За программированный контроль проголосовали 34,1% и за ситуационные задачи соответственно 24,3% студентов. Это подтверждает тот факт, что такая форма контроля знаний является наиболее объективной, а такой комплексный подход - позволяет объективно оценить знания студентов. Таким образом, билеты программированного контроля и ситуационные задачи рекомендуется использовать студентам как одну из форм самоконтроля при подготовке к зачету и экзамену по спортивным играм в вузах.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2014.
УДК 796.322
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У НАЧИНАЮЩИХ ГАНДБОЛИСТОВ-СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРЫЖКОВЫХ ЗАДАНИЙ
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКИС МГПУ), Гуванг Гурбансехедович Гарягдыев, преподаватель, Туркменский государственный финансовый институт, г. Ашгабат, Денис Игоревич Войтович, преподаватель,
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
Аннотация
Многие соревновательные действия гандболистов-студентов связаны с выполнением технических приемов нападения и защиты преимущественно с прыжком, что требует исключительно высокого уровня развития скоростно-силовых способностей игроков. В связи с этим, важнейшим разделом физической подготовки начинающих гандболистов-студентов должна стать скоростно-силовая прыжковая подготовка, решение задач которой достигается при использовании двигательных прыжковых заданий, интегрированных в структуру сложившихся урочных форм физического воспитания в вузе.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, основное отделение, начинающие гандболисты, двигательные (тренировочные) задания в прыжках, скоростно-силовая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p39-45
DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED AND POWER ABILITIES AT THE BEGINNERS -HANDBALL STUDENTS ON THE BASIS OF HOPPING TASKS
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Teacher training institute of physical culture and sport Moscow City Teacher Training University, Moscow, Guvang Gurbansehedovich Garyagdyev, the teacher, Turkmen state financial institution, Ashgabat, Denis Igorevich Voytovich, the teacher, Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
Annotation
Many competitive actions of handballers students are connected with performance of techniques of attack and protection mainly with a jump that demands exclusively high level of development of the highspeed and power abilities of players. In this regard, high-speed and power hopping preparation which tasks solution is reached when using the motor hopping tasks integrated into structure of the developed fixed forms of the physical training in higher education institution has to become the most important section of the physical training of the beginning handballers students.
Keywords: physical training, students, main office, beginning handballers, motive (training) tasks in jumps, high-speed and power preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Многие соревновательные действия гандболистов-студентов связаны с выполнением технических приемов нападения и защиты преимущественно с прыжком, что требует исключительно высокого уровня развития скоростно-силовых способностей игроков [1, 2]. С возрастом от курса к курсу и повышением квалификации в общем объеме соревновательной деятельности увеличивается вес игровых действий, структурно связанных с проявлением прыгучести. В связи с этим, важнейшим разделом физической подготовки начинающих гандболистов-студентов должна стать скоростно-силовая прыжковая подготовка [5, 6], предусматривающая воспитание способностей, измеряемых взрывной силой, скоростной силой, а вместе с тем и воспитание прыжковой выносливости, специфических координаций и пространственных ориентаций.
Решение данной задачи может быть достигнуто при использовании двигательных (тренировочных) заданий - ДЗ (ТЗ), построенных на базе материала гандбола, интегрированных в структуру сложившихся форм физического воспитания в ВУЗе, поскольку традиционные формы двигательной активности оказываются не эффективными в педагогических технологиях физического воспитания студентов. Таким образом, основополагающей формой организации учебного процесса следует признать систему двигательных (тренировочных) заданий [3, 4], приоритетное соотношение которых устанавливается в пользу заданий по развитию скоростно-силовых способностей и совершенствованию игровой практики.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В работе использовался измерительный стенд контроля временных и динамических характеристик, предназначенный для получения срочной информации о показателях опорного усилия в прыжковых и беговых движениях (автор инженер-конструктор Л.П. Тарасов). Контактная измерительная система позволяет определить:
- время опоры (/оп), измеряется в секундах, фиксируется при взаимодействии тела с опорой;
- время полета (), измеряется в секундах, отражает время нахождения тела в безопорном положении;
. 2
- высоту прыжка (И); измеряется в метрах, вычисляется по формуле И = -;
2
- вертикальную составляющую мощности отталкивания (Мот); измеряется в ват-
А
тах и вычисляется по формуле N = — = ———, где ш - масса тела (кг), g - ускоре-
от Г Г
оп
ние свободного падения (м/с2), И - высота прыжка (м), / - время полета (с).
