Н. Б. Ромаева, Е. С. Заикина
УДК 378.046.4
НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
поры о том, что педагогика - это наука или искусство, противопоставление педагогической науки и образовательной практики -остались в прошлом. Современный учитель учится сочетать достижения педагогической науки и собственное педагогическое мастерство. Чтобы соответствовать требованиям времени - профессиональным стандартам, проходить аттестацию, быть успешным, педагогу необходимо, начиная со студенческой поры и в течение всей профессиональной жизни, участвовать в научных коммуникациях. Изменились и научные коммуникации современного учителя - ему нужно обсуждать научные наработки, опыт коллег, делиться своими «педагогическими хитростями».
Как отмечает С. М. Медведева, последняя четверть ХХ века охарактеризовалась идеалом открытой науки, достаточно доступной для общественности и практических работников. По ее мнению, научные коммуникации как взаимодействие науки и государства, общественности, бизнеса, социальных групп - значимая практика информационного общества, без которой развитие современной науки невозможно [3]. На наш взгляд, это в полной мере касается и педагогической науки, ее взаимодействия с образовательной практикой и открытости для педагогических работников. Роль современного педагога -быть посредником между педагогической наукой и образовательной практикой, родительской общественностью.
Федеральный проект «Учитель будущего» Национального проекта «Образование» ориентирован на внедрение национальной системы профессионального роста педагоги-
ческих работников. При этом особо подчеркивается непрерывность профессионального развития педагога, что невозможно без его участия в научных коммуникациях.
Цель статьи - систематизировать знание в области научной коммуникации в педагогике и образовании, определить ее функции, формы и виды, показать значение для профессионального роста и самообразования педагога.
Понятие научной коммуникации достаточно новое, оформившееся первоначально в философии. Так, Дж. М. Оуэн под научной коммуникацией подразумевает обмен и обсуждение нового знания, появившегося в результате исследования автора [7].
При этом ряд авторов - О. В. Выдрин, В. Е. Чернявская и др. - предлагают дифференцировать понятия «коммуникация в науке» (профессиональное общение в научном сообществе, т. е. внутренние коммуникации) и «научная коммуникация» (взаимодействие научного сообщества и общества, т. е. внешние коммуникации). О. В. Выдрин считает, что научная коммуникация - это такой процесс взаимодействия, в котором участвует хотя бы один член научного сообщества [1].
А. Ш. Руди трактует научную коммуникацию как совокупность различных видов профессионального общения, имеющих место в научном сообществе; как главный механизм взаимодействия ученых и экспертизы научных достижений [5].
По мнению Т. А. Дуденковой [2], научная коммуникация - вид социальной коммуникации, которая имеет когнитивную специфику и ряд особенностей: предмет - специфическая научная проблематика; основное средство - специальный язык, особая среда -научное сообщество. Автор характеризует формальную научную коммуникацию как способ реализации информационной связи в области науки в соответствии с установленными официальными правилами, соответствующими нормами и ценностями научного сообщества; неформальную - как способ обмена информацией в неофициальной обстановке между субъектами, прямо или опосредованно связан-
ными между собой общими целями, установками, ожиданиями. При этом формальные и неформальные коммуникации взаимопроникают и дополняют друг друга.
Как видим, ключевыми словами в вышеприведенных дефинициях являются «новое знание / научный результат», «взаимодействие / общение», «научное сообщество». Анализ указанных дефиниций позволил предложить авторское видение исследуемого понятия в контексте педагогической науки и образовательной практики. Научные коммуникации в педагогике и образовании - это взаимодействие научных, научно-педагогических и педагогических работников с целью создания, обсуждения и внедрения результатов научных педагогических исследований, обмена опытом.
Э. М. Мирский и В. Н. Садовский определили виды научной коммуникации (автокоммуникация, межличностная, внутригруп-повая, групповая, международная, массовая), ее средства (вербальные, невербальные, искусственные), уровни (локальный, региональный, международный, глобальный) [4].
