Научная статья на тему 'Эволюция содержания программно-нормативного обеспечения физического воспитания школьников в Китае'

Эволюция содержания программно-нормативного обеспечения физического воспитания школьников в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ / ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ / CHINA / PHYSICAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN / SOFTWARE AND REGULATORY SUPPORT / STANDARDS FOR ASSESSING THE RESULTS / EVOLUTION OF CONTENT AND SYSTEM REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван И, Кузьменко Галина Анатольевна

Исследование содержания программно-нормативного обеспечения физического воспитания школьников в Китае направлено на анализ концептуальных идей, отражающих то многообразие ценностного потенциала физической культуры, которое задействовано в реализуемых педагогических замыслах. Заимствованные из других стран национальные идеи физического воспитания, включая российские, в сочетании с существующими физкультурно-спортивными традициями Китая сформировали ориентированную на развитие человека Концепцию физического воспитания школьников. Цель исследования выявить особенности развития содержания программно-нормативного обеспечения физического воспитания младших школьников в Китае. Дана оценка чертам физического воспитания школьников на этапах развития страны с 1949 г. по настоящее время, рассмотрены преобразования в физическом воспитании учащихся в связи с изменениями социального и экономического строя, общего культурного фона в стране. Выявлено, что современная школьная программа физического воспитания формирует у обучающихся компетентность в области освоения теоретических знаний о средствах и методах гармоничного воспитания физических качеств и двигательно-координационных способностей; становления положительного отношения к физической культуре на основе присвоения нравственных ценностей. Содержание материала дифференцируется с учетом физиологических особенностей обучающихся (конституция, весо-ростовой индекс, состояние здоровья), уровня физической подготовленности, психологических особенностей, характера социальной адаптации. Выявлены особенности развития содержания тестовых испытаний, оценивающих влияние занятий физическими упражнениями на кондиции школьников. Недостаточно информативно раскрыты ожидаемые результаты образовательной деятельности в программе физического воспитания, тестовый аппарат не в полной мере отражает разнонаправленное влияние занятий физическими упражнениями на кондиции обучающихся, что является ресурсом совершенствования физического воспитания китайских школьников. Дана положительная оценка актуальным для отечественного физического воспитания детей и подростков возможным преобразованиям, включая мониторинг физического развития и физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ван И, Кузьменко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Content of Software and Regulatory Support for the Physical Education of Schoolchildren in China

The study of the content of software and regulatory support for physical education of students in China is aimed at the analysis of conceptual ideas, reflecting the diversity of valuable potential of physical culture which is involved in the ongoing pedagogical ideas. National ideas of physical education borrowed from other countries including Russia, in combination with the existing sports traditions of China, have formed a development-oriented concept of physical education for schoolchildren. The purpose of the study is to identify the features of the content of software and regulatory support of physical education of primary school children in China. The features of physical education of schoolchildren at the stages of development of the country from 1949 to the present time are evaluated, the transformations in physical education of students in connection with changes in the social and economic system, the General cultural background in the country are considered. It is revealed that the modern school program of physical education is forming students ‘ competence: mastering of theoretical knowledge about tools and techniques for harmonious education of physical qualities and motor coordination abilities; formation of positive attitude to physical culture on the basis of assigning moral values. The content of the material is differentiated taking into account: the physiological characteristics of students (Constitution, weight and height index, health status), the level of physical fitness, psychological characteristics, the nature of social adaptation. The peculiarities of the development of the content of tests evaluating the effect of exercise on the fitness of schoolchildren are revealed. The expected results of educational activity in the program of physical training are insufficiently disclosed, the test device not fully reflects multidirectional influence of physical exercises students’ fitness that is a resource of improvement of physical training of the Chinese school students. A positive assessment is given to possible transformations, relevant for domestic physical training of children and teenagers, including monitoring of physical development and physical fitness.

