Научная статья на тему 'Научный подход к трактовке принципов физического воспитания с использованием метапредметного знания о способностях'

Научный подход к трактовке принципов физического воспитания с использованием метапредметного знания о способностях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / АКТУАЛЬНЫЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПЕНСАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Страдзе Александр Эдуардович, Сабирова Ирина Александровна

В статье поставлена задача: используя метапредметный подход, на новом витке научного осмысления, описать закономерности физического воспитания и совершенствования человека в контексте психологического учения о развитии способностей, экстраполируя накопленные психолого-педагогические знания в предметную область физического воспитания. Разработка единых взглядов и принятие наработанных подходов к трактовке способностей из общей психологии и психологии деятельности обеспечит продвижение вперед модуля теоретических физкультурно-спортивных знаний. Сам же термин «способности» должен стать понятием-интегратором, сближающим концептуальный аппарат, сущностные истоки психологических, дидактических и собственно-физкультурных методических знаний, а взаимосвязь его с другими научными категориями выдвигает концепт в число наиболее обобщенных фундаментальных понятий-категорий, имеющих важнейшее значение для общей теории науки, отображающих интегративные тенденции в развитии современного метапредметного научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Страдзе Александр Эдуардович, Сабирова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific approach to interpretation of principles of physical education with use of metasubject knowledge about abilities

There is a set task in the article: to describe regularities of physical training and perfection of the person in the context of the psychological doctrine about development of abilities, using metasubject approach, on a new round of the scientific judgment, extrapolating the accumulated psychological and pedagogical knowledge into the subject domain of physical training. Development of the uniform views and acceptance of the acquired approaches to interpretation of the abilities from the general psychology and psychology of activity will provide advance of the module of theoretical sports knowledge forward. The term "abilities" has to become the concept integrator which is pulling together the conceptual device, intrinsic sources of psychological, didactic and sports methodical knowledge, and the interrelation of it with other scientific categories puts forward the concept into a number of the most generalized fundamental concepts-categories, which are essential for the general theory of the science, displaying the integrative tendencies in development of the modern metasubject scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «Научный подход к трактовке принципов физического воспитания с использованием метапредметного знания о способностях»

Энергии» из правой зоны выполняют ловлю мяча в среднем 2 раза за игру, отбивания мяча не выполняются, также из этой зоны мячи не пропускают вратари. Вратари «СКА-Нефтяника» из правой зоны выполняют отбивания мяча - 1 раз в среднем за игру и 1 раз в среднем за игру выполняют ловлю мяча, из этой зоны вратари мячей не пропускают.

Удары из пределов левой зоны обороны вратари команды «Енисей» отбивают в среднем за игру 4 раза, 1 раз ловят мяч и 1 раз пропускают гол. Вратари команды «Байкал-Энергия» из пределов левой зоны обороны отбивают 5 ударов в среднем за игру, не зафиксировано ни одного случая ловли и пропуска голов. Вратарям команды «СКА-Нефтяник» не пришлось выполнять отбиваний мяча, но осуществляли ловлю мяча в среднем за игру 3 раза, также в среднем за игру пропускали 1 гол.

Анализ полученных результатов позволил установить, что ТТД вратарей в обороне в основном характеризуются общими сторонами, но в атакующих ТТД выявлено полное отсутствие длинных бросков мяча вратарями «СКА-Нефтяник». Вероятно, что наличие в данной команде нескольких игроков с отличными качествами скоростного ведения мяча и определил такой стиль введения мяча вратарями.

Таким образом, проведенное исследование позволило определить количественные и качественные показатели основных соревновательных действий вратарей ведущих команд Суперлиги на финальном этапе Чемпионата России по хоккею с мячом, а также дальнейшие пути их совершенствования.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.01.2018

УДК 796.011

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ТРАКТОВКЕ ПРИНЦИПОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ О

СПОСОБНОСТЯХ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Александр Эдуардович Страдзе, доктор социологических наук, директор, Педагогический институт физической культуры и спорта, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта, заведующая кафедрой, Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж

Аннотация

В статье поставлена задача: используя метапредметный подход, на новом витке научного осмысления, описать закономерности физического воспитания и совершенствования человека в контексте психологического учения о развитии способностей, экстраполируя накопленные психолого-педагогические знания в предметную область физического воспитания. Разработка единых взглядов и принятие наработанных подходов к трактовке способностей из общей психологии и психологии деятельности обеспечит продвижение вперед модуля теоретических физкультурно-спортивных знаний. Сам же термин «способности» должен стать понятием-интегратором, сближающим концептуальный аппарат, сущностные истоки психологических, дидактических и собственно-физкультурных методических знаний, а взаимосвязь его с другими научными категориями выдвигает концепт в число наиболее обобщенных фундаментальных понятий-категорий, имеющих важнейшее значение для общей теории науки, отображающих интегративные тенденции в развитии современного мета-предметного научного знания.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные способности, общие и специальные способности, актуальные и потенциальные способности, компенсация двигательных способностей, закономерности физического воспитания, принципы физического воспитания, двигательная деятельность, физические качества, метапредметный подход, метапредметные знания.

