Научная статья на тему 'Социально-образовательное сообщество одаренных детей и молодежи «Сәләт»'

Социально-образовательное сообщество одаренных детей и молодежи «Сәләт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманов Д. Ш.

В статье описывается деятельность сообщества одаренных детей и молодежи «Сәләт», представляющего собой социально-педагогический комплекс со следующими основными задачами: выявление, поиск, отбор и привлечение одаренных детей к участию в проектах сообщества; создание условий для обучения, интеллектуального, творческого, физического развития; социально-психологическая адаптация одаренной личности к условиям окружающей его микросреды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательное сообщество одаренных детей и молодежи «Сәләт»»

УДК 37.015.3

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ «СЭЛЭТ»

Д.Ш. Сулейманов

В статье описывается деятельность сообщества одаренных детей и молодежи «Сэлэт», представляющего собой социально-педагогический комплекс со следующими основными задачами: выявление, поиск, отбор и привлечение одаренных детей к участию в проектах сообщества; создание условий для обучения, интеллектуального, творческого, физического развития; социально-психологическая адаптация одаренной личности к условиям окружающей его микросреды.

Ключевые слова: одаренная личность, интеллектуально-образовательная среда, внешние и внутренние факторы развития.

Для формирования гармоничной, цельной и целеустремленной личности, для способствования раскрытию ее талантов, ее всестороннего развития необходима соответствующая среда, помогающая взаимодействию и совместной деятельности детей, подростков, студентов и наставников, сочетающей формальные и неформальные связи с учетом интересов разного типа одаренности. Одним из реальных примеров такой интеллектуально -образовательной среды в Республике Татарстан является открытое сообщество «Сэлэт» - сообщество одаренных школьников, студентов, педагогов и ученых-наставников. С 1994 года в социально-ориентированные проекты «Сэлэт» вовлечено более 20000 одаренных детей и молодежи, родителей, преподавателей и представителей научной и бизнес элиты.

Мне также посчастливилось в жизни оказаться в пространстве научных интересов таких выдающихся ученых и личностей как академик Д.А.Поспелов (основатель Российской ассоциации искусственного интеллекта), профессор Р.Г.Бухараев (один из пионеров кибернетической науки в России), академик РАО и АНТ М.И.Махмутов и академик РАО Г.В.Мухаметзянова. Именно Мирзе Исмаиловичу Махмутову и Гузел Валеевне Мухамтзяновой мы благодарны за идейную и научную поддержку деятельности сообщества «Сэлэт» («Талант») по поиску, выявлению и развитию одаренных детей и

молодежи в Республике Татарстан и за ее пределами, о ряде аспектов развития которой далее идет речь в данной статье.

В настоящее время сообщество «Сэлэт» представляет собой социальнопедагогический комплекс со следующими главными целями: 1) выявление, поиск, отбор и привлечение одаренных детей к участию в проектах сообщества;

2) создание условий для обучения, интеллектуального, творческого, физического развития и общения в формах, адекватных запросам одаренной личности; 3) социально-психологическая адаптация одаренной личности к условиям окружающей его микросреды (микрорайон, семья, школа, группа, вуз), воспринимающей одаренную личность не всегда корректно и адекватно.

Одним из способов достижения задач интеллектуального пространства «Сэлэт» является создание семейной атмосферы для одаренных детей, атмосферы заботы взрослых о младших, воспитания на «примере поведения» через систему круглогодичных школ, совместных проектов, учебнооздоровительных лагерей «Сэлэт». Благодаря своеобразию образовательных технологий, форм учебно-оздоровительных занятий, специально подобранному и обученному педагогическому составу сами дети и их наставники формируют особую среду общения и сотворчества, благожелательную атмосферу.

