Научная статья на тему 'Научный вектор современных направлений работы с одаренными в области информационных технологий (культурологический, понятийный и эмоциональный аспекты)'

Научный вектор современных направлений работы с одаренными в области информационных технологий (культурологический, понятийный и эмоциональный аспекты) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА МЫСЛИТЕЛЬНОГО / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатуллина И. Ф., Лушпаева И. И.

На основе анализа научных идей академика М.И.Махмутова в области теории интеллекта и обучения обсуждается методология формирования интеллектуального потенциала общества через технологические аспекты развития одаренных учащихся и студентов в области информационных технологий. На примере изучения влияния трансформации традиционных сфер творческой деятельности на развитие мышления, интерпретируется процесс восприятия и отображения художественного образа одаренных в области компьютерной графики и анимации. Поставлена психолого-культурологическая проблема компьютерной зависимости как «картины» культурного мыслительного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный вектор современных направлений работы с одаренными в области информационных технологий (культурологический, понятийный и эмоциональный аспекты)»

Educational Technology & Society 9(4) 2006 ISSN 1436-4522

Научный вектор современных направлений работы с одаренными в области информационных технологий (культурологический, понятийный и эмоциональный

аспекты)

И.Ф.Сибгатуллина1, И.И.Лушпаева2 :зав. каф. педагогической и прикладной психологии д.психол.н., профессор Института развития образования РТ, Член Европ. Ассоц. IAPS «Человек и окружающая среда»;член регионального отделения Русского психоаналитического

общества

2старш.преподаватель каф. пед. и прикладной психологии ИРО РТ, член Федеральной Ассоциации психологов образования РФ

АННОТАЦИЯ

На основе анализа научных идей академика М.И.Махмутова в области теории интеллекта и обучения обсуждается методология формирования интеллектуального потенциала общества через технологические аспекты развития одаренных учащихся и студентов в области информационных технологий. На примере изучения влияния трансформации традиционных сфер творческой деятельности на развитие мышления, интерпретируется процесс восприятия и отображения художественного образа одаренных в области компьютерной графики и анимации. Поставлена психологокультурологическая проблема компьютерной зависимости как «картины» культурного мыслительного кризиса.

Ключевые слова

одаренные в области информационных технологий, компьютерный дизайн, художественный образ, интуиция и логика мыслительного, технология развития культуры мышления.

В научном наследии М.И.Махмутова большое внимание уделяется проблемам интеллектуального развития общества. Академик М.И.Махмутов обозначил прямую зависимость благополучия общества и каждого человека от уровня образованности, менталитета, типа мышления личности и интеллектуального потенциала общества в целом.

В процессе формирования интеллектуального потенциала Республики Татарстан, основная идея заключается в введении и реализации новой парадигмы обучения и развития критического, латерального мышления обучающихся, социально-психологической поддержке интеллектуальной одаренности детей и взрослых, как основного ресурса инновационного интеллектуального производства, ориентированного на информационные технологии.

Академиком М.И.Махмутовым разработана научная методология по формированию интеллектуального потенциала, представлены научноэкспериментальные данные о его состоянии и динамике, предложена научная схема действий по поддержке и развитию интеллектуально одаренных групп населения, в которой основным направлением является профилактика самоценности личности, развитие внутренней смысловой устремленности одаренного на создание таких результатов познания, учения и труда, которые принесут равное благо обществу. Развитие личности интеллектуально одаренных рассматривается М.И.Махмутовым в контексте современных культурных традиций Запада и Востока.

Для авторов данной статьи научное наследие М.И.Махмутова является особой ценностью и послужило истоком в размышлениях о мышлении с точки зрения культурального, понятийного и эмоционального аспектов развития. Развитие

аспектов мышления рассматривается в контексте одаренных в области информационных технологий учащихся и студентов в программировании, создании и модификации сетевых приложений, микроэлектронике, компьютерном дизайне и т.д.

Технологии обучения таких детей и подростков обладают определенной спецификой по сравнению с обучением талантливых детей, проявляющих свою одаренность в других областях.