В связи с тем, что в большей степени нас интересовал показатель высоты прыжка, независимо от массы и морфологических характеристик испытуемого, из формулы исключается ш^. Благодаря чему полученная величина стала сопоставимой для сравнения без учета массы. Большая высота прыжка за меньшее время отталкивания предполагает проявление большей мощности отталкивания. Окончательный вариант формулы расчета
относительной мощности выглядит следующим образом N от = ~~~.
^оп
Для выявления параметров мощности опорных усилий в изучаемых прыжковых упражнениях к исследованию было привлечено 7 гандболистов-разрядников, входящих в состав сборных институтской команды и факультетов Туркменского государственного
финансового института.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В экспериментальном исследовании, проведенном на контингенте студентов-гандболистов массовых спортивных разрядов, решалась задача научно-обоснованного построения тренировочных заданий, моделирующих соревновательную прыжковую активность в игре, предусматривающих точное воспроизведение величины опорного усилия, сходное соревновательными прыжками. Были отобраны для конструирования заданий те упражнения, в которых на предварительном этапе выявлены наивысшие показатели динамического усилия (мощности отталкивания) при однократном их выполнении. Данные исследований приведены в таблицах 1-2.
Таблица 1
Динамические и кинематические характеристики опорного усилия в прыжковых
упражнениях со сходной соревновательной структурой (х ±ст)
Состав прыжковых упражнений со сходной соревновательной структурой Характеристики опорного усилия (п=7)
Время опоры, ^оп, с Время полета, ^пол, с Высота прыжка, И, м Мощность отталкивания, Nусл. ед
Прыжок отталкиванием двух после с одного-трех шагов разбега с доставанием наивысшей отметки на стене 0,326 ±0,016 0,568 ±0,028 0,62 ±0,04 1,90 ±0,093
Прыжок отталкиванием одной с одного-двух шагов разбега с доставанием наивысшей отметки на стене 0,299 ±0,017 0,672 ±0,034 0,73 ±0,04 2,44 ±0,122
Прыжок отталкиванием одной с трех-пяти шагов разбега с доставанием наивысшей отметки на стене 0,287 ±0,018 0,735 ±0,037 0,78 ±0,05 2,71 ±0,136
Бросок в прыжке в различных технических вариантах с изменением расстояния поражения цели и шагов разбега 0,307 ±0,016 0,642 ±0,039 0,70 ±0,04 2,28 ±0,104
Бросок в прыжке после напрыгивания и отталкивания одной с возвышения и последующим приземлением на две 0,303 ±0,019 0,590 ±0,041 0,57 ±0,04 1,88 ±0,085
Ловля мяча двумя руками в прыжке на месте 0,445 ±0,022 0,411 ±0,035 0,37 ±0,05 0,83 ±0,042
Передача мяча в прыжке с поворотом 0,495 ±0,034 0,388 ±0,033 0,32 ±0,05 0,65 ±0,033
Блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке 0,475 ±0,029 0,441 ±0,033 0,35 ±0,05 0,74 ±0,037
Отбор мяча при броске в прыжке 0,465 ±0,032 0,433 ±0,034 0,27 ±0,04 0,58 ±0,029
Прыжки с места в сторону при перехватах мяча, выбивании мяча 0,505 ±0,044 0,421 ±0,035 0,23 ±0,04 0,46 ±0,025
Задержание мяча вратарем в прыжке, скачком вперед 0,485 ±0,041 0,397 ±0,035 0,26 ±0,03 0,54 ±0,027
Значение отдельных прыжковых упражнений в оптимальном проявлении мощности отталкивания, рассматриваемом в исследовании как центральная характеристика скоростно-силовой подготовленности гандболистов-студентов, признается неодинаковым в связи оценкой двигательного потенциала исследуемых упражнений, выбранные упражнения различны по степени функциональных реакций опорно-двигательного аппарата, если их сравнивать и идентифицировать со скоростно-силовыми проявлениями в соревновательных действиях. Для выявления параметров нагрузки в двигательных заданиях нами были проведены исследования, предусматривающие оценку опорных реакций при изменении факторов воздействия от минимальных к максимальным с целью поиска оптимальных условий в проявлении динамического усилия - мощности отталкивания.