А. А. Широканова выделяет следующие функции научной коммуникации: созидательную, информационную, коммуникационную. Информационная функция научной коммуникации предполагает обсуждение, обмен научными идеями; коммуникативная - неформальное общение представителей научного общества; созидательная - продуцирование нового научного знания [6]. Формальные каналы коммуникации появились достаточно давно: журналы, встречи научных обществ. Библиотеки и конференции способствовали неформальному общению представителей науки. Научные публикации прошли путь от бумажных журналов, электронных архивов, электронных версий с гиперссылками, электронных журналов без бумажных аналогов до электронных изданий с новыми ресурсами (комментарии, обновления). Это создает условия для профессиональных дискуссий, в том числе с международным участием.
В «докомпьютерную» эпоху в научных коммуникациях преобладало личное взаимо-
действие, в настоящее время доминирует опосредованная коммуникация, электронные (цифровые) ресурсы общения. Они позволяют проводить консультации с отечественными и международными экспертами, быстро публиковать новую научную информацию, а также взаимодействовать с представителями власти, бизнеса, общественностью для обсуждения и внедрения научных результатов.
К ранним опосредованным формам научных коммуникаций можно отнести электронную почту, телефон. Электронная почта довольно долго занимала центральное место в коммуникативных практиках научных сообществ, так как позволяла привлекать всех участников сообщества. Преимущества - асинхрон-ность и низкая стоимость, недостатки - не гарантирует конфиденциальности, может вызвать неполное понимание (например, из-за сложности перевода).
Телефонная связь как синхронная коммуникация предполагает уточнение в процессе общения, но иногда может иметь более высокую стоимость. Использование личной, телефонной, компьютерной коммуникации зависит от целей взаимодействия, однако ее сочетание носит синергетический, а не альтернативный характер.
По мнению А. А. Широкановой, к новым формам научных коммуникаций - публикации и обсуждения научных статей - можно отнести:
- электронные журналы, позволяющие осуществлять публикационную деятельность независимо от издательств или институциональных источников;
- «живые обзоры» (living reviews) -сборники обзорных, регулярно обновляющихся рецензируемых статей, созданных по заданию редакции экспертами;
- архивы препринтов (например http://www. ssrn.com/);
- институциональные порталы, (например, ecsocman.hse.ru - российский портал по социальным наукам, в котором собраны новости, научные публикации) [6].
Коммуникативную функцию на новом уровне выполняют Интернет-конференции,
форумы, блоги, социальные сети. Телеконференции (Интернет-конференции) появились в 80-х гг. ХХ века и содержат электронные сообщения, доступные подписчикам для обсуждения. Например, в ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» уже стала традиционной Интернет-конференция «Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации». Форумы, появившиеся в 90-х гг. ХХ столетия, - это организованная тематическая дискуссия с частичным самоуправлением и некоей социальной иерархией участников; размещаются на тематических порталах, на сайтах вузов. Как онлайн-архив дискуссия доступна и позволяет обращаться участникам к истории обсуждения вопроса.
Блоги получили распространение в 2000-е годы как форма коммуникации, имеют различную степень публичности (закрытое обсуждение - массовое обсуждение).
Примером педагогического блога может служить блог доктора педагогических наук, профессора А. В. Хуторского https://a-khutorskoy. livejournal.com/, где обсуждаются результаты исследований Научной школы человекосо-образного образования, ведущей свою деятельность на базе Института образования человека (Москва) (https://eidos-institute.ru), Белорусского государственного университета (Минск) (https://www.bsu.by), Центра дистанционного образования «Эйдос» (Москва) (https://eidos.ru), других образовательных учреждений, школ -инновационных площадок. За 2019 год предлагались для обсуждения обоснование педагогической футурулогии как науки о прогнозировании образования человека посредством экстраполяции нынешних тенденций и предсказания последующего развития (А. В. Хуторской); разработка системы компетентност-ного подхода к созданию учебника педагогики с разделением компетенций и компетент-ностей, их диагностикой и оценкой; разработка не имеющей аналогов системы очных и дистанционных конференций для школьников «Эйдос» с использованием технологии «опэн-спэйс» и др. Также в цифровой образо-
¿о.>о/з
вательной среде - в социальных сетях и форумах в течение года велись группы в форме научного и методического блогерства (https:// eidos-mstitlIte.ш/srience/foшm/). Активная публикационная деятельность научной школы (примерно 150 ежегодных публикаций) отражена в Фейсбук (18 650 подписчиков) и других социальных сетях.
