Мастер - класс
J
Л
Долинский Валерий Сергеевич
педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Надым, Ямало-Ненецкий АО E-mail: v. s.dolinskiy@ rambler.ru
ВЫЯВЛЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ:
ОТ КОНЦЕПЦИИ К ПРАКТИКЕ РАБОТЫ
_________________________________________Г
Аннотация. Автор делится своим опытом работы с одаренными детьми на занятиях по радиотехнике. В своей работе автор ставит перед собой цель провести исследование проблемы выявления, поддержки и развития одаренной молодежи и предложить свою «Концепцию работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники».
Ключевые слова: талантливая молодежь, курс радиотехники и электроники, практические и теоретические занятия, лабораторные занятия, творческие работы.
Одаренность как научная проблема
Во все времена общество занималось выявлением, поиском и развитием одаренной молодежи, так как способности, определенные склонности к разным видам деятельности, особенно талант, всегда ценились. Люди, обладающие талантом в той или иной мере, всегда принадлежали к элите общества, играли большую роль в развитии этого общества и страны, где они жили. Но этими вопросами я не стану заниматься, а в центре внимания будут способности, склонности, интеллект и талант.
Прямых научно-методических исследований по проблеме выявления, поддержки и развития одаренной молодежи в России нет и не было. Данный вопрос является частью достаточно широкой проблемы дополнительного образования, что является не только научной проблемой, но и широко обсуждается в печати, по радио, на телевидении.
В данной работе я опираюсь на результаты исследований по работе с одаренной молодежью педагогов (Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д., Бабанский Ю. К. и др. [1, 8, 21, 22, 26), психологов (Рубинштейн СЛ., Теплов Б. М., Шумакова Н. Б., Дж. Рензулли, Фримен Дж., Т. Гарднер, Б. Блум, Дж. Гилфорд: [2, 3, 5, 6, 17, 25, 27, 29], методистов по разным учебным предметам (Крутецкий В. А., Горелова Г., Степанов В., Матюш-кин А. М., Кабанова-Меллер Е.П. и др. [7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 20, 28].
Работа по исследуемой проблеме отражает более чем 20-летний опыт работы автора в объединении «Радиотехника и электроника» Центра детского творчества г. Надыма, имеет большую предысторию и проводилось с 1988 по 2009 гг. в три этапа [9].
На первом этапе (1988-1996 гг.): велась теоретическая и практическая работа с обучающимися; произ-
водился постепенный отбор одаренных детей, с которыми велась дополнительная работа; в дальнейшем нарабатывалась практика работы с одаренными детьми и их успешного выступления на различных конкурсах регионального и федерального уровней.
На втором этапе (1997-2002 гг.) изучались методы работы с одаренными детьми, как в России, так и за рубежом, применялись и создавались собственные. Совершенствовалась практическая работа и создавалась материально-техническая база для работы с одаренными детьми.
На третьем этапе (2003-2009 гг.) после успешного выступления одного из обучающихся на Международном форуме «Одаренные дети» в 2003 г. (первое место в номинации «Юные Кулибины») были пересмотрены некоторые концепции работы с одаренными детьми, как самим автором, так и руководством Управления образования. Материально - техническая база пополнилась компьютерами и современными электронными приборами, что позволило работать на новом современном уровне. Появилась возможность открыть творческие группы для одаренных детей, которые в дальнейшем с успехом представляли свои работы на Окружных, Всероссийских и Международных конкурсах. Разрабатывается «Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники». Я не буду рассматривать эту проблему во всем ее объеме, а остановлюсь на конкретных вопросах выявления, поддержки и развития одаренной молодежи в таких смежных областях техники как: радиотехника, электроника и робототехника.
Согласно закону прогрессивного развития общества наука должна развиваться быстрее экономики, а образование «быстрее» науки. К сожалению, пока в России этого не происходит, а «быстрее» науки надо
54
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Мастер - класс
понимать образно. Всегда образование отстает от науки, что, естественно, по-другому не может быть, но разрыв между наукой и образованием надо сокращать. Многие страны осознали, что только с высоким уровнем образования они способны обеспечить условия для развития национальной экономики, техники и культуры. Считается, что и Россия в лице ее президента и правительства также осознала это.
Чтобы провести исследование на современном уровне и разработать концепцию работы с одаренными детьми, необходимо изучить аналогичные исследования за рубежом и в России. После изучения соответствующих материалов, приведу только окончательные выводы о работе с одаренными детьми за рубежом и в России.
Практически во всех развитых странах мира поиск адекватных способов выявления одаренных и талантливых детей, создание для них оптимальных условий воспитания и обучения рассматриваются в качестве важнейших стратегических, общенациональных задач. Уже мало кто сомневается в положительном социальном эффекте данной деятельности. Достижения в науке и технике, конкурентоспособность национальной экономики нередко напрямую связываются с успешным решением проблем раннего выявления и обучения одаренных и талантливых детей. Да, эта проблема относится к важнейшим стратегическим, общенациональным задачам.
Попытка выработать общий подход к проблеме была предпринята в специальном докладе конгрессу США, в котором было предложено «официальное» определение одаренности: «Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческое или продуктивное мышление; лидерские способности; художественные способности; психомоторные способности».
Подчеркну, что одаренные дети нуждаются в помощи или в специальных учебных программах. Я разделяю эту точку зрения.
За рубежом существуют 4 модели образовательных систем (в разных странах Европы и в США). Большое внимание уделяется выявлению способностей учащихся и осуществляется в дифференциации обучения в различных ее видах. Работа с учетом способностей и наклонностей обучаемых сосредоточена в основном в школах. Никакой системы дополнительного обучения для выявления, поддержки и развития одаренной молодежи в зарубежных школах нет. Способности выявляют, как правило, только методом тестирования. Если взять США, то обучение там различно в разных штатах страны и там были созданы
так называемые «коммунальные колледжи» и вообще проповедовалась идея учить не всему, а только тому, что требуется сейчас с обеспечением возможности в дальнейшем дополнительного обучения. Но надо отметить, что обучение строится с учетом рыночной экономики, много внимания уделяется вопросам критического мышления, креативности, самостоятельности, творческому подходу к решению заданий. Там способности учитываются, но все выявление одаренных учащихся заключается в том, что им дают рекомендации на обучение в разнообразных учебных заведениях.
