Научная статья на тему '"НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ" В ЮРИСПРУДЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ?'

"НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ" В ЮРИСПРУДЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1632
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / "НАУЧНАЯ ШКОЛА" / "SCIENTIFIC SCHOOL" / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / УЧЕНЫЙ / SCIENTIST / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / НАУКОМЕТРИЯ / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / SCIENTOMETRIC INDICATOR / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / REGULATORY LEGAL ACT / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 21 ДЕКАБРЯ 2012 Г. / FEDERAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION" DATED DECEMBER 21 / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ / DECREE OF THE PRESIDENT / SCIENTOMETRY / 2012 / 2009

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо Василий Николаевич

В статье не только представлен критический анализ существующих научных школ в юриспруденции Российской Федерации, но и высказаны суждения о внедрении единых наукометрических показателей для оценки деятельности ученых-юристов, а также представителей иных отраслей научного знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галузо Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SCIENTIFIC SCHOOLS" IN THE JURISPRUDENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION: REALITY OR ILLUSION?

The article not only presents a critical analysis of existing scientific schools in the jurisprudence of the Russian Federation, but also expressed judgments on the introduction of unified scientometric indicators to assess the activities of legal scientists, as well as representatives of other branches of scientific knowledge

Текст научной работы на тему «"НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ" В ЮРИСПРУДЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ?»

УДК - 342 Галузо Василий Николаевич,

ББК - 67 кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки

e-mail: vgrmn@yandex.ru

12.00.01 - теория государства и права; история учений о праве и государстве

«НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ» В ЮРИСПРУДЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ?

Аннотация. В статье не только представлен критический анализ существующих научных школ в юриспруденции Российской Федерации, но и высказаны суждения о внедрении единых наукометрических показателей для оценки деятельности ученых-юристов, а также представителей иных отраслей научного знания.

Ключевые слова: Российская Федерация, «научная школа», юриспруденция, ученый, образовательная организация, наукометрия, наукометрический показатель, законодательство, нормативный правовой акт, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г., Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования» № 599 от 26 мая 2009 г

Galuzo Vasily Nikolaevich,

PhD, Chille-old researcher at the Institute of Education and Science

«SCIENTIFIC SCHOOLS» IN THE JURISPRUDENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION: REALITY OR ILLUSION?

Abstract. The article not only presents a critical analysis of existing scientific schools in the jurisprudence of the Russian Federation, but also expressed judgments on the introduction of unified scientometric indicators to assess the activities of legal scientists, as well as representatives of other branches of scientific knowledge.

Key words: Russian Federation, «scientific school», jurisprudence, scientist, educational organization, scientometry, scientometric indicator, legislation, regulatory legal act, Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation» dated December 21, 2012, Decree Of the President of the Russian Federation «On measures to improve higher legal education» № 599 dated may 26, 2009.

Поводов к подготовке данной статьи несколько:

- результаты научного исследования, осуществленного Т.Ю. Павельевой [35, 36];

- собственные многолетние занятия научным творчеством, впервые обобщенные в одной публикации [15].

Первоначально представим анализ научных публикаций относительно предмета данной статьи.

Так, предметом научного исследования Т.Ю. Павельевой являются исключительно «научные школы», что позволило ей сформулировать несколько «основных положений»: «1. ... научная школа - это комплексный феномен, который соединяет в себе проявления разных концептуальных статусов науки как деятельности, системы знаний и социального института. Научная школа осуществляет исследовательскую деятельность,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО№ 4 • 2018

которая дает прирост нового знания в науке, является формой совместного творчества ученых разных поколений, а производство нового знания в ней сочетается с воспроизводством научного сообщества. В системе науки научная школа выполняет исследовательскую, инновационную и образовательную функции»; «2. Научная школа может рассматриваться, с одной стороны, как реальная форма совместной деятельности, представленная в виде коллектива ученых, который отличается неформальным характером,.. сложившимися традициями в ходе разработки и реализации в процессе коллективного творчества новаторской исследовательской программы...»; «6. Научно-образовательная школа как тип научной школы - это форма совместной деятельности ученых. под руководством ученого - лидера, представляющих коллектив единомышленников» [35, с. 9, 13, 15]. Отличается лаконичностью определение понятия «научная школа», приведенное в иной публикации вышеназванного ученого: «Итак, научная школа представляет собой один из типов научного сообщества, особую форму кооперации научной деятельности» [36, с. 183].

