Научная статья на тему 'Неблагоприятные особенности институциональной среды системы высшего образования в России'

Неблагоприятные особенности институциональной среды системы высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
институциональная среда / высшее образование / принципал / агент. / institutional environment / higher education / the principal agent

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин А. А.

В статье рассматриваются особенности институциональной среды системы высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the features of the institutional environment of higher education system.

Текст научной работы на тему «Неблагоприятные особенности институциональной среды системы высшего образования в России»

Галкин А.А.

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: институциональная среда, высшее образование, принципал, агент.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности институциональной среды системы высшего профессионального образования.

Keywords: institutional environment, higher education, the principal agent.

Abstract: This article discusses the features of the institutional environment of higher education system.

Особенности институциональной среды системы высшего образования во многом определяются особенностями институциональной среды всего общества.

Институциональная среда общества формируется системой институтов, воздействующих на хозяйственную деятельность экономических субъектов. Существующие в литературе трактовки институтов позволяют условно разложить их на две основные группы. Во-первых, под институтами можно понимать принятые в обществе нормы и правила поведения: социальные, политические, правовые, формальные, неформальные и т.д. Во-вторых, институты можно определить как сложившиеся формы коллективного действия: домохозяйство, предприятие, государство, клубы по интересам и другие. В этом случае институты рассматривают как организацию, построенную на основе властных отношений между двумя сторонами организации. Одна сторона организации - агент, являясь противником риска делегирует свои полномочия другой стороне принципалу, который нейтрально относится к риску.

Институциональная среда российского общества постоянно изменяется по мере изменения законодательной базы. В то же время в течение определенного периода она должна сохранять свою стабильность, что позволяет экономическим субъектам действовать в предсказуемом правовом поле.

Определим некоторые неблагоприятные особенности отечественных институтов, формирующих институциональную среду всего общества и системы высшего образования.

Важная особенность отечественных институтов, связана с их понятием как нормы. Так, за последние годы в российском обществе принят целый поток новых норм, что во многом определяется кардинальной сменой вектора социально-экономического развития. Вместе с тем, особенностью институциональных изменений в российской экономике является то, что далеко не все принятые нормы эффективны.

Чтобы понять, почему это происходит необходимо уяснить, что существует двухсторонняя связь между институциональной средой и действующими в ее рамках индивидами. С одной стороны, институциональная среда влияет на поведение индивидов непосредственно через действие норм. С другой стороны, индивиды воздействуют на институциональную среду - путем участия в выборах тех, кто принимает эти нормы. В России взаимовлияние институциональной среды и индивидов носит противоречивый характер.

Так, содержание институциональной среды не всегда отражает реальные требования социальной жизни, в результате деятельность экономических субъектов очень часто упирается в неэффективные нормы. Институты, призванные помогать субъектам, зачастую становятся дополнительным препятствием в их деятельности. В литературе такая ситуация определяется термином «институциональная ловушка» - устойчивый неэффективный институт, имеющий самоподдерживающийся характер.

«Институциональных ловушек» достаточно много в системе высшего образования. Так, например, в результате введения системы единого государственного экзамена некоторые абитуриенты-отличники, не смогли поучаствовать в наборе студентов в вузы 2011 года, потому, что не правильно выбрали перечень единого государственного экзамена. Другим примером, по нашему мнению, может служить институциональная ловушка-норма по которой студент, получив диплом бакалавра по экономике, имеет право получить на базе этого диплома образование магистра по юриспруденции.

Не менее острой институциональной особенностью-проблемой российского общества является несоответствие формальных и не формальных норм. Некоторые российские граждане привыкли жить по неформальным нормам, в соответствии с которыми можно давать

взятки, можно их брать, можно не регулярно платить налоги, можно не выполнять формальные (прописанные в законе) нормы. Нобелевский лауреат по экономике американский экономист Дуглас Норт в одном из своих докладов высказал следующую мысль: «Формальные правила можно заменить за один день, неформальные ограничения нет».

Расхождение между формальными и неформальными нормами в системе высшего образования, на наш взгляд, не меньше чем в других сферах. Так, например, в некоторых высших учебных заведениях к процессу трудоустройства выпускников относятся по формальным признакам, поскольку от них это требуют соответствующие органы администрации города, области, министерства, правительства, Президента. Интересным является то, что и все вышеназванные органы, создавшие норму контролировать трудоустройство выпускников, относятся к ее выполнению тоже формально. Такое же положение и по многим другим нормам.

