Научная статья на тему 'Методологические подходы в управлении подготовкой юных и квалифицированных спортсменов: научно-теоретический анализ'

Методологические подходы в управлении подготовкой юных и квалифицированных спортсменов: научно-теоретический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1866
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Филимонова Светлана Ивановна, Сабирова Ирина Александровна

В статье рассматривается практическая методология управления системой многолетней спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов. Логично и последовательно построить процесс тренировки не представляется возможным без опоры на современные научные теории и концепции в управлении подготовкой спортсменов в многолетнем процессе. Сегодня успешность спортивной подготовки связана с теоретическим обоснованием и практическим воплощением ряда общенаучных подходов, среди которых следует выделить комплексный, метапредметный, программно-целевой, системный, структурно-функциональный, технологический подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Филимонова Светлана Ивановна, Сабирова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches in the management of the training of the young and qualified athletes (theoretical analysis)

The practical methodology for the management of the system of long-term sports training of the young and qualified athletes is considered in the article. Logically and consistently, it is not possible to construct the training process without support of the modern scientific theories and concepts in management of the athletes training in long-term process. Today success of sports preparation is connected with the theoretical justification and practical embodiment of a number of the general scientific approaches from which it is necessary to distinguish the complex, metasubject, program and target, system, structurally functional, technological approaches.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы в управлении подготовкой юных и квалифицированных спортсменов: научно-теоретический анализ»

3. Карпман, В.Л. Сердце и работоспособность спортсмена / В.Л. Карпман, С.В. Хрущев, Ю.А. Борисова. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 35 с.

4. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 224 с.

5. Спортивная медицина : (руководство для врачей) / под редакцией А.В Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М. : Медицина, 1984. - 384 с.

6. Таблицы оценки результатов в лёгкой атлетике / сост. А.С. Полосин, А.А. Ушаков. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 608 с.

REFERENCES

1. Amosov N.M. (1989), Physical activity and heart, publishing house "Health", Kiev, Ukraine.

2. Byankin, V.V. (2005), Managing the process ofphysical education of university students: tutorial, publishing house "DVGUPS", Khabarovsk.

3. Karpman V.L. (1978), Heart and performance athlete, publishing house "FIS", Moscow.

4. Kuper, K. (1987), Aerobics for good health, publishing house "FIS", Moscow.

5. Ed. Chogovadze, A.V. and Butchenko, L.A. (1984), Sport Medicine (Manual for Physicians), Medicine, Moscow.

6. Ed. Polosin, A.S. and Ushakov, A.A. (1986), Tables evaluation results in athletics, publishing house "FIS", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.08.2014.

УДК 796

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

Геннадий Николаевич Германов, профессор, доктор педагогических наук,

Светлана Ивановна Филимонова, профессор, доктор педагогических наук, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, г. Москва, Ирина Александровна Сабирова, доцент, кандидат педагогических наук,

Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж

Аннотация

В статье рассматривается практическая методология управления системой многолетней спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов. Логично и последовательно построить процесс тренировки не представляется возможным без опоры на современные научные теории и концепции в управлении подготовкой спортсменов в многолетнем процессе. Сегодня успешность спортивной подготовки связана с теоретическим обоснованием и практическим воплощением ряда общенаучных подходов, среди которых следует выделить комплексный, мета-предметный, программно-целевой, системный, структурно-функциональный, технологический подходы.

Ключевые слова: спортивная подготовка, система управления, комплексный подход, ме-тапредметный подход, программно-целевой подход, системный подход, структурно-функциональный подход, технологический подход.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p48-56

METHODOLOGICAL APPROACHES IN THE MANAGEMENT OF THE TRAINING OF THE YOUNG AND QUALIFIED ATHLETES (THEORETICAL ANALYSIS)

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Svetlana Ivanovna Filimonova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Teacher training institute of physical culture and sport, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh

Annotation

The practical methodology for the management of the system of long-term sports training of the young and qualified athletes is considered in the article. Logically and consistently, it is not possible to construct the training process without support of the modern scientific theories and concepts in management of the athletes training in long-term process. Today success of sports preparation is connected with the theoretical justification and practical embodiment of a number of the general scientific approaches from which it is necessary to distinguish the complex, metasubject, program and target, system, structurally functional, technological approaches.

