УДК 355.541.2 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10271
© Н.В. Астафьев, И.Л. Гросс, 2019
НАЗНАЧЕНИЕ И НАЗВАНИЕ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКАМ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ, СЛУЖЕБНЫХ НАРЯДОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Николай Вениаминович Астафьев,
начальник кафедры огневой, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования,
доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
(625049,Тюмень, ул. Амурская, д. 75) E-mail: astnic@mail.ru;
Игорь Львович Гросс, профессор кафедры специальной тактики, доктор педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: 8540040@gmail.com
Аннотация. Анализ служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, показал необходимость разработки нормативов, регламентирующих порядок действий и взаимодействий сотрудников при обращении с оружием и его применении, при досмотре автотранспорта, при отражении вооруженного нападения на бронегруппу, при пресечении захвата пункта временной дислокации. Исследование посвящено обоснованию перечня нормативов по огневой и тактической подготовкам, обоснованию их назначения и формулированию названия.
Ключевые слова: органы внутренних дел, деятельность в особых условиях, сотрудники, служебный наряд, подразделение, огневая подготовка, тактическая подготовка, нормативы, назначение, название.
PURPOSE AND NAME OF STANDARDS FOR FIRE AND TACTICAL TRAINING FOR EMPLOYEES, OFFICIAL OUTFITS AND UNITS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES INVOLVED IN COUNTER-TERRORISM OPERATIONS IN THE NORTH CAUCASUS REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Nikolay V. Astafev,
Head of the Department of fire, special tactical training and operational planning,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation Tyumen Institute for Advanced Studies Qualification of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(625049, Tyumen', ul. Amurskaya, d. 75);
Igor' L. Gross, Professor of the Department of special tactics, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Analysis of the performance of employees of internal affairs agencies involved in counter-terrorism operations in the North Caucasus region of the Russian Federation showed the need to develop standards governing the actions and interactions of employees when handling and using weapons, when inspecting vehicles, repelling an armed attack on armored group, while suppressing the capture of a temporary deployment point. The study is devoted to the substantiation of the list of standards for fire and tactical training, the justification of their purpose and the formulation of the name.
Keywords: law enforcement bodies, activity in special conditions, employees, office outfit, subdivision, fire training, tactical training, regulations, appointment, title.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Астафьев Н.В., Гросс И.Л. Назначение и название нормативов по огневой и тактической подготовкам для сотрудников, служебных нарядов и подразделений органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):348-56.
Важным компонентом профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, от которого зависит жизнь и здоровье сотрудника, является владение тактическими приемами и способами действий при выполнении оперативно-служебных задач, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. С целью обучения сотрудников органов внутренних дел приемам и действиям по обращению и применению оружия предусмотрена отработка нормативов по огневой подготовке. Нормативы по огневой подготовке отрабатываются на занятиях в системе профессиональной служебной и физической подготовки [1]. Считается, что нормативы должны разрабатываться на основе опыта обращения и применения оружия сотрудниками органов внутренних дел, с учетом тактико-технических характеристик оружия и средней натренированности сотрудников [2]. В действующих нормативных правовых актах МВД России нормативов по тактической подготовке для сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, нет.
Полагаем, что приемы и действия сотрудников органов внутренних дел, которые являются типичными для их служебной деятельности, должны быть нормированы по условиям, порядку и времени их выполнения. Использование упражнений-нормативов в учебном процессе и на занятиях в системе профессиональной служебной и физической подготовки, позволит повысить уровень подготовленности к применению мер административного пресечения сотрудников, служебных нарядов и подразделений органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Проведены различные исследования по разработке нормативов для сотрудников органов внутренних дел. Одни исследователи указывали на недостаточное количество нормативов по огневой подготовке и предложили десять нормативов с выполнением отдельных нормативов в трех положе-
ниях для стрельбы (стоя, с колена, лежа). В связи, с чем ими было предложено увеличить количество нормативов до тридцати двух [3, с. 38—44]. Другие исследователи вполне справедливо критикуют описание условий и порядка выполнения нормативов, которые регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами МВД России [4, с. 143—149].
