Научная статья на тему 'Система оптимизации сельскохозяйственного землепользования'

Система оптимизации сельскохозяйственного землепользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2839
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алакоз Валерий

В статье рассмотрены вопросы оптимизации сельскохозяйственного землепользования (доступ к земле, формирование оптимальных размеров, рациональное использование, надежность и устойчивость землепользования, сохранение продуктивных сельскохозяйственных земель и плодородия почв) в единой системе государственного регулирования земельных отношений и рыночных механизмов эффективного использования продуктивных сельскохозяйственных земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оптимизации сельскохозяйственного землепользования»

УДК 332.38 Валерий Алакоз,

Президент Российской ассоциации частных землемеров,

Председатель Коллегии Национального Совета по кадастровой деятельности,

действительный государственный советник Российской Федерации

СИСТЕМА ОПТИМИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены вопросы оптимизации сельскохозяйственного землепользования (доступ к земле, формирование оптимальных размеров, рациональное использование, надежность и устойчивость землепользования, сохранение продуктивных сельскохозяйственных земель и плодородия почв) в единой системе государственного регулирования земельных отношений и рыночных механизмов эффективного использования продуктивных сельскохозяйственных земель.

Ключевые слова: земельные отношения, земельная политика, устойчивое развитие, рациональное использование сельскохозяйственных земель, государственное регулирование земельных отношений, управление земельными ресурсами, кадастр недвижимости, землеустройство.

Основные понятия, используемые в настоящей статье

Земельный строй - форма государственного устройства в сфере землепользования.

Земельные отношения в сфере сельского хозяйства понимаются как общественные отношения по поводу земли как особого объекта хозяйственной, экономической, экологической и социальной деятельности через взаимодействие органов власти, организаций и частных лиц в связи с приобретением и распоряжением земельными участками, использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.

Земельная политика в сфере сельского хозяйства - это система мер регулирования использования сельскохозяйственных земель, обеспечивающих сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения продуктивных сельскохозяйственных земель, почвенного плодородия, сельских ландшафтов, благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения существующих потребностей нынешнего и будущего поколений.

Устойчивое развитие «sustainable development», «допустимое развитие», «приемлемое развитие» - развитие общества, при котором удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои

собственные потребности (доклад «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию, 1987 г).

Рациональное использование сельскохозяйственных земель - это оптимальное (сбалансированное), экономически эффективное и экологически допустимое (безопасное) использование земель сельскохозяйственного назначения, обеспечивающее улучшение плодородия почв и сохранение сельских ландшафтов для ныне живущих и будущих поколений.

Под государственным регулированием земельных отношений в сфере сельского хозяйства понимается вмешательство государства в их функционирование с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий при условии эффективного использования сельскохозяйственных земель без ущерба для плодородия почвы, качества воды и окружающей среды на основе современных экологически ориентированных технологий.

Управление земельными ресурсами - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными учреждениями и организациями и обеспечивающих эффективное и ответственное (допустимое) использование земельных ресурсов, достижение баланса между конфликтующими краткосрочными экономическими целями и долгосрочными интересами сохранения продуктивности сельскохозяйственных земель, почвенного плодородия и сельских ландшафтов.

Землепользование - распоряжение земельной собственностью разными способами; эксплуатация земельных участков личным или чужим трудом.

Оптимизация сельскохозяйственного землепользования - это выбор наилучшего использования земель сельскохозяйственного назначения из возможных вариантов их использования (выбор наилучшего из возможного с применением методов математического моделирования - методов математического программирования).

Землеустройство - обоснование и создание правовых, территориальных, организационных и технологических условий и установление природоохранных требований для обеспечения социаль-

но справедливого, эффективного и устойчивого сельскохозяйственного землепользования, удовлетворяющего экономические, экологические и социальные общественные интересы и потребности, не подрывающие способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Эмпирическое исследование - это установление и обобщение фактов («твердых», неопровержимых данных) посредством прямой или косвенной регистрации событий, характерных для изучаемых явлений, объектов и процессов с целью определения и выделения определенных закономерностей.