Keywords: sports training, management system, comprehensive approach, interdisciplinary approach, target-oriented approach, system approach, structural-functional approach, process approach.

Прогрессивный рост спортивных результатов в современном спорте напрямую связан с дальнейшим совершенствованием системы управления подготовкой спортсменов различного уровня мастерства, последовательной выработкой и реализацией управленческих функций в системе целостной программно-целевой подготовки спортсменов -прогнозирования, моделирования, планирования, контроля. Логично и последовательно построить процесс тренировки не представляется возможным без опоры на современные научные теории и концепции подготовки спортсменов в многолетнем процессе.

Как явствует из действительного, функциональные элементы системы управления могут быть признаны эффективными, продуктивными, результативными и реализованными тогда, когда они опираются на совместную деятельность тренера и спортсмена. Сегодняшние проблемы в управлении подготовкой спортсменов столь многообразны, что знаний и усилий одного тренера становится недостаточно. Требуется комплексный подход в управлении, который реализуется путем привлечения многих специалистов и зависит от согласованных действий многих служб. На тренера должны работать многочисленные службы обеспечения, такие как материально-техническая, медицинская, психологическая, служба менеджмента и другие, при этом должны быть созданы благоприятные условия для совместной творческой деятельности педагогических, организационных работников, психологов, врачей, научных сотрудников и других исполнителей. В ходе выполнения основных функций по планированию, организации и проведению учебно-тренировочного процесса тренер реализует указания и рекомендации этих специалистов. Их помощь тренеру в виде соответствующей информации и заключений особенно необходима при определении состояния здоровья спортсмена, его спортивной пригодности, функциональной и психологической реактивности систем организма на тренировочные нагрузки в моменты проведения оперативно-текущих и этапных исследований. Особая роль при этом принадлежит сотрудничеству с научными группами, задачей которых становится проведение непрерывных научных исследований с обобщением на новом витке философско-диалектического мышления полученных знаний с последующей интеграцией разрозненных частных технологий в систему целостной структурно-функциональной целевой подготовки спортсменов.

В современных научных знаниях центральное место отводится универсальной деятельности, которая является «надпредметной» или «метадеятельностью».

Мета (за, через, над, после) - всеобщее, интегрирующее свойство, качество, действо, от (греч. meta), обозначающее:

1) следование за чем-нибудь, переход к чему-нибудь другому, перемену состояния, превращение,

2) сверхобновление, новоинновацию;

3) в логике: относящуюся к системам, которые служат для описания других систем. Ключевыми категориями данного методологического подхода являются понятия метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение, метаспособ и другие.

Метапредметный подход предстает как общенаучный подход в познании процессов действительности, как единственный содействующий интегративному осмыслению частных закономерностей, соединяющий избирательные рекомендации в метазнания о спортивной подготовке; рассматривается как новое научное направление, имеющее большое значение в дальнейшем развитии научных основ теории спортивной тренировки. Метапредметность в многолетней тренировке опирается на философские категории «общего», «единичного» и «особенного», которые играют большую методологическую роль в процессе познания действительности. С опорой на данный общенаучный подход нами дана иная интерпретация типов, видов и разновидностей выносливости, описана интеграция и единство общего и специального в подготовке спортсменов [3].