В отличие от США и других развитых стран в России в настоящее время действует система дополнительного образования, которая позволяет решать проблемы детской одаренности.
Исследования проблемы детской одаренности в нашей стране имеют давнюю историю. Однако интерес отечественных исследователей к изучению детской одаренности не был стабильным. Значительно возрос интерес отечественных психологов и педагогов к проблеме детской одаренности в конце 80-х - начале 90-х годов и с 2001 г. по сей день. Впервые была создана государственная программа помощи одаренным и талантливым детям (1989 г.). Стали активно проводиться международные конференции, семинары, публиковаться материалы исследований, рассматривающих различные аспекты данной проблемы. В 2003 г. в Москве был проведен первый Международный Форум одаренных детей. На современном этапе, несмотря на «кризис», действует программа награждения одаренной молодежи и молодых ученых России Президентскими премиями.
Очень важно, что я не увидел в зарубежной системе образования по выявлению того, что есть положительного в системе дополнительного образования нашей страны.
Итак, в России «заделы » в выявлении , поддержки и развития одаренной молодежи есть и есть, что изучать, исследовать и развивать.
Но можно сделать вполне обоснованный вывод, что в России в начале XXI века, к сожалению, так и не сложилась государственная, федеральная система выявления, поддержки и развития одаренной молодежи, а есть лишь ее зачатки, многочисленные важные элементы, наработан очень большой материал и приобретен, определенный опыт данной работы. Но и только!
Корень слова ««одаренность» - «дар» - последнее в русском языке имеет вполне конкретный смысл и весьма однозначную трактовку.
В современной психологии не существует общепринятого определения понятия «одаренность», как и единой теории одаренности. Английский исследователь Дж. Фримен [27] указывает на множество различных определений одаренности, отмечая, что большинство из них содержат такие понятия, как «интеллект», ««успешная деятельность».
Г. Гарднер [5] выдвинул теорию множественности видов интеллекта, по которой не существует единого интеллекта, а есть, по крайней мере, шесть видов интеллекта: логико - математический, лингвистический, пространственный, телесно - кинестетический, музыкальный, личностный. Они относительно
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
55
Мастер - класс
независимы друг от друга и каждый из них может функционировать как самостоятельная система. У большинства людей в зависимости от воспитания или от наследственных факторов преобладает какой-то один тип интеллекта. Выделенные виды интеллекта аналогичны видам одаренности. Теория Г. Гарднера выражает общую тенденцию - необходимость идентифицировать и развивать разные виды одаренности.
Что касается академической одаренности, то обычно ее определяют как особую склонность к занятиям в той или иной области научного знания. Специфика академической одаренности детально рассматривается в фундаментальном исследовании Б. Блума [2], где автор выделяет три характеристики выдающихся личностей, независимо от сферы деятельности, в которой они себя проявили: ярко выраженное стремление отдавать много сил и времени для достижения высокого уровня мастерства, целеустремленность, быстрая обучаемость новым методам и способам в своей области.
Углубленным исследованиям подвергалось и явление творческой одаренности. В ходе двадцатипятилетней работы К. Тейлором и его сотрудниками было идентифицировано восемь видов креативной одаренности, которая может проявиться в продуктивном мышлении, планировании, предсказании, принятии решений, общении, воплощении или исполнении решений, в области межличностных отношений и, наконец, в усмотрении возможностей. На основе полученных данных К. Тейлор создал модель многосторонности таланта, опровергая ограниченность взглядов на одаренного как носителя лишь одного вида одаренности и отстаивая возможность всестороннего развития индивида. К. Тейлор указывал на необходимость построения профиля, талантов каждого ученика и создания таких программ обучения, которые давали бы возможность для проявления всех его талантов [23].
Меня интересует творческая одаренность молодежи к технике, более точно, к радиотехнике, радиоэлектронике и робототехнике, но я не ставлю задачу развития талантов во всех этих смежных областях, хотя это заманчиво, но вряд ли выполнимо.
Интересны отечественные исследования по проблеме одаренности. Фундаментальные работы по изучению способностей человека были выполнены в основном российскими психологами Б. М. Тепловым и С. Л. Рубинштейном. В работе Б. М. Теплова «Способности и одаренность» [25], сформулированы положения, которые составили теоретическое обоснование многих последующих и ныне выполняемых исследований в области психологии одаренности, хотя они и были в значительной степени обусловлены социальными условиями и идеологическими установками того времени. Б. М. Теплов подчеркивал, что при установлении основных понятий учения об одаренности наиболее предпочтительно (вот об этом и говорилось выше) исходить именно из понятия способность, которое характеризуется следующими тремя признаками:
1) под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) способностями следует считать лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешному выполнению каждой конкретной деятельности;
3) понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Б. М. Теплов был противником количественного подхода к проблеме одаренности, ранжирования людей по уровню их одаренности, установления каких -либо пределов развития способностей, считая, что главная задача психологии одаренности состоит в разработке способов оценки качественных особенностей одаренных и способных людей; сама же способность, по его мнению, может развиваться беспредельно. Мне импонирует данный подход качественной оценки одаренности ученика и буду этому подходу следовать далее.
В своих работах [25, 26] Б. М. Теплов формулирует и обосновывает основные положения развития способностей (обратите внимание - не одаренности, а способностей)
1. Способности человека не являются врожденными. «Врожденными могут быть лишь анатомофизиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития» [25].
2. Способности существуют только в развитии, а поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то отсюда следует, что «Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» [25].
3. Основными детерминирующими факторами развития способностей является воспитание и обучение. «Практические пределы развития способностей определяются только такими факторами, как длительность человеческой жизни, условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились» [24].
Исходя из этих мыслей, считаю, что одаренность детей можно и надо выявлять в учебной деятельности, которую следует для этой цели правильно организовать, что для меня принципиально.