Текст научной работы на тему «Эволюция содержания программно-нормативного обеспечения физического воспитания школьников в Китае»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

1УДК 796 ББК 75+75.113

ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КИТАЕ

Ван И, Г. А. Кузьменко

Аннотация. Исследование содержания программно-нормативного обеспечения физического воспитания школьников в Китае направлено на анализ концептуальных идей, отражающих то многообразие ценностного потенциала физической культуры, которое задействовано в реализуемых педагогических замыслах. Заимствованные из других стран национальные идеи физического воспитания, включая российские, в сочетании с существующими физкультурно-спортивными традициями Китая сформировали ориентированную на развитие человека Концепцию физического воспитания школьников. Цель исследования - выявить особенности развития содержания программно-нормативного обеспечения физического воспитания младших школьников в Китае. Дана оценка чертам физического воспитания школьников на этапах развития страны с 1949 г. по настоящее время, рассмотрены преобразования в физическом воспитании учащихся в связи с изменениями социального и экономического строя, общего культурного фона в стране. Выявлено, что современная школьная программа физического воспитания формирует у обучающихся компетентность в области освоения теоретических знаний о средствах и методах гармоничного воспитания физических качеств и двигательно-координационных способностей; становления положительного отношения к физической культуре на основе присвоения нравственных ценностей. Содержание материала дифференцируется с учетом физиологических особенностей обучающихся (конституция, весо-ростовой индекс, состояние здоровья), уровня физической подготовленности, психологических особенностей, характера социальной адаптации. Выявлены особенности развития содержания тестовых испытаний, оценивающих влияние занятий физическими упражнениями на кондиции школьников. Недостаточно информативно раскрыты ожидаемые результаты образовательной деятельности в программе физического воспитания, тестовый аппарат не в полной мере отражает разнонаправленное влияние занятий физическими упражнениями на кондиции обучающихся, что является ресурсом совершенствования физического воспитания китайских школьников. Дана положительная оценка актуальным для отечественного физического воспитания детей и подростков возможным преобразованиям, включая мониторинг физического развития и физической подготовленности.

Ключевые слова: Китай, физическое воспитание младших школьников, программно-нормативное обеспечение, стандарты оценки результатов, эволюция содержания и системы требований.

EVOLUTION OF THE CONTENT OF SOFTWARE AND REGULATORY SUPPORT FOR THE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN CHINA

Wang Yi, G. A. Kuzmenko

Abstract. The study of the content of software and regulatory support for physical education of students in China is aimed at the analysis of conceptual ideas, reflecting the diversity of valuable potential of physical culture which is involved in the ongoing pedagogical ideas. National ideas of physical

education borrowed from other countries including Russia, in combination with the existing sports traditions of China, have formed a development-oriented concept of physical education for schoolchildren. The purpose of the study is to identify the features of the content of software and regulatory support of physical education of primary school children in China. The features of physical education of schoolchildren at the stages of development of the country from 1949 to the present time are evaluated, the transformations in physical education of students in connection with changes in the social and economic system, the General cultural background in the country are considered. It is revealed that the modern school program of physical education is forming students ' competence: mastering of theoretical knowledge about tools and techniques for harmonious education of physical qualities and motor coordination abilities; formation of positive attitude to physical culture on the basis of assigning moral values. The content of the material is differentiated taking into account: the physiological characteristics of students (Constitution, weight and height index, health status), the level of physical fitness, psychological characteristics, the nature of social adaptation. The peculiarities of the development of the content of tests evaluating the effect of exercise on the fitness of schoolchildren are revealed. The expected results of educational activity in the program of physical training are insufficiently disclosed, the test device not fully reflects multidirectional influence of physical exercises students' fitness that is a resource of improvement of physical training of the Chinese school students. A positive assessment is given to possible transformations, relevant for domestic physical training of children and teenagers, including monitoring of physical development and physical fitness.

Keywords: China, physical education of primary school children, software and regulatory support, standards for assessing the results, evolution of content and system requirements.

Концептуальные основы физического воспитания современных школьников строятся на основе принятого в педагогической науке категориального аппарата, где данное понятие рассматривается как «педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий: обучение двигательным действиям (в результате которого формируются двигательные умения и навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности» [1, с. 24]. При этом различают «две стороны физического воспитания: обучение двигательным действиям (физическое образование) и воспитание физических качеств индивида в единстве с базирующимися на них двигательными способностями» [1, с. 25]. «Физическое воспитание органически связывается с интеллектуальным, нравственным и эстетическим воспитанием, выступает одним из главных факторов «становления и всестороннего развития личности» [1, с. 25]. Анализ особенностей организации процесса базового (школьного) физического воспитания в различных странах позволяет выявить ресурсы его развития.