В основу метапредметного восприятия процессов спортивной подготовки могут быть положены следующие методологические установки в деятельности:

1) первостепенный учет закономерностей соревновательной деятельности, экстраполяция метафакторов успешного соревновательного противоборства из смежных дисциплин в изучаемую предметную область;

2) единство педагогических и медико-биологических основ в спортивной тренировке, выявление глобальных биологических и физиологических закономерностей адаптации организма к тренировочной деятельности, уяснение метафакторов, содействующих прогрессу в соревновательной деятельности;

3) спортивная метадеятельность предусматривает теоретическое моделирование процессов спортивной подготовки с опорой на инструментальные методы контроля и диагностики, использование средств срочной информации с биологически обратной связью как искусственно управляемой среды при формировании значимых характеристик соревновательной деятельности;

4) спортивная метадеятельность в своей основе опирается на широкое прогнозирование и программирование тренировочной деятельности, использует ретро закономерности становления спортивного мастерства как основу для построения будущих целей подготовки, формирования моделей потенциального спортсмена, сильнейшего спортсмена, члена сборных команд по видам спорта;

5) спортивная метадеятельность нацелена на интеграцию различных сторон и компонентов подготовленности в единое целое - состояние спортивной формы, высший уровень подготовленности, реализацию этой подготовленности в различной социально-природной среде;

6) совершенно очевидно, что метапредметность в спортивной деятельности проявляется в различных пространственно-временных масштабах, увязывает в единое целое оперативно-текущие коррекции в подготовке спортсмена с макроцелями подготовки в единую непрерывную перманентную систему, обеспечивает интеграцию текущих заданных решений в область долговременных перспективных целей подготовки;

7) спортивная метадеятельность предусматривает единство, соответствие и согласованность индивидуального и группового в организации технологических процессов деятельности, в разработке экспериментальных программ. При этом очень важно, чтобы в процессе многолетней тренировочной деятельности на первое место выдвигалась лич-ностно-ориентированная подготовка, где определяющую роль играет сам спортсмен, а

только потом его тренер [10]. Тренерам следует предвосхищать деятельность своих спортсменов на уровне опережающего творческого мышления и задавать интегративные задания в технологических программах, поэтому он должен быть вооружен передовой системой знаний. В процессе освоения и осознания выдвинутых целевых установок спортсмены за счет интериоризации предлагаемой деятельности начинают двигаться вперед к метазаконам спортивной тренировки. При этом метапредметными результатами становятся закономерности повышения специальной работоспособности в учебно-тренировочной и соревновательной практике, правила построение индивидуальной образовательной траектории для повышения спортивного результата. Следовательно, успешная реализация управленческих функций на основе метапредметного похода требует разработки новых всеобщих закономерностей, а сам подход является актуальным и значимым на современном этапе развития юношеского спорта и спорта высших достижений. Такая глобальная метатеория несомненно обеспечит рост спортивного мастерства.

Управление в процессе тренировки предусматривает со стороны тренера ряд последовательных действий. Первое, с чем сталкивается тренер, это уточнение общей перспективной цели подготовки, или иначе говоря, определение целевой результативности каждого этапа подготовки, выявление ведущих компонентов спортивно-соревновательной готовности в достижении наивысших спортивных результатов. Мы должны признать, что обобщающим целевым ориентиром для принятия управленческих решений остается соревновательная деятельность. В силу этого программно-целевой подход в управлении подготовкой спортсменов по-прежнему признается одним из главных, предусматривает определение долговременных перспективных целей подготовки юных и молодых спортсменов, прогнозирование параметров рекордной соревновательной деятельности, экстраполяцию закономерностей роста спортивной результативности от взрослых атлетов на должную результативность у юных спортсменов. Последнее требует исследования на новом теоретическом и инструментальном уровне закономерностей развития физических качеств у юных спортсменов, обоснования и экспериментальной проверки педагогических технологий физической подготовки высокой продуктивности и эффективности с учетом новых научных данных о двигательно-биологическом потенциале детей, подростков, юношей, особенностях психосоматического и морфофункцио-нального развития юных спортсменов. Второе действие - это разработка модельных характеристик подготовленности спортсмена, отвечающих требованиям планируемой спортивной результативности, что требует решения частных задач, таких как определение динамики подготовленности спортсмена, его сильных и слабых сторон. В этом случае модельные показатели выступают как бы в качестве эталонных величин критерия эффективности. Известно, что эффективность - категория относительная и о ней можно судить лишь в сравнении с чем-либо. Зафиксировав, например, повышение у спортсмена показателей какого-либо качества, констатируется всего лишь этот факт. В то же время при сравнении полученных данных с модельными показателями можно выявить меру полезной эффективности и продуктивности тренировочного процесса. Подготовка спортсменов, не базирующаяся на применении критериев эффективности и продуктивности, характеризующих метадеятельность, с помощью которых сравнивается результативность различных систем тренировки, во многом теряет свою целенаправленность, конкретность, а, следовательно, и действенность. Третье действие, причем наиболее важное по степени значимости в системе управления, предусматривает построение тренировки, обеспечивающей достижение спортсменами модельных характеристик и целевых результатов соревновательной деятельности в конкретный момент времени, этап развития. Из многочисленных форм построения спортивной тренировки необходимо отобрать такие ее варианты, которые в наибольшей степени отвечали бы поставленным целям и реально имеющимся возможностям. Отсюда возникает проблема планирования и нормирования тренировочных нагрузок, эффективной их структуры, соотношения основных компонен-

