Научная статья на тему 'ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСК РХБЗ'

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСК РХБЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / электронные образовательные ресурсы / электронные информационные ресурсы / электронная информационно-образовательная среда образовательной организации / квалификационные требования / профессиональные компетенции / educational process / electronic educational resources / electronic information resources / electronic information and educational environment of educational organization / qualification requirements / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Александр Николаевич, Маршалов Сергей Витальевич

В статье анализируется опыт организации и реализации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов войск радиационной, химической и биологической защиты с использованием электронной информационно-образовательной среды, а также раскрываются базовые рекомендации по совершенствованию образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенко Александр Николаевич, Маршалов Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR THE FORMATION OF PERSONAL QUALITIES. APPLICATION OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS OF RADIATION, CHEMICAL AND BIOLOGICAL PROTECTION TROOPS

The article analyzes the experience of organization and implementation of the educational process in educational organizations of secondary vocational and higher education that train specialists of radiation, chemical and biological protection troops using electronic information and educational environment, as well as reveals the basic recommendations for improving the educational process.

Текст научной работы на тему «ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСК РХБЗ»

А.Н. РОМАНЕНКО, С.В. МАРШАЛОВ

A.N. ROMANENKO, S.V. MARSHALOV

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

FOR THE FORMATION OF PERSONAL QUALITIES

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЙСК РХБЗ

APPLICATION OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS OF RADIATION, CHEMICAL AND BIOLOGICAL PROTECTION TROOPS

Сведения об авторах: Романенко Александр Николаевич - доцент кафедры оперативного искусства ВАГШ ВС РФ, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: vagsh@mail.ru);

Маршалов Сергей Витальевич - старший научный сотрудник 27Научного центра МО РФ, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: vagsh@mail.ru).

Аннотация. В статье анализируется опыт организации и реализации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов войск радиационной, химической и биологической защиты с использованием электронной информационно-образовательной среды, а также раскрываются базовые рекомендации по совершенствованию образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы, электронная информационно-образовательная среда образовательной организации, квалификационные требования, профессиональные компетенции.

Information about the authors: Alexander Romanenko - Associate Professor of the Operational Art Department of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Military Sciences, Docent (Moscow. E-mail: vagsh@mail.ru);

Sergey Marshalov - Senior Researcher of the 27th Research Center of the Defense Ministry of the Russian Federation, Candidate of Military Sciences, Docent (Moscow. E-mail: vagsh@mail.ru).

Summary. The article analyzes the experience of organization and implementation of the educationalprocess in educational organizations of secondary vocational and higher education that train specialists of radiation, chemical and biological protection troops using electronic information and educational environment, as well as reveals the basic recommendations for improving the educational process.

Keywords: educational process, electronic educational resources, electronic information resources, electronic information and educational environment of educational organization, qualification requirements, professional competencies.

Интенсивное обновление образовательных технологий, интеграция научных знаний, увеличение комплексных научных и прикладных проблем междисциплинарного характера

ставят перед системой современного военного образования задачу подготовки специалиста, готового к творческой, постоянно обновляющейся профессиональной деятельности.

Сегодня в системе образования происходит масштабное внедрение новых информационных технологий, кардинально изменяются принципы обучения и воспитания, происходит трансформация

способов работы с информацией, ведётся разговор о цифровой конвергенции.

Преподаватели вузов всё больше внедряют различные новомодные кейс-технологии и образовательные кластеры, забывая о нашей российской традиционной системе образования, подготовившей великих учёных и полководцев.

Как совместить незыблемые традиции подготовки специалистов войск радиационной, химической и биологической защиты (далее - РХБ защиты) с инновациями? Ответы на этот вопрос и являются предметом нашей статьи.

Основу любой системы подготовки кадров составляет образовательная среда, которая является инструментом организации и реализации образовательного процесса. Именно эта базовая составляющая влияет на выбор образовательных и педагогических технологий, технологий преподавания конкретных дисциплин и проведения отдельных видов занятий. Мерилом оценки образовательного процесса является реализация приобретённых знаний, умений и навыков на практике, то есть профессионализм.

Требования к любому виду профессиональной деятельности предъявляются необходимостью, которая может базироваться на возникших обстоятельствах (постфактум) или на результатах прогноза (упреждение). Переход от «постфактума» к «упреждению» явно прослеживается на примере эволюции системы подготовки специалистов войск РХБ защиты, которая проходила одновременно с образованием и развитием химической службы и войск РХБ защиты. При этом имеется ряд исторических особенностей. Этапы становления и развития современной системы приведены в таблице.

