Научная статья на тему 'Наука на службе образовательной деятельности вузов силовых министерств и ведомств Российской Федерации'

Наука на службе образовательной деятельности вузов силовых министерств и ведомств Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная деятельность / научная деятельность / управление войсками / проблемы / методы научных исследований / боевой опыт / логика познания / активизация познавательной деятельности / educational activity / scientific activity / management of troops / problems / methods of scientific research / combat experience / logic of cognition / activation of cognitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжов Геннадий Борисович

Актуальность: сбалансированное соотношение научной и практической составляющих в деятельности образовательных организаций высшего образования является важной предпосылкой формирования у обучающихся компетенций, предполагающих не только системные научные знания, но и практический опыт успешного решения профессиональных задач. Постановка проблемы: вопросы соотношения научных исследований и практики в образовательной деятельности вузов силовых министерств и ведомств до сих пор не нашли в полной мере своего научного и методического решения. Цель исследования: определить условия развития познавательной деятельности обучающихся в части приобретения ими как теоретических знаний, так и практического опыта профессиональной деятельности. Методы исследования: анализ научных, нормативных и исторических источников, обобщение и систематизация передовой образовательной практики. Результаты и ключевые выводы: анализ боевого опыта слушателей в начале обучения позволяет им либо утвердиться в правильности принятых ранее решений, либо осознать ошибки и использовать это как стартовую позицию в своем дальнейшем обучении. Активизация познавательной деятельности в обучении может быть реализована при выполнении двух условий: 1) внедрение исследовательских элементов в структуру проведения классических занятий; 2) расширение круга научных мероприятий обучающихся во внеучебное время с опорой на созданные научные школы на базе кафедр вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжов Геннадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science at the Service of Educational Activities of Higher Education Institutions of Power Ministries and Departments of the Russian Federation

Relevance: a balanced ratio of scientific and practical components in the activities of educational institutions of higher education is an important prerequisite for the formation of students’ competencies that involve not only systemic scientific knowledge, but also practical experience in successfully solving professional tasks. Problem statement: the issues of the correlation of scientific research and practice in the educational activities of universities of law enforcement ministries and departments have not yet found their full scientific and methodological solutions. The purpose of the study: to determine the conditions for the development of cognitive activity of students in terms of their acquisition of both theoretical knowledge and practical experience of professional activity. Research methods: analysis of scientific, normative and historical sources, generalization and systematization of best educational practices. Results and key conclusions: the analysis of the combat experience of students at the beginning of training allows them to either establish themselves in the correctness of previously made decisions, or to realize mistakes and use this as a starting position in their further training. Activation of cognitive activity in learning can be realized if two conditions are met: 1) introduction of research elements into the structure of classical classes; 2) expansion of the range of scientific activities of students during extracurricular time based on the established scientific schools on the basis of university departments.

Текст научной работы на тему «Наука на службе образовательной деятельности вузов силовых министерств и ведомств Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рыжов Геннадий Борисович,

доктор военных наук, профессор, советник

РАРАН,

профессор кафедры военного управления, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Российская Федерация, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 100

E-mail: salamandra.n5@mail.ru

Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 378.6

Дата поступления: 23 мая 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 1 сентября 2023 г.

Gennadiy Borisovich Ryzhov,

Doctor of Military, Professor,

Advisor at the Russian Academy of Rocket

and Artillery Sciences,

Professor of the Department of Military Management, Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federtion, Russian Federation, 119571, Moscow, Vernadskogo Av., 100 E-mail: salamandra.n5@mail.ru

Scientific Specialty:

5.8.7. Methodology and technology

of vocational education

Наука на службе образовательной деятельности вузов силовых министерств и ведомств Российской Федерации

Science at the Service of Educational Activities of Higher Education Institutions of Power Ministries and Departments of the Russian Federation

Аннотация

Актуальность: сбалансированное соотношение научной и практической составляющих в деятельности образовательных организаций высшего образования является важной предпосылкой формирования у обучающихся компетенций, предполагающих не только системные научные знания, но и практический опыт успешного решения профессиональных задач.

Постановка проблемы: вопросы соотношения научных исследований и практики в образовательной деятельности вузов силовых министерств и ведомств до сих пор не нашли в полной мере своего научного и методического решения.

Цель исследования: определить условия развития познавательной деятельности обучающихся в части приобретения ими как теорети-

Abstract

Relevance: a balanced ratio of scientific and practical components in the activities of educational institutions of higher education is an important prerequisite for the formation of students' competencies that involve not only systemic scientific knowledge, but also practical experience in successfully solving professional tasks.