тов подготовки, выбора наиболее рациональных средств и методов тренировки, обеспечивающих перевод спортсмена из одного функционального состояния в результативно заданное будущее состояние. Надо не просто разработать план и программу тренировки, но и добиться, чтобы они наилучшим образом служили бы достижению тех задач и той цели, для которых они создаются, то есть были бы оптимальными. При характеристике оптимальности программ подготовки необходимо учитывать адекватность или их соответствие возможностям занимающихся спортом. Требование адекватности выдерживается тогда, когда:

- учитываются ведущие психофизические свойства, качества и способности спортсмена, выявляются ведущие факторы физической подготовленности, и далее организуется соответствующая система тренировочных воздействия для интенсивного их развития;

- обеспечивается качественное и количественное соответствие тренировочного эффекта требованиям двигательной задачи;

- осуществляется минимизация расходов физиологических ресурсов, достигается оптимальность реакций, устанавливается их согласованность друг с другом.

Подготовка спортсмена, если ее рассматривать в рамках системного подхода, представляет собой:

1) систему, которая обладает свойством целенаправленности, т.е. управление на всех уровнях ориентировано на достижение наивысших результатов, соответствующих критериям роста спортивного мастерства в определенные возрастные периоды. Исследованиями многочисленных ученых определены константные возрастные границы достижения спортивной результативности. Так, если на этапе начальной подготовки в основе требований лежит разностороння подготовка, выполнение должных норм физической и технической подготовленности, освоение нормативных параметров тренировочных нагрузок, то на этапах спортивной специализации (тренировочный этап), совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства основой становится спортивная результативность. Установлено, что в большинстве скоростно-силовых, циклических, игровых видов спорта, в единоборствах выполнение массовых разрядов происходит через год специализированной подготовки, если принять возраст 11-12 лет как период завершения начальной подготовки. В возрасте 15 лет наши спортсмены должны стать перворазрядниками, в 17 лет - кандидатами в мастера спорта, в 19-20 лет - мастерами спорта, в 23-25 лет - мастерами спорта международного класса. Возраст 25-28 лет считается возрастом наивысших спортивных достижений, хотя в последние годы наблюдается тенденция увеличения возрастных границ победителей и призеров международных соревнований, что связывается с профессионализацией и коммерциализацией спорта.

