Научная статья на тему 'О необходимости изменения статуса, содержания и временных параметров нормативов по огневой подготовке'

О необходимости изменения статуса, содержания и временных параметров нормативов по огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВЫ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / FIREARMS TRAINING / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING TECHNIQUE / SPECIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич

В статье излагаются современные требования к нормативам по огневой подготовке, представлены разработанные нормативы и результаты исследований, подтверждающие эффективность предлагаемой методики обучения нормативам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NECESSITY OF CHANGING STATUS, CONTENT AND TIME PARAMETERS OF NORMS IN FIREARMS TRAINING

The article considers up-to date requirements to specifications in fire training. Having worked out specifications and the results of researches confirming the efficiency of the suggested technique of teaching specifications are presented.

Текст научной работы на тему «О необходимости изменения статуса, содержания и временных параметров нормативов по огневой подготовке»

АЛГОРИТМЫ ВЫСШЕЙ ЖОЛЫ

УДК 5 3 6

Александр Николаевич КОВАЛЬЧУК,

доцент кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) кандидат технических наук, доцент

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СТАТУСА, СОДЕРЖАНИЯ И ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

ON THE NECESSITY OF CHANGING STATUS, CONTENT AND TIME PARAMETERS OF NORMS IN FIREARMS TRAINING

В статье излагаются современные требования к нормативам по огневой подготовке, представлены разработанные нормативы и результаты исследований, подтверждающие эффективность предлагаемой методики обучения нормативам.

The article considers up-to date requirements to specifications in fire training. Having worked out specifications and the results of researches confirming the efficiency of the suggested technique of teaching specifications are presented.

Ключевые слова: нормативы, огневая подготовка, методика обучения.

Keywords: specifications, firearms training, training technique.

образовательных учреждений МВД России осуществляется на основе Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации (НОП-2000), утвержденного приказом МВД России от 11 сентября 2000 г. N№955.

О

ценка огневой подготовки подразделений органов внутренних дел,

контрольных упражнений, а также за знание теоретического раздела огневой подготовки (основы и правила стрельбы, материальная часть оружия, меры безопасности при обращении с оружием), и определяется:

В соответствии с НОП-2000 индивидуальная оценка огневой подготовки сотрудников всех категорий слагается из оценок, полученных ими за выполнение

«отлично» - если оценка за стрельбу «отлично», а за знание теоретического раздела - не ниже «хорошо»;

«хорошо» - если оценка за стрельбу не ниже «хорошо», а за знание теоретического раздела - не ниже «удовлетворительно»;

«удовлетворительно» - если обе оценки не ниже «удовлетворительно».

Таким образом, основой для индивидуальной оценки являются результаты выполнения упражнений стрельб и знание теоретического раздела огневой подготовки. При этом оценка за выполнение нормативов не принимается во внимание. На наш взгляд, такой подход к индивидуальной оценке является не вполне обоснованным. В подтверждение данного тезиса рассмотрим, что представляют из себя нормативы, и определим их место в системе огневой подготовки сотрудников ОВД.

Следует отметить, что в процессе формирования у сотрудников правоохранительных органов необходимых двигательных умений и навыков по обращению с табельным оружием нормативам по огневой подготовке отводится чрезвычайно важное место. С учетом этого в НОП-2 000 нормативы выделены в отдельный раздел.

В соответствии с требованиями НОП-2000 отработка нормативов должна предшествовать выполнению упражнений стрельб и, кроме того, является обязательным условием допуска к стрельбе из боевого оружия. Таким образом, нормативы можно отнести к категории так называемых подводящих, или доогневых, упражнений. Они предназначены для выработки умений и навыков, связанных с обслуживанием оружия, подготовкой его к стрельбе, а также необходимы для ведения самой стрельбы, обеспечения ее непрерывности и требуемой скорострельности.

Прочные навыки обращения с оружием можно выработать лишь при условии систематической тренировки. В связи с этим НОП-2000 регламентируется ежемесячная отработка нормативов с выставлением индивидуальной оценки в журнал учета занятий по огневой подготовке. Тем самым нормативы выполняют еще и функции тренировочных упражнений. Регулярная отработка нормативов способствует поддержанию должной боевой готовности каждого сотрудника в период его службы в органах внутренних дел.

Нормативы также служат для оценки степени усвоения сотрудниками необходимых двигательных навыков по обращению с оружием. Следовательно, норматив - это еще и комплексный оценочный показатель выполнения отдельными сотрудниками приемов и действий, связанных с обращением с оружием.