Problem statement: the issues of the correlation of scientific research and practice in the educational activities of universities of law enforcement ministries and departments have not yet found their full scientific and methodological solutions.

The purpose of the study: to determine the conditions for the development of cognitive activity of students in terms of their acquisition of both theoretical knowledge and practical experience of professional activity.

ческих знании, так и практического опыта профессиональной деятельности.

Методы исследования: анализ научных, нормативных и исторических источников, обобщение и систематизация передовой образовательной практики.

Результаты и ключевые выводы: анализ боевого опыта слушателей в начале обучения позволяет им либо утвердиться в правильности принятых ранее решений, либо осознать ошибки и использовать это как стартовую позицию в своем дальнейшем обучении. Активизация познавательной деятельности в обучении может быть реализована при выполнении двух условий: 1) внедрение исследовательских элементов в структуру проведения классических занятий; 2) расширение круга научных мероприятий обучающихся во внеучебное время с опорой на созданные научные школы на базе кафедр вузов.

Ключевые слова: образовательная деятельность; научная деятельность; управление войсками; проблемы, методы научных исследований; боевой опыт; логика познания; активизация познавательной деятельности.

Research methods: analysis of scientific, normative and historical sources, generalization and systematization of best educational practices.

Results and key conclusions: the analysis of the combat experience of students at the beginning of training allows them to either establish themselves in the correctness of previously made decisions, or to realize mistakes and use this as a starting position in their further training. Activation of cognitive activity in learning can be realized if two conditions are met: 1) introduction of research elements into the structure of classical classes; 2) expansion of the range of scientific activities of students during extracurricular time based on the established scientific schools on the basis of university departments.

Keywords: educational activity; scientific activity; management of troops; problems, methods of scientific research; combat experience; logic of cognition; activation of cognitive activity.

Определение соотношения научной (познавательной) и практической деятельности является величайшим достижением философской мысли. Решение проблемы соотношения теории и практики в деятельности образовательных организаций силовых министерств и ведомств создает предпосылки для формирования познавательных способностей обучающихся, позволяет найти объективные критерии и показатели сформированности у них профессиональных компетенций.

Опыт образовательной деятельности показывает, что в основе успешного познания нового, ранее неизведанного должна лежать вполне определенная база, которой, как правило, для военного специалиста является его практический опыт выполнения задач и первичное военное или специальное образование. Особенно ценным в этом смысле является опыт, приобретенный в условиях боевой работы. Опыт боевых действий против сильного, технически оснащенного противника служит той важной ступенью в лестнице военного познания, без которой не может развиваться теория военного искусства.

При использовании опыта в обучении научное познание приобретает особую ценность. Именно оно становится тем инструментом, который помогает обучающемуся разобраться,

осознать до конца то, что он приобрел ранее при выполнении специальных задач до поступления в вуз и открыть для себя новые области применения в учебном процессе полученной практики боевой работы.

Таким образом, первой задачей науки при обеспечении образовательной деятельности с началом обучения является переоценка и глубокое осмысление приобретенного опыта на основе применения методов научного познания, использование результатов этой аналитической работы для получения новых знаний.

Объективной стороной научного познания боевой практики являются: противник, его оружие, техника, применяемые им способы действий; силы и средства, которыми располагает командующий; военно-географические условия, время года и суток; законы вооруженной борьбы, действие которых не зависит от воли и желания командиров и начальников. История войн наглядно свидетельствует — только точный анализ и учет всех указанных объективных факторов обеспечивал успех сражения. И наоборот, их игнорирование, нежелание считаться с ними неизбежно вели к поражению.

Однако увлечение только одной практикой и опора исключительно на приобретенные навыки являются негативными факторами, так как ведут к абсолютизации субъектив-

9

10

ного мышления, тормозят развитие обучающегося, поскольку препятствуют оперативному получению новых оригинальных знаний о формах, способах применения группировок войск, принципах и методах управления войсками и силами в операциях. А это в учебном процессе, который характеризуется сжатыми временными рамками, имеет важное значение.

С другой стороны, излишняя теоретизация и «занаучивание» объективных процессов, выявленных при анализе опыта военных и специальных действий, делает познавательные конструкции громоздкими и трудно воспринимаемыми, что также вредно в образовательной деятельности, как и перекос в сторону однобокой практики.

Возникает вопрос, каким образом можно с высокой эффективностью использовать тот важный багаж приобретенного опыта в военных конфликтах в интересах обучения будущих профессионалов?