Приведенные «основные положения», по существу, абстрактны и не содержат критериев для определения тех или иных результатов научного творчества в качестве «научной школы».

Предметом еще одного научного исследования «явились научные школы, направления, системы в методике преподавания литературы в их становлении, развитии и взаимодействии» («7. Содержание понятия «научно-методическая школа» включает в себя концепцию построения школьного курса с определением целей и задач изучаемого предмета, его содержания и структуры в соответствии с представлениями членов научной школы о методической основе школьного преподавания дисциплины») [9, с. 4, 8].

И лишь в публикации Е.Р. Федюк обнаруживаем персональные сведения: «Объектом исследования диссертационной работы выступает научная, организационная и преподавательская деятельность С.А. Христиановича. Предмет исследования - процесс воспроизводства научных знаний и полученных результатов в научном сообществе, формы и методы осуществления научной коммуникации в институционализированных и неформальных коллективах, созданных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

академиком С. А. Христиановичем» («С. А. Хри-стианович, обладая разносторонностью научного мышления, широчайшим диапазоном научных интересов и способностями организатора науки, внес большой вклад в развитие аэродинамики, газовой динамики, ядерной физики, геомеханики, энергетики, гидрофизики, стандартизации и метрологии, а также в создание таких успешно функционирующих научно-образовательных учреждений, как Московский физико-технический институт, Сибирское отделение АН СССР, Новосибирский государственный университет») [49, с. 6, 11].

Как нам представляется, персональный характер «научной школы» может быть востребован при разработке критериев для их выделения.

В том или ином контексте обнаруживаем апеллирование к научным школам и в иных публикациях [40, 11, 1, 12, 24].

Заострим внимание еще на нескольких публикациях, в которых обнаруживаем сведения о научных школах уже непосредственно в юриспруденции.

Так, в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина имеется научная школа с названием «Проблемы формирования и развития новой Российской государственности и нового российского права», которая была «сформирована в 1996 году на базе юридического факультета - в настоящее время Института права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Возглавил данную школу приглашенный из Национальной Украинской академии имени Ярослава Мудрого зав. кафедрой теории и истории государства и права данной академии, д.ю.н., профессор Николай Антонович Придворов, входящий в число видных ученых в области юридической науки, известных не только в России, но и за рубежом» [32, с. 307].

Название для «научной школы» вызывает возражения хотя бы потому, что право как регулятор общественных отношений существует уже несколько тысячелетий. Что же касается субъекта международного права - Российской Федерации, то в нем могут быть лишь особенности правового регулирования [23, с. 116-123; 4, с. 103-106; 8, с. 37-41; 20, с. 81-85; 17, с. 66-69].

Восемь научных школ по юриспруденции имеются в непрофильной образовательной организации - «Санкт-Петербургский государствен-

ный университет аэрокосмического приборостроения», на ее юридическом факультете: «Научная школа профессора Э.В. Кузнецова по проблемам философии права в России»; «Научная школа профессора А.В. Зиновьева по проблемам конституционного права»; «Научная школа профессора Н.Г. Янгола по проблемам чрезвычайного законодательства и исключительных правовых режимов»; «Научная школа профессора Х.Х. Лойта по проблемам кадровой политики, государственной службы и ее кадрового обеспечения»; «Научная школа профессора В.М. Боера по проблемам информационного общества, информационно-правовой политики и информационной безопасности государства»; «Научная школа профессора Ф.Ю. Сафина по проблемам уголовно-правового и криминологического противодействия корыстно-насильственной преступности»; «Научная школа профессора В.В. Цмая по проблемам мусульманского права»; «Научная школа профессора М.Х. Гельдибаева по проблемам прав человека в сфере уголовно-процессуального принуждения» [33, с. 4, 5, 110].

Уже непрофильность образовательной организации однозначно указывает на несостоятельность сформированных там юридических «научных школ». Можно было бы согласиться с формированием юридических научных школ, в первую очередь, в образовательных организациях с особым статутом [48], но при условии наличия там действительно выдающихся ученых-правоведов с высокими наукометрическими показателями (это ни в коей мере не относится к ученым, результаты творческой деятельности которых нами уже подвергались критическому анализу [19, с. 101-105; 22, с. 147-152; 3, с. 150-152; 7, с. 142-146; 10, с. 130-135; 6]).