Коллективный блог по определенной теме - это сетевое сообщество как площадка для анонсирования и обсуждения научных и образовательных событий. Научные блоги содержат результаты исследований, способствуют распространению нового знания, повышают открытость публикаций и качество исследований. Социальные сети призваны создавать социальные связи между представителями профессионального сообщества или группами, служат для накопления тематической информации, оперативного информирования о предстоящих событиях, создания групп по интересам.
Например, на сайте http://wiki.stavcdo.ru функционирует 17 сетевых сообществ руководящих и педагогических работников Ставропольского края. Так, деятельность сетевого сообщества «Созвездие гуманитариев» осуществляется по следующим направлениям: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «История и обществознание» с целью поддержки сотрудничества педагогов в условиях сетевой среды. Сетевое сообщество учителей информатики «Инфомир» включает всех учителей информатики и преподавателей информационных дисциплин общих и средне-профессиональных образовательных организаций Ставропольского края. Основной задачей является обмен опытом между педагогами с целью повышения профессиональной компетентности и развития компетентности в области преподавания информационных дисциплин. В сообществе публикуются материалы по проводимым мероприятиям для педагогов, информация о готовящихся конференциях, материалы для подготовки к ГИА и организации профессиональной деятельности в рамках ФГОС.
Кроме того, на страницах сообщества размещен электронный конструктор урока, раз-
работанный преподавателями СКИРО ПК и ПРО, цель которого - помочь учителям систематизировать требования к современному уроку и составить алгоритм собственной деятельности при его моделировании.
Для учителей начальных классов создано сетевое сообщество «Мы вместе!!!», на страницах которого также размещен электронный конструктор урока, включающий общую характеристику современных образовательных технологий, специфическую для каждой из них структуру урока, а также систему методов и приемов обучения; технологические карты уроков и задания метапредметного содержания по основным предметам, разработанные учителями-практиками в рамках курсов повышения квалификации; опубликованы контрольно-оценочные материалы регионального мониторинга качества образования обучающихся 2-4 классов, задания краевой метапредмет-ной олимпиады для обучающихся, проявивших выдающиеся способности; содержится информация о проведении обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров), конференций, конкурсов профессионального мастерства (лучшие работы публикуются на сайте), способствующие совершенствованию профессиональных компетенций учителей начальных классов; выложены материалы подготовки учащихся 4-х классов к написанию ВПР по основным предметам (русский язык, математика, окружающий мир).
Кроме того, в СКИРО ПК и ПРО функционирует сетевое сообщество руководителей общеобразовательных организаций, где обсуждаются актуальные вопросы: управление персоналом в образовательной организации в условиях внедрения и реализации профессионального стандарта педагога; индивидуальная траектория профессионального самосовершенствования педагога в условиях внедрения профессионального стандарта; организация аттестации в образовательной организации.
Также, на наш взгляд, следует включить в формы научных коммуникаций и проведение конкурсов, фестивалей профессионального мастерства как федерального («Учитель года» «Воспитатель года» и др.), так и регио-
Рис. 1. Формы научных коммуникаций в педагогике и образовании
нального уровня (Краевой конкурс на лучшую методическую разработку «Интегрированная образовательная деятельность», «Работа с обучающимися, проявившими выдающиеся способности» и др.). Участие педагога в подобных мероприятиях предполагает использование последних достижений педагогики и психологии, педагогических инноваций, что обусловлено не только составом жюри, в котором всегда есть представители научного педагогического сообщества, но и стремлением самих педагогов внедрять педагогические новшества для повышения качества образовательного процесса.