Разбалансированность организационно-экономического регулирования использования и охраны сельскохозяйственных земель, владения, пользования и распоряжения земельными участками земель сельскохозяйственного назначения привела к правовой неопределенности в земельных отношениях, их запутанности, безответственному и бесконтрольному использованию продуктивных сельскохозяйственных земель, их деградации и утрате, к стремительному истощению плодородия почв, потере приоритета охраны продуктивных сельскохозяйственных земель как важнейшего средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и утрате одного из основных принципов земельного законодательства, запрещающего или ограничивающего использование особо ценных и ценных земель сельскохозяйственного назначения в иных целях.

Относительные успехи в производстве продукции растениеводства в 2013 г., выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности и целевых индикаторов Госпрограммы развития сельского хозяйства сопровождаются нецивилизованным использованием продуктивных сельскохозяйственных земель и расхищением их почвенного плодородия.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что продовольственная безопасность государства обеспечивается также путём предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель.

По данным национального доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации (Росреестр), Российского статистического ежегодника и доклада Минсельхоза России о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения 27 млн. га пашни не используется.

Почти 90% площади пашни характеризуется средним, низким и очень низким содержанием гумуса, а при содержании гумуса в почве менее 1,21,3% инвестиции в сельскохозяйственные земли малоэффективны. По экспертным оценкам, безвозвратные потери пашни вследствие деградации почв достигают 1-1,5 млн. га в год.

По данным Всероссийского научно-исследовательского института информатизации, агрономии и экологии в последние годы в почву возвращалось всего около 15% от количества питательных веществ, отчуждаемых с урожаем (без учета дополнительных потерь почвенного плодородия в результате водной и ветровой эрозии).

В 2013 году завершилась реализация мероприятий федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель 4

сельскохозяйственного назначения и агроланд-шафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г № 99.

Целями Программы являлись сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехничес-ких, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Основной задачей программы было систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов.

Главным инструментом реализации мероприятий федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России», их документированной основой, предусматривающей выполнение комплекса оптимальных (по принципу от простого к сложному) мероприятий по рациональному (экономически эффективному, экологически допустимому) использованию земель сельскохозяйственного назначения с учетом многообразия уникальных качественных особенностей отдельно обрабатываемых однородных по своим характеристикам участков пашни, участков сенокосов и пастбищ должна была быть землеустроительная документация, разработанная в порядке проведения землеустройства.

Подтверждением этого является постановление губернатора Белгородской области от 27 февраля 2004 г. № 57 «Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области».

Но предусмотренное Земельным кодексом РФ и федеральным законом «О землеустройстве» требование об обязательности проведения землеустройства в случаях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии и другим негативным воздействиям, в целях разработки и осуществления мероприятий по охране земель, предотвращения деградации и ухудшения плодородия почв повсеместно, за исключением Белгородской области, не выполняется без каких-либо последствий для нарушителей земельного законодательства - собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в чьи обязанности входит экологически безопасное неистощительное использование продуктивных сельскохозяйственных земель.

При осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти деятельности по государственному земельному надзору, включая анализ состояния исполнения требований земельного законодательства, предписания об обязательном проведении землеустройства юридическими лицами и гражданами, по устране-

нию ими указанного нарушения земельного законодательства повсеместно не выносятся, что говорит о полной неэффективности основной надзорной функции государственных органов - предупреждению нарушений. В Кодексе об административных нарушениях отсутствует ответственность за невыполнение установленного Законом требования об обязательном проведении землеустройства.

В США и Самарской области России применяют методы экономического принуждения проведения землеустройства, увязывая субсидирование противоэрозионных мероприятий, мероприятий по повышению плодородия почв, других мероприятий по поддержке сельского хозяйства с наличием разработанной, согласованной и утвержденной землеустроительной документацией по развитию сельскохозяйственного производства сельскохозяйственной организации на основе рационального использования продуктивных сельскохозяйственных земель с комплексом природоохранных мероприятий.

В результате проведения земельной реформы 12 млн. граждан России стали собственниками земельных долей на площади 120 млн. сельскохозяйственных угодий, в среднем каждый работник сельскохозяйственной организации, пенсионер и социальный работник, проживающий на территории сельскохозяйственной организации стал собственником земельной доли в размере 10 га.