Развитие у таких учащихся и студентов познавательных способностей, расширение сферы их учебных интересов с использованием информационных компьютерных ресурсов требует «продвинутых» педагогических технологий: специального учебно-методического и дидактического обеспечения, создания соответствующих организационных условий, подготовки кадров, которые смогут выполнять эту работу, подготовки технических возможностей учебного учреждения. Организационно-методическая работа должна осуществляться не только в учебной, но и во внеучебной деятельности одаренных учащихся.

Технологический алгоритм работы с одаренным детьми и подросткам, готовым применять в познавательных целях новые информационные технологии может состоять в следующем:

• в составлении каталогов интересующих информационных ресурсов;

• разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации;

• подготовке наборов «развивающих» информационных блоков для учащихся разного возраста.

В связи с задачами обучения одаренных учащихся и студентов и использования при этом ИТ, связывается вопрос развития дистанционного обучения, которое будет способствовать повышению уровня индивидуализации обучения и сближению уровня обучения одаренных детей и подростков как в крупных, так и в малых городах Республики Татарстан.

Вопрос о роли информационных технологий в развитии креативности одаренных остается дискуссионным, но один существенный аспект определяется четко: с появлением информационных технологий произошла трансформация традиционных сфер творческой деятельности. Компьютерная графика и анимация существенно видоизменяет процесс восприятия и отображения художественного образа, что влечет за собой определенные изменения в мышлении, особенно в области абстрактного мышления.

В данной статье мы хотим представить читателю наши концептуальные соображения исходя из опыта экспериментальных исследований творчески одаренных учащихся и студентов в области компьютерной графики и дизайна и соотнести современную теорию мышления с тем, что внесло в нее искусство в целом и в частностях.

Говоря об искусстве, как форме проявления человеческой культуры, выделим аспект художественной культуры и рассмотрим ее роль в процессе становления мышления одаренной личности. Этот вопрос стал характерным для работ зарубежных и отечественных исследователей последних десятилетий. Концептуальные подходы к определению понятия «художественная культура» и ее элементов встречаются в научных работах Э. Фромма (E.Fromm), С.Вохнера (S.Bochner), К.Деглера (C.Degler), З.Фрейд ^^геМ), Д. Мацумото (D.Matsumoto),

А.Хайдеггер (A.Heidegger), Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, М.К. Мамардашвили, М.И. Махмутова, А.Ф.Лосева, Э.С.Маркаряна, В.С.Библера, М.С.Кагана и др.

Несомненно, что художественная культура оказывает воздействие на одаренного учащегося всей совокупностью элементов. Причем, его общение с произведениями искусства начинается и происходит под влиянием атмосферы общества, сознания, индивидуального качества мышления, художественной среды.

Рассмотрение диалектики и соотношения этих влияний приводит к выводу о том, что художественная культура является не только контекстом усвоения произведений, но и несет с собой систему оценок, участвуя в формировании в личности устойчивых стереотипов переживания, видения мира, их символизирования.

В искусстве всегда находит отражение мышление человека, а в мышлении чувственное восприятие мира искусства. Обращаясь к качествам мышления через искусство, через художественный образ, культура стимулирует развитие духовности,

эмоционально-чувственных проявлений, одухотворенности и высокой интеллектуальности человека. Метод резонансного сотворчества, разрабатываемый нами (И.Ф. Сибгатуллина, С. Грюссль, Н.Майнер), во главу угла ставит творчество-как духовную, культурную потребность человека, выражающуюся в интеллектуальном созидании ради самого созидания. В этом же случае мышление можно рассмотреть как психологический ресурс одаренной личности, «открывающийся» в качестве совокупности интеллектуальных и духовных ценностей человека, действующий в сфере операциональной, рефлексивной, предметной и других сторон развития.

Размышляя об этом с академиком М.И.Махмутовым, мы поняли, что художественная культура не является свободной от функциональности. Обогащая мышление (особенно его интуитивные характеристики) и мир чувств субъекта, она развивает в нем восприимчивость к усвоению тех жизненных смыслов и значений, которые, собственно, и составляют его психологические ресурсы и требуются человеку в экзистенциальных ситуациях. Представляется, что по сути своей, психологические ресурсы отражают важнейшие человеческие идеалы и ценности, которые часто утверждаются посредством эстетической оценки отображаемых жизненных явлений.

Так или иначе, больше или меньше, но психологический ресурс мышления представляется как наш жизненный потенциал.