Сведения о «научных юридических школах» обнаруживаем в еще одной образовательной организации, правда профильной: «Кафедра теории государства и права представлена четырьмя учеными, разработавшими наиболее актуальные и общественно значимые проблемы гуманитарных наук, ставшими лидерами научных направлений исследовательской деятельности»; «Байтин Михаил Иосифович»; «Матузов Николай Игнатьевич»; «Сенякин Иван Николаевич»; «Малько Александр Васильевич»; «Саратовскую школу конституционного права воз-

главляет доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего образования России, академик Академии гуманитарных наук Кабышев Владимир Терентьевич»; «Создала саратовскую школу финансового права доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего образования РФ, академик Международной академии наук высшей школы, кавалер ордена СССР «Знак почета» Химичева Нина Ивановна»; «Лидером школы «Задачи уголовного законодательства и уголовно-правовой механизм их обеспечения» является доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Разгильдяев Бя-шир Тагирович»; «Саратовскую криминалистическую школу возглавила доктор юридических наук, профессор Шапиро Людмила Геннадьевна»; «Руководит научной школой гражданского процессуального права, основанной профессором М.А. Викут, доктор юридических наук, профессор Афанасьев Сергей Федорович»; «Во главе школы «Современные тенденции развития гражданского процессуального права» стоит доктор юридических наук, профессор Иса-енкова Оксана Владимировна»; «Основателем школы «Методологические проблемы исследования политических отношений и процессов» является доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Академии гуманитарных наук и Академии политической науки Демидов Александр Иванович» [34, с. 12-14].

На нелицеприятную деятельность одного из названных ученых (И.Н. Сенякин) опосредованно и с извещением образовательных организаций и государственного органа (ВАК при Ми-нобрнауки России [39]) нами уже обращалось внимание [5, с. 165-173].

Явно гипертрофирована деятельность представителей так называемой Нижегородской школы процессуалистов, на что нами уже обращалось внимание [2, с. 135-140].

На несостоятельность обширных результатов научного творчества представителя «Научной школы Московского университета МВД России» (В.П. Малахов [26]) нами также обращалось внимание [17, с. 66-69].

В одном «энциклопедическом словаре» [13] обнаруживаем перечень видных ученых-юри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО№ 4 • 2018

стов РФ (вторая половина XX в.).

Таким образом, на основе проведенного анализа допустимо суждение о том, что провозглашенные некоторыми учеными или группами ученых научные школы в юриспруденции носят исключительно иллюзорный характер. Иначе говоря, в юриспруденции Российской Федерации фактически отсутствуют научные школы. Что же касается некоторых авторских «научных школ», то они являются плодом лишь богатого воображения этих же авторов.

Правовая основа для занятия научным творчеством в Российской Федерации имеется, и она закреплена в нескольких нормативных правовых актах с разной юридической силой [21, с. 28-30; 18, с. 27-30].

В первую очередь укажем на Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. [45; 14, с. 98-102], в которой обнаруживаем соответствующие положения в ч. 1 ст. 1 («1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления») и в ч. 1 ст. 44 («1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом»).

Приведенные положения Конституции РФ реализованы в иных нормативных правовых актах, но с меньшей юридической силой.

Так, в ст. 2 Федерального закона от 12 июля 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» [41] определены «основные понятия»: «Научная (научно-исследовательская) деятельность. - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ».

В Федеральном законе от 18 сентября 2013 г. «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [44] фактически урегулирован правовой статус Академии наук Российской Федерации («АН РФ»)1: «1. Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением. 2. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Российской академии наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации. 3. Российская академия наук осуществляет свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования. 4. Деятельность Российской академии наук регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставом Российской академии наук, принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом. 5. Полное наименование Российской академии наук на русском языке - федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук». Сокращенное наименование Российской академии наук на русском языке - РАН. 6. Полное наименование Российской академии наук на английском языке - Russian Academy of Sciences. Сокращенное наименование Российской академии наук на английском языке - RAS. 7. Место нахождения Российской академии наук - город Москва. 8. Российская академия наук имеет исключительное право на использование своего наименования, определенного настоящим Феде-

1 Мы предлагаем оперировать этим названием и этой аббревиатурой и обращаем внимание на несовершенство ФЗ от 18.09.2013 г.