«Сэлэт» - это пространство возможностей. Любой участник имеет возможность строить свой «мир» в «Сэлэт», может участвовать в обсуждении и установлении принципов жизнедеятельности «Сэлэт», работающих на сохранение и преумножение основных ценностей сообщества, таких как: интеллект, нравственность, духовность, родной язык и полилингвизм. В пространстве «Сэлэт» неформально объединены разновозрастные дети, с разными академическими и творческими интересами, из разных регионов, вузов, школ. Сообщество «Сэлэт» сегодня предстает в следующих функциональных ролях:

I. Как комплексная система выявления, отбора, поддержки, развития и сопровождения одаренных детей и студентов.

В течение года реализуется более 50 учебно-научных, спортивнооздоровительных и интеллектуально-творческих проектов для одаренных детей и молодежи, для участия в которых конкурс «портфолио» проходят более 5000 школьников и студентов со всей республики, а также из ряда регионов России. При подготовке и реализации этих проектов, проведении учебнооздоровительных лагерей активно участвуют ученые, преподаватели вузов, решая эти вопросы совместно с министерствами, администрацией муниципальных образований, школами, родителями и самими одаренными детьми. Благодаря такой системе сопровождения, естественным образом выстраивается научная траектория развития одаренного школьника, появляется возможность уже в школьном возрасте приобщиться к серьезной вузовской и академической науке и попасть в поле зрения научных школ с глубокими традициями. А это, несомненно, со временем не может не дать ожидаемых положительных результатов.

II. Как технологический ресурс формирования социальных и интеллектуальных лидеров и накопления интеллектуального потенциала РТ и РФ.

В настоящее время более 50 участников «Сэлэт» стали кандидатами наук (причем, в самых разных областях: математика, физика, технологии,

педагогика, психология, филология, юриспруденция, экономика и др.), более 200 являются обладателями молодежных премий и грантов РТ, именных стипендий. Участники сообщества «Сэлэт» ежегодно становятся призерами республиканских конкурсов вожатых, руководителей общественных организаций. Студенты различных вузов - участники сообщества «Сэлэт», как правило, являются научными и общественными лидерами в своих учебных заведениях.

III. Как научная экспериментальная лаборатория в реальных условиях общения, обучения и развития

Для дальнейшего развития сообщества «Сэлэт» важным и жизненно необходимым является научное исследование, анализ процессов внутри

сообщества, его позиций в обществе и оценка результатов его деятельности. Научное исследование пространства «Сэлэт» практически началось в 2002 году под руководством академика М.И.Махмутова и в настоящее время продолжается в лаборатории интеллектуального потенциала НИИ «Прикладная семиотика» АН РТ. В ходе исследований выделены следующие внутренние факторы, способствующие формированию интеллектуально-образовательной среды «Сэлэт»:

1) фундаментальные (базовые) приоритеты и принципы деятельности сообщества «Сэлэт»;

2) долгосрочные научно-практические проекты и программы (проект Молодежного академического городка «Фэнсар», проект Пражской научнообразовательной школы);

3) структурные составляющие «Сэлэт» и их взаимосвязь (Татарстанский республиканский молодежный общественный фонд, государственное учреждение «Молодежный центр «Сэлэт»», научно-образовательный центр со своей Бизнес-школой, профильные учебно-оздоровительные лагеря, очнозаочная детская учебно-научная школа, клуб студентов и школьников, Центр психологической помощи «Гармония», Центр «Карьера», сайт в Интернете и

др.);

4) традиционные мероприятия «Сэлэт» (Международный образовательный форум «Сэлэт», республиканский фестиваль интеллектуального творчества одаренных детей в Билярске, Бикмуллинский фестиваль самодеятельности одаренных детей и молодежи, школа-конкурс вожатых, вечера-презентации компакт-дисков, книг, аудио и видео-кассет, демонстрирующих результаты творчества одаренных детей и молодежи, участие на городских и республиканских форумах молодежи и научно-практических конференциях, участие на республиканском конкурсе лидера, конкурсы Лиги КВН «Сэлэт» и т.д.);

5) когнитивная атрибутика, наличие своего герба, флага, гимна, марша, отличительная форма (футболки) в учебно-оздоровительных лагерях, общие

песни, в том числе сочиненные членами сообщества «Сэлэт», система награждения и награды «Сэлэт»;

6) формы, методы и механизмы деятельности «Сэлэт»;

7) среда общения (реальная и виртуальная между одаренными детьми, между детьми и педагогами, между педагогами, между руководством «Сэлэт» и родителями);

8) кадровый потенциал пространства «Сэлэт», перманентно пополняющийся за счет новых участников учебно-оздоровительных детских и студенческих лагерей, очно-заочной школы, школы-конкурса вожатых;

9) психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в пространстве «Сэлэт»;

10) постоянный мониторинг интеллектуальных, творческих, мыслительных, нравственно-этических, инфо-коммуникационных, лидерских качеств участников сообщества «Сэлэт» на основе научно-обоснованных, общемировых методик диагностики. Так, постоянно определяется коэффициент интеллекта 1Р, который свидетельствует о высоком среднем значении для всего сообщества (результат последних измерений: средний рейтинг по всем участникам - 101) и наличии реальных талантов, у которых выше 111. В США такие дети сразу берутся на учет и им создаются все необходимые условия для развития и продвижения.

