НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАПРАВЛЕНИЙ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
КАКНАЕВ Вадим Ильич,
аспирант
Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам различных научных подходов к формированию направлений рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Показаны особенности научных подходов к формированию направлений рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Проанализированы мнения экспертов и особенности законодательства в рассматриваемой сфере.
Abstract: The article is devoted to theoretical and practical aspects of various scientific approaches to directions formation of the rational lands use of agricultural purpose. The features of scientist's approaches to directions formation of the rational lands use of agricultural purpose are show. The expert's opinions and features of legislation in considered field are analyzed.
Ключевые слова: Земля, охрана земель, рациональное использование земель.
Keywords: Earth, lands protection, lands rational use.
Проблематика правового обеспечения
рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель - весьма значительный по объему предмет исследования и правового регулирования.
Очевидно, как совершенно справедливо отмечает Н.А. Будников, что «проблема рационального использования и охраны земель от загрязнения, истощения, порчи, захламления и других видов негативных воздействий, защита земель как составной части окружающей среды и природной среды в целом, может быть решена только комплексно, с учетом всех вредных факторов, на основе научно регламентированного сочетания экономических и экологических интересов, при применении организационно-правовых, технических, биологических, химических, экономических методов, способов, технологий и средств» [1].
Говоря об организационно-правовых формах обеспечения рационального использования земель, думается, уместно кратко затронуть особенности возникновения землеустройства, явившегося важным средством обеспечения рационального и целевого использования земли сельскохозяйственного назначения.
Таковое возникло на рубеже XX в. В его содержание, как отмечают исследователи, «входили разбивка всей территории хозяйства на отдельные хозяйственные единицы, разме-
щение хозяйственных центров, размещение севооборотов и нарезка полей.
Таким образом, за несколько десятилетий аграрной реформы 1861 г. сформировались отдельные, преимущественно частноправовые элементы механизма, обеспечивающего использование сельскохозяйственных земель по целевому назначению. Однако развитие этого механизма прекратилось после коренных политических преобразований, произошедших в октябре 1917 г.
Первые шаги в части регулирования сельскохозяйственного землепользования были сделаны в сторону расширения площадей сельскохозяйственных угодий. В частности, одной из задач центральной власти было объявлено обращение лесных площадей в земельный фонд для увеличения земель сельскохозяйственного назначения (из Декрета ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах»)» [9, с. 12].
Поскольку понимание неэффективности указанного подхода появилось быстро, уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. были заложены основы нового правового механизма по обеспечению целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Такие земли были выделены в отдельную категорию, а в ст. 7 было сказано, что «землепользователи, ведущие сельское хозяйство, несут обязанности в отношении правильного использования предостав-
ленных им земель.
Неиспользование земли для хозяйственных надобностей землепользователями без уважительных причин в течение не менее трех лет подряд являлось основанием для прекращения прав на землю (ст. 20). Аналогичная санкция была введена и за ведение хозяйства хищническими, истощающими землю способами.
Арендодателям в императивном порядке предписывалось включать в договоры аренды условия о мероприятиях по улучшению земли, которые арендатор обязан осуществить за время действия договора, а также санкции за нарушение соответствующих обязательств» [9, с. 13].
Заложенный механизм, как указывал в своих работах Е.В.Пантин, несмотря на размытость и непроработанность процедур, показал свою эффективность. Однако переориентирование сельского хозяйства на коллективные формы производства внесло коррективы, при этом достаточно жесткое административное закрепление земель за колхозами и переход на плановую основу ведения хозяйства привело к тому, что вопрос обеспечения целевого использования земель был замещён проблемой ее рационального использования.
Согласно Постановлению Совета труда и обороны от 5 июня 1929 г. «Об организации машинно-тракторных станций» обязательным было проведение углубленного землеустройства всей зоны деятельности МТС. Указанный подход защищал, по сути, сельскохозяйственные угодья от размещения каких-либо вспомогательных производств и, соответственно, способствовал более рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, как отмечают специалисты, «все в большей степени землеустройство стало приобретать характер не столько правового, сколько социально-экономического мероприятия, что в значительной степени снижало его значение как механизма защиты сельскохозяйственных земель» [9, с. 15].