В целом, мы не только ставим научные задачи в исследовании становления мышления средствами художественной культуры, но и разрабатываем авторский психологический и психотерапевтический метод для тех, кто нуждается в анализе и психоанализе своей жизненной психологической истории.

Среди разноплановых научных поисков, связанных с исследованиями интеллекта, одаренности, нам представляется необходимым изучение интуитивных и дискурсивных компонентов мышления. Основной нашей гипотезой является предположение о том, что наличие у субъекта диссинхронного соотношения этих компонентов задает импульс творческого мышления, которое отличается высокой степенью новизны его результата. Это своеобразный циклический и одновременно скачкообразный процесс, не закладывающийся в строгую однозначную логическую схему традиционного культурного образования. В нем вступают в диалектически противоречивые взаимодействия интуиция и логика мышления, осуществляющие поиск нового и одновременно воспроизводящие и оперирующие уже имеющимися знаниями, так или иначе связанными с условиями интеллектуальной проблемы.

Опираясь на неклассические законы естествознания, а именно на закон нелинейных, открытых систем, нестандартное творческое мышление- это самоорганизующаяся система, обладающая, кроме прочих, признаками

диссипативности и неравновесия.

Последствия развития этих признаков открытой системы мышления и ее среды могут быть самыми неожиданными и необычными. Природа интеллектуальной одаренности этим и объясняется(И.Ф. Сибгатуллина. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных...Докт.дисс. на соискание ученой степени., НОЦ - Сочи, 2002. и др.)

Данная постановка задачи систематизировалась в психологии в трудах Ф.В. Бассина, В.С. Билера, А.В. Брушлинского, Б.М. Кедрова, А.Н.Леонтьева, А.А. Налчаджана, Я.А.Пономарева, В.Н.Пушкина, О.К.Тихомирова, Л.М.Попова и др. Психологи всегда отмечали, что проблему интуиции, как компонента мыслительной деятельности, следует изучать в различных аспектах.

В теории проблемного обучения М.И.Махмутов обосновывает необходимость создания педагогических и технологических условий для реализации логических и интуитивных форм мышления ученика, наделенного способностью «работать» с компьютерной информацией, интуиция предстает как непосредственное знание только в том смысле, что в момент зарождения (а как это важно для творца!) новое не следует логически строго из предшествующих знаний и опыта. И только обосновывая это новое, мысль развертывается в длинные цепи форм опосредствования и доказательства. Таким образом, интуитивный компонент в общении с техникой, конечно, с необходимостью требует дискурсивного. Также, мышление художественно одаренного человека (область компьютерного дизайна и графики) подтверждает это. И в то же время, несмотря на то, что мышление

дизайнера стремится к логической последовательности, оно интуитивно, поскольку содержит внутри себя элементы, не следующие логически из других элементов мысли. Таким образом, интуитивные дискурсивные компоненты мышления- две взаимосвязанные необходимые составляющие.

Кстати, анализ интервью, который проводился нами неоднократно и среди выпускников художественных ВУЗов России и ряда Европейских стран (Германия, Австрия, Бельгия и др.) подтверждал нашу гипотезу о том, что всякий мыслительный процесс при создании нового художественного образа с помощью компьютера осуществляется в ходе непрерывного взаимодействия интуитивных и дискурсивных компонентов мышления. Причем, в художественной области в большей степени -интуитивны, а в области программирования- дискурсивны.

К сожалении, в инженерной и общей психологии, в отличии от искусствоведения, принцип соответствия интуиции и логики в художественном и «компьютерном» образовании изучен недостаточно полно, что может являться одной из причин трудностей в разработке критериев психологического анализа художественных компьютерных образов вообще, отмеченное противоречие определяет проблему: поиск адекватных условий и педагогических технологий формирования дискурсивных и интуитивных компонентов мышления будущих компьютерных дизайнеров.