Исследователями указано на необходимость обучения сотрудников органов внутренних дел приемам и действиям с табельным оружием в условиях огневого контакта — переносу направления огня и перемещениям с линии встречного огня. В качестве средства отработки этих нормативов была показана эффективность использования лазерных автономных стрелковых тренажеров. В основе методики обучения был использован принцип чувственного восприятия движений [5].
Имеются исследования, касающиеся подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям с оружием при задержании лиц, совершивших преступления. В этих исследованиях рассматриваются порядок действий при смене магазина и устранении задержек при стрельбе в условиях огневого контакта, порядок индивидуальных и групповых действий при осмотре помещений [6].
В нормативных правовых актах МВД России нет нормативов по огневой и тактической подготовка, которые бы соответствовали практике выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками, привлекаемыми к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Так, например, нет нормативов, обеспечивающих формирование у сотрудников навыков ухода с линии встречного огня и навыков перемещений в составе служебного наряда, которые должны выполняться в средствах индивидуальной бронезащиты. Порядок действий при выполнении отдельных нормативов по огневой подготовке, не соответствует требованиям практики обращения с оружием (так, например, нормативы, обеспечивающие воспитание навыков разряжания оружия должны считаться выполненными только в тех случаях, когда нет утраты патронов). Нет нормативов по тактической подготовке для служебного наряда — действий и взаимодействий сотрудника группы досмотра и сотрудника специальной огне-
вой группы при досмотре автотранспорта. Нет нормативов, обеспечивающих формирование навыков взаимодействия личного состава служебного наряда при спешивании из автотранспорта в случаях подрыва бронегруппы.
Противоречия между требованиями нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих огневую и тактическую подготовку сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и практикой выполнения ими оперативно-служебных задач определяют проблему исследования.
Приемы и способы обращения с оружием должны быть сформированы до автоматизма, поскольку в ситуациях огневого контакта сотрудник должен постоянно визуально контролировать действия правонарушителя и расположение сотрудников служебного наряда. Выполнение приемов обращения с оружием должно быть надежным. Лишние движения, увеличивают время на подготовку к производству первого выстрела, а неумелое обращение с оружием приводит к невозможности выполнить действие.
Необходимость разработки нормативов по огневой и тактической подготовкам для сотрудников, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, определяет актуальность исследования.
Предмет исследования — тактические приемы и способы действий сотрудников, служебных нарядов и подразделений ВОГОиП МВД России при выполнении оперативно-служебных задач, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Цель исследования — определить назначение и сформулировать названия нормативов по огневой и тактической подготовкам, для сотрудников, служебных нарядов и подразделений органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Результаты исследования.
Понятие «норма». Значение понятия «норма» сводится к описанию различных характеристик объ-
екта, соответствие которым воспринимается как закономерное, постоянное. Отклонение от данных характеристик воспринимается как исключительное, случайное состояние, требующее упорядочения, т.е. приведения к норме. Это обстоятельство определяет дихотомию в толковании нормы — «норма — аномалия», «норма — патология» [7, с. 108—112].
В ряде естественных наук о живых организмах, в том числе науках о человеке (медицина, биология, социология и др.), понятие «норма» рассматривается как некая точка отсчета, эталон, стандарт (какого-либо показателя), предназначенная для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (девиация, патология).
Так, в нормативной психологии при изучении симптома необходимо «не только описание его, но и определение его с точки зрения отклонения от ... того или иного признака от стандартной величины» [8, с. 312—313].
В физическом воспитании используется следующее определение нормы «. унифицированные количественные выражения задач, решаемых в физическом воспитании» [9].
При описании норматива необходимо четко регламентировать условия его выполнения. Условия выполнения норматива — это конкретная ситуация, в рамках которой необходима, желательна или допустима реализация указанных в нормативе действий.
Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей. Норма, регулирующая определенную сферу профессиональной деятельности людей, есть частная норма. Нормы для сотрудников органов внутренних дел являются частными нормами.