ральным законом, за исключением случаев использования наименования Российской академии наук в наименованиях организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона. Лицо, неправомерно использующее наименование Российской академии наук, по требованию Российской академии наук обязано прекратить его использование и возместить причиненные ей убытки. 9. Срок деятельности Российской академии наук не имеет ограничения» - ст. 2.

В Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [43] обращаем внимание на положения ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования»: «1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. 2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации. 3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом. 4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих су-

щественное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику».

Обратимся и к подзаконному нормативному правовому акту - Указу Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [42], который принят с несколькими «целями» («в целях повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации»).

Анализ юридической литературы и нескольких нормативных правовых актов РФ позволяет нам высказать суждение о том, что избежать обесценивания результатов деятельности всякого ученого можно было бы при реанимировании наукометрии, сердцевину которой составляют наукометрические показатели [29, 46, 47, 50, 52, 27, 30].

Ныне в Российской Федерации (мы пред-ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО№ 4 • 2018

лагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин [16, с. 119-123]) уже имеется опыт использования наукометрических показателей при оценке творческой деятельности всякого ученого, в том числе и ученого-правоведа [53]. Действенность применения наукометрических показателей в первую очередь состоит в том, что побуждает ученых к активной творческой деятельности. Те ученые, которые не занимаются научной творческой деятельностью, имеют незначительные наукометрические показатели или вообще таковых не имеют (в качестве примера укажем на некоторых ученых, с которыми изредка приходится встречаться в Российской государственной библиотеке (РГБ) автору данной статьи: Н.Д. Погосян, имеет и ученую степень («доктор юридических наук»), и ученое звание («профессор»), но не имеет наукометрических показателей [37, 38]; В.К. Чунихин имеет и ученую степень («доктор экономических наук»), и ученое звание («профессор»), но не имеет наукометрических показателей [51]; В.Г. Науменко, имеет и ученую степень («доктор филологических наук»), и ученое звание («профессор»), но имеет незначительные наукометрические показатели [28; 31, с. 142147];. Ученые, которые активно занимаются научным творчеством, стремятся иметь значительные наукометрические показатели1.

Изложенное позволяет нам сформулировать несколько выводов.

Во-первых, в Российской Федерации необходимо отказаться от формирования научных школ в юриспруденции.

Во-вторых, оценку результатов научного творчества всякого ученого, в том числе и ученого-правоведа, производить исключительно на основе наукометрических показателей.

В-третьих, при оценке деятельности всякого ученого, в том числе и ученого-правоведа, указывать следующие сведения: ученая степень; ученое звание; название образовательной организации, где таковые присуждены / присвоены; наукометрические показатели.

В-четвертых, в Российской Федерации учредить образовательную организацию для разработки наукометрических показателей (напри-

1 Автор данной статьи имеет таковые: «Галузо Василий Николаевич. Институт образования и науки (Москва). Публ. - 253. Цит. - 2761. Хирш - 29».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

мер, Институт наукометрии Академии наук Российской Федерации - «ИН АН РФ»).

Список литературы:

[1] Авангард социально-гуманитарной науки. Ведущие научные школы: Материалы I Международной научной конференции, 21 марта

2014 г. Челябинск: ИП Обжорин А.М., 2014.

[2] Батюк В.И., Беседин А.В., Галузо В.Н. Допустимость доказательств или процессуальных документов // Право и государство: теория и практика. 2016. № 12.

[3] Батюк В.И., Галузо В.Н. «Правовая диверсия» в Конституции Российской Федерации (отклик на статью: «Козлова Н. Исправленному - верить» // РГ. 2015. 28 марта // Право и государство: теория и практика. 2015. № 9.

[4] Батюк В.И., Галузо В.Н. О действенности результатов научных изысканий в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 4.

[5] Батюк В.И., Галузо В.Н. О допустимости «инноваций» в юридической науке Российской Федерации (отклик на результат деятельности диссертационного совета Д. 212.081.26 при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет») // Образование и право. 2018. № 1.