Наблюдается два вида одаренности:
• специальная одаренность, которая понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в некоторой деятельности;
• общая одаренность, которая, в отличие от специальной, рассматривается применительно к широкому кругу деятельности.
Критерии одаренности по результату деятельности, изложенные Г. Гореловой и В. Степановым, формулируются так: « Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успех в деятельности». По величине успеха они различают три уровня одаренности: способности, талант, гениальность. Способный блестяще копирует по готовому образцу, талантливый создает новое,
56
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Мастер - класс
оригинальное, а гениальный генерирует принципиально новые идеи, опрокидывающие общепризнанные представления [7].
Из сказанного выше можно сделать вывод, что способности, одаренность и талант выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность ребенка что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем и способности и одаренность реализуются (проявляются) в успешной деятельности.
В своем исследовании я не буду выделять отдельно способных, талантливых или гениальных, так как это вряд ли это решит все задачи. Моя цель - одаренность детей, а здесь и способные, и талантливые, и гениальные - последних единицы или вообще их может не оказаться.
Одаренным детям по A. M. Матюшкину [14] присущи следующие признаки: любопытство, сверхчувствительность к проблемам, склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, отличная память, высокая концентрация внимания, способность к оценке, а также эгоцентризм, лидерство, соревновательность, широта интересов.
Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
В качестве природной основы одаренности выступают задатки, которые являются уникальными свойствами нервной системы человека, лежащие в основе индивидуальных психофизиологических различий людей.
В. А. Крутецким высказаны предположения о роли задатков в развитии способностей [13]. По его мнению задатки бывают разных видов. Одни из них не определяют ни содержания, ни способностей, их значение ограничивается тем, что они придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. Другие задатки, не определяя узко и «жестко» содержания способностей, по-видимому, все-таки больше влияют на их содержательную сторону. В. А. Крутецким рассматривались способности к математике. А мне, радиотехнику, это очень близко, так как в радиотехнике часто используются математические формулы и расчеты. Поэтому работы В. А. Крутецкого мне очень близки.
Анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом, от которого также зависит возможность успеха в деятельности. Задатки рассматриваются как врожденные анатомо-физиологические особенности организма (прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы), которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и разви-
тия тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей, поэтому вне деятельности никакие способности развиваться не могут (ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью).
Рассматривая педагогическую деятельность в процессе выявления, поддержки и развития одаренной молодежи, мне придется оперировать в первую очередь тремя терминами: «знание», «умение» и «навык».
«Знание» практически всеми педагогами, психологами и методистами понимается одинаково и здесь расхождения в трактовке данного термина нет. Возьмем определение «знания» из «Советского энциклопедического словаря» издания 1980 года: «Знание, проверенный практикой результат познания действительности, вернее ее отражение в мышлении человека».
В отношении терминов «умения» и «навыки» есть разные подходы, которые необходимо рассмотреть. Устоявшихся канонических определений этих понятий до сих пор нет, они еще не устоялись. Наиболее исчерпывающе выглядят определения Е. П. Кабановой-Меллер. Она [10] считает, что под термином «знание» в педагогике и психологии понимается система представлений, теорий, законов. Под «умением» понимается владение способом решения конкретных заданий, умение пользоваться полученными знаниями. Навык - высшая степень умения.
Ю. К. Бабанский отмечает, что для овладения навыками и умениями необходимы соответствующие способности. Формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений [1].
Поэтому под одаренностью мы будем понимать качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, в нашем случае деятельности по техническому творчеству в таких областях как: радиотехника, электроника и робототехника. Этой точки зрения я и придерживаюсь.
В настоящее время существует два подхода к выявлению одаренности, в основе первого лежит количественная оценка коэффициента интеллекта (1Q), которая определяется по результатам специальных тестов. Гак как значения IQ могут быть получены при помощи разных тестов, то существует вероятность их несовпадения, в связи с чем обычно указывают название шкалы, для вычисления коэффициента интеллекта (шкала Стэнфорд-Бинэ, шкала Зекслера и др.). Ребенок считается одаренным, если коэффициент его интеллекта превышает некоторое предельное значение, величина которого неодинакова с точки разных психологов. Второй подход предполагает комплексную оценку, включающую множество процедур (тестирование, опрос учителей, родителей, наблюдение и др.). В своем исследовании я принимаю второй подход.
Анализ исследований зарубежных специалистов в области обучения одаренных детей позволяет выде-
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
57
Мастер - класс
лить следующие три стратегии: ускорение, предполагающее изменение темпа обучения без изменения содержания, т.е. освоение учебного материала за более короткий период времени или прохождение его в более раннем, чем обычно, возрасте; обогащение, предусматривающее расширение и углубление содержания изучаемого материала, изучение его на более высоком теоретическом уровне; группирование, которое предполагает распределение одаренных детей в группы по интересам для обучения по различным планам и программам.
Несколько иные стратегии выделены в отечественной педагогике [7, 10]. Кроме первых трех, рассматривается также стратегия углубления, предполагающая более глубокое изучение тем, дисциплин, стимулирующих личностное развитие учащихся. Я использовал в разные годы и использую сейчас в зависимости от года обучения все эти стратегии.
Новые психологические исследования в области одаренности выявили и другие характеристики, например, высокие творческие возможности. В них подчеркивалась необходимость развития у одаренных детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности, лидерских способностей. Все это вызвало необходимость в специализированной программе обучения одаренных детей. Дж. Рензулли, например, подчеркивал [16], что содержание учебной программы для одаренных должно не только отличаться от обычной, но и учитывать специфические интересы их темы, а также соответствовать стилю усвоения знаний.
Назову некоторые модели и программы, которые используются для обучения одаренных детей.
Модель Дж. Рензулли «Три вида обогащения учебной программы» [16] предлагает следующие виды усовершенствования программ: общая познавательная деятельность; групповое обучение и решение заданий индивидуально и в малых группах.
Модель Б. С. Блума «Таксономия целей обучения» [2] предлагает широкий диапазон возможных целей в когнитивной сфере, распределяющихся по следующим категориям: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Дж. Гилфорд [6], описывая процесс обучения одаренных детей, указывает, что содержание материала должно быть усложнено, методика обучения изменена, прохождение материала ускорено. Эти характеристики в целом относятся к содержанию и организации учебного процесса.