Цель исследования: выявить особенности развития содержания программно-норматив-

ного обеспечения физического воспитания младших школьников в Китае. Методы исследования: анализ литературных источников и программно-нормативных документов, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, ретроспективный анализ, интерпретация.

Содержание физического воспитания в общеобразовательных школах Китая формировалось в условиях влияния множества идеологий. Исторический ракурс развития физического воспитания в Китае позволяет выделить научно-методические опоры на отечественную (советскую) систему физического воспитания. Так, после основания Нового Китая, страна полностью отвергла американскую идею естественного спорта и теоретико-методические основы преподавания физической культуры, реализуемые в период Китайской Республики. Система образования Китая стала ориентироваться на всестороннее изучение теории и методики физической культуры и спорта Советского Союза. Множество источников научно- и учебно-методической литературы о физическом воспитании были переведены на китайский язык. На данном этапе в Китае проводятся многочисленные исследования по теории и практике физического воспитания и спортивной подготовке с учетом национальных особенностей. Происходит становление социалистической идеологии школьного физического

воспитания, которая выступает средством коммунистического воспитания. Главными атрибутами идеологии физического воспитания становятся идеи: «Труд во имя защиты Страны», «Гармоничное физическое, психическое и социальное развития обучающихся», «Укрепление здоровья», «Повышение показателей физической подготовленности», «Освоение базовых знаний техники видов спорта и формирование спектра основных двигательных навыков».

Физическое воспитание китайских школьников сопрягается с формированием идеологии социальной значимости здорового и физически подготовленного обучающегося, его нравственной зрелости. Содержание учебных материалов направляется на освоение обучающимися техники видов спорта, формирование мотивации к соревновательной деятельности. Ключевыми особенностями этого периода становится дифференциация содержания школьного физического воспитания. Актуализируется идея подготовки к труду и обороне, реализуемая в рамках физического воспитания в Советском Союзе, трансформированная в китайскую систему образования. Придается существенная значимость процессу обучения спортивным навыкам. Поскольку вся образовательная идеология характеризуется социальной ориентацией, учетом потребностей общества, спорт выступает средством, формой и методом воспитания [2].

Для создания школьных учебных пособий по физическому воспитанию Министерство образования Китая организовывает перевод учебных материалов образовательных заведений Советского Союза на китайский язык. В течение 1952-1953 гг. учебные программы по физическому воспитанию начальной и средней школы, реализуемые в Советском Союзе, направляются во все города и провинции Китая. Создается механизм организации и руководства школьным физическим воспитанием, разрабатываются правила и положения, регламентирующие данный процесс. Публикуется единая учебная программа физического воспитания государственных начальных и средних школ, что способствует созданию новых учебных планов, реформированию школьного физического воспитания на основе продвижения социалистической идеологии и освоения мето-

дик обучения физическим упражнениям. В данном временном отрезке обучение в предметной области «Физическая культура в школе» опирается на военизированные виды спорта, ориентировано на ускорение перехода школы на идею «Труд во имя защиты страны» через физические тренировки учащихся.

В 1954 г. Государственная спортивная комиссия обнародует документ «Система труда и охраны страны» [3], предложив в нем базовый лозунг «Занятие физическими упражнениями -на благо строительства и защиты Родины». Содержание физического воспитания, отраженное в документе «Система труда и охраны страны», предполагает прохождение учащимися тестов по физической подготовке. Содержание тестов: бег на 60 или 100 м; бег на 400 или 800 м; бег на 1500 м; бег на 3000 м (для детей и подростков мужского пола); прыжки в длину и в высоту; лазание по канату, лазание по шесту; отжимание (для обучающихся женского пола); тяжелая атлетика (для обучающихся мужского пола); стрельба; метание гранаты и мячей; маршировка; плавание; гимнастика; катание на коньках (за исключением лиц юношеского возраста) и другие [4, с. 224].