В отношении такого компонента профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел, как применение мер административного пресечения, нами предлагается следующее определение норматива — качественные и количественные показатели выполнения сотрудниками, служебными нарядами и подразделениями органов внутренних дел определенных задач, приемов и действий, связанных с применением физи-
ческой силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Требования к нормативам. Нормативы должны соответствовать следующим требованиям:
• учитывать различные условия выполнения нормируемых упражнений;
• обеспечить заданный уровень точности;
• быть удобными в использовании. Нормативы должны иметь исчерпывающее
описание различных вариантов условий их выполнения. Каждому варианту должны соответствовать значения нормативов или поправочных коэффициентов к нормативам. Так, нормативы по тактической подготовке для служебных нарядов имеют несколько вариантов. Норматив «Досмотр автотранспорта» может иметь следующие варианты: «легковой автомобиль»; «микроавтобус»; «автобус»; «грузовой автотранспорт»; «большегрузный автотранспорт». Норматив «Спешивание из автотранспорта» имеет следующие варианты: «Урал-Федерал»; «УАЗ-Есаул». Норматив «Крепость» должен учитывать особенности расположения зданий и строений пункта временной дислокации и боевой численный состав подразделения.
Заданный уровень точности нормативов, с учетом их неизбежной вариации, достигается путем установления допустимых погрешностей и обеспечивается применением математико-статистических методов анализа (первичная статистическая обработка данных: коэффициенты асимметрии, эксцесса; среднее арифметическое; среднее квадратичное отклонение и т.д.) с использованием различного вида шкал оценивания (Т-шкала, перцентильная шкала и т.д.).
Нормативы должны быть удобными в использовании — измеряться целыми значениями минут и (или) секунд, доступным языком регламентировать порядок действий и условия выполнения норматива.
Этапы разработки нормативов по огневой и тактической подготовкам:
• подготовительная работа;
• исследование нормируемого процесса и его описание;
• экспериментальное апробирование разработанных нормативов на практике;
• экспериментальное установление нормативных
показателей;
• разработка проектов нормативов;
• проверка нормативов в реальных условиях;
• корректировка нормативов по результатам проверки, их согласование и утверждение.
На этапе выполнения подготовительных работ уточнены назначения нормативов (упражнений), т.е. какие задачи, тактические приемы и способы действий должны быть освоены при помощи данного норматива, определяются комплектующие ВОГОиП МВД России территориальные органы (УМВД России по Тюменской области, УМВД России по Курганской области), пункты временной дислокации оперативных групп и сводных отрядов полиции, где будет проводиться исследование. Подобран личный состав (исходя из условия примерно равной физической работоспособности, подготовленности, возраста, срока службы), необходимые методические и имеющиеся нормативные материалы. Изучены места и условия проведения исследований (возможности материальной базы), определено время и последовательность отработки нормативов.
Подготовительный этап завершен составлением методической программы исследований, в которой обоснована: структура нормативов, область их применения. Определена форма представления и объем исходных данных, методы их сбора и математической обработки.
На этапе исследования нормируемого процесса изучена рациональная последовательность действий сотрудников при выполнении нормируемого упражнения. Эта информация получена как путем непосредственных наблюдений и экспериментов при выполнении упражнения, так и на основе теоретических исследований. Прогрессивность нормативов обеспечена выбором рациональных вариантов выполнения упражнений. Обоснованность нормативов определена выбором объекта исследований и количеством наблюдений.
На этапе экспериментального апробирования разработанных нормативов в пунктах временной дислокации оперативных групп и сводных отрядов полиции ВОГОиП МВД России проведены экспериментальные исследования. Проведено обучение личного состава выполнению нормативов
и, по итогам обучения, осуществлен прием нормативов с фиксированием времени выполнения нормативов.
На этапе экспериментального установления нормативных показателей при помощи математи-ко-статистических методов анализа произведена статистическая обработка результатов — времени выполнения нормативов. Рассчитаны оценочные показатели.
На этапе разработки проектов нормативов нормативные зависимости оформлены в виде таблиц, из которых составлен сборник нормативов. В сборник нормативов включено описание нормируемых упражнений, условия и порядок их выполнения.
На этапе проверки нормативов в реальных условиях проекты нормативов прошли практическую проверку в подразделениях ВОГОиП МВД России и в образовательных организациях МВД России.