Послевоенный кризис сельскохозяйственного производства привел к попытке решить проблему за счет расширения площадей сельскохозяйственных угодий, а начавшееся в 50-х гг. освоение целинных земель в итоге изменило структуру уже освоенных сельскохозяйственных
угодий. Скажем, «по данным земельных балансов, с 1954-1961 гг. в Российской Федерации было переведено в другие виды угодий 1946 тыс. га пашни, в некоторых областях эта величина достигала 15% всей площади пашни. Из сельскохозяйственного использования по разным причинам выбыло около 7 млн. га сельхозугодий» [7, с. 259].
В 60-х гг. особое внимание земельное законодательство уделяло рациональному использованию земель и повышению плодородия почв, проведению мелиорации земель, защите почв от водной и ветровой эрозии[9, с. 15].
Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. определили весьма строгий правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения, был установлен широкий перечень обязанностей землепользователей по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Но эти меры оказались недостаточными, в частности, в 19691970 гг. для несельскохозяйственных нужд было изъято у сельскохозяйственных организаций 756 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В результате появилось новое направление в теории и практике землеустройства -разработка экономического механизма охраны сельскохозяйственных земель, сущность которого сводилась к определению норм компенсации потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных угодий, а также порядка использования компенсационных платежей для введения в использование новых или повышения продуктивности оставшихся сельскохозяйственных угодий. Советом Министров СССР в 1974 г. было принято Постановление «О возмещении убытков землепользователей и потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для государственных или общественных нужд»[15].
Правовая регламентация обеспечения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения именно в таком виде действовала до 90-х гг. XX в.
Кардинальные перемены в политическом, экономическом и правовом устройстве государства, произошедшие в дальнейшем, а также формирование свободного рынка земли, разумеется, требовали модернизации этого механизма, который и был закреплен в Земельном
кодексе РФ 2001 г.[4].
Рост национального производства, как совершенно справедливо отмечал Н.А. Будни-ков, неизбежно «приведет к увеличению выбросов, сбросов вредных веществ, объемов отходов, усилением антропогенной нагрузки на земельные ресурсы, что грозит усилением экологического кризиса, если не будут приняты соответствующие меры по его предупреждению. Но в условиях экономического спада рассчитывать на внедрение экологически чистых, но дорогих технологий практически нереально. Поэтому возрастает роль государственной поддержки и регулирования природоохранного и природоресурсно-го компонентов системы землепользования»^].
А основой их реализации как раз и должны быть активация организационно-правового, а также административного и финансово-экономического механизмов, учитывающих особенности земельных правоотношений.
К числу организационных мероприятий специалисты относят обеспечение четкого разграничения функций специально уполномоченных органов в области охраны и регулирования использования земель и других природных ресурсов для ликвидации дублирования применения мер ответственности.
Экологический механизм землепользования часто фактически не учитывает некоторые виды отрицательного воздействия на окружающую среду, например, такие, как акустическое, вибрационное, радиационное.
В целях совершенствования экономического механизма можно использовать привлечение инвестиций в природоохранную деятельность путем льготного налогообложения, а также освобождения от налогов предприятий и организаций, выпускающих экологически чистую продукцию, занимающихся природоохранным строительством и т.д.
Требуется разработать по-настоящему перспективный федеральный и региональные планы по охране земель на основе системы теоретически обоснованных, кроме того, практически подтвержденных на опытных участках мер по гармоничному развитию земель сельскохозяйственного назначения, а также других видов природных ресурсов.
Можно обратить внимание на законода-
тельство зарубежных государств, где предусмотрены налоговые льготы в качестве экономического стимулирования по рациональному использованию земель. Так, в соответствии со ст. 194 Налогового кодекса Республики Беларусь от земельного налога освобождаются земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния на период, предусмотренный проектом производства работ.