Норматив - это не только временной показатель, характеризующий способность сотрудников в максимально короткое время выполнять определенные действия с оружием, но одновременно и качественный показатель, характеризующий степень владения оружием. Он позволяет оценить не только алгоритм выполнения конкретного приема или действия, но и культуру работы с оружием в целом, то есть совокупность приемов и методов максимально эффективного и безопасного его применения. Как правило, подготовленный стрелок выполняет приемы и действия с оружием в соответствии с установленными требованиями и правилами предельно четкими, точными и эргономичными движениями, а для неподготовленного стрелка, наоборот, характерны растерянность из-за незнания технологии выполнения норматива, излишняя торопливость, ненужные и ошибочные движения с большими затратами времени и энергии, что в условиях современного боя может привести к негативным последствиям!. Кроме того, техника выполнения отдельных приемов и действий с оружием решающим образом влияет на результативность стрельбы. Следует отметить, что временной и качественный показатели норматива взаимосвязаны.

Таким образом, нормативы объединяют в себе две равнозначные функции, что делает их чрезвычайно важным элементом огневой подготовки. Они систематизируют знания и навыки в единое профессиональное умение обращаться с оружием в условиях оперативно-служебной деятельности.

Помимо этого отработка нормативов позволяет руководителю занятия создавать состязательную обстановку, устанавливать единый объективный подход при опреде-

лении уровня подготовки обучаемых, находить и обобщать в ходе отработки нормативов новые формы и методы тех или иных приемов. Отработка нормативов также способствует более целесообразному использованию учебного времени.

Как видим, нормативы позволяют в целом улучшать качество индивидуальной боевой подготовки сотрудников. Однако, несмотря на столь высокую значимость нормативов, оценка за их выполнение не учитывается при выведении индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников ОВД.

На наш взгляд, данное упущение следует ликвидировать. В первую очередь это касается образовательных учреждений МВД России.

Как показывает многолетний опыт работы, курсанты и слушатели в большинстве недопонимают истинного значения нормативов в плане формирования умений и навыков профессионального обращения с оружием. Поскольку оценка за сдачу нормативов никоим образом не отражается на итоговой оценке за семестр, курсанты и слушатели практически уже со второго курса охладевают к работе над данным элементом огневой подготовки.

Благоприятствует такому отношению к нормативам и то, что большинство нормативов имеют явно завышенные временные параметры. В первую очередь об этом свидетельствует тот факт, что в большинстве курсанты и слушатели выполняют нормативы по огневой подготовке со значительным перекрытием установленного времени. В результате у них наступает излишняя успокоенность. Многие считают, что достигли высокого уровня подготовки. Отработка действий с учебным оружием становится для них неинтересной. В итоге на старших курсах наблюдается некоторое снижение результатов.

Чтобы устранить данный перекос в отношении нормативов, отдельные преподаватели их сдачу трактуют как обязательный элемент допуска к зачетам и экзаменам, а для стимуляции работы над ними либо ужесточают временные параметры

нормативов, либо усложняют порядок их выполнения, приближая его к условиям оперативно-служебной деятельности.

Однако такие мероприятия являются всего лишь полумерой. Для того чтобы нормативы действительно стали значимым элементом системы огневой подготовки, на наш взгляд, они должны приобрести статус полноценной оценки огневой подготовленности сотрудников ОВД, такой же, как и упражнения стрельб.

В этом случае индивидуальная оценка огневой подготовки сотрудников ОВД будет определяться следующим образом:

«отлично» - если оценка за стрельбу и сдачу нормативов «отлично», а за знание теоретического раздела - не ниже «хорошо»;

«хорошо» - если оценка за стрельбу и сдачу нормативов не ниже «хорошо», а за знание теоретического раздела - не ниже «удовлетворительно»;

«удовлетворительно» - если все три оценки не ниже «удовлетворительно».

Но это только одна сторона проблемы, другая заключается в следующем.

Известно, что нормативы в системе огневой подготовки имеют принципиальное значение, поскольку в них в конкретной форме задан требуемый уровень подготовленности сотрудников ОВД. Логично предположить, что заложенные в нормативах показатели должны соответствовать характеру современной профессиональной деятельности.

Однако, как показали проведенные нами исследования, действующие нормативы по огневой подготовке для пистолета Макарова не в полной мере отвечают данному требованию. В частности, установлено, что значительная часть нормативов требуют корректировки временных параметров с дифференциацией их по должностным категориям. Содержательная часть (условия и порядок выполнения) некоторых нормативов расходится с требованиями ведомственных документов, недостаточно учитывает требования практики обращения с пистолетом сотрудниками силовых структур, не в полной мере обеспечивает требования мер безопасности. К

существенным недостаткам следует отнести и то, что далеко не все необходимые приемы и действия по обращению с этим видом оружия, требующие освоения на уровне навыка, включены в перечень нормативов, определенный действующими ведомственными документами.