А. Пассов [15] предлагает следующие семь принципов специализации учебных программ для одаренных детей: углубленное содержание; развитие продуктивного мышления; приобщение к развивающемуся знанию; свободное использование источников; поощрение инициативы и самостоятельности в учении; развитие сознания и самосознания; оценка программы по указанным выше принципам.
Н. Б. Шумакова [29], автор отечественной программы «Одаренной ребенок», строит обучение одаренных детей на принципах междисциплинарного подхода. В рамках этой программы они, выполняя исследовательскую
работу, формируют междисциплинарные обобщения, связывающие между собой разные учебные предметы.
В современной практике обучения одаренных школьников используются все стратегии, что определяет и основные типы программ для этой категории учащихся: обычные учебные программы, программы с обогащением и специализированные (дифференцированные) программы.
Если рассматривать проблему одаренности молодежи в целом, то для её успешного решения необходимо решить четыре частных по отношению к ней проблемы:
• концепция одаренности;
• идентификация одаренных;
• прогнозирование развития;
• концепция развития, воспитания и обучения.
С точки зрения формальной логики каждая последующая проблема не может быть решена без предыдущей. Первая из обозначенных проблем -чисто психологическая, последняя - практически полностью педагогическая, вторая и третья - в равной степени принадлежат и психологии и педагогике (несмотря на установившиеся традиции отнесения их к числу проблем возрастной и педагогической психологии).
Спектр проблем, связанных с обучением одаренных детей, чрезвычайно широк, при этом многие отечественные и зарубежные ученые, а также собственная исследовательская практика свидетельствуют о том, что основной генеральной характеристикой одаренного ребенка, качественно отличающей его от «нормальных» сверстников, является особое сочетание высоких уровней развития дивергентного и конвергентного видов продуктивного мышления.
Создание условий для успешного развития продуктивного мышления в учебной деятельности -одна из важнейших проблем теории и практики обучения одаренных детей.
Необходимые условия создания концепции выявления и поддержки одаренной молодежи
Основная задача в концепции выявления, поддержки и развитии одаренной молодежи заключается, на мой взгляд, в моделировании и конструировании развивающей образовательной среды, направленной на создание атмосферы интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса.
Эта развивающая образовательная среда в объединении «Радиотехники и электроники» создана и учебный процесс в этой среде организован так, что это создает особые условия для творческой деятельности учащихся. Это первое и важнейшее условие.
Во-вторых, для работы с одаренными детьми существуют специальные программы: курсы «Основы автоматики» и «Основы робототехники», которые основаны на углубленном изучении более сложных радиотехнических дисциплин.
В-третьих для успешной самостоятельной работы одаренных обучающихся собрана (за 20 лет работы) и постоянно пополняется соответствующая техническая и методическая литература, есть в наличии
58
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Мастер - класс
специальные научно-популярные журналы «Техника молодежи», «Моделист-конструктор», «Радио» и «Радиолюбитель».
В-четвертых создано материально-техническое обеспечение, которое постоянно пополняется современной комплектующей базой и современными электронными приборами, в том числе и персональными компьютерами.
Последовательность восприятия учебного материала является пятым условием создания этой концепции. Все должно быть связано, а не иметь характер отрывков, частей, незаконченных вопросов учебного материала.
Шестым условием является усвоение учащимися обязательного минимума учебного материала. В первую очередь обучающийся должен усвоить то, что входит в обязательный уровень подготовки. Задания обязательного уровня должны быть достаточно просты. В ходе учебного процесса я придерживаюсь методики обучения, когда отработка важнейших умений не ограничивается чисто тренировочными заданиями, а большое внимание уделяется усвоению теоретического материала с постепенным переходом от простых заданий к более сложным. Та концепция, которую я описываю, работает на основах общей подготовки учащихся по обычным программам обучения, но обязательно с определенными углубленными добавлениями,
Если эти все условия не выполнены, не созданы, то и говорить о данной концепции поддержки и развития одаренной молодежи нельзя.
Принципы, которые необходимо соблюсти для эффективного выявления одаренной молодежи
Попытаюсь эти принципы, которые соблюдаются для эффективного выявления одаренной молодежи, расположить, учитывая их важность.
Принцип демократизма. Под этим принципом понимается, что любой обучающийся может принять участие во всех интересующих его занятиях, в частности в конкурсах всех низовых уровней, в том числе и районных. Часто мероприятия внутри объединения являются открытыми, то есть любой обучающийся может принять участие в таком конкурсе. Такая практика демократизма позволяет провести выявление лучших обучающихся для окружных конкурсов на более широкой базе и исключить ошибки первичного выявления на местах, связанные отсутствием ученика на занятиях или с его болезнью.
Принцип открытости. Этот принцип означает, что ученик должен понимать полностью, что от него требуют, и что он может самостоятельно и вовремя оценить результаты своего труда. Система оценивания результатов самостоятельной работы для него полностью прозрачна. Это принцип должен поставлен во главу угла. Все должно известно обучающемуся до занятий, все открыто!
Принцип доступности. Под этим принципом понимается то, что информация о всех мероприятиях различных уровней и методических материалах может доступна любому обучающемуся. В связи с оснащением объединения компьютерами и подсоединением
их к сети Интернет эта проблема решается на принципиально новом уровне. Для этого создается информационный электронный банк знаний. Банк знаний аккумулирует всю информацию о проведенных и проводимых в будущем конференций, конкурсов, выставок технического творчества и др. Над созданием такого банка сейчас проводится работа. Создание подобной системы весьма трудоемко.
Принцип реалистичности. Этот принцип означает на всех видах мероприятий безусловную посильность выполнения планируемого результата обучающимся. Особенно важно такое требование по отношению к содержанию заданий, т.е. задания даются такие, которые смогут выполнить большинство учеников. Важно, что невыполнение задания не интерпретируется обучающимся его большой трудностью, так как подобная возможность надолго отбивает охоту у ученика выполнять задания.