Учитывая практику иностранных государств, значимость и актуальность мер экономического стимулирования по рациональному использованию и охране земель, необходимо разработать порядок их предоставления в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации.
Напротив, механизм осуществления государственного контроля в законодательстве Российской Федерации разработан достаточно полно. Основной нормативной базой, регулирующей процедуру осуществления госземкон-троля, являются: Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»[18] и др.
Актуальной проблемой на территории Российской Федерации является зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем: общая площадь заросших природных кормовых угодий сельскохозяйственных предприятий составляет по отчетным данным порядка 20% от их общего количества[16, 3, 11, 19]. Решить рассматриваемые проблемы возможно только при государственной поддержке в форме финансирования мероприятий по повышению плодородия и охране земель в полном объеме и предоставлению налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей [6].
Причины проблем в сфере рационального использования земель, несомненно, можно найти, однако для поиска решения этих проблем желательно обратить внимание на принципы земельного законодательства и, в частности, на приоритет сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначе-
ния, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Из принципов следует, что среди ценных земель особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения.
Установленный законодательно приоритет сельскохозяйственного использования земель сельскохозяйственного назначения (целевое использование) по существу неоспорим, поскольку от состояния, плодородности, качественного использования сельскохозяйственных земель зависит каждый гражданин в отдельности и государство в целом.
Можно подойти с такой точки зрения: целевое использование сельскохозяйственных земель в охранных зонах, а именно сельскохозяйственных угодий - пашен, сенокосов и пастбищ, без противоречия законодательству, как, несомненно, справедливо отмечает М.Д. Ноя-тов, например, «придаст данным территориям двойной приоритетный статус, который позволит при сохранении объекта истории и культуры также не наносить вред экономике, вовлечет граждан в реальный сектор занятости и сохранит традиционный быт. Перспективным может являться и законодательное закрепление данного подхода к использованию сельскохозяйственных земель в охранных зонах объектов историко-культурного значения» [8, с. 35].
При современной урбанизации государства, в частности, градостроительного планирования территорий страны, более актуализируется вопрос сохранения сельского хозяйства, объектов культурного наследия, исторического ландшафта. Такой подход становится еще более важным и актуальным ввиду учета «при-оритизации расходов бюджетов, развития государственной поддержки сельскохозяйственного производства и сельской инфраструктуры с опорой на комплексное планирование развития территорий, и в том числе установления функциональных зон. Учет факторов экономического роста необходим, так же как необходим и учет вопросов сохранения культуры и сельского хозяйства, без единого и точного подхода к вопросу и учету нельзя развивать экономику», как уточняет М.Д. Ноятов[8, с. 35].
В этой связи, с учетом принятия и воплощения целей и задач Федеральной целевой
программы «Культура России (2012-2018 годы)» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.[13], в которой обусловливающим фактором должно стать наличие в регионе схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и генеральных планов поселений и городских округов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, можно с уверенностью говорить о необходимости единого подхода к решению указанного вопроса и таким образом акцентировать внимание на том факте, что целевое использование сельскохозяйственных земель, скажем, именно в охранных зонах может стать выходом развития земельных отношений, а также одним из ключевых аспектов правовой политики в отрасли земельного права[8, с. 35].
Еще хотелось бы отметить, что одной из форм планирования рационального использования и охраны земель является программирование органами государственной власти и местного самоуправления отдельных сторон использования земель.
Если в СССР основными правовыми формами государственного планирования использования и охраны земель, как указывают исследователи, в частности, А.А. Ялбулганов, «являлись генеральные схемы использования земельных ресурсов республик в его составе, краев, областей и автономных образований, на базе которых разрабатывались схемы землеустройства района, то в настоящее время роль таковых фактически выполняют программы, утверждаемые Правительством Российской Федерации» [20, с. 12].