К дискурсивным показателям мы «отнесли» умение систематизировать, абстрагироваться, идентифицировать, систематизировать, обобщать и т.д. Сложнее было определить критерии интуитивного в художественном творчестве. При выборе мы опирались на исследования роли право- лево- полушарного доминирования в творческом процессе(И.М. Яглом, Ю.А. Цагарелли, Л.Д. Жегин, Н.Н.Волков, М.\^егтап, Я.ТоПе, Р^окоп и др.) и развития критического мышления(

В.В.Дубинина, Д.М.Шакирова). Такими критериями выступали: чувство

пространственной симметрии, чувство обратимости процесса, чувство ранга и внешнего родства (ассоциации), запрета (умение видеть пути, ведущие в тупик-роль предыдущего опыта), чувство субъективного предпочтения (чувство красоты). Средствами психологического характера выступали: художественные

композиционные головоломки, сравнение решений, предложенных в ходе творческих заданий, решение «вслух» нетипичных задач при обучении техникам рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, арт- терапевтических психологических заданий.

Определившись в критериях, стало ясно одно, что проблема взаимодействия интуитивного и дискурсивного мышления носит не только философский характер (хотя именно этот аспект глубинно раскрывает философию духовной жизни и практической мыследеятельности человека), не только психолого-физиологический характер (хотя это способствует расширению наших знаний о механизмах творческого мыслительного процесса), но и психологический, так как это позволяет разрабатывать теоретические основы и практические методы специального воздействия, направленного на реализацию продуктивного сочетания интуитивных и дискурсивных компонентов мышления людей, одаренных в области информационных технологий.

Продолжая размышления о влиянии художественной культуры на формирование мышления компьютерных дизайнеров, встает вопрос о соотношении культуры в целом и мышления.

Рациональная часть образа культуры предполагает своим важнейшим звеном наличие мышления, как способности человек познавать окружающую действительность. В связи с этим прогрессивное развитие культур видится в тенденции сделать мир более понятным, выстроить логичную картину окружающего внешнего мира и гармоничную часть внутреннего мира человека.

Гармония должна быть не только внешняя, но и внутренняя, и главное место во внутреннем мире занимает мысль, как важный фактор жизни. Мысль может созидать, но может и разрушать, именно поэтому так важно постижение истинного понимания значения мысли для жизненного благополучия, для движения человека вперед. Применение информационных технологий некультурным мыслителем может привести к иррациональным проектам и разрушению, к компьютерной зависимости.

Во вступительной статье к монографии «Мышление. Интеллект. Одаренность......» М.И. Махмутов, рассматривая причины культурного кризиса

России, указывает на множество внутренних и внешних причин, видимых и невидимых: «Видимые- в несвоевременных политических и экономических решениях, в слепом подражании чужому опыту. Невидимые причины надо искать в психологическом складе россиян, в менталитете, в духовной сфере, в состоянии интеллектуального потенциала общества на рубеже двух столетий».

Поэтому так важно одаренной личности в области информационных технологий овладеть культурой своей мысли и своего мышления. Содержательно культура мышления выражает способность адекватного отражения человеком в понятиях или других мыслительных формах объективной логики жизненного бытия и своего существования.

В определенном смысле, именно культурологическая обусловленность привела к появлению «местных» теорий интеллекта, учитывающих социальный и культуральный контекст - ценности, нормы, систему верований, характеризующих конкретную этническую общность.

Обратимся к терминологической стороне понятия «культура мышления». В кратком психологическом словаре это понятие трактуется следующим образом: «Культура мышления - это совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этнических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека. От их усвоения и применения зависят процессы социализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения».

Таким образом, культура мышления предполагает наличие у одаренных учащихся и студентов способности рационально и логично ставить и решать свои жизненные и общественные задачи, быть адекватным к себе и окружающему миру.

Здесь следует добавить, что культура мысли непосредственно способна влиять на состояние психологического и соматического здоровья творчески одаренных: в зависимости от того, каков вектор направленности мысли, он переживает определенные эмоциональные состояния, определенное отношение к этой мысли. Отрицательная окрашенность переживания приводит к различной дисгармонии психики и психосоматики человека. Термин психосоматическое заболевание напрямую связан с влиянием психического состояния человека на его соматическое здоровье.