Идея спортивного образования связывается с формированием двигательных навыков в избранных видах спорта, освоением педагогами технологий спортивной подготовки, играет ведущую роль в практикоориентированности физического воспитания обучающихся в школах и направлена на развитие биологических ресурсов индивида, его природных задатков. Содержание учебной программы сосредотачивается на развитии способностей занимающихся к основным видам деятельности, учебные материалы отбираются в соответствии с основными положениями «Системы труда и охраны страны». Но на практике индивидуальные потребности и индивидуальный подход в обучении детей и подростков педагогами не в полной мере воспринимаются как значимые. Игнорируются личные интересы, что обусловливает переживание некоторой подавленности личности.

В первой национальной программе «Система труда и охрана страны» представлены единые требования к физической подготовленности китайских школьников и студентов. Развивается нормативная база, регламентируя со-

держание учебного процесса, разрабатываются локальные тестовые испытания, что усложняет проведение сравнительного анализа и оценку динамики физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Далее на этапе устойчивого и эффективного развития процесса физического воспитания в системе школьного образования в Китае пропагандируется идея физического воспитания, основанная на физическом развитии и укреплении здоровья обучающихся. Данная идея в полной мере характеризует школьную спортивную идеологию, основывается на политике товарища Мао Цзэдуна: «Развитие спорта и укрепление здоровья народа». Сосредотачивается внимание школьников на популяризации физкультурно-спортивной деятельности. Поведенческая активность обучающихся в области физического воспитания становится ведущей ценностью [5], актуализируется идея «спорти-зации физического воспитания».

Нормативно-правовое обеспечение школьного физического воспитания в Китае становится более целостным и зрелым. 5 марта 1978 г. на Первой сессии Пятого Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики утверждается ст. 13 «Конституции Китайской Народной Республики», в которой раскрывается идея: «образованные люди нравственно, интеллектуально и физически воспитаны, обладают социальной сознательностью, становятся высокообразованными работниками».

В 1982 г. Государственная спортивная комиссия выпускает «Национальный стандарт физической подготовки», а Министерство Образования издает уведомление о том, что каждый день в начальных и средних школах один час должен отводиться физической активности.

В 1984 г. принимается «Закон Китайской Народной Республики об обязательном образовании». В 1995 г. обнародован «Закон Китайской Народной Республики о физическом воспитании». Эти документы способствуют широкому распространению опыта организации школьных спортивных мероприятий. Гуманизм как принципиальная основа построения содержания образования при реформировании учебной программы с 1970-х гг. определяет развитие новых взглядов на Концепцию здоро-

вья граждан страны, которая ранее рассматривала индивида с позиции биологического понимания. В дальнейшем актуализируется реализация «трехмерного» взгляда на здоровье -гармонизацию биологического, психологического и социального развития личности в процессе физического воспитания.

Принятая Концепция «Спорт в течение всей жизни» направляется на «улучшение физического и психического здоровья учащихся», реализацию идеи «заложить основу для спорта на всю жизнь». Усиливается значимость социальной ответственности за кондиционную и координационную подготовленность, культивируется развитие таких личностных качеств, как «конкурентоспособность», «креативность», «способность к сотрудничеству», «способность адаптироваться в изменяющихся условиях».

В течение этого периода в Китае отмечаются повышенные темпы развития национальной экономики, улучшается уровень жизни людей, наука и техника направляются на развитие производства - актуализируется идея формирования работоспособности представителей народа средствами физического воспитания. Усиливаются культурные связи Китая и Запада, наблюдается приток новых образовательных идей, с акцентом на укрепление физического здоровья учащихся. Разрабатываются «Национальные стандарты физической подготовки» (1982) [6], в которых обновляется содержание тестовых испытаний: челночный бег на 50, 100 или 25 м; бег на 800 м (для женского пола) и 1000 м (для мужского пола); прыжок в длину; прыжок в высоту; прыжок в длину с места; метание набивного мяча; толкание ядра; подтягивания (для мужского пола), подъем корпуса из исходного положения лежа, 1 мин (для женского пола) и другие упражнения [7]. Изменяется модель управления школьным физическим воспитанием с учетом изучения спортивных способностей и предрасположенности обучающихся, а уровень физической подготовленности оценивается более объективно и всесторонне.

С середины 1980-х гг. наблюдается модернизация экономики и социальных услуг, строительство социализма Китая вступает в новый период быстрого развития. Ряд ученых развивают научное понимание значимости школьного физического воспитания как условия биологи-

ческого, психологического и социального развития обучающихся. Становится важным понимание общественностью значимости школьного физического воспитания с новой точки зрения, тщательного обобщения опыта организации уроков физического воспитания в школах на протяжении 40 лет - со дня основания КНР.