[6] Батюк В.И., Галузо В.Н. О новом способе научных изысканий в уголовном процессе Российской Федерации // Образование и право. 2018. № 3.

[7] Батюк В.И., Галузо В.Н. От «правовой диверсии» к «универсальной юрисдикции» (отклик на статью: «Козлова Н. Список Бастрыки-на» // РГ. 2015. 9 сентября // Аграрное и земельное право. 2016. № 2.

[8] Батюк В.И., Галузо В.Н. Правоприменение в Российской Федерации (на примере распоряжения Правительства РФ № 98-р от 27 января

2015 г.) // Право и государство: теория и практика. 2016. № 8.

[9] Беньковская Т.Е. Научные школы и направления в методике преподавания литературы XX века: Автореферат дисс. ... докт. педагогических наук. С Пб., 2007.

[10] Беседин А.В., Галузо В.Н. Уголовно-правовая охрана собственности в Российской Феде-

рации и в Федеративной Республике Германия // Аграрное и земельное право. 2017. № 4.

[11] Библиотечное дело - 2013 (библиотеч-но-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры): Материалы восемнадцатой международной научной конференции (Москва, 24-25 апреля 2013 года). Часть I. М.: МГУКИ, 2013.

[12] Васюра С.А. Научные школы отечественной психологии (краткий обзор): Учебное пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2017.

[13] Видные ученые-юристы России (вторая половина XX века): Энциклопедический словарь биографий / Под ред. В.М. Сырых. М.: РАП, 2006.

[14] Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11.

[15] Галузо В.Н. Избранное. 25 лет научного творчества (1993-2017). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

[16] Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.

[17] Галузо В.Н. О «нашествии» «инородцев» в юридическую науку в Российской Федерации: pro et contra // Право и государство: теория и практика. 2017. № 2.

[18] Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4.

[19] Галузо В.Н. О роли нравственных начал при осуществлении научных исследований в Российской Федерации (отклик на книгу: «Юр-таева Е.А. История законотворчества в России (XVIII - начало XX вв.): Монография. М.: Юр-литинформ, 2012. 722 с.») // Право и государство: теория и практика. 2013. № 1.

[20] Галузо В.Н. От экономического анализа социальных явлений в зарубежных государствах к «экономике права» в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 12.

[21] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8.

[22] Галузо В.Н. Умственное совершеннолетие как условие фундаментальности научных разработок в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2013. № 12.

[23] Галузо В.Н. Юридическая наука и правоприменение в Российской Федерации (проблема соотношения) // Право и государство: теория и практика. 2011. № 5.

[24] Козьменко В.М. Научные школы - веление времени. М.: РУДН, 2016.

[25] Малахов В.П. Концепция философии права: Научное издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

[26] Малахов В. П. Концепция философии права: Научное издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

[27] Марьясина Т.Д. Наукометрия в области патентной деятельности. М.: Спутник+, 2017.

[28] Мосина В.Г. Проза Джорджа Оруэлла (творческая эволюция): Автореферат дисс. . докт. филологических наук. М., 2000.

[29] Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. М.: Наука, 1969.

[30] Наукометрия и экспертиза в управлении наукой: Сборник статей / Под ред. Д.А. Новикова, А.И. Орлова, П.Ю. Чеботарева. М.: ИПУ РАН, 2013.

[31] Науменко В.Г. Российские ученые и писатели о Великом Княжестве Финляндском: интеграционная роль научных библиотек, архивов, музеев // Румянцевские чтения. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования России. Просветительская ответственность библиотеку. Часть 2: Материалы международной научной конференции (21-23 апреля 2009 года). М.: Пашков Дом, 2009.

[32] Научные школы и направления Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: Сборник / Отв. ред. В.М. Юрьев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006.

[33] Научные школы Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения / Под ред. В.М. Боера, Н.Г. Янгола. С-Пб.: ГУАП, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[34] Научные юридические школы (история и современность): Сборник тезисов докладов (по материалам VII Международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Саратов, 29 февраля 2016 г.) / Под ред. Е.В. Вави-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО№ 4 • 2018

лина. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016.

[35] Павельева Т.Ю. Научные школы в системе науки (философский анализ): Автореферат дисс. ... докт. философских наук. М., 2012.

[36] Павельева Т.Ю. Научные школы в системе науки (философский анализ): Монография. М.: Янус-К, 2011.