Переменные факторы, или заданные условия, к которым мы относим количество повторений в заданиях, интенсивность выполняемых действий, которая оценивается по показателям длины или высоты прыжка, а также интервалы отдыха в заданиях, кратно изменялись на определенную пошаговую величину в направлении поиска оптимума, использовался принцип «изменяйте факторы по одному», что позволило построить алго-
ритм равномерного движения по поверхности отклика, выявить оптимум в проявлениях мощности отталкивания на задаваемые условия выполняемого двигательного задания. Задача оптимизации в данном случае сводилась к нахождению таких условий проведения исследовательского процесса, при которых параметр оптимизации достигает экстремума.
Таблица 2
Динамические и кинематические характеристики опорного усилия в прыжковых упражнениях общеподготовительной направленности (х ±ст)
Состав прыжковых упражнений общеподготовительной направленности Характеристики опорного усилия (п=7)
Время опоры, ^оп, с Время полета, ^пол, с Высота прыжка, Ь, м Мощность отталкивания, Nусл.ед
Прыжки-спрыгивания с возвышения 0,282 ±0,018 0,568 ±0,029 0,50 ±0,04 1,77 ±0,095
Прыжки-скачки на одной до 5 отталкиваний после разбега 0,276 ±0,016 0,518 ±0,030 0,38 ±0,02 1,38 ±0,069
Прыжки-многоскоки до 5 отталкиваний с места 0,299 ±0,017 0,471 ±0,034 0,35 ±0,02 1,17 ±0,056
Прыжки-многоскоки свыше 10 отталкиваний 0,385 ±0,018 0,441 ±0,032 0,22 ±0,02 0,57 ±0,034
Прыжки через препятствия-барьеры 0,471 ±0,028 0,420 ±0,031 0,65 ±0,04 1,38 ±0,085
Быстрый бег прыжками на отрезках 10-30 метров 0,415 ±0,026 0,411 ±0,034 0,20 ±0,02 0,48 ±0,085
Поточные выпрыгивания вверх отталкиванием одной с 1, 2, 3 шагов разбега 0,511 ±0,31 0,455 ±0,036 0,42 ±0,03 0,82 ±0,035
Прыжки в гору, по песку, по лестнице 0,522 ±0,35 0,337 ±0,035 0,25 ±0,02 0,48 ±0,037
Выпрыгивания вверх с гирей 16 кг. 0,485 ±0,37 0,355 ±0,038 0,22 ±0,02 0,45 ±0,037
Прыжки в движении с длинной прыжка не более 50 см. 0,513 ±0,40 0,322 ±0,037 0,15 ±0,01 0,29 ±0,037
Поточные прыжки и подскоки на месте 0,494 ±0,41 0,315 ±0,033 0,23 ±0,02 0,47 ±0,037
Установлено, что у начинающих гандболистов-студентов в числе воздействующих переменных факторов в прыжках со сходной соревновательной структурой наибольшее значение приобретает интенсивность выполнения двигательных заданий, когда увеличение напряженности воздействия до некоторых оптимальных значений содействует росту мощности усилий опорных реакций. Выявлено, что с увеличением скорости отталкивания, определяемой числом шагов разбега, а также при выполнении установки на быстроту отталкивания с максимальным выпрыгиванием и доставанием наивысшей отметки на стене, а эти показатели и относятся к переменным интенсивности, мощность опорного усилия достигала наивысших значений - на уровне 2,44-2,88 условных единиц. Эта показатели наблюдались более высокими при отталкивании одной ногой, чем двумя, когда величина динамического усилия составляла 2,88-1,93 условных единиц. Несколько меньшими по мощности отталкивания стали задания в бросках в прыжке в различных технических вариантах с изменением расстояния поражения цели и шагов разбега, бросках в прыжке после напрыгивания и отталкивания одной с возвышения и последующим приземлением на две ноги - на уровне 2,28-1,95 условных единиц. Видимо, помимо двигательных проявлений, в этих заданиях активизируется и психомоторные реакции, что приводит к увеличению времени опорных реакций, снижению высоты прыжка, а в целом и падению мощности отталкивания в предлагаемых двигательных заданиях.