SCIENTIFIC APPROACH TO INTERPRETATION OF PRINCIPLES OF PHYSICAL EDUCATION WITH USE OF METASUBJECT KNOWLEDGE ABOUT ABILITIES

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Alexander Eduardovich Stradze, the doctor of sociological sciences, director, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport, Moscow City University, Moscow; Irina Aleksandrovna Sabirova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Master of Sports, department chairman, Voronezh State Institute of

Physical Culture, Voronezh

Annotation

There is a set task in the article: to describe regularities of physical training and perfection of the person in the context of the psychological doctrine about development of abilities, using metasubject approach, on a new round of the scientific judgment, extrapolating the accumulated psychological and pedagogical knowledge into the subject domain of physical training. Development of the uniform views and acceptance of the acquired approaches to interpretation of the abilities from the general psychology and psychology of activity will provide advance of the module of theoretical sports knowledge forward. The term "abilities" has to become the concept integrator which is pulling together the conceptual device, intrinsic sources of psychological, didactic and sports methodical knowledge, and the interrelation of it with other scientific categories puts forward the concept into a number of the most generalized fundamental concepts-categories, which are essential for the general theory of the science, displaying the integrative tendencies in development of the modern metasubject scientific knowledge.

Keywords: physical training, motive abilities, general and special abilities, relevant and potential abilities, compensation of motive abilities, regularities of physical capacity, principles of physical capacity, motive activity, physical qualities, metasubject approach, metasubject knowledge.

ВВЕДЕНИЕ

В массиве научных знаний порой забываются исходные основы теорий, положивших начало формированию аккумулированного интегрированного знания, какой является обобщающая теория физической культуры. В первую очередь речь идет о собственно-научной базе знаний теории и методики физического воспитания. Сегодня наблюдается смешение ее научных истоков с другими отраслевыми дисциплинами, идет обобществление с принципами, например, спортивной тренировки (по Л.П. Матвееву - непрерывность, законы динамики нагрузок, цикличность и адекватность использования систем упражнения возрастным закономерностям занимающихся и прочее). Вместе с тем, научно-практические идеи для собственного развития теория физического воспитания черпает не только из общей педагогики, но все более опирается на современные знания философских, социологических, педагогических, психологических дисциплин, в которых развитие и воспитание человека рассматривается в системе метапредметного знания, сквозь призму общенаучных подходов, формирующих гносеологические основы данной теории. Одним из таких направлений является учение о развитии способностей человека (в том числе их воспитание в двигательной деятельности).

Цель исследования - используя метапредметные знания [1, 4, 6, 8, 11], на новом витке научного осмысления описать закономерности физического воспитания и совершенствования человека в контексте опорного развития его двигательных способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты научно-теоретического анализа представлены уточнением гносеологических знаний о закономерностях (принципах) физического воспитания, сущность которых составляет деятельность по воспитанию двигательных способностей.

1. Физическое воспитание - неразрывный процесс образовательно-воспитательной деятельности человека. Единство обучения (умениям и навыкам) и воспитания (способностей и физических качеств) в двигательной деятельности человека.

Разработанная концепция двигательной деятельности в 50-е - 80-е годы была основана на дидактическом подходе и противопоставлена методологии воспитания

двигательных способностей. Этому способствовал и классический подход к трактовке способностей выдающегося психолога нашего времени Б.М. Теплова [9], который указывал: «...понятие способность не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного человека». Подобное толкование привело в теории физического воспитания к разрыву и изолированному рассмотрению двух результирующих сторон двигательной функции - навыков и качеств, что в последующем проявилось в размежевании в процессе упражнений двух научно-теоретических направлений - обучения движениям и управления развитием физических качеств человека.

Освоение двигательного действия, успешное формирование двигательных умений и навыков возможно только при определенном уровне развития способностей. По отношению к навыкам физические способности предстают как возможности человека к деятельности, а форма их проявления выражена готовностью осуществлять двигательные действия. В сегодняшних научных взглядах ученых приводится утверждение, что физические способности и двигательные навыки выступают как неразрывные стороны процесса упражнений, большинство из них утверждают единство и отвергают противопоставление навыков и способностей как раздельно существующих явлений - они существовать друг без друга не могут. Двигательные способности определенным образом сопряжены с проявлением умений, навыков, составляют их основу, представляют их часть. Иначе говоря, проявляемые физические способности составляют элемент двигательных навыков. Из вышесказанного следует, что двигательный навык всегда выступает как особый уровень закрепления физических способностей, очень часто несущих не только количественную, но и качественную характеристику, что порой и отражается в характеристиках двигательного навыка.

2. Физическое воспитание - деятельностный процесс всестороннего развития и совершенствования человека. Обусловленность развития системой воспитания.

Формирование основ физической культуры личности, а вместе с тем устремление к всестороннему и гармоничному развитию личности человека, реализация возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья достижимы только в процессе реализуемой двигательной деятельности. Деятельность - функциональное взаимодействие человека с реальностью, направленное на познание и преобразование не только природы, но и самого себя, совершенствование психической и физической сторон самого человека, организуемая в целях удовлетворения своих потребностей в движениях. Двигательная деятельность, акцентирующая телесное развитие, требует создания условий, в которых она не мешает, а способствует всестороннему развитию, где пути духовного совершенствования сопряжены с его физическим развитием в процессе физического воспитания.

3. Единство деятельности и способностей.

Этот принцип раскрывает отношения способностей и деятельности. Согласно данному принципу, деятельность реализуется через способности субъекта, а способности развиваются в деятельности. Деятельность начинает реализовываться на основе имеющихся у субъекта способностей, а в дальнейшем, если требования деятельности превышают наличный уровень развития способностей, деятельность приводит в движение процесс развития способностей.

4. Единство психической и соматической сторон в двигательной деятельности. Воспитание психомоторных способностей - главная линия физического воспитания.

В современных психологических исследованиях одним из основных принципов при изучении способностей является принцип психофизического единства. В.Д. Шадриков [12] рассматривает «способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции», отмечает, что любая конкретная деятельность может быть дифференцирована на отдельные психические функции, которые

реализуют наиболее общие формы деятельности, и вместе с тем, являются «единицами» деятельности, выступают в качестве исходных при ее анализе. Каждая психическая функция реализуется специализированной функциональной системой, которая является частью единой функциональной системы мозга, и в этом случае общее не предшествует частному, а наоборот есть результат «сборки» отдельных элементов. В этом смысле подчеркивается общность или всеобщность качественных свойств проявляемых способностей.

5. Двигательные способности первичны, это - совокупность возможностей человека к двигательной деятельности. Двигательные (физические) качества мета-предметны к способностям - это качественная однородность проявляемых способностей в двигательной деятельности.

В.С. Фарфель [10], отказавшись от понятия «двигательные качества», под которыми он подразумевал некоторые качественные «меты» (характер) двигательной деятельности, призвал к употреблению в научном обиходе термина «двигательные способности». Данной позиции противостоит мнение ряда других ученых [2, 3, 6], в работах которых отмечается, что в различных двигательных способностях находит свое выражение качественное своеобразие (однородность) двигательных возможностей человека. Например, В.М. Зациорский пишет, что «...они - есть некоторая характеристика именно человека, а не движения; мы говорим о силе Л. Жаботинского, выносливости П. Болотникова ... о их возможностях выполнять те или иные движения...,» [3, с. 12]. В основополагающих научных концепциях и доктринах ученых трактовка способностей осуществляется в сопоставлении с двигательными возможностями человека, их проявлением и влиянием на эффективность деятельности, когда, например, «двигательные способности понимаются как индивидуальные свойства, определяющие двигательные возможности человека». Как видим, нет единства в мнениях ученых: как следует рассматривать? в виде качественных функциональных характеристик человека? или в роли качественных сторон, характеризующих его двигательную функцию? [5].

Проблему способностей следует изучать с позиций качественных, а не количественных критериев их оценки. Это положение Б.М. Теплова [9], относящееся к проблеме способностей, уместно напомнить в современных условиях, так как, к сожалению, изучение способностей в большинстве исследований по физической культуре и спорту осуществляется путем количественной оценки двигательных норм, но не перспективных качественных признаков. Количественный подход необходим, «но только в том случае, когда он следует за качественным анализом, вытекает из него, им определяется» [9].

6. Единство общих и специальных способностей в двигательной деятельности по физическому воспитанию.

К общим способностям относят те общие свойства индивида, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности. Специальные способности представлены теми свойствами индивида, которые отвечают более узкому кругу требований в избранной специфической деятельности. Вопрос об общих и специальных способностях оказался крайне дискуссионным. С.Л. Рубинштейн [7] был первым, кто поставил проблему единства общих и специальных способностей как неделимого явления человеческой деятельности, что нашло свое весьма существенное воплощение в современных проблемах двигательной деятельности. Ученый указывает: «... Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных свойств, их особенных и единичных проявлений. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. ... Общие... и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого. ... Решительно во всякой одаренности есть и общее, и особенное ... [7; с. 541]». Именно это единство и легло в основу современного понимания принципа спортивной тренировки - «единство общей и специальной подготовки спортсмена». В более поздней своей работе «Принципы и пути развития психологии» [с. 125-134]. С.Л. Рубинштейн очерчивает механизм формирования

способностей. «Для формирования способностей нужно, чтобы соответствующие психические деятельности обобщились ... качество способности существенно зависят от того, как совершается генерализация ... [7; с. 546]. При достаточно развитом уровне обобщения возможен перенос этого свойства с одной деятельности на другую, что позволяет не только сократить, ускорить ход реализации деятельности, но и предвосхитить, определить развитие действий. Способность к обобщению, по-видимому, позволяет объяснить ускоренное формирование навыков».

7. Компенсация двигательных способностей волевыми и нравственно-психическими проявлениями в процессе физического воспитания.

В связи с задачами различения общих и специальных способностей, возникает проблема компенсации одних компонентов в способностях другими, которая является одной из сложнейших в рассматриваемом вопросе. Это объясняется тем, что компенсации рассматриваются различными исследователями с различных позиций. В одном случае компенсация рассматривается довольно узко - слабость одной психической функции компенсируется силой другой, а в другом - шире, когда компенсация недостающей способности обеспечивается умением и характерологическими качествами - терпением, настойчивостью, другими волевыми проявлениями. Таким образом, слабое развитие, недостаток какой-либо одной частной способности может быть компенсирован (возмещен) за счет усиленного развития других функций.

8. Обусловленность текущей результативности проявлением актуальных способностей и ориентация двигательной деятельности на перспективное развитие потенциальных способностей человека.

В зависимости от того, какие условия деятельности складываются для развития способностей, последние могут проявиться как актуальные или потенциальные; о первых судят по показателям текущего контроля (актуальные способности), о других - по динамике показателей актуальных способностей в течение нескольких лет (потенциальные способности).

Итак, к актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Актуальные способности уже обнаружены и реализуются при благоприятных условиях. Актуальные способности - только часть потенциальных способностей. Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности или в конкретный момент времени, но способны актуализироваться при изменении соответствующих условий деятельности. Необходимо проводить количественную оценку актуальных способностей и качественную оценку потенциальных способностей.

9. Обусловленность развития способностей условиями деятельности. Методические принципы физического воспитания, регламентирующие деятельность по развитию двигательных способностей - доступная непрерывность физических воздействий, адекватность, оптимальность, периодичность, направленность на их комплексное развитие.

Обычно, говоря о способностях, отмечают их влияние на успешность деятельности. Вместе с тем, эффективная деятельности определяет интенсивное развитие способностей. Поэтому методологически будет неверно отрывать способности от условий деятельности. И то и другое определяет успешность деятельности, только в системе «способности - условия деятельности» можно говорить о потенциально возможной деятельности. Такими условиями двигательной деятельности в физическом воспитании являются адекватность, оптимальность, комплексность воздействия.

Требование адекватности предполагает учет ведущих психофизических свойств, способностей и качеств человека в деятельности, выявление доминирующих факторов его физической подготовленности, предусматривает качественное и количественное соответствие тренировочного эффекта требованиям двигательной задачи; определяет минимизацию расходов физиологических ресурсов, предусматривает достижение оптимальности реакций,

устанавливает их согласованность друг с другом. Оптимальность - благоприятный, наилучший способ организации деятельности при заданных ее условиях и параметрах.

Успешность деятельности зависит от комплекса способностей. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут быть обусловлены различным комплексом способностей. Поэтому принципиально можно говорить о различных типах, видах и разновидностях способностей, их структуре.

10. Учет закономерностей возрастного развития человека при воспитании его наличных способностей.

В отдельные возрастные периоды онтогенеза человека возникают наиболее благоприятные условия для развития отдельных видов способностей в силу неравномерности, скачкообразности и гетерохронного развития и созревания систем организма. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных способностей будут наиболее оптимальными, называются «сенситивными». Доказано, что если направленное развитие двигательных способностей осуществлять в период их ускоренного роста, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период их замедленного формирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо понимать, что сложившаяся теория физического воспитания не может, да и не должна претендовать на всеобщее научное знание о физической культуре. С другой стороны, современные интегративные тенденции, проявившиеся в последнее время в нашей предметной сфере, не должны «подтягивать» теорию физического воспитания до всеобщей науки, что сплошь и рядом проявляется в научных работах ученых. Ей - теории физического воспитания - присущи свой предмет и объект исследования, своя область научно-методических знаний и свои закономерности функционирования, по которым в системе физического воспитания происходит организация деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Метапредметные образовательные результаты в профессиональной подготовке спортсмена и тренера : на примере пулевой стрельбы / Г.Н. Германов, С.И. Филимонова, И.А. Сабирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 43-51.

2. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Юрайт», 2017. — 224 с.

3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.

4. Иванков, Ч. Т. Динамическая ситуация как уникальный метаспособ восприятия и понимания соревновательной деятельности в восточных единоборствах / Ч.Т. Иванков, С.А. Литвинов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 109-113.

5. Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиологии : учеб. пособие / В.Б. Коренберг. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с.

6. Никитушкин, В.Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей : монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. - Воронеж : Элист, 2016. - 506 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2009. -

713 с.

8. Сабирова, И.А. Метапредметный подход к подготовке стрелков-пистолетчиков в системе многолетней тренировки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Сабирова Ирина Александровна ; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - М., 2015. - 54 с.

9. Теплов, Б.М. О способностях // Психология способностей: хрестоматия / ред.-сост. В. Д. Шадриков. - М., Воронеж, 2012. - С. 376-415.

10. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. - 2-е изд., стереотип. -М : Советский спорт, 2011. - 202 с.

11. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А.В. Хуторской ; Ин-т образования человека. - М. : Изд-во «Эйдос», 2012. - 73 с.

12. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2002. - 160 с.

REFERENCES

1. Germanov, G.N., Filimonova, S.I. and Sabirova, I.A. (2015), "Metasubject educational results in vocational training of the athlete and trainer: on the example of bullet firing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 43-51.

2. Germanov, G.N. (2017), Motor skills and physical qualities. Parts of the theory of physical culture: textbook for undergraduate and graduate, publishing house Yuwrite, Moscow, Russia.

3. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of the athlete: bases of the theory and technique of education, Soviet Sport, Moscow, Russia.

4. Ivankov, Ch.T. and Litvinov, S.A. (2017), "Dynamic situation as a unique metaway of perception and understanding of competitive activity in oriental martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 109-113.

5. Korenberg, V.B. (2005), Bases of sports kinesiology, Soviet Sport, Moscow, Russia.

6. Nikitushkin, V.G., Germanov, G.N. and Kupchinov, R.I. (2016), The metadoctrine about education of motive abilities: monograph, Elist, Voronezh, Russia.

7. Rubenstein, S.L. (2009), Fundamentals of the general psychology, Peter, St. Petersburg, Russia.

8. Sabirova, I.A. (2015), Metasubject approach to training of shooters in the system of a long-term training, dissertation, Moscow, Russian Federation.

9. Teplov, B.M. (2012), The abilities, Modec, Voronezh, Russia.

10. Farfel, V.S. (2011), The organization the movements in sport, Soviet Sport, Moscow, Russia.

11. Khutorskoy, A.V. (2012), Metasubject approach in training, Ados, Moscow, Russia.

12. Shadrikov, V.D. (2002), Introduction to psychology: abilities ofthe person, Logos, Moscow, Russia.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.01.2018

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОЙЦОВ ОМОН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Николай Ефимович Гоголев, кандидат педагогических наук, доцент, Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Ариан Егорович Тарасов, кандидат педагогических наук, доцент, Леонид Алексеевич Филиппов, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), Якутск

Аннотация

В статье обосновывается значимость физической подготовки сотрудников силовых структур, подчеркивается влияние уровня физической подготовленности на морально-волевые качества бойцов. Авторы делятся опытом методики физической подготовки бойцов отряда милиции особого назначения (ОМОН) в условиях Крайнего Севера.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая подготовленность, морально-волевые качества, сотрудники силовых структур, бойцы, тренировочный процесс, Республика Саха (Якутия).

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING METHODOLOGY FOR FIGHTERS OF SPECIAL PURPOSE MILITIA DETACHMENT IN THE REPUBLIC OF SAKHA

(YAKUTIA)

Nikolay Efimovich Gogolev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Arian Ego-rovich Tarasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leonid Alekseevich Filippov, North-Eastern Federal University in Yakutsk

Annotation

The importance of physical training of staff of law enforcement agencies is proved in article, influence of level of physical fitness on moral and strong-willed qualities of fighters is emphasized. Authors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.