На этапе корректировки нормативов по результатам их практической проверки, в проект сборника нормативов внесены необходимые изменения и дополнения, которые прошли согласование и утверждение с ВОГОиП МВД России для практического применения.
При определении назначения и формулировании названий нормативов по огневой и тактической подготовкам учтены требования приказа ГУ МВД России по СКФО № 224 от 29.04.2015 г., которым регламентированы функциональные обязанности сотрудников, несущих службу на федеральных контрольно-пропускных пунктах, контрольно-пропускных пунктах и опорных контрольно-пропускных пунктах Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации [10].
Изучение условий оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, показало, что нормативы по огневой и тактической подготовкам необходимо отрабатывать в средствах индивидуальной бронезащиты. Отрабатывать нормативы
следует на занятиях в системе профессиональной, служебной и физической подготовки, на тренажах перед заступлением на службу, на занятиях по огневой и тактико-специальной подготовке сотрудников, прибывающих в образовательные организации системы МВД России и центры профессиональной подготовки территориальных органов МВД России на первый этап подготовки к командировке в Северо-Кавказский регион Российской Федерации.
Названия и назначения нормативов по огневой подготовке для пистолета Макарова (нормативы 1, 7, 8 выполняются без средств
индивидуальной бронезащиты) Норматив № 1. «Получение пистолета и боеприпасов в комнате для хранения оружия и подготовка оружия к несению службы».
По сигналу «Сбор» сотрудник прибывает в подразделение в установленный период времени. Прибывающие сотрудники по карточке-заместителю в комнате хранения оружия дежурной части получают подставки с пистолетом, двумя магазинами и шестнадцатью патронами и перемещаются в помещение (место) для заряжания оружия. Помещение (место) для заряжания оружия имеет ограниченное пространство. В этой связи пропускная способность этого помещения ограничена. Поэтому от сотрудников требуется владение навыком быстрой подготовки оружия к несению службы.
Норматив № 1 предназначен для обучения сотрудника подготовке оружия к несению службы — порядку получения пистолета в комнате для хранения оружия, снаряжению боекомплекта пистолета (снаряжению патронами двух магазинов), установке одного снаряженного магазина в основание рукоятки пистолета, второго в карман для запасного магазина, укладке пистолета в кобуру.
Норматив № 2. «Уход с линии встречного огня».
Как показывает практика применения оружия сотрудниками органов внутренних дел стрельба, в основном, ведется из положения «стоя» (60% случаев). Реже из автомашины — в 21% случаев. Из положения «с колена» — в 6 % случаев, из положения «лежа» — в 4% случаев [11]. Реже ведется стрельба из-за укрытия (в 5% случаев) и в движении (в 4% случаев).
В ситуациях применения оружия, самыми важными приемами и действиями с пистолетом Макарова является быстрый «уход» с линии встречного огня. Действия по уходу с линии огня необходимо обрабатывать при направлении огня с различных сторон. Перемещение должно быть коротким (2—5 метров), по возможности за укрытие, в удобную и в неудобную сторону, положение для стрельбы должно быть изменено в сторону уменьшения площади поражения — из положения «стоя» прейти в положение «с колена».
Определение термина «перемещение (уход) с линии встречного огня» предложено Афанасьевым А.В. (2011), который сформулировал его следующим образом «.. .перемещение с линии встречного огня есть совокупность двигательных действий, обеспечивающих перемещение от исходного положения на расстояние более одного шага и выполняемых с целью недопущения поражения встречным огнем. Перемещение с линии огня может выполняться без смены положения для стрельбы и со сменой положения для стрельбы» [5].
Норматив № 2 предназначен для формирования у сотрудника навыков ухода с линии встречного огня посредством перемещения и принятия изготовок для стрельбы из положений «стоя» и «с колена».
Норматив № 3. «Смена магазина пистолета».
Как показывает практика в ходе огневого контакта сотрудники органов внутренних дел в 5% случаев расходовали более восьми патронов и были вынуждены производить смену магазина [11].
Норматив № 3 предназначен для формирования у сотрудника навыков смены магазина пистолета.