Другой особенностью институциональной среды является неэффективность института как организации. Эта особенность определяется проблемой взаимоотношения принципала и агента, которая присуща большинству институтов. Так, например, граждане-агенты обманывают государство-принципала: не платя налоги, стараясь получить не заработанные льготы и т.д. Работник агент в организации получает фиксированное вознаграждение за выполнение поручений работодателя принципала на договорных условиях. Вместе с тем, получая заработанную плату, он часто забывает выполнить свой труд и интерпретирует информацию, вводя принципала в заблуждение.

Наиболее простой и вместе с тем самый дорогостоящий вариант решения проблемы принципала и агента связан с усилением контроля. Так в организации или учреждении можно ввести группу контроля, организовать видеонаблюдение через камеры и «скайпы» и другие меры. Определенного эффекта такими мерами можно достигнуть, но в целом агенты будут иметь возможность интерпретировать информацию, делая вид, что выполняют поручения принципала в лучшем виде.

Другой вариант решения проблемы принципала и агента, приводящий в определенной мере к повышению производительности сотрудников предполагает соревнование агентов и завышенное вознаграждение «победившего» относительно остальных агентов. Вместе с тем, есть серьезные ограничения применения этого варианта: соревнуясь агенты выбирают самые рискованные стратегии, что противоречит определению агента; кроме того конкуренция среди агентов окончательно разрушает элементы доверия в отношениях

между ними, задачи, требующие совместных усилий агентов становятся практически нереализуемыми.

Определенный эффект может принести вариант участия агента в результатах совместного действия. Механизмы применения его в государственных структурах и организациях в России, к сожалению пока малоизученны. В частном секторе из всего многообразия схем участия агентов в результатах деятельности фирм, наиболее эффективны самые простые, предполагающие линейную зависимость вознаграждения от результатов: покупка акций данного предприятия, аренда агентами части бизнеса принципала и другими схемами.

Одним из самых эффективных вариантов решения проблемы принципала и агента может оказаться коалиция агентов. Этот вариант очень распространен в передовых фирмах во всем мире, особенно в Японии. Данное решение предполагает, что функции принципала поочередно выполняются агентами.

Именно этот вариант, по нашему мнению, должен быть основным в решении данной проблемы в высшем учебном заведении. Основной ячейкой, в которой должен реализовываться вариант коалиция агентов в высшем образовании это кафедры. В России за последние годы сложилась достаточно жесткая иерархическая структура, когда заведующие кафедр назначаются администрацией без согласования с работниками этой кафедры. Заведующий кафедры может не продлить контракт с преподавателем без согласования с другими преподавателями кафедры.

Все вышеназванные особенности связаны между собой. Так, следствием неэффективности института как организации может стать появление неэффективной нормы. Например, при составлении учебных планов по специальности или по направлению подготовки, учитываются федеральные стандарты которые составляются без учета мнения конкретных исполнителей - преподавателей. В результате приходим к еще одной особенности несоответствие формальных и неформальных норм. Так если по стандартам внесено изменение вести вместо семидесяти процентов лекционных занятий семьдесят процентов практических занятий, преподаватель формально в журнале отмечает учебную нагрузку как положено новыми нормами, а реально может использовать старые нормы.

Природа неблагоприятных особенностей институциональной среды в системе высшего образования, по нашему мнению, слишком быстрое «шоковое» изменение институциональной среды. На экономических субъектов, которые едва привыкли к одной институциональной среде, обрушивается новая институциональная среда. На наш взгляд,

необходимо более тщательно подходить к вопросу о рациональности и своевременности смены институтов. Необходимо прорабатывать механизмы реализации формальных норм.

Список литературы

1. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Теоретические проблемы повышения конкурентоспособности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем. // Территория науки. 2007. № 4. С. 442-449.

2. Багирова М.А., Иголкин С.Л., Шинкарчук А.В. Проблемы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 622-628.

3. Иголкин С.Л., Багирова М.А., Шинкарчук А.В. Создание моделей оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы // Территория науки. 2007. № 5. С. 637-648.

Давыдова Е.Ю., Печенкина Е.А.

РЫНОК ТРУДА В РОССИИ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: экономические ресурсы, материальное вознаграждение, прожиточный минимум, мотивация, социально-трудовые отношения, трудовые услуги.

Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы рынка труда, а также предлагаются направления его развития.

Keywords: economic resources, financial reward, the cost of living, motivation, social and labor relations, labor services.

Abstract: The article deals with modern problems of the labor market, and also offers its direction of development.

На современном этапе развития рыночных отношений меняются взгляды на рабочую силу как на один из основных экономических ресурсов. В условиях непрекращающегося научно-технического развития просматривается абсолютная зависимость результатов производства от уровня мотивированности работников организации в целом и каждого отдельного сотрудника в частности, что в конечном итоге значительно влияет на качество и характер исполнения их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.