2) динамическую, развивающуюся систему, в которой реализуются как долгосрочные, стратегические цели, так и текущие цели, имеющие промежуточный характер. Так, например, ряд ученых [9] высказывается в пользу индивидуальной персонифицированной разработки долговременных, а также вытекающих из них промежуточных целей спортивного совершенствования, и, уже затем, подбор адекватных их достижению тренирующих воздействий. Согласно утверждаемой концепции, в процессе многолетней подготовки спортсмена индивидуально ориентированной адаптации подлежит, прежде всего, программа каждого очередного годичного тренировочного цикла. Микроструктура тренировки целиком подчинена решению задач соответствующего макроцикла занятий и планируется только после его построения. Ученые исходят из того, что оптимально распределить нагрузку в микроцикле, если установлены ориентированные на достижение долговременной цели параметры ее парциальных этапных объемов, опытному тренеру относительно несложно. Текущая индивидуализация тренировки в методическом отношении проще долговременной.

3) систему, управление которой основано на использовании объективных закономерностей становления высшего спортивного мастерства в процессе многолетней подготовки, базирующуюся на соблюдении принципов максимизации целей достижения, специализации в подготовке, непрерывности тренировочного процесса, прогрессирующей динамики и волнообразности тренировочных нагрузок, периодичности, цикличности, спиралевидности в построении процесса упражнений. В многолетнем учебно-тренировочном процессе возникает «спираль деятельности»: постановка цели - подбор средств - достижение цели - коррекция достижений на основе имеющийся информации и новое планирование высшей цели. Выйдя на определенный уровень развития одной из физических способностей, спортсмен отдает приоритет работе над другой, причем использует достигнутое как «базис», способствующий реализации этой новой задачи. В соответствии с этим уровень подготовленности идет по восходящей спирали, захватывает несколько видов подготовки. Достигнутый наивысший уровень тренированности может удерживаться длительное время с учетом применения специализированных средств и передовых методов спортивной подготовки.

Одной из принципиальных установок в подготовке спортивного резерва является направленность системы подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство [5], опережающий прогресс технической подготовки в базовых основах тренировки, функциональный рост и адаптация систем организма в условиях специализированной подготовки, разведение на иной принципиальный уровень единства общеподготовительного и специфичного в тренировочном процессе юных спортсменов [3].

4) организационную систему с многоуровневой иерархической структурой. Сегодня новым подходом к управлению подготовкой спортсменов должна стать стратегия консолидированного сочетания усилий федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ведающих вопросами развития детско-юношеского спорта и спорта высших достижений. В этом отношении очень важным становится научное сопровождение в становлении новой организационной структуры подготовки спортивного резерва, базирующейся на кластерном взаимодействии федеральных, региональных и муниципальных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в том числе функционирование специализированных центров спортивной подготовки (ЦСП, ЦОП, ШВСМ), региональных спортивно-тренировочных центров (СТЦ), подготовка в составе спортивных сборных команд (команды РФ, субъекта РФ, муниципального образования, спортивные сборные команды общероссийских, межрегиональных, региональных общественных организаций), спортивная подготовка и обучение по предпро-фессиональным и общеразвивающим программам в профессиональных образовательных организациях (колледжи-интернаты олимпийского резерва, федеральные УОР, субъектов РФ), а также в общеобразовательных организациях, имеющих интернат спортивного профиля (ШИСП), в организациях дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮСШОР, ДЮСАШ, детско-юношеский центр физической культуры и спорта, детско-юношеский спортивный клуб, иных организациях дополнительного образования физ-культурно-спортивной и туристской направленности). При этом возникает острая необходимость в разработке государственных и муниципальных заданий к спортивной подготовке юных и молодых спортсменов, определении финансовых, материально-технических и иных условий эффективной подготовки спортивного резерва, разработке и реализации региональных программ развития спорта и межмуниципальных программ по спортивной подготовке. Немаловажное значение приобретает дальнейшая разработка и совершенствование Федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта (стандартов к профессиональной подготовке тренера, спортсмена) и базирующихся на них программ.

5) большую систему, в которую входит много разнообразных компонентов, сложную систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Приоритет в разработке структурно-функциональной организации спортивной тренировки принадлежит великому теоретику и практику современности - Л.П. Матвееву [4]. Согласно его взглядам, построения спортивной тренировки, так или иначе, связано с признанием трех уровней в ее структуре: 1) уровень микроструктуры - это структура отдельного тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; 2) уровень мезострук-туры - структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; 3) уровень макроструктуры - структура больших тренировочных циклов (макроциклов) типа полугодичных, годичных и многолетних.