Как представляется, ответ заключается в следующем — теоретические и практические начала в обучении специалистов различных силовых министерств и ведомств должны находиться в гармоничном единстве. В этом процессе важен разумный баланс. Ключом к получению актуальных выводов и рекомендаций служит потребность научного познания приобретенного опыта на войне, причем как положительного, так и отрицательного.

В подтверждение данного вывода можно привести заключение Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, сделанное при анализе причин успехов нашей армии во втором периоде Великой Отечественной войны после неудач первого периода: «...Наши командные кадры высшего звена за первый период войны многому научились, многое переосмыслили и, пройдя тяжелую школу борьбы с сильным врагом, стали мастерами оперативного искусства» [1, с. 415].

Результатом осмысления, анализа и обобщения полученного всестороннего опыта стало издание Полевого устава Красной Армии, вышедшего в начале лета 1943 г., где получила дальнейшее развитие теория глубокой наступательной операции, много нового было внесено в способы окружения и уничтожения группировок противника, массированного применения артиллерии, танковых, механизированных войск и воздушных армий [3].

Характерной особенностью современных военных конфликтов является их сложность и многогранность, поэтому познание глубинных процессов вооруженной борьбы возможно только с опорой на достижения науки. Особенно велика роль науки при исследовании характера боевых действий в условиях, с которыми обучающиеся сталкиваются впервые.

Гибридный характер современных военных конфликтов, ведение боевых действий с применением высокоточного оружия с опорой на глобальную систему разведки с широким использованием диверсионных сил, культивированием протестных настроений населения и другие качественно новые формы и средства вооруженной борьбы стали совершенно новым атрибутом боевой практики обучающихся. В связи с этим без опоры на знания, полученные в результате исследования особенностей новых военных конфликтов, боевая работа неминуемо будет обречена на неудачу.

В наши дни проводимая специальная военная операция является подлинной школой накопления боевого опыта, совершенствования воинского мастерства командующих, штабов и войск. От сражения к сражению зреют зерна оперативного искусства и тактики боя, острее становятся командирская прозорливость, интуиция, полнее и глубже знания о противнике, богаче и разнообразнее арсенал применяемых методов управления войсками и силами.

Не использовать этот опыт в образовательной деятельности силовых министерств и ведомств — значит упростить и, как следствие, сделать непригодной систему подготовки профессиональных кадров, которые как никогда сегодня востребованы в нашей стране.

Организация и ведение военных действий, управление войсками в сложной, быстротечной обстановке являются первопричиной формирования оперативного мышления кадров силовых министерств и ведомств. Именно в этих условиях логика познания и объективная логика практической боевой работы в наибольшей степени сочетаются друг с другом. При этом научное познание дает новые результаты в военном искусстве, а боевая практика выступает одновременно как базовой основой исследования, так и строгим, беспристрастным судьей в оценке научных выводов и рекомендаций и одновременно учителем. Она с беспощадной суровостью отметает надуманные, нежизненные научные концепции и утверждает новое, прогрессивное в военном деле.

Как известно, в ходе обучения слушатели силовых академий проходят подготовку по рабочим программам учебных дисциплин, которые включают такие основные виды занятий, как лекции, семинары, практические занятия, групповые упражнения и командно-штабные игры [2, с. 36].

Кроме того, обучающиеся во внеучебное время включены в систему научной работы, основными формами которой являются участие в работе военно-научных секций слушателей, закрепляемых за профильными кафедрами,

в подготовке и проведении ежегодных военно-научных конференций по актуальным проблемам военного искусства, а также разработка докладов, сообщений и написание научных статей [4, с. 79; 5, с. 55].

Исследование характера проводимых занятий и мероприятий научной деятельности показывает, что активизация познавательной деятельности обучающихся в интересах образовательной деятельности может быть реализована по двум направлениям:

1) внедрение исследовательских элементов в структуру проведения классических занятий;

2) расширение круга научных мероприятий обучающихся во внеучебное время.

Рассмотрим основные варианты реализации предложенных направлений активизации познавательной деятельности слушателей высшей школы.

Внедрение исследовательских элементов в структуру проведения классических занятий может быть реализовано следующим образом.

В лекционные занятия внедрение исследовательских элементов рекомендуется при чтении проблемной лекции, которая проводится в интересах формирования новых знаний через рассмотрение и выработку путей решения проблемного вопроса, задачи, ситуации. Содержание проблемы раскрывается путем поиска ее решения или обобщения и анализа существовавших и современных взглядов в ходе активного диалога преподавателя со слушателями.