Первая состоит в том, что формирование и развитие основ системы подготовки специалистов войск РХБ защиты неразрывно

связано с практикой противодействия угрозам РХБ безопасности войск (сил) и населения.

Например, в годы Первой мировой войны, в условиях массированного применения сторонами химического оружия, «... для массового обучения войск приёмам защиты от удушающих газов и готовности их к выполнению боевых задач при отражении газовых атак.» в каждой армии формировался особый учебный отряд, который организационно входил в штатную структуру подразделений боевого обеспечения.

Педагогическая система представляла собой комплекс: объект обучения - подразделение войск; субъект обучения - учебный отряд; содержание обучения - приёмы защиты от удушающих газов; действия при применении химического оружия; образовательная среда - поле боя (боевые порядки войск); основные педагогические приёмы - рассказ, показ, тренировка; результаты обучения - готовность к выполнению задач в условиях применения химического оружия.

В феврале 1916 г. было сформировано первое подразделение химических войск - запасная химическая рота (состав: особые временные курсы подготовки переменного состава; опытный химический полигон). В последующем рота была переформирована в запасной химический батальон.

При этом инновациями в системе подготовки стали специальные курсы по газовому делу; опытный газовый полигон (для практического ознакомления с газовым делом и со средствами противогазовой борьбы); учебно-методический комплекс (УМК), который включал учебные пособия, памятки, инструкции и стал прообразом информационно-обучающей системы (ИОС).

В 1918-1919 гг. в составе Красной Армии в качестве основных считались - учебно-инструктор-

ская рота противогазового дела Петроградского военного округа и учебно-опытная огнемётная рота воинской части, которые явились основой для формирования будущей системы подготовки специалистов РХБ защиты и внесли весомый вклад в обучение войск.

Отличительной особенностью этапа зарождения системы противогазовой обороны следует считать то обстоятельство, что условия боевых действий сами определяли временные параметры и систему устойчивого формирования теоретических знаний, практических умений и навыков.

Вторая особенность состоит в тесной интеграции системы подготовки специалистов войск РХБ защиты с фундаментальными науками (химия, ядерная и прикладная физика, биология), военно-химическим делом (радиологией, химией специальных веществ, специальной биологией, токсикологией, вирусологией и другими) и практикой войск.

Это потребовало включения информационно-образовательной среды для подготовки специалистов войск РХБ защиты в единое информационное поле государственной системы образования, её сопряжения с родственными общеобразовательными и научными компонентами. Увеличение массивов информации, как следствие взаимной интеграции образовательных компонент, обусловило переход к многоуровневой подготовке кадров (младший специалист, специалист со средней подготовкой, специалист с высшим образованием), пересмотру сроков подготовки (от 10 месяцев до 2-х и более лет) и форм обучения специалистов (от факультативной, через заочную к очной и очно-заочной).

Наличие в системе подготовки специалистов войск РХБ защиты многоуровневых образовательных структур потребовало преемственности содержания обу-

чения, позволяющего наращивать и восстанавливать утраченные профессиональные знания, умения и навыки.

Следовательно, в ИОС начали выделяться уровни, учитывающие квалификационные требования к выпускнику для каждого

направления подготовки специалиста. Например, учебно-методические комплексы для военно-образовательных учреждений среднего или высшего профессионального образования.

Кроме того, преемственность предусматривала поглощение

компетенций нижестоящего уровня подготовки высшим уровнем, последовательное их наращивание при переходе от одного вида профессиональной деятельности к другой (см. рис. 1).

Готовность к овладению новой специальностью или новы-

Таблица. Этапы становления и развития системы подготовки специалистов войск РХБ защиты

Этапы Побуждающие причины Базовые характеристики системы

формирования и развития состав компонент цели функционирования характерные признаки

Зарождение системы противогазовой обороны (1915-1918 гг.)

Формирование системы противохимической обороны (1918-1930 гг.)

Развитие системы противохимической защиты (1930-1960 гг.)

Массированное применение химического оружия

Совершенствование химического оружия и средств его применения

Совершенствование системы химического обеспечения (1960-1993 гг.)

Формирование системы РХБ защиты войск (сил) и населения (1993 г. - по н. вр.)