Скажем, в 1990-е гг Правительством Российской Федерации были приняты Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 гг. (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100), Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694) и другие федеральные программы, принятые Правительством РФ в 2001, 2005-2006 гг.
Так, Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99 [12]) содержит шесть разделов и множество приложений, подробно регламентирующих порядок реализации всех заявленных мероприятий.
Целями Программы являются «сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агро-ландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники» [12].
Основной задачей Программы является «систематическое воспроизводство природного плодородия почв, улучшение баланса питательных веществ без отрицательного воздействия на всекомпоненты агроландшафтов» [12], а также разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения» [12].
На уровне субъекта Российской Федерации принимаются различные региональные программы рационального использования земель и их охраны, облекаемые в форму регионального закона, иного акта органа представительной (законодательной) власти или утверждаемые актами правительства субъекта Российской Федерации[20, с. 16].
Программы рационального использования земель и их охраны могут приниматься и на местном уровне. При этом они облекаются в форму акта органа представительной власти местного самоуправления[20, с. 18]. Деятельность по охране земель напрямую связана с осуществлением земельного надзора и контроля[14].
Основными направлениями государственной политики в области административно-
правовой охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, по справедливому утверждению профессора кафедры гражданского права и процесса Чеченского государственного университета, доктора сельскохозяйственных наук, кандидата юридических наук К.Х. Ибрагимова, являются следующие:
- «восстановление и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- обеспечение устойчивого землепользования;
- научное обеспечение решения проблемы;
- административно-правовое регулирование охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
- административно-правовое регулирование охраны агробиоразнообразия и развития ландшафтно-экологических систем земледелия;
- некоторые аспекты административно-правовой охраны и рационального использования особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в условиях изменения климата;
- понятие и сущность государственного управления в сфере охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
- компетенция органов государственного управления в сфере охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения;
- государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
- государственный земельный контроль и его совершенствование;
- особенности правового статуса государственного инспектора по надзору в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения;
- мотивация деятельности государственного инспектора на соблюдение требований законодательства в области охраны и рационального использования земельных отношений;
- земельный аудит как новый институт регулирования административно-земельных отношений;
- административно-правовые проблемы государственного программно-целевого и прогнозного обеспечения охраны и рационального
использования земель сельскохозяйственного назначения»[5, с. 8-11].
Основной задачей в восстановлении и воспроизводстве плодородия земель сельскохозяйственного назначения является, как указывает профессор К.Х. Ибрагимов, «снижение потерь почвенного плодородия от эрозии, истощитель-ного земледелия и повышение содержания в почвах органических веществ (гумуса).
Для этого необходимы:
- перед предоставлением собственникам и пользователям земель правоустанавливающих документов на земельный участок провести базовое агрохимическое обследование этого участка на содержание органических и минеральных веществ, механического состава почвы и других важных показателей почвенного плодородия. И затем каждый год осуществлять контроль за состоянием этих характеристик почвы;
- разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также соответствующих региональных целевых программ;
- сертификация почв, т.е. деятельности, направленной на установление соответствия тех или иных почв почвоохранным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, фитоса-нитарным и иным требованиям;
- экономическое стимулирование деятельности собственников и несобственников земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв и защиты их от негативного воздействия вредной хозяйственной деятельности;
- проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- разработка планов мероприятий по реа-
билитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;
- финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними;
- создание банков данных в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- перевод земледелия на ландшафтно-экологическую основу, как эффективный способ оптимизации использования земли и других природных ресурсов и возможность осуществления управляемых экологически обоснованных воздействий на почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения;
- обязательное получение минимального аграрного образования (сокращенно агрозна-ний) кандидатами на получение в собственность или аренду земель сельскохозяйственного назначения. Агрознания должны включать основные понятия в сфере почвоведения, агрономии, агрохимии, земледелия, экологии, земельного и экологического права»[5, с. 8-11].