Для акцентирования внимания и показа остроты проблемы представляется полезным предоставлять слово одному из обучающихся, имеющему практический опыт по данному вопросу, для доведения до аудитории короткого, до 5 минут, сообщения. Сообщение будет более выигрышным, если будет сопровождаться не только устной доказательной базой, но и визуализацией аналитических данных, расчетов и коротким видеофрагментом.

Для этого сообщение должно тщательно разрабатываться слушателем задолго до начала занятия под руководством лектора. Наглядность и живой опыт боевых действий вызовет несомненный интерес у всей аудитории. При этом одновременно подготовка к занятию дисциплинирует слушателя-докладчика и стимулирует познавательную активность других обучающихся на последующих занятиях. Тема выступления, вызвавшая живой интерес, может выноситься на детальное обсуждение в ходе семинара.

Как известно, семинары являются одним из важнейших видов занятий, проводятся по наиболее сложным вопросам и преследуют цели углубленного изучения дисциплины и проверки усвоения учебного материала обу-

чающимися. На семинаре слушателям прививаются навыки самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации, развивается научное мышление.

Именно поэтому в ходе семинара будет уместным обсуждение вопросов с опорой на исследование опыта военных конфликтов, практики управления войсками (силами), оперативной подготовки, работы органов военного и государственного управления при обеспечении национальной безопасности.

Для фокусирования внимания обучающихся на узловых проблемах рекомендуется при подготовке к семинару ставить задачу по разработке рефератов и эссе слушателям, участвовавшим в боевых действиях и наведении конституционного порядка на освобожденных территориях, что потребует вдумчивой и глубокой научной проработки проблемных вопросов. При этом эссе может отличаться от мнения, изложенного в реферате, однако это мнение должно быть убедительно аргументировано. Такая постановка задачи спровоцирует дискуссию в аудитории и активное обсуждение проблемного вопроса. В свою очередь, это потребует значительного времени на проведение семинара, в связи с чем рекомендуемая его продолжительность — не менее четырех академических часов.

Предложенный подход приемлем и при проведении практических занятий и групповых упражнений, поскольку их целями являются выработка умений и формирование навыков у обучающихся в решении прикладных задач на основе теоретических знаний, полученных на лекциях, закрепленных на семинарах, а практические занятия являются их логическим продолжением.

Командно-штабные игры являются основным видом занятий в академических школах силовых министерств и ведомств и направлены на закрепление и углубление знаний слушателей, развитие у них оперативно-стратегического мышления, формирование и совершенствование умений управления войсками, воинскими формированиями и органами при подготовке и в ходе боевых действий.

Во время игр проводятся исследования по проблемам применения войск, воинских формирований и органов, подготовки и ведения операций различного масштаба, совершенствования методов работы органов управления. Здесь методы научного познания и сформировавшийся аналитический склад ума обучающихся востребованы как никогда.

Исследования в ходе командно-штабных игр, как правило, должны приносить ощутимые результаты, поскольку данный вид занятий в академиях проводится в конце обучения и к это-

11

12

му времени обучающиеся уже овладели основами методологии научных исследований, пройдя в течение почти двух лет через все виды занятий, насыщенных исследовательскими элементами.

Теперь несколько слов о втором направлении активизации познавательной деятельности обучающихся в ходе образовательной деятельности.

В круг научных мероприятий для слушателей высшей школы дополнительно могут быть включены следующие элементы научной деятельности:

— участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ и внезапных оперативных заданий вышестоящих органов управления и организаций;

— работа в рамках научных школ, созданных на базе ведущих кафедр, с выдвижением полученных научных результатов на обсуждение на постоянно действующих семинарах.

Научно-исследовательские работы выполняются в целях подготовки научно обоснованных выводов и рекомендаций по практическому решению проблем применения войск, сил, управления, создания и развития систем вооружений и военной техники. Практика привлечения обучающихся к выполнению НИР в последнее время получает все большее распространение. Причина проста — в академию для обучения все чаще приходят специалисты, прошедшие большую школу реальной боевой работы в войсках, постигшие нюансы в своей профильной области деятельности. Не секрет, что отдельные ученики знают такие тонкости и детали выполнения отдельных задач, которые еще не постигли начинающие преподаватели. Другим существенным обстоятельством является наличие у некоторых обучающихся ученой степени кандидата или доктора наук. В связи с этим одним из приемов анализа и распространения уникального опыта отдельных учеников является их привлечение к научно-исследовательской работе. В результате мы получаем двойной положительный эффект:

— первое — в короткий срок находим пути решения проблемных вопросов за счет привлечения специалиста, имеющего опыт практической работы в исследуемой предметной области;

— второе — обучая слушателей и привлекая их к научно-исследовательским работам, мы совершенствуем свой багаж знаний вместе с ними.