Принцип постепенности. Этот принцип означает переход в занятиях от простого к сложному в каждом разделе, в каждом задании. Принцип постепенности не означает, что не должны выполняться сложные задания и не изучаться сложные темы. Наоборот, решающее значение уделяется трудным темам с ориентацией обучающихся на типичные задания, раскрывающие содержание этих разделов.
Принцип конкретности. Под принципом конкретности понимается то, что задания формулируются на языке, который понятен каждому обучающемуся.
Принцип селективности. Этот принцип означает, что на проводимых мероприятиях учеников часто разбивают на группы по результатам обучения: одаренный ученик, сильный, средний и слабый. Одаренные ученики имеют нестандартное мышление и для их выявления применяются специальные педагогические приемы. Однако такой способ выявления не может охватить всех одаренных и сильных учеников, так как этому препятствуют различные факторы: временные, психологические и даже материальные. Большая роль в выявлении и профессиональной ориентации таких обучающихся лежит на преподавателе.
Принцип замкнутости. Система образования фактически является замкнутой системой. Система дополнительного образования предполагает подготовку не только обучающихся, как можно было предположить из названия системы, но и преподавателей. Преподаватель раз в 5 лет проходит дополнительное обучение на курсах повышения квалификации. Этот принцип несет с собой, как положительное, так и отрицательное.
Принцип цикличности. Принцип означает циклическое повторение тем каждый раз на более высоком уровне. Особенно этот принцип касается сильных и одаренных обучающихся. Наиболее плодотворно принцип цикличности работает при индивидуальной работе с обучающимися.
Принцип ориентированности. Каждый обучающийся должен быть профессионально сориентирован, должен понимать, кем он станет после учебы, что его ждет в большой жизни, куда он пойдет учиться или работать. Всякого рода недоговоренности недопустимы.
Принцип бесплатности мероприятий. Принцип является, по существу, развитием принципа демокра-
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
59
Мастер - класс
тизма: «развитие таланта молодого человека не должно зависеть от толщины кошелька его родителей».
Основные стратегии обучения одаренной и талантливой молодежи, применяемые в работе автора
Основные стратегии обучения одаренных и талантливых детей, применяемые в разное время.
Первая стратегия - «раздельно-совместное обучение», предполагает наличие групп на одной параллели с разным характером обучения, выраженном в первую очередь в особенностях, проявляемых на уровне содержания образования. Механизм выглядит довольно просто: на одной параллели одна из групп составлена из одаренных детей, а другая из детей со средним развитием. При таком варианте легче исправить ошибки, допущенные на этапах диагностики и прогнозирования. Переход из одной группы в другую в рамках объединения «Радиотехники и электроники осуществляется просто самим преподавателем без вмешательства руководства.
Вторая стратегия - «совместное обучение», предполагает обучение одаренных детей совместно с их «нормальными» сверстниками, не выделяя их в отдельные групп, но при этом много времени уделяется индивидуальной работе.
Ребенок и преподаватель при данном подходе не ограничены ни временем, ни жесткими программами, ни местом занятий. Но эта стратегия нуждается в ряде дополнительных мер. Первая - это уплотнение традиционного для массового обучения содержания и освоение предлагаемого в нем объема в более короткие сроки («ускорение»). Вторая предполагает сохранение традиционных сроков обучения, но значительно большее насыщение программ (по сравнению с традиционными) учебным материалом («дополнение»). На уровне содержания образования, в рамках этой стратегии, первое время разрабатывались оба варианта, ярко проявившихся в учебном планировании.
В мировой образовательной практике оба этих подхода продолжают жить, несмотря на то, что на переднем крае педагогической теории уже несколько десятилетий доминирует другое представление об обучении одаренных и талантливых детей, которое и используется мною на современном этапе (третья стратегия).
Третья стратегия, согласно которой одаренные дети имеют ряд качественных отличий от своих «нормальных» сверстников, и поэтому программы и методики обучения и развития одаренных детей принципиально отличаются от традиционных программ и методик. Она предполагает создание групп для обучения одаренных детей (творческих групп) по специальным программам. Их обучение имеет ряд качественных отличий, а не просто иные количественные параметры такие, как больший объем, или более сжатые временные рамки. При этом опережение требований, предусмотренных данным содержанием, значительно превышает возрастной барьер, рассчитанный на среднего ученика.
Но, по моему мнению, должна существовать (на федеральном уровне еще одна стратегия), идеаль-
ная, которую можно назвать «стратегией обучения одаренной молодежи в специализированных технических учебных заведениях дополнительного образования для одаренных детей». В её основе очень простая идея - качественные отличия одаренных детей от их условно нормальных сверстников так же велики, как отличия между последними и умственно отсталыми, и поскольку существуют заведения для умственно отсталых, должны существовать учебные заведения для одаренных.
Основные претензии хорошо известны: относительная неясность общей концепции одаренности, недостаточная надежность методик идентификации одаренных, практически полное отсутствие сколько - ни будь удовлетворительных методик, и пожалуй, самое важное - возможность дополнительного финансирования таких заведений на федеральном уровне.
Учитывая все направления выявления и развития одаренной молодежи, считаю главным - это дополнительное обучение с одаренной молодежью в отдельных группах по особым программам, усложняющимся от этапа к этапу, содержащих элементы развития творчества, организованные специально, причем с применением проблемности в обучении. Все это дает возможность отобрать одаренных детей, поддерживать и развивать их, предлагая им оригинальные задания и творческие проекты.
Выявление одаренных детей
Как же «увидеть» этих одаренных детей? Чем же заниматься, что выделять: способности, талант или гениальность?
Проблема состоит в том, что психологи и педагоги, в первую очередь, выделили те качества, которыми обладают эти одаренные дети. Этих качеств достаточно. В процессе учебной деятельности преподаватели выделяют одаренных детей, далее их надо поддерживать, развивать, что достигается усложнением проводимой учебной деятельности. Как же «выделить» одаренных детей? Но, первое, что ясно, это выделение по тем признакам, чертам, свойствам, которые определены психологами и педагогами для всех одаренных детей.