Выбранный способ уравнительной приватизации сельскохозяйственных земель между членами бывших коллективных хозяйств в форме земельных долей, существующих только на бумаге, на первом этапе процесса структурной перестройки земельных отношений позволил провести в России быструю приватизацию земель по сравнению со значительно более медленным уравнительным распределением земельных участков, уже выделенных в натуре, как это было, например, в Албании или Молдове, сопровождавшимся к тому же гораздо более значительным дроблением земельных массивов. Кроме того, земельные доли использовались как способ «приватизации» земли, позволяющий соблюсти принцип социальной справедливости и вызывающий минимальное политическое противодействие.

К сожалению, II этап приватизации сельскохозяйственных земель по преобразованию земельных долей в земельные участки без государственного землеустроительного сопровождения затянулся и земельные доли стали одной из главных причин неэффективного использования сельскохозяйственных земель.

Земельная реформа в сельском хозяйстве не достигла поставленных перед ней целей и во многих отношениях осталась незавершенной. Главная причина скромных результатов состоит в том, что земельная реформа была нацелена на решение краткосрочных политических задач, а не на нужды тех, в интересах которых эта реформа проводилась.

В настоящее время площадь земельных долей составляет 100,8 млн. га сельскохозяйственных угодий, владеют ими 9,4 млн. граждан. В течение 12 лет, начиная с 1998 года по 2010 год, в счет земельной доли было выделено и зарегистрировано в частной, государственной и муниципальной собственности 14,6 млн. га сельскохозяйственных угодий, принадлежащих 2,4 млн. граждан -

собственников земельных долей. Невостребованные доли составляют 24 млн. га или 24% от 100,8 млн. га.

В связи с запутанностью земельных отношений и забюрократизированностью процедур выделения земельных участков в счет земельных долей и осуществления кадастрового учета преобразование земельных долей в земельные участки и регистрация прав собственности на них для малоимущих граждан, проживающих в сельской местности, недоступны. Невостребованность земельных долей вызвана и невостребованностью сельскохозяйственных угодий для сельскохозяйственного производства в Нечерноземной зоне, Сибири и на Дальнем Востоке из-за низкой эффективности их сельскохозяйственного использования в сложившихся экономических условиях.

По этим же причинам на депрессивных сельских территориях обеспечить составление проектов межевания, выполнение кадастровых работ по выделению земельных участков в счет земельных долей, осуществление их кадастрового учета и регистрацию прав на них не смогли и муниципальные образования.

Всего 6% используемых производственными кооперативами и хозяйственными товариществами и обществами сельскохозяйственных земель находятся в частной собственности, 41% арендуется или предоставлено им в пользование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Больше половины (53%) используемых ими земель составляют земельные доли граждан (73% площади используемых ими сельскохозяйственных угодий, включая 27% невостребованных земельных долей на площади 21 млн. га).

Земли 80% производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ не поставлены на кадастровый учет, права на используемые ими земли отсутствуют. Неопределенность прав на землю не содействует вложению инвестиций в развитие сельскохозяйственного производства и не позволяет привлекать заемные средства.

По данным Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной метеорологии уровень использования природного сельскохозяйственного потенциала в целом по России - 31,5%. Фактическая урожайность сельскохозяйственных культур по данным доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства» (Рим, 2012 г.) составляет 36% потенциальной урожайности.

Для полного использования природного хозяйственного потенциала главного национального богатства страны должна быть усовершенствована и реализована система оптимизации сельскохозяйственного землепользования.

Система оптимизации сельскохозяйственного землепользования это:

-земельная политика в сфере сельскохозяйственных земель;

-государственное регулирование земельных отношений в сфере сельского хозяйства;

-государственные (федеральные и субъектов Российской Федерации) целевые программы по оптимизации сельскохозяйственного землепользования, предусматривающие:

-обеспечение доступа к земле, формирование земельного фонда для наделения сельскохозяй-

ственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств земельными участками для формирования землепользований оптимальных размеров;

-развитие рынка земель и рынка их аренды с установлением 5-7 летнего минимального срока с правом ее продления для обеспечения устойчивости землепользования и мотивации инвестирования в плодородие почв и развитие сельскохозяйственного производства, предотвращения ис-тощительного землепользования сельскохозяйственных земель;

-преобразование земельных долей в земельные участки;