Нами было проведено анкетирование для выявления форм научных коммуникаций среди педагогических работников Ставропольского края (253 респондента), которое позволило сделать следующие выводы:
- 37 % педагогических работников принимают участие в конференциях, в том числе интернет-конференциях;
- 56 % - пользуются научными журналами, в том числе электронными научными журналами;
- 87 % - пользуются электронными библиотеками;
- 32 % - участвуют в форумах, блогах;
- 41 % - состоят в сетевых сообществах педагогов.
Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что происходит интеграция педагогической науки и образовательной практики через научные коммуникации, а с другой - о недостаточности научных коммуникаций и необходимости активизации указанного процесса. Таким образом, научные коммуникации в педагогике и образовании - это взаимодействие научных, научно-педагогических и педагогических работников с целью создания, обсуждения и внедрения результатов научных педагогических исследований, обмена опытом.
Анализ философской, социологической литературы позволил определить формы научной коммуникации, в том числе в педагогической науке и образовательной практике: непосредственные (непосредственное межличностное общение, конференции, дискуссии и др.) и опосредованные (электронная почта, научные журналы, электронные библиотеки, интернет-конференции, блоги, форумы, сетевые сообщества, конкурсы профессионального мастерства и др.).
На рисунке 1 представлены формы научных коммуникаций в педагогике и образовании, позволяющие осуществлять взаимодей-
ствие педагогической науки и образовательной практики.
Научные коммуникации являются неотъемлемой частью профессионального роста и самообразования современного педагога, начиная со студенческой скамьи. С распространением информационно-коммуникационных технологий, интернета в научных коммуникациях могут принимать участие как научные работники, так и педагогические и руководящие работники, заинтересованные в собственном профессиональном развитии, самообразовании.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается значение научных коммуникаций в профессиональной деятельности современного педагога, предлагается дефиниция научной коммуникации в педагогике и образовании, описываются ее формы: непосредственные (непосредственное межличностное общение, конференции, дискуссии и др.) и опосредованные (научные журналы, электронные библиотеки, интернет-конференции, блоги, форумы, сетевые сообщества, конкурсы профессионального мастерства); приведены результаты анкетирования педагогов по вопросам участия в научных коммуникациях.
Ключевые слова: научная коммуникация, научное сообщество, педагог, педагогическая деятельность, повышение квалификации.
SUMMARY
The article reveals the importance of science communication in the professional activity of a modern teacher, offers a definition of science communication in pedagogics and education, describes its forms: direct (direct interpersonal communication, conferences, discussions, etc.) and indirect (scientific journals, electronic libraries, Internet conferences, blogs, forums, network communities, professional skill competitions); results of the survey of teachers on participation in science communication are presented.
Key words: science communication, scientific community, teacher, pedagogical activity, professional development.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выдрин О. В. Научная коммуникация: к методологии исследования // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. - № 42 (180). - С. 112-117.
2. Дуденкова Т. А. Формальное и неформальное в научной коммуникации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. - 2010. - № 3 (19). - С. 128-134.
3. Медведева С. М. Научная коммуникация в современном мире: проблемы и перспективы // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 2 (35). - С. 253-255.
4. Мирский Э. М., Садовский В.Н. Проблемы исследования коммуникации в науке. Вступительная статья // Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. -М.: Прогресс, 1976. - 440 с.
5. Руди А. Ш. Научная коммуникация и место в ней понятия устойчивости // Омский научный вестник. - 2012. - № 2 (106). -С. 115-118.
6. Широканова А. А. Новая роль и формы научной коммуникации в информационную эпоху // Социология. - 2013. - № 1. -С. 103-116.
7. Owen J. M. The Scientifc Article in the Age of Digitization. - Dordrecht, 2007. - Р. 25.
Ш)