Все многообразие подходов, точек зрения на проблему одаренности, таланта, особенно взгляды Б. М. Теплова, все больше убеждают меня в мнении, что талантливых детей надо искать, находить и помогать им в их дальнейшем развитии. Причем, возможно выделение одаренности не вообще, а конкретно к радиотехнике, электронике и робототехнике. Но это требует определенной деятельности, т.е. выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи в этих областях. Если мы ставим задачу выявления одаренных детей, то эту деятельность надо организовать специально. Процедура выявления одаренных детей в объединении радиотехники и электроники состоит из двух взаимосвязанных этапов.
Первый этап диагностики проводится с использованием менее надежных инструментов анализа: рекомендации, общие наблюдения, анкеты и конкурсные задания для всех обучающихся, обеспечивая грубую предварительную оценку одаренности.
60
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Мастер - класс
Второй этап предполагает применение более точных методов: индивидуальные тесты, углубленные наблюдения за способными обучающимися и практические задания повышенной сложности с элементами логического мышления, по результатам которого и проводится окончательный выявление.
Конкретное содержание процедуры выявления одаренных детей зависит в основном от программы, по которой ведутся занятия, и структуры одаренности, взятой за основу. Причем процедура выявления одаренных детей не зависит от года и времени обучения, т.е. этот процесс происходит непрерывно в течении всего времени до окончания всего курса обучения- 3 года (базовый курс) и 5, 7 лет (дополнительный курс для одаренных детей).
Вначале обучения (базовый курс) обычные учебные программы по радиотехнике осваиваются одаренными детьми (в процессе их выявления) в ускоренном темпе и углубленно. Досрочно закончив изучение этого курса, они занимаются творческой индивидуальной работой, а на следующий учебный год продолжают свои занятия в группе для одаренных детей (творческой группе).
Изучение радиотехники немыслимо без использования знаний по физике, математике, практических умений и навыков трудового обучения. Мне приходится идти на опережение аппарата радиотехники с теми знаниями, умениями и навыками школьника, которые он данном временном этапе приобрел в школе. Поэтому приходится уделять большое внимание межпредметным связям. Межпредметные связи способствуют выработке у учащихся системы знаний как целостной интегрированной системы. Кроме этого, они обеспечивают выработку у них обобщенных умений и навыков, переноса полученных знаний на новые ситуации, умений в конкретном видеть общее и с позиций этого общего оценивать частное, повышают научный уровень организации и управления учебным процессом. Таким образом, обеспечивается более активный и качественный переход от «известного» к «неизвестному». Термин «ранее изученное» нельзя ограничивать рамками одного предмета. Наиболее легко и глубоко усваивают материал, который еще не изучался в школе (например, изучение закона Ома учащимися
5-7 классов) и приобретают новые умения и навыки практической работы (выполнение радиотехнических измерений с помощью современных цифровых приборов) именно одаренные дети. По этому выявление обучающихся, умеющих без особых усилий изучать и усваивать межпредметный материал, который изучается в школе позже, является одним из способов выявления их одаренности.
Как уже отмечалось, для выявления способностей следует обращать внимание на некоторых учащихся, проявляющих признаки интеллектуального развития, чтобы взять их «под контроль» в плане их способностей. Основными признаками интеллектуального развития личности обучающегося являются: способность мышления обучающегося к движению от абстрактного к конкретному и наоборот, теоретическое и практическое мышление.
Считаю, как минимум необходимо обратить внимание на следующее:
• оригинальные вопросы обучающихся преподавателю;
оригинальные подходы к выполнению заданий, предлагаемых обучаемым;
• успехи в различных конкурсах, начиная с самого первого этапа внутри образовательного учреждения;
• самостоятельные выводы и предложения при изучении соответствующей литературы;
• быстроту решения заданий и усвоения учебного материала, что какими-то способами выявляется преподавателями;
• умения экспериментировать, собирать схемы и устройства для проведения опытов и экспериментов;
• быстрота реакции на какие-то погрешности или ошибки в действиях преподавателей и др.
Для выявления одаренных детей в первую очередь я слежу, кто из учеников:
• проявляет лидерство в работе;
• показывает черты соревновательности, поиска вариантов решения проблемы;
• показывает широту интересов и выходит за рамки обсуждаемого;
• проявляет эмоциональность в поиске решения поставленного задания;
• относится с любопытством к заданию, спрашивает дополнительное:
• проявляет сверхчувствительность к решаемой проблеме, особую заинтересованность в ней;
• показывает свою склонность к трудным и сложным заданиям, а не простым;
• показывает гибкость мышления в своих рассуждениях;
• способен с легкостью генерировать идеи для поиска результата;
• характеризуется легкостью ассоциирования при коллективной работе;
• демонстрирует отличную память, поиск аналогий, аналогичных заданий;
• какими-то путями показывает высокую способность к прогнозированию;
• проявляет умение концентрировать внимание;
• показывает способность к оценке высказанных мыслей, идей, предложений и др.
И так из занятия в занятие, выделяю этих одаренных детей.
Конечно, есть и другие методы выделения одаренных детей: тестирование, предложение проблемных заданий и др. Но при этом «выделяются» единицы, а мне надо выявить достаточное число одаренных детей, работать с ними, воспитывать и развивать их. При этом число интересующих детей будет постепенно расти.
Длительный опыт моего преподавания говорит и еще об одном весьма простом, но важном. Преподаватель всегда во время занятий ищет «умные глаза»
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
61
Мастер - класс
учеников, по выражению которых он судит усваивается и понимается ли учебный материал обучающимися или нет. Эти «умные глаза», их выражение на занятиях первый сигнал о способностях данных обучающихся. Ученикам с «умными глазами» нужно задать вопросы, требующие глубоко понимания учебного материала, дать им специальные задания, втянуть их в какую-то дополнительную творческую работу.
Нынешней молодежи приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность, пропуски любимых занятий. Тут уже не приходится говорить о развитии одаренности, творческого потенциала - нужно выяснить причины, проявить терпение и помочь.
Методика проведения занятий
Занятия должны решать две существенные задачи:
1) расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся по сравнению с тем, что они получили раннее;
2) выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи в процессе этих занятий, поэтому занятия все время усложняются.