-проведение массового кадастрового учета сельскохозяйственных землепользований на планомерной основе за счет бюджетных средств р регистрацией прав на них;

-проведение обязательного землеустройства сельскохозяйственных организаций на планомерной основе с документированием в землеустроительной документации требований по экологически безопасному использованию продуктивных сельскохозяйственных земель по каждому отдельно обрабатываемому участку пашни, участку сенокосов и пастбищ, требующих особых условий их использования, в целях предотвращения деградации и ухудшения плодородия почв с субсидированием затрат на разработку землеустроительной документации в части осуществления мероприятий по охране земель;

-составление проектов устойчивого развития сельскохозяйственных организаций в порядке их землеустройства на основе пригодности сельскохозяйственных земель к выращиванию сельскохозяйственных культур, оптимизации структуры посевных площадей и их размещения с учетом про-тивоэрозионной организации территории;

-мониторинг использования сельскохозяйственных земель;

-государственный надзор, муниципальный и общественный земельный контроль, производственный земельный контроль с предоставлением в уполномоченный орган государственного надзора или уполномоченный орган муниципального земельного контроля сведений о выполнении особых условий использования сельскохозяйственных земель, установленных в порядке обязательного проведения землеустройства в землеустроительной документации.

Земельная политика в сельскохозяйственной отрасли в послереформенный период перехода от коллективной собственности на землю к более индивидуализированной и чувствительной к рыночным силам структуре земельной собственности должна концентрироваться на имеющихся структурных проблемах по обеспечению более свободного доступа к земле, защищенности прав владения землей, развития земельного рынка, обеспечения устойчивости окружающей среды, борьбы с бедностью.

Важно определить актуальный круг вопросов, с которыми земельная политика должна иметь дело, определить приоритетные направления ее совершенствования и организовать соответствующую деятельность государства в области регулирования земельных отношений.

Долгосрочный характер имеющихся проблем по использованию и охране земель, владению, пользованию и распоряжению земельными участ-6

ками требует разработки стратегии, объединяющей в себе деятельность в правовой, институциональной, экономической и политической сферах, учитывающий значительные региональные различия, приоритеты и последовательность реализации земельной политики. Значимость этого факта не находит отражения в стратегии развития страны, в которой вопросы о сельскохозяйственной земле лишь слегка затрагиваются в общем ряду с другими вопросами без учета их специфики.

Главные показатели земельной политики выполняют важную функцию при анализе проблем и оценке результатов ее реализации, определении актуального круга вопросов, с которыми земельная политика должна иметь дело:

1. Обеспечение доступа к земле с использованием функционирующих рынков и нерыночных источников. Ипотечное финансирование приобретения земель. Льготное предоставление земель малоимущим гражданам.

2. Защищенность прав владения землей. На начальных этапах вполне достаточным является применение методов регистрации прав на землю не сопряженных с большими затратами, которые впоследствии могут быть дополнены более совершенными. Первоначальная выдача документов на землю должна осуществляться на планомерной основе, а не по запросу. Эффективность повышается благодаря экономии средств, обусловленной ростом масштабов деятельности, а социальное равенство укрепляется, если все права, заявленные на земельные участки, расположенные в пределах одной и той же территории, регистрируются одновременно. Установление имущественных прав предотвращает разбазаривание земельных ресурсов. Доля земельных участков, охваченная официальной регистрацией (общая площадь земельных участков, их количество).

3. Предоставление гарантированных и передаваемых прав долгосрочной аренды.

4. Земельный рынок. Доля земель, ежегодно участвующих в сделках на рынках купли-продажи и аренды земли (уровень активности земельного рынка).

5. Снижение транзакционных издержек.

6. Предупреждение чрезмерной концентрации земель, непосредственные причины и пути устранения.

7. Предупреждение чрезмерной фрагментации земельных участков, причины и пути устранения (программы по консолидации земель, ограничения на минимальные размеры дробления (деления) земельных участков, переход неделимого семейного надела только в одни руки и т.п. Мероприятия, направленные на укрупнение размеров землепользования, обеспечивающие повышение уровня механизации сельскохозяйственного производства, рационального использования и охраны почв, борьбы с вредителями растений, сокращение потерь продуктивных земель под строительство дорог).