Угроза применения химического оружия, появление ядерного оружия, разработки в области применения биологического оружия

Совершенствование системы оружия массового поражения, аварии на РХБ опасных объектах

Угрозы в области РХБ безопасности Вооружённых Сил и государства

1915 г. - подвижные противогазовые отряды (общественных организаций), особые учебные отряды, химические команды, противогазовые команды

1916 г. - запасная химическая рота с опытным химическим полигоном;

1917 г. - запасный химический батальон

1932 г. - Военно-химическая академия РККА;

1937 г. - Военная академия химической защиты;

Военно-химические училища - 3;

Курсы усовершенствования командного состава химической защиты - 2 (в последующем - Высшие офицерские школы технических войск)

1932 г. - Военно-химическая

академия РККА;

1937 г. - Военная академия

химической защиты;

Военно-химические

училища - 3;

Курсы усовершенствования командного состава химической защиты - 2 (в последующем - Высшие офицерские школы технических войск)

Военная академия химической защиты;

Военные училища химической защиты - 3;

МРУЦ (подготовки младших специалистов) - 1;

ОУЦ для подготовки специалистов химических войск - 2

2007 г. - Военная академия радиационной, химической и биологической защиты;

282 УЦ (МР) подготовки младших специалистов

Обучение войск приёмам защиты от удушливых газов

Подготовка кадров для химических команд

Проведение занятий в боевых порядках

Особые временные курсы для подготовки переменного состава

Подготовка специа- Поиск формы ■

листов военно-химического дела, проведение научных исследований

Совершенствование системы подготовки специалистов для химических войск, службы и военной промышленности

Потребность для подготовки специалистов высокой квалификации для СА и ВМФ

Оптимизация системы подготовки специалистов войск РХБ защиты

создание первых учебных заведений с современной опытной и библиотечной базой

Интеграция системы подготовки специалистов с фундаментальными науками, постепенное внедрение факультетской системы

Выход на более высокий уровень преподавания и подготовки специалистов, развитие военно-химической науки

Переход к системе подготовки специалистов нового типа (сопряжённость и инновационность)

ми компетенциями предполагает прохождение кандидатами соответствующих испытаний, что обуславливает наличие в ИОС компоненты мониторинга и учёта рейтинговой оценки профессиональной пригодности.

Третья особенность обусловлена постоянной потребностью в высококвалифицированных педагогах и учёных, которые обеспечивают поступательное развитие системы и фундаментальную подготовку кадров.

Исторический опыт показывает, что на различных этапах зарождения, образования и развития войск РХБ защиты основной вклад в систему подготовки специалистов был сделан выдающимися российскими и советскими учёными академиками Н.Д. Зелинским, Э.В. Брицке, С.И. Вольфковичем, П.П. Шорыгиным, И.Л. Кнунянцем, М. М. Дубининым, А.В. Фокиным, профессорами Н.А. Шиловым, К.Н. Николаевым (Героем Социалистического Труда) и другими. Каждый из них формировал и возглавлял научную школу профильных специалистов службы

РХБ защиты или смежных специальностей.

Это позволяло наращивать научный и методический потенциал образовательных компонент на различных этапах становления и развития системы подготовки специалистов войск РХБ защиты, обеспечивать их наукоёмкость, преемственность, сопряжённость и результативность.

Четвёртая особенность состоит в преемственности обмена передовыми образовательными технологиями и традициями с другими организациями системы военного образования как по горизонтальным уровням, так и по вертикалям подготовки специалистов. Например, при образовании Военно-химической академии РККА на профессорско-преподавательские должности были назначены генералы Русской армии, выпускники Николаевской академии - комдив Л.Л. Клюев, комбриг М.М. Загю, генерал-майор А.Н. Де Лазари, ставшие в последующем начальниками кафедр и основоположниками тактики химических войск, химического тыла и военной исто-

рии. В продолжение этих традиций и сегодня выпускники ВАГШ ВС РФ занимают руководящие должности в ВА РХБЗ, органах военного управления и научно-исследовательских организациях.

Пятая особенность заключается в постоянном эволюционном развитии самой системы подготовки специалистов войск РХБ защиты, информационно-образовательной среды, как её обязательной компоненты, а также их готовности к самовозрождению (самовосстановлению потенциала).