С 2000 г. наступает поворотный момент перехода от советской модели к европейской и американской системе обучения. Бурное развитие качественного образования в 1999 г. вызывает большой резонанс в реформировании сектора образования, что, главным образом, отражается на реформе системы образования. Преобразования учебной программы опираются на изучение европейских и американских учебных программ. Формально наблюдается «отказ» от советской программы и принятие европейских и американских идей физического воспитания, связанных с обновлением организационных форм физического воспитания, хотя, по сути, наблюдается политизированное восприятие российской теории и методики физического воспитания. Учебный процесс по физическому воспитанию задействует по сути идеи российских ученых и педагогов и разработанные ими научные подходы: личностно-де-ятельностный (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); когнитивный (В. Н. Дружинин, О. К. Тихомиров, В. Д. Шадриков); дифференцированный (П. П. Блонский, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, Д. Б. Эльконин); аксиологический (М. С. Каган, В. П. Тугаринов); акмеологический (С. Ф. Анисимов, Ю. Ф. Курамшин), компетентность^ (В. А. Адольф, И. А. Зимняя, С. Б. Серя-кова, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков), технологический (В. И. Загвязинский, Е. А. Леванова, С. И. Смирнов, В. В. Юдин) подходы; гуманистические концепции воспитания детей и подростков (Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, В. А. Сухомлинский), личностно-ориентирован-ный подход и гуманно-личностная технология; идеи интегративного подхода (В. А. Сластенин, А. К. Тихомиров; Л. Н. Талалова); теоретико-методологические положения единства умственного и физического развития (П. Ф. Лесгафт); положение о психосоматическом единстве человека (Б. Г. Ананьев, Я. Я. Рогинский); положение о зонах ближайшего развития (Л. С. Выгот-

ский, А. Н. Леонтьев); теория многоуровневого построения движений, целевой детерминации человеческого поведения (Н. А. Бернштейн); теория функциональных систем (П. К. Анохин); генезиса и проявлений специальных способностей (Б. М. Теплов, П. А. Рудик, В. М. Зациорский, А. Ц. Пуни, Д. В. Ушаков); основные положения общей теории физической культуры и спорта (В. К. Бальсевич, Л. П. Матвеев, В. П. Филин, Ж. К. Холодов); «особенности организации учета личностного опыта ученика в процессе обучения» (В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, В. В. Сериков); принципы: единства обучения, воспитания и развития (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабан-ский, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, П. Я. Гальперин); гетерохронности развития психических свойств и двигательных качеств (В. К. Бальсе-вич); теория двигательных тестов (Е. Я. Бонда-ревский, Л. К. Благуш) и другие прогрессивные научные идеи российских ученых.

На данном отрезке времени реализуется «Решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета об углублении образовательной реформы и всестороннем стимулировании качественного образования» (№ 9, 1999) и «Решение Государственного совета по реформе и развитию базового образования» (№ 21, 2001). Министерство образования обращает внимание на повышение фундаментальности образования, корректируется структура и содержание, создается новая учебная программа, направленная на повышение качества образования и ориентированная на конкретного человека модель физического воспитания [8, с. 17]. Ценностная ориентация на субъекта деятельности становится более очевидной. Прогресс в социальном развитии ускоряет обращенность к гуманизации образования и повышению заботы о гражданах страны.

Содержание учебников по физическому воспитанию раскрывает четыре аспекта занятий спортом. Среди них формирование: двигательной (моторной) функции; компонентов физического здоровья; компонентов психического здоровья; создание условий для социальной адаптации средствами физической культуры. В большей мере реализуется трехмерная идея физической, психологической и социальной адаптации обучающихся.

В декабре 2011 г. Министерство образования издает «Стандарты учебных программ физического воспитания и здоровья в области обязательного образования», которые становятся национальными стандартами на базовом учебном этапе и выступают руководящими ориентирами и основными положениями к созданию школьных учебных программ для различных регионов страны. Название учебного плана изменяется с предыдущей формулировки «Физическое воспитание» на «Физическое воспитание и здоровье». Актуализируются четыре аспекта занятий спортом: двигательная (моторная) функция, физическое здоровье, психическое здоровье, включая социальную адаптацию. Продвигается идея физической, психологической и социальной адаптации, направленность физического воспитания на реализацию гуманистического подхода.