П омимо этого имеются и недостатки методического характера. Например, нумерация нормативов не предусматривает последовательность их освоения при обучении обращению с оружием. Следует отметить также и то, что наименование отдельных нормативов расходится с их содержанием. Наконец, в действующих ведомственных документах отсутствуют методические подходы к обучению выполнению нормативов, как это предусмотрено , например, для стрелковых упражнений.

Выявленные недостатки и противоречия ясно указывают на необходимость совершенствования нормативов по огневой подготовке для пистолета Макарова.

Поскольку важно формировать у сотрудников силовых структур необходимые двигательные навыки по обращению с пистолетом Макарова, решение данной проблемы представляется весьма актуальным и значимым для профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов.

В результате многолетних исследований, проведенных на базе СибЮИ МВД России, нами были решены следующие задачи:

1) выявлены необходимые приемы и действия по обращению с пистолетом Макарова, которые требуют освоения на уровне умений и навыков;

2) обоснованы наименование и нумерация нормативов по огневой подготовке для пистолета Макарова;

3) пересмотрено содержание (условия, а в отдельных случаях и порядок выполнения) действующих нормативов по огневой подготовке для пистолета Макарова, разработана содержательная часть предлагаемых к использованию нормативов;

4) определены временные параметры нормативов по огневой подготовке для пистолета Макарова;

5) разработаны шкалы оценки выполнения нормативов по огневой подготовке для пистолета Макарова для сотрудников подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и подразделений, личный состав которых выполняет должностные обязанности с оружием;

6) предложена научно обоснованная методика обучения выполнению нормативов по огневой подготовке для пистолета Макарова;

При этом теоретико-методологической основой исследования послужили следующие положения:

- нумерация нормативов должна соответствовать дидактическим принципам обучения и отражать хронологическую последовательность обращения с пистолетом в ходе выполнения сотрудниками ОВД должностных обязанностей с данным видом оружия;

- условия и порядок выполнения нормативов должны быть максимально приближены к условиям несения службы и должны обеспечивать безопасное обращение с данным видом оружия;

- временные параметры нормативов должны отвечать современным требованиями к уровню огневой подготовленности сотрудников правоохранительных органов.

В таблице 1 приведены нормативы, разработанные для обучения профессиональному обращению с оружием сотрудников ОВД. Как видим, представленные в таблице 1 временные параметры в значительной степени отличаются от действующих нормативных требований, причем в сторону их ужесточения. Это вполне согласуется с теми требованиями, которые предъявляются к огневой подготовленности сотрудников ОВД в современных условиях оперативно-служебной деятельности, и соответствует концептуальным направлениям совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации.

Обеспечить должную надежность выполнения нормативов предлагаем, используя план последовательного обучения курсан-

Таблица 1

НОРМАТИВЫ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА

№ ц/ц Нормативы Оценка

Отлично Хорошо Удовлетворительно

1 Неполная разборка пистолсгга 5 6 7

2 Сборка пистолета после неполной разборки 6 7 Я

3 Снаряжение магазина патронами патроны на столе 13 16 19

патроны в руке 14 17 20

4 Заряжание пистолета 3 патронами 10 12 14

8 патронами 20 23 26

5 Производство первого выстрела с различных дистанций Стрельба с короткой дистанции осз прицеливания «от пояса» 1 1,2 1.4

Стрельба со средней дн стан пи и без прицеливания «навскидку» 1,2 1,4 1,6

Прицельная стрельба с длинной дистанции из различных положений «стоя» 3 4 5

«с колена» 3,5 4,5 5,5

«лежа» 4 5 6

6 Смена магазина к различных положениях для стрельбы «стоя» 4,5 5,5 6,5

«с колена» 5 6 7

«лежа» 6 7 8

7 Устранение задержки при стрельбе Осечка «стоя» 1,5 2 2,5

«с колена» 1,5 2 2,5

«(лежа» 1,5 2 2,5

Неподача патрона «стоя» 7 8 9

«с колена» 7 8 9

«лежа» 7 8 9

Прихват гильзы затвором «стоя» 1,5 2 2,5

«с колена» 1,5 2 2,5

«лёжа» 1,5 2 2,5

Автоматическая стрельба «стоя» 6 7 8

«с колена» 6 7 8

<(лежа» 6 7 8

К Разряжапис пистолета после его применения 'использования) 10 12 14

9 Разряжание пистолета ни учебных стрельбах 9 10 11

1(1 Комплексный норматив Разборка, сборка пистолета, сиз-ряжен не магазина 24 27 30