Норматив № 4. «Устранение задержки при стрельбе из пистолета «Осечка».
Норматив № 5. «Устранение задержки при стрельбе из пистолета «Прихват (ущемление) гильзы (патрона) затвором».
Анализ практики применения оружия показал, что примерно в 1% случаев сотрудникам приходилось устранять задержки при стрельбе. В условиях огневого контакта устранение задержек при стрельбе производится путем перезаряжания. Есть два способа устранения задержки при стрельбе из пистолета Макарова. Первый способ используется при устранении задержки при стрельбе «осечка».
Такая задержка при стрельбе устраняется путем отведения затвора назад. При этом патрон извлекается из патронника. Второй способ используется при устранении задержки при стрельбе «Прихват (ущемление) гильзы (патрона) затвором». Второй способ несколько сложнее. Для извлечения гильзы или патрона из окна затвора необходимо выполнить следующий порядок действий: припустить магазин в основании рукоятки пистолета (вывести выступ магазина из зацепления с защелкой боевой пружины); отвести затвор назад, извлекая гильзу (патрон) из окна затвора; поставить затвор на затворную задержку; установить магазин в основании рукоятки пистолета (ввести выступ магазина в зацепление с защелкой боевой пружины); снять затвор с затворной задержки, досылая патрон в патронник.
Другие задержки при стрельбе из пистолета Макарова в условиях огневого контакта быстро устранить практически невозможно (например, автоматическая стрельба).
Нормативы № 4 и 5 предназначены для обучения сотрудников приемам обращения с оружием при устранении задержек при стрельбе.
Норматив № 6. «Разряжание пистолета без утраты патронов».
В случаях не полного израсходования патронов сотрудник должен разрядить пистолет. Разряжа-ние пистолета должно быть выполнено без утраты патронов в связи с тем, что сотрудник может находиться в темном помещении, на какой-то высоте от земли (лестнице), в снегу, на песке, в воде и т.п. Необходимость владения таким приемом обращения с оружием очевидна в связи с тем, что каждый выстрел (патрон) должен быть зафиксирован в рапорте сотрудника по случаю применения оружия.
Норматив № 6 предназначен для воспитания у сотрудника навыков разряжания пистолета без утраты патронов.
Норматив № 7. «Неполная разборка пистолета для подготовки его к чистке и смазке».
Перед сдачей пистолета на хранение в комнату хранения оружия дежурной части, сотрудник должен произвести чистку и смазку пистолета.
Норматив № 7 предназначен не только для подготовки пистолета к чистке и смазке, но и, что очень важно — для обучения сотрудника обращению с
любым видом огнестрельным оружия. Сотрудник должен усвоить — «взял в руки оружие, проверь — не заряжено ли оно». Поэтому первым действием с оружием (как с табельным — на учебных стрельбах, так и изъятым у правонарушителя) должно быть извлечение (отсоединение) магазина с целью исключения возможности поступления из него патронов в патронник.
Норматив № 8. «Сборка пистолета после неполной разборки с проверкой правильности сборки».
После чистки и смазки пистолета его необходимо собрать. После сборки пистолета необходимо убедиться, что затворная задержка исправна и взаимодействует с зубом подавателя магазина — при отведении затвора назад и наличии в основании рукоятки пустого магазина затвор становится на затворную задержку. К сожалению, в перечень действий соответствующего норматива по огневой подготовке, который установлен требованиями приказа МВД России от 23.11.2017 г. № 880, нет. Мы считаем, что для проверки надежности работы оружия сотрудник обязан владеть этим приемом обращения с оружием.
Норматив № 8 предназначен для обучения сотрудника обращению с пистолетом при выполнении сборки пистолета после неполной разборки и проверки правильности сборки.
Назначения нормативов по огневой подготовке для автомата Калашникова аналогичны назначениям нормативов для пистолета Макарова.
Названия и назначения нормативов по огневой подготовке для автомата Калашникова
(нормативы 1, 7, 8 выполняются без средств индивидуальной бронезащиты):
Норматив № 1. «Снаряжение магазина автомата (без использования обоймы)».
Норматив № 2. «Уход с линии встречного огня».