Возвращаясь к понятию «культуры мышления», встает вопрос о его содержательных характеристиках. Технология развития культуры мышления одаренных в области информационных технологий включает следующие аспекты:

• наличие проблемности, с выделением элементов умственного поиска;

• системность - умение рассматривать проблему со всех сторон;

• оперативность - быстрое реагирование на происходящие изменения;

• антиципация - умение предвидеть последствия принимаемых решений;

• умение применять при необходимости имеющиеся знания;

• рефлексивность - понимание формирования и соотношения компонентов умственной деятельности.

Если рассматривать культуру мышления как определенный уровень развития мыслительных способностей одаренных в области информационных технологий, то в значительной мере она зависит от развития логики, эффективного соотношения рационального и иррационального в мышлении, критичности и последовательности мысли.

Многие исследования, проведенные в области психологии познания, указывают на важную роль понятийного мышления в структуре культуры мышления и рассматривают способность к понятийному отражению как высшую стадию интеллектуального развития личности. Высокий уровень развитости понятийного мышления «компьютерщика»- позитивное условие развития прогресса в целом.

Здесь следует уточнить, почему именно понятийные функции мышления выступают в качестве высших форм развития интеллекта? Ответ, скорее всего, кроется в особенностях содержания понятий. Ведь по мере того, как формируется понятийное мышление, происходят изменения между отдельными познавательными функциями и лучше понимается природа этих функций.

М. И. Махмутов не раз отмечал, что формирование понятий проходит определенный образовательный путь. Следуя генетическому подходу о том, что более сложное психическое образование формируется на основе уже существующего

более простого образования, в каждой более сложной по своей организации форме познавательного отражения есть более «простые» формы отражения. Так, высшее по своей форме понятийное мышление формируется в результате обобщения уже имеющихся образно-пространственных, словесно-речевых, предметных и других компонентов.

Таким образом, понятийное мышление рассматривается не как достигнутый уровень умственного развития, а как развивающееся системное свойство психики в структуре общих способностей. Понимание мышления в качестве динамической характеристики личности, дает возможность рассматривать его в качестве индивидуально-психологических особенностей одаренных, определяющих их интеллектуальную успешность.

Объединение, синтез имеющихся мыслительных функций в единое целое и формирование на их основе основного понятия и есть, таким образом, высшая форма отражения действительности, выраженное в понятийном мышлении. Отсюда можно сделать вывод, что чем выше уровень развития понятийного мышления, тем выше его влияние на функционирование индивидуального интеллекта личности.

Подводя итог, логичным представляется вывод о том, что формирование современной культуры мышления творчески одаренных учащихся и студентов в области информационных технологий видится нам в анализе связей способов мышления, которые формируются в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, с учетом его индивидуальных и культуральных особенностей. Важно учитывать влияние на формирование культуры мысли как культурноисторических факторов, так и социо - культурных традиций потому, что каждый субъект или культурная группа, имея свою «картину мира», свою структуру предпочтений и ценностей, избирательно реагирует на внешние детерминационные воздействия.

Возвращаясь к мысли о том, что в «интеллектуальном продукте» всегда находит отражение мышление человека, а в мышлении чувственное восприятие мира, отметим, что образование во всей его многогранности способствует внутренней гармонизации одаренного человека в области информационных технологий настолько, насколько он сам принимает полноту мироздания и заповеди веры, надежды, любви - как истинных добродетелей души.

Литература

[М.И.Махмутов, 1981] М.И.Махмутов Проблемное обучение, - Казань, 1981.-305 с. [М.И.Махмутов, 2GG6] М.И.Махмутов Мир ислама,- Казань ЦИТ, 2006.-597 с.

М. И. Махмутов Основные направления трансформации национального образования РТ //Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений.- Казань, 2000.- С.15-18.

[Д.Шакирова, 2GG5] Д.Шакирова, И.Сибгатуллина, Дж.Сулейманов Мышление. Интеллект. Одаренность. Вопросы теории и технологии, Казань ЦИТ, 2005.- 304 с. [И.Ф.Сибгатуллина, 2GG2] И.Ф.Сибгатуллина Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных... Докт.дисс. на соискание ученой степени., НОЦ - Сочи, 2002.

[И.И.Лушпаева, 2GG5] И.И.Лушпаева Понятийное мышление как динамический компонент интеллектуальной деятельности студентов / Материалы международной научно-практической конференции «Образование как интегративный фактор цивилизованного развития»,- Казань, 2005.- С.46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.