Внедряются «Стандарты учебных программ физического воспитания и здоровья в области обязательного образования», которые нацелены на формирование компонентов физической подготовленности, нормализацию массы тела обучающихся, повышение показателей функциональной подготовленности, оптимизацию показателей здоровья. Признается доминирующая роль обучающихся. Реализуется гибкая система оценивания процесса и результатов физического развития и физической подготовленности. Ранее провозглашенная идея школьного физического воспитания «Физический труд во имя страны» развивается в новых направлениях: «Воспитание физических способностей», «Спорт в течение всей жизни», «Веселое физическое воспитание», «Человек превыше всего», «Здоровье в первую очередь», «Качественное образование».

Усиливается необходимость избирательного подхода к планированию нагрузки, применению разнообразных методик обучения, стимулированию спортивного интереса занимающихся, ориентации на освоение базовых знаний и навыков в области физической культуры и здоровья, что способствует развитию физических способностей, волевой сферы личности, командного духа и коммуникативных навыков, позволяет заложить прочную основу для занятий спортом на протяжении всей жизни, содействует укреплению здоровья.

Учебная программа инициирует освоение знаний в области сбережения здоровья, формирование соответствующих навыков поведенческой активности, культивирует идею непрерывного физического воспитания и развития физических и двигательно-координационных способностей, закладывает основу целенаправленных занятий спортом в течение всей жизни.

С развитием научно-технического прогресса и повышением производительности труда предприятий физическая активность населения уменьшается. Уровень физической подготовленности китайских школьников существенно снижается. Это привлекает пристальное внимание Центрального комитета партии, Государственного совета, Министерства образования и Отдела спорта. Поэтому в 2002 г. Министерство образования обнародует пробные «Стандарты физического здоровья учащихся» [9, с. 7]. Позднее, в 2007 г., официально принимаются «Национальные стандарты физического здоровья учащихся», которые становятся основным руководящим документом, оценивающим качество образовательной деятельности школ страны. Стандарты становятся важной основой для реализации принципа всесторонности и гармоничности физического воспитания обучающихся и оценки работы по его организации в общеобразовательных школах различных регионов страны.

Вместе с тем реализуемые медицинскими учреждениями «Стандарты здравоохранения» выполняют функцию формирования образовательных стимулов, контроля влияния занятий физической культурой на функциональное состояние обучающихся, позволяют осуществить мониторинг эффективности реализации образовательных программ. Комплексная оценка физического здоровья учащихся осуществляется на основе анализа показателей телосложения, функциональной подготовленности, физической подготовленности, стимулируя обучающихся к активной реализации физических упражнений.

«Национальные стандарты физического здоровья учащихся» позволяют разделить целевую аудиторию обучающихся на следующие группы: 1) начальная школа (1-6-й классы); 2) неполная средняя школа; 3) средняя школа старшей ступени; 4) университет.

Основные тестовые процедуры направляются на исследование:

• в 1-2-х классах начальной школы - показателей: физического развития (индекса массы тела ИМТ (ИМТ = масса (кг)/рост2 (м2)), жизненной емкости легких); гибкости (наклоны вперед), координационных способностей и прыгучести (прыжки на скакалке, 1 мин), скоростной выносливости (бег на 50 м).

• в 3-4-х классах включаются показатели скоростно-силовой выносливости мышц брюшного пресса (подъемы корпуса из положения лежа, 1 мин).

• в 5-6-х классах тестирование дополняется упражнением на оценку координационных способностей, темпа движений и скоростной выносливости (8 подходов челночного бега на дистанцию 50 м).

В неполных средних школах и средних школах старшей ступени представленные выше тесты дополняются тестами на исследование уровня развития скоростно-силовых способностей (прыжки в длину), относительной силы (подтягивания - для мужского пола), скорост-но-силовой (или общей) выносливости (в зависимости от уровня развития функциональных способностей) - бег на 1000 м - для мужского пола и бег на 800 м - для женского пола.