До недавнего времени считалось, что основой спортивной тренировки является уровень микроструктуры, представленный отдельным тренировочным занятием или совокупностью занятий, обозначенных как микроцикл спортивной тренировки. Вместе с тем, в рамках отдельного тренировочного занятия выполняется достаточно большое множество разнообразных по структуре и ответным реакциям двигательных действий, порой не только не выстроенных в логике кумулятивного наращивания тренированности, но и создающих отрицательную суммацию эффектов. Именно поэтому многие исследователи выделяют в качестве основы микроструктуры тренировки юных спортсменов «тренировочное (двигательное) задание», целесообразное комплексирование и сочетание которых обеспечит эффективное построение каждого тренировочного урока [1, 2]. Двигательное задание следует рассматривать как исходную структурно-функциональную единицу двигательной деятельности, как исполнительную форму двигательного действия с заданными условиями выполнения, определяющими целевой уровень функционирования ответственных физиологических систем (рисунок 1).

•4-

Цель достижение программируемых фукк-

^цисналънык сдвигов в ы?систе-НИ □РГЫПЗЗМ& (тр«ННрО£СЧНЬБ эффга-

тоф:_

Задачи • з обучении двигйгклькым дейггвияы

■ л дотннни фитнческик ЮТЯПВ • » совершен™ о» анки текнгага-тчктищскоп) мвтргтаа и сдгфяжек. ном по&ыш*нии физической лгдг> тоыкнносш при учи« характера ви-

няшя и т. д.

▼ Т«*иологичеекая форма

чног гаданне орг-анющин упражнения

* 4

параметры нагрузки

I'

_Тртнвряуищ з^фи и

Рис. 1. Структура тренировочного задания (по данным Г.Н. Германова, 2011 [1, 2])

В основе двигательного задания лежит двигательный функциональный запрос, где оперативная задача (цель), количественно характеризуемая, достигается в результате точного сочетания воздействующих факторов - длительности, интенсивности упражнения, числа повторений, интервалов отдыха, что требует жесткой регламентации нагрузки для достижения поставленной цели. Только в таком «суперточечном» варианте - «двигательном задании» - можно достигнуть ожидаемого эффекта от воздействия выверенных нагрузочных факторов на функциональные системы организма спортсмена. Следовательно, реалистичное и четкое выражение прогнозируемой цели, в том числе расчетно-параметрическое, осуществимо лишь в оперативно-текущей форме, и в первую очередь в представляемых двигательных заданиях, которые выстраиваются с учетом преемствен-

ности срочных тренировочных эффектов, а вместе с тем подчинены целям и задачам этапной и долговременной подготовки спортсменов. Таким образом, технология построения спортивной тренировки вполне может быть представлена как динамический процесс структурирования первичных элементов - двигательных заданий - в более крупные фрагменты и компоненты спортивно-педагогического процесса: части урока, модули, блоки, кластеры, систему тренировок, циклы подготовки и т.п.

Рассматривая новые подходы к организации двигательной деятельности в спортивной тренировке юных и квалифицированных спортсменов, мы признаем двигательные задания как конструирующую основу целостного процесса, как первичную функциональную единицу в организации двигательной деятельности, включенную в структурные составляющие более крупных единиц тренировочной деятельности, указываем на первичные звенья в конструкции тренировки и микроциклов - отдельное задание, блок заданий, линейную совокупность блоков, модулей заданий. Данным утверждением мы закладываем инновационный методологический подход к построению спортивной тренировки, получивший название в теории спорта как «технологический», для которого категория «задание» становится базисным понятием (task-based learning and teaching, TBLT).

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Германов Геннадий Николаевич ; [место защиты: Волгогр. гос. акад. физ. культуры]. - Волгоград, 2011. - 56 с.