Вторая задача не имеет разработанной и проверенной методики, есть только некоторый опыт ее решения. Мне ясно лишь одно - надо вести обязательно занятия с обучающимися, специальные как по содержанию, так и по методике. Эти занятия ведутся уже несколько лет и носят углубленный характер, и в процессе этих занятий выявляются те обучающиеся, которых я ищу, т.е. одаренные молодые люди.
В процессе преподавания обучающимся во всех видах занятий важно не накопление изолированных знаний, фактов, а выработка на их основе системы знаний, умений, навыков, т. е. стержня, на котором должен строиться весь процесс дополнительного обучения школьников. Знания отдельных разрозненных фактов, даже очень важных, еще не означает разносторонней образованности человека. Многие очень хорошо отгадывают кроссворды, но их нельзя назвать специалистами. Знания должны быть систематизированы, обобщены, тогда возможно их применение в практике. Важен не сам обширный набор фактов, а их строгая иерархия и хорошая систематизация, обобщение, позволяющие объединять разные частные объекты из разных разделов техники и исследовать их одними и теми же методами. Поэтому умственная деятельность обучающегося, заучившего огромное количество разрозненных фактов, оказывается весьма ограниченной. Ему трудно применять эти знания в тех ситуациях, которые не возникали у него до этого момента. Такой обучающийся мыслит прецедентами. Связать два разных факта или два разных подхода бывает зачастую для него непосильной задачей.
Таким образом, выскажу суждение, что в дополнительном обучении необходимы обобщения и систематизация знаний обучающихся.
Для эффективной умственной деятельности необходима ее автоматизированность, которая является основой умений и навыков. Автоматизированность -
это динамический стереотип, который образуется при длительном воздействии одних и тех же раздражителей. Выработанный динамический стереотип позволяет обеспечить легкость и точность умственной деятельности школьника. Это позволяет отказаться от постоянного контроля за простейшими операциями и сконцентрировать внимание на главном, что увеличивает возможность для умственной деятельности.
Добавлю, чтобы не потерять аудиторию, занятия должны быть не только глубокими, содержательными, но и интересными, красивыми. Для решения этой проблемы я использую красивые технические демонстрации, на личном примере демонстрирую процесс радиомонтажа, изучаемой схемы, но исследования проводятся совместно с обучающимися. При этом в процессе изложения материала, я стараюсь создавать проблемные ситуации, которые коллективно разрешаются.
Чтобы занятия имели успех у обучающихся, постепенно не пропадал интерес к ним, это должны быть особые занятия, занятия не только углубленного типа, о чем уже было сказано, но специфичные как по содержанию, так и по форме. По этому вопросу дам еще некоторые предложения и замечания, выделю специфику этих занятий. Как я считаю, дополнительное обучение должно формировать у одаренных обучающихся теоретическое и исследовательское мышление, побуждать к самостоятельному творческому поиску, направленному на усвоение результатов научного познания, различных способов действия, учить их управлять как внешней, так и внутренней мыслительной деятельностью. Таких детей надо научить способности к движению от абстрактного к конкретному и обратно, выработать у него эмпирическое и теоретическое мышление. Обучение одаренных детей должно быть построено так, чтобы они действовали осознанно, ошибки исправляли в основном самостоятельно и, в крайнем случае, с помощью преподавателя. Они должны учиться не только правильно действовать, но и аргументировать свои действия. Такое управление их деятельностью позволяет реализовать не только новый путь (способ) усвоения знаний, но и другой подход в обучении, в ходе которого формирование знаний осуществляется в самостоятельной деятельности, организуемой преподавателем.
Самостоятельная работа одаренных детей должна поощряться. Ее объем должен быть очень большой.
Гглавным стержнем в проводимом теоретическом обучении является разработка системы заданий, посредством которой обучающиеся включаются в продуктивную учебно-познавательную деятельность, моделирующую работу исследователя, обеспечивающую дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Предпочтительными методами и формами выступают те, которые включают школьника в продуктивную учебную деятельность, и те, что направлены на реализацию индивидуализации, дифференциации обучения, обеспечения адекватности средств, методов и форм его организации, учитывают индивидуально-психологические особенности обучающихся. При этом обеспечивается развитие и саморазвитие ребенка, его самореализация, что позволяет научить
62
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
Мастер - класс
изобретательности к формам, средствам и методам познания, изучаемого предметного материала.
Намеченная раньше и дополненная здесь методика теоретического обучения школьника опирается на концепцию личностно-ориентированного подхода. Она развивает индивидуальность обучаемого, создает предпосылки для ее развития и саморазвития. Приоритет в обучении отдается самостоятельной деятельности и организации копилки знаний. Таким образом, предлагается стать на точку зрения теории активной деятельности и осуществлять личностноориентированное преподавание.
Предлагаемая методика позволяет организовать процесс обучения, обладающий целым набором педагогических приемов и компонент:
1) стимулирующих, мотивационных,
2) контрольно-регулировочных,
3) охватывающих все базовые формы деятельности школьника,
4) сориентированных на самостоятельную поисковую деятельность школьников,
5) ориентированных на один из способов самостоятельного получения новых знаний и навыков,
Основной вывод о методике проведения занятий автором, который можно сделать из вышесказанного, заключается в том, что:
1) учебные задания как бы сливаются с методикой обучения;
2) частные методики изложения конкретных углубленных тем способствуют продуктивному дальнейшему обучению;
3) изложение конкретных приемов по выполнению общих заданий способствует продуктивному изучению теоретического материала;
4) применение специальных методик для создания особых «ситуаций успеха» принуждают обучающегося действовать не по заранее известным стереотипам, а использовать нестандартные приемы и методы при выполнении заданий;
5) теоретическое обучение строится в активной форме, направленной на отработку элементарных знаний навыков и умений;
6) применяются методики выполнения заданий, в которых используются теоретические и практические материалы из разных областей.
Большинство занятий построено так, что одаренные обучающиеся должны проявлять творческий поиск при решении той или иной проблемы или выполнении практического задания. Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:
• реконструктивное творчество;
• комбинаторное творчество; творчество через аналогии.