Критериальная шкала суммарной оценки формируется из суммы баллов по представленным выше тестам, в сумме составляющим 100 баллов. Градация итоговой годовой оценки успеваемости такова: 90,0 баллов и более - «отлично», 80,0-89,9 - «хорошо», 60,0-79,9 - «удовлетворительно», 59,9 баллов или меньше - «неудовлетворительно», что отражает ситуацию степени освоения программы по физической культуре или невыполнения Стандартов.

Преимущества тестовых процедур по физической культуре в общеобразовательных школах Китая перед программами РФ состоят как в своевременном определении проблем избыточной массы тела обучающихся на основе мониторинга их весо-ростовых показателей, а также определения жизненной емкости легких, отражающей развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Идеология физического воспитания, основанная на сочетании предваряющей оценки состояния физической и функциональной под-

готовленности и управления ими, играет положительную роль в стимулировании учащихся к улучшению физической подготовленности, показателей здоровья и формирования устойчивой привычки к занятиям спортом.

Практическая значимость тестирования состоит не только в оценке успеваемости конкретного обучающегося, но и в своевременности обработки и медико-педагогического анализа полученных результатов. Каждая школа ежегодно проводит тестирование по программе «Национальных стандартов физического здоровья учащихся», которое охватывает все классы, после проверки контрольных испытаний местным административным отделом образования происходит загрузка электронных данных в «Китайскую студенческую сеть физического здоровья», и далее они переходят в «Национальную систему обработки данных здоровья учащихся». Оперативность аналитических мероприятий обусловливает ряд эффективных действий: национальный департамент образования производит проверку и оценку данных о состоянии физического здоровья обучающихся по всей стране (тогда как в России данный раздел работы упущен). Значимый факт: отдел образования Китая публикует ежегодный «Отчета о проведенном тестировании состояния физического здоровья китайских школьников и студентов», в ходе которого характеризуются физические показатели и тенденции изменения во всех регионах страны, дается оценка организации физического воспитания обучающихся для каждого региона страны. В России, вероятней всего, более высокие показатели функциональной подготовленности обучающихся характеризовали бы не эффективность методик воспитания физических качеств, а спортивные предпочтения и спортивную специализацию учителей физической культуры.

Выводы. К наиболее прогрессивным аспектам организации физического воспитания в общеобразовательных школах Китая мы относим:

• гласность результатов мониторинга показателей физического развития и физической подготовленности обучающихся, позволяющую своевременно учитывать негативные тенденции;

• согласованность и функциональную определенность действий и разграничение зон ответственности системы здравоохранения и просвещения в КНР.

В перспективе развития содержания образования в области физического воспитания обучающихся в КНР нами рассматривается конкретизация и разработка содержания ожидаемых результатов их образовательной деятельности по физической культуре, поскольку педагогический анализ показал, что тестовый аппарат не в полной мере отражает разнонаправленное влияние занятий физическими упражнениями на сформированные кондиции обучающихся.

Для России существует возможность перенять положительный опыт организации физического воспитания в КНР. На данный момент в нашей стране наблюдается декларативная активность на совместное решение проблем здоровья обучающихся со стороны Министерств Здравоохранения и Просвещения, предметно не разделены направления деятельности по формированию компонентов здоровья школьников. Такие научные учреждения, как НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, Институт возрастной физиологии РАО, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК и другие, не имеют собственного штата для мониторирования показателей здоровья обучающихся различных регионов РФ, тогда как 25 физкультурных вузов (включая их филиалы), для которых физическая культура и спорт являются единственным профилем, и 48 высших учебных заведений, при которых функционируют спортивные факультеты, могли бы в рамках педагогической практики студентов осуществлять данную социально и профессионально значимую работу во благо физического развития и здоровья обучающихся школьников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.

2.

2009, 43

(05): 87-90. [Хуан Л. Ш. Развитие идеологии

физической культуры в китайской школе // Журнал Уханьского института физического воспитания. - 2009. - № 5 (43). - С. 87-90.]

3.

—шшъм

2017, 4 (09): 4247. [Ван Ш. В. Историческое исследование эволюции ценностных ориентаций и стандартов учебной программы начальных и средних школ // Китай. Школьная физическая культура (Высшее образование). - 2017.

- № 9. - С. 42-47.]

4.