[37] Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации (конституционно-правовой статус): Дисс. ... докт. юрид. наук.

[38] Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М.: Юристъ, 1998.

[39] Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 237 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 14. Ст. 1996.

[40] Приоритетные научные направления (от теории к практике): Сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.Н. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012.

[41] СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; 2016. № 22. Ст. 3097.

[42] СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2698

[43] СЗ РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598; 2018. № 11. Ст. 1591.

[44] СЗ РФ. 2013. № 39. Ст. 4883; 2017. № 31 (часть I). Ст. 4768.

[45] СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[46] Солнышков М.Е. Педагогическая наукометрия (история, теория, практика): Монография. Таганрог: Издатель ИП Ступин А.Н., 2009.

[47] Солнышков М.Е. Российская педагогическая наукометрия (становление, современное состояние и перспективы развития): Монография. Таганрог - Ростов-на-Дону: Издатель ИП Ступин А Н., 2011.

[48] Федеральный закон от 21.10.2009 г. «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» // СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5418; 2013. № 19. Ст. 2311; № 27. Ст. 3477; 2015. № 10. Ст. 1422.

[49] Федюк Е.Р. Академик Сергей Алексеевич Христианович и его научные школы: Автореферат дисс. ... канд. исторических наук. Томск, 2010.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

[50] Хайтун С.Д. Наукометрия (состояние и перспективы): Монография. М.: Наука, 1983.

[51] Чунихин В.К. Совершенствование организации вспомогательных процессов при участии трудовых коллективов: Автореферат дисс. ... докт. экономических наук. М., 1991.

[52] Шумилов А.Ю. Юридическая наукометрия: Монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2011.

[53] elibrary.ru.

Spisok literatury:

[1] Avangard social'no-gumanitarnoj nauki. Vedushhie nauchny'e shkoly': Materialy' I Mezh-dunarodnoj nauchnoj konferencii, 21 marta 2014 g. Chelyabinsk: IP Obzhorin A.M., 2014.

[2] Batyuk V.I., Besedin A.V., Galuzo V.N. Do-pustimost' dokazatel'stv ili processual'-ny'x doku-mentov // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. № 12.

[3] Batyuk V.I., Galuzo V.N. «Pravovaya di-versiya» v Konstitucii Rossijskoj Federacii (otklik na stat'yu: «Kozlova N. Ispravlennomu - verit'» // RG. 2015. 28 marta // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2015. № 9.

[4] Batyuk V.I., Galuzo V.N. O dejstvennosti re-zul'tatov nauchny'x izy'skanij v Rossij-skoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2015. № 4.

[5] Batyuk V.I., Galuzo V.N. O dopustimos-ti «innovacij» v yuridicheskoj nauke Rossij-skoj Federacii (otklik na rezul'tat deyatel'nosti dissert-acionnogo soveta D. 212.081.26 pri federal'nom gosudarstvennom avtonomnom obrazovatel'nom uchrezhdenii vy'sshego obra-zovaniya «Kazanskij (Privolzhskij) federal'ny'j universitet») // Obrazo-vanie i pravo. 2018. № 1.

[6] Batyuk VI., Galuzo V.N. O novom sposobe nauchny'x izy'skanij v ugolovnom processe Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2018. № 3.

[7] Batyuk V.I., Galuzo V.N. Ot «pravovoj diversii» k «universal'noj yurisdikcii» (otklik na stat'yu: «Kozlova N. Spisok Bastry'kina» // RG.

2015. 9 sentyabrya // Agrarnoe i zemel'noe pravo.

2016. № 2.

[8] Batyuk V.I., Galuzo V.N. Pravoprimenenie v Rossijskoj Federacii (na primere ras-poryazheniya Pravitel'stva RF № 98-r ot 27 yanvarya 2015 g.) // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. № 8.

[9] Ben'kovskaya T.E. Nauchny'e shkoly' i napravleniya v metodike prepodavaniya literatury' XX veka: Avtoreferat diss. ... dokt. pedagogich-eskix nauk. S.Pb., 2007.

[10] Besedin A.V., Galuzo V.N. Ugolov-no-pravovaya oxrana sobstvennosti v Rossijskoj Fe-deracii i v Federativnoj Respublike Germaniya // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2017. № 4.