8. Обеспечение стабильных размеров земельных участков введением минимального срока аренды (Франция - 9 лет). Устойчивость землепользования достигается введением минимального срока аренды продолжительностью, определяемой полной ротацией севооборота (5-7 лет) и возможностью ее продления и является стимулом для проведения мероприятий и соблюдения технологий выращивания сельскохозяйственных культур, повышающих плодородие почв.

9. Площадь земель, находящихся в государственной собственности, обоснованность такой формы владения землей. Каков уровень их производительности по сравнению с сопоставимыми землями, находящимися в частной собственности.

10. Число земельных конфликтов, их концентрация и количество новых, ежегодно возникающих конфликтов.

11. Незавершенность Земельной реформы и земельных преобразований, начатых в 1990 году.

При проведении эмпирических исследований по этим факторам земельной политики в сельскохозяйственной отрасли можно констатировать отсутствие рациональной, сбалансированной системы сельскохозяйственного землепользования, устойчивые тенденции ухудшения качественного состояния плодородия почв и сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных земель.

Ограничение прав на собственность и владение землей, отражающее потребность в ее рациональном использовании с сельскохозяйственной, экономической, экологической и социальной точки зрения, сбережение продуктивных сельскохозяйственных земель, противодействие латифундиз-му и спекуляции землей, установлены Конституцией Российской Федерации и земельным законодательством.

Земля является одновременно объектом пра-вообладания и ответственности государства и сельскохозяйственных землепользователей всех типов (на праве частной собственности, аренды, бессрочного пользования), поскольку земля является важнейшей и невосполнимой частью национального богатства. В соответствии с Земельным кодексом РФ, земля - «основа жизни и деятельности человека, регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе». В соответствии с Конституцией РФ «Земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Статья 14 Конституции ФРГ, например, содержит ограничения прав собственности на землю, вытекающие из «обязательств использовать собственность в общественных интересах». Обязательства по использованию земли в общественных интересах проявляются в ФРГ в совокупности правовых норм, регулирующих сделки, связанные с земельными участками, осуществлении землеустроительных мероприятий, право единонаследия крестьянского хозяйства, требования и запреты в области агротехники, меры по содержанию и уходу за земельным участком, отчуждению земельной собственности в общественных интересах.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «Владение, использование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

Отсюда и двойная ответственность, и двойные права государства и сельскохозяйственного производителя на землю. Права и ответственность государства на землю выражаются в его земельной политике, законодательстве и законопримени-

тельной практике. Регулирующие функции государства реализуются в земельном и налоговом законодательстве, в его экономической политике, землеустройстве, кадастре, мониторинге за состоянием земель и контроле за использованием земель, мониторинге и регулировании рынка земель.

Государство в условиях постоянного давления несельскохозяйственных инвесторов на сельскохозяйственные участки принимает законодательные меры по максимально возможному сдерживанию стремления вывести продуктивные сельскохозяйственные земли из сельскохозяйственного оборота, носящие административный и экономический характер.

Методы административного регулирования по сохранению сельскохозяйственных угодий направлены на ограничение несельскохозяйственного использования при планировании использования сельскохозяйственных угодий в схемах территориального планирования муниципальных районов, генпланах поселений и городских округов, в землеустроительной документации, запрещающей выведение из сельскохозяйственного оборота конкретных сельскохозяйственных угодий, расположенных в зонах сельскохозяйственного назначения. Существующее в Земельном кодексе РФ в настоящее время подразделение земель по целевому назначению на категории земель также служит существенным барьером для изменения целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей.

Экономический метод противодействия изъятию ценных сельскохозяйственных угодий из производительного землепользования используется в США в виде «приобретения у государства права застройки» продуктивных сельскохозяйственных угодий, который, в случае принятия этого способа защиты сельскохозяйственных угодий у нас в стране, сделал бы бессмысленным всякую спекуляцию сельскохозяйственными землями, скупая их за бесценок и продавая после изменения категории земель по цене, в сотни раз превышающей цены, за которые они приобретались. За эти попавшие вместо карманов спекулянтов и чиновников в бюджеты деньги можно было бы значительно улучшить социальную и инженерную инфраструктуру села, осуществить мероприятия по восстановлению, сохранению и улучшению плодородия почв.

Стоимость «приобретения права застройки» устанавливается в размере разности кадастровой стоимости земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта и земель сельскохозяйственного назначения.