ШШ (1949-1981) [М].

1982. [Главное управление спорта Китая. Коллекция спортивных файлов (1949-1981).

- Пекин: Народная спортивная пресса, 1982.]

5.

2002 (06): 800-802. [Шао В. Д. Сравнение идей школьного спорта в стране и построение руководящей идеологической основы // Журнал Пекинского университета спорта. -2002. - № 6. - С. 800-802.]

6. шшшвтщ

1996 (2): 66. [Ван Ч. Ч. Национальный стандарт физической культуры // Китай. Школьная физическая культура. - 1996. -№ 2. - С. 66.]

7. шт^.&^шт, ш-шштшшт.

Л 1996

(2): 60. [Фан Л. Н. Подведение итогов. Сделайте больше. «Национальный стандарт физической культуры» // Китай. Школьная физическая культура. - 1996. - № 2. - С. 60.]

8. т^ш.шъш^тшшшат)^

Ж И. ^Й(2001) 17 Ч, 2001. [Краткое изложение учебной программы по физическому воспитанию / Министерство Образования Китайской Народной Республики. -Пекин: Базовое образование, 2001.]

9.

2002-07-04. [Стандарт тестирования физического здоровья учащихся «Опытный показатель». Способы реализации / Министерство Образования Китайской Народной Республики, Главное управление спорта Китая. - Пекин: ГУСК, 2002.]

REFERENCES

1. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury: uchebnik dlia in-tov fizicheskoy kultu-ry. Moscow: Fizkultura i sport: SportAkadem-Press, 2008. 544 p.

2. Huan L. H. Razvitie ideologii Fizicheskoy kultury v kitayskoy shkole. Zhurnal Ukhanskogo instituta fizicheskogo vospitaniya. 2009, No. 5 (43), pp. 87-90. (in Chinese)

3. Van Sh. V. Istoricheskoe issledovanie evolutsii tsennostnykh orientatsiy i standartov uchebnoy programmy nachalnykh i srednikh shkol. Kitay. Shkolnaya fizicheskaya kultura (Vysshee obra-zovanie), 2017, No. 9, pp. 42-47. (in Chinese)

4. Glavnoe Upravlenie Sporta Kitaya. Kollektsiya Sportivnykh faylov (1949-1981). Beijing: Narodnaia sportivnaia pressa, 1982. (in Chinese)

5. Shao V. D. Sravnenie idey shkolnogo sporta v strane i postroenie rukovodyashchey ideo-

logicheskoy osnovy. Zhurnal Pekinskogo uni-versiteta sporta. 2002, No. 6, pp. 800-802. (in Chinese)

6. Van Ch. Ch. Natsionalnyy standart Fizicheskoy kultury. Kitay. Shkolnaya fizicheskaya kultura. 1996, No. 2, p. 66. (in Chinese)

7. Fan L. N. Podvedenie itogov. Sdelayte bolshe. "Natsionalnyy standart Fizicheskoy kultury". Kitay. Shkolnaya fizicheskaya kultura. 1996, No. 2, pp. 60. (in Chinese)

8. Kratkoe izlozhenie uchebnoy programmy po fizicheskomu vospitanyu. Ministerstvo Obra-zovaniya Kitayskoy Narodnoy Respubliki. Beijing: Bazovoe obrazovanie, 2001. (in Chinese)

9. Standart testirovaniya fizicheskogo zdorovya uchacschikhsya "Opytnyy pokazatel". Sposoby realizatsii. Ministerstvo Obrazovaniya Kitays-koy narodnoy Respubliki, Glavnoe Upravlenie sporta Kitaya. Beijing: GUSK, 2002. (in Chinese)

Ван И, аспирант Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета; преподаватель факультета физической культуры Вэйнаньского педагогического университета, Китай e-mail: 475695159@qq.com

Wang Yi, postgraduate student, Theoretical Basis of Physical Culture and Sports Department, Institute of physical culture, sports and health, Moscow Pedagogical State University, Lecturer, Physical Culture Faculty, Wei Nan Pedagogical University, China e-mail: 475695159@qq.com

Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Kuzmenko Gаlina A., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Theoretical Basis of Physical Culture and Sports Department, Institute of physical culture, sports and health, Moscow Pedagogical State University e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.