Выделены следующие внешние факторы, воздействующие на формирование интеллектуально-образовательной среды «Сэлэт»:

1) положительные морально-этические, нравственные ценности современного общества;

2) социальная политика и интеллектуальный потенциал общества;

3) качество жизни (материальная обеспеченность, психологическое и физическое здоровье);

4) информационно-технологические и инфокоммуникационные системы (СМИ, Интернет и др.);

5) микросоциум (семья, школа, микрорайон, культурно-просветительские учреждения и учреждения досуга);

6) государственные и общественные учреждения, фирмы и отдельные личности.

С помощью социологических методик отслеживается влияние внешних факторов на каждого школьника и студента и на все сообщество в целом. Выявляются трудности и проблемы, постепенно строится модель ребенка с задатками, способностями, одаренного и талантливого.

IV. Как учреждение дополнительного образования.

Функционирует круглогодичная очно-заочная школа для одаренных детей

и молодежи «Фэнсар - Интеллектуальное созвездие». В учебно-научных сессиях, проводимых в период осенне-весенних каникул и в 17 профильных учебно-оздоровительных летних лагерях, принимают участие более 2000 школьников, отобранных по конкурсу «портфолио». Функционирует круглогодичная республиканская школа-конкурс вожатых, где готовятся кадры для работы с одаренными детьми в профильных лагерных сменах и круглогодичных проектах «Сэлэт». Особенностью этой школы является то, что ее участники в большинстве своем сами как одаренные дети принимали участие в проектах «Сэлэт» и проблемы «мира одаренных» знают изнутри. Это соответствует также нашему тезису - «с одаренными должны работать одаренные».

V. Как наукоемкий социальный продукт, разработанный нашими учеными и реализующийся в республике совместно с министерствами при поддержке руководства республики, прошедший широкую апробацию в течение 20 лет, получивший признание общественности, на практике доказывающий свою жизненность и состоятельность и готовый к широкому внедрению не только по всей Республике Татарстан, но и по всей территории Российской Федерации.

Особо важно для Татарстана как многонациональной республики, находящейся в центре России, что в сообществе особое внимание придается

воспитанию уважения к культурам и языкам народов республики, толерантности, с одной стороны, а также знанию, пониманию и развитию татарского языка, позитивному восприятию и постижению традиций и этнической культуры, с другой.

В течение 20 лет сообщество «Сэлэт» прошло непростой путь становления и не всегда, и не все проекты однозначно и адекватно воспринимались научным и образовательным сообществом, отдельными учеными, чиновниками. Однако всегда находились единомышленники, сподвижники, которые своими аргументированными выступлениями и добрым словом становились на защиту наших научно-образовательных проектов. Среди таких учителей и друзей «Сэлэт» я с признательностью и благодарностью отмечаю и Гузел Валеевну Мухаметзяновну, Учителя и Личность с большой буквы, посвятившую себя без остатка служению педагогической науке, институту, своему профессиональному окружению и, пользуясь возможностью, от имени тысяч и тысяч одаренных детей и молодежи, а также педагогов сообщества «Сэлэт» поздравляю ее с прекрасным юбилеем!

Источники:

1. Шакирова Д.М., Сибгатуллина И.Ф., Сулейманов Д.Ш. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии / Под ред. действ. члена РАО и АНТ, д.п.н., профессора М.И. Махмутова. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 312 с.

References:

1. Shakirova D.M., Sibgatullina I.F., Suleymanov D.Sh. Myshlenie, intellect, odarennost’: voprosy teorii I tekhnologii / Pod red. deystv. Chlena RAO I ANT, d.p.n., professor M.I. Makhmutova. Kazan: Centr innovacionnyx tekhnologiy, 2005. 312 p.

Зарегистрирована: 02.-8.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.