• проявление интеллекта представляется воз-
можным фиксировать по
• пониманию и структурированию исходной ин-
формации;
• постановке задачи;
• поиску и конструированию решений;
• прогнозированию решений (разработки замыс-
лов решения), гипотез.
Экспериментальная и практическая работа для одаренной молодежи, участие в различных конкурсах и научно-практических конференциях
Материал учебного общего курса объединения радиотехники и электроники подразделяется на экспериментальную (практическую) и теоретическую часть.
Особое внимание в учебных программах для одаренной молодежи в творческих группах уделено выполнению экспериментальных и практических заданий, в том числе и творческих, которые занимают половину учебного времени. Суть экспериментальной работы - это опыты, эксперименты, практические работы, проводимые для обнаружения новых способностей и проверки известных. Материал учебного курса для одаренной молодежи немыслим без лабораторных занятий и творческих работ. Выполняя лабораторные работы, обучающийся имеет возможность сам проверить на практике теоретический материал, изученный ранее, приобретает навыки работы с измерительными приборами, знакомится с методами измерений, учится обрабатывать результаты измерений.
В лабораторных работах следует выделить два направления:
1) экспериментальная проверка известных теоретических сведений, нахождение при помощи эксперимента некоторых их числовых результатов;
2) выполнение некоторых технических заданий, подтверждающих изученный теоретический материал или по сборке электронной схемы и проверке ее работы. Причем, в конце выполненного задания обязательно должны проводиться исследования.
В таких заданиях, как правило, рассматриваются реальные технические объекты, технические устройства и т.п. Для выполнения подобных заданий обучающийся должен обладать культурой физического моделирования и быть способным самостоятельно предложить модель рассматриваемого процесса, оценить результат умственного логического построения. Выполнение таких заданий может носить оценочный эвристический характер. Кроме того, надо уметь сконструировать из имеющихся в наличии (заданных условием лабораторной работы) подручных средств экспериментальную установку и проверить предлагаемую теоретическую оценку.
Современный лабораторный практикум должен обеспечивать интенсивное развивающее обучение. Для этого необходима реализация широкого набора экспериментов на каждом рабочем месте, быстрая организация эксперимента, глубокие и качественные исследования в каждом эксперименте, предметно характеризующие изучаемый эффект или явление.
Именно это привело к разработке и созданию комплексных лабораторных установок по различным разделам курса, которые используются при проведении лабораторных работ.
Комплексная лабораторная установка (рабочее место) содержит измерительно-аналитическую базу, систему функциональных модулей и набор изучаемых объектов. В течение нескольких занятий на установке могут изучаться различные темы курса.
Эксперимент и инновации в школе 2012/3
63
Мастер - класс
В качестве примера лабораторного задания повышенной сложности приведу следующее:
Лабораторная работа при изучении «Постоянного электрического тока».
Перед Вами «чёрный ящик» с двумя выводами, внутри которого может находиться один из ниже перечисленных элементов: электрическая лампочка накаливания, резистор с постоянным электрическим сопротивлением, конденсатор. Что находится в «чёрном ящике»?
Оборудование: «Чёрный ящик», источник постоянного тока (батарейка), амперметр, вольтметр, магазин сопротивлений, ключ и соединительные провода.
Выполнение работы: Собирается электрическая цепь по схеме (рис.1). Проводятся различные наблюдения и измерения, которые должны помочь путем применения логических рассуждений и теоретических знаний, изученных по данной теме, определить содержимое «черного ящика».
Возможное решение. О наличии конденсатора, если таковой присутствует, будет говорить отброс стрелки амперметра лишь в начальный момент при сборе электрической цепи по схеме, показанной на рисунке. Электрическую лампочку накаливания от резистора можно отличить по вольт-амперным характеристикам. Вольтметр подключаем параллельно «чёрному ящику». Изменение силы тока в цепи при этом осуществляется путём изменения сопротивления R магазина.
Особое место занимают виртуальные лабораторные работы по электротехнике и радиотехнике, выполняемые на компьютерах по специальным программам, которых сейчас довольно много у нас выпускается и есть в продаже. Виртуальные модели - это воплощенные идеальные модели в виде некоторой компьютерной «реальности».
Работу на компьютерах и работу в Интернете осваивают все обучающиеся, проходящие обучение по общей программе, но только в группах для одаренных детей проводится более глубокое их изучение и выполняются виртуальные лабораторные работы.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
2. Блум Б. , Таксономия целей обучения-М: 2005.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983.
4. Брунер Д.ж. Процесс обучения - М: 2007.
5. Гарднер Т. Одаренный ребенок. - М: 1982.
6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления: Сб. переводов; Под ред. A.M. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965.
7. Горелова Г., Степанов В. И вырастет талант...//Народное образование.-1996.-№8.
8. Дворянцева С.Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5.
9. Долинский В.С. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №2.
10. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
11. Краткое пособие для учителей по работе с одаренными детьми: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться /Под ред. Л.В.Пановой и В.И.Панова.-М.: Молодая гвардия, 1997.
12. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися /Под ред. Л.В. Пановой и В.И. Панова. -М., 1995.
13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.-М., 1969.
14. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.-1989.-№6.
15. Одаренные дети /Под ред. ГВ.Бурменской и В.М.Слуцкого. - М.:Прогресс, 1991.
16. Резнули Дж. Три вида обогащения учебной программы. -М. 2005.
17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.:Педагогика, 1973.
18. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.
19. Сиденко А.С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №6.
20. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.
21. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - №5.
22. Сухомлинский В.А. О воспитании.-М.:Политиздат, 1973.
23. Тейлор Талантливые дети.-М.:2005.
24. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т.-М.: Педагогика, 1985
25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избранные труды-М:1982.
26. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т.1.//Со-брание сочинений. - М.: АПН РСФСР, 1973.
27. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей /М.: Молодая гвардия, 1998.
28. Шубаева Е.И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.
29. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. / Вопросы психологии. - 1996. - №3.
64
Эксперимент и инновации в школе 2012/3