Работа в рамках научной школы является важной площадкой, на которой получают дальнейшее развитие аналитические способности обучающихся. Совместная научная деятельность представителей научной школы предполагает работу коллектива, объединенного общими целями, научными интересами, решением совместных на-

учных задач, куда на добровольных началах приглашаются слушатели академии.

Чем ценна для образовательной деятельности научная школа? В рамках ее работы происходит мобилизация научно-педагогического коллектива и слушателей разных квалификационных уровней на творческую исследовательскую работу, происходит сосредоточение научного потенциала на решении приоритетных научных задач и проблем высшего образования. При этом ведущие ученые научной школы являются неким локомотивом в научных изысканиях, который увлекает за собой начинающих учеников и молодых ученых в разрешение проблемных вопросов науки и образования.

В ходе работы научной школы апробируются научные результаты, получаемые слушателями в ходе разработки выпускных квалификационных работ, выявляются ученики, склонные к научной деятельности, из числа которых в последующем происходит отбор на должности профессорско-преподавательского состава вуза. На базе выпускной работы разрабатываются и защищаются кандидатские диссертации. Таких примеров в нашей научной школе «Развитие теории и практики военного управления» немало.

Научной школой с 2013 г. издано 99 научных трудов и более 350 научных статей, защищены 2 докторские и 11 кандидатских диссертаций, из числа которых две принадлежат адъюнктам и три — выпускникам академии, разработавшим диссертации на основе своих выпускных квалификационных работ. Два выпускника с учеными степенями назначены на должности и продолжают успешно трудиться в нашей научной школе.

Это свидетельствует о правильности выбранного направления активизации познавательной деятельности обучающихся в образовательной деятельности вуза.

Таким образом, рассматривая проблему соотношения теории и практики в деятельности образовательных организаций силовых министерств и ведомств, можно подвести небольшой итог. Исследование боевого опыта слушателей, особенно в начале обучения, имеет важное значение для всего образовательного процесса. Его анализ позволяет слушателю либо утвердиться в правильности принимаемых до поступления в вуз решений, либо осознать ошибки и признать промахи, если таковые имели место, и использовать это, опираясь на фундаментальные знания как на стартовую позицию в своем дальнейшем обучении. Активизация познавательной деятельности в обучении может быть реализована при разумном балансе теоретических изысканий и практического опыта по двум основным направлениям. Первое направле-

ние — внедрение исследовательских элементов в структуру проведения классических занятий, второе — расширение круга научных мероприятий обучающихся во внеучебное время с опорой на созданные научные школы на базе кафедр вузов.

Список литературы:

Такова одна из важных и особенных ролей науки в служении образовательной деятельности высшей школы силовых министерств и ведомств — быть полезной в подготовке кадров высшей квалификации, стоящих на защите национальных интересов Российской Федерации.

References:

1. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Москва, 1969.

2. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении : сборник методических рекомендаций. Москва: ГУК МО РФ, 2003.

3. Полевой устав Красной Армии. Москва, 1943.

4. Положение о научной (научно-исследовательской) деятельности в ВАГШ ВС РФ. Москва: ВАГШ, 2021.

5. Руководство по организации образовательной и методической деятельности в ВАГШ ВС РФ. Москва: ВАГШ, 2022.

1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

3.

4.

5.

Zhukov G. К. Vospominaniya i razmyshleniya. Moskva, 1969.

Organizaciya i vedenie obrazovatel'nogo processa v vysshem voenno-uchebnom zavedenii : sbornik metodicheskih rekomendacij. Moskva: GUK MO RF, 2003.

Polevoj ustav Krasnoj Armii. Moskva, 1943. Polozhenie o nauchnoj (nauchno-issledovatel'skoj) deyatel'nosti v VAGSH VS RF. Moskva: VAGSH, 2021.

Rukovodstvo po organizacii obrazovatel'noj i metodicheskoj deyatel'nosti v VAGSH VS RF. Moskva: VAGSH, 2022.

Для цитирования:

Рыжов Геннадий Борисович. Наука на службе образовательной деятельности вузов силовых министерств и ведомств Российской Федерации // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 2 (2). С. 8-13.

For citation:

Ryzhov GennadijBorisovich. Science at the Service of Educational Activities of Higher Education Institutions of Power Ministries and Departments of the Russian Federation // Pedagogy and Psychology: Academic Journal. 2023. № 2 (2). P. 8-13.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.