Норматив № 3. «Перемещения по фронту в двойке».
Норматив № 4. «Смена магазина автомата».
Норматив № 5. «Устранение задержек при стрельбе из автомата «Осечка» и «Прихват или неотражение гильзы».
Норматив № 6. «Разряжание автомата без утраты патронов».
Норматив № 7. «Неполная разборка автомата для подготовки его к чистке и смазке».
Норматив № 8. «Сборка автомата после неполной разборки».
Названия и назначения нормативов по тактической подготовке для служебных нарядов подразделений ВОГОиП МВД России
Норматив № 1. «Досмотр автотранспорта».
Норматив № 3. «Спешивание личного состава из автомобилей».
Норматив № 4. «Крепость».
Норматив № 1. «Досмотр автотранспорта».
При досмотре автотранспортных средств важную роль играет сотрудник специальной огневой группы, который обеспечивает безопасность сотрудника группы досмотра. При досмотре автотранспорта весь служебный наряд должен располагаться по одну сторону дорожного полотна.
Сотрудник группы досмотра и сотрудник специальной огневой группы должны перемещаться вокруг досматриваемого автотранспорта таким образом, чтобы периметр взаимного расположения группы «досмотровый-досматриваемый-прикрытие» представлял бы собой треугольник с большими сторонами к сотруднику специальной огневой группы. Это позволит исключить нахождение сотрудника группы досмотра на линии огня сотрудника специальной огневой группы.
Обучение сотрудника специальной огневой группы правилам перемещения в зависимости от перемещений сотрудника группы досмотра и водителя досматриваемого автомобиля, а также
ПАССАЖИРЫ
'Г!
Рис. 1. Использование средств визуализации действий при обучении досмотру легкового автомобиля
обучение сотрудника группы досмотра сохранению безопасной дистанции от водителя досматриваемого автомобиля целесообразно осуществлять с использованием средств визуализации.
Одним из средств обеспечения визуализации действий является приспособление, представляющее собой веревку и карабины, которое определенным образом соединяет обучаемых с водителем досматриваемого автомобиля (рис. 1).
Веревка длиной 1,5—2 метра неподвижно фиксируется на поясе спереди у сотрудника группы досмотра и у водителя досматриваемого автомобиля. Сотрудник группы досмотра и водитель досматриваемого автомобиля соединены между собой веревкой фиксировано. При передвижениях сотрудник группы досмотра должен обеспечить постоянное натяжение фиксированной веревки, что обеспечит сохранение безопасной дистанции (1,5—2 метра) между ним и водителем досматриваемого автомобиля.
У сотрудника специальной огневой группы веревка не фиксируется, она подвижна, пропущена через карабин. Длина веревки, соединяющей сотрудника специальной огневой группы с сотрудником группы досмотра и водителем досматриваемого автомобиля составляет не менее 8 метров, что, в среднем, обеспечивает дистанцию от них 4 метра. На веревке, со стороны водителя досматриваемого автомобиля, на расстоянии 2,5—3 метра крепится красный флажок (лента), который обозначает минимально допустимую дистанцию между сотрудником специальной огневой группы и водителем досматриваемого автомобиля. При нарушении минимально допустимой дистанции норматив считается невыполненным.
Задача сотрудника специальной огневой группы при передвижениях сотрудника группы досмотра и водителя досматриваемого автомобиля обеспечивать постоянное натяжение веревки. Сотрудник специальной огневой группы должен перемещаться таким образом, чтобы сотрудник группы досмотра не оказывался на линии огня, которая направлена на водителя досматриваемого автомобиля (не «закрывал» водителя).
В качестве дополнительных средств, обеспечивающих воспитание навыков правильного взаимного перемещения сотрудников и досматриваемого,
является использование спортивных игр (мини футбол, баскетбол, хоккей).
Параметром оценки норматива является не время его выполнения, а соблюдение порядка действий и расположения сотрудников служебного наряда во время перемещений, обеспечивающее безопасные дистанции.
Для эффективной организации учебного процесса в нормативе указывается минимальное время выполнения норматива, которое соответствует практике проведения досмотра того или иного вида автотранспорта и которое, при выполнении норматива, нельзя уменьшать.