Ретроспективный анализ становления и развития системы подготовки специалистов войск РХБ защиты позволил выделить основные тенденции формирования функционирующей в ней ИОС:

• практическая направленность результатов подготовки;

• ориентация на инновационные методики обучения войск приёмам и способам защиты от оружия массового поражения;

• опора на достижения общенаучных школ с сохранением уни-

Рис. 1. Преемственность подготовки специалистов войск РХБ защиты при переходе к высшему уровню обучения

кальности профессиональных компетенций;

• наукоёмкость и наличие собственной сильной педагогической школы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• преемственность образовательных традиций и технологий, упреждающее их развитие с приданием возможности восстановления потенциала.

Сложившая ИОС подготовки специалистов войск РХБ защиты представляет собой педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, современные информационно-телекоммуникационные средства и педагогические технологии, средства управления и обеспечения образовательного процесса, направленную на формирование интеллектуально развитой, социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных компетенций (см. рис. 2).

Такой подход к развитию системы образования позволяет обеспечить взаимообогащение и поступательное наращивание возможностей специальных ИОС, в том числе и закрытых. Следовательно, в ИОС каждого образовательного учреждения присутствуют закрытые (профильные, ограниченного доступа) и открытые (общеобразовательные, доступные для внутреннего пользования и обмена с внешней информационной средой) сегменты (подсистемы).

В основу дидактической системы образовательной организации войск РХБ защиты положены:

• для объекта обучения - профессиональные компетенции выпускника, права и обязанности при их овладении;

• для субъекта - образовательные технологии (ведущие и по направлениям (специальностям) подготовки), технологии обучения и педагогические технологии (методы, приёмы), обеспечивающие освоение компетенций;

• для средств обучения - информационные образовательные ресурсы (библиотеки знаний, учебно-методические и моделирующие комплексы); информационно-телекоммуникационные средства (вычислительные сети локальные и общего пользования, автоматизированные рабочие места, средства ввода, вывода и отображения информации); учебно-тренировочные средства; учебно-лабораторная, тренажёрная и полевая учебная материальная база; средства управления и контроля уровня подготовки.

К перспективным ИОС образовательных организаций войск РХБ защиты предъявляются требования, утверждённые Министром обороны Российской Федерации 16 марта 2018 г.: соответствие содержания целям и направлениям подготовленности выпускников; доступность и адаптивность информационных ресурсов; поэтапное приобретение и совершенствование профессиональных знаний и умений; непрерывность обучения и упреждающее развитие профессиональных компетенций; преемственность образовательных традиций, знаний и умений; сопряжённость информационно-образовательных систем и ресурсов (см. рис. 3).

Первое из них достигается путём адаптации образовательного процесса, его содержания и условий реализации к изменившимся компетенциям. По отношению к информационно-образовательным ресурсам это означает оперативное внесение изменений в учебно-методические комплексы. Следовательно, максимально возможное количество изданий УМК должно быть электронным, что позволяет создать электронные базы знаний и средств их контроля, моделей, мультимедийных комплексов и др.

Доступность информационных ресурсов регулируется ограничениями, которые устанавливаются педагогом и зависят от:

• цели и направленности подготовки (специальности);

• степени освоения требуемых компетенций (обеспечивает поэтапное приобретение знаний и формирование умений);

• индивидуальных особенностей обучаемого (при успешном освоении требуемых компетенций допускается к их расширению и закреплению путём сопряжения со смежными (профильными) базами знаний);

• условий реализации педагогических технологий (установленная форма обучения, контактное или удалённое обучение, ограничения по пользованию информационно-телекоммуникационными ресурсами и т.п.).

Поэтапное приобретение и совершенствование обучаемыми профессиональных знаний и умений предполагает включение в ИОС:

• банка квалификационных требований к выпускнику предшествующего (для курсанта - среднего образования, для слушателя академии вида Вооружённых Сил -специалитета, для слушателя Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (ВАГШ ВС РФ) - магистратуры) и текущего уровней образования;

• фонда средств для проведения вступительных испытаний абитуриентов (программы, контрольные задания и так далее), которые устанавливаются для каждого уровня обучения, курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки к новому виду деятельности;

• фонда средств для проведения контроля текущей профессиональной пригодности, разрабатываемого для каждой категории обучающихся и позволяющего им проводить самоконтроль.

Следовательно, в электронной информационно-обучающей среде (ЭИОС) каждого уровня образования должны присутствовать открытые и закрытые профес-

сионально ориентированные сегменты, содержащие элементы подсистем организации образовательного процесса, особо организованных знаний, а также контроля уровня индивидуальной профессиональной подготовленности (пригодности).