Производство выс|рсла и устранение задержки при стрельбе «Осечка» 3,5 4 4,5

Производство выстрела и устранение задержки при стрельбе «Непо-чача патрона» 9 10 11

Снаряжение магазина в ходе огневою контакта 19 21 23

тов (слушателей) образовательных учреждений МВД России с применением метода постадийного формирования технических действий по обращению с оружием в соответствии с фазовым характером формирования двигательных навыков. С этой целью весь процесс обучения любому нормативу условно делится на четыре стадии: Р - разучивания, У - углубленного разучивания, 3 - закрепления и С -совершенствования, которые отличаются друг от друга целями, задачами, формами и способами организации занятий.

Проведенный в СибЮИ МВД России педагогический эксперимент подтвердил, что использование предложенных нормативов и методики обучения позволяет формировать у сотрудников ОВД более высокий, по сравнению с традиционным подходом, уровень эффективного и безопасного владения табельным оружием -пистолетом Макарова. А это, в свою очередь, способствует более эффективному решению служебных задач, требующих применения или использования табельного оружия.

Со всей очевидностью об этом свидетельствует динамика суммарного времени выполнения нормативов курсантами опытных и контрольных групп по курсам обучения (рис.1).

Как видно из графика, сдача нормативов в течение семестра без постановки конкретных целей на каждом этапе обучения приводит к тому, что к 3 курсу подавляющее большинство курсантов контрольных групп, выполняя нормативы на «хорошо» и «отлично», утрачивают интерес к дальнейшему совершенствованию, перестают работать над техникой выполнения нормативов. В результате на 4 курсе показатель контрольного норматива ухудшается. По той же самой причине не наблюдается прогресса и на 5 курсе: суммарное время выполнения нормативов практически осталось на уровне 4 курса.

В опытных и контрольных группах динамика суммарного времени выполнения нормативов до 4 курса повторяется, однако прирост результатов в них более различается. Так, если в контрольных группах прирост результата составил на 2 курсе по сравнению с 1 курсом 6,4% и на 3 курсе - 16,7%, то в опытных группах прирост результата по годам обучения составил уже соответственно 11,3% и 31,2%. На 4 курсе как в контрольных, так и в опытных группах имело место некоторое ухудшение временного показателя: на 2,1% он вырос в контрольных группах и на

2,8% - в опытных. На 5 курсе динамика суммарного времени выполнения нормативов в опытных и контрольных группах была прямо противоположная: в контрольных группах временной показатель практически не изменился и остался на уровне 4 курса, а в контрольных он снизился на 7,4% по сравнению с 4 курсом. Объяснить это можно тем, что на 5 курсе слушатели опытных групп выполняли разработанные нами нормативы в усложненных условиях (на стадии совершенствования) в соответствии с примерным планом обучения нормативам по огневой подготовке, что положительным образом отразилось на временном показателе при сдаче обычных нормативов.

Таким образом, результаты выполненного исследования свидетельствуют о том, что имеется определенная динамика временного показателя сдачи нормативов у слушателей учебных заведений МВД России в течение всего срока обучения. При этом четко выявляется, что на втором и третьих годах обучения происходит наиболее выраженное его улучшение, которое сменяется некоторым снижением результатов на четвертом и пятом годах обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты, показанные курсантами контрольных групп, свидетельствуют о том!, что существующая методика обучения нормативам по огневой подготовке курсантов и слушателей образовательных

85

75

65

79,21 ) 6

78,6 69,69 * 4 - 65,95 67,35 ____♦_ 67,52

54,09

55,59 51,47

с

55

45

Курсы

—•— контрольная группа - - опытная группа

Рис. 1. Динамика суммарного времени выполнения нормативов курсантами опытных и контрольных групп по курсам обучения

учреждений МВД России не обеспечивает должного уровня их профессиональной подготовки для действий в реальных условиях.

Курсанты и слушатели опытных групп, прошедшие подготовку по разработанной нами программе с использованием метода постадийного формирования технических действий по обращению с оружием и включением в учебный процесс различных методических приемов, направленных на развитие таких качеств, как чувство времени, быстрота, ловкость, координацион-

ные способности, внимание, значительно улучшили временной показатель выполнения нормативов по сравнению с контрольными группами.

В ходе исследования выявлено, что предложенная методика обеспечила подготовку курсантов и слушателей к действиям в реальных условиях, в то время как результаты контрольной группы, занимав-шейхся по стандартной программе, свидетельствуют о низкой эффективности традиционной методики подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.