Норматив № 2. «Спешивание личного состава из автомобилей».
При передвижениях бронегрупп сводных отрядов полиции или оперативных групп по автодорогам возможно вооруженное нападение либо управляемый подрыв автотранспорта. Личный состав служебного наряда, располагающийся в автотранспорте, должен четко знать порядок эвакуации из автомобиля, знать свое место расположения возле автомобиля и контролируемый сектор (сектор огня).
Норматив предназначен для обучения личного состава служебного наряда порядку действий при эвакуации из автотранспорта, занятию огневой позиции для обеспечения круговой обороны и перекрытию движения гражданского автотранспорта.
Необходимо разработать нормативы для двух видов автотранспорта — Урал-Федерал (служебный наряд численностью 12 человек) и УАЗ-Есаул (служебный наряд численностью 4 человека). Норматив № 3. «Крепость». Норматив предназначен для обучения личного состава подразделений ВОГОиП МВД России порядку действий для пресечения захвата пункта временной дислокации, расположению боевых расчетов (огневых точек) и постов наблюдения в соответствие с утвержденным планом обороны пункта временной дислокации.
Норматив считается выполненным, если: • личный состав подразделения обеспечил расстановку на боевых расчетах (огневых точках) и постах наблюдения согласно утвержденного плана;
• сотрудники, расположившиеся на боевых расчетах (огневых точках) и постах наблюдения, не имеют нарушений в экипировке и вооружении;
• имеется радиосвязь между боевыми расчетами (огневыми точками) и постами наблюдений с ответственным по подразделению;
• сотрудники, расположившиеся на боевых расчетах (огневых точках) и постах наблюдения, знают свои обязанности;
• не превышено установленное время выполнения норматива.
Временные параметры оценки норматива рассчитывается для конкретных условий, с учетом особенностей расположения зданий и строений пункта временной дислокации, а также боевого численного состава подразделения.
Перспективами дальнейших исследований является обоснование условий и порядка выполнения представленных выше нормативов по огневой и тактической подготовке, проведение занятий в системе профессиональной, физической и служебной подготовке по отработке нормативов, прием нормативов, обоснование параметров и критериев оценки выполнения нормативов.
Литература
1. Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД России № 880 от 23.11.2017 г.
2. Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Книга 1. Для мотострелковых, танковых и разведывательных подразделений. [Электронный ресурс] М., Военное издательство. 1991. 255с. URL: http://new-Hb.ru/624042-sbornik-normativov-po-boevoi-podgotovke-sukhoputnykh-voisk.html/ (дата обращения: 05.04.2018).
3. Ковальчук, А.Н. О необходимости изменения статуса, содержания и временных параметров нормативов по огневой подготовке. № 3(7). 2010.
4. Токарчук Р.Е. Актуальные проблемы обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России нормативам по огневой подготовке с пистолетом Макарова / Всероссийский круглый стол «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников
правоохранительных органов», 30 июня 2016 г.: [сборник материалов] / Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016.
5. Афанасьев А.В. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам стрельбы из пистолета после перемещений в секторах: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Афанасьев Александр Владимирович; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. Омск, 2011.
6. Лупырь В.Г. Подготовка сотрудников полиции к действиям с оружием при задержании лиц, совершивших преступления: учебно-методическое пособие / В.Г. Лупырь, В.Д. Литвин, О.Ю. Филиппов. Омск: Омская академия МВД России, 2015.
7. Попова Е.В. Содержание понятия «норма»: основные смыслы // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31.
8. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. О мерах по повышению эффективности деятельности федеральных контрольно-пропускных пунктов, контрольно-пропускных пунктов и опорных контрольно-пропускных пунктов Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. Приказ ГУ МВД России по СКФО № 224 от 29.04.2015 г.
11. Практика применения и использования оружия сотрудниками органов внутренних дел (информационно-аналитический обзор) / В.Г. Ко-люхов, В.Я. Невструев, М.П. Балакин, Г.А. Гро-менков, А.А. Хвастунов, Е.В. Шестопалова. М., 1998.