Непрерывность обучения является побуждающим принципом для каждого специалиста войск РХБ защиты и основывается, в первую очередь, на его самосознании и самостоятельной работе над своими личностными и профессиональными качествами. Направленность самообразования ориентируется на упреждающее развитие профессиональных компетенций специалиста с учётом траектории его карьерного роста.

С этой целью в ЭИОС включаются варианты моделей карьерного роста по завершении обучения на каждом уровне, с учётом направления, специальности и специализации подготовки. Это позволит абитуриенту уже на этапе выбора

военно-образовательного учреждения или курса профессиональной переподготовки и повышения квалификации определить предпочтительность специальности, факультета, формы и сроков обучения.

Например, выпускник средней школы или военнослужащий (солдат и сержантский состав) по итогам сдачи единых государственных экзаменов имеет возможность поступить на факультеты среднего или высшего профессионального образования Военной академии РХБ защиты (ВА РХБЗ) только по очной форме обучения. Выпускник со средним военным специальным образованием (прапорщик) может повысить свой уровень на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также обучением на командном или инженерном факультетах ВА РХБЗ по очной форме обучения. Компетенции выпускника (лейтенанта) должны обеспечить его карьерный рост до уровня за-

местителя командира батальона (майора) и ему равных, при условии непрерывного повышения квалификации и обязательного освоения курсов профессиональной переподготовки к новому виду служебной деятельности.

Следовательно, ориентированная на обучение курсантов ЭИОС академии должна обеспечивать общевоенную подготовку рядового, подготовку в объёме сержантского и младшего командного состава, а также упреждающую подготовку к занятию вышестоящей должности. При обучении слушатели имеют доступ к информационным ресурсам, позволяющим восстановить утраченные знания и умения, нарастить их до требуемых компетенций. Аналогично выстраивается траектория доступа к электронным информационным ресурсам при переходе на следующий уровень образования.

Сопряжённость информационно-образовательных ресурсов образовательной организации

Рис. 2. Сопряжённость систем подготовки специалистов

с другими компонентами системы образования организуется по вертикали и горизонтали.

Сопряжённость по вертикали достигается взаимным обменом открытыми информационно-образовательными ресурсами с профильными структурами посредством информационно-телекоммуникационных систем различного назначения. Например, накопленный ВАГШ ВС РФ опыт подготовки военных кадров оперативно-стратегического уровня, являющегося высшим уровнем в иерархии военного образования, позволяет в рамках деятельности федерального учебно-методического объединения военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны РФ обеспечивать единство, преемственность и сопряжённость основных профессиональных образовательных программ высшего образования на тактическом, оперативно-тактическом и оперативно-стратегическом уровнях.

Формируемая в академии военно-политическая и стратегическая обстановка и решения по её ста-

билизации доводятся до ВА РХБЗ, детализируются в объёме оперативной и тактической обстановки, которые составляют основу тактического и оперативного фона всех проводимых занятий. Решения на выполнение тактических и оперативных задач, основные достигнутые результаты их реализации доводятся до вышестоящих уровней обучения и учитываются в дальнейшей работе. Экспертами результативности такого сотрудничества выступают заинтересованные органы военного управления.

Алгоритмы и модели действий, результаты выполнения задач и их экспертизы обогащают базы знаний и помещаются в специальные хранилища электронной информации. При необходимости они могут использоваться в образовательном процессе как варианты (образцовые, типовые, нестандартные и другие).

В основе сопряжения по горизонтали лежат процессы обмена накопленным опытом: достигнутыми результатами, передовыми образовательными технологиями,

методами и приёмами обучения и тому подобным. Поучительным является опыт внешнего обмена информационными образовательными ресурсами и ведущими педагогами между 282 учебным центром войск РХБ защиты (межвидовым, региональным) с ВА РХБЗ по реализации компетенций, реализуемых программами общевоенной подготовки, подготовки младших командиров и военнослужащих по контракту.

Примером внутреннего сопряжения является взаимообогащение электронными образовательными ресурсами командных и инженерных факультетов ВА РХБЗ.

В учебном процессе академии заложены инновационные подходы к обучению с использованием компьютерных технологий и тренажёрных комплексов. Осуществляется рационализация интеллектуальной деятельности за счёт использования современных методов радикального повышения эффективности и качества подготовки военных специалистов. Созданы благоприятные условия

Рис. 3. Требования Министра обороны Российской Федерации к информационно-образовательным системам

для формирования у слушателей и курсантов знаний и умений на основе системности и доступности электронных баз данных и специально разработанных мультимедийных тренажёрных средств, а также умений осуществлять сбор, накопление, обработку, хранение, передачу и использование информации.