В Израиле при продаже сельскохозяйственных земель для коммерческих целей взимается налог с дохода, получаемого собственником земли при продаже земельного участка, в размере 33%, в то время как налог с продажи земли для сельскохозяйственного производства составляет 2,5%.

В Японии спекуляция на земельном рынке практически отсутствует также из-за большого налога на прибыль от продажи земельных участков.

В Швейцарии, если земля приобретена для сельскохозяйственных целей, ее нельзя продать в течение 10 лет.

В Нидерландах выделение земельных участков под строительство может осуществляться только в пределах земель городских поселений, а выкуп

земельных участков для создания новых городских территорий или расширения уже существующих осуществляет в соответствии с Планом распределения, утвержденным местными властями, только муниципалитет по стоимости (цене) сельскохозяйственных земель. Собственник земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, не вправе изменить категорию использования земли, переводя ее из категории земель сельскохозяйственного назначения в иные категории.

Государственное регулирование рынка земель исходит из презумпции ограниченных прав землевладельца, связанных с его производительной и распорядительной деятельностью, и ограничивающей возможности спекуляцией землей.

С другой стороны, государство, с его ответственностью за национальное богатство - землю, должно выполнять окупаемые в течение длительного времени функции и обязанности по сохранению продуктивных сельскохозяйственных земель, в том числе путем субсидирования работ по поддержанию и улучшению почвенного плодородия, проведению противоэрозионных и других природоохранных мероприятий, выходящие за рамки обычной окупаемой в короткие сроки экономической деятельности отдельного хозяйства.

По организационно-институциональному признаку методы государственного воздействия делятся на:

административные методы государственного вмешательства - стимулирующие (субсидирование) или ограничивающие интересы землепользователя (прекращение права на земельный участок в связи с использованием земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, в связи с использованием земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, ограничение прав на землю в связи с установлением особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности, установление предельных максимальных и минимальных размеров земельных участков);

экономические методы (земельный налог, кадастровая стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения, приобретение права застройки продуктивных сельскохозяйственных земель, административная ответственность за земельные правонарушения - штрафы, возмещение вреда, причиненного в результате совершения земельных правонарушений, приведение земельного участка в пригодное для использования состояние при их порче), экономическое принуждение проведения землеустройства с разработкой и выполнением в соответствии с разработанной землеустроительной документацией комплекса противоэрозионных и иных природоохранных мероприя-

тий под угрозой лишения государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в случае не проведения землеустройства и невыполнения землеустроительных предписаний по не истощи-тельному использованию продуктивных сельскохозяйственных земель;

организационный метод - создание при Министерстве сельского хозяйства России специального учреждения или агентства, акционерного общества, выступающего от имени государства -«Земельный фонд» для выкупа земельных долей у граждан и управления землями фонда, предоставляя их в долгосрочную аренду, привлекая инвесторов для организации сельскохозяйственного производства на арендованных землях с правом их выкупа через три-пять лет испытательного срока, предоставляя в собственность на льготных условиях (продажа в рассрочку) земельные участки сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для увеличения до оптимальных размеров их землепользова-ний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программно-целевой метод - разработка целевых государственных (федеральных и региональных) программ по реализации приоритетных направлений земельной политики оптимизации сел ьскохозя йствен нога землепол ьзования.

Литература

1. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2010 году» (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения (Минсельхоз России, 2011.).

3. Российский статистический ежегодник, 2012. «Сельское и лесное хозяйство».

4. Доклад Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций, Рим, 2012. «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства».

5. «Добровольные руководящие принципы Ответственного управления владением и использованием земельными, рыбными и лесными ресурсами в контексте национальной продовольственной безопасности» (Комитет по мировой продовольственной безопасности ФАО (Рим, 2012 г.)).

6. «Земельная политика в целях развития и сокращения бедности» (Научный доклад о политике Всемирного Банка, Клаус Дейнингер, Москва, 2005 г.).

7. «Социально-экономические выгоды рационального землеустройства». Заявление Совещания должностных лиц по землеустройству, одобренное Комитетом по населенным пунктам Европейской экономической комиссии ООН на пятьдесят девятой сессии в сентябре 1998 г.

alakoz@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.