[11] Bibliotechnoe delo - 2013 (bibliotech-no-informacionnaya deyatel'nost' v sovremen-noj sisteme informacii, dokumentny'x kommunikacij i kul'tury'): Materialy' vosemna-dcatoj mezhdun-arodnoj nauchnoj konferencii (Moskva, 24-25 apre-lya 2013 goda). Chast' I. M.: MGUKI, 2013.

[12] Vasyura S.A. Nauchny'e shkoly' otechest-vennoj psixologii (kratkij obzor): Uchebnoe po-so-bie. Izhevsk: Udmurtskij universitet, 2017.

[13] Vidny'e ucheny'e-yuristy' Rossii (vtoraya polovina XX veka): E'nciklopedicheskij slo-var' bi-ografij / Pod red. V.M. Sy'ry'x. M.: RAP, 2006.

[14] Galuzo V.N. Vozmozhno li obespechenie edinoobraznogo ispolneniya zakonodatel'stva pri otsutstvii ego sistematizacii? // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 11.

[15] Galuzo V.N. Izbrannoe. 25 let nauchno-go tvorchestva (1993-2017). M.: YuNITI-DANA, 2017.

[16] Galuzo V.N. Konstitucionno-pravovoj status Rossii: problema imenovaniya gosudar-stva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 5.

[17] Galuzo V.N. O «nashestvii» «inorodcev» v yuridicheskuyu nauku v Rossijskoj Federa-cii: pro et contra // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. № 2.

[18] Galuzo V.N. O roli normativnogo pravovo-go akta v sisteme prava Rossijskoj Federa-cii // Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2009. № 4.

[19] Galuzo V.N. O roli nravstvenny'x na-chal pri osushhestvlenii nauchny'x issledovanij v Rossijskoj Federacii (otklik na knigu: «Yurtaeva E.A. Istoriya zakonotvorchestva v Rossii (XVIII -nachalo XX vv.): Monografiya. M.: Yurlitinform, 2012. 722 s.») // Pravo i gosudar-stvo: teoriya i praktika. 2013. № 1.

[20] Galuzo V.N. Ot e'konomicheskogo analiza social'ny'x yavlenij v zarubezhny'x gosudar-stvax k «e'konomike prava» v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i prak-tika. 2016. № 12.

[21] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakonoda-

tel'stva v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i pers-pektivy' razvitiya // Zakon i pravo. 2009. № 8.

[22] Galuzo V.N. Umstvennoe sovershennole-tie kak uslovie fundamental'nosti nauchny'x raz-rabotok v Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2013. № 12.

[23] Galuzo V.N. Yuridicheskaya nauka i pravoprimenenie v Rossijskoj Federacii (pro-ble-ma sootnosheniya) // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2011. № 5.

[24] Koz'menko V.M. Nauchny'e shkoly' - ve-lenie vremeni. M.: RUDN, 2016.

[25] Malaxov V.P. Koncepciya filosofii prava: Nauchnoe izdanie. M.: YuNITI-DANA, 2007.

[26] Malaxov V.P. Koncepciya filosofii prava: Nauchnoe izdanie. M.: YuNITI-DANA, 2012.

[27] Mar'yasina T.D. Naukometriya v oblasti patentnoj deyatel'nosti. M.: Sputnik+, 2017.

[28] Mosina V.G. Proza Dzhordzha Orue'lla (tvorcheskaya e'volyuciya): Avtoreferat diss. ... dokt. filologicheskix nauk. M., 2000.

[29] Nalimov V.V., Mul'chenko Z.M. Naukometriya. M.: Nauka, 1969.

[30] Naukometriya i e'kspertiza v upravlenii naukoj: Sbornik statej / Pod red. D.A. No-vikova, A.I. Orlova, P.Yu. Chebotareva. M.: IPU RAN, 2013.

[31] Naumenko V.G. Rossijskie ucheny'e i pisateli o Velikom Knyazhestve Finlyandskom: integracionnaya rol' nauchny'x bibliotek, arx-ivov, muzeev // Rumyancevskie chteniya. Isto-ri-ko-kul'turny'e tradicii i innovacionny'e preobra-zovaniya Rossii. Prosvetitel'skaya otvet-stvennost' biblioteku. Chast' 2: Materialy' mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (21-23 aprelya 2009 goda). M.: Pashkov Dom, 2009.