Целью применения ИОС ВА РХБЗ является подготовка специалиста, способного организовывать мероприятия РХБ защиты во всех видах и родах войск Вооружённых Сил, а также выполнять задачи по профилю подготовки в частях и организациях других министерств и ведомств.

Особенность ИОС 282 УЦ (МР) войск РХБ защиты - направленность на получение знаний, умений и навыков грамотно эксплуатировать и эффективно применять вверенные ему вооружение и средства РХБ защиты (ВиС РХБЗ) в соответствии с полученной специальностью.

Изучение сопряжённости учебных программ показало, что на современном этапе они сосредоточены на межвидовой подготовке слушателей в интересах формирования навыков подготовки и ведения операций в условиях ограниченного времени, развития у них самостоятельности в принятии нестандартных и неожиданных для противника решений, с учётом опыта современных военных конфликтов.

Особенностью учебных программ нового поколения станут междисциплинарная интеграция, компетентностный подход, опережающий характер подготовки.

По нашему мнению, опережающее развитие предполагает сосредоточение усилий в подготовке выпускников образовательных организаций на следующих профессиональных качествах:

•«многофункциональность» - способности решать широкий спектр вопросов в рамках выполняемых задач для реа-

лизации управляющих функций с максимальной эффективностью в условиях многозадачности и неопределённости обстановки;

• «аналитика» - умения мыслить творчески, проводить системный анализ информации, делать из неё выборку и определять приоритеты при решении нестандартных задач в условиях ограниченного времени;

• «научно-технологическая инженерия» - способности к самостоятельному проведению научных исследований по разработке новых технологий и внедрению их в военную деятельность;

• «военная футурология» -способность решения широкого спектра вопросов военного прогнозирования своего вида (рода) войск, войск, не входящих в виды и рода, новых вооружений, технологий и др.

В основу содержания образования будут положены сквозные проблемы: метапредметность и междисциплинарность, циф-ровизация и другие.

Метапредметность и междисциплинарность содержания обучения предполагают сопряжённость ИОС различных компонентов системы образования, что обеспечит: единое понимание рассматриваемой проблемы и путей её решения с применением сквозных технологий; формирование междисциплинарных знаний и гибридных умений (сочетание вычислительного мышления, профессиональных умений с учётом особенностей потребителя, надпрофессиональных знаний); партисипативность, поликультурность, инклюзию и цифрови-зацию всех сфер деятельности; выработку единых взглядов на методику формирования устойчивого развития требуемых компетенций; повышение эффективности применения педагогического потенциала ведущих методистов и научных работников профильных научно-образовательных учреждений.

Такая практика позволит использовать образовательный потенциал родственных образовательных организаций высшего образования, добиться единого понимания содержания обучения и методики преподавания учебных дисциплин, а также уменьшить количество научно-педагогических работников, обеспечивающих подготовку специалистов по общеобразовательным (профильным) дисциплинам. В практике отечественного образования примеров проведения «сквозных» уроков, лекций и других видов занятия имеется предостаточно.

Таким образом, информационно-образовательная среда системы образовательных организаций войск РХБ защиты является ближайшим внешним по отношению к будущему специалисту окружением, совокупностью условий, в которых непосредственно протекает его учебно-профессиональная деятельность и формируются личностные качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войска радиационной, химической и биологической защиты. 100 лет. Военно-исторический очерк.- М.: СИНТЕРИЯ, 2018. 699 с.

2. Химическое оружие в Первой мировой войне. Научное издание. - М.: Русская панорама, 2020. С. 151-152.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФВ.

4. Приказ Министра обороны Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» от 15 сентября 2014 г. № 670.

5. Савченко, В. Ф. С учётом возможностей в подготовке / В. Ф. Савченко, А. Н. Романен-ко // Вестник военного образования, 2020. № 4 (25). С. 49-55.

6. Зарудницкий, В. Б. По пути передовых технологий и цифровых трансформаций // Вестник военного образования, 2021. № 4 (31). С. 4-9.

7 Емельянов, И. М. Универсализм - отличительная черта выпускников // Вестник военного образования, 2022. № 3 (36). С. 4-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.