2. Германов, Г.Н. Тренировочное (двигательное) задание - структурно-функциональная единица спортивно-педагогического процесса : психолого-педагогический аспект проблемы / Г.Н. Германов // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 6. - С. 94-99.

3. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 49-57.

4. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с.

5. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. -М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

6. Сабирова, И. А. Формирование рациональной изготовки стрелков при использовании средств срочной информации / И.А. Сабирова, Г.Н. Германов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 66-68.

7. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт, как пространство формирования оптимальной самореализации личности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Филимонова Светлана Ивановна ; [место защиты: Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта]. - М., 2004. - 48 с.

8. Филимонова, С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности : монография / С. И. Филимонова. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 313 с.

9. Черкашин, В.П. Теоретические и методические основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Черкашин Виталий Петрович ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М., 2001. - 50 с.

10. Якимович, В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Якимович Виктор Степанович ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М., 2002. - 51 с.

REFERENCES

1. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing of impellent tasks in sports-pedagogical process, dissertation, Volgograd, Russian Fédération.

2. Germanov, G.N. (2011), "Training (motive) task - structurally functional unit of sports and

pedagogical process: psycho-pedagogical aspect of the problem", Teorija i praktika fizicheskoj kultury, No. 6, pp. 94-99.

3. Germanov G.N., Sabirova I.A. and Tsukanova E.G. (2014), "Classification approach and theoretical representations special and the general in endurance manifestations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No 2, pp. 49-57.

4. Matveev, L.P. (2010), General theory of sports and its applied aspects, Moscow, Soviet sports, Russian Federation.

5. Nabatnikova M.Ya. (1982), Bases of management of training of young athletes, Moscow, Physical culture and sports, Russian Federation.

6. Sabirova I.A. and Germanov G.N. (2014), "Formation of a rational izgotovka of shooters when using means of urgent information", Teorija i praktika fizicheskoj kultury, No. 3, pp. 66-68.

7. Filimonova, S.I. (2004), Physical culture and sport, as space of formation of optimum self-realization of the personality, dissertation, Moscow, Russian Federation.

8. Filimonova, S.I. (2004), Physical culture and sport - the space forming self-realization of the personality: monograph, Theory and practice of physical culture, Moscow, Russian Federation.

9. Cherkashin, V.P. (2001), Theoretical and methodical bases of design of technology of an individualization of training process of young athletes in high-speed and power types of track and field athletics, dissertation, Moscow, Russian Federation.

10. Yakimovich, V.S. (2002), Design of system of physical training of children and youth on the basis of personally focused education, dissertation, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.08.2014.

УДК 796

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье предлагается объяснительная модель перехода отрасли «Физическая культура и спорт» к инновационному развитию, ориентированная на повышение конкурентоспособности за счет развития сектора интеллектуальных услуг, сокращения сроков внедрения в практику результатов НИОКР, технологизации и информатизации подготовки спортсменов. На основе выборочного анализа диссертационных исследований выделена типологическая общность вопросов, связанных с инновационной политикой - как научная проекция перехода к новому укладу отраслевого развития. В обосновании синергии рассмотренных в статье высокотехнологичных направлений проявляются конвергентные связи междисциплинарных областей, ориентированные на преодоление депрессивной инерции развития инновационных кластеров и сектора интеллектуальных услуг.

Ключевые слова: инновационные кластеры, интеллектуальные услуги, паттерны развития, технологический уклад, информационное обеспечение, экспертные панели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p56-62

INNOVATIVE CLUSTERS OF THE PHYSICAL CULTURE OF RUSSIA

Valery Ivanovich Grigoryev, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article reveals the explanatory model for transition of the branch "Physical culture and sports" to the innovative development, focused on the competitiveness increase due to development of the sector of intellectual services, reductions of the terms of introduction of the research results in practice and development, technologization and informatization of the athletes training. The typological similarity of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.