-Средневзвешенная цена, $/кв. м---Poly (Очищенная цена)

-Очищенная цена, $/кв. м Ро|У (СРеДневзвешенная Цена)

-Средняя площадь, кв. м

Данные RRG

Необоснованно высокое подорожание

Зависимость средневзвешенной цены от средней площади объектов вне Садового кольца

^ri^CDT- ^ri^CDT- ^ri^CDT- ^Г OD

CDCDCDi— CDCDCDi— CDCDCDi— CDCD CDCD

CDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCD CDCD

- Средневзвешенная цена, $/кв. м---Poly (Очищенная цена)

- Очищенная цена, $/кв. м Ро|У (СРедневзвешенная цена)

- Средняя площадь, кв. м

Данные RRG

реальный сектор | ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №11 (79) 2008|

предложение, а открывшиеся в этом году периферийные заполнены арендаторами не полностью.

Диапазон аренды в зависимости от района города и размера предлагаемой площади — $6—90 за кв. м в месяц.

Объем предложения на конец 2007 года составлял 97,2 тыс. кв. м. А в этом году ожидается максимальный за последние несколько лет прирост — 89,25 тыс. кв. м. Общее предложение — около 400 тыс. кв. м. Размер дефицита оценивается в 250 тыс. кв. м. Доля вакантных площадей в прошлом году была всего около 7%, в первой половине этого года — уже 10%. С открытием только одного нового ТРЦ «Сити молл» на рынке высвободилось 3% в старых зданиях.

Федеральные игроки проявляют активный интерес к формату «магазин у дома» и освоению районных центров Нижегородской области. Заявлено много проектов торгово-развлекательных центров площадью более 100 тыс. кв. м. Спрос на торговые площади в Нижнем Новгороде сейчас более чем в три раза превышает предложение. В некоторых объектах, например в «Золотой миле», «Фантастике», «Шоколаде», «Новом веке» и «Сити», свободных мест нет и существует очередь из арендаторов. В торговых центрах вакантно не более 2% площадей, однако собственники помещений тщательно отслеживают тенденции рынка, и арендные ставки растут в рамках инфляции. Ряд объектов будет введен уже не в этом, как планировалось, а в следующем году.

По мнению экспертов, Оренбург остается недооцененным с точки зрения коммерческой недвижимости. В последние несколько лет местные власти вплотную занялись благоустройством города. Однако не

все их начинания завершаются удачно. Одним из серьезных промахов следует назвать застывшее строительство торгового центра «Атриум» в самом центре города на улице Советской. Строительство этого подземного торгового центра, предусматривающего наличие пяти этажей, включающих парковку, сеть ресторанов и других развлекательных заведений, а также большие торговые площади для бутиков, началось еще в 2002 году. О своем желании арендовать в «Атриуме» площади заявляли торговые сети «Техносила», «Перекресток» и «Спортма-стер». Сменилось уже несколько инвесторов, однако торговый центр так и остался котлованом, и теперь это место в народе называют «могилой мэра».

Ровное дыхание

Паритет между темпами нового строительства и уровнем спроса установился в Калининграде, где за последние пять лет построено и реконструировано более 10 супермаркетов и многофунциональных тор-гово-развлекательных комплексов. Ставки аренды в «бутиках» — от $96 до $300 за 1 кв. м в год, стоимость продажи — от $240 до $1780 за 1 кв. м.

На тысячу жителей областного центра приходится 1200 кв. м торговой площади. При сложившемся уровне арендных ставок уровень вакантных площадей в торговых комплексах не превышает 15%.

На Ставрополье положительная динамика сохранялась в рамках компенсации инфляции. Цена на коммерческую недвижимость в Ставрополе, по данным риелторских компаний, растет на 15—20% в год (сегодня — от 20 до 150 тыс. руб. за 1 кв. м), арендная плата — на 10% (400—600 руб. за кв. м) в месяц. Ц

новости отрасли

Регионы развиваются

Торговые площади в регионах России

Город Общее количество Количество Ставка Стоимость Доля

торговых площадей, площади на 1 тыс аренды, 1 кв. м вакантных

2007/ 2008 год, кв. м человек, кв. м за 1 кв. м в год площадей

Москва Около 3300 млн./ Около 4100 тыс. 260* От $0,65 тыс. $7,637 тыс. 0,7%

Санкт-Петербург 2,360460 млн./ около 3 млн. 517 $0,5-2,5 тыс. - 20-30%

Иркутск 230/ 330 тыс. - от 0,9 руб. 80-150 тыс. руб. До 10%

Омск 275,4/ 730 тыс. 242 0,3-6 тыс. руб. - 10%

Волгоград 452 / 477 тыс. 452 0,8-5 тыс. руб. - -

Калининград 600/ 720 тыс. 1200 $0,96-300 $0,24-1,78 тыс. 15%

Ставрополь 350 0,4-0,6 тыс. руб. $6-90 20-150 тыс. руб. 7-10%

Саратов Нижний Новгород 710 тыс. / 1млн. 600 0,65 до 15 тыс. руб 75 тыс. руб. 60 тыс. руб. 2%

Ярославль 62 тыс./ 66 тыс. - 1,25 тыс. руб. - -

Оренбург 917 /970 тыс. 106 $0,17-1,1 тыс. 31,25 тыс. руб. -

Ульяновск 56/ 73 тыс. 450 2,5-4 тыс. руб. 45-55 тыс. руб. 10-12%

Томск - - 1,08 тыс. руб. 10-155,5 тыс. руб. нет

Екатеринбург 416,7/ 500 тыс. 300 1,9 тыс. руб. - -

Прочерк - нет данных. *Данные

Правительство хочет сохранить темпы строительства жилья

Глава Минэкономразвития Эльвира На-биуллина 15 октября на «правительственном часе» в Совете Федерации заявила, что Российские власти намерены, несмотря на сложную ситуацию на финансовых рынках, сохранить прежние темпы жилищного строительства и имеет для этого необходимый набор инструментов. Г-жа Набиуллина сказала, что ипотека будет поддержана за счет увеличения капитала АИЖК. Кроме того, обеспечить спрос в России на жилье и не допустить срывов в строительстве объектов должны помочь регионы, за счет местных бюджетов. 16 октября по итогам совещания президента РФ с членами правительства стало известно: чтобы из-за кризиса не снизились темпы строительства, устойчивый спрос на жилье будет поддерживаться путем приобретения новостроек экономкласса за счет госсредств и выкупа АИЖК закладных на 60 млрд. рублей.

Москва поддержит строителей

По сообщению РБК со ссылкой на столичную мэрию, власти Москвы приняли решение во время финансового кризиса выделить до конца года на поддержку строительных организаций около $2 млрд. Эта сумма будет взята из средств профицита московского бюджета, который на первое полугодие текущего года составил около 144 млрд. руб. Деньги будут выдавать не только в виде кредитов или субсидий, но и в обмен на акции компаний. Правительство Санкт-Петербурга предложило компаниям, которые владеют землей, но не располагают средствами завершить проект, выкупить их участки по рыночной цене (данные «Индикаторов рынка недвижимости»).

По мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, выделенной суммы будет вполне достаточно, чтобы покрыть краткосрочные кассовые разрывы, если они возникнут у строительных компаний. Не стоит ожидать, что вся эта сумма будет завтра же предоставлена рынку. Скорее всего, финансирование будет осуществляться определенными траншами, по мере необходимости. Такой механизм является более системным и создает больше уверенности в стабильности российского девелоперского бизнеса для кредиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.