Е.В. Пантин обосновывал предложение том, что «целевым рациональным использованием земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения можно признать такую их эксплуатацию, в результате которой обеспечивается сохранение естественных свойств земли как природного объекта и возможность использования земли как природного ресурса, являющегося средством производства в сельском хозяйстве, на основе паритета экологических и экономических интересов» [10].
Термин «использование» в таком случае - это особая форма реализации правомочий правообладателя земельного участка, характеризующая отрасли природоресурсного законодательства, выражается она в необходимости совершения таких действий, которые позволили бы извлекать полезные свойства из данного природного ресурса и значительно повышать его и экологическую, и экономическую ценность.
Думается, важно было бы законодательно не только закрепить обязательность осуществления зонирования сельскохозяйственных угодий для рационального использования, кроме того, сама процедура зонирования должна быть реализована поэтапно, где сначала необходимо провести анализ физических характеристик земель с целью выделения территориальных зон с аналогичными природными условиями и типами почв, желательно, разумеется, согласовать по
Библиография:
возможности такое деление с границами муниципальных районов. Затем по результатам такого зонирования можно было бы вести учет экономической составляющей использования земель сельскохозяйственного назначения, в частности: установить виды сельскохозяйственного использования земель этих районов, их специализацию, другими словами, с учетом сформировавшейся структуры землепользования и устоявшейся специализации тех или иных хозяйств.
1. Будников Н.А. Государственное управление в сфере использования и охраны земель Российской Федерации: Дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. СПб., 2000 / http://lawtheses.com/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-ohrany-zemel-rossiyskoy-federatsii
2. Гамидуллаева Л.С. Повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровне // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4. С. 163-175.
3. Заславская Н.М. Теория и практика осуществления государственного земельного надзора: новые подходы и старые проблемы // Экологическое право. 2015. № 3. С. 18-23.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
5. Ибрагимов К.Х. Некоторые научные подходы к формированию Стратегической концепции административно-правовой охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в условиях изменения климата // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 8-11.
6. Иванова С.В. Охрана земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2012. № 1. С. 34-37.
7. История земельных отношений и землеустройства. М.: КОЛОС, 2000. С. 259.
8. Ноятов М.Д. Рациональное использование земель в России. Охрана земель историко-культурного значения при использовании земель сельскохозяйственного назначения в условиях развития экономики // Правовые вопросы недвижимости. 2013. № 1. С. 35-37.
9. Пантин Е.В. Развитие представлений об обеспечении целевого использования земель сельскохозяйственного назначения в российском законодательстве // История государства и права. 2011. № 4. С. 12.
10. Пантин Е.В. Правовое обеспечение целевого рационального использования земель сельскохозяйственного назначения: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2013. 213 с. / http://www.dslib.net/zem-pravo/pravovoe-obespechenie-celevogo-racionalnogo-ispolzovanija-zemel.html
11. Петропавловская Ю.С. Правовое содержание понятия «негативное воздействие хозяйственной деятельности на земли» // Экологическое право. 2014. № 3. С. 3-7.
12. О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года». Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99 (в ред. от 27 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2006. № 10. Ст. 1101.
13. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 (в ред. от 19 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.
14. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре. Постановление Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 (в ред. от 12 марта 2016 г.) // СЗ РФ. 2015. № 2. Ст. 514.
15. О возмещении убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для государственных или общественных нужд. Постановление Совмина СССР от 9 августа 1974 г. № 636 (в ред. от 21 октября 1983 г.) // Свод законов СССР. 1990. Т. 4. С. 80.
16. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева и др.; отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.
17. Тихомирова Л.А. Законодательство об охране окружающей среды: изменения, итоги и перспективы развития // СПС КонсультантПлюс.
18. О государственном кадастре недвижимости. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 1 мая 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.
19. Харьков В.Н. Экологические аспекты права землепользования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. № 4. С. 92 -100.
20. Ялбулганов А.А. Правовые основы землеустройства в механизме рационального использования земель // Реформы и право. 2013. № 1. С. 12.