[32] Nauchny'e shkoly' i napravleniya Tam-bovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina: Sbornik / Otv. red. V.M. Yur'ev. Tambov: Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 2006.

[33] Nauchny'e shkoly' Yuridicheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta ae'rokosmicheskogo priborostroeniya / Pod red. V.M. Boera, N.G. Yangola. S-Pb.: GUAP, 2010.

[34] Nauchny'e yuridicheskie shkoly' (istoriya i sovremennost'): Sbornik tezisov dokladov (po ma-terialam VII Mezhdunarodnoj konferencii studen-tov, magistrantov i aspirantov, Saratov, 29 fevralya 2016 g.) / Pod red. E.V. Vavilina. Saratov: Izd-vo

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО№ 4 • 2018

FGBOU VO «Saratov-skaya gosudarstvennaya yu-ridicheskaya akademiya», 2016.

[35] Pavel'eva T.Yu. Nauchny'e shkoly' v sisteme nauki (filosofskij analiz): Avtoreferat diss. ... dokt. filosofskix nauk. M., 2012.

[36] Pavel'eva T.Yu. Nauchny'e shkoly' v sisteme nauki (filosofskij analiz): Monografiya. M.: Yanus-K, 2011.

[37] Pogosyan N.D. Schetnaya palata Rossijskoj Federacii (konstitucionno-pravovoj status): Diss. ... dokt. yurid. nauk.

[38] Pogosyan N.D. Schetnaya palata Rossijskoj Federacii. M.: Yurist", 1998.

[39] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.03.2016 g. № 237 «Ob utverzhdenii Polozhe-ni-ya o Vy'sshej attestacionnoj komissii pri Minister-stve obrazovaniya i nauki Rossij-skoj Federacii» // SZ RF. 2016. № 14. St. 1996.

[40] Prioritetny'e nauchny'e napravleniya (ot teorii k praktike): Sbornik materialov I Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshh. red. S.N. Chernova. Novosi-birsk: Izdatel'st-vo NGTU, 2012.

[41] SZ RF. 1996. № 35. St. 4137; 2016. № 22. St. 3097.

[42] SZ RF. 2009. № 22. St. 2698

[43] SZ RF. 2012. № 53 (chast' I). St. 7598; 2018. № 11. St. 1591.

[44] SZ RF. 2013. № 39. St. 4883; 2017. № 31

(chast' I). St. 4768.

[45] SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.

[46] Solny'shkov M.E. Pedagogicheskaya nau-kometriya (istoriya, teoriya, praktika): Monogra-fi-ya. Taganrog: Izdatel' IP Stupin A.N., 2009.

[47] Solny'shkov M.E. Rossijskaya pedagog-icheskaya naukometriya (stanovlenie, sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya): Monografiya. Taganrog - Rostov-na-Donu: Izdatel' IP Stupin A.N., 2011.

[48] Federal'ny'j zakon ot 21.10.2009 g. «O Moskovskom gosudarstvennom universitete imeni M.V. Lomonosova i Sankt-Peterburgskom gosu-darstvennom universitete» // SZ RF. 2009. № 46. St. 5418; 2013. № 19. St. 2311; № 27. St. 3477; 2015. № 10. St. 1422.

[49] Fedyuk E.R. Akademik Sergej Alekseev-ich Xristianovich i ego nauchny'e shkoly': Avto-re-ferat diss. ... kand. istoricheskix nauk. Tomsk, 2010.

[50] Xajtun S.D. Naukometriya (sostoyanie i perspektivy'): Monografiya. M.: Nauka, 1983.

[51] Chunixin V.K. Sovershenstvovanie orga-nizacii vspomogatel'ny'x processov pri ucha-stii trudovy'x kollektivov: Avtoreferat diss. ... dokt. e'konomicheskix nauk. M., 1991.

[52] Shumilov A.Yu. Yuridicheskaya naukometriya: Monografiya. M.: Izdatel'skij dom Shu-mi-lovoj I.I., 2011.

[53] elibrary.ru.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: рецензирование рукописи; S редактирование рукописи; Sпервая корректура рукописи;

S форматирование и подготовка рукописи к верстке; </верстка рукописи;

S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), S согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.