Оптимальной величиной нагрузки в двигательных заданиях при выполнении упражнений со сходной соревновательной структурой - «в отталкиваниях с предварительных шагов разбега при доставании наивысшей отметки на стене» - могут быть признаны следующие параметры воздействий: количество повторений - 10 раз, интенсив-
ность - отметка на стене с предварительного разбега в 1-5 шагов, например, на высоте 2,70-2,80 м, равная высоте своего роста с вытянутой рукой, суммированная с высотой отскока-выпрыгивания, при этом интервалы отдыха устанавливаются как ординарные. Такого рода задания целенаправленны на рост не только силовых, но и скоростно-силовых способностей гандболистов-студентов, содействуют улучшению показателей взрывной, скоростной силы, увеличению времени полетной фазы, высоты прыжка-отскока. Увеличение сверх оптимальных значений количества повторений - от 10 до 30 раз, или ужесточение интервалов отдыха, приводит к меньшим значениям выхода параметра оптимизации - мощности отталкивания, и не может считаться рациональным сочетанием воздействующих факторов в двигательном задании.
Вместе с тем, отдельные факторы воздействия при увеличении их численных параметров до некоторых оптимальных значений в заданиях, неодинаково результативно вызывают функциональный сдвиг в величине опорного усилия в упражнениях общеподготовительной направленности. Так, рост мощности усилий до 2,07 условных единиц при отталкивании в двигательном задании «спрыгивания с возвышения» связан с повышением интенсивности педагогических воздействий в задании при увеличении высоты тумбы для прыжка от 40 до 70 см.
Оптимальными параметрами нагрузки в двигательном задании «прыжок-спрыгивание с возвышения» у начинающих гандболистов-студентов могут быть признаны следующие параметры воздействий: количество повторений - 25 прыжков, интенсивность в виде высоты тумбы - 70 см, интервалы отдыха - ординарные от 20 сек до 1 мин.
В двигательных заданиях «горизонтальные прыжки-скачки-многоскоки до 5 отталкиваний с места и разбега» мощность усилий величиной до 1,51-1,37 условных единиц определяется количеством повторений. Оптимальными параметрами нагрузки в двигательном задании «прыжки-скачки до 5 отталкиваний после предварительного разбега в 3-5-7 шагов» у начинающих гандболистов-студентов могут быть признаны следующие параметры воздействий: количество повторений - 8-10 отдельных прыжков с предварительного разбега в 5 шагов, интервалы отдыха - ординарные от 20 сек до 1 мин.
Оптимальными параметрами нагрузки в двигательном задании «прыжки-многоскоки до 5 отталкиваний с места» у начинающих гандболистов-студентов могут быть признаны следующие параметры воздействий: количество повторений - 10-15 отдельных прыжков с установкой на силу отталкивания, интервалы отдыха - ординарные от 20 сек до 1 мин.
Отдельным заданием следует признать «прыжки через препятствия-барьеры», которое, будучи подчиненное общей тенденции роста мощности опорных усилий до 1,40 условных единиц в связи с увеличением количества повторений, вместе с тем отличается и тем, что высокие показатели мощности опорных усилий до 1,38 условных единиц могут быть достигнуты при варьировании фактора интенсивности, который в этом случае определяется показателями высоты барьера 65-76-84-91 см или длиной расстановки барьеров 1,25-1,50-1,75 м.
Параметрами нагрузки, вызывающими должную, сравнимую с соревновательной, функциональную напряженность опорно-двигательного аппарата в этом тренировочном задании, являются следующие: 12 прыжков, выполняемых в преодолении барьера высотой 91 см, расположенных на расстоянии 125 см, рекомендуется 5-8 серий повторений. В целом отметим, что упражнения ударного характера в прыжках («спрыгивание с возвышения, прыжки через барьеры, прыжки-многоскоки до 5 отталкиваний с места и разбега в 3-5-7 шагов») приобретают существенное значение в совершенствовании скоростно-силовых способностей студентов-гандболистов.
Ниже приведена блок-схема тренировочных комплексов-заданий, основанная на знании динамических характеристик опорных реакций в специальных прыжковых упражнениях гандболиста, ранжированная по показателям тренировочного эффекта, поз-
воляющая достигать опорных усилий, сравнимых с соревновательной мощностью, в результате кратного воспроизведения числа и изменения интенсивности повторений, соблюдении регламентированных интервалов отдыха (рисунок 1).
Рисунок 2. Двигательные задания прыжкового характера, ранжированные по показателям тренировочного эффекта - мощности отталкивания, сходные по динамическим реакциям
соревновательным действиям
Вместе с тем, другие прыжковые задания могут быть использованы для общефизической подготовки (рисунок 2).
Рисунок 2. Двигательные задания прыжкового характера, ранжированные по показателям тренировочного эффекта - мощности отталкивания, не соответствующие по динамическим реакциям опорным усилиям в соревновательных действиях
ВЫВОДЫ
Разработанная система тренировочных комплексов-заданий, основанных на знании временных и динамических характеристик опорных реакций в специальных прыжковых упражнениях гандболиста, ранжированных по показателям тренировочного эффекта, позволяющих достигать опорных усилий, сравнимых с соревновательной мощностью, дополнила модульную программу организации двигательной активности начинающих гандболистов-студентов и обеспечила решение задач скоростно-силовой подготовки игроков-дебютантов, содействовала приросту показателей взрывной силы, прыгучести, а вместе с тем и параллельному развитию специфических координаций и пространственных ориентаций гандболиста, специальной прыжковой выносливости и аэробных возможностей к интенсивной игре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарягдыев, Г.Г. Факторная структура подготовленности у гандболистов-студентов младших и старших курсов обучения вуза / Г.Г. Гарягдыев, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 18-24.
2. Гарягдыев, Г. Г. Применение интерактивных обучающих заданий при формировании технико-тактической подготовленности начинающих гандболистов-студентов / Г.Г. Гарягдыев, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 4650.
3. Германов, Г.Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Германов Геннадий Николаевич. - Волгоград, 2011. - 56 с.
4. Германов, Г.Н. Тренировочное задание как первичная единица микроструктуры спортивной тренировки / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 29-34.
5. Ратников, А.А. Дифференцированный подход к скоростно-силовой подготовке гандболисток 14-16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ратников Анатолий Александрович. - М., 2006. - 22 с.
6. Рыбаков, Г.П. Использование сопряженного метода развития скоростно-силовых способностей и техники броска по воротам у гандболисток-студенток старших разрядов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Рыбаков Георгий Павлович. - СПб., 2004. - 23 с.
REFERENCES
7. Garyagdyev, G.G. and Germanov, G.N. (2014), "Factorial structure of readiness at handballers students of younger and older years of training of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 18-24.
8. Garyagdyev, G.G., Germanov G.N. (2014), "Application of the interactive training tasks when forming technical and tactical readiness of the beginning handballers students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 46-50.
9. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing of impellent tasks in sports-pedagogical process, dissertation, Volgograd, Russian Federation.
10. Germanov, G.N., Tsukanova E.G. (2011), "Training tasks as primary unit microstructures of sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp.29-34.
11. Ratnikov, A.A. (2006), Differentiated approach to speed-strength training handball players aged 14-16, dissertation, Moscow, Russian Federation.
12. Rybakov, G.P. (2004), Use of the conjugate method of speed-strength capabilities and technology shots on goal in handball